Чем предложение может быть выражена подлежащим сказуемые. Сказуемое, его типы и способы выражения

В данной главе:

§1. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое

Подлежащее

Подлежащее - это главный член предложения, не зависящий от других членов предложения. Подлежащее отвечает на вопросы И.п.: кто? что?

В предложении подлежащее выражается по-разному.

Чем выражено подлежащее?

В роли подлежащего может быть слово или словосочетание.

Чаще всего подлежащее выражено:

1) существительным: мать, смех, любовь;
2) словами, имеющими функцию существительного: существительными, произошедшими из прилагательных или причастий: больной, заведующий, встречающий, мороженое, столовая;
3) местоимениями: мы, никто, что-нибудь;
4) числительными: трое, пятеро;
5) неопределённой формой глагола: Курить - вредно для здоровья;
6) словосочетанием, если оно имеет значение:
а) совместности: муж с женой, утка с утятами, мы с подругой;
б) неопределённости или всеобщности: Что-то незнакомое показалось вдали. Кто-то из гостей прикрыл окно;
в) количества: В городе живёт 2 миллиона человек;
г) избирательности: Любой из них мог стать первым. Большинство учеников справилось с контрольной;
д) фразеологизма: Пришли белые ночи.

Сказуемое

Сказуемое - это главный член предложения, обозначающий то, что говорится о предмете, являющемся подлежащим. Сказуемое зависит от подлежащего и согласуется с ним. Оно отвечает на разные вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? какой он? кто он такой? что это такое? каков предмет? Все эти вопросы - разновидности вопроса: что говорится о предмете? Выбор конкретного вопроса зависит от структуры предложения.

Сказуемое содержит важнейшую грамматическую характеристику предложения: его грамматическое значение.

Грамматическое значение - это обобщённое значение предложения, которое характеризует его содержание с точки зрения двух параметров:

  • реальности-ирреальности,
  • времени.

Реальность-ирриальность выражается наклонением глагола.

  • Глаголы в изъявительном наклонении характерны для высказываний, отражающих реальную ситуацию: Дождь идёт., Светает.
  • Глаголы в повелительном и в условном наклонении характерны для предложений, отражающих не реальную, а желательную ситуацию. Не забудь зонт!, Вот бы сегодня дождя не было!

Время - показатель соотнесённости ситуации с моментом речи. Время выражается глагольными формами настоящего, прошедшего и будущего времени.

Простое и составное сказуемое

Сказуемое в двусоставных предложениях может быть простым и составным. Составные делятся на составные глагольные и составные именные.

Простое сказуемое - это вид сказуемого, у которого лексическое и грамматическое значения выражены одним словом. Простое сказуемое всегда глагольное. Оно выражено глаголом в форме одного из наклонений. В изъявительном наклонении глаголы могут стоять в одном из трёх времён: настоящем - прошедшем - будущем.

Он знает стихи наизусть.

изъявительное наклонение, наст. время

Он знал стихи наизусть.

изъявительное наклонение, прош. время

Он выучит стихи наизусть.

изъявительное наклонение, буд. время

Вы выучите эти стихи наизусть.

повелительное наклонение

В кружке вы выучили бы стихи наизусть.

условное наклонение

Составное сказуемое - это вид сказуемого, у которого лексическое и грамматическое значения выражены разными словами.
Если в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены в одном слове, то в составном - разными словами. Например:

Неожиданно малыш прекратил петь и начал смеяться.

Прекратил петь, начал смеяться - составные сказуемые. Слова петь, смеяться называют действие, выражая при этом лексическое значение. Грамматическое значение выражается словами: прекратил, начал

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составное глагольное сказуемое

Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, состоящее из вспомогательного слова и неопределённой формы глагола. Примеры:

Он закончил работать.

Я хочу тебе помочь.

Вспомогательные слова делятся на две группы:

1) глаголы со значением начала-продолжения-конца действия, например: начать, закончить, продолжать, прекратить, перестать;

2) глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, желательности, необходимости: мочь, смочь, хотеть, захотеть, желать, стремиться, стараться; рад, готов, должен, обязан, намерен.

В составном глагольном сказуемом вспомогательные слова выражают грамматическое значение, а неопределённая форма глагола - лексическое значение сказуемого.

В том случае, если вспомогательным словом служит краткое прилагательное, то оно употребляется со связкой. Связкой служит глагол быть. Вот соответствующие примеры со связкой в прошедшем времени:

Я так рада была с вами встретиться!

В настоящем времени слово есть не употребляется, опускается: связка нулевая, например:

Я так рада с вами встретиться!

В будущем времени связка быть ставится в будущем времени. Пример:

Буду рада с вами встретиться.

Составное именное сказуемое

Составным именным называется сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части. Глаголы-связки выражают грамматическое значение сказуемого, а именная часть - его лексическое значение.

1. Глагол-связка быть выражает только грамматическое значение. Вчера она была красивой. В настоящем времени связка нулевая: Она красивая.

2. Глаголы-связки стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться: Дом издали казался точкой.

3. Глаголы-связки со значением движения или расположения в пространстве: прийти, приехать, сидеть, лежать, стоять: С работы мать вернулась усталая., Мать сидела задумчивая, грустная.

Во всех этих случаях глаголы-связки могут быть заменены на глагол быть. Предложения будут синонимичные, например:

Мать сидела задумчивая, грустная.Синонимично: Мать была задумчивая, грустная.

Он считался самым талантливым из нас. Синонимично: Он был самым талантливым из нас.

При подобной замене, конечно, не передаются все нюансы значения. Поэтому язык и предлагает различные глаголы-связки, подчёркивающие различные оттенки значений.

Возможны сочетания глагола-связки со вспомогательными словами: Она мечтала стать актрисой.

Именная часть составного именного сказуемого

Именная часть составного именного сказуемого выражается в русском языке по-разному, причём, что парадоксально, не только именами. Хотя самым распространённым и характерным является использование в роли именной части составного именного сказуемого именно имён: существительных, прилагательных, числительных. Естественно, имена могут быть заменены местоимениями. А поскольку роль прилагательных и причастий схожа, то наряду с прилагательными могут выступать и причастия. Также в именной части возможны наречия и наречные сочетания. Примеры:

1) имя существительное: Мать - врач., Анастасия будет актрисой.,

2) имя прилагательное: Он вырос сильным и красивым.,

3) имя числительное: Дважды два четыре.,

4) местоимение: Ты будешь моей., Кто был никем, тот станет всем («Интернационал»).,

5) причастие: Сочинение оказалось потерянным., Дочка была вылечена окончательно.,

6) наречие и наречное сочетание: Туфли были впору., Брюки оказались как раз.

В именной части могут быть не только отдельные слова, но и синтаксически неделимые словосочетания. Примеры:

Она вбежала в комнату с весёлым лицом.
Она сидела с задумчивыми глазами.

Нельзя сказать: Она вбежала с лицом., Она сидела с глазами., потому что словосочетания с весёлым лицом и с задумчивыми глазами синтаксически неделимы - это именная часть составного именного сказуемого.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие члены предложения считаются главными?

    • подлежащее и дополнение
    • определение, обстоятельство и дополнение
    • подлежащее и сказуемое
  2. Может ли подлежащее быть выражено словами, произошедшими из прилагательных или причастий: заведующий, больной, влюбленный ?

  3. Может ли подлежащее быть выражено словосочетаниями, например: мы с друзьями ?

  4. Какое подлежащее в предложении: Любой из вас может подготовиться к ЕГЭ и успешно сдать его .?

    • любой
    • любой из вас
  5. Какие характеристики входят в грамматическое значение предложения?

    • реальность - нереальность и время
    • вид и время
  6. Верно ли, что простое глагольное сказуемое - это сказуемое, у которого лексическое и грамматическое значение выражены одним глаголом?

  7. Верно ли, что составное сказуемое - это особый тип сказуемого, у которого лексическое и грамматическое значения выражены разными словами?

  8. Я не смогу тебе помочь .?

    • простое глагольное
    • составное глагольное
    • составное именное
  9. Какое сказуемое в предложении: Он всегда считался серьёзным .?

    • простое глагольное
    • составное глагольное
    • составное именное
  10. Какое сказуемое в предложении: Дважды два - четыре .?

    • простое глагольное
    • составное глагольное
    • составное именное

Сказуемое - весьма важный член предложения. Именно благодаря ему становится понятен смысл того, что пытаются донести. Конечно, существуют предложения без этого члена, однако они не несут той динамики, которая является атрибутом сказуемого. Разновидностей этого члена предложения в русском языке достаточно много, и каждый используется для передачи определенных смысловых оттенков. Разберем, и его способы выражения.

Грамматическая основа предложения

Прежде чем говорить о сказуемом как таковом, следует уделить внимание предикативной, или в которую оно входит. Неслучайно эти члены предложения называют главными. Ведь подлежащее и сказуемое - основные ориентиры того, что перед нами не словосочетание, а более сложная синтаксическая единица.

Приведем пример:

1. Пестрые рыбешки.

2. Между камнями тут и там на мелководье снуют шустрые и пестрые рыбешки.

В первом случае перед нами словосочетание, в котором можно выделить главное и зависимое слово. Однако смысловой нагрузки о том, что это за рыбешки, где они обитают, что с ними происходит, мы не наблюдаем. Таким образом, перед нами словосочетание. Во втором случае перед нами предложение. Докажем это. Легко вычленяется основа предложения: рыбешки снуют. Здесь уже основная мысль оформлена, высказывание имеет законченный вид, ощущается интонационная законченность.

Даже если убрать все второстепенные члены, останется основа предложения. Рыбешки снуют. Это уже не будет словосочетанием по причинам, перечисленным выше.

Помимо сказуемого, о котором пойдет речь дальше, в предикативную основу входит подлежащее. Этот член предложения указывает на предмет речи, о нем сообщается в данной синтаксической единице.

Сказуемое: определение понятия

Что же такое сказуемое? Главная его задача - передать смысл того, что говорится о предмете речи, выраженном подлежащим.


Типы сказуемых

Принимая во внимание, в каком значении использовано сказуемое и его способы выражения, выделяют разные типы этого члена предложения.

Разберем пример. Щеки краснеют. - Щеки продолжают краснеть. - Щеки становятся красными. Все эти три предложения передают, в принципе, одну и ту же мысль, однако грамматическое значение и оттенки смысла у них различны. Так, в первом предложении грамматическое значение и смысловая нагрузка лежат на сказуемом краснеют . Иное дело - второе и третье предложения. Здесь грамматическое и лексическое значение передают разные слова. Сказуемые состоят из двух слов (продолжают краснеть, становятся красными), одно из которых (первое) несет грамматическую нагрузку, второе (инфинитив в первом случае и прилагательное во втором) - смысловую.

Также все сказуемые русского языка подразделяются на простые и составные. Первое состоит из одного глагола, который несет в себе смысловой и грамматический аспекты. Сестра целый вечер играет в куклы. Сказуемое играет - простое.

Иное дело - составное сказуемое и его способы выражения. Здесь принимают участие как минимум два слова, одно из которых обрисовывает грамматическую составляющую, а второе - смысловую (см. примеры в начале раздела).

По своему типу выделяют именное и глагольное сказуемое, примеры которых и приведем в последующих разделах. Различать их достаточно просто: если одна из частей его выражена каким-либо именем: существительным, прилагательным, числительным - оно будет называться именным.

Глагольное сказуемое и его связь с подлежащим

Прежде чем перечислить способы выражения именного и глагольного сказуемого с примерами, разберем, как в предложении оно связывается с подлежащим.

Это может происходить по категории числа: Ученик пишет диктант. - Ученики пишут диктант.

Также согласование может реализовываться в числе и роде: Ученик писал диктант. - Ученица писала диктант. - Ученики писали диктант.

Особый случай - когда подлежащее выражено словом со значением какого-либо количества. Здесь необходимо учитывать контекст и ставить сказуемое либо в единственное, либо в множественное число. Облака плывут по ярко-синему небу. - Много учеников будут вспоминать школьные годы с благодарностью и светлой грустью. Учительство занимает особое место среди специалистов. Последнее предложение весьма показательно, потому что в нем подлежащее имеет собирательное значение, поэтому требуется поставить сказуемое только в единственном числе. Это такие подлежащие, как большинство, общество, народ, меньшинство и другие.

Простое глагольное сказуемое

Разберем способы выражения простого глагольного сказуемого. В нем смысловая и грамматическая составляющие заключены в одной глагольной форме. Оговоримся сразу, ошибочно говорить, что простое глагольное сказуемое - всего лишь одно слово, так как оно может быть выражено такой формой, которая предполагает в составе несколько слов, знаменательных или нет.

Итак, способы выражения сказуемого с примерами:

  1. Глагол в каком-либо из наклонений. Я поеду в отпуск на море (изъявительное) - Я поехала бы в отпуск на море (условное) - Езжай в отпуск на море (повелительное).
  2. Сложное будущее время глагола. Я буду печь торт к своему дню рождения (буду печь).
  3. Глагол быть , если имеет значение наличия чего-либо или просто существования. Вчера целый день был дождь. У меня есть такое качество.
  4. Фразеологизм, в случае если в его составе имеет место спрягаемая форма. Олеся наконец-то пришла в себя. Я нахожу практически с каждым ребенком и родителем.

Составное глагольное сказуемое

Разберем составное глагольное сказуемое и его способы выражения. Оно включает в себя основную часть и вспомогательную. Первая содержит смысловую нагрузку и является инфинитивом, вторая же содержит грамматическое значение. Также вспомогательная часть может наделяться дополнительными оттенками смысла. Разберем, что означает составное глагольное сказуемое. Примеры помогут лучше это понять.

  • Этапы действия: начало, окончание, продолжительность. Я собираюсь перечитать Пушкина. Я заканчиваю выполнять побелку стен.
  • Желание или необходимость действия, его возможность. Ольга хотела подстричься очень коротко. Я должна предупредить тебя об опасности обжечься.
  • Какой-либо эмоциональный контекст. Я обожаю гулять по набережной в любое время года.

Как было сказано выше, основная часть - это всегда глагол-инфинитив. Вспомогательная же может быть со значением действия: должен, рад и другие, также сюда могут входить слова нужно, можно, весело, горько, любимо, хорошо.

Сказуемое именное

Составное именное сказуемое имеет в составе помимо вспомогательной части именную. Именно в ней содержится смысловая составляющая. Вспомогательная же часть отвечает за грамматическое наполнение и связь с подлежащим.

Разберем, что представляет собой подобное сказуемое и способы его выражения. Если говорить о вспомогательной части, то ею может быть:

  • Глагол-связка быть. Ее отличие в том, что в настоящем времени она становится нулевой: Она была умна и красива. Она будет умна и красива. Она умна и красива.
  • Другие глаголы-связки, которые, в отличие от быть наделены дополнительными смыслами: казаться, считаться, являться, становиться и другие.

  • Глаголы движения, такие как сидеть, прийти, стоять и другие. Лиза сидела гордая и неприступная.

Что касается именной части, то ею может быть существительное, прилагательное, слово категории состояния, причастие или прилагательное, полное, краткое в сравнительной степени. Андрей был выше Игоря на целую голову. Небо было голубое и очень чистое. Стол - предмет мебели, столь необходимый для хозяйства.

Также в составе именной части могут присутствовать местоимения. Девушка была именно такой, какой виделась ему в мечтаниях. Бывают и числительные. Десять умножить на десять будет сто.

Фразеологизмы нередки в качестве именной части. Шорохов был мастером на все руки в деле строительства.

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и т.п.

Основные признаки сказуемого :

1.Обозначает предикативный признак, т.е. признак предмета, названного подлежащим, в модально-временном плане. Признак понимается здесь широко – это действие, свойство, состояние и др.

Отношения «предмет - признак» в речи либо констатируются, либо устанавливаются говорящим. Это глубокое и очень существенное для синтаксиса различие обусловливает противопоставление предикативного и непредикативного признаков.

Предикативный признак приписывается предмету говорящим, причем отнесенность признака к предмету сопоставляется во времени с моментом речи. Отношение предикативного при­знака к предмету оценивается говорящим в модальном плане. В непредикативном атрибутивном признаке модально-временная оценка отношения признака к предмету отсутствует. Отнесенность признака к предмету констатируется говорящим безотносительно к моменту речи. Связь непредикативного признака с предметом представлена как данная.

Противопоставление предикативного - непредикативного признаков основывается на различии не вещественного, а грамматического значения. Поэтому непредикативный признак может быть обращен в предикативный - при выражении модально-временной оценки отнесенности признака к предмету: Дерево - зеленое (было/ будет зеленое); Дерево - без листьев (было/будет без листьев); ср.: Зеленое дерево стоит под окном; Лежит на земле дерево без листьев.

Таким образом, понятие предикативного признака, в сравнении с общим синтаксическим понятием признака, более сложно, а выражение предикативного признака включает средства модально-временной характеристики отношения признака к предмету.

2.Структурно (грамматически) зависит от подлежащего, однако не всегда бывают грамматические показатели зависимости. Например: Студенты слушали музыкальную зарисовку. – Слушать музыку приятно.

3.Другие признаки сказуемого:

1. Выражается спрягаемой формой глагола или именем.

2. Обычно занимает позицию после подлежащего.

3. Частично соответствует «реме», т.е. новому.

Выражение в сказуемом предикативного признака предполагает наличие двух значений – вещественного и грамматического. Вещественное значение – это конкретное наименование признака, приписываемого подлежащему. Оно опирается на лексическое значение слова (или сочетание слов), выступающего в роли сказуемого. Поэтому сказуемое должно быть представлено знаменательным словом или иметь его в своем составе.

Грамматическое значение сказуемого, и, следовательно, все его элементы, все отдельные значения выражаются спрягаемыми глагольными формами. Это значит, что непосредственными материальными показателями частных значений, образующих общее грамматическое значение сказуемого, являются глагольные флексии и формальные суффиксы. Именно эти формальные глагольные элементы - либо их значимое отсутствие - являются необходимым, обязательным компонентом грамматической формы сказуемого. Глагол же как полнозначное слово, как полнозначная лексическая единица не обязательно должен выражать сказуемое или входить в его состав. Одна из важных задач в характеристике сказуемого - выяснение роли глагола, глагольных формальных показателей в конструктивных разновидностях сказуемого.


Спрягаемые глагольные формы выражают не только модально-временные значения, но и отнесенность признака, обозначенного в сказуемом, к субъекту, который назван в подлежащем. Формальным показателем этой отнесенности является грамматическая зависимость (подчинение) глагольных форм от подлежащего. Глагольные формы согласуются с однотипными форма­ми слова, выполняющего функцию подлежащего.

Итак, грамматическое значение сказуемого - это отнесенность признака к предмету и модально-временная оценка признака. Показателем грамматического значения является глагол в спрягаемой форме или его значимое отсутствие.

В отличие от подлежащего сказуемое наделено большей сложностью и разнообразностью в семантическом и структурном отношении.

В синтаксисе приняты два принципа деления сказуемых:

1)по структуре (составу), 2) по морфологической выраженности.

Чтобы понять сущность этого деления, нужно обратиться к семантике (содержанию) сказуемого. Любое сказуемое выражает предикативный признак. Это значит, что в сказуемом содержится два значения: 1) конкретное (вещественное) значение признака - обозначает действия, свойства, состояния и т.д. Этот признак, в отличие от признака, передаваемого в словосочетании, является предикативным, т.е. подается в модально-временном плане. Отсюда вытекает и второе обязательное значение сказуемого 2)значение предикативности (модально-временное значение).

Перейдем к классификациям сказуемых. По структуре сказуемые делятся на простые и составные . Простые сказуемые представляют собой синтетическое обозначение предикативного признака, в них вещественное и грамматическое значение выражены слитно, нерасчлененно. По структуре это одно слово, один компонент. Составные сказуемые представляют собой аналитическое обозначение предикативного признака. Вещественное и грамматическое значения выражаются разными словами, поэтому составные сказуемые состоят из двух и более компонентов (хотел учиться, был студентом) . Иногда выделяют так называемые сложные сказуемые, состоящие из 3 и более компонентов: хотел начать работать, мечтал стать актером . Однако такое выделение отдельного вида сказуемых не совсем правомочно, так как по существу это осложнения составных сказуемых.

По морфологической выраженности сказуемые выделяют 1) глагольные и 2) именные. Здесь учитывается, какой частью речи выражается вещественное значение сказуемого. Например: учился, хотел учиться, начал учиться – глагольные сказуемые, стал ученым – именное сказуемое. Это деление не только формальное, но и семантическое. Глагольные сказуемые связаны с выражением действенного признака, именные – недейственного признака.

Эти две классификации накладываются друг на друга. В итоге получается следующая схема:

СКАЗУЕМОЕ

ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ

Неосложненное осложненное глагольное именное

неосложненное осложненное неосложненное осложненное

Простое глагольное сказуемое

Простое сказуемое может быть только глагольным. Морфологическим эталоном (образцом) и морфологической опорой форм простого сказуемого является спрягаемый глагол, совокуп­ность спрягаемых глагольных форм.

Спрягаемые глагольные формы обладают формальными по­казателями грамматических значений наклонения и времени, определяющих сущность заключенного в сказуемом предика­тивного признака. Функциональное размежевание в передаче значения сказуемого (выражение вещественного содержания признака и грамматического значения) осуществляется в пределах одного слова - это разделение функций между морфемами. Простое глагольное сказуемое является принципиально синтетическим, этим определяется синтаксическая сущность данного типа сказуемого.

Синтетический характер простого глагольного сказуемого не означает его обязательной однословности. Однако при выражении простого сказуемого сочетанием слов не может быть полно­го функционального размежевания между словами (одно слово выражает вещественное содержание признака, второе - грамматическое значение сказуемого). Средством выражения грамматического значения сказуемого в любом случае являются толь­ко формальные показатели (глагольные флексии и формальные суффиксы). Основа глагольного компонента в той или иной сте­пени участвует в выражении вещественного содержания признака - в назывании действия, приписываемого субъекту, который обо­значен в подлежащем. Это помогает разграничить простое гла­гольное сказуемое, выраженное сочетанием слов, и составное сказуемое.

Среди многообразных форм простого глагольного сказуемо­го будем, прежде всего, различать основные формы, выра­жающие только основное грамматическое значение сказуемого, и осложненные формы, заключающие кроме основного значения добавочные грамматические значения.

Неосложненное простое глагольное сказуемое преимущественное выражается глаголом в любой из форм наклонения: Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей – изъявительное наклонение. При этом следует помнить, что среди форм изъявительного наклонения встречаются аналитические (сложные), в результате чего простое глагольное сказуемое может состоять не из одного слова. Это формы будущего времени глаголов несовершенного вида (буду работать ), сослагательного наклонения (работал бы ), некоторые формы выражения повелительного наклонения (Да здравствует солнце. Да скроется тьма! Пушкин; Пусть черемухи сохнут бельем по ветру, пусть дождем опадают сирени. Высоцкий ). Также в состав простого глагольного сказуемого могут входить частицы не, было, словно, так и (А она тут как заплачет. Пришедший как будто не замечал меня. И ту они ну кричать друг на друга.).

Реже простое глагольное сказуемое может выражаться неспрягаемой формой глагола (инфинитив, глагольное междометие) или междометием: И царица хохотать, и плечами пожимать (Пушкин); Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк (Твардовский); Если парень в горах не «ах» (Высоцкий) .

Часто сказуемое выражается глагольными ФЕ: Он лыка не вяжет ; Вот рыскают по свету, бьют баклуши; Этот писарь мне в подмётки не годится; Иван долго слушал деда и мотал на ус.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено описательным глагольно-именным оборотом: приятель мой пришел тут в страшное уныние. Это сочетания глагола с ослабленным лексическим значением с отвлеченным существительным (принять решение, оказать содействие, произвести перестановку) . Эти сочетания функционально равны глаголу: они являются целостным наименованием глагольного признака и выполняют функцию одного члена предложения. Эти обороты семантически целостны и их тождество с одним словом (полнозначным глаголом) сближают данные сочетания с глагольными фразеологизмами, однако фразеологизмами в полном смысле слова они не являются. Их синтаксическая нечленимость определяется не семантической неделимостью, как у ФЕ, а неполнозначностью глагольного компонента.

Осложненные простые глагольные сказуемые , встречающиеся обычно в разговорной речи. Они образуются на базе неосложненных форм и отличаются от них наличием грамматических средств, выражающих добавочное значение, которое накладывается на основное грамматическое, не изменяя его. Добавочное значение в осложненных формах ПГС имеет модально-экспрессивный характер оценки предикативного признака, т.е. не меняет ЛЗ глагола. Осложненное ПГС может быть выражено следующими способами:

1. Использование частиц: Лес будто дремал. И тут они ну драться, ну колотить друг друга. Вот тебе и женился Иван! Так я и расскажу вам правду! А он спит себе и в ус не дует.

2. Форма глагола взять (по значению это частица) соединена при помощи союзов и, да с одинаковой формой другого глагола для обозначения произвольного действия, которое может совершаться вопреки какому-либо препятствию, чьей-либо воле: Иван взял да и уехал.

3. Повторы двух одинаковых глагольных форм: Еду, еду в чистом поле, колокольчик дин-дин-дин (Пушкин)

4. Спрягаемая глагольная форма и однокоренное наречие: А девица ревмя ревет.

5. Сочетание инфинитива с однокоренной спрягаемой формой глагола, выражающей оттенок уступительности или сомнения в целесообразности действия: Подумать-то я подумал, но решение все-таки не приходит.

6. Два спрягаемых глагола в одинаковой форме, причем первый указываем на действие, а второй на его цель: Пойду прогуляюсь по улице.

7. Неопределенная форма глагола сочетается с личной формой того же глагола с частицей не : Студент знать не знает, однако пытается сдать экзамен.

8. В состав сказуемого включается оборот для выражения длительности или интенсивности действия: Иван только и делал, что перечитывал ее письмо.


Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов – вспомогательного и основного. Основной компонент выражает главную информацию, т.е. конкретное, вещественное значение и выражается морфологическим глаголом или глагольным ФЕ в инфинитивной форме.

Вспомогательный компонент составного глагольного сказуемого представляет собой спрягаемый глагол, глагольный фразеологизм или описательный глагольно-именной оборот: Конечно, они не имели права так поступить. Возможно также аналитическое сочетание именных форм со спрягаемой формой глагольной связки (в том числе нулевой): Ты должен забыть об этом навсегда. Вспомогательный компонент глагольного сказуемого выражает два вида значений: 1) наклонение, время, лицо как слагаемые предикативности, 2) оценку способа действия или отношение к действию, обозначаемому основным компонентом – инфинитивом. Первое опирается на формы глагола, а второе – на его лексическое значение. Лексическое значение вспомогательного глагола в составе сказуемого грамматизуется, т.е. приобретает отвлеченный, оценочный характер, утрачивая при этом значение действия, процесса. Оценочное значение вспомогательного компонента отличает СГС от ПГС. Сравните: Он читал. – начал читать, хотел читать, мог читать, должен был читать. Различают фазисное и модальное значение вспомогательного компонента СГС.

Фазисное значение вспомогательного компонента СГС заключается в оценке протекания действия, указания на его этапы. Фазисными являются глаголы со значением начала, продолжения, окончания действия (начать, приняться, пуститься; продолжать; кончить, перестать, бросить, завершить) . С фазисными глаголами употребляется инфинитив только несовершенного вида. К фазисным примыкает глагол стать . Не всегда имея значение начала действия, он может указывать на факт его протекания: У моего соседа стали получаться правильные мелодии.

Модальное значение вспомогательного компонента СГС заключается в оценке отношения деятеля (субъекта) к действию, названному инфинитивом основного глагола. Модальное значение может выражаться не только глаголами, но и глагольными фразеологизмами, описательными оборотами, аналитическими конструкциями. Вспомогательный компонент СГС выражает следующие модальные значения:

1) возможности-невозможности: Я не мог бы точно описать свое состояние;(успевать, уметь, догадаться, ухитриться);

2) долженствования: Я принужден заниматься нелюбимым делом (должен, вынужден, обязан);

3) волеизъявления как отношения к действию, имеющее следующие оттенки: 1) желательности (хотеть, мечтать, желать, изволить) Катя не хотела тревожить отца напрасными подозрениями; 2) готовности, решимости (решить, решиться, намереваться, надумать, готовиться, собраться) Я готов был бежать еще долго; 3 ) согласия (согласиться. Взяться, разрешить себе) Мишка быстро взялся мне помочь с математикой; 4) волеизъявление с оттенком значения приступа к действию, попытки его совершить (пробовать, пытаться, стараться): мы собрались ложиться спать, но тут кто-то постучал;

4) субъективно-эмоциональной оценки: (предпочитать, пристраститься, любить) Она любила на балконе предупреждать зари восход (Пушкин); Как я рад узнать о вашем решении!

5) оценки степени обычности действия: (привыкнуть, научиться, приспособиться, случаться) Он не привык верить на слово всякому.

Ни модальный, ни фазисный компоненты не выражают собственного действия.

Также вспомогательный компонент может быть выражен или глагольными фразеологизмами, или описательными глагольно-именными оборотами.

Глагольные фразеологизмы выражают те же модальные значе­ния, что и соответствующие модальные глаголы в специализи­рованных формах (возможности, желательности, субъективно-эмоциональной оценки и пр.). В качестве вспомогательного компонента сказуемого выступают немногие глагольные фразео­логизмы с модальным значением. Всем им свойственна та или иная стилистическая окраска.

В выражении модального значения участвует весь состав глагольного фразеологизма. Общее грамматическое значение сказуемого выражается формальными показателями спрягаемого глагольного члена фразеологизма. Поскольку модальное значе­ние свойственно фразеологизму в целом, то нужно считать, что выражение общих грамматических значений и модального не распределяется между компонентами фразеологизма, т.е. осуществляется синтетически (ср.: иметь честь, задаться целью, гореть желанием: Он как будто задался целью напугать, рассмешить и удивить почтеннейшую публику (К.); Только Чехов и Короленко имели мужество поступить так и сложить с себя почетное звание в виде протеста (Тел.); При встречах он имел обыкновение цело­ваться (Тел.); У Чапаева было в запасе несколько выигрышных фраз - он не упускал никогда случая вставить их в свою речь (Фур.); - Вообще доктор не имел права на вас жениться, - сказал Николай Иванович (А. Т.).

Надо сказать, что глагольные фразеологизмы с модальным значением иногда не имеют соотносительных по значению модальных глаголов (например, иметь честь) и поэтому расширяют круг модальных средств в составном глагольном сказуемом, хотя сами по себе и являются непродуктивными в силу известной стилистической отмеченности.

Описательные глагольно-именные обороты с модальным значением формируются из глаголов с предельно ослабленным значением (иметь, дать, изъявить и др.) и отвлеченных существительных, образованных от модальных глаголов (привычка, желание, обещание, намерение и др.): иметь намерение - ср. намереваться: изъявлять желание - ср. желать; дать обещание - ср. обещать; иметь привычку - ср. привыкнуть; дать зарок - ср. заречься и т.п.

В аналитических неспециализированных формах составного глагольного сказуемого вспомогательный компонент имеет двучленную структуру. Он состоит из связки и полнозначного слова из класса имен; каждый из членов выполняет свою функцию. Связка в спрягаемой форме выражает основное грамматическое значение сказуемого (значение настоящего времени изъявительного наклонения обнаруживается в нулевой форме связки быть). Именной член выражает модальное значение (типы модальных значений те же, что и в сказуемом со спрягаемыми глаголами). Таким образом, в аналитических формах грамматические значения вспомогательного компонента выражаются раздельно. Од­нако аналитическая конструкция в целом функционально адекватна спрягаемому модальному глаголу (ср.: был согласен уехать - согласился уехать).

Именной член вспомогательного компонента может быть согласуемым (согласуется с подлежащим в числе и роде) - это нормы кратких прилагательных или причастий (рад, готов, должен, горазд, вынужден, согласен и др.): - Ты должна была его любить преданно, всем духом (А. Т.); И тут уж Малинин был не властен помочь ему (С); - Ну, я готов просить извинения (А. Т.); С эмансипацией старые порядки должны были кануть в вечность (М.-С). К согласуемым формам примыкают непро­дуктивные аналитические сочетания связки находить с твори­тельным падежом полной формы прилагательных нужный, необходимый: Каждый находил нужным улыбаться и курить грошовый фимиам (Ч.); Если Серпилин найдет нужным вызвать его, - очень хорошо (С).

Несогласуемый именной член может быть представлен существительным в именительном падеже (мастер, любитель и др.), существительным в предложном падеже с предлогом в (в состоянии, в силах, в намерении и др.) и модально-предикативным наречием (вправе, не прочь и др.): Старик был мастер сказки сказывать (Б.); - Все мы мастера в пьяном виде глотку драть, а чуть что, так и хвост поджал (Ч.); - Вот врет-то!Хо-хо-хо!Не знал я, Шуренъка, что ты такой мастер балясы точить! (Ч.); - Я в состоянии вовсе не спать (Ч.); Прохор не в силах улыбнуться (Шишк.); Люди не в состоянии были сделать ни шагу дальше (С); - Ведь и ты не прочь бы присоединиться к их компании (М.-С).

Аналитические конструкции вспомогательного компонента, хотя в принципе и дублируют основные модальные значения спрягаемых глаголов, могут в частностях отличаться от них как некоторыми оттенками, так и стилистической окраской. Некоторые аналитические конструкции не соотносительны по значению с модальными глаголами (должен был, рад был, вынужден был и др.).

Поэтому, будучи непродуктивными в силу своих грамматических особенностей, аналитические неспециализированные формы составного глагольного сказуемого являются необходимым звеном в системе форм рассматриваемого структурного подтипа сказуемого.

Все отмеченные конструкции основных форм составного глагольного сказуемого имеют существенную общую черту - выражение одного из специфических грамматических значений, фазисного или модального, - а различаются способами передачи данных значений, средствами выражения вспомогательного компонента.

СГС может иметь осложненную форму. Осложняется вспомогательный компонент, а вещественное значение сказуемого не затрагивается; сравните: продолжал работать – хотел продолжать работать, готов был продолжить работать, изъявил желание продолжать работать. В осложненных формах составного глагольного сказуемого выражается не одно, а два грамматических значения фазисного или модального типа. Это означает, что в состав осложненной формы входят кроме основного, вещественного инфинитивного компонента, по меньшей мере, две единицы вспомогательного характера. Грамматическое осложнение составного глагольного сказуемого осуществляется за счет вспомогательного компонента. Например, в предложении Шубин хотел начать работать, но глина крошилась (Т.) вспомогательный компонент представлен сочетанием двух глаголов, каждый из которых заключает свое грамматическое значение (хотел - модальное, начать - фазисное), а спрягаемая форма одного из них является морфологическим средством выражения основного грамматического значения.

Составное именное сказуемое включает компоненты, различные по морфологической природе. Основной компонент представлен формами имен и других категорий слов, по значению сближающихся с именами. Вспомогательный компонент представлен спрягаемыми формами глаголов (или устойчивых глагольных сочетаний), утрачивающих в данной функции свое конкретное вещественное содержание. Этот компонент называется связкой, а основной компонент – именной (присвязочной) частью.

Связка выполняет следующие функции: 1) выражает основные элементы предикативного значения; 2) связывает сказуемое с подлежащим, выражает формально его зависимость от подлежащего; 3) содержит модальную оценку отношений между предметом и признаком. Связка не участвует в выражении вещественного значения сказуемого.

В СИС связки выражают следующие основные виды модально-оценочных значений:

1) обладание признаком (быть, являться, оставаться) Сестра была врачом.;

2) возникновение признака, оценка его как меняющегося (становиться, делаться) Погода становилась пасмурной;

3) обнаружение признака (оказаться, получиться, выйти) С приездом к вам вышло недоразумение;

4) оценка признака как предполагаемого, кажущегося, мнимого (казаться, представляться) Мои слова показались ему дерзостью;

5) оценка признака как соответствующего чьему-либо мнению, представлению (считаться, слыть) Отъезд его в город считался в семье делом решенным.

Связки могут быть специализированные, т.е. достигать высокой степени грамматикализации и употребляться с любыми формами имен (быть, являться, стать, сделаться, казаться, слыть, представляться, считаться, оказаться и др.) . Другие связки допускают употребление только определенных форм именных частей, притом может быть ограничен и лексико-семантический ряд имен. Это – неспециализированные связки. Их лексическое значение не полностью подверглось грамматикализации, оно более конкретно, чем значение связок специализированных (отличаться, выделяться, славиться, иметь вид, приобретать характер, вид. положение).

Спорным является включение в состав СИС конструкций типа лежала в обмороке, вернулся помолодевшим. Спрягаемый глагол частично выполняет функцию связки, выражая модально-временные значения и зависимость от подлежащего. Однако глагол не передает модально-оценочных значений, не грамматизуется. Он обозначает самостоятельное действие. В таких предложениях выражаются одновременно два предикативных признака активный и пассивный, следовательно, сказуемое может классифицироваться как «двойное» (А.А.Шахматов). В иной трактовке эти сказуемые расцениваются как сложное сказуемое или как сочетание ПГС с предикативным определением. По мнению, Леканта такие сказуемые не следует рассматривать в ряду СИС в строгом смысле термина, так спрягаемый глагол здесь нельзя расценивать как связку. Однако невозможно считать одинаковыми приведенные им примеры. Сравните: Вера Дмитриевна встала грустная, заплаканная; После седьмого класса мы расстались друзьями.

Итак, связка СИС имеет абстрактное значение, в выражении вещественного значения не участвует. Она непременно содержит показатели спрягаемых глагольных форм, включая и нулевую связку быть. Так называемые связки-частицы (это, вот, таков, как, точно, словно, значит и др.) не заменяют глагольной связки, а только сочетаются с ней, в том числе и с нулевой.

Именная часть СИС разнообразна по формальному выражению и значению.

1. Имена сочетаются со связкой в различных формах. Одни из них являются типичными для данной функции (предикативные формы), а другие нетипичными, сложившимися в словосочетании для выполнения атрибутивной функции (непредикативные формы).

К предикативным формам относятся:

1) несклоняемые формы – краткие формы имен прилагательных и страдательных причастий: Дни были пасмурные. Стройка закончена вовремя;

2) склоняемые формы – существительные, полные прилагательные, причастия, числительные, местоимения: Река была глубокая. Это дело он считал своим долгом. Два да два – четыре;

3) неизменяемая форма сравнительной степени качественных прилагательных: Погода к вечеру стала лучше.

Непредикативными являются все формы косвенных падежей имени существительного, кроме творительного предикативного (однако сюда включается творительный сравнения: У тебя нос картошкой ). Эти формы не мотивируются глагольной связкой. К непредикативным формам можно отнести устойчивые предложно-падежные сочетания с закрепившимся в языке метафорическим значением (на ножах, при деньгах, на носу).

2. Вещественное значение пассивного признака может передаваться в СИС неизменяемыми словами – наречием, деепричастием, инфинитивом. Это непродуктивные формы именной части. Отсутствие формоизменения делает невозможным выражение их связи с подлежащим, со связкой. Только небольшая группа наречий со значением состояния или качественной характеристики предмета (навеселе, настороже, наготове) употребляется в СИС регулярно. Деепричастия употребляются в составе СИС в просторечии и только со значением состояния. Инфинитив в составе СИС не утрачивает значения действия, но выступает в качестве характеристики предмета, названного подлежащим: Наша задача – защищать ворота.

Вспомогательный компонент может быть осложнен спрягаемым глаголом или фразеологизмом с фазисным или модальным значением (глагол связка при этом употребляется в инфинитиве): Его история могла бы быть поинтереснее.

Сказуемое как член предложения.

В школе, каждый из нас изучал такой предмет, как русский язык. Очень важная роль была уделена предложениям. Попробуем сегодня вспомнить разбор предложения по составным частям. Грамматической основой предложения являются и сказуемое. Более подробно остановимся на сказуемом.

Сказуемое – один из основных членов предложения. Рассмотрим вопросы, на которые сказуемое отвечает.

На какие вопросы отвечает сказуемое?

Сказуемое обозначает действие подлежащего. Отвечая на вопросы «что делать?», «что сделать?», «каков предмет?» и «кто он такой?» сказуемое может описывать не только действие, но и состояние. Характерным для сказуемого является то, что чаще всего оно представлено, такой частью речи, как глагол. Хотя, бывают и исключения. Этот член предложения может запросто быть и причастием и прилагательным и даже существительным. Приведем пример: «Малыш улыбался, глядя на маму», сказуемым будет являться слово «улыбался», это слово является глаголом и обозначает действие подлежащего, то есть «малыша».

Виды сказуемых.

Существуют три вида сказуемых. Рассмотрим их подробнее.

Простое глагольное сказуемое.

В первом случае сказуемое представлено обычным глаголом. Оно может быть в любом наклонении, например, «он сидит » или «он лежал ». Большое заблуждение в том, что если сказуемое представлено одним словом, то оно обязательно простое глагольное. А вот и нет! Простое глагольное сказуемое может быть представлено в виде двух и трех слов. Например, «Пойду поиграю » или «Алиса ждала, ждала лета и не дождалась ».

Составное глагольное сказуемое.

Вторая ситуация представляет сказуемое в виде неопределенной формы глагола и вспомогательного глагола. Опять таки, сказуемое может состоять и из трех слов. Чаще всего в качестве вспомогательного глагола используют модальные глаголы или глаголы, обозначающие фазу действия. Приведем примеры: «Он хочет пойти на вечеринку» или «Я вчера не смогла с ней увидеться ».

Составное именное сказуемое.

В случае, когда сказуемое является составным именным, в нем присутствуют глагол-связка и именная часть. Именная часть может быть выражена практически любой частью речи, а глагол-связка наиболее встречаемый – «быть». Примеры: «Еда была невкусная », «Его связь с преступным миром была очевидна ».

1. Понятие о сказуемом.

2. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

3. Составное глагольное сказуемое, виды вспомогательных глаголов, субъектный и объектный инфинитив.

4. Составное именное сказуемое, виды связок, способы выражения именной части.

5. Осложненное сказуемое.

Сказуемое – это главный член предложения, который обладает следующими свойствами: входит в структурную схему предложения, структурно подчиняется подлежащему, характеризует предмет речи, выражается спрягаемой формой глагола (морфологизованное) и именами, занимает позицию после подлежащего.

Сказуемое выражает предикативный признак, то есть отнесенный к модально-временному плану. Сравните: новый дом//Дом новый (в настоящем времени) Дом был новый (в прошедшем времени). Поэтому в любом сказуемом содержится грамматическая и вещественная часть. Вещественное значение опирается на лексическое значение слова, выступающего в роли сказуемого. Грамматическое значение представляет собой модально-временную оценку признака. Если грамматическое и вещественное значение заключены в одном слове, то такое сказуемое называется простым. Если вещественное и грамматическое значение выражаются раздельно, в двух компонентах, то сказуемое называется составным. Сравните:

Если сказуемое выражено глаголом, то оно называется глагольным. Оно обозначает действие предмета. Если сказуемое выражается именем, то оно называется составным именным сказуемым и называет признак предмета речи. Сравните: Море смеялось. Море задумчиво.

Глагольное сказуемое может быть простым и составным, именное – только составным. Выделяют еще сложное, или осложненное сказуемое. В этом сказуемом осложняется всегда грамматическая часть. Например: Я учусь (простое глагольное сказуемое). Я начал учиться (составное глагольное сказуемое). Я буду учителем (составное именное сказуемое). Я решил быть учителем (осложненное сказуемое).



Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме какого-либо наклонения. Я помню чудное мгновенье. Я встретил вас . Это наиболее продуктивный способ выражения простого глагольного сказуемого (ПГС). Все эти предложения имеют полную парадигму. ПГС может быть выражено аналитической формой: Я буду вспоминать всем существом поэта … Сказуемое выражено глаголом в форме будущего времени, которая представляет собой одну словоформу, поэтому сказуемое является простым. Еще одни пример: Во многом он бы изменился, расстался б с музами. Женился. В данном случае сказуемое выражено глаголом в сослагательном наклонении. Пускай умру, но пусть умру любя. ПГС выражено глаголом в повелительном наклонении.

В состав ПГС могут входить не только формообразующие, но и словообразующие частицы. Они вносят дополнительные оттенки в семантику глагола. Он пошел было к двери. Все тяжелое словно отступило. Я бывало скажу. Вы не понимаете меня .

ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом или описательным глагольно-именным оборотом типа иметь мнение, поднять вопрос, оказывать поддержку. Глагольно-именные обороты можно заменить одним словом, они представляют семантическое единство. Например: Первые недели принесли разочарование (разочаровали). Изменники точно в воду канули. Такие сказуемые имеют экспрессивно-стилистическую окраску.

ПГС может быть выражено неспрягаемыми глаголами междометного характера, типа хвать, бряк, шварк, хлоп, стук. Он придет с мешком да девчонку шварк в мешок.

Простым глагольным является сказуемое, выраженное глаголом быть со значением ‘существование, бытие’. На рассвете был туман .

Составное глагольное сказуемое (СГС) – это сочетание вспомогательного глагола и инфинитива. Инфинитив передает основную семантическую информацию. Вспомогательный глагол выражает модально-временное значение и дополняет основное значение следующими оттенками:

1. Фазовое значение – значение начала, конца, длительности действия Оно представлено фазовыми глаголами: начать, закончить, перестать, бросить, прекратить, продолжать, прервать, стать. Я стал заниматься лучше. Сегодня я бросил писать стихи.

2. Модальные глаголы со значением долженствования, возможности, волеизъявления: мочь. Хотеть, намереваться, рассчитывать. Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать. Хотел писать, но труд упорный ему был тошен. В составе модельной части выступают не только глаголы, но и краткие прилагательные: должен, рад, горазд, принужден, вынужден. Я должен был уехать. Народ гуляет, а я принужден маяться. Вспомогательная часть может быть выражена при помощи фразеологического оборота или глагольно-описательного оборота: гореть желанием (хотеть), сделать усилие, не иметь права (не мочь). Он не имел права рисковать.

3. Глаголы со значением эмоциональной оценки: любить. Бояться, страшиться. Она любила на балконе предупреждать зари восход.

4. Обычности действия: научиться, приспособиться.

Инфинитив может не входить в состав сказуемого, а выполнять функцию дополнения или обстоятельства. Выделят следующие критерии разграничения: (1) При глаголе движения примыкающий к нему инфинитив имеет значение цели и выполняет функцию обстоятельства цели. Я приехал (с какой целью?) учиться. Я пошел (с какой целью?) посмотреть. (2) Инфинитив обозначает действие, которое выполняет не подлежащее, а другое лицо. Такой инфинитив называется объектным и выполняет функцию дополнения. Обычно он употребляется при глаголах речи. Я вас прошу меня оставить. Командир приказал бойцам отступать. Декан попросил студентов убрать аудиторию.

Составное именное сказуемое включает в свой состав вспомогательный компонент, который называют связкой, и основную часть, иначе именную часть. Связка указывает на модально-временной план, связывает подлежащее со сказуемым и выражает формальную соотнесенность сказуемого с подлежащим. Выделяют следующие типы связок:

1. Связка быть . Она выражает только модально-временное значение. Говорят, что ее лексическое значение выветрено. А счастье было так возможно, так близко. В настоящем времени связка обычно отсутствует. Это нулевая связка. Нулевая связка – это значимое отсутствие. Оно свидетельствует о реальности события и отнесенности его к настоящему времени. Но судьба моя уж решена. В русском языке есть конструкции, в которых употребляются связки есть, суть, выражающие значение настоящего времени. Они используются в предложениях тождества: Суббота есть суббота. Студент есть студент. И в предложениях научного стиля: Язык есть средство общения. В предложениях со связкой быть часто употребляются слова это, вот, значит. Квалифицируются они по-разному. Иногда их называют связками, но отождествлять глагол-связку и эти слова не стоит. Так как именно глагол-связка указывает на модальность и время высказывания. Сравните: Я - это я. Он был озлоблен. Эти слова приобретают значение частиц. Их еще называют фиктивными связками. Можно встретить термин «связки-частицы, которые сочетаются с глагольной связкой».

2. Полузнаменательные связки: стать, становиться, делаться, казаться, являться, представляться, называться. Два дня ему казались новы уединенные поля. Эти глаголы частично сохранили лексическое значение. Они могут употребляться как ПГС, реализуя его полностью. Сравните:

3. Знаменательные связки: приехать, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать. Погода стояла теплая. Знаменательная связка выделяется тогда. Когда большая смысловая нагрузка падает на зависимое слово, что обусловлено коммуникативным заданием. Письмо лежало раскрытым . Но это членение не структурное, а семантическое. В таких конструкциях можно видеть ПГС и полупредикативное определение. Мать вернулась усталая.

Именная часть имеет следующие способы выражения:

1. Имя прилагательное, краткое и полное. Воздух чист и свеж. День теплый, но ветреный. В таких конструкциях краткие формы вытесняют полные. Полное прилагательное может употребляться в Т.п. Т.п. – это показатель сказуемого. День был ветреным. В роли сказуемого может употребляться сравнительная степень прилагательного. Дни становились длиннее.

2. Причастие, полное и краткое. Работа сделана. Книга прочитана. Морозный воздух опьяняющий. Дама казалась рассерженной.

3. Имя существительное в Т.п. и И.п. Я слуга царя, царя грозного. Конечно, это большое искусство – ждать. (Связки-частицы указывают на сказуемое). Луна словно репа. Частицы входят в состав сказуемого. Ты всему виной.

4. Местоимение. Вишневый сад теперь мой. Что ты был? И что стал? Я не я, и лошадь не моя.

5. Именем числительным. Он был, казалось, лет шести. Наш дом – в пять этажей. Дважды шесть – двенадцать.

6. Наречие. Бойцы были наготове. Но умирать и вам будет страшно. В безличных предложениях в роли сказуемого употребляются слова категории состояния. Было холодно.

7. Междометия. Характер у студентов – ой-ой-ой! Ушица – ей-же-ей, на слову сварена!

Выделять сказуемое в предложении не всегда можно однозначно. Вопрос о границах сказуемого является спорным и сложным. Например: Он был человек долга // – структурное членение. Он был человек долга // – семантическое членение. Не всеми учеными признается существование сложного, или осложненного, сказуемого. Хотя методически осложненные формы следует выделять. Надо помнить, что осложняется всегда грамматическая часть. Примеры осложненного сказуемого:

1. Осложненное ПГС. Пойду почитаю (как единое целое). Знай себе учи (одинаковые формы). Еду, еду (повтор).

2. Осложненное СГС. Он хотел продолжать работать. Ты не имеешь права продолжать настаивать. Он готов был отправиться путешествовать. В грамматической части одновременно используются модальные, фазовые или эмоциональные глаголы.

3. Осложненное СИС. Он был рад стать учителем. Он боялся быть смешным. Однако в данном случае возможно иное членение предложения.

О характере сказуемого вывод делается по способу выражения вещественного значения.

Методика изучения синтаксиса в средней школе..Связь изучения синтаксиса с работой по развитию речи.

Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений.

Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции.

*На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи

*Расширить и систематизировать линвистические знания

*формировать речевые умения и навыки

* познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ

* совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей

* формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией

* обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов

* формировать основы развития пунктационных умений

Основные понятия.

Синтаксические единицы: словосочетание.

Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно.

Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием.

Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания.

Предложение.

Простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.)

Сложные (ССП,СПП,БСП)

Предложения с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство.

Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста.

Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог

Интонация, высказывание, предикативность

Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания.

СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации.

ССП и СПП

связь интонации и знаков препинания

способы передачи чужой речи

случаи осложнения простого П

Способы выражения подлежащего и сказуемого

вводные конструкции

8-9 классы – основной курс

углубленное изучение словосочетания

виды простого П с осложненными вариантами

способы передачи чужой речи

все сложное П, с различными видами связи

Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац.

* правильно строить СС

* находить СС в П

* использовать в речи СС – синонимы

* соблюдать при построении СС речевые нормы

* производить синтаксич. разбор

* распознавать простые и сложные П

* использовать разные виды П при построении текста

* разбирать П (синт.разбор)

* соблюдать нормы РЯ при построении П

* употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией

* умение находить средства синт.выразительности

* обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний

* устанавливать способы и средства связи П в тексте.

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

*словосочетания

*простого предложения

*сложного предложения

Билет 17. Классификация односоставных предложений.Полные и неполные предложения. Содержание и принципы построения современных школьных учебников по русс яз. Характеристика одного из учебных комплексов.