Одной из тем ближайших встреч Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива станет, скорее всего, вынашиваемый США план создания «Ближневосточного стратегического альянса», некоего «арабского НАТО», имеющего явно антииранскую направленность. В нём смогли бы участвовать члены ССАГПЗ, в том числе и Катар. Для Ирана появления данного альянса явилось бы реальной угрозой и ослаблением его военно-политических позиций в регионе.
В декабре 2018 года в Королевстве Саудовской Аравии (КСА) планируется проведение очередного саммита ССАГПЗ, в который входят 6 государств – КСА, Объединённые арабские эмираты (ОАЭ), Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар. Главенствующая роль в ССАГПЗ принадлежит КСА как ведущей стране-члену в экономическом, политическом и военном отношении. Наряду с этим КСА позиционирует себя в качестве духовно-религиозного лидера суннитского арабо-мусульманского мира, хранительницы мусульманских святынь – городов Мекки и Медины, связанных с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда.
В саммите ССАГПЗ, прошедшем в 2017 году в Кувейте участвовали главы только двух стран-членов – Кувейта и Катара. Это было связано с тем, что КСА, ОАЭ, Бахрейн, а также поддержавшие их Египет и ряд других мусульманских государств обвиняли Катар в поддержке террористических группировок, каковыми они считают движение «Братьев-мусульман» и которые, по заявлению этих стран, организовывали сеть террористических ячеек в данных странах с целью дестабилизировать здесь правящие режимы.
Между КСА и Катаром имеет место достаточно давнее религиозно-политическое противостояние, обусловленное, во-первых, тем, что в этих странах исповедуются несколько различные течения ислама. В КСА – ваххабитское, а в Катаре – близкое к доктрине «Братьев-мусульман». Во-вторых, Катар, используя свои значительные финансовые возможности, получаемые от экспорта природных ресурсов, пытается конкурировать с КСА и играть всё большую роль как в ССАГПЗ, так и в регионе и даже в глобальной политике. КСА, ОАЭ, Бахрейн обвиняли Катар также в контактах с противостоящим им шиитским Ираном. В результате данные страны в 2017 году разорвали дипломатические отношения с Катаром и даже пытались организовать против него экономическую блокаду.
Олег Барабанов
Нынешний кризис в отношениях между Катаром и большинством других арабских стран Залива во главе с Саудовской Аравией имеет помимо прочего и важную идеологическую составляющую, а не просто борьбу за лидерство в регионе (и в исламском мире в целом). С этой точки зрения представляется весьма целесообразным рассмотреть Катар в контексте теории «ревизионистских держав», бросающих не только политический, но и идеологический вызовы сложившемуся статус-кво.
Мнения экспертовСейчас накал противостояния КСА и поддерживающих его стран с Катаром несколько ослаб, в виду чего на саммите в декабре 2018 года предполагается участие всех членов ССАГПЗ, в том числе Катара. Этот саммит созывается в преддверии другой, не менее важной встречи лидеров ССАГПЗ с руководством США, намеченной на январь 2019 года в Кэмп-Дэвиде.
Предполагается, что в число вопросов, которые будут обсуждаться на этих встречах, войдёт и вынашиваемый США план создания «Ближневосточного стратегического альянса», некоего «арабского НАТО», имеющего явно антииранскую направленность. В нём смогли бы участвовать члены ССАГПЗ, Египет, Иордания и возможно ряд других арабо-мусульманских стран. Своё желание вступить в данный альянс высказал также Израиль, что, впрочем, маловероятно, учитывая его напряжённые отношения со многими мусульманскими странами.
В случае создания этого блока его главным бенефициаром станет КСА, у которого существует наиболее острое противостояние с Ираном со времён исламской революции в Иране в 1979 году. Тем более что в ходе конфликта в Йемене, где Иран поддерживает хуситское движение, КСА не достигло ощутимых успехов. Более того, подразделения хуситов проникали даже на территорию КСА, где в столкновениях с ними имелись жертвы среди саудовских военнослужащих.
Карим Хаггаг
Прямых свидетельств того, что заметный сдвиг в американской политике в отношении длящегося уже третий год вторжения Саудовской Аравии в Йемен напрямую связан с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги, нет. Но ясно, что негативные последствия этого инцидента стали для такой перемены побудительным мотивом. Под влиянием бури возмущения, поднявшейся во всём мире и внутри самих США, администрации Трампа пришлось оценить меру собственной ответственности и поставить под сомнение установку на безоговорочную поддержку военного вторжения Саудовской Аравии в Йемен.
Мнения экспертовВ случае создания «арабского НАТО» ситуация в йеменском конфликте может измениться в пользу КСА. Аналогичным образом это может сказаться на ситуации в сирийском конфликте, хотя здесь велика роль России, и «арабское НАТО» даже при поддержке США, вряд ли решится входить в военно-политическое противостояние с РФ.
Появление «арабского НАТО» может также повлиять на ситуацию в Ливане и снизить здесь влияние движения «Хезболла», поддерживаемого Ираном. Ещё одним бенефициаром в случае создания «арабского НАТО» может стать Израиль, для которого Иран и движение «Хезболла» являются главными противниками в регионе.
Для Ирана появления данного альянса явилось бы реальной угрозой и ослаблением его военно-политических позиций в регионе. Ответными мерами, которые мог бы предпринять Иран, станут попытки сближения со странами, которые имеют с ним более лояльные и партнёрские отношения, прежде всего – с Россией, а также – в случае продолжения давления на него со стороны США в ситуации их выхода из соглашения по иранской ядерной программе – возобновить работы на своих ядерных объектах, что явилось бы наихудшим сценарием. Тем не менее создание «арабского НАТО» является пока проектом, осуществление которого остаётся под вопросом.
Слайд 2
Слайд 3
После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу Бакр, купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда.
Слайд 4
Халифская власть досталась Абу Бакру (632-634) в то время, когда объединение Аравии ещё не было закончено. Сразу же после смерти Мухаммеда восстали многие арабские племена. Абу Бакр жестоко подавил все эти восстания.
Мухаммед и АбуБакр посещают бедуинов.
Слайд 5
После его смерти халифом стал другой сподвижник Мухаммеда - Омар (634-644).
Слайд 6
Уже при первом халифе началось завоевательное движение арабов
Длительная война между двумя великими державами того времени - Византией и Ираном, продолжавшаяся с 602 по 628 г., истощила их силы, что способствовало успеху арабов.
Слайд 7
К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. Много мирных жителей было захвачено в рабство. Но многие города сдались завоевателям лишь на основании договоров, которые гарантировали христианам и иудеям свободу культа и личную свободу под условием признания власти арабо-мусульманского государства и уплаты податей.
Слайд 8
К концу 642 г. Арабы завоевали Египет, заняв важнейший портовый город Александрию, в 637 г. взяли и разрушили столицу Ирана - Ктесифон, а к 651 г. завершили завоевание Ирана, несмотря на упорное сопротивление его населения.
Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне.
Слайд 9
Слайд 10
Завоевание арабами византийских областей и Ирана сопровождалось перераспределением земельного фонда. К завоевателям перешли земли иранских царей, и земли убитых в сражениях иранских дехканов. Но некоторые подчинившиеся арабам иранские и византийские землевладельцы сохранили свои владения.
Слайд 11
Возвращение с работы дехканина
Слайд 12
Семейство Али - зятя Мухаммеда - получило поместья царей в Ираке. Сыновья халифов Абу Бакра и Омара стали тоже крупнейшими землевладельцами в Ираке, а мекканскиеОмейяды получили огромные владения в Сирии.
Слайд 13
На присвоенных землях арабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабов систему феодальной эксплуатации местных крестьян. Но многие «сподвижники пророка», став землевладельцами, эксплуатировали и в земледелии и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов.
Слайд 14
«Сподвижнику пророка» ибн Ауфу принадлежало 30 тыс. рабов; ибн Абу Суфьян, впоследствии халиф, на своих полях и в садах в одном только Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. рабов; наместник Басры Мугира ибн Шуба требовал от своих рабов-ремесленников, поселённых в Медине и в других местах, по 2 дирхема ежедневно.
Слайд 15
Один из рабов Мугиры, перс-христианин Абу Лулуа, по ремеслу плотник и каменотёс, принёс однажды халифу Омару жалобу на своего господина и на его непосильные требования. Омар ничем не помог Абу Лулуа и тот, доведённый до отчаяния, на другой день убил халифа в мечети кинжалом.
Халиф Омар (в 644г.).
Слайд 16
До начала VIII в. завоеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки и прежних византийских и иранских чиновников. Поэтому первоначально всё делопроизводство велось в Сирии и Палестине на греческом языке, в Египте - на греческом и коптском, а в Иране и Ираке - на среднеперсидском.
Слайд 17
Ислам распространялся постепенно. Новообращённым халифы предоставляли различные льготы, но до середины IX в. в Халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям и зороастрийцам.
Для ислама этого периода особенно характерной являлась обращённая к народным массам проповедь смирения, терпения и довольства своим жребием.
Происхождение арабского письма берет свое начало от алфавита, созданного финикийцами, которые проживали на побережье, занимавшего территорию нынешнего Ливана, Палестины и Сирии. Так как финикийцы были торговцами, которые вели торговые дела по всему Средиземноморью, то и их алфавит повлиял на развитие алфавитов средиземноморского региона.
Погребальная надпись из Ан-Намара (328г.н.э.)
Финикийское письмо развивалось по нескольким направлениям: одно из них — , а позднее современный латинский алфавит. Другое направление получило свое отражение в арамейском алфавите: который разделился на современный еврейский алфавит и набатейское письмо. От набатейского письма, которое вошло в обиход, начиная со второго века до н.э., на территории современного Иордана, произошло несколько письменных систем, в том числе традиционное арабское письмо и некоторые другие виды арабского письма.
История развития арабской письменности
Обратите внимание, что ранний арабский алфавит не имеет точек (1), в то время как в современном арабском письме они есть. Эти точки появились позднее, чтобы помочь тем, кто изучает , научиться отличать звуки (в раннем арабском алфавите было 15 различных букв для обозначения 28 звуков).
Но позднее были введены огласовки и гамза (2), которые уже начинают встречаться на письме со второй половины седьмого века. Изначально, это делалось с помощью системы красных точек, которые по преданию были введены Умайадом (Umayyad) – правителем Ирака. Тем не менее, их легко было спутать с точками, различающими буквы (3), поэтому 100 лет спустя, была принята система, которая существует и поныне.
Благодаря влиянию ислама, арабский алфавит стал одной из самых распространенных систем письма в мире, которую можно встретить в регионах Африки, Западной и Центральной Азии, а также у этнических общин в Восточной Азии, в Европе и Америке. Изначально используемый для записи арабского языка, арабский алфавит был принят в ряде других языков: персидский, пушту, урду и другие.
В общих чертах, существует два варианта арабского алфавита: куфическое письмо и насх. Куфический шрифт имеет угловатые черты, что говорит о том, что его использовали для записи на таких твердых поверхностях как дерево и камень, в то время, как насх имеет черты курсива. Куфический шрифт – самый древний из арабских шрифтов , так как его использовали на заре появления ислама для записи первых копий Корана. Ниже приводится пример куфического письма. Это часть мемориальной таблички, датируемой 11 в.н.э., найденная в Толедо, Испания (на территории некогда принадлежавшей арабам).
К 11 в. появился шрифт насхи, который постепенно вытеснил куфический шрифт, в то время популярное письмо для переписывания Корана, а также составления иной письменной документации. Современный арабский алфавит развился именно из куфического стиля письма.
Ниже дается арабский алфавит, записанный шрифтом насхи.
Одна из характерных черт арабского алфавита: различные формы написания одной буквы. В зависимости от положения буквы в слове: в начале слова, конце, или середине (промежуточная форма). Следует заметить, что если слово состоит из одной буквы, используется изолированная форма буквы для написания.
Как и в других алфавитах, произошедших от протосинайского письма, в арабском нет букв, обозначающих гласные. Тем не менее, существует система огласовки. Краткие гласные представлены диакритическими знаками над или под буквой (см.ниже). Долгие гласные представлены с помощью диакритических знаков для обозначения кратких гласных плюс буквы alif , wa: w , ya: для обозначения звуков , ,и , соответственно. (Примечание: в следующем примере, большая точка не является диакритическим знаком, но частью буквы nun )
Помимо огласовки, в арабском алфавите есть также несколько других диакритиков. Гамза , похожая на C, обозначает твердый приступ (для обозначения твердого приступа использовалась буква alif , но теперь она стала своего рода «заполнителем» в словах, начинающихся с гласной). Для гамза нужна «опорная» буква (alif , wa: w и ya: ). Еще один диакритический знак: suku: n , который похож на кружок и ставится над буквой для обозначения отсутствия гласного. И наконец, диакритический знак shadda , который похож на букву W, указывает на удвоение согласного.
Арабская система чисел :
Очень интересный ресурс по изучению арабского алфавита, написание и звучание (аудио) —
1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.
Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.
2. В чём причины успешных завоеваний арабов?
Причинами успешных завоеваний арабов являлись: соперничество и взаимное ослабление Византии и Ирана, религиозная воинственность арабов, слабость варварских государств в Северной Африке.
3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?
Завоеватели-мусульмане не Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов.
4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?
Потому что правитель - халиф обладал не только светской, но и духовной властью над всеми мусульманами, чем обеспечивалось единство.
5. В чём причины распада халифата Аббасидов?
Причины распада Арабского Халифата заключаются в мятежах знати, отсутствия возможности контролировать обширное государство, появление самостоятельных правителей, которые не подчинялись халифу, лишение халифа светской власти.
6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.
Государство Сасанидов (Персия), Армения, Азербайджан, Хорасан, Хорезм, Керман, Систан, Тохаристан, Сирия, Финикия, Палестина, Египет, Ливия, Королевство вестготов (Испания).
7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?
Эти слова можно понять так, что ислам возник в эпоху, которая хорошо освещена историческими источниками, описана средневековыми историками. Поэтому историки очень хорошо представляют условия, в которых возникла новая религия.
8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не обшайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и добрые дела и не забывай того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я... Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».
Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».
Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?
Почему такое общение должно приносить пользу?
Почему расстроился Платон?
О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?
Общаться следует только с разумными,
Такое общение приносит пользу, т.к. от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу
Платон расстроился от того, что его похвалил невежда, а значит самого Платона сравнили с невеждой, т.к. «те, кого хвалят невежды, сами невежды»
Это свидетельствует о том, что арабы не просто знали античную философию, но во многом сохранили ее в эпоху раннего средневековья.
Родиной арабов является Аравия (вернее, Аравийский полуостров), названная так тюрками и фарсами (персами). Аравия расположена на стыке Азии, Африки и Средиземного моря. Для проживания более пригодна южная часть полуострова — здесь много воды, идут дожди. Кочевых арабов называют «бедуины» (люди пустыни). В конце VI — начале VII веков арабы были на стадии перехода от первобытного строя к феодализму. Самым большим торговым центром являлась Мекка.
Характер Арабского Халифата и исламского обществ,
которые контролируются духовенством.
Арабы изначально были идолопоклонниками. С 610 года Пророк Мухаммед стал проповедовать новую, исламскую религию. В 622 году Пророк переехал (хиджрат) из Мекки в Медину. Вернувшись в Мекку в 630 году, Мухаммед основал Арабское государство. Большинство арабов приняли ислам. Фундаментальная книга ислама — Коран состоит из 114 сур. Правоверный мусульманин должен соблюдать пять главных условий: 1) знать формулу свидетельства единства Аллаха; 2) молиться; 3) соблюдать пост; 4) давать милостыню; 5) при возможности посетить святые места (хадж) — Мекку. После ПророкаМухаммеда страной стали управлять халифы (продолжатель, заместитель). История Арабского государства делится на три периода:
- 630-661 годы. Период правления Пророка Мухаммеда и после него четырех халифов — Абу Бекра, Омара, Османа, Али. Столицей халифата были Мекка и Медина.
- 661-750 годы. Период правления династии Омейядов начиная с Муавии. Столицей халифата был город Дамаск.
- 750-1258 годы. Период правления Аббасидов. Столицей с 762 года был город Багдад. При Аббасидах в 120 км от Багдада, в городе Самира, была построена резиденция халифа. Как Арабский Халифат развился на протяжении всей истории?
Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Причиной их успешного наступления были: 1) большое войско, особенно многочисленная легкая конница; 2) Иран и Византия были истощены длительной войной друг с другом; 3) местные жители, измученные этой войной, смотрели на арабов как на избавителей.
В начале VIII века арабы захватили Северную Африку и в 711 году во главе с Таригом переправились через Гибралтар (арабское название “Джабаллутариг” — в честь Тарига) и завоевали Пиренейский полуостров. В 732 году в битве при Пуатье арабы проиграли и отошли на юг. Войска мусульман завоевали Кавказ и Центральную Азию, на востоке они достигли Китая и долины реки Инд. В конце VII — первой половине VIII веков границы халифата простирались от Атлантического океана до Индии и Китая. Во главе страны стоял халиф, который во время войны был верховным главнокомандующим.
Для управления различными отраслями хозяйства были созданы диваны: диван военных дел занимался обеспечением армии, диван внутренних дел контролировал сбор налогов. Важную роль играл в халифате диван почтовой службы. Использовались даже почтовые голуби. Все государственные дела в халифате велись на арабском языке. В пределах халифата имели хождение золотой динар и серебряный дирхем. Все завоеванные земли были собственностью государства. Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, арабы широко практиковали переселен-ческую политику. При этом преследовались две цели:
- создавая этническую опору, укрепиться;
- переселяя тех, кто находился государственном обеспечении, освободить казну от лишних платежей.
Народы, насильно включенные в состав халифата, восставали. В Центральной Азии под руководством Муганны в 783-785 гг. поднялось восстание. В основе учения Муганны лежало учение Маздака.
В правление халифа Мохтасима (833-842) усилились военные позиции тюрков, была создана особая армия, состоящая только из тюрков. В борьбе с Византией и при подавлении восстаний Мохтасим привлекал тюрков.
В государственных учреждениях тюркам давали высокие должности, так как они были более сведущими в административных делах.