Что нужно для архитектуры. Что должен знать архитектор

Где-то полгода назад я написал статейку в небольшой журнал на тему архитектурного образования. Отправил и забыл, так что не знаю ее дальнейшей судьбы, собственно, и не особо интересно. Спустя время, признаю что это далеко не лучший материал для абитуриента, но может кому и понадобится. А профессионалам - так ради праздного интереса. Заранее прошу не корить за ошибки и ляпы.

- кому подходит профессия;

Профессия архитектор охватывает настолько большое поле деятельности, что в ней сможет себя найти почти любой человек. Тут важен вопрос мотивации освоения этой профессии. В двух словах, опишу мотивации, с которыми стоит идти в архитектуру, а с которыми нет. №1 - творческие амбиции, без них делать в архитектуре - нечего. Должно присутствовать желание постоянно создавать что-нибудь новое, причем, самое лучшее. Очень важно желание быть известным (или популярным). Если посмотреть на зарубежных «звезд» архитектуры: Норманна Фостера, Сантьяго Калатравы, Фрэнка Герри - все они публичные люди. Важно не только желание создать, но и рассказать об этом всему миру. Еще одна мотивация - желание быть разносторонне развитым человеком. Профессия архитектора находится на стыке инженера и художника. Желание «знать все» будет сильно помогать будущему специалисту.

Теперь то, что может сильно помешать. Во-первых, поиск «легкого пути». В архитектуре 5% - талант, а остальное - работа. Это действительно очень тяжелая специальность. На моих глазах люди падали в обмороки от переутомления, зарабатывали хронические заболевания во время учебы. Были даже смертельные случаи. Надо быть к этому готовым и не бояться. Во-вторых, желание заработать много денег, и по возможности сразу. Хороший архитектор созревает медленно, как вино. В начале, он стоит очень дешево, но спустя годы работы - становится дорогим. Это тоже надо осознавать. Большие заработки будут, но путь к ним достаточно долгий. В-третьих, излишняя восприимчивость будет сильно мешать в профессии. Количество критики всегда превышает количество похвалы. Особенно в начале пути. Надо уметь все спокойно воспринимать. Каждый хороший архитектор много раз слышал о том, из какого места у него растут руки, какая у него солома в голове, и что он никогда не станет архитектором. Нельзя подобные высказывания принимать близко к сердцу.

Исходя из вышесказанного, думаю, будет не сложно создать портрет человека, кому подходит эта профессия и примерить его на себя.

- краткий обзор вузов;

Выбор вуза для получения архитектурного образования, конечно важен, но не критичен. Специфика учебы на архитектора такова, что и в среднем, по общему мнению, вузе можно получить замечательное архитектурное образование. Главное - преподаватели творческих специальностей, которые встретятся на пути студента. Программы вузов и архитектурных факультетов примерно похожи. Единственный большой плюс престижных вузов, как МАрхИ, например, больший шанс встретить отличного преподавателя.

Подготовку к творческому конкурсу лучше всего не форсировать. У каждого вуза свои очень жесткие требования к рисунку и черчению. Лучший вариант - подготовительные курсы или частные занятия с преподавателями вуза, куда планируется поступление. Грамотный преподаватель подготовит человека «с нуля» до сдачи экзамена за год или полтора. Как ни странно, но хорошо, если до этого абитуриент нигде не учился рисунку. Преподавателю проще сразу поставить правильную технику, чем исправлять «ошибки школы». Сильно заранее готовиться к творческому экзамену не стоит. Лучше за год, но с большой интенсивностью, чтобы будущий студент «набрал форму» к экзамену и не сильно утомился от многолетней подготовки.

На мой взгляд, самая большая ошибка - попытка поступить в один вуз в течении нескольких лет. Годы подготовки для поступления даже в лучший архитектурный вуз не дадут никаких знаний в архитектуре. Надо всегда помнить, что цель - стать архитектором, а не поступить в МАрхИ или МГСУ. Для достижения этой цели необходимо двигаться вперед: поступить в другой вуз; в тот же вуз, но на вечернее или заочное отделение; не стоит отбрасывать вариант получения среднего специального образования. Подготовка к поступлению это «топтание на месте», а учеба в профессиональном учебном заведении - путь к профессии, который может быть более тернистым, чем ожидается.

- как проходит учеба;

Когда я учился в МАрхИ, ходила поговорка: «Вылететь из института намного сложнее, чем поступить». Доля правды в этом есть. Можно, конечно, много говорить о том, что учиться тяжело, бывают конфликты с преподавателями, но получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, независимо от того - является студент «физиком или лириком». Дело все в том же стыке инженера и художника. Все предметы можно «грубо» разделить на 3 вида: творческие, инженерные и общеобразовательные. Традиционно студенты ходят на творческие предметы - проект, рисунок; время от времени появляются на инженерных - конструкции, сопромат, архитектурная физика; очень редко вспоминают про общеобразовательные предметы - философия, социология. Это плохая традиция. В программе нет случайных предметов. Все знания, которые дает институт, пригодятся в профессии, но в одном случае это очевидно - проект, конструкции, материаловедение; а в другом нет.

Приведу небольшой пример. На занятиях по философии я бывал 2-3 раза за семестр. Объяснял себе это тем, что знание Канта и Гегеля мне никак не пригодятся в архитектурной практике. Получал свой трояк на зачете и был доволен. Спустя годы, в аспирантуре я проходил курс «философия науки». Только там я увидел, насколько глубоки философские корни в архитектуре и работа в современной архитектуре без знания философии просто невозможна. Мне пришлось тратить время на чтение учебников и рвать волосы от досады, что не посещал занятия в институте.

Но, конечно, самый важный предмет - архитектурное проектирование. По сути, все остальные предметы программы служат для продвижения студента в этом предмете. Многие мои коллеги вспоминают институтский проект, как «золотое время». Все потому, что фантазия архитектора ничем не ограничена. Нет никаких требований экономики, занудливых заказчиков, неуступчивых смежников. Это лучшая возможность проявить свой творческий потенциал. Не случайно, при приеме на работу очень часто просят институтские работы. Работая над клубом, музеем, пожарным депо, надо понимать что он для вас, скорее всего, единственный проект на эту тему. Лучше не жалеть сил и времени на проект. Именно тогда закладывается потенциал для роста в профессии. Главные архитекторы и «звезды» архитектуры начинаются с интересных творческих проектов.

- логика карьеры профессионала;

Сейчас подавляющее большинство студентов начинает работать уже на 2-м, 3-м курсе. Я считаю - это хорошо, но только в меру. Подработка помогает в освоении архитектурных программ, дает первое представление об архитектурной практике и психологически подготавливает к будущей работе. Но не стоит забывать, что №1 - все равно учеба. К работе в этот период лучше относиться не очень серьезно - просто, как к возможности попрактиковаться. Заниматься только учебой можно, но судя по практике, у таких студентов если и начинается карьерный рост, то с большим опозданием.

Я уже писал, что поле деятельности архитектора очень велико. Важно настроить себя на то место в архитектуре, где человек будет чувствовать себя наиболее гармонично. Выбрать свою нишу. Совершенно не обязательно стремиться стать успешным и популярным архитектором. Гнаться за большими объектами. Хороший макетчик может зарабатывать намного больше главного архитектора. Можно заниматься исследовательской деятельностью, преподаванием, малыми архитектурными формами - всем чем угодно, если это «твое». Быть в этой области успешным и зарабатывать достаточно много. Сейчас в архитектуре нет низкооплачиваемых специальностей, и хороший специалист получает высокую зарплату. Но в то же время, очень сложно «заработать состояние», занимаясь только архитектурой.

Карьера архитектора может развиваться совершенно в любом направлении, но для успешного развития необходима постоянная работа над собой. Прежде всего - самообразование; активное участие в общественной архитектурной жизни: посещение лекций, семинаров, выставок.

- трудовые будни, взаимодействие с инженерами;

Специфика профессии архитектора такова, что для осуществления творческих замыслов всегда нужно привлекать дополнительных специалистов - инженеров, конструкторов. Характер работы нагляднее всего можно рассмотреть на примере. Возьмем самый распространенный архитектурный заказ - индивидуальный жилой дом (в простом языке - коттедж). Архитектор получает заказ и начинает работу с эскизов. Делает планировки, фасады и согласовывает их с заказчиком. Затем идет архитектурный проект - чертежи планов, фасадов, врисовки в рельеф, общие спецификации. На этом, как кажется, работа архитектора заканчивается, но по архитектурному проекту нельзя построить дом. Нужны строительные чертежи, проекты инженерных систем. Это как раз работа инженеров. Грамотный архитектор знает основы инженерных специальностей и заранее предусматривает в архитектурном проекте возможность реализации тех или иных систем. Лучше всего работать над проектом в связке с конструкторами и инженерами, или, по крайней мере, консультироваться на этапе архитектурного проектирования. Даже после выполнения всех смежных проектов, работа архитектора может продолжаться. Речь идет об авторском надзоре за строительством. На крупных объектах ведется соответствующая документация, на небольших - приезжает человек с чертежами и рулеткой, и с умным видом ходит по стройплощадке. Зачастую, окончательные решения по выбору отделочных материалов, рисунку окон и ограждений принимаются уже во время строительства, когда архитектура не на бумаге, а ее можно «потрогать». В любом случае, посещение стройки очень полезно для понимания всего процесса создания архитектуры. При проектировании и строительстве крупных объектов, все усложняется, но суть остается той же самой.

Рабочий процесс может проходить совершенно по-разному: можно сидеть на работе с 9-ти до 6-ти; можно работать в свободном графике; ездить по объектам, согласующим организациям, смежникам; работать дома как частный архитектор - кому как больше нравится. В архитектурной деятельности, на мой взгляд, самое главное - результат, хорошая архитектура, а как она получилась, не так важно. Можно за 5 минут нарисовать «на коленке», а можно месяцами просиживать у монитора.

- ситуация в профессии сегодня, тенденции.

Сегодня российская архитектура переживает глубочайший кризис. Это признают и профессионалы и обычные люди, которым не безразлично то, что происходит в стране. Под кризисом я подразумеваю следующее: архитектура большинства строящихся крупных объектов просто безобразная (достаточно сравнить то, что строят во всем мире и что у нас), вероломно разрушаются объекты архитектурного наследия, очень тяжело идет смена поколений (особенно среди преподавателей вузов).

Профессиональная среда находится тоже в кризисе. Проектные институты, как показал последний год, убыточные. Хорошие должности в больших организациях достаются родственникам или знакомым, и пробиться через стройные ряды «своих» людей очень сложно даже классному архитектору. В частных мастерских тоже тяжело. Там большая конкуренция и не всегда честная. Работать частным архитектором можно, но рынок частных архитекторов настолько сильно наводнен непрофессионалами, что очень сложно хоть немного подняться из этого болота. Сейчас в архитектурной деятельности, если у тебя нет родственников или высоких покровителей, всего приходится добиваться «потом и кровью».

К счастью, любой кризис рано или поздно заканчивается. На мой взгляд, «поднять» российскую архитектуру способно новое поколение молодых архитекторов. Для этого есть все предпосылки: доступна информация по современной зарубежной архитектуре, появляются объединения молодых архитекторов, есть возможность обучения и стажировки за рубежом. Я верю, из поколения, которое только собирается поступать в архитектурный институт вырастут наши Кендзо Танге и Ричард Роджерс.


  • Анализ и проектирование систем ,
  • Управление разработкой ,
  • Управление проектами ,
  • Карьера в IT-индустрии
  • Роли в проекте выглядят так:

    1. Аналитик слышит от бизнеса задачу в духе «нам надо работать быстрее» и идёт выяснять, что для этого нужно. Долго ковыряется и узнаёт, например, что производству нужна более простая или прозрачная схема процесса обработки заказов. Обсуждает с командой. Бизнес решает делать. Аналитик бросает в архитектора требованиями к новой системе. Аналитик узнаёт, к чему надо идти.
    2. Архитектор смотрит на требования, смотрит на систему, удивляется, смотрит ещё раз туда-сюда - и после этого ставит точное техническое задание. Архитектор видит, что нужно делать.
    3. Проектировщик - самый счастливый человек. Он берёт требования архитектора и просто лабает их до уровня детального проекта системы. Проектировщик знает, как нужно делать конкретные детали.
    4. Проект-менеджер берёт проект и смотрит, сколько нужно людей, железа, денег и других ресурсов. Делает план работ. ПМ знает, кто будет делать, и сколько это будет стоить .
    Потом в обратном порядке проект принимается.

    Ещё тут могут участвовать главные инженеры (в местах, где много железа или где требуются комплексные работы) и другие люди. Часто роли совмещаются - например, архитектор может быть как проектировщиком, так и брать на себя часть аналитики. ПМ может быть иногда тимлидом разработчиков. Но модель ролей примерно такая.

    Дальше - имхо про то, что нужно от первых трёх ролей.

    Архитектор, как это ни странно - человек, который соприкасается с реальным миром. Если рассматривать модель развития разработчик или инженер → проектировщик → архитектор (части проекта) → ведущий архитектор , то сначала реальный мир за стеклом и кажется безопасным. У проектировщика на входе сухие требования старшего коллеги-архитектора. По мере роста по этой цепочке (она не единственно возможная, не обязательно развитие идёт так), нужно всё больше и больше общаться с другими людьми из своей команды и у заказчика.

    Появляется необходимость в дополнительных навыках. Сначала идут технические навыки - например, мы, когда отбираем проектировщиков из разработчиков и инженеров, хотим, чтобы они умели внятно смотреть мониторинг больших сетей, групп приложений, умели управлять конфигурацией сети, делать инвентаризацию сети, знали теорию про сетевые модели и протоколы управления. Для молодых архитекторов нужны уже не только навыки сбора данных, но и их отображения, нужно уметь работать с массивами собранного визуально, строить понятные всем в команде схемы.

    Опять же, вряд ли проектировщику понадобятся навыки управления сервисдеском или навыки миграций-изменений. А архитектору - очень даже, потому что у процесса есть три стадии: где мы сейчас, как будем жить ближайший год, и где мы будем в конце проекта. И этот год хорошо бы не потерять под девизом «under construction».

    По мере роста искушённости архитектора растут требования к знаниям стандартов. Можно начать с ласкового и нежного ГОСТ 34, а потом почитать про принципы размещения ГИС для медицины с персональными и платёжными данными сразу. Там же - методологии проектирования. Проектировщику не нужно знать теорию управления проектами, а архитектор должен понимать, как люди работают (хотя бы на уровне понимания, что такое ошибка планирования). Ведущий архитектор должен уметь быть ПМ"ом при необходимости, но никогда не делать такую работу.

    А дальше начинается нестандартное и часто недооцениваемое. Вот, например, зачем нормальному ИТ-специалисту навыки выступлений и проведения презентаций? А они нужны, хотя бы базовые. Для начала - чтобы не начинать объяснение новой системы словами:

    - Вы здесь все блаженные идиоты. Смотрите, что мы будем делать.

    Реальный случай, кстати. Самое главное - человек ответил за слова и доказал, почему именно они такие люди. Но исполнители после такого начала не горели желанием работать. На самом деле, навыки презентаций нужны не для этого, а для того, чтобы объяснять свои задумки остальным в команде. Там есть несколько базовых вещей, которые очень берегут всем время.

    Проектировщику и обычному архитектору, по идее, не надо знать много про продажи. Ведущему - надо, он должен был хоть раз продать ИТ-решение. Потому что тогда он будет знать, на каком языке говорит бизнес. И это будет не «некоторые риски повышения FRR навигационной системы», а «если не поменяем вот это - у вас будет полный самолёт трупов на полосе». Есть небольшая разница в убедительности и точности донесения данных. Очень близко лежит навык выбора перспективных продуктов, когда ничего непонятно про технологию (если смог выбрать сам, то знаешь, что заказчик оказывается в похожей ситуации, когда архитектор показывает пару вариантов).

    Нужен навык аудита чужой инфраструктуры. Это чтобы уметь понимать, что важно, а что нет. По стандарту любой может, а вот с пониманием, что в прикладном уровне важнее, и где можно смириться с некоторыми особенностями инфраструктуры и проекта - лишь бы работало, как надо бизнесу - уже нет.

    Очень важный навык в выборе проектного решения - умеет человек обосновывать выбор или нет. Если оценка делается по цене, надёжности, масштабируемости и другим факторам в совокупности - это уже рациональный проектировщик. А если оценка делается с учётом всех возможных сценариев, собранных аналитиком, - это ведущий архитектор. Почему? Потому что ещё надо уметь выявлять зависимости проекта, его риски и точные требования. Выявлять - это не когда ты внедрил и узнал, что чего-то не хватает, а когда заранее знал, что будет, и заранее же подготовился. За пару лет. Здесь ведущий архитектор отличается от своего более прикладного коллеги тем, что думает об этом всегда и во всём.

    Вообще, вот это - подготовиться заранее и продумать все варианты - наверное, самое главное отличие профессионала от человека, способного спроектировать систему. Архитектору надо учесть всё: и возможные нетрадиционные использования, и защиту от дурака, и продумать точки отказов, переходный процесс. Упрощённая аналогия такая: если вы играли в градостроительные стратегии, то знаете, что иногда лучшая архитектура на «через 10 лет» бывает крайне контринтуитивной. Нужно сначала построить город, а потом его отрефакторить, чтобы понять, как надо правильно. У архитектора такой роскоши нет - строительство и рефакторинг идут в голове, а в работу берётся уже оптимизированная модель. Архитектор - он думает про концепцию и влияние на смежные системы, о назначении, применимости и выгодах.

    Важны навыки формулировки техтребований и техзаданий. А ещё - оценки рисков и изменений. Если человек работал только с проектами до, скажем, 50 дней - навыки оценки, скорее всего, недостаточные. На реально больших проектах есть свои особенности, связанные со спецификой заказчика и тем, что при большом накоплении обычных погрешностей уже не получается «за полчаса вечером доделать». Точнее, время - это очень ограниченный ресурс, и лишнее рабочее время из ниоткуда не появляется.

    Подготовка разных планов - мало иметь план по своему подразделению, ещё готовятся ресурсные планы (независимо от принадлежности к подразделениям). Это снимает необходимость контроля плана целого чужого подразделения, - понимать компетенции и возможности команды надо.

    Разработка документации - просто полезный навык, нужен в любой стадии. Ещё он здорово дисциплинирует в плане системного мышления.

    Декомпозиция работ - вроде бы ПМ"ный навык, но на деле это задача архитектора. Проект-менеджер сам этого сделать не сможет, поскольку не обладает достаточными компетенциями в проектируемой системе, и он просто собирает информацию с архитектора, проектировщиков и инженеров, оформляет в виде календарного плана и аккуратно контролирует выполнение, при необходимости мотивируя команду. Да, проджекты часто достаточно хорошо подкованы, чтобы понимать, что откуда растёт, но правильную декомпозицию делает именно архитектор.

    Навыки делового общения - если ведущий архитектор этого не умеет, то он очень быстро перестаёт быть ведущим, поскольку с ним серьёзные люди не разговаривают. Потому что одно дело высказать мнение о системе со словом «жопа» в середине в курилке, а другое - то же самое вице-президенту европейской компании. Плюс нужен беглый английский для общения с вендорами. Печень и мозг сохраняются в первозданном виде. Хотя, например, я часто в процессе встречаюсь с тем, что «сейлзы» как раз знают, на какие встречи нужен архитектор, чтобы рисовать в воздухе правильные узоры пальцами - и берут с собой к заказчику.

    Из «общечеловеческих» навыков обычно при назначении роли оцениваются отзывы предыдущих руководителей человека по трудовой биографии. Нужна нацеленность на результат: не сдать систему, а решить задачу. «Всё сделано по ТЗ, но не работает» - это не решение задачи.

    Очень важный критерий - любознательность: как правило, если человек сам ищет новые знания и сам учится, это повод задуматься, зачем же он живёт. Значит, ему не всё равно (ну или он готовиться сменить компанию, гы-гы). Архитектору должно быть не всё равно больше всех.

    Важно управление временем: для проектировщика - определение приоритетов в духе коротких спринтов (получил задачу - сделал - сдал - получил новую), а вот для архитектора - уже самому определить сроки своих задач, их приоритеты - и самому всё сделать правильно. И ещё умение принимать решения в условиях недостатка времени, дефицита ресурсов и когда всё вокруг горит: и велосипед горит, и костыли горят, и ты горишь. «Вытянутый» проект, когда что-то пошло не так, - это не только километр нервов и недосыпы, но и шанс стать круче, поняв что-то для себя о том, как действительно решаются задачи в реальном мире.

    Вот примерно так. Повторюсь: это суровое имхо, но моя школа у опытных товарищей показала, что расти надо примерно в эту сторону. И чего-то похожего я жду от своих коллег по направлениям на проектах.

    Поэтому, как я уже говорил, быть архитектором и напряжно, и интересно. Особенно интересно стало в последние годы, когда появились инфраструктуры, которые можно изменять относительно быстро - в частности, на базе облаков. Например, в нашем облаке Техносерв архитекторы нужны почти на каждый переезд - для многих это возможность не только перенести инфраструктуру в облако, но и сразу отрубить «хвост» из всякого легаси и тянущихся костылей, спроектировав систему правильно - раз уж всё равно она меняется.

    Если вдруг вы хотите стать архитектором, а у вас в компании есть не очень-то нужные вам курсы - задумайтесь. Очень многие компетенции связаны с такими базовыми вещами, как управление проектами и переговоры. Хоть это больше история ПМ’а или «сейлза», вам она тоже может неожиданно пригодиться.

    Каждому человеку хочется иметь собственное жилье. Причем желательно, чтобы это жилье было и безопасным, и комфортным, и красивым как внутри, так и снаружи. Кроме того, для жителей городов очень важно, чтобы улицы и дома располагались разумно (то есть, максимально удобно для проживания большого количества людей). Как это сделать, знает архитектор, стать которым хотят многие абитуриенты.

    Каждому человеку хочется иметь собственное жилье. Причем желательно, чтобы это жилье было и безопасным, и комфортным, и красивым как внутри, так и снаружи. Кроме того, для жителей городов очень важно, чтобы улицы и дома располагались разумно (то есть, максимально удобно для проживания большого количества людей). Как это сделать, знает архитектор, стать которым хотят многие абитуриенты.

    Популярность этой профессии легко объяснима. Во-первых, она относится к разряду престижных, во-вторых открывает большие возможности для самореализации, а в-третьих, позволяет добиться финансовой независимости. Только вот стать архитектором может далеко не каждый, так как эта профессия, как и многие другие, имеет свои специфические особенности, о которых мы сегодня и поговорим.

    Кто такой архитектор?


    Специалист, осуществляющий архитектурное проектирование и разработку объемных планов зданий, внутренних пространств и фасадов. Также достаточно часто в обязанности архитектора входит расчет надежности конструкций зданий.

    Название профессии произошло от греческого αρχι- (главный) и τέκτων (строитель), а самым первым известным современной науке архитектором являлся Имхотеп (III век до н.э.), под руководством которого велось строительство Пирамиды Джосера. Однако это не единственный претендент на первенство в этой сфере деятельности. Согласно Священному Писанию, первыми архитекторами были Веселеил и Аголиав (строители Скинии).

    Сегодня архитекторы лично практически никогда не контролируют все этапы строительства, так как для этого имеются другие квалифицированные специалисты. Под непосредственным руководством архитектора остался только этап проектирования, от которого и зависит безопасность, надежность, удобство и красота возводимых строений. Кстати, сама профессия архитектора имеет несколько направлений: архитектор-градостроитель, архитектор-рестовратор, ландшафтный архитектор и т.д.

    Не сложно догадаться, что главной задачей архитектора является поиск наиболее оптимальных решений при проектировании с учетом особенностей местности, безопасности строений и рационального использования площадей. Среди должностных обязанностей можно выделить проектирование объекта, разработку проектной документации, визуализацию будущих построек и разработку дизайн-проектов.

    Какими личностными качествами должен обладать архитектор?


    Профессия архитектора расположилась на стыке двух диаметрально противоположных профессий: художника и инженера. Соответственно архитектор должен обладать личностными качествами, позволяющими совмещать и творческие наклонности и способность к трезвому математическому расчету. Среди таких качеств можно выделить:

    • хорошо развитое пространственное мышление;
    • отменный художественный вкус и общее чувство гармонии и стиля;
    • превосходную зрительную память и наблюдательность;
    • способность к рисованию;
    • аналитический склад ума;
    • креативность;
    • пунктуальность;
    • усидчивость;
    • коммуникабельность;
    • организаторские способности;
    • стрессоустойчивость;
    • эрудированность;
    • рациональность.

    Преимущества профессии архитектора

    Человечество всегда испытывало и будет и испытывать потребность в возведении новых домов и городов. А это значит, что профессия архитектора всегда будет востребована, и молодой специалист относительно легко сможет найти работу. Однако не только это привлекает огромное количество абитуриентов, желающих стать архитекторами. Те, кто твердо решили поступить на кафедру архитектуры знают, что профессия архитектора гарантирует им:

    • многообещающие карьерные перспективы - при наличии таланта и большой трудоспособности всего за 5-7 лет молодой специалист может преодолеть путь от помощника до главного архитектора.
    • высокий заработок - сегодня практически все специалисты в сфере архитектуры получают вполне достойную заработную плату (от 25 до 100 тысяч рублей).
    • возможность реализовать свои амбициозные планы - очень многие талантливые архитекторы смогли добиться мировой известности, что позволяет им диктовать моду на тот или иной стиль в архитектуре.

    Недостатки профессии архитектора


    Работа архитектора , как и любой другой профессии, имеет не только преимущества, но и недостатки. И самым явным недостатком является то, что несмотря на хорошие карьерные перспективы добиться резких успехов не удастся. На пути к вершине карьерной лестницы молодому специалисту придется пройти все этапы - от подмастерья до ведущего специалиста.

    Еще одним недостатком этой профессии можно считать довольно таки сложный процесс обучения, в ходе которого студентам приходится не только корпеть над многочисленными и самыми разнообразными чертежами, но и проходить практику на стройке (при этом чаще всего простым разнорабочим).

    Многие специалисты среди недостатков своей профессии также называют необходимость воплощать желания заказчиков, которые не всегда вызывают положительные эмоции. Поэтому иногда архитекторам приходится тратить много времени и нервов на то, чтобы переубедить заказчика, и доказать ему нерациональность его желаний.

    Где можно получить профессию архитектора?

    Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

    На сегодняшний день в России существует огромное количество высших учебных заведений, где

    Для начала, необходимо убедиться, правильно ли вы понимаете, кто же такой архитектор и в его обязаности. Архитектор - специалист, который осуществляет архитектурное проектирование, в том числе разрабатывает объемно-планировочные и интерьерные решения. Архитектурное проектирование - это организация архитектурной среды, проектирование зданий и , включая разработку интерьерных и объемно-планировочных решений.


    Чтобы стать студентом-архитектором, нужно обладать определенными личностными качествами.


    Творческие способности. Конечно же, умение красиво рисовать, писать картины и штриховать карандашом - то, что должен уметь человек, поступающий на архитектурный факультет. Однако важно, чтобы это умение не лишь на перерисовывании чужих работ и копировании фотографий. Архитектор - он же творец. Он должен уметь видеть в обычных вещах необычное, перерабатывать их в голове и выплескивать на бумагу. Карандаш, краски, маркеры - это всего лишь инструменты. Человеку, который учился в художественной школе, будет и учиться, однако, как показывает практика, самоучки тоже имеют шансы добиться успехов, если будут стараться и прислушиваться к замечаниям преподавателей.


    Развитое пространственное мышление. Очень важное качество. Пространственное мышление - это вид умственной деятельности, при котором создаются пространственные образы, помогающие в решении практических и теоретических задач. Студенту-архитектору придется изучить непростые дисциплины, такие как начертательная геометрия, статика, и инженерные конструкции. Возможность мыслить пространственно, абстрактно дается не всем, поэтому если у будущего студента нет такой способности, то перечисленные выше предметы стнут для него настоящим испытанием. К счастью, это качество (если оно хоть немного присутствует) можно развивать.


    Ответственность, бдительность. Студенту-архитектору, а в будущем специалисту просто невозможно быть халатным и безответственным. Эта проессия требует внимательности, потому как любая ошибка может привести к разрушению постройки с последствиями, травмами и даже смертью людей.


    Трудолюбие, усидчивость. Из лентяя просто не получится архитектор. Лентяй вылетит из ВУЗа после первой же сессии. Мало того, студент-архитектор должен быть готов к работе над проектами и другими заданиями днями и ночами. Если у представителей других специальностей такой распорядок актуален во время сессии, то следует отметить, что студенты-архитекторы трудятся в таком ритме весь учебный год.


    Организаторские способности помогут студенту распределить всю нагрузку равномерно и избежать бессонных ночей и состояния "полузомби" во время сессии.


    Оригинальность, находчивость, креативность отличают студента-архитектора от других специальностей. Архитектор должен уметь смотреть на многие вещи иначе нежели другие люди, должен уметь находить неординарные решения и справляться с поставленными задачами используя смекалку и оригинальность.


    Чувство гармонии, вкуса и стиля необходимые качества творческой личности. Прокты и другие арт-работы просто будут неинтересными и скучными, а в худшем случае безвкусными и неэстетичными.


    Наблюдательность. Важная черта, присущая любому творцу. Чтобы создать что-то новое, необходимо внимательно относиться к тому, что уже существует. Архитектор должен замечать все красивое вокруг, стараться это перерабатывать и использовать в своих идеях.


    Хорошая память не помешает ни одному студенту, однако представителям архитектурного факульета это качество особенно необходимо. Архитектор должен быть подкованным человеком со всех сторон, у него должен быть широкий кругозор. Чтобы проектировать здания и сооружения разного назначения, архитектор должен разбираться во многих отраслях.


    Коммуникабельность - черта, необходимая любому современному специалисту. Архитектор должен уметь работать как ссамостоятельно, так и в команде. Студенту-архитектору коммуникабельность нужна чтобы уметь общаться со своими одногруппниками, студентами старших курсов и преподавателями, специалисту-архитектору - чтобы уметь разговаривать с заказчиком, находить общий язык с коллегами.


    Пунктуальность, тактичность - эти качества в принципе являются плюсами для любого человека, особенно для архитектора.


    Профессия "архитектор" подходит тем, кто обладает перечисленными выше качествами и навыками. Профессия интересная, ответственная, требует внимания, усидчивости и усердия, но очень интересная и увлекательная. Многие студенты-архитекторы, несмотря на трудности учебы, очень рады, что выбрали именно эту профессию.

    Строить всегда было престижно и уважаемо в обществе. Каждый человек понимает в своей жизни важность воспроизведения новых проектов, строительства недвижимости и развития современных городов. Ни одно здание и сооружение не сможет обойтись без опытного проектирования и разработки профессионала. Таким образом, это делает архитектурное дело одной из древнейших профессий.

    Вконтакте

    Одноклассники

    Различные здания, храмы, соборы, мосты и ратуши считаются частью культуры. Сегодня мы можем наблюдать различные виды этого искусства в самых разных уголках мира, наблюдая, как прогрессировало сознание и воображение людей в определённые периоды времени. Каждый творец пытался внести в свою работу что-то индивидуальное и отличительно от других. Великая красота сооружений до сих пор тревожит умы молодых деятелей, поэтому эта профессия до сих пор считается одним из популярных выборов абитуриентов.

    Раньше не требовалось сдачи экзаменов, чтобы стать архитектором. Не проводили курсов обучения и не было специальных институтов, как сейчас, которые могли научить желающих этому интересному делу. Архитектурная деятельность обычно передавалась семьями или близкими людьми, опыт давался по ходу, поэтому мало кто из тогдашних архитекторов действительно знал, что он делает. Сейчас каждый желающий и имеющий способности принести что-то в культуру может попытать себя в этой работе.

    Архитектурное дело в современном мире

    Мы можем заметить, как с каждым годом к каждой профессии приписывают всё больше и больше требований. Технический прогресс заставляет людей приспосабливаться к изменениям. Теперь недостаточно иметь некоторый опыт в архитектурном деле, чтобы быть мастером. Сегодня каждый уважающий себя архитектор должен закончить специальное высшее учебное заведение, где за 4–5 лет он научится всему самому основному.

    Но основные задачи для работников и любителей в этом деле остались такими же, какие были и несколько сотен лет назад. Архитектор должен уметь проектировать и создавать макет безопасного и рационального здания, которое, кроме общей функциональности, должно быть красивым и уникальным. Многие считают , что эта профессия идеально подходит людям, которые любят проявлять себя в творческих сферах жизни и развиваться в техническом направлении. Архитектура объединяет в себе навыки и умения двух противоположных сфер жизни, что одновременно делает её сложной и интересной.

    Проекты утверждаются только в том случае, если сооружение будет действительно эффективным, красивым и максимально комфортным для человека. Хоть и дизайнерское оформление очень важно в архитектурном деле, оно должно уступать практичности.

    Какие виды архитекторов существуют

    Любая современная профессия имеет различные направления и виды. Это характеризуется тем , что со временем на специалиста наваливается слишком много задач и не во всех он действительно может быть мастером. Таким образом, можно представить несколько видов архитекторов:

    Где учатся на архитектора и какие предметы необходимо сдавать

    Нельзя точно сказать, какие предметы и институт стоит выбрать человеку, что хочет заниматься архитектурным делом. Институты бывают разные и не все подходят определённому типу архитекторов. Сейчас многие люди выбирают факультеты дизайна и архитектуры, хотя человеку для занятия этим делом можно поступать и на другие специальности. Предметы и подробности творческого конкурса зависят только от нужного факультета и направления. Сейчас можно услышать много советов о том, что необязательно поступать в высшее учебное заведение, чтобы получить полный объём знаний об этой деятельности.

    Конечно, это является правдой. Но не стоит забывать, что именно институт позволяет человеку влиться в профессиональное общество своего любимого дела. Вопрос поступать абитуриенту или подождать всегда является сложным, но всё же рекомендуется не запускать обучение в высшем учебном заведении хотя бы ради получения диплома.

    Дизайн даёт общее представление об искусстве и умении представить хорошую картинку человеку, а архитектура позволяет углубиться в строительный процесс.

    Для поступления на архитектора интерьеров и ландшафтов необходимо сдавать такие вступительные экзамены в институт:

    1. Язык (профилирующий в стране).
    2. Литература.
    3. История.
    4. Творческий конкурс.

    Кроме этого, поступать на архитектора такого типа можно и после девятого класса, и после одиннадцатого класса, что даёт более обширные возможности при поступлении.

    Для поступления на архитектора другого типа (к примеру, реставратора), будут необходимы другие вступительные экзамены в институт:

    1. Математика.
    2. Язык.
    3. Информатика или история.
    4. Творческий конкурс.

    На некоторых факультетах действуют специальные программы для обучения молодых специалистов. Юный студент может попробовать себя в роли профессионала в разных компаниях, представляя свои проекты. Кроме этого, он может учиться у более опытных мастеров. К сожалению, для поступления в институт на архитектора можно сдавать экзамены только после одиннадцатого класса.

    Обучение на архитектурной специальности в институте даёт огромные преимущества для желающих развиваться в этом направлении. На самом деле, необязательно поступать и сдавать экзамены, чтобы быть мастером своего дела и в современном мире. Однако, большинство компаний и фирм требуют у специалистов наличия документа, подтверждающих их уровень образования, в частности, профессионального. Это делает обучение в институте практически необходимым.