Арабские завоевания и арабский халифат. Презентация на тему "завоевания арабов и создание арабского халифата"

Одной из тем ближайших встреч Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива станет, скорее всего, вынашиваемый США план создания «Ближневосточного стратегического альянса», некоего «арабского НАТО», имеющего явно антииранскую направленность. В нём смогли бы участвовать члены ССАГПЗ, в том числе и Катар. Для Ирана появления данного альянса явилось бы реальной угрозой и ослаблением его военно-политических позиций в регионе.

В декабре 2018 года в Королевстве Саудовской Аравии (КСА) планируется проведение очередного саммита ССАГПЗ, в который входят 6 государств – КСА, Объединённые арабские эмираты (ОАЭ), Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар. Главенствующая роль в ССАГПЗ принадлежит КСА как ведущей стране-члену в экономическом, политическом и военном отношении. Наряду с этим КСА позиционирует себя в качестве духовно-религиозного лидера суннитского арабо-мусульманского мира, хранительницы мусульманских святынь – городов Мекки и Медины, связанных с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда.

В саммите ССАГПЗ, прошедшем в 2017 году в Кувейте участвовали главы только двух стран-членов – Кувейта и Катара. Это было связано с тем, что КСА, ОАЭ, Бахрейн, а также поддержавшие их Египет и ряд других мусульманских государств обвиняли Катар в поддержке террористических группировок, каковыми они считают движение «Братьев-мусульман» и которые, по заявлению этих стран, организовывали сеть террористических ячеек в данных странах с целью дестабилизировать здесь правящие режимы.

Между КСА и Катаром имеет место достаточно давнее религиозно-политическое противостояние, обусловленное, во-первых, тем, что в этих странах исповедуются несколько различные течения ислама. В КСА – ваххабитское, а в Катаре – близкое к доктрине «Братьев-мусульман». Во-вторых, Катар, используя свои значительные финансовые возможности, получаемые от экспорта природных ресурсов, пытается конкурировать с КСА и играть всё большую роль как в ССАГПЗ, так и в регионе и даже в глобальной политике. КСА, ОАЭ, Бахрейн обвиняли Катар также в контактах с противостоящим им шиитским Ираном. В результате данные страны в 2017 году разорвали дипломатические отношения с Катаром и даже пытались организовать против него экономическую блокаду.

Олег Барабанов

Нынешний кризис в отношениях между Катаром и большинством других арабских стран Залива во главе с Саудовской Аравией имеет помимо прочего и важную идеологическую составляющую, а не просто борьбу за лидерство в регионе (и в исламском мире в целом). С этой точки зрения представляется весьма целесообразным рассмотреть Катар в контексте теории «ревизионистских держав», бросающих не только политический, но и идеологический вызовы сложившемуся статус-кво.

Мнения экспертов

Сейчас накал противостояния КСА и поддерживающих его стран с Катаром несколько ослаб, в виду чего на саммите в декабре 2018 года предполагается участие всех членов ССАГПЗ, в том числе Катара. Этот саммит созывается в преддверии другой, не менее важной встречи лидеров ССАГПЗ с руководством США, намеченной на январь 2019 года в Кэмп-Дэвиде.

Предполагается, что в число вопросов, которые будут обсуждаться на этих встречах, войдёт и вынашиваемый США план создания «Ближневосточного стратегического альянса», некоего «арабского НАТО», имеющего явно антииранскую направленность. В нём смогли бы участвовать члены ССАГПЗ, Египет, Иордания и возможно ряд других арабо-мусульманских стран. Своё желание вступить в данный альянс высказал также Израиль, что, впрочем, маловероятно, учитывая его напряжённые отношения со многими мусульманскими странами.

В случае создания этого блока его главным бенефициаром станет КСА, у которого существует наиболее острое противостояние с Ираном со времён исламской революции в Иране в 1979 году. Тем более что в ходе конфликта в Йемене, где Иран поддерживает хуситское движение, КСА не достигло ощутимых успехов. Более того, подразделения хуситов проникали даже на территорию КСА, где в столкновениях с ними имелись жертвы среди саудовских военнослужащих.

Карим Хаггаг

Прямых свидетельств того, что заметный сдвиг в американской политике в отношении длящегося уже третий год вторжения Саудовской Аравии в Йемен напрямую связан с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги, нет. Но ясно, что негативные последствия этого инцидента стали для такой перемены побудительным мотивом. Под влиянием бури возмущения, поднявшейся во всём мире и внутри самих США, администрации Трампа пришлось оценить меру собственной ответственности и поставить под сомнение установку на безоговорочную поддержку военного вторжения Саудовской Аравии в Йемен.

Мнения экспертов

В случае создания «арабского НАТО» ситуация в йеменском конфликте может измениться в пользу КСА. Аналогичным образом это может сказаться на ситуации в сирийском конфликте, хотя здесь велика роль России, и «арабское НАТО» даже при поддержке США, вряд ли решится входить в военно-политическое противостояние с РФ.

Появление «арабского НАТО» может также повлиять на ситуацию в Ливане и снизить здесь влияние движения «Хезболла», поддерживаемого Ираном. Ещё одним бенефициаром в случае создания «арабского НАТО» может стать Израиль, для которого Иран и движение «Хезболла» являются главными противниками в регионе.

Для Ирана появления данного альянса явилось бы реальной угрозой и ослаблением его военно-политических позиций в регионе. Ответными мерами, которые мог бы предпринять Иран, станут попытки сближения со странами, которые имеют с ним более лояльные и партнёрские отношения, прежде всего – с Россией, а также – в случае продолжения давления на него со стороны США в ситуации их выхода из соглашения по иранской ядерной программе – возобновить работы на своих ядерных объектах, что явилось бы наихудшим сценарием. Тем не менее создание «арабского НАТО» является пока проектом, осуществление которого остаётся под вопросом.

Слайд 2

Слайд 3

После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу Бакр, купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда.

Слайд 4

Халифская власть досталась Абу Бакру (632-634) в то время, когда объединение Аравии ещё не было закончено. Сразу же после смерти Мухаммеда восстали многие арабские племена. Абу Бакр жестоко подавил все эти восстания.
Мухаммед и АбуБакр посещают бедуинов.

Слайд 5

После его смерти халифом стал другой сподвижник Мухаммеда - Омар (634-644).

Слайд 6

Уже при первом халифе началось завоевательное движение арабов

Длительная война между двумя великими державами того времени - Византией и Ираном, продолжавшаяся с 602 по 628 г., истощила их силы, что способствовало успеху арабов.

Слайд 7

К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. Много мирных жителей было захвачено в рабство. Но многие города сдались завоевателям лишь на основании договоров, которые гарантировали христианам и иудеям свободу культа и личную свободу под условием признания власти арабо-мусульманского государства и уплаты податей.

Слайд 8

К концу 642 г. Арабы завоевали Египет, заняв важнейший портовый город Александрию, в 637 г. взяли и разрушили столицу Ирана - Ктесифон, а к 651 г. завершили завоевание Ирана, несмотря на упорное сопротивление его населения.
Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне.

Слайд 9

Слайд 10

Завоевание арабами византийских областей и Ирана сопровождалось перераспределением земельного фонда. К завоевателям перешли земли иранских царей, и земли убитых в сражениях иранских дехканов. Но некоторые подчинившиеся арабам иранские и византийские землевладельцы сохранили свои владения.

Слайд 11

Возвращение с работы дехканина

  • Слайд 12

    Семейство Али - зятя Мухаммеда - получило поместья царей в Ираке. Сыновья халифов Абу Бакра и Омара стали тоже крупнейшими землевладельцами в Ираке, а мекканскиеОмейяды получили огромные владения в Сирии.

    Слайд 13

    На присвоенных землях арабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабов систему феодальной эксплуатации местных крестьян. Но многие «сподвижники пророка», став землевладельцами, эксплуатировали и в земледелии и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов.

    Слайд 14

    «Сподвижнику пророка» ибн Ауфу принадлежало 30 тыс. рабов; ибн Абу Суфьян, впоследствии халиф, на своих полях и в садах в одном только Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. рабов; наместник Басры Мугира ибн Шуба требовал от своих рабов-ремесленников, поселённых в Медине и в других местах, по 2 дирхема ежедневно.

    Слайд 15

    Один из рабов Мугиры, перс-христианин Абу Лулуа, по ремеслу плотник и каменотёс, принёс однажды халифу Омару жалобу на своего господина и на его непосильные требования. Омар ничем не помог Абу Лулуа и тот, доведённый до отчаяния, на другой день убил халифа в мечети кинжалом.
    Халиф Омар (в 644г.).

    Слайд 16

    До начала VIII в. завоеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки и прежних византийских и иранских чиновников. Поэтому первоначально всё делопроизводство велось в Сирии и Палестине на греческом языке, в Египте - на греческом и коптском, а в Иране и Ираке - на среднеперсидском.

    Слайд 17

    Ислам распространялся постепенно. Новообращённым халифы предоставляли различные льготы, но до середины IX в. в Халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям и зороастрийцам.
    Для ислама этого периода особенно характерной являлась обращённая к народным массам проповедь смирения, терпения и довольства своим жребием.

    Происхождение арабского письма берет свое начало от алфавита, созданного финикийцами, которые проживали на побережье, занимавшего территорию нынешнего Ливана, Палестины и Сирии. Так как финикийцы были торговцами, которые вели торговые дела по всему Средиземноморью, то и их алфавит повлиял на развитие алфавитов средиземноморского региона.

    Погребальная надпись из Ан-Намара (328г.н.э.)

    Финикийское письмо развивалось по нескольким направлениям: одно из них — , а позднее современный латинский алфавит. Другое направление получило свое отражение в арамейском алфавите: который разделился на современный еврейский алфавит и набатейское письмо. От набатейского письма, которое вошло в обиход, начиная со второго века до н.э., на территории современного Иордана, произошло несколько письменных систем, в том числе традиционное арабское письмо и некоторые другие виды арабского письма.

    История развития арабской письменности

    Обратите внимание, что ранний арабский алфавит не имеет точек (1), в то время как в современном арабском письме они есть. Эти точки появились позднее, чтобы помочь тем, кто изучает , научиться отличать звуки (в раннем арабском алфавите было 15 различных букв для обозначения 28 звуков).

    Но позднее были введены огласовки и гамза (2), которые уже начинают встречаться на письме со второй половины седьмого века. Изначально, это делалось с помощью системы красных точек, которые по преданию были введены Умайадом (Umayyad) – правителем Ирака. Тем не менее, их легко было спутать с точками, различающими буквы (3), поэтому 100 лет спустя, была принята система, которая существует и поныне.

    Благодаря влиянию ислама, арабский алфавит стал одной из самых распространенных систем письма в мире, которую можно встретить в регионах Африки, Западной и Центральной Азии, а также у этнических общин в Восточной Азии, в Европе и Америке. Изначально используемый для записи арабского языка, арабский алфавит был принят в ряде других языков: персидский, пушту, урду и другие.

    В общих чертах, существует два варианта арабского алфавита: куфическое письмо и насх. Куфический шрифт имеет угловатые черты, что говорит о том, что его использовали для записи на таких твердых поверхностях как дерево и камень, в то время, как насх имеет черты курсива. Куфический шрифт – самый древний из арабских шрифтов , так как его использовали на заре появления ислама для записи первых копий Корана. Ниже приводится пример куфического письма. Это часть мемориальной таблички, датируемой 11 в.н.э., найденная в Толедо, Испания (на территории некогда принадлежавшей арабам).

    К 11 в. появился шрифт насхи, который постепенно вытеснил куфический шрифт, в то время популярное письмо для переписывания Корана, а также составления иной письменной документации. Современный арабский алфавит развился именно из куфического стиля письма.

    Ниже дается арабский алфавит, записанный шрифтом насхи.

    Одна из характерных черт арабского алфавита: различные формы написания одной буквы. В зависимости от положения буквы в слове: в начале слова, конце, или середине (промежуточная форма). Следует заметить, что если слово состоит из одной буквы, используется изолированная форма буквы для написания.

    Как и в других алфавитах, произошедших от протосинайского письма, в арабском нет букв, обозначающих гласные. Тем не менее, существует система огласовки. Краткие гласные представлены диакритическими знаками над или под буквой (см.ниже). Долгие гласные представлены с помощью диакритических знаков для обозначения кратких гласных плюс буквы alif , wa: w , ya: для обозначения звуков , ,и , соответственно. (Примечание: в следующем примере, большая точка не является диакритическим знаком, но частью буквы nun )

    Помимо огласовки, в арабском алфавите есть также несколько других диакритиков. Гамза , похожая на C, обозначает твердый приступ (для обозначения твердого приступа использовалась буква alif , но теперь она стала своего рода «заполнителем» в словах, начинающихся с гласной). Для гамза нужна «опорная» буква (alif , wa: w и ya: ). Еще один диакритический знак: suku: n , который похож на кружок и ставится над буквой для обозначения отсутствия гласного. И наконец, диакритический знак shadda , который похож на букву W, указывает на удвоение согласного.

    Арабская система чисел :

    Очень интересный ресурс по изучению арабского алфавита, написание и звучание (аудио) —

    1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.

    Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.

    2. В чём причины успешных завоеваний арабов?

    Причинами успешных завоеваний арабов являлись: соперничество и взаимное ослабление Византии и Ирана, религиозная воинственность арабов, слабость варварских государств в Северной Африке.

    3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?

    Завоеватели-мусульмане не Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов.

    4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?

    Потому что правитель - халиф обладал не только светской, но и духовной властью над всеми мусульманами, чем обеспечивалось единство.

    5. В чём причины распада халифата Аббасидов?

    Причины распада Арабского Халифата заключаются в мятежах знати, отсутствия возможности контролировать обширное государство, появление самостоятельных правителей, которые не подчинялись халифу, лишение халифа светской власти.

    6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.

    Государство Сасанидов (Персия), Армения, Азербайджан, Хорасан, Хорезм, Керман, Систан, Тохаристан, Сирия, Финикия, Палестина, Египет, Ливия, Королевство вестготов (Испания).

    7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?

    Эти слова можно понять так, что ислам возник в эпоху, которая хорошо освещена историческими источниками, описана средневековыми историками. Поэтому историки очень хорошо представляют условия, в которых возникла новая религия.

    8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не обшайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и добрые дела и не забывай того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я... Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».

    Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».

    Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?

    Почему такое общение должно приносить пользу?

    Почему расстроился Платон?

    О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?

    Общаться следует только с разумными,

    Такое общение приносит пользу, т.к. от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу

    Платон расстроился от того, что его похвалил невежда, а значит самого Платона сравнили с невеждой, т.к. «те, кого хвалят невежды, сами невежды»

    Это свидетельствует о том, что арабы не просто знали античную философию, но во многом сохранили ее в эпоху раннего средневековья.

    Родиной арабов является Аравия (вернее, Аравийский полуостров), названная так тюрками и фарсами (персами). Аравия расположена на стыке Азии, Африки и Средиземного моря. Для проживания более пригодна южная часть полуострова — здесь много воды, идут дожди. Кочевых арабов называют «бедуины» (люди пустыни). В конце VI — начале VII веков арабы были на стадии перехода от первобытного строя к феодализму. Самым большим торговым центром являлась Мекка. Характер Арабского Халифата и исламского обществ,
    которые контролируются духовенством.

    Арабы изначально были идолопоклонниками. С 610 года Пророк Мухаммед стал проповедовать новую, исламскую религию. В 622 году Пророк переехал (хиджрат) из Мекки в Медину. Вернувшись в Мекку в 630 году, Мухаммед основал Арабское государство. Большинство арабов приняли ислам. Фундаментальная книга ислама — Коран состоит из 114 сур. Правоверный мусульманин должен соблюдать пять главных условий: 1) знать формулу свидетельства единства Аллаха; 2) молиться; 3) соблюдать пост; 4) давать милостыню; 5) при возможности посетить святые места (хадж) — Мекку. После ПророкаМухаммеда страной стали управлять халифы (продолжатель, заместитель). История Арабского государства делится на три периода:

    1. 630-661 годы. Период правления Пророка Мухаммеда и после него четырех халифов — Абу Бекра, Омара, Османа, Али. Столицей халифата были Мекка и Медина.
    2. 661-750 годы. Период правления династии Омейядов начиная с Муавии. Столицей халифата был город Дамаск.
    3. 750-1258 годы. Период правления Аббасидов. Столицей с 762 года был город Багдад. При Аббасидах в 120 км от Багдада, в городе Самира, была построена резиденция халифа. Как Арабский Халифат развился на протяжении всей истории?

    Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Причиной их успешного наступления были: 1) большое войско, особенно многочисленная легкая конница; 2) Иран и Византия были истощены длительной войной друг с другом; 3) местные жители, измученные этой войной, смотрели на арабов как на избавителей.

    В начале VIII века арабы захватили Северную Африку и в 711 году во главе с Таригом переправились через Гибралтар (арабское название “Джабаллутариг” — в честь Тарига) и завоевали Пиренейский полуостров. В 732 году в битве при Пуатье арабы проиграли и отошли на юг. Войска мусульман завоевали Кавказ и Центральную Азию, на востоке они достигли Китая и долины реки Инд. В конце VII — первой половине VIII веков границы халифата простирались от Атлантического океана до Индии и Китая. Во главе страны стоял халиф, который во время войны был верховным главнокомандующим.

    Для управления различными отраслями хозяйства были созданы диваны: диван военных дел занимался обеспечением армии, диван внутренних дел контролировал сбор налогов. Важную роль играл в халифате диван почтовой службы. Использовались даже почтовые голуби. Все государственные дела в халифате велись на арабском языке. В пределах халифата имели хождение золотой динар и серебряный дирхем. Все завоеванные земли были собственностью государства. Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, арабы широко практиковали переселен-ческую политику. При этом преследовались две цели:

    • создавая этническую опору, укрепиться;
    • переселяя тех, кто находился государственном обеспечении, освободить казну от лишних платежей.

    Народы, насильно включенные в состав халифата, восставали. В Центральной Азии под руководством Муганны в 783-785 гг. поднялось восстание. В основе учения Муганны лежало учение Маздака.

    В правление халифа Мохтасима (833-842) усилились военные позиции тюрков, была создана особая армия, состоящая только из тюрков. В борьбе с Византией и при подавлении восстаний Мохтасим привлекал тюрков.

    В государственных учреждениях тюркам давали высокие должности, так как они были более сведущими в административных делах.