Анализ стихотворения суриков детство. Индивидуальное сообщение на тему: «Детство Сурикова»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство», заинтересовать в изучении других его произведений.
  2. Учить работать с лирическим произведением, деля его на смысловые части, продолжать работу по выявлению главной мысли стихотворного текста.
  3. Учить находить в тексте изобразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, сравнения) и приемы повторы), используемые автором, продолжать работать над выразительностью чтения, учить выделять голосом логические ударения и паузы.
  4. Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
  5. Развивать память, логическое мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие, проверка готовности.

2. Мотивация.

II. Актуализация знаний.

Какой раздел мы изучаем? («Стихи русских поэтов».)

Знаете ли вы, что такое стихотворение? (Творение стихов, создание.)

Что значит «творить»? (Создавать.)

Кто создает стихи? (Поэты.)

Чтобы вспомнить, какими русскими поэтами мы уже познакомились, предлагаю немного поиграть. Сейчас некоторые из вас прочитают наизусть отрывки или стихотворения вам уже известных поэтов, а остальные будут отгадывать, кто автор?

Работа с таблицей.

Русские поэты

III. Сообщение темы, постановка учебных задач.

Посмотрите, один портрет остался неоткрытым. Как думаете, почему? (Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, прочитаем его стихотворение.)

Сегодня мы откроем для себя новое имя в разделе «Стихи Русских поэтов». Это Иван Захарович Суриков. Чтобы предположить, о чем пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам:

  • Моя деревня
  • мой дом
  • качусь я в санках
  • друзья-мальчишки

Как думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (О детях, зимних забавах.)

В каком возрасте мы охватываем зимние забавы?

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство».

Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.)

Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления.

Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернешь.)

IV. Словарная работа.

  1. Весь ты перезябнешь – замерзнешь.
  2. Ветхая шубенка – старая шубенка.
  3. Избу освещает – подставка для свечи.
  4. Огонёк светца.
  5. Сердце так и мрет – замирает.
  6. Сон смежит – закрыть, сомкнуть глаза.
  7. Омрачали – мрак (темнота). делали грустными, печальными.

V. Первичное чтение.

Первичное чтение осуществляет чтение.

С каким чувством поэт говорит о своем детстве? (С чувством радости и сожаления.)

VI. Самостоятельное чтение учащимися.

Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт?

После чтения обсуждается план и открывается на доске:

План :

VII. Самостоятельная работа.

Задание по группам: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы?

Первая группа:
- Что поэт считает своим домом?
- Какую картину описывает автор? (Катание с горы.)
- От чьего имени ведет рассказ поэт? (Мальчика.)
- Что происходит с мальчиком?
- Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия? (Повтор: вот..., вот..., вот...)

Вторая группа:
- Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.)
- Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности того времени. в котором происходит действие? (Перезябнешь, ветхая.)
- Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста. (Тихо все кругом/ вьюга воет за окном.)
- Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует? (Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа.)
- Приведите примеры использования олицетворений другим автором? (Примеры из стих. А.С. Пушкина.)

Третья группа:
-Что приснилось мальчику? Прочитайте.
- Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке? (Сравнения.) Приведите примеры (Иван-царевич будто я.)
- Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте (Слова-помощники: будто, точно.)

Четверная группа:
- В каком настроении пребывает мальчик во время сна? (Эмоц. возбуждения, страха).
-Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх сменяются покоем.)
- Как понимаете слова:

Весело текли вы,
Детские годы?

Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.)
- С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)
- Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)

VIII. Проверка самостоятельной работы учащихся.

  1. Выразительное чтение группами по частям.
  2. Выступление одного человека от группы.

IX. Фронтальная работа.

Каким было детство мальчика? (Выборочное чтение.)

Детство мальчика было радостным и веселым.

Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве.)

Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении?

Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта?

Индивидуальное сообщение на тему: «Детство Сурикова».

Счастливое детство поэта прошло в деревне Новоселово Ярославской губернии. Семья его принадлежала к оброчным крестьянам графа Шереметева. Мать и бабушка, ласково опекавшие мальчика, оставили в его душе светлые воспоминания, ввели его в мир народных сказок и песен:

И начну у бабки Сказки я просить;
И начнёт мне бабка Сказку говорить...

Детские годы, которые "весело текли", закончились, когда Ивану исполнилось 8 лет. Он уехал в Москву к отцу, хозяину овощной лавки. С тех пор мальчик был на побегушках сначала у отца, потом у дяди, испытывал постоянный голод и унижения. Скрасило ему жизнь знакомство с двумя богомолками, Одна из которых познакомила его с житиями святых, духовными стихами, другими книгами религиозного содержания, а вторая – с песенным творчеством русских поэтов.

Он сам пробовал писать стихи, много читал, черпая вдохновение у великих поэтов. Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым, Майковым и другими он наслаждался втайне от отца, который сердито поучал мальчика: "Купцу лишняя книжность дохода не даст..." Не возражая, не вступая в споры, Ваня продолжал покорно везти ненавистный "торговый воз" и до конца дней торговал железом и углём, разным тряпьём и ломом. Но была у него и другая, тайная жизнь: он писал светлые песни и грустные стихотворные истории о тяжёлой бедняцкой доле.

Сурикову исполнился 21 год, когда он познакомился с Плещеевым, которому осмелился показать свои стихи. Плещееву стихи понравились, одно из стихотворений с его помощью было опубликовано. С тех пор Суриков активно печатается в журналах. Его стихи перекладываются на музыку и становятся песнями, которые поются до сих пор и считаются народными: "Рябина", "Степь да степь кругом", песня о казни Степана Разина... Первый сборник стихотворений Сурикова (1871) в течение короткого времени переиздаётся дважды.

Умер поэт от туберкулёза в возрасте сорока лет.

Для детей им написаны самые тёплые стихи, в которых оживает сказка и волшебство его детства, и фольклорные образы составляют сердцевину жизни ребёнка:

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят...
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.

X. Итог урока.

Подготовьтесь к концу урока.

Что нового узнали? С каким русским поэтом познакомились?

Чему учились? (Выразительному чтению и анализу стих. произведения.)

Для чего нам это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.)

Чем необычно стихотворение?(Частая смена действий, событий.)

Как художник может рассказать о своем детстве? (Нарисовать картины.)

ХI. Домашнее задание.

Чтение наизусть понравившейся части и её иллюстрирование.

и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Вязовская средняя общеобразовательная школа »

Еланского муниципального района Волгоградской области

Подготовила: учитель начальных классов

Аравина Людмила Евгеньевна

Конспект урока литературного чтения в 3а классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Предмет: литературное чтение

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 3а

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.

Цель урока : создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.

. Учебные задачи:

    учить слушать стихотворения о детях русских поэтов;

    воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

    учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

    высказывать своё отношение к прослушанному произведению;

    называть стихотворение, определять тему;

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Родину;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

Готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

Формирование представления о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

Понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное,.изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование : мультимедийная установка для демонстрации презентации; книги по разделу “Стихи русских поэтов”, модель обложка, рисунки по теме урока, карточки с изображением снеговиков, презентация, учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению.

Ход урока

1. Организация совместной деятельности. Рефлексия.

а) Активизация внимания.;

долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
б) Оптимистический настрой на урок.

Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

Мы спокойны и добры;

Приветливы и ласковы.

Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости.Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас на всём уроке.

2.Прверка домашнего задания.

.– Назовите тему раздела, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

«Стихи русских поэтов» Слайд№1.

С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

(И.Никитин «Русь», «Утро».)

Давайте мы сейчас их вспомним.

2) Проверка домашнего задания (дифференцированная работа):

чтение стихотворения Никитина «Утро»
– чтение наизусть;(2-3 уч. Дети оценивают выразительность и правильность чтения)

. 3. Актуализация, мотивация.

У вас было задание нарисовать зимние забавы детей. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Сейчас посмотрите на ваши рисунки «Зимние забавы»(рисунки на обратной стороне доски.) Какие они красочные и весёлые.

А с какими произведениями о зиме мы с вами ранее познакомились? Слайд№2

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», А.Фет» Мама, глянь-ка из окошка…», Н.Некрасов «Мороз-воевода»,Ф.Тютчев « Чародейкою зимою»

4.Постановка учебной задачи.

Слайд№3 - Как вы думаете, почему я решила вам об этом напомнить при работе в этом разделе?(Будем читать о зиме)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением из радела « Стихи русских поэтов» и познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Сур икова.

Слайд №4.

Алина расскажет нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовила дома. Слайд№5,№6.

( Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1880 году от тяжелой болезни, в нищете)

Слайд№7.

Прочитайте и назовите тему нашего урока.

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.

3) – Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Слайд№8, №9.

Для чего это вам нужно?

Для того чтобы красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим.

Физминутка. Слайд №10

5.Открытие новых знаний и способов действий.

Итак, познакомимся со стихотворением И. Сурикова «Детство».

Слушание произведения .

Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение.

6.Первичное закрепление . Слайд№11

Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите.

Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза.

О чём оно?

Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Какие картины представили?

- Давайте разделим текст на части .(Дети читают вслух и помечают карандашом части по плану)

Слайд№12

Слайд№13

Посмотрите на картину, подходит ли она к началу стихотворения.

На этой картине изображена зимняя природа, деревня.

-Давайте прочитаем ту часть стихотворения, в которой описываются забавы детей.

Слайд№14

Какую картину вы себе представили при чтении этой части, знакомы ли вам были ранее эти строки?(Изучали во втором классе)

А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок - хлоп!”?

А как себя чувствовал мальчик?

Все лицо и руки

Залепил мне снег...”

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..”

Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Всё случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом всё проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы- это действительно весёлые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

Значит, мы можем сделать вывод из этой части?(что мальчик был счастлив)

Прочитайте строки, в которых описано изменение погод(Поднялася вьюга,на небе темно…)

Подберите синонимы к слову «вьюга»(метель, пурга, буран, буря, снежная мгла)

Физминутка дыхательная и для зрения

Слайды №15, 16,17 ,18.-

3) Работа в группах.

1 группа. Режиссёры и кинематографисты.

- Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения.Какие изображения будут появляться на экране во время чтения? Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.

2 группа. Историки.

Какие слова говорят о том, что это было в старину? Найдите в толковом словаре им объяснение.

Словарная работа:

Печь-

Лапти-

Прялка-

Светец-

3 группа. Музыканты и живописцы.

Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения. Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины. Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение? (грустная, весёлая, медленная, громкая, тихая.)

Слайд№19.(заставка)

4)Проверка результатов работы групп.

7. Закрепление знаний и способов действий.

1) Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.(работа в парах)

А сейчас вы будете работать в паре, кто с кем сидит. Каждая пара должна самостоятельно смоделировать обложку к этому стихотворению. Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок. Приступайте.

А теперь давайте проверим. К доске пойдёт 1 группа и защитит свою работу. Слайд№20

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

Слайд№21

Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? Как вы оцениваете в целом общ ую работу класса на уроке? Покажите свои оценки с помощью цветных фишек .

Слайд№22

Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен. Одна из них « Что стоишь качаясь, тонкая рябина..»

А пока вы слушаете песню на слова Сурикова № Слайд 23 я предлагаю вам раскрасить гроздья рябины, которые лежат у вас на столе

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наше село Вязовка.

Слайд№24.

9. Домашнее задание:

2) выучить стихотворение наизусть;
3) выполнить задания в рабочей тетради;
4) сделать рисунки к стихотворению и подписать словами из текста.

Закончить урок я хочу пожеланием:

Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им,

Начав с нуля, иначе

Не изменяйте детской вы мечте. Стремитесь к счастью, к доброте.

2013г.

Стихи русских поэтов

Ответы к стр. 8 — 9

Иван Суриков
Детство

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернули санки
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнешь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку -
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

1. Точное слово
Какое это стихотворение: грустное или весёлое? Допишите предложение.

Это стихотворение весёлое , потому что детские годы не омрачали ни горе, ни беда .

2. Схема
Как поэт говорит о Родине, о детстве? Заполните схему словами из стихотворения.

3. Точное слово
Какие слова использует поэт, чтобы передать описание тихого вечера в семье? Подчеркните.

Ветхую шубёнку В уголке согнувшись,
Скинешь с плеч долой; Лапти дед плетёт ;
Заберёшься на печь Матушка за прялкой
К бабушке седой , Молча лён прядёт .

И сидишь, ни слова … Избу освещает
Тихо всё кругом ; Огонёк светца;
Только слышишь: воет Зимний вечер длится ,
Вьюга за окном. Длится без конца .

4. Проба пера
Перечитайте описание сна мальчика. Сделайте иллюстрацию.

Педагогические задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Новокрымская школа»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова

« Детство».

Учитель начальных классов

Дмитриева Екатерина Евгеньевна

Тип урока: Постановка учебной задачи.

Педагогические задачи:

Способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребёнка, развитию творческих способностей, образного мышления, речи; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения; ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

Обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

Развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;

Формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.

Ход урока:

  1. Организационный момент .

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

  1. Речевая разминка.

(На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлками прошлась. Д. Кедрин

Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

Прочитаем с интонацией удивления, с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, весело.

А теперь прочитаем стихотворение выразительно.

3. Введение в тему.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.

1 . Выгляну в оконце

Лежит белое Су конце

4. Гуляет в поле,

Всю зиму лежит, Да не ко нь.

А весной убежит. Летает на в оле,

Да не птица.

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна п
р идёт -
Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)

  1. Биография поэта.

Учитель: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

5.«Настройка» на восприятие:

Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас (рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).

Хотели бы вы играть в такие игрушки?

Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.

(иллюстрация)

Посмотрите на картину. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

Что вы видите?

(Дети катаются с горки)

Похожи ли дети на вас?

Что случилось с мальчиком?

(Он упал с санок)

Какое у него настроение?

(веселое, грустное, радостное, счастливое)

Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?

(«Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).

Какой из заголовков наиболее удачный?

Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.

Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.

6. Словарная работа в парах. Вы знаете, сегодня утром подул ветерок и нам принес вот такие задания. Я отправляю вам посылку, как только вы получаете задания, можете объединиться и поработать. Я засекаю одну минуту ровно. В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем зелёные кружочки.

7. Физминутка

8. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть на странице 72. (звучит фонограмма «Зимняя вьюга»)

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

А где происходило событие?

- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

- Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части?

Дети. - Мальчик был счастлив.

- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)

- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).

- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.

Как можно озаглавить эту часть?

Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки
Сказки я просить...”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

10. Подведение итогов:

Временная аналогия .

Учитель. Ребята, вот и закончилась основная часть урока. Действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы думаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в селе эти условия счастливого детства?

Все: Да, осуществилась.

Какое у вас детство?

Можно ли его назвать счастливым?

Мне очень хочется поблагодарить вас. Мы с вами замечательно поработали.

10 . Домашнее задание . (Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).

Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок.

11. Рефлексия.

Оценка - кружочек.

Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, зелёный.

Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите зелёный кружок, если не все запомнили и поняли – красный.

12. Итог урока . Напутственное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство - это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей - остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину.

Закончить урок я хочу пожеланием: Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им. Не изменяйте детской вы мечте.

Стремитесь к счастью, к красоте.

Приложение:


Ирина Спасенникова

НОД : «Заучивание стихотворения И . Сурикова «Детство » .

(образовательная область «Коммуникация» )

Цель : Познакомить детей с новым поэтическим произведением.

Задачи :

2. Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи.

3. Упражнять детей в умении классифицировать, подбирая слова по рифме; подбирать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.

Материалы : мяч, игрушка-Петрушка, карточки со слоговыми схемами слов и соответствующие им предметные картинки, дидактическое пособие «Что лишнее?» с предметными картинками на подбор слов по рифме, портрет И. З. Сурикова , мнемотаблица к стихотворению «Детство » , карточки-солнышки для рефлексии.

План-конспект НОД :

1. Огрмомент игра с мячом

«Скажи ласково»

Мяч волшебный, помоги! Звук нам в слово позови!

Скажем ласково, и вот звук к нам в слово и придёт.

Каждый должен мяч поймать,

Слово ласково сказать.

Воспитатель надевает на руку игрушку- петрушку

Здравствуйте девочки и мальчики!

Вы узнали меня? Кто я?

Здравствуй, Петрушка! Конечно, мы тебя узнали.

Ребята, давайте поздороваемся с Петрушкой по-разному, с разным выражением, с разными эмоциями!

Дидактическое упражнение «Эмоции»

Цель : развитие эмоциональной сферы детей, выразительности речи

Какие вы молодцы!

К вам пришел я неспроста

Поиграть хочу, друзья!

На картинки мои посмотрите :

«Что лишнее?» найдите.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель : развитие умения детей классифицировать слова, подбирая их по рифме.

Петрушка :

Рифма, рифма.

А что такое рифма, объясните мне, пожалуйста! (ответы детей)

Рифма очень нужна, чтобы сочинить, написать какое-нибудь стихотворение , например, о зиме.

Петрушка :

А вы знаете стихи о зиме ? Прочтите мне, пожалуйста, какое-нибудь стихотворение . Я так люблю стихи !

Дети по желанию читают знакомые стихи о зиме .

Петрушка :

Молодцы!

Только я забыл : как называется человек, который сочиняет, пишет стихи ? (поэт)

Воспитатель :

Правильно, ребята, стихи пишет поэт . И сегодня я хочу познакомить вас с одним очень известным и знаменитым поэтом и разучить его стихотворение . Вы согласны! Приглашаю пройти в литературную гостиную. Вот по этим билетикам (демонстрирует карточки) вы найдёте своё место в литературной гостиной.

Петрушка :

Ой, а что это нарисовано на билете и как я найду своё место?

Ребята, помогите, пожалуйста, Петрушке! (Объяснения детей)

Дидактическое упражнение «Найди своё место»

Цель : упражнять детей в деление слов на слоги, работать со слоговой схемой и соотносить схему с нужным словом.

2. Рассказ воспитателя.

Вот портрет Ивана Захаровича Сурикова .

Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А . С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение , и у него это получилось. Конечно, признание и успех пришли к молодому поэту Сурикову не сразу . Но теперь стихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Вот одно такое произведение этого поэта, известное вашим мамам и папам, мы сегодня и разучим.

А поможет нам в этом деле вот эта мнемотаблица (выставляет на мольберт мнемотаблицу произведения ) .

Итак, Иван Захарович Суриков . Стихотворение «Детство »

Я вам его сейчас прочитаю, послушайте внимательно, а после поделитесь, пожалуйста своим впечатлениями : какие чувства у вас вызвало это стихотворение .

Короткая беседа с детьми о стихотворении . Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.

Воспитатель,читая последнее четверостишие, голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей. Выслушивает мнения детей.

3. Физминутка «Вот так холод, вот мороз» (музыкальная,Екатерина Железнова)

1. Вот так холод, вот мороз,

Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.

Чтоб согреть его скорей,

Надо потереть сильней.

Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.

2. Будем ножки согревать,

Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.

Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.

Очень холодно стоять, стали замерзать.

3. Крепче стал мороз никак,

Мерзнем стоя так, Мерзнем стоя так

Нам пора бежать бегом.

Нам нельзя идти пешком.

Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.

4. Чтобы ручки согревать,

Будем их махать. Будем их махать.

И в ладоши будем бить.

И локтями шевелить.

И в ладоши будем бить, локтями шевелить.

5. Мы на месте не стоим,

Мы бежим, бежим, Мы бежим, бежим

Чтоб согреться поскорей,

Надо побежать быстрей.

Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей.

4. Разучивание стихотворения по мнемотаблице .

Чтение стихотворения сначала хором , потом индивидуально. Петрушка тоже старается прочитать выразительно наизусть стихотворение .

5. Подведение итога. Рефлексия.

Скажи, Петрушка, чье выразительное чтение стихотворения из детей тебе больше всего понравилось?

Петрушка делится своими впечатлениями и просит ребят тоже определить, чья декламация была убедительнее.

Воспитатель :

Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -то грустное солнышко. Выбери и ты,Петрушка, солнышко настроения!

Дети делают свой выбор.

Петрушка :

Спасибо, ребята, что пригласили меня в литературную гостиную. До новых встреч!

До свидания, Петрушка! Приходи к нам еще!

Спасибо и вам, ребята! Вы были внимательными, вежливыми посетителями литературной гостиной.

Источники :

1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада » Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2010.

2. http://er3ed.qrz.ru/surikov.htm

3. Аудиозапись Екатерины Железновой «Вот так холод, вот мороз»