Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой
поэт, в творчестве, С.А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в
восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность как на
хронологически жестко ограниченный отрезок.
Всю свою сознательную творческую жизнь поэт вольно или невольно стремился расширить короткие границы бытия в этом мире, несмотря на то, что известный латинский афоризм « Memento more » («Помни о смерти») можно считать удачным эпиграфом к большинству есенинских стихотворений. В целом ряде произведений временной конечности, циклической завершенности противопоставлена бесконечность пространственная. Так, например, стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье...» открывается безмятежной картиной спящей зимней природы. Пронзительная грусть воспоминаний сочетается в душе лирического героя с радостью возвращения к родному дому, к истокам. Его противоречивые ощущения передают оксюморонно звучащие строки («Сердцу приятно с тихою болью Что-нибудь вспомнить из ранних лет», «Вот отчего я чуть-чуть не заплакал И, улыбаясь, душой погас»). Запутавшись в сложностях и хитросплетениях судьбы, лирический герой стоит у порога отчего дома, мучительно выбирая для себя очередную жизненную роль. Кто он? «Хозяин своей избы» (а в широком смысле - судьбы) или «странник гонимый»?
Каждая бытовая деталь в этом стихотворении приобретает философское звучание. Любопытно, например, что лирический герой уходит из дома в непритязательной шапке из кошки, а возвращается увенчанный достатком, в новой соболиной шапке. Но перед лицом неотвратимой трагической утраты (потерей умерших родных и близких), предчувствием своего скорого ухода («Эту избу на крыльце с собакою Словно я вижу в последний раз») ценности материального мира теряют свою значимость. Вечным и неизменным предстает в произведении лишь «тонкий лимонный лунный свет». Целых три эпитета (два из которых гармонично сочетаются благодаря звуковому удвоению и как нельзя более удачно поясняют первый) подчеркивают идейную значимость данного образа, одновременно с этим придают ему художественную выразительность. Все земное же тленно, как «рыхлый», «как песок зыбучий снег».
Изба (символ традиционного жизненного уклада) - центральный в композиционном отношении образ в произведении. Семантически важен в стихотворении и возникающий в последней шестой строфе образ собаки. Он расширяет и дополняет тему прощания лирического героя с миром, ибо образ собаки традиционно в своем символическом звучании соотносится с образом друга. Ключевую же идею произведения содержит пятая строфа:
Все успокоились, все там будем, Как в этой жизни радей не радей, - Вот почему так тянусь я к людям, Вот почему так люблю людей.
Вот он, есенинский гуманизм, о котором так много говорят и пишут исследователи. Обостренно ощущая зыбкость земного бытия, поэт провозглашает самого человека высшей ценностью в этом мире. Уходя же в мир иной, человек остается жить не за кладбищенской оградкой, а лишь в памяти знавших его людей да в отчем доме, где каждый отдельный предмет и уголок хранит и помнит теплоту его рук. А красота его души остается в памяти знавших его людей. Неслучайно, вернувшись в родные края, лирический герой спрашивает себя: «Кто меня помнит? Кто позабыл?». Очевидно, что для него это чрезвычайно психологически важно.
Романтическая приподнятость небольшой пейзажной зарисовки в начальных строках произведения выглядит контрастной по отношению к трагическим нотам его финала («Эту избу на крыльце с собакою Словно я вижу в последний раз»). Лирический герой, едва вернувшись из дальних жизненных странствий, не по своей воле вынужден вновь проститься с родным домом, причём на этот раз уже навсегда.
Однако в целом стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье...» необычайно статичное, в то время как для большинства произведений С.А. Есенина характерен динамический образный ряд. На протяжении всего развития лирического сюжета герой стоит у крыльца избы. И что же окружает его? Лишь парад воспоминаний, да «синий туман» и «лунный свет» - образы, семантически актуализирующие тему недосказанности, неизвестности и неведения.
Важную композиционную роль в произведении играют повторы. Они сконцентрированы в наиболее значимых в философском отношении строфах стихотворения (четвертой и пятой). Причем С.А. Есенин использует повторы разных типов. Это прежде всего так называемые анафорические повторы, то есть повторы в самом начале стихотворных строк («Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку, Вспомнил кладбищенский рыхлый снег»; «Вот почему так тянусь я к людям, Вот почему так люблю людей. Вот отчего я чуть-чуть не заплакал»).
В данном произведении также имеются повторы внутри строк («Все успокоились, все там будем», «радей не радей») и многочисленные звуковые удвоения - такие повторы, при которых один звук или два звука, а порой и целая звуковая комбинация повторяются в соседних словах строки, тем самым обеспечивая наибольшую образную выразительность и мелодическую звучность как отдельным строкам, так и всему произведению («лимонный лунный», «шапку из кошки», «на лоб нахлобучив», «люблю людей»).
«Синий туман. Снеговое раздолье...» Есенина С.А.
Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С.А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность как на хронологически жестко ограниченный отрезок. Всю свою сознательную творческую жизнь поэт вольно или невольно стремился расширить короткие границы бытия в этом мире, несмотря на то, что известный латинский афоризм «Memento тоге» («Помни о смерти») можно считать удачным эпиграфом к большинству есенинских стихотворений. В целом ряде произведений временной конечности, циклической завершенности противопоставлена бесконечность пространственная. Так, например, стихотворение « » открывается безмятежной картиной спящей зимней природы. Пронзительная грусть воспоминаний сочетается в душе лирического героя с радостью возвращения к родному дому, к истокам. Его противоречивые ощущения передают оксюморонно звучащие строки («Сердцу приятно с тихою болью Что-нибудь вспомнить из ранних лет», «Вот отчего я чуть-чуть не заплакал И, улыбаясь, душой погас»). Запутавшись в сложностях и хитросплетениях судьбы, лирический герой стоит у порога отчего дома, мучительно выбирая для себя очередную жизненную роль. Кто он? «Хозяин своей избы» (а в широком смысле — судьбы) или «странник гонимый»?
Каждая бытовая деталь в этом стихотворении приобретает философское звучание. Любопытно, например, что лирический герой уходит из дома в непритязательной шапке из кошки, а возвращается увенчанный достатком, в новой соболиной шапке. Но перед лицом неотвратимой трагической утраты (потерей умерших родных и близких), предчувствием своего скорого ухода («Эту избу на крыльце с собакою Словно я вижу в последний раз») ценности материального мира теряют свою значимость. Вечным и неизменным предстает в произведении лишь «тонкий лимонный лунный свет». Целых три эпитета (два из которых гармонично сочетаются благодаря звуковому удвоению и как нельзя более удачно поясняют первый) подчеркивают идейную значимость данного образа, одновременно с этим придают ему художественную выразительность. Все земное же тленно, как «рыхлый», «как песок зыбучий снег».
Изба (символ традиционного жизненного уклада) — центральный в композиционном отношении образ в произведении. Семантически важен в стихотворении и возникающий в последней шестой строфе образ собаки. Он расширяет и дополняет тему прощания лирического героя с миром, ибо образ собаки традиционно в своем символическом звучании соотносится с образом друга. Ключевую же идею произведения содержит пятая строфа:
Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, —
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.
Вот он, есенинский гуманизм, о котором так много говорят и пишут исследователи. Обостренно ощущая зыбкость земного бытия, поэт провозглашает самого человека высшей ценностью в этом мире. Уходя же в мир иной, человек остается жить не за кладбищенской оградкой, а лишь в памяти знавших его людей да в отчем доме, где каждый отдельный предмет и уголок хранит и помнит теплоту его рук. А красота его души остается в памяти знавших его людей. Неслучайно, вернувшись в родные края, лирический герой спрашивает себя: «Кто меня помнит? Кто позабыл?». Очевидно, что для него это чрезвычайно психологически важно.
Романтическая приподнятость небольшой пейзажной зарисовки в начальных строках произведения выглядит контрастной по отношению к трагическим нотам его финала («Эту избу на крыльце с собакою Словно я вижу в последний раз»). Лирический герой, едва вернувшись из дальних жизненных странствий, не по своей воле вынужден вновь проститься с родным домом, причем на этот раз уже навсегда.
Однако в целом стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье...» необычайно статичное, в то время как для большинства произведений С.А. Есенина характерен динамический образный ряд. На протяжении всего развития лирического сюжета герой стоит у крыльца избы. И что же окружает его? Лишь парад воспоминаний, да «синий туман» и «лунный свет» — образы, семантически актуализирующие тему недосказанности, неизвестности и неведения.
Важную композиционную роль в произведении играют повторы. Они сконцентрированы в наиболее значимых в философском отношении строфах стихотворения (четвертой и пятой). Причем С.А. Есенин использует повторы разных типов. Это прежде всего так называемые анафорические повторы, то есть повторы в самом начале стихотворных строк («Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку, Вспомнил кладбищенский рыхлый снег»; «Вот почему так тянусь я к людям, Вот почему так люблю людей. Вот отчего я чуть-чуть не заплакал»),
В данном произведении также имеются повторы внутри строк («Все успокоились, все там будем», «радей не радей») и многочисленные звуковые удвоения — такие повторы, при которых один звук или два звука, а порой и целая звуковая комбинация повторяются в соседних словах строки, тем самым обеспечивая наибольшую образную выразительность и мелодическую звучность как отдельным строкам, так и всему произведению («лимонный лунный», «шапку из кошки», «на лоб нахлобучив», «люблю людей»).
Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С.А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность как на хронологически жестко ограниченный отрезок. Всю свою сознательную творческую жизнь поэт вольно или невольно стремился расширить короткие границы бытия в этом мире, несмотря на то, что известный латинский афоризм «Memento mоrе» («Помни о смерти») можно считать удачным эпиграфом к большинству есенинских стихотворений. В целом ряде произведений временной конечности, циклической завершенности противопоставлена бесконечность пространственная.
Так, например, стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье…» открывается безмятежной картиной спящей зимней природы. Пронзительная грусть воспоминаний сочетается в душе лирического героя с радостью возвращения к родному дому, к истокам. Его противоречивые ощущения передают оксюморонно звучащие строки
«Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет».
«Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас».
Запутавшись в сложностях и хитросплетениях судьбы, лирический герой стоит у порога отчего дома, мучительно выбирая для себя очередную жизненную роль. Кто он? «Хозяин своей избы» (а в широком смысле - судьбы) или «странник гонимый»?
Каждая бытовая деталь в этом стихотворении приобретает философское звучание. Любопытно, например, что лирический герой уходит из дома в непритязательной шапке из кошки, а возвращается увенчанный достатком, в новой соболиной шапке. Но перед лицом неотвратимой трагической утраты (потерей умерших родных и близких), предчувствием своего скорого ухода («Эту избу на крыльце с собакою / Словно я вижу в последний раз») ценности материального мира теряют свою значимость. Вечным и неизменным предстает в произведении лишь «тонкий лимонный лунный свет». Целых три эпитета (два из которых гармонично сочетаются благодаря звуковому удвоению и как нельзя более удачно поясняют первый) подчеркивают идейную значимость данного образа, одновременно с этим придают ему художественную выразительность. Все земное же тленно, как «рыхлый», «как песок зыбучий снег».
Изба (символ традиционного жизненного уклада) - центральный в композиционном отношении образ в произведении. Семантически важен в стихотворении и возникающий в последней шестой строфе образ собаки. Он расширяет и дополняет тему прощания лирического героя с миром, ибо образ собаки традиционно в своем символическом звучании соотносится с образом друга. Ключевую же идею произведения содержит пятая строфа:
Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, -
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.
Вот он, есенинский гуманизм, о котором так много говорят и пишут исследователи. Обостренно ощущая зыбкость земного бытия, поэт провозглашает самого человека высшей ценностью в этом мире. Уходя же в мир иной, человек остается жить не за кладбищенской оградкой, а лишь в памяти знавших его людей да в отчем доме, где каждый отдельный предмет и уголок хранит и помнит теплоту его рук. А красота его души остается в памяти знавших его людей. Неслучайно, вернувшись в родные края, лирический герой спрашивает себя: «Кто меня помнит? Кто позабыл?». Очевидно, что для него это чрезвычайно психологически важно.
Романтическая приподнятость небольшой пейзажной зарисовки в начальных строках произведения выглядит контрастной по отношению к трагическим нотам его финала («Эту избу на крыльце с собакою Словно я вижу в последний раз»). Лирический герой, едва вернувшись из дальних жизненных странствий, не по своей воле вынужден вновь проститься с родным домом, причём на этот раз уже навсегда.
Однако в целом стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье…» необычайно статичное, в то время как для большинства произведений С.А. Есенина характерен динамический образный ряд. На протяжении всего развития лирического сюжета герой стоит у крыльца избы. И что же окружает его? Лишь парад воспоминаний, да «синий туман» и «лунный свет» - образы, семантически актуализирующие тему недосказанности, неизвестности и неведения.
Важную композиционную роль в произведении играют повторы. Они сконцентрированы в наиболее значимых в философском отношении строфах стихотворения (четвертой и пятой). Причем С.А. Есенин использует повторы разных типов. Это прежде всего так называемые анафорические повторы, то есть повторы в самом начале стихотворных строк
«Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег»
«Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.
Вот отчего я чуть-чуть не заплакал».
В данном произведении также имеются повторы внутри строк («Все успокоились, все там будем», «радей не радей») и многочисленные звуковые удвоения - такие повторы, при которых один звук или два звука, а порой и целая звуковая комбинация повторяются в соседних словах строки, тем самым обеспечивая наибольшую образную выразительность и мелодическую звучность как отдельным строкам, так и всему произведению («лимонный лунный», «шапку из кошки», «на лоб нахлобучив», «люблю людей»).
«Синий туман. Снеговое раздолье…» Сергей Есенин
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.Снег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне без слов,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий дров.Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,-
Старый хозяин своей избы.Молча я комкаю новую шапку,
Не по душе мне соболий мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей,-
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас,-
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.
Анализ стихотворения Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье…»
В 1970-1980-е годы появляются версии о том, что Есенин был убит, а не покончил с собой. В совершении жестокой расправы над поэтом в разное время обвиняли литературных завистников, евреев, чекистов. Иногда высказывались версии по-настоящему фантастические. Одна из самых оригинальных идей – Сергея Александровича где-то убили, впоследствии перенеся тело в номер ленинградской гостиницы «Англетер». Впрочем, нет пока теории, помимо официально принятой, которая бы находилась в полном соответствии с фактами. Дело в том, что на исходе 1925 года душевное состояние поэта оставляло желать лучшего. В течение примерно месяца он проходил курс лечения в московской психоневрологической больнице, из нее отправился в Ленинград. Накануне отъезда Сергей Александрович навестил родственников с целью попрощаться.
Стремление Есенина к смерти ярко проявилось в его творчестве. В лирике, относящейся к периоду с 1923 по 1925 гг., много раз речь идет о самоубийстве. Еще чаще поэт говорит о своей скорой кончине. В качестве примера можно привести философское стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье…», датированное концом сентября 1925-го. Посредством кольцевой композиции Есенин показывает замкнутый круг человеческой жизни. В произведении лирический герой возвращается в отчий дом. При этом он вспоминает, как когда-то покинул родную избу, нахлобучив «шапку из кошки на лоб». Прошло немало лет, ознаменовавшихся кардинальными переменами. Из жизни ушли некоторые родственники и близкие люди лирического героя. Зато ему удалось стать состоятельным. Вот только не по душе оказалась новая шапка из дорогого собольего меха.
В стихотворении встречается несколько образов, характерных для поэзии Есенина, — деревенская изба (символ родного дома), собака (олицетворение преданности). В который раз возникает странник. Он появился еще в ранней лирике Сергея Александровича. Образ этот рожден детскими воспоминаниями поэта: вместе с бабушкой Есенин ходил в недолгие паломничества.
В произведении «Синий туман. Снеговое раздолье…» пейзаж статичен – в самом начале дано описание зимней ночи, и впоследствии ничего не меняется. Интересно, что обычно Сергей Александрович показывал природу в динамике. Возможно, в рассматриваемом стихотворении неподвижность нарисованной картины связана с остановкой лирического героя – он замирает, чтобы осмыслить свою жизнь, поразмышлять на тему смерти, подумать о прошлом и будущем.