Чем грунтовать картон под акриловые краски. Грунтовка для картона

В этой статье, речь пойдет о том, как загрунтовать, и тем самым подготовить холст или картон для живописи маслом.
Недавно, я встретил одного знакомого, самобытного художника. Он пишет свои картины, в основном, на готовых, покупных холстах.
И тут у меня спрашивает: а, как и чем можно загрунтовать холст? Сначала, этот вопрос меня удивил. Ведь о том, как загрунтовать холст, существует много художественных книг. Где все расписано и разжевано. Сотни рецептов. И вдруг такой вопрос! Поискав, в интернете, ответ на этот вопрос, пришел к выводу, что эта тема интересует многих, начинающих художников. Покупные холсты, стоят прилично. А для начинающих художников, это все ж накладно.
Итак, начнем, небольшой мастер класс, по подготовке холста.

Для обучения подойдут, полотна самодельного производства. По характеристикам, не уступающим фабричным, а где-то, и превосходящих их. Но то, что это будет дещевле- факт.

Самый простой, но не самый удачный вариант- покрыть натянутый холст клеем
ПВА, немного разведенным водой, в несколько слоев.
Этот способ покрытия холста, более подойдет для этюдов или эскизных работ.

А теперь, перейду к рассказу, о нормальном способе грунтовки холста.

Возьмем готовый подрамник с уже натянутым холстом (для ученических работ или этюдов, вместо холста можно использовать бортовку, двунитку или даже мелкую мешковину). Теперь, нам нужно взять, обычный пищевой желатин. Он продается, в любом продуктовом магазине. Думаю, найти его, для Вас не составит большого труда.
Насыпаем желатин в стакан, хватит половины чайной ложечки, а затем заливаем холодной водой, и даем желатину набухнуть.
Обычно, я делаю эту процедуру вечером, тогда за ночь, желатин успевает набухнуть.

Небольшое отступление. Желатин попадается разный. Бывает прозрачный желатин, его запариваешь, а он как вода, не густеет и не превращается в желе. Такого желатина надо больше класть в стакан. Одну- полторы чайные ложки. Вычисляется, только на практике.
Желательно покупать, желтый насыщенный желатин. И получать желе при комнатной температуре.

Далее, берем кастрюльку, наполовину заполненную водой, и ставим ее подогреваться на огонь. В это время, переливаем воду с желатином из стакана, в какую - нибудь баночку с ручкой. Чтобы было удобно, держать, эту самую баночку над кастрюлькой.
Ждем, чтобы вода в кастрюльке закипела. Теперь, опускаем нашу баночку в кастрюльку с кипящей водой, придерживая за ручку. Следим за тем, чтобы вода из кастрюльки, не попала в баночку с желатином. После того, как желатин раствориться и снизу баночки, начнут подниматься пузырьки, выньте ее с желатином из кастрюльки и поставьте остужаться.

После того, как желатин остыл и принял студнеобразную форму, берем шпатель или линейку, и втирающими движениями, вгоняем, втираем, желатин сначала в дырки холста.
После этого, промажем весь холст, и даем ему полностью просохнуть.

После полной просушки, просмотрите весь холст и убедитесь, что все отверстия заполнены. Далее, повторяем процедуру еще раз. После второго раза, все отверстия заполнятся. Промазка желатином, нужна для того, чтобы защитить сам холст от красок, и воздействия лаков на материалы холста.
После второй просушки, можно приступать нанесению грунтовки.

Однажды, вместо грунтовки, использовал белую фасадную краску. Она имеет белоснежный цвет и пластична на холсте, после просушки.
Разводим фасадку, до состояния жидкой сметаны, и простой щетинной кистью, нужного размера, красим весь холст, уже прогрунтованного на два слоя желатином.
Можно сделать и цветной холст, просто добавляем в краску колер. (краситель нужного цвета).
Эту процедуру, так же выполняем в два слоя. С полными просушками.

И последнее, завершающее действие. Возьмем прозрачную фасадную глубинную пропитку. И пройдемся щетинной кистью, пропитывая уже загрунтованный и высохший холст. Это придаст холсту дополнительный защитный слой. И при будущем письме масляными красками, холст не будет вытягивать масло из красок.
Теперь, дайте холсту выстояться. Старые мастера, выдерживали холсты после
грунтовки по 6 месяцев и более. А Вы сами смотрите. При новых технологиях, все процессы ускоряются. Но дать, на полную просушку 2-7дней, стоит.

Вот и все, холст готов. Смело приступайте к работе с ним.
Такими холстами я пользуюсь сам, вот уже более 10 лет.

P.S
Вчера на одном сайте мне попалась заметка,похожая на мою.
Там один художник советует, в желатин добавить мел или сухие цинковые белила.
Это и будет грунтовка. Да это старая технология.
Я предлагаю вам сделать небольшой эксперимент. Возьмите 3 подрамника с натянутыми холстами.
И загрунтуйте их тремя разными способами. Приведенными выше. И почувствуйте разницу.
Нарисуйте на них маслом. А потом напишите, свои комментарии.

Бумага, полукартон, картон.
Выбрать и подготовить основу для работы маслом нелегко, особенно если вы начинающий художник. Что же нужно знать, чтобы правильно подобрать необходимые материалы?

Писать маслом можно на чем угодно: на дереве, бумаге, картоне, холсте и даже металле (главное, чтобы краска на нем держалась). Однако новичкам лучше остановить свой выбор на бумаге, полукартоне и картоне. Эти материалы стоят недорого, поэтому подходят для многочисленных экспериментов и „быстрых" эскизов. А если вам необходим лист большего размера, бумагу можно даже склеить скотчем.

Но помните: масляные краски нельзя накладывать непосредственно на основу - ее надо предварительно подготовить.
Проклейка и грунтовка.
Масло, которое входит в состав масляных красок, контактируя с поверхностью бумаги, холста или даже дерева, со временем вызывает процесс разложения. Чтобы этого не случилось, на основу необходимо нанести тонкий слой клеевого раствора, который защитит ее от соприкосновения с краской. При этом рельеф основы останется практически неизменным.

Обычно используют раствор столярного клея. Этот клей продается в пластинках или кристаллах, которые следует замочить на ночь, а затем осторожно подогреть на водяной бане до растворения. Встречается и проклейка в виде желе. Ее тоже необходимо растопить до нужной консистенции.
Писать масляными красками можно прямо по проклеенной поверхности, но все же лучше ее загрунтовать.

Так вы создадите еще одно звено между основой и краской. Загрунтованная поверхность может впитывать больше или меньше краски - все зависит от грунта. Кроме того, она может быть тонированной, хотя многие художники предпочитают работать по белой поверхности.
Проклеивать и грунтовать тонкую бумагу достаточно трудно, поэтому выбирайте более плотную и лучше шероховатую - она хорошо держит краску. Учтите, что бумагу и полукартон художники проклеивают (или сначала проклеивают, а потом грунтуют) только с одной стороны. Картон обрабатывают с двух сторон, чтобы он не деформировался. А если картон очень плотный, то еще и по краям. При этом плотный картон - более надежная основа, чем бумага или тонкий полукартон. Бумага, полукартон и картон проклеиваются и грунтуются почти всегда. Необходимые уля этого материалы стоят недорого, а сам процесс обработки довольно прост.


Клеевые растворы и грунты.

Раствор клея В очень разбавленном виде используется для защиты основы. Тонкий спой клеевого раствора уменьшает ее впитывающую способность, о также предотвращает процесс разложения.

Грунтование. Чтобы подготовить поверхность к работе, на нее наносят обычно белый грунт. Причем масляный грунт наносят поверх клеевого слоя, а акриловый -непосредственно но основу, поскольку его используют для уплотнения.

Грунт. Подготавливает поверхность к нанесению краски. Традиционный масляный фунт состоит из клеевого слоя и одного или двух тонких слоев собственно грунта. Под термином „грунт* подразумевается любая поверхность, по которой пишут красками.

Рекомендации Юлии Кошелевой о грунтовке под масло.

Я рекомендую писать небольшие работы на картоне или оргалите. Оргалит(ламинированный) можно купить и попросить нарезать в любом крупном строительном магазине. Для курса это размеры: 20-30 см и 30-35 см. Лучше иметь таких форматов на курс штук 6-10.
А вот картон можно купить в художественных и канцелярских магазинах. Толщина того, который нам подойдёт, примерно 1мм. То есть это не совсем тонкий картон. Вы можете купить в магазинах уже загрунтованные картонки.
Но маслом не пишут на неприготовленной основе. На самом деле, как бы вам не хотелось "просто купить готовые основы", основы под небольшие работы вы вполне сможете делать сами и получите лучшее качество, чем магазинное.
Итак, что для этого понадобится?
Лучшим другом человека, начавшего заниматься маслом, признаётся АКРИЛОВЫЙ ГРУНТ фирмы "Сонет". Можно купить в художественном салоне любом и практически везде. И ещё для приготовления простых основ вам понадобится клей ПВА.
Чтобы наносить грунт, нужны небольшая тарелка и строительный валик велюровый лучше всего, примерно 10 см длиной (тоже покупается в строительном магазине вместе с ручкой).
Наносить грунт кистями нежелательно, ведь он будет ложится не очень ровно.
ПРОЦЕДУРА ПРОСТОЙ ПОДГОТОВКИ ОСНОВЫ ТАКОВА:
1.Клей ПВА чуть разводите водой и крупной кистью наносите на картон или кусок оргалита. Это называется ПРОКЛЕЙКА. То есть слой клейкого вещества, "блокирующий" впитывающие свойства основы. Сушите.
2.Теперь наносите валиком слой белого грунта. И сушите.
3.Ещё слой грунта. Сушим. Во второй слой прямо к грунту можно добавить совсем чуть-чуть клея ПВА. Эта процедура называется ГРУНТОВКОЙ.
4.Либо сверху на уже высохщие слои грунта тонким слоем наносите ещё немного клея. Это называется ФИНИШНОЙ ПРОКЛЕЙКОЙ.
Вариант добавления клея во второй слой грунта для тех, кому нравятся более впитывающие основы. А вот вариант с нанесением чистого клея в самом конце для тех, кому нравятся менее впитывающие, более скользкие основы. Тут я предлагаю сделать пару разных и просто определиться с "пристрастиями". вы сразу поймёте, что вам приятнее.
Если вы купили грунтованный картон, а он всё впитывает, поступите с ним так. как если бы вы купили его чистым, то есть проклейте и загрунтуйте по нашей основной схеме сначала.
-------ХОЛСТЫ НА КАРТОНЕ-------
Для курса понадобятся холсты на картоне размером примерно 35-45 см, 30-50 см. Всего четыре штуки. То есть за курс у вас будет как минимум четыре работы поменьше и четыре покрупнее на холстах. Не рекомендую холсты на подрамнике на этот курс. Покупайте их только в том случае, если вы с ними "хорошо знакомы".
3. ОТДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ: РЕАБИЛИТАЦИЯ ПЕРЕД РАБОТОЙ ПОКУПНЫХ ХОЛСТОВ
Как это ни странно, даже за приличные деньги не всегда, а точнее примерно в половине случаев нельзя купить хороших основ. Их фабричное производство, попадание на них машинного масла при нарезке, отсутствие проклеек, недостаточное количество слоёв грунта - вот только часть тех "чудес". с которыми мы сталкиваемся на живых и он-лайн занятиях постоянно.
Что же делать? Самое простое, что можно сделать с покупным холстом - это валиком добавить ещё слой акрилового грунта. Далее же перед работой мы протираем холст маслом. Это блокирует большую часть оставшихся "помех. Если вы купили холст на картоне, ведущий себя "вообще странно", впитывающий, как губка краски, или после промасливания проступили какие-то пятна, то просто поменяйте его на другой. А этому холсту потом, когда масло впитается, добавите ещё 1-2 слоя грунта, но не с клеем ПВА, а с добавлением обычного пищевого желатина (купить в продуктовом магазине). А как? Очень просто: желатин замачиваете в воде, но воды добавляете раза в 4 меньше. чем указано на пакетике (ведь вам его не есть). Потом, кокда набухнет, немного подогреваете на плите до растворения гранул. Добавляете его к акриловому грунту, немного 1 часть желатина к 7 частям грунта примерно. И валиком накатывате эту смесь на холст. После сушки повторяете процесс. Этот процесс для "самых отъявленных")))) холстов, но зато вы будете знать на всякий случай, как организовать таким холстам "реабилитацию".

Вам понадобится

  • - картон;
  • - столярный клей;
  • - масляные белила / мел;
  • - наждачная бумага;
  • - клей ПВА;
  • - щетинный флейц / жесткая щетка.

Инструкция

Подберите для своих работ подходящий картон. Для дальнейшего грунтования важно подобрать такой способ, при котором будет учтено качество материала. Оно напрямую зависит от составляющих, из которых сделан картон. Например, тряпичный картон серого цвета обладает хорошей эластичностью и плотностью, тогда как древесный обычно бывает белого или желтоватого цвета, причем он достаточно ломок. Учтите, что под воздействием солнечного света серый картон выцветает, а белый . Поэтому при грунтовании употребляют белила и мел. Обычно художники выбирают тряпичного или древесного картона толщиной примерно в 3-5 мм. Он не гниет и не трескается.

Обязательно обеспечьте соответствующее качество грунта. Грунт - это первый слой покрытия, который наносится на материал, предназначенный для живописи, и располагается непосредственно под слоем краски. Прочный и эластичный, он закрывает поры картона, придает однородную плотность и слегка шероховатую поверхность, что, в свою очередь, обеспечивает оптимальное сцепление с красочным слоем картины. Так она лучше сохранится, будет устойчива к воздействию окружающей среды.

Чтобы загрунтовать листы тонкого древесного картона, воспользуйтесь столярным клеем. Многие художники грунтуют картон самостоятельно, используя те типы грунта, которые применяют на холсте. Например, пропитайте картон вареным маслом (олифой) и дайте листу просохнуть 2-3 недели. Затем покройте в один или два слоя масляными белилами и хорошо просушите. Слегка отшлифуйте поверхность наждачной бумагой. Обработанный таким образом картон не коробится, на нем приятно работать, краски ложатся ровно и не выцветают со временем.

Попробуйте загрунтовать картон эмульсией ПВА, которую следует приготовить из клея и воды в пропорции 1:10 или 1:15. Проклейте лицевую поверхность картона один или два раза, просушите, а затем загрунтуйте. Масса для грунтования включает в себя 1 весовую часть ПВА, 2 - 4 весовых части воды, 3/4 весовой части сухих цинковых белил и 3/4 весовой части мела. Нанесите ее на картон один раз ровным слоем, пользуясь щетинным флейцем или жесткой щеткой. Грунту дайте хорошо просохнуть 1-2 дня. Затем покройте вашу картонную основу вторым слоем, для приготовления которого вам понадобится: 1 весовая часть желатина; 15-17 весовых частей воды; 0,4 весовой части ПВА; 2 весовые части сухих цинковых белил; 2 весовые части мела. А также необходимо приобрести антисептик - пентахлорфенолят натрия, который составляет в смеси 0,01 весовой части. Такую массу готовят и при грунтовке холста.

О том, как загрунтовать холст существует много художественных Книг. Где все расписано и разжевано.

Сотни рецептов. И вдруг такой вопрос! Чем можно загрунтовать холст? Вот отсюда и возникла эта заметка. Поискав в интернете ответ на этот вопрос.

Пришел к выводу, что эта тема интересует многих. Начинающих художников. И не только. Покупные готовые холсты, стоят прилично, для начинающих художников.

Для обучения могут подойти полотна и попроще. Самодельного производства. По характеристикам, не уступающим фабричным. А где-то и превосходящим их.

Но то, что это будет дешевле это факт. Но даже если Вы берете готовый фабричный холст, его все рано нужно довести до ума.

Вот об этом всем мы с Вами и поговорим в этой заметке.

1. Самый простой вариант, но не самый удачный — покрыть натянутый холст клеем ПВА, немного разведенным водой, в несколько слоев.

Этот способ покрытия холста, более подойдет для этюдов. Эскизных работ.

2. А теперь расскажем о нормальном способе грунтовки холста.

Возьмем готовый подрамник с уже натянутым холстом (для ученических работ или этюдов, вместо холста можно использовать бортовку, двунитку или даже мелкую мешковину.)

Теперь Вам нужно взять пищевой желатин.

Он продается в любом продуктовом магазине. Думаю найти его, для Вас не составит труда.

Небольшое дополнение.
Бывает, попадается прозрачный желатин, его запариваешь,

а он как вода, не густеет и не превращается в желе.

Сейчас его кто только не выпускает.
Такого желатина надо больше ложить в стакан. Одну-полторы чайные ложки.
Вычисляется только на практике.

Еще можно чуть подольше поварить на водяной бане.
Не рекомендуется ставить в холодильник.
Если все же поставить, в холодное место, он замерзнет.

Желе получится, но потом на холсте согреется, высохнет, дырки будут,
а нам их нужно забить. Для последующей грунтовки.
Желательно покупать, желтый насыщенный желатин. И получить желе при комнатной температуре.

Насыпьте желатина половину чайной ложечки в стакан, и залейте холодной водой. Дайте желатину набухнуть.

Я обычно делаю эту процедуру вечером, за ночь желатин успевает набухнуть.

Перелейте воду с желатином из стакана в какую-нибудь железную баночку с ручкой. За которую можно будет держать баночку, над кастрюлькой.

Дождитесь, чтобы вода в кастрюльке закипела. Теперь можно опускать нашу баночку в кастрюльку с кипящей водою. Придерживая за ручку.

Следите за тем, чтобы вода из кастрюли не попала в баночку с желатином.

После того как желатин в баночке растворится и снизу в баночки начнут подниматься пузырьки.

Выньте баночку с желатином из кастрюльки и поставьте остужаться.

После того как желатин остыл и принял студнеобразную форму.

Возьмите шпатель или линейку и втирающими движениями, вгоняйте, втирайте, желатин в дырки холста.

После того как Вы забьете, промажете весь холст, дайте ему полностью просохнуть.

После полной просушки, просмотрите, убедитесь, не остались ли у Вас не заполненные отверстия, на хосте.

И повторите процедуру еще раз. После второго раза все отверстия заполнятся.

Это нужно чтобы защитить сам холст от красок и воздействия лаков на материал холста.

После второй полной просушки можно приступать к нанесению грунтовки.

Один раз, у меня под рукой, оказалось целое ведро фасадной краски, для наружных работ. Продается в любом строительном магазине.

И вместо грунтовки я использовал фасадную белую краску.

Что нам потребуется для росписи на стене, инструменты и материалы

Она имеет белоснежный цвет и пластична на холсте, после просушки.

Ее нужно развести до состояния жидкой сметаны и простой щетинной кистью нужного размера покрасить Ваш холст.

Уже прогрунтованный на 2 слоя желатином.

Так же можно сделать и цветной холст, просто добавив в краску колер (краситель нужного цвета)

Краска, которой приятно работать

Эту процедуру так же надо сделать в 2 слоя. С полными просушками.

И последнее. Завершающее действие. Возьмите прозрачную фасадную глубинную пропитку.

И пройдитесь щетинной кистью, пропитайте Ваш уже загрунтованный и высохший холст.

Про фасадную пропитку можно прочитать тоже здесь.

Что нам потребуется для росписи на стене, инструменты и материалы

Это придаст холсту дополнительный защитный слой. И при будущем письме масляными красками, холст не будет

вытягивать масло из красок.

Теперь дайте холсту выстояться. Старые мастера выдерживали холсты после грунтовки. По 6 месяцев и более.

А Вы сами смотрите. При новых технологиях все процессы ускоряются. Но дать на полную просушку 2-7 дней стоит.

После чего смело можете приступать к работе.

Такими холстами я пользуюсь сам, вот уже более 10 лет.
Небольшое дополнение. Вчера на одном сайте мне попалась заметка.
Похожая на мою. Там один художник советует, в желатин добавить мел или сухие цинковые белила.
Это и будет грунтовка. Да это старая технология.
Я предлагаю вам сделать не большой эксперимент. Возьмите 3 подрамника с натянутыми холстами.
И загрунтуйте их тремя разными способами. Приведенными выше. И почувствуйте разницу.
Нарисуйте на них маслом. А потом напишите мне, свои комментарии.

3. Как подготовить магазинный холст для живописи.

Обычно магазинные холсты идут с покрытием, по которому очень тяжело писать масляными красками,

без дополнительной проклейки. Они обладают втягивающим свойством, при письме по холсту, вытягивают масло из самой краски.

И живопись приобретает матовый, блеклый цвет. Чтобы этого избежать. Просто, сделайте еще всего одну проклейку.

Тем же пищевым желатином, или еще лучше все той же глубинной пропиткой. О которой я рассказывал выше.

Дайте холсту просохнуть, и смело приступайте к живописи маслом или акрилом.

И ваша живопись после полной просушки будет Вас радовать долгие годы.

4. Как подготовить, загрунтовать картон для живописи маслом.

В основном живопись на картоне подходит для небольших этюдов на пленере,

работе на свежем воздухе, вне дома, мастерской.

Я очень редко пользуюсь покупным, магазинным картоном. Для этих целей.

Этюды маслом на природе

Очень хорошо подойдет прокладочный картон. Я уже об этом писал в предыдущей заметке.

Для начала возьмите несколько подходящих картонок.

1. Проклеить все тем же желатином на 2 слоя с промежуточной просушкой.

Для белизны покрасьте фасадной краской. И еще раз пропитайте глубинной пропиткой.

Вся та же процедура что и с холстом. Но для скорости можно ограничиться и просто 2-мя проклейками желатина.

2. Или просто пропитайте картон на 2 раза фасадной глубинной пропиткой, с промежуточной просушкой.

После полной просушки, смело приступайте к живописи.

5. Как подготовить, загрунтовать стену для росписи.

Каждая стена имеет свои неровности, нужно пройти стену финишной шпатлевкой.

После просушки, пройти наждачной шкуркой.

Пропитать всю стену, где будет роспись глубинной пропиткой.

Роспись стен в солярии

После полной просушки можно приступать к нанесению рисунка.

Более подробно Вы можете прочитать здесь.