Что делал иисус в пустыне. Борьба с искушениями

Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола

После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Сорок дней и сорок ночей был Он в дикой пустыне, со зверями, не вкушая никакой пищи.

Там приступил ко Христу диавол и пытался хитрыми вопросами и обольщеньями соблазнить Его на грех, как всякого человека.

Диавол сказал Иисусу Христу: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) "если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами".

Спаситель же сказал ему в ответ: - "в Священном Писании" (в Библии) сказано: не от хлеба одного зависит жизнь человека, но от всякого слова, исходящего из уст Божиих ". (Второз. 8, 3).

Тогда диавол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: "если Ты Сын Божий, бросься от сюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею" (Псал. 90, 11-12).

Но Иисус Христос сказал ему: "в Писании сказано также, не искушай Господа Бога Твоего ", т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес. (Второз. 6, 16).

После этого, диавол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, во мгновение ока, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: "Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое".

Иисус Христос сказал ему: "отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи " (Второз. 6, 13).

Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа до времени и, тотчас, ангелы Божии явились и стали служить Христу.

Так Спаситель, победив искушения от диавола, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти диавола, без всяких уступок злу.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 4, 1-11; от Марка, 1, 12-13; от Луки, гл. 4, 1-13.

По примеру поста Христова, Св. Православною Церковью установлен 40-дневный пост (св. четыредесятница), который называется великим и начинается за семь недель до праздника Пасхи - светлого Христова Воскресения, а также установлены и другие посты. Пост помогает человеку очистить себя от зла - от греховных наклонностей, помогает больше помнить о Боге и быть ближе к Нему.

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Искушение в пустыне. Мф. 4: 1-11; Мк. 1: 12-13; Лк. 4: 1-13 После крещения Иисус Христос, исполненный Духа Святого, покинул берега Иордана и направился вглубь унылой пустыни Мертвого моря, чтобы в полном уединении, посте и молитве подготовить Себя к великому служению искупления и

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Иисус Христос питает народ в пустыне Однажды, когда вокруг Иисуса собралось множество людей и им в пустыне нечего было есть, Господь сказал Своим ученикам: «Жаль Мне народа, уже три дня находятся они при Мне и нечего им есть. А отпустить их не евших не хочу, чтобы не

Из книги Иисус, которого я не знал автора Автор неизвестен

4 Искушение: откровенный разговор в пустыне Любовь подчиняется тем и повелевает только теми, кто подчиняется ей. Любовь - это отречение. Бог - это отречение. Симона Вейл Евангелия утверждают, что Иисус, еврей, выросший в окрестностях Галилеи, был не кто иной, как Сын Божий,

Из книги Евангельская история. Книга первая. События Евангельской истории начальные, преимущественно в Иерусалиме и Иудее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Пост и искушение от диавола Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12–13; Лк. 4, 1-13 Господь Иисус Христос, Который для того и пришел в мир, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8), при самом вступлении Своем в служение искупления испытал борьбу с виновником всего зла – диаволом. Местом этой духовной

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

4:1-13 Искушение в пустыне (см.: Мф. 4:1–11; Мк. 1:12,13) Сразу же после того как на Иисуса в момент крещения снизошел Святой Дух, Он был послан в пустыню, где Его принялся искушать дьявол. Искушения заключались в том, что дьявол пытался обманом спровоцировать Иисуса Христа на

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Искушение Господа от диавола (Лук., гл. 4) Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. 2Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. 3И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

6. Искушение в пустыне (1:12–13) Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. В отличие от повествований Матфея и Луки, рассказ Марка об искушениях Иисуса в пустыне представлен в

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Искушение в пустыне После того Дух Божий увел Иисуса в пустыню. Там предстояло Ему перенести искушения дьявола. 2 После сорока дней и ночей поста Иисус был истомлен голодом. 3 И приступил к Нему искуситель, и сказал: «Если Ты Сын Божий, прикажи этим камням стать хлебами».4

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Искушение в пустыне 12 Сразу же после этого Дух Святой побудил Иисуса уйти в пустыню. 13 И оставался Он там сорок дней, искушаемый сатаной, среди диких зверей, и ангелы Божии заботились о

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Искушение Иисуса в пустыне 1–2 Исполненный Святого Духа, Иисус возвратился с Иордана и в течение сорока дней ходил по пустыне, водимый Духом и искушаемый дьяволом. Все эти дни Иисус ничего не ел, так что по прошествии их был истомлен голодом.3 И сказал Ему дьявол: «Если Ты -

Из книги автора

Искушение в пустыне (Мк. 1:12–13; Лк. 4:1-13)1 Затем Дух повёл Ису в пустыню для того, чтобы Ему пройти искушение от дьявола. 2 После сорока дней и сорока ночей, проведённых в посте, Иса почувствовал сильный голод. 3 Тогда искуситель подошёл и сказал Ему:- Если Ты Сын Всевышнего

Из книги автора

Искушение в пустыне (Мат. 4:1-11; Лк. 4:1-13)12 Тотчас Дух побудил Ису пойти в пустыню. 13 Он находился в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной. Иса был там один, в окружении диких зверей, и ангелы служили

Из книги автора

Искушение в пустыне (Мат. 4:1-11; Мк. 1:12–13)1 Иса, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана, и Дух повёл Его в пустыню. 2 Там Его сорок дней искушал дьявол. Всё это время Иса ничего не ел и под конец почувствовал сильный голод. 3 Тогда дьявол сказал Ему:- Если Ты Сын

Из книги автора

IV Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне. Крещение Иисуса Христа. Удаление его в пустыню и искушение от диавола Когда в отдаленном Назарете приходило к концу богочеловеческое возмужание Спасителя, в окрестностях Иерусалима в таком же уединении уже созрел тот «ангел»,

О. А. Тярк

«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.(Мар.1:12,13)

После крещения Спасителя последовало Его искушение в пустыне. По сравнению с другими евангелистами Марк описывает это очень кратко. Как уже было отмечено, Евангелие от Марка является Евангелием дел Иисуса Христа. Дела Его говорят здесь громче слов. То же самое можно сказать и о Его искушении. Марк повествует о победе Иисуса Христа над силами зла. Таинственную силу зла Христос называет царством сатаны Мр. 3, 24. Марк рассказывает, каким образом Иисус Христос до Своего открытого выхода на служение одержал победу над всеми искушениями лукавого. После победы в пустыне Христос был совершенно подготовлен к Своему мессианскому служению.

Мы читаем: «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню» Мр. 1, 12. Слово «ведет» означает, что Христос оказался в пустыне помимо Своей воли; оно свидетельствует также о том факте, что Спаситель всегда находился под руководством Небесного Отца. Зависимость от воли Божией видна во всей Его жизни. На той духовной высоте, на которой пребывал Иисус Христос, осуществлялась воля Божия: на земле, как и на небе, где она не только неоспорима, но и исполняется с любовью.

Духовный рост каждого христианина можно сравнить с подъемом на высокую гору. Чем выше мы поднимаемся в достижении святости, тем меньше становится круг свободы нашей собственной воли. На вершине горы Голгофы, куда взошел Спаситель, можно написать слова: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» Пс. 39, 9.

И вот Дух Святой послал Иисуса Христа в пустыню. Если другие после крещения возвращались к своим обязанностям, где они должны были приносить плоды покаяния, то для Христа у Отца Небесного был другой путь: Дух Святой повел Христа в пустыню. Невольно нам вспоминается человек, который хотел стать последователем Христа, но пожелал сначала зайти домой, чтобы попрощаться с родными. Как мы знаем, Спаситель не разрешил ему этого, а сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» Лк. 9, 62.

Нельзя служить Богу с раздвоенным сердцем. Как отрадно, что великую основательность мы находим в жизни Иисуса Христа!

Часто верующие бывают неправильного мнения о водительстве Духа Святого. Есть такие, которые полагают, что Дух Святой направляет людей только «на злачные пажити» и «к водам тихим», в то время как этот же самый Дух может направить их также и в «долину смертной тени» Пс. 22.

Дух Святой посылает нас не только на легкую жизнь, но и на труд, к тяжелым обязанностям. Иисуса Христа Он направил в пустыню. Это было место, где невозможно было проповедовать Евангелие, но там была великолепная возможность работать над Самим Собой. Такое руководство Господь проявлял в жизни многих Своих служителей. Моисея Он повел на сорок лет в пустыню. Пророку Илии Он дал три с половиной года тишины. Иоанна Крестителя Он также приготовил в пустыне для выполнения великих заданий. Апостол Павел после своего обращения также провел три года в Аравийской пустыне. Не будем удивляться, если Дух Святой направляет кого-либо из нас в уединенные места для нашего самоиспытания и совершенствования.

«И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною». Искушение означает такое состояние, когда человек имеет возможность выбора между высшим и низшим. Там, где нет такой возможности, там нет ни искушения, ни моральной свободы. Бог создал человека с возможностью выбора, то есть он может делать выбор между добром и злом. Таков смысл и «дерева познания добра и зла» Быт. 2, 17. Неодушевленная машина, например, такой возможности не имеет. Если человека лишить права делать выбор, он становится машиной. Вслед за этим он теряет также и ответственность.

Бог создал человека с большими возможностями. Он может подняться к нравственным высотам или опуститься в самые глубины нечистой жизни. Святая жизнь это результат правильного выбора. Говорят, что человеческую судьбу определяют три фактора: наследственность, воспитание и свободный выбор. Последний самый важный. Свободным выбором человек показывает, как он использует свою наследственность и воспитание. Всякий раз, когда человек избирает добро, он достигает духовной победы. А всякая такая победа приготавливает нас к новым и большим победам.

Дух Святой направил Иисуса Христа в пустыню для искушения от лукавого. В чем состояло это искушение? В пустыне Христос имел достаточно времени, когда Он мог избрать тот или другой вид Своего мессианского служения. Он ясно знал Свое назначение. Оставалось только спросить: «Каким Мессией хочет Он быть?» Что касается других, то Иисус Христос всегда советовал людям всякое новое начинание основательно обдумать: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержки, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» Лк. 14, 28 31. Для Христа часы такого взвешивания настали в пустыне после крещения. Тогда, когда другие возвращались с Иордана в деревни и селения, Он пошел один в пустыню. Каждый шаг Его уносил дальше от людей. Он не обдумывал, где достать хлеба и воды. Когда прошло сорок дней при великом внутреннем напряжении, Иисус Христос почувствовал голод. И здесь к Нему приступил искуситель и предложил Ему свои советы. Евангелия от Матфея и Луки говорят о трех искушениях.

Встретившись с первым искушением, Иисус Христос должен был решить, как использовать Свое божественное могущество. Он обладал сверхъестественной силой. Видя страдания голодных и обездоленных мира, Он чувствовал в Себе силу помочь им. Тогда, когда Он Сам испытывал чувство голода, к Нему пришел искуситель и посоветовал превратить камни в хлебы. Почему бы не использовать Свою сверхъестественную силу для получения хлеба? Но что это означало бы? Христос этим чудом удалил бы страдание из Своей жизни, другие же остались бы в прежнем положении. Кроме того, Иисус Христос хорошо знал, что «не одним хлебом живет человек» Втор. 8, 3.

С подобным искушением искуситель нередко подходит к верующему так искусно, что последний и не замечает этого искушения. Узнаем ли мы искусителя, когда он говорит: «У тебя есть способности. Теперь самый подходящий момент показать свое превосходство. У тебя имеется возможность улучшить свое благосостояние. Вот сейчас подходящий момент для этого». Всегда ли мы понимаем, что в подобной обстановке должны мы сделать выбор между интересами Царствия Божия и нашими эгоистическими интересами? Используем ли мы свободное время для своего удовольствия или для славы Божией и служения ближним?

При втором искушении Христос должен был решить, как заставить людей поверить, что Он Мессия. Искуситель советовал использовать метод сенсации. Смысл его предложения был таков: «Вижу, что Ты руководствуешься Словом Божиим. Так следуй ему до конца. Поэтому бросься с крыла храма в гущу народа, ибо Бог обещал в слове Своем ангелам Своим заповедать «о Тебе, да не преткнешься о камень ногою Твоею» Пс. 90, 12. После этого народ примет Тебя. Таким образом Ты приобретешь расположение людей».

Другими словами, искуситель советовал оставить в стороне голос рассудка и естественный разум. Это искушение Иисус Христос отверг следующими словами: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего». Таким образом, Христос отклонил метод руководства одним текстом и показал пример углубления в содержание всей Библии. Господь действительно обещал охрану ангелов такому человеку, который в этом нуждался «на всех путях своих» Пс. 90,11. Но путь Христа не проходил через крыло храма, и это обещание в данном случае не относилось к Нему.

Нужно сказать, что всякое требование или настойчивое ожидание чуда можно рассматривать как искушение от врага душ человеческих. Правда, чудеса призваны были служить в помощь людям. Они должны были быть средством, которым Бог являет Свою любовь. Но когда саддукеи и фарисеи просили Христа показать им знамение с неба, Он не удовлетворил их желания Мф. 16, 1. Когда Ирод надеялся увидеть от Иисуса Христа какое-нибудь чудо, Он молчал Лк. 23, 8. Для пробуждения веры в сердцах людей Спаситель избрал долгий и трудный путь.

Относительно третьего искушения Иисуса Христа нужно заметить, что сущность его трудно понять. Но смысл данного искушения будет более понятным, если его содержание мы выразим следующими словами: «Ты не желаешь употребить метод сенсации. Очень хорошо. Тогда почему бы не использовать Тебе реальную силу? Ведь Ты можешь во всякое время основать могущественное государство. Мир нельзя победить добром или жертвенной любовью. Люди не заинтересованы в прощении грехов, так как они более ищут различных благ и удовольствий. Создай Себе могучее государство и тогда, исходя из такой реальной силы, Ты сможешь помочь людям. Прими мое предложение, и Ты в короткий срок будешь властелином всего мира».

Так понимали это искушение толкователи Библии многих поколений. Искуситель постоянно предлагал это Церкви Христа. Апостол Павел неоднократно напоминал: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» 1 Кор. 1, 18.

Искуситель и теперь говорит: «Дай людям пышные богослужения, выступления талантливых людей и добейся особых привилегий для церкви. С призывом к покаянию, к святости ты отпугнешь самых способных людей мира». Но, к счастью, христианская вера всегда имела таких последователей, которые доверяли Слову Божьему. Они проповедовали Христа распятого и сами носили крест Христа. Они поклонялись только Одному Богу и исполняли только Его святую, благую и угодную волю.

Описывая пребывание Иисуса Христа в пустыне, евангелист Марк кратко говорит, что «Он был со зверями; и ангелы служили Ему» Мр. 1, 13. Это означало наличие сильных контрастов между добром и злом. Спаситель мира находился между зверями и ангелами. В Иудейской пустыне, особенно в полосе Вади, бродили львы, шакалы, гиены, волки и ползали змеи. Голоса диких зверей постоянно доносились до ушей Иисуса Христа. Тени их скользили при наступлении ночи. Иногда они приближались очень близко, но тогда и ангелы были еще ближе.

Подобный мир контрастов иногда окружает и верующих. Просыпаясь однажды утром, псалмопевец Давид воскликнул: «Душа моя среди львов, я лежу среди дышущих пламенем» Пс. 56, 5. Но он также чувствовал, что находится в окружении ангелов, и потому восклицал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» Пс. 33, 8. И Даниил, находясь во рве львином, убедился, что ангел Господень сильнее львов.

Искушения укрепили Иисуса Христа, и Он вышел из них с победой, ибо Он имел общение с божественными силами. Слово Божие было для Него путевым столбом, Дух Святой был светом, освещающим Его путь, и охрана ангелов сопровождала Его.

Искушение Иисуса Христа показывает нам, что Он является нашим Братом. Он переносил искушения для того, чтобы «искушаемым помочь» Евр. 2, 18. Он не пришел посмотреть на человеческое горе с высоты Олимпа, но он взял на Себя тяжесть нашей жизни во всей ее полноте. Он переносил голод и жажду, холод и зной. Он знает, что значит быть искушаемым, измученным. Он знает, что такое смертельная тоска. Но Он также знает, как из всего этого можно выйти победителем. После искушения Иисус Христос отправился в Галилею «в силе Духа» Лук. 4, 14. Христос боролся до победы. Он победил искушения врага душ человеческих. Он проник «в дом сильного» и связал последнего. После искушения снова настал покой, причем, это был покой Победителя.

О. А. Тярк, Евангелие от Марка

Каждый из нас слышал слово “искушение ”. Искушение означает возникновение обстоятельств в жизни человека, которые заставляют его делать выбор между праведностью и грехом. Этот выбор сопровождается страданием в той или иной степени и требует волевого усилия. Волевое усилие в данном случае требуется не обычное, а соединенное с верой в Святого Бога. Сила искушения заключается в его способности воздействовать на самые уязвимые места человеческого естества. В момент искушения человек может ощущать сильное желание совершить греховное действие, при этом без сверхъестественной помощи от Бога преодолеть искушение ни одному человеку не под силу. Почему же искушение имеет столь сильное влияние? Ответ заключается в его происхождении: искушение не возникает само по себе, а является порождением сатаны , впервые искусившего Еву в Эдемском саду. Одним из главных “инструментов” искушения является ложь (не случайно Господь Иисус Христос назвал сатану отцом лжи). Ложь всегда сопровождает искушение, в той или иной форме проникая в разум человека. С помощью лжи создается искаженная картина реальности, описывающая мнимые выгоды от совершения греха. В случае с Евой искушение заключалось в обещании сверхъестественного знания, а также заверения, что при этом никакой смерти не наступит: “И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт.3:4,5)” . Как мы знаем, Адам и Ева получили совсем не то, что им пообещал искуситель. Результатом такого выбора стали горе, страдание, болезни и смерть. Ничего другого грех в себе не несет, как бы красиво он не выглядел, и какие бы удовольствия и блага не предлагал человеку. Воздействие искушения избирательно, для каждого человека оно разное в зависимости от его склонностей к тому или иному греху. Священное Писание очень ясно описывает, какие греховные стороны человека служат объектом искушения: “Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1Иоан.2:16) ”. Похоть плоти заключается в стремлении удовлетворять искаженные или противоестественные потребности тела (пьянство, объедение, блуд и т.д.). Похоть очей соответствует желанию обогащения, обладания властью. Гордость житейская выражается в тщеславии человека, отсутствии смирения и превозношении над окружающими. Каждый человек испытывает на себе действие искушений, их избежать невозможно. Но бороться с ними необходимо, так как именно в этой борьбе происходит формирование зрелого христианина, его укрепление в истине и праведности. Без этой борьбы невозможно наследовать жизнь вечную. Сам Господь Иисус Христос претерпел искушения, которые для нас были бы непреодолимыми.

Искушение Христа в пустыне

Евангелие от Луки рассказывает, что сразу же после крещения Дух Святой повел Иисуса Христа в пустыню, где Ему предстояло вступить в противоборство с искусителем: “Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом (Лук.4: 2-3)”. Сатана попытался искушать Христа все теми же искушениями, которые действуют через “похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую“, описанные апостолом Иоанном. Зная, что Спаситель долго не употреблял пищу и проголодался, он предлагает Христу применить Божественную силу для превращения камней в хлеб. За этим предложением скрывалась попытка побудить Христа сделать выбор в угоду телу и, тем самым, сорвать Его великий подвиг. Однако Господь тут же отражает нападение врага Словом Божьим: “Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим (Лук.4:4) ”.

Увидев, что на Сына Божьего не удастся влиять через “похоть плоти”, которой так сильно подвержено большинство людей, сатана избирает более утонченный способ: “И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (Лук.4:5-7)”.

Сатана предложил Христу не что иное, как власть над миром со всеми его богатствами, но в обмен на поклонение не Богу Отцу, а ему, сатане. Он знал, что многие люди способны пойти на совершение греха ради власти и богатства, причиной чего является “похоть очей”. Таким же образом он надеялся искусить и Христа, но и здесь был посрамлен:

“Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Лук.4:8)”.

Враг Бога и человека понял, что Христос выдержит любые телесные испытания, а богатством и властью Его не подкупить. Поэтому последняя попытка искусить Господа Иисуса Христа была особенно изощренна: “И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лук.4:9?11)”.

На этот раз сатана высокомерно выражает сомнение в Божественности Христа, надеясь таким образом вызвать у Спасителя проявление самолюбия и желание доказать свою истинную природу. Для обычного человека свойственно тщеславие, желание самоутверждаться, названное Священным Писанием “гордость житейская”, а потому слова, ущемляющие самолюбие, вызывают сильную ответную реакцию. На это и надеялся искуситель. Кроме того, сатана цитирует Священное Писание, как бы обосновывая истинность сказанного им. На самом же деле слова Библии были употреблены им в отрыве от общего текста, который имеет совсем другое значение, т. е. враг пустил в действие свое главное оружие - ложь. Но и это ему не помогло: “Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени (Лук.4:12-13)”.

Сатана, искушая Христа в пустыне, потерпел поражение и, униженный, должен был удалиться, а Господь, облеченный силой Святого Духа, продолжил подвиг спасения человечества. Это противоборство в пустыне на самом деле показало нам, как необходимо поступать при встрече с искушениями. Следует помнить, что Бог никогда не искушает человека и не хочет, чтобы кто-либо страдал, но причина силы искушения лежит в самом человеке: “В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак.1:13-15)”. Сатана оказался бессилен против Христа, поскольку для искушения в Спасителе не было никакой почвы: ни похоти плоти, ни похоти очей, ни гордости житейской. Может возникнуть вопрос, что обычный человек не в силах выдержать то, что по силам Богу. Заметим, что Господь противостоял сатане как человек и потому Он сопереживает нам и знает наши трудности. Искушения, несмотря на их болезненность, являются необходимым средством для нашего исправления и утверждения в вере. Иногда человеку искушение может показаться слишком тяжелым, но Господь ограничивает искусителя, не позволяя искушать человека сверх его сил. Апостол Павел в своих наставлениях говорит: “Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:12,13)” . Другими словами, наше искушение рассчитано именно на наши силы, так, чтобы мы могли с ними справиться. И, что самое важное, Господь Сам будет помогать нам в этой борьбе. Для этого человеку дается могучая сила: молитва, Слово Божие, пост, с помощью которых и Сам Спаситель преодолел все искушения, а в конечном итоге победил и саму смерть. От нас же требуется вера и следование тому примеру, который показал нам Господь Иисус Христос.

Сатана - в переводе означает “противник”, существо, весь смысл существования которого направлен на борьбу с Богом и его творением - человеком. На начальном этапе творения это был прекрасный ангел, имеющий очень высокое положение, однако по причине гордости восставший против своего Создателя. Не имея сил причинить вред непосредственно Богу, он поставил своей целью погубить любимое творение Божие - человека. Тем самым он надеялся одержать победу на “земном поле битвы”. Главным орудием в руках сатаны является грех.

Загадка 6 -го чувства: пожар на расстоянии

«Молли Магвайрс» – тайное общество шахтеров

Время полета на Марс

Группа “Круглый стол”

Аномальная зона Брянской области

Аренда квартир и коттеджей в Анапе

Как и в любом курортном городе, в Анапе множество вариантов аренды жилья. Кроме отелей, гостиниц, пансионатов и санаториев. Например, аренда...

Ракеты МиГ - 31

С 1978 года КБ Вымпел разрабатывало противоспутниковую ракету, оснащенную ОБЧ, имеющую возможность стартовать с самолета МиГ-31. Поражение цели вероятно...

Нло в перми

7 августа 2010 года на военном аэродроме Сокол прошла завершающая часть Международного фестиваля авиационной патриотической авторской песни Крылья России - ...

Феномен психического фото

Во время зарождения искусства фотографии были популярны разнообразные фотомонтажи, а самым эффектным считалось создание некоего сияния. Появились даже фотографии с изображением...

Алжир - земля берберов

Алжир является одной из самых крупных африканских стран. Большую часть алжирских земель занимает знаменитая пустыня. Это государство имеет очень...

Антарктида - суровый материк

Антарктида была открыта последним среди материков. На ее поиски в XVIII столетии отправился английский путешественник Джеймс Кук. Он первым в истории...

Город Яффа

Израильский город Яффа известен с древних времён. Первое упоминание о нём содержится в египетских хрониках, датированных XV веком до...

Накопитель энергии

Накопители энергии делятся на электростатические, к которым относятся аккумуляторные батареи большой энергоёмкости, накопители энергии на основе молекулярных конденсаторов, накопители энергии на...

Испания известна своим национальным танцем фламенко, национальным блюдом паэльей, поющими...

- «Искушение Христа» (Хуан де Фландес, XVI век) Искуше … Википедия

О евангельских событиях искушения Христа в пустыне см. статью Искушение Христа Последнее искушение Христа The Last Temptation Of Christ … Википедия

- «Искушение Христа» (Хуан де Фландес, XVI век) Искушение Христа (лат. Vade Retro Satanas «отойди от меня, сатана») описанное в Новом Завете искушение дьяволом Иисуса Христа во время его сорокадневного поста в пустыне, куда он удалился после… … Википедия

ИСКУШЕНИЕ - побуждение к нарушению религ., нравственного закона; соблазн. Производное от старослав. глагола (испытать, оценить, попробовать, узнать, соблазнить ЭССЯ. Вып. 9. С. 39 40), к рый восходит к праслав. kusiti, имевшему нейтральное в религ. отношении … Православная энциклопедия

искушение - я, с. Желание чего л. запретного, недозволенного; соблазн. Поддаться искушению. Долго противился я искушению прилечь где нибудь в тени хоть на мгновение (Тургенев). Синонимы: и/ску/с (устар.), обольще/ние, прима/нка Родственные слова … Популярный словарь русского языка

Иероним Босх … Википедия

Имея в виду показать места общественного служения Спасителя, мы представим параллельный перечень мест, событий и бесед Евангельских и для ясности разделим перечень на несколько отделов. а) Выход на проповедь. Назарет. Жизнь до крещения. Вефавора… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Битва между карнавалом и … Википедия

Битва между карнавалом и постом. П. Брейгель ст. 1559 г. Антверпен, Брюссель. Тип христианский, церковный также … Википедия

Книги

  • Библейские истории Нового Завета: Жизнь Иисуса Христа , А. П. Лопухин. Собрав и проанализировав огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель Александр Павлович Лопухин…

(Лк. IV, 1 /Мф. IV, 1; Мр. 1, 12/; Лк. IV, 2)

Тогда Иисус, исполнившись духа, пошел от Иордана в пустыню.

И там его испытывал искуситель.

Διάβολος я перевожу искуситель для того чтобы придать слову его значение, а не значение того Диавола, которое составилось теперь.

(Мр. I, 13; Мф. IV, 3, 4; Лк. IV, 9 /Мф. IV, 5/; Лк. IV, 10/Мф. IV,6/; Лк. IV, 11 /Мф. IV, 6/; Лк. IV, 12/Мф. IV, 7/; Лк. IV, 5 /Мф. IV, 8/; Лк. IV, 6/Мф. IV, 9/; Лк. IV, 7 /Мф. IV, 9/; Лк. IV, 8 /Мф. IV, 10/; Лк. IV, 13,14)

И был Иисус в этой пустыне 40 дней и не ел ни чего и отощал.

И приступил к нему искуситель и сказал: если ты сын Бога, то скажи, чтобы камни эти стали хлебами.

А Иисус отвечал: Написано: человек жив не хлебом, но всем тем, что исходит из уст Бога (духом).

Искуситель привел Иисуса Христа в Иерусалим и поставил его на крыле церковном и сказал ему: если ты сын Бога, бросься отсюда вниз.

Написано ведь, что он посланцам своим накажет о тебе, чтоб берегли тебя.

И на руки подхватят тебя, чтобы ты о камень не споткнулся ногой.

И отвечал ему Иисус и сказал: Потому что сказано: не испытывай Бога твоего.

И опять взял его искуситель на высокую гору и представил ему все царства земли в мгновение ока.

И сказал ему: Дам тебе всю эту власть и славу их, потому что мне они переданы, и кому хочу — даю их.

Если почтишь меня, то все будет твое.

Тогда отвечал Иисус и сказал: Отойди (лукавый), враг; написано: Господа твоего почитай и ему одному работай.

Тогда искуситель отстал от него на время, и сила Божия пришла к нему и служила ему.

И возвратился Иисус в силе духа в Галилею.

Место это искушения особенно замечательно тем, что составляет камень преткновения для толкования церкви, так как самая мысль о Боге, искушаемом Диаволом, сотворенным Богом, составляет внутреннее противоречие, из которого нельзя выйти.

Из смысла всей главы не только не видно, того, чтобы писатель разумел под сатаною действительное лицо, но видно совсем обратное.

Если бы писатель представлял себе лицо, он бы хоть что-нибудь сказал о нем, о его виде, о его действиях, а тут, напротив, ни одного слова нет о самом лице. Лицо искусителя упоминается только ровно настолько, насколько нужно выразить мысли и чувства Христа. Несказанно, какон подошел к нему, ни какпереносил его, ни как исчез, ничего несказанно. Говорится только об Иисусе и о том враге, который есть в каждом человеке, о том начале борьбы, без которой немыслим живой человек. Очевидно, писатель с простыми приемами хочет выразить мысли Иисуса. Чтобы выразить мысли, надо заставить говорить его, но он один. И писатель заставляет говорить Христа с самим собою, и он называет один голос голосом Иисуса, а другой — то дьяволом, Т. е. обманщиком, то искусителем.

В церковном толковании прямо сказано, что не надо и нельзя (хотя, как всегда, не сказано, почему это не надо и нельзя) считать дьявола представлением, а надо считать действительным лицом, и такое утверждение привычно нам.

Для всякого человека, свободного от церковного толкования, будет ясно, что слова, приписываемые искусителю, выражают только голос плоти, противный тому духу, в котором находился Иисус после проповеди Иоанна. Такое понимание значения слов: искуситель, обманщик, сатана, означающих одно и то же, подтверждается 1) тем, что лицо искусителя введено только ровно настолько, насколько оно нужно для выражения внутренней борьбы; ни одной черты относительно самого искусителя не прибавлено; 2) тем, что слова искусителя выражают только голос плоти и больше ничего, и 3) тем, что все три искушения суть самые обычные выражения внутренней борьбы, повторяющиеся в душе каждого человека.

В чем же состоит эта внутренняя борьба?

Иисусу 30 лет. Он считает себя сыном Бога. Вот все, что мы знаем о нем в то время, как он слушает проповедь Иоанна. Иоанн проповедует, что пришло царство небесное на землю, что для вступления в него, кроме очищения водой, нужно очищение духом. Никакого внешнего поразительного состояния Иоанн не обещает. Признака внешнего наступления царства небесного не будет. Единственный признак его пришествия есть какое-то внутреннее не плотское явление — очищение духом.

Исполненный мыслью об этом духе, Иисус уходит в пустыню. Мысль его о своем отношении к Богу выражена в предшествующем. Он считает отцом своим Бога, он сын Бога, и для того, чтобы Отец его былв мире и в нем самом, ему надо найти этот дух, который должен очистить мир, и этим духом очистить себя. И чтобы изведать этот дух, он подпадает- дает искушению, удаляется от людей и уходит в пустыню. Вместе с сознанием своей сыновности Богу и своей духовности он хочет есть и страдает голодом.

И голос плоти говорит ему: если ты сын Бога, прикажи, чтобы из камней ста ли хлебы. Если понимать слова эти как понимает их церковь, именно: что Диавол, искушая сына Бога, хочет от него доказательства его божественности, — то нельзя понять, почему Иисус Христос, если он мог это сделать, не претворил камней в хлебы. Это был бы самый лучший и простой и короткий, достигающий цели, ответ.

Если слова: «Если ты сын Божий, вели, чтобы камни стали хлебами» — есть вызов к чуду, то необходимо, чтобы Иисус, отвечая, сказал: «Не хочу делать чуда» или что-нибудь соответствующее вопросу; но Иисус ничего не говорит о том, хочет ли он, или не хочет делать то, что ему предлагает Диавол, но отвечает совсем другое и даже не упоминает ничего об этом, а говорит: не хлебом одним жив человек, а всем, исходящим от Бога. Слова эти не только не отвечают на упоминание Диавола о хлебе, но говорят совсем другое. Из того, что Иисус не только не делает из камней хлеба, чего очевидно нельзя сделать, и даже не отвечает на эту невозможность, а отвечает на общий смысл, видно, что слова эти не могли иметь прямого значения: скажи, чтоб из камней сделался хлеб, — а имеют то значение, которое они имеют, когда прямо обращены к человеку, а не к Богу. Если они обращены просто к человеку, то значение их ясно и просто.

Слова эти значат: Хлеба тебе хочется, и потому позаботься, чтоб хлеб у тебя и был, потому что сам видишь, что словами хлеба не сделаешь.

И Иисус отвечает не на то, почему он не делает хлеб из камней, а на тот смысл, который лежит в словах: покоряешься ли ты требованиям плоти? он отвечает: че ловек жив не хлебом, а духом.

Смысл отдельного этого изречения очень общ. Для того, чтобы понять его определеннее, надо вспомнить все начало главы и то, к чему сказаны эти слова. (Во Второзаконии гл. VII. 5-й книги Моисея сказано:

1. Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились и пошли и завладели землею, которую с клятвой обещал Господь отцам вашим.

2. И помни весь путь, которым вел тебя Господь Бог твой по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди его, или нет.

3. Он смирил тебя, томил тебя голодом, питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким сло вом, исходящим из уст Господа, живет чело век.

4. Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет.

5. И знай в сердце твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына своего.

6. Итак, храни заповеди Господа Бога твоего, ходя путями его и боясь его.

7. Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, землю где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор.)

И вот на слова Диавола о голоде Иисус, вспоминая Израиля, жившего 40 лет в пустыне: и не погибшего, этими словами отвечает искусителю: не хлебом жив чело век, но волею Божией жив человек. Т. е. как Израиль надеялся на Бога и Бог привел его, так и я надеюсь на Бога, отвечает Иисус.

На эти слова Иисуса Диавол берет его и несет на храм, повторяя опять: если ты сын Бога, бросься отсюда.

Слова эти стоили много труда церковным толкователям. Толкования же ненужно никакого: Диаволом называется голос плоти, говорящий в том же Иисусе. И потому слова эти прямо значат: И представление перенесло его на храм; или: И ему представилось, что он стоит на высоте, и голос плоти сказал ему, повторяя опять: Если ты сын Божий, бросься отсюда.

По церковному толкованию эти слова ничем не связаны с первыми и опять не имеют другого значения кроме того, что Диавол вызывает Иисуса сделать ненужное чудо. Слова Диавола из 91 псалма о том, что ангелы поддержат его, тоже по церковному толкованию ничем не связываются с предшествующим, и весь этот разговор представляется бесцельным. Бессвязность и бессмысленность церковного толкования второго искушения про исходит от ошибки понимания смысла первых слов. Первые слова: сделай хлебы из камней, — понятые не как выражение невозможности (иметь хлеб, когда не запас его), а как вызов на чудо, заставили и на последующие слова: бросься вниз, смотреть тоже, как на вызов к чуду. Слова же эти, очевидно, связаны с первыми внутренним смыслом. Связь эта очевидна уж и потому, что как первые, так и вторые слова начинаются одним и тем же выражением: если ты сын Божий.

Кроме того, во втором ответе слово õτι — потому что, стоящее у Луки, ясно показывает, что Иисус не отвечает на слова Диавола: «бросься вниз», но отвечает на свой отказ броситься вниз. Иисус как в первом, так и в третьем искушении не говорит: написано и Т. Д., а говорит: потому что написано, то есть говорит: Я не брошусь, потому что написано.

С первых слов голос плоти хочет показать Иисусу ложность его убеждений в том, что он есть духовное существо и сын Божий. Ты говоришь: Ты сын Божий, ушел в пустыню и думаешь освободиться от похоти плоти. А похоть плоти мучает тебя. Здесь не удовлетворишь похоти; камней хлебами не сделаешь, так лучше поди туда, где есть из чего делать хлеб, и делай его или запасай его и носи с собою и ешь, как все люди.

Вот что сказал голос плоти в первом искушении. На это Иисус, вспоминая Израиля в пустыне, сказал: Израиль сорок лет жил в пустыне без хлеба и питался, и жив остался, потому что Бог хотел этого. Стало быть, не хлебом жив человек, а волей Божьею.

Тогда голос плоти, представляя ему, что он стоит на высоте, говорит: Если так, и тебе, как сыну Божию, заботиться о хлебе не нужно, так докажи это бросься вниз. Ведь ты сам говоришь, что все происходит не от заботы человека, а от воли Божией. Это истинная правда, ив псалме Давидовом сказано (Псал. 91): На руки подхватят тебя и не допустят до тебя зла. Так что же ты страдаешь, бросься головой вниз, до тебя не допустится зло, ангелы сохранят тебя.

Как только дано настоящее объяснение первым словам, именно то, что это не вызов сделать чудо, а указание на не возможность, так и эти слова получают тот же характер и ясный смысл. В словах дьявола: «бросься вниз», находится возражение на то, что Иисус надеется на Бога; но в следующих словах из псалма выражается и то, что если верить вволю Божию и жить одной ею, то чело веки не может испытывать страданий, ангелы соблюдут его. И потому Диавол высказывает свою мысль: 1) что если верить, что жив человек от воли Божией, а не от своей заботы, то и не надо беречь свою жизнь; и 2) что для верующего и не может быть никаких лишений и страданий, ни жажды, ни голода, стоит только броситься головой вниз, отдаться воле Божией, и ангелы соблюдут. То, что эта вторая мысль - о том, что теперь избавиться от голода Иисус может, если он точно верит в волю Божию, тем, что бросится с храма, — заключается в словах Диавола и подтверждается ответом Иисуса о не искушении Бога, как былопри Массе. Голос плоти словами «бросься вниз» доказывает Иисусу не только несправедливость его довода о том, что жизнь не от хлеба людского, а от Бога, но доказывает и тем, что он не бросится, и то, что сам Иисус не верит в это. Если бы он верил, что жизнь не от хлеба людского, не от заботы людской, а от Бога, то он бы теперь в своем голоде не берег бы себя; а он терпит голод и все-таки не отдается вполне воле Божией. На это Иисус отвечает отказом броситься вниз. Он говорит: Я не брошусь, потому что написано: не искушай своего Бога.

Иисус Христос отвечает опять словами из книг Моисея, напоминая событие при Масса — Мериве.

Вот что было при Массе (Исход ХVII, 2-7):

2. И укорял народ Моисея, и говорил: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей:

Что вы укоряете меня? Что искушаете Господа?

3. И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас, и детей наших, и стада наши?

4. Моисей возопил к Господу и сказал: Что мне делать с народом сим? Еще немного и побьют меня камнями.

5. И сказал Господь Моисею: Пройди пред народом и возьми с собою некоторых из старейшин израильских, и жезл твой, которым ты ударишь по воде возьми: в руку твою и пойди.

6. Вот я стану пред тобою там, на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин израильских.

1. И нарек месту тому имя: Масса и Мерива (искушение и укорение) по причине укорения сынов израилевых, и потому что они искушали Господа, говоря: Есть ли Господь среди нас или нет?

Этим воспоминанием Иисус отвечает на оба рассуждения Диавола. На то, что голос плоти говорит, что он не верит в Бога, если бережет себя, он отвечает: нельзя испытывать своего Бога. На то голос плоти говорит, что если бы он верил в Бога, он бы бросился с храма, чтобы отдаться ангелам и избавиться от голода, — он отвечает тем, что он не укоряет никого за Cвой голод, как укоряли израильтяне Моисея при Массе. Он не отчаивается в Боге, и потому ему и ненужно испытывать Бога, и легко переносит свое положение.

Третье искушение есть строгий вывод из двух первых. Оба первые начинаются словами: если ты сын Божий… последнее же не имеет этого вступления. Голос плоти прямо говорит Иисусу, показывая ему все царства мира, то есть то, как живут люди, и говорит ему: если покло нишься мне, все это дам тебе. Отсутствие вступления «Если ты сын Божий» и совсем особенный склад речи, уже не как с человеком, с которым спорят, а с человеком, который покорен, — указывает на связь этого места с предшествующими, если предшествующие поняты в их настоящем смысле.

Сначала голос плоти рассуждает и говорит: Если бы ты был сын Бога и дух, то ты бы не голодал, а если бы и голодал, то мог бы по своей воле из камней делать хлеб и удовлетворять своей Боле. А если голодаешь и не можешь из камня сделать хлеб, значит ты не сын Бога и не дух. Но ты говоришь, что, ты сын Бога в том смысле, что ты надеешься на Бога. И это неправда, потому что, если бы ты надеялся точно на Бога, как сын на отца, то ты бы и не мучился теперь голодом, а прямо бы пустился на власть Божию и не берег бы свою жизнь, а ты небось с крыши не бросишься.

Иисус отвечает на это тем, что он не должен ничего требовать от Бога.

О том, что понимал Иисус под этими словами, сказано ниже; но Диавол не понимает этого довода.

Доводы Диавола следующие: Хочешь есть так и заботься о хлебе. Если бы правда было то, что ты предаешься воле Божией, то ты бы и не берег себя, а ты бережешься, — стало быть, ты не прав. И потому голос плоти, торжествуя, говорит: Не хочешь думать о пище, так и не береги свою жизнь; а бережешь свою жизнь, с. крыши не хочешь броситься, так отчего хлеба себе не припасешь?

Голос плоти как бы заставил Иисуса признать могущество ее и неизбежность жизни плотской, и потому он и говорит: Все эти твои надежды на Бога и уверенность в нем — все это слова, а наделе ты не ушел и не уйдешь от плоти. Такой же ты сын плоти были есть, как и все люди. А сын плоти, так почти ее и работай ей. Я дух плоти. И он показывает Иисусу царства мира: Видишь, что я даю тем, кто служит мне. Почти меня, работай мне, и тебе то же будет.

На это Иисус отвечает опять из книги Моисея (Второзакон. VI, 13): «Господа, Бога твоего, бойся и ему одному работай».

Сказано это во Второзаконии не просто, а сказано израильтянам, что тогда, когда они получат все блага плоти, то тут то и надо бояться забыть Бога и ему одному работать.

Все, что нужно было сказать, — все сказано.

Церковные толкования любят представлять это место как победу Иисуса над Диаволом. Победы ни по какому толкованию не выходит никакой: Диавола можно считать столько же победителем, сколько и Иисуса. Победы нет ни с той, ни с другой стороны; есть только выражение двух противоположных друг другу основ жизни. И ясно выражена и та, которую отрицает Иисус, и та, которую он избрал. Оба хода рассуждения поразительны тем, что философские системы, системы морали, религиозные секты, различные направления жизни в тот или другой исторический период имеют в основе только различные стороны обоих этих рассуждений.

В каждом серьезном разговоре о значении жизни, о религии, в каждом случае внутренней борьбы отдельного человека повторяются все те же рассуждения этого разговора Диавола с Иисусом или голоса плоти с голосом духа.

То, что мы называем «материализм» есть только строгое следование всему рассуждению Диавола; то, что мы называем «аскетизм», есть только следование первому ответу Христа о том, что не хлебом жив человек.

Секты самоубийств, философия Шопенгауэра и Гартмана есть только развитие второго рассуждения Диавола.

В самом простом виде рассуждение таково:

Диавол: Сын Бога, а голоден. Словами хлеба не сделаешь. Толкуй, не толкуй о Боге, а брюхо хлеба просит. Хочешь быть жив, так и работай, запасай хлеба.

Иисус: Человек жив не хлебом, а Богом. Человеку, дает жизнь не плотское, а другое — дух.

Диавол: А если не плотское дает жизнь, то человек свободен от плоти и ее требований. А если свободен, так бросься с крыши, ангелы подхватят тебя. Убивай свою плоть или сразу убей ее.

Иисус: Жизнь в теле от Бога, и потому нельзя роптать на нее и сомневаться в ней.

Диавол: Говоришь: зачем хлеб, а сам голодаешь. Говоришь: жизнь от Бога, в духе, а сам бережешь свою плоть, значит одни разговоры. Не тобой свет начался и не тобой и кончится. Гляди на людей: жили и живут и хлеб припасают, и хлеб берегут. И припасают не на день, не на год, а на года, и не один хлеб, а все, что человеку нужно. М себя берегут, чтобы и самим не падать, и чтобы беда не убила, и чтобы человек не обидел, — тем и живы. Есть хочешь, так и трудись. Жалеешь свое тело, так и береги себя. Почитай плоть и работай ей, и жив будешь, и она отплатит тебе.

Иисус: Жив человек не плотью, а Богом. В жизни от Бога нельзя сомневаться, и в жизни этой почитать должно одного Бога и ему одному работать.

Все рассуждение Диавола, то есть плоти, — несомненно и неотразимо, если стать на его точку зрения. Рассуждение Христа точно так же неотразимо, если стать на его точку зрения. Разница толь ко в том, что рассуждение Христа вклю чает в себя рассуждение плоти. Христос понимает рассуждение плоти, берет его за основание всего рассуждения. Рассуж дение же плоти не включает в себя рас суждение Христа и не понимает его точки зрения.

Непонимание Диаволом Христа начинается со второго вопроса и ответа. Диавол говорит: Если ты говоришь, что ты можешь быть жив без хлеба, необходимого для жизни, то ты можешь — отречься от всей своей плотской жизни, прямо отрицать ее и для уничтожения жизни броситься с высоты..

Иисус отвечает: Отказываясь от хлеба, я не отказываюсь от Бога, но, бросаясь с храма, я отказываюсь от Бога. А жизнь от Бога, и жизнь есть проявление во мне, в моей плоти — Бога. Следовательно, отказываясь от жизни, сомневаясь в ней, я сомневаюсь в Боге. И потому можно отказываться от всего во имя Бога, но не от жизни потому что жизнь — проявление Божества.

Но Диавол не хочет понимать этого и полагает свое рассуждение верным и говорит: Отчего же от хлеба, нужного для жизни, можно отказаться, а от самой жизни нельзя? Он говорит: это непоследовательно. И если от жизни нельзя отказаться, то нельзя отказаться и от всего, что нужно для нее. И делает вывод: А если не бросаешься с крыши и считаешь, что надо беречь себя, то надо беречь себя и во всем и запасать хлеб.

Иисус говорит, что приравнять хлеб к жизни нельзя, что тут — разница. И рассуждение Иисуса ведет его к своему противоположному выводу.

Плоть говорит: Я вложила в тебя потребность соблюдать меня. Если ты думаешь, что ты можешь пренебрегать какими-нибудь из моих похотей и голодать, когда тебе есть хочется, то не думай, что ты можешь уйти от меня. Если ты воздерживаешься от них, то это только потому, что ты жертвуешь одними потребностями для других моих же потребностей, жертвуешь на время, а все-таки живешь для удовлетворения моих требований плоти. Ты жертвуешь одними потребностями для других, но самой плоти ты ни для чего не пожертвуешь. И потому ты не уйдешь от меня, и всегда, как и все другие люди, будешь служить мне одной.

И эту-то самую несомненную истину Иисус берет в основание своего рассуждения и с первого же слова, признавая всю истинность этого рассуждения, переносит вопрос на другую точку зрения. Он спрашивает себя: Что такое во мне эта потребность соблюдать плоть — эта похоть и эта внутренняя борьба с этой похотью? И отвечает: Это сознание жизни во мне. Что же такое это сознание жизни? Плоть не есть жизнь. Что же такое жизнь? Жизнь — это что-то такое неизвестное, но что-то непохожее на плоть, совсем другое, чем плоть. Что же это такое? Это что-то из другого источника. И потому, признавая первое поло жение о том, что есть плоть и есть потребность соблюдать ее, он говорит себе, что, однако, все, что он знает о плоти и ее потребностях, он знает только потому, что в нем есть жизнь, и говорит себе, что жизнь не от плоти, а от чего — то другого, и это-то другое, противоположное плоти называет «Бог» — и говорит: Человек жив не потому, что ест хлеб, а потому, что в нем есть жизнь. А жизнь эта происходит от чего-то другого — от Бога.

На второе положение плоти, на то, что от плоти все-таки не уйдешь, что все таки живешь только потому, что хотя чувством самосохранения соблюдаешь ее, Иисус говорит, продолжая рассуждение со своей точки зрения, что он бережет жизнь свою не для плоти, а оттого, что она от Бога и что жизнь есть проявление Бога. И потому в последнем выводе о том, что надо работать плоти, уже совсем расходится с искусителем и говорит: И потому надо работать одному этому ду ховному началу жизни - Богу. Иисус говорит: И потому надо работать не плоти, а одному Богу. Слов λατρεύεν, означающее работу наемника, работу принудительную, за плату, поставлено здесь недаром. И надо понимать то значение, которое имеет это слово..

Иисус говорит: Правда, я всегда буду во власти плоти, она всегда будет заявлять свои требования, но кроме голоса плоти я знаю еще голос Бога, независимый от нее. И потому как в этих искушениях в пустыне, так и во всей жизни голос плоти и голос Бога будут входить в противоречие, и мне надо будет насильно, как и работнику, ожидающему плату, работать тому или другому. Голоса будут звать меня и требовать работы одному или другому, усилие я буду делать в таких противоречиях — Богу и от него только ждать платы, то есть в случае борьбы избирать всегда усилие для Бога.

И дух одерживает победу над плотью, и Иисус находит тот дух, который должен очистить его для того, чтобы наступило царство небесное. И в сознании этого духа Иисус возвращается из пустыни.

Если дать словам Бог и жизнь то значение, которое эти слова имеют во Введении, то слова Иисуса становятся еще яснее. На первую речь Диавола о хлебе Христос говорит: Не хлебом, а разумением жив человек. На речь Диавола о том, чтобы Иисус бросился с кровли, он отвечает: Я не могу сомневаться в разумении, разумение всегда со мною. Оно дает мне жизнь, а жизнь есть свет разумения, как же я могу сомневаться в разумении и испытывать его? И потому я никому иному не могу работать, как тому, что есть источник моей жизни, что есть сама моя жизнь. Одно разумение почитаю и одному ему служу. .

Кроме внутреннего значения этого места, по отношению развития в самом Христе его учения, это место имеет значение выяснения Бога в сознании Христа — как разумения.

В начале искушения Христос говорит о Боге еврейском, творце всего, о Боге лице, отдельном от человека, о Боге преимущественно плотском.

Ты можешь сделать хлеб? говорит искуситель. И, отвечая, Христос хотя и не ясно, но уже говорит, что Бог — неисключительно плотский Бог: человек жив не хлебом одним, но Богом.

Слова: бросься вниз, или: еслиможно лишать себя хлеба, то можно лишать себя и жизни, — выражают сомнение в том, что жизнь сама от Бога; жизнь не от Бога, а в моей власти. И Христос, отвечая, говорит: Все в моей власти, только не жизнь, потому что сама жизнь от Бога. Жизнь есть проявление Бога, жизнь — в Боге.

Тут совсем с другой стороны, чем во Введении, выводится та же мысль, что жизнь есть свет людей, а свет есть разумение, а разумение, есть то, что люди называют «Бог», то есть начало всего.

Третье искушение пере носит все рассуждение из области внутренней во внешнюю, оно говорит: Не может быть справедливо твое суждение, когда весь мир живет иначе.

Отвечая и на это, Христос повторяет свое понятие о Боге внутреннем, не плотском. Он говорит: Среди тех благ, которые не я себе дал, я должен почитать одного своего Бога и работать должен ему одному.

Кроме этого, необходимо помнить при развитии дальнейшего учения, что это понятие Бога и те отношения человека к Богу, которые выражаются в этом месте, выработаны Христом этим самым путем мысли. Надо помнить, что на вопрос о том, — чем жив человек, хлебом или Богом, — в первый раз Иисус выяснил себе сам свое учение о значении Бога и человека, и что поэтому во многих и многих местах своего учения, когда Иисус хочет выразить это отношение человека к Богу, он берет тот самый ход мысли и то самое сравнение хлеба, которыми для него самого уяснилось это значение.

О согласии всех тех мест, где говорится о хлебе, пище и питье, - с этим местом будет сказано в своем месте.