Что такое дайджест в библиотеке. Дайджест — что это такое

Дайджест это издание, содержащее сжатое изложение публикаций за определенный период в сокращенном и систематизированном виде, краткий обзор периодической прессы; в широком смысле – тематическое собрание фрагментов из материалов, принадлежащих разным источникам.

Древние истоки дайджеста

Начало существованию дайджестов было положено в Древнем Риме. В 530–533 гг. н. э. в Византии при императоре Юстиниане І составлялись Дигесты, или Пандекты (Digesta, или Pandectae), – обширные систематизированные сборники выдержек из сочинений римских юристов, которые имели силу закона и являлись главной частью римского гражданского права в современном названии «Свод цивильного права» («Corpus iuris civilis»). Таким образом, Дигесты способствовали формированию теории права, развитию римской юриспруденции.

Прием кратких систематизированных изложений также широко использовался в богословии. На основании писаний Иоанна Златоуста написана книга на старословянском языке «Златоструй» (ок. 1461 г.), состоящая в наиболее полной редакции из 136 статей.

По принципу современного дайджеста написан третий по древности после «Остромирова евангелия» и «Новгородского кодекса» памятник древнерусской рукописи – первый «Изборник Святослава» (1073 г.) и второй «Изборник Святослава» (1076 г.), составленные для князя Святослава Ярославича. В отличие от первой книги, вторая содержала в себе не только отрывки из учений отцов церкви, а и извлечения из библейской и повествовательной литературы, сборников изречений и т. п. К аналогичному типу издания относится «Катехизис» – книга в форме вопросов и ответов, являющаяся кратким изложением христианского вероучения.

Распространение современных дайджестов

В XVII–XVIII вв. широко распространились аналогичные дайджестам издания – «куранты» (от голландского courant – газета) – первые рукописные газеты политического характера, составляющиеся в Посольском приказе на основе голландских и немецких газет и других иностранных печатных материалов. С XVIII в. к дайджесту относят не только краткий обзор прессы, а и рукописные или печатные изложения других документов, которые называются экстрактами, примечаниями, выдержками и издаются под соответственными заглавиями – «Extract», «Anmerkungen», «Auszuge» и др.

Термин «дайджест» вошел в литературу только в ХХ веке. В настоящее время под дайджестом подразумевается тип периодического издания (газета, журнал и т. п.), полностью состоящий из перепечаток, фрагментов или переделок художественных, публицистических, научных сочинений , которые в силу своей упрощенной формы доступны для читательских кругов. В этой функции дайджест нередко примыкает к массовой литературе.

Первый дайджест

Первым и до сих пор одним их самых популярных дайджестов является ежемесячный американский журнал «Ридерз Дайджест» (англ. Readers Digest), основанный в 1922 г. Дэвидом и Лилой Уоллес, после того, как Л. Уоллес решила собрать подборку из любимых статей, опубликованных в разных ежемесячных изданиях, и совместить их в одном журнале.

Слово дайджест произошло от английского digest, что в переводе означает – краткое изложение.

Обмен опытом

УДК 655.4+001: 002.56 ББК 76.17 + 73

ДАЙДЖЕСТ КАК ПРОДУКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © З.В. Вахрамеева, И.В. Курбангалеева, 2008

Отделение Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук 630090, г. Новосибирск, пр. АкадемикаМ.А. Лаврентьева, 6

Излагается опыт Отделения ГПНТБ СО РАН по подготовке «Дайджеста прессы по проблемам российской науки».

Ключевые слова: дайджест, ГПНТБ СО РАН, информационное обеспечение.

Теоретико-методические основы подготовки дайджестов

Наиболее глубоко и аргументированно историю становления жанра дайджеста1 показал Б.А. Лапшов в своей статье «Дайджест-библиотека - инструмент понимания для человека дела» . Вот что он пишет в этой работе:

1 Дайджест (англ. digest - краткое изложение): 1) тип журнала, перепечатывающего материалы из других изданий в сокращенном и, как правило, упрощенном виде; 2) массовое издание, содержащее краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной литературы (Новый энциклопедический словарь. - М. : Большая рос. энцикл. : РИПОЛ классик, 2004. - С. 308).

Дайджест - (англ. digest - краткое изложение) периодическое издание, перепечатывающее материалы других изданий в сокращенном виде. Еженедельный д. || О теле- или радиопередаче, повторяющей наиболее интересные записи с общей тематикой. Музыкальный, спортивный д. (Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб. : Норинт, 2004. - С. 147).

Дайджест - издание или его раздел, в которых сжато изложено содержание публикаций многих периодических изданий с целью дать представление обо всем наиболее интересном, что нашло место в прессе за определенный период (Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. - М. : Пашков дом, 2007. - С. 337).

Дайджест-конспект - метод сжатого представления исходного текста, настроенный на особенности индивидуальной познавательной деятельности с целью повышения ее эффективности (Вершинина, Г. Н. Изучение МСФО: дайджест-конспект: препр. / Г. Н. Вершинина, Д. В. Вершинин, М. В. Лычагин. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН: СибУПК, 2005. - С. 6).

Дайджест - определения в Интернете:

Издание, в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период (www.classm.ru/ dictionary/);

1) дешевая книга, содержавшая краткое, адаптированное изложение текста любого содержания; 2) конспективный обзор периодики или других печатных изданий (rifma.com.ru/ Lito-11 .htm) и др.

«Исторически дайджест возник и сформировался как информационный жанр утилитарного характера, назначением которого было извлекать из первоисточников только такую объективную (с позиций читателя) информацию, которая была нужна для определенного дела.

Достаточно вспомнить, например, что один из ранних христианских богословов Тертуллиан называл Евангелие от Луки “Дигестум Лукэ”, как бы подчеркивая, что Лука был не очевидцем, но лишь спутником апостолов, обобщившим рассказы об Иисусе для проповеди учения Христа.

Другой пример - “Дигесты” византийского императора Юстиниана - сборник извлечений из произведений знаменитых римских правоведов, составивших его “Кодекс”, который лег впоследствии в основу европейской юриспруденции.

В позднее Средневековье жанр дайджеста широко использовался церковью при составлении кратких версий житий святых, различного рода хронографов и другой литературы обучающего характера. Видимо, отсюда возникли две основные формы научного дайджеста Нового времени - извлечения и рефераты.

Извлечения, т. е. краткие резюме основных фактов и идей источника, использовались главным образом в индивидуальном порядке. Так, известно, например, что Чарльз Дарвин имел целую библиотеку собственных извлечений из прочитанных им книг.

В СССР в наибольшей степени изначальному предназначению дайджеста отвечали, пожалуй, получившие значительное распространение среди советских обществоведов рефераты зарубежных источников, во многом заменившие недоступную им в силу языкового барьера и идеологических запретов “западную” гуманитарную литературу.

С наступлением перестройки и последующим переходом России к осуществлению широкомасштабной экономической и политической реформы нужда в знаниях о современном рынке и практике передовых демократий резко возросла. ...Насущная потребность в получении пусть и вторичной, но достоверной информации, так сказать, “из первых рук” не могла не возродить дайджеста в его древнейшей утилитарной форме, изначально предназначавшейся для всякого умеющего читать».

Б.А. Лапшов вводит термин «дайджест-конспект» (от лат. «конспектус» - обозрение, обзор, очерк), называя его новым видом старого информационного жанра. С классическим дайджестом его роднит прежде всего утилитарность его функции - донести до читателя только главные факты и идеи, содержащиеся в источнике. Новым для нашего времени в дайджест-конспекте является то, что, в отличие от аннотации, «эбстракта» и научного реферата, предназначенных для специалиста, он рассчитан именно на неспециалиста, на читателя, не владеющего специальной терминологией и не имеющего навыка чтения толстых «научных» книг, но ощущающего потребность получить из конкретного источника информацию в той или иной специальной области знаний.

В настоящее время дайджест рассматривается как одна из форм свертывания информации, вид ее аналитико-синтетической переработки . В библиотеках дайджест применяется в сфере фактографического обслуживания, и его функция, как и справок, таблиц, статей в справочниках и энциклопедиях, рефератов, конспектов, реферативных обзоров, - ориентация потребителей информации в информационном потоке, максимально точное отражение фактоконцептографического содержания первичных документов .

В настоящее время в Интернете существует огромное количество дайджестов, предназначенных для самой широкой целевой аудитории. Прежде всего, это различные дайджесты прессы, ориентированные на определенную тематику: экономическую, политическую, культурную, спортивную, музыкальную и т. д. Есть множество дайджестов событий, также имеющих тематический принцип отбора информации. Есть дайджесты документов, прежде всего нормативных и законодательных. Появились рассылки-дайджесты.

При составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается. В качестве основного метода используется экстрагирование, т. е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Развитие информационных технологий позволило создавать дайджесты в электронном виде.

Процедура составления дайджестов может быть описана как последовательность следующих шагов:

1. Обязательное уточнение пользовательского запроса.

2. Его семантическое развертывание и представление в виде открытого (т. е. дополняемого) локального фасетного (многоаспектного) рубрикатора.

3. Выявление информации, в ходе которого этот рубрикатор используется в качестве поискового предписания.

4. Выбор глубины свертывания. В зависимости от значимости найденного материала, его соответствия тематике запроса, полноты освещения в ней проблемы, интересующей пользователя, в дайджесте может быть отражен как текст первоисточника в полном виде, так и его фрагменты, а также реферат или упоминание (ссылка) источника.

5. Процесс экстрагирования (извлечение фрагментов текста).

6. Реферирование.

7. Группировка материала.

8. Составление вспомогательного аппарата (оглавление, таблицы и др.).

В конечном виде дайджест представляет собой вторичный документ, построенный на базе многочисленных первичных (список которых обязательно прилагается), но в логике пользователя, а не авторов сообщений, и со степенью подробности, соответствующей потребностям читателя .

Потребителями дайджеста могут быть:

1. Руководители всех рангов. Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно-должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессиональный интерес к информации по своей специальности.

2. Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т. д.

3. Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т. д.

4. Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессиональнотехнических училищ и средних школ.

Процесс подготовки и представления информации для руководителей различного уровня управления науки и техники выделяется в самостоятельное и весьма важное направление сферы информационного сервиса.

Несмотря на жанровое разнообразие дайджестов («Дайджест радиосхем», «Дайджест зарубежной и российской недвижимости», «Ридерз дайджест», дайджест-журнал «Фермер», «Технологический дайджест» и др.), их структура укладывается в определенные рамки. Это прежде всего касается дайджестов, выходящих в печатном виде.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

1. Титульный лист.

3. Предисловие (от составителя).

4. Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения.

Опыт создания дайджеста прессы по актуальным вопросам российской науки в Отделении ГПНТБ СО РАН

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) имеет опыт создания дайджестов различных видов. Так, с 1993 г. библиотека издавала дайджест «Бизнес-обозрение», предназначавшийся для оперативного информирования о текущих новостях в области деловой экономической информации. Он составлялся на основе просмотра, отбора и анализа широкого перечня источников научно-технической, экономической, конъюнктурно-коммерческой информации и значительного репертуара периодических изданий, поступающих в ГПНТБ СО РАН. Распространялся дайджест по подписке по библиотекам, предприятиям, организациям и индивидуальным подписчикам .

Другой дайджест - «Дайджест прессы по проблемам российской науки» - с 2000 г. по распоряжению Президиума Сибирского отделения РАН выпускает Отделение ГПНТБ СО РАН. Он предназначен для информирования членов Президиума СО РАН, членов СО РАН в Москве, директоров институтов Новосибирского научного центра, работников аппарата Президиума о публикациях в периодической печати по вопросам науки и сопутствующим им проблемам.

Основные разделы дайджеста: наука (общие вопросы), СО РАН, образование, Сибирь, природные ресурсы, энергетика, экология, экономика Сибири и России в целом, зарубежная пресса о российской науке. В конце выпуска даются оглавления общенаучных российских журналов, имеющихся в фонде Отделения ГПНТБ, по мере их поступления.

В раздел «Наука. Общие вопросы» помещаются публикации по вопросам академической, вузовской, отраслевой российской науки в целом, за исключением публикаций СО РАН. Выборочно могут быть отобраны статьи о проблемах зарубежной науки, включается также информация о юбилеях выдающихся ученых.

Статьи о конкретных достижениях и проблемах отраслевых наук помещаются в соответствующих подразделах: физика, биология (генетика), космос, компьютерная техника, археология, палеонтология и др., в зависимости от наличия материала. В подразделе «Медицина» дается информация о новых передовых технологиях лечения, создании новых лекарственных препаратов, интересные рекомендации по сохранению и укреплению здоровья.

«СО РАН». Это основной раздел дайджеста, содержащий статьи по всем направлениям развития науки и различным аспектам деятельности научных центров Сибирского отделения РАН. Сюда

включаются публикации ведущих ученых СО РАН по актуальным проблемам науки в целом и сибирской науки в частности, статьи о научных достижениях институтов Сибирского отделения, новых открытиях и разработках. Здесь же дается информация о юбилеях известных ученых СО РАН, опубликованная в центральной и местной периодике. Материалы к юбилеям основателей СО РАН выделяются в отдельную рубрику и содержат публикации из всех источников, включая и «Науку в Сибири». В конце раздела дается оглавление газеты «Наука в Сибири» за данный период.

К 50-летнему юбилею СО РАН был подготовлен специальный выпуск дайджеста. В него вошли статьи выдающихся ученых Сибирского отделения за 1956-2007 гг., отражающие этапы становления и развития уникального научного центра (существует также электронная версия этого выпуска http://www.prometeus.nsc.ru/science/sbras50/index.ssi), а также публикации о СО РАН в электронной зарубежной прессе за 1998-2007 гг.

«Образование». Здесь можно найти сведения о проблемах высшего образования, о юбилейных датах сибирских и ведущих столичных вузов, информацию об именных стипендиях и т. д. В раздел также входят статьи, посвященные глобальным проблемам средней школы (новая система образования, новые программы, интересная информация о школах Академгородка).

«Сибирь». В этот раздел помещаются публикации по экономическим, научно-техническим, демографическим проблемам городов, входящих в Сибирский федеральный округ, а также информация о работе межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение», Совета Сибирского федерального округа, сообщения о визитах российских политических деятелей и зарубежных делегаций.

«Природные ресурсы. Энергетика». Сюда входят статьи обо всех ресурсах Сибири, глобальных вопросах энергетики Сибири и России в целом.

Аналогично идет отбор материала и в раздел «Устойчивое развитие. Экология», который содержит информацию о водных проблемах Сибири (реки, озера, питьевая вода), загрязнении окружающей среды, безопасности жизни.

Раздел «Россия» содержит публикации ведущих ученых по экономическим и демографическим проблемам развития России, социальным проблемам населения.

В раздел «Зарубежная пресса» входят статьи иностранных (англо- и франкоязычных) изданий, посвященные проблемам и достижениям современной российской науки, вопросам международного научного сотрудничества, знаменательным датам и историческим событиям в научной жизни России. Статьи даются на языке оригинала с краткой аннотацией на русском языке. Здесь же поме-

Макет дайджеста готовится сотрудниками Отделения ГПНТБ (технологический процесс представлен в прил. 1). Средний объем его составляет 90-100 страниц. Дайджест выходит с периодичностью два раза в месяц (выпуск приурочен к заседаниям Президиума СО РАН) и распространяется по списку, утверждаемому канцелярией Президиума.

Для подготовки дайджеста ежедневно просматривается ряд центральных и местных газет, в общей сложности около 40 наименований (прил. 2). Во избежание дублирования публикаций из разных газет на одну и ту же тему отбор проводится на основании значимости газеты (преимущество за центральными изданиями) и авторства.

Возвращаясь к содержанию дайджеста, следует упомянуть, что один из его разделов - «Зарубежная пресса» существует не только в печатной форме, но и в электронной. Материалы для него отбираются из различных англоязычных (с 2004 г. также из франкоязычных) источников, размещенных в сети Интернет. Поиск информации ведется по ключевым словам, связанным с понятием «российская наука», например «russian scientists», «rus-sian science», «russian researchers», «scientifiques russes», «chercheurs russes» и др. Особое внимание уделяется актуальным направлениям науки (физика, энергетика, космос, биомедицина, экология), а также связанным с ними передовым технологиям. Материалы собираются в сети Интернет на сайтах общественно-политических и научных журналов, газет, информационных агентств. Часть материалов отбирается из подписки на рассылку новостей с англо- и франкоязычной версий поисковой системы Google.

После изучения сайтов зарубежных информационных агентств были определены наиболее полезные адреса и страницы для подготовки материалов. Были найдены специализированные серверы, содержащие новости по всем областям науки и техники. Сейчас наибольший интерес по своим возможностям и содержанию материалов представляют Google News, EurekAlert, Alphagalileo, Innovations Report, Futura Science, PhysOrg, Cordis.

Поиск информации проводится также непосредственно на сайтах зарубежных газет: «Washington Post», «New York Times», «Daily Telegraph», «Jerusalem Post», «Chicago Tribune», «Le Monde», «Libération». Часто для проведения поиска необходима регистрация на сайте газеты, а сам поиск следует проводить регулярно, поскольку в противном случае статьи бесплатно могут уже не предоставляться. С этой точки зрения поиск в базах данных удобнее и требует меньше времени.

Необходимо отметить, что пополнение информационных ресурсов Интернета происходит высо-

кими темпами и отыскать нужную информацию в огромном информационном потоке бывает сложно, но в то же время это позволяет находить все новые и новые полезные адреса.

Электронная версия иностранной части дайджеста публикуется на сайте Отделения ГПНТБ СО РАН с февраля 1998 г. под названием «Российская наука и мир» http://www.prometeus.nsc. ru/science/scidig/. Подготовка электронной формы проходит одновременно с печатной, но выставляется на сайте Отделения раз в месяц. По состоянию на декабрь 2007 г. подготовлено 119 выпусков в 197 файлах. Весь материал разбит по годам и месяцам. Каждый выпуск состоит из оглавления и статей, сопровождаемых краткой аннотацией на русском языке. Указывается также источник информации и дата публикации статьи в Интернете. В среднем в выпуске 10-12 статей.

Возможности информационных технологий -доступность электронных документов, сравнительная простота сканирования текстов, а также навыки формирования БД в сочетании с накопленным опытом библиографирования позволили перейти от составления дайджеста в традиционном виде к созданию его электронной версии. Эта работа была начата в 2007 г.

Поскольку разделы российской и зарубежной прессы имеют различные источники информации (в первом случае это прежде всего печатные издания, а во втором - электронные ресурсы Интернета), то технология их подготовки различна. Материалы для иностранной части дайджеста собираются в Интернете и оформляются в программе Word, после чего распечатываются для макета; электронная версия полностью создается в формате HTML. Материалы же российской части изначально существуют только в бумажном виде (лишь совсем недавно в нее стали включать материалы из Интернета) и в гораздо большем объеме, поэтому законченные страницы макета сканируются, обрабатываются в программе Adobe Photoshop и конвертируются в формат.djvu в программе Djvu Solo 3.1 (что позволяет уменьшить объем документа в килобайтах, а впоследствии облегчить навигацию по дайджесту).

Подводя итог, можно утверждать, что опыт создания дайджеста прессы Отделением ГПНТБ СО РАН является положительным - дайджест стабильно выходит уже более 10 лет, за это время значительно увеличились его объем и тираж, улучшился дизайн. Дайджест прессы хорошо зарекомендовал себя как одна из форм ДОР (дифференцированное обеспечение руководства), являясь оперативным источником актуальной информации по наиболее важным вопросам современной науки, и дальнейшее его развитие и усовершенствование видятся именно в этом направлении.

Список литературы

1. Лапшов, Б. А. Дайджест-библиотека - инструмент понимания для человека дела // Теория и практика об-ществ.-науч. информ. - 1990. - Вып. 10. - С. 148-155.

2. Блюменау, Д. И. Информация и информационный сервис. - Л. : Наука, 1989. - С. 180.

3. Блюменау, Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичных документов. - СПб. : Профессия, 2002. - С. 26-28.

4. Минкина, В. А. Обретение заслуженного: справочнобиблиографическое обслуживание с использованием сетевых информационных ресурсов // Информационно-библиографическое обслуживание: история и современное состояние. - СПб., 2003. - Вып. 1. -С. 113-114.

5. Васильчик, Л. Р. Дайджест в системе бизнес-информации // Патентно-конъюнктурная информация в условиях формирования рынка. - Новосибирск, 1995. -С. 190-198.

Приложение 1

Технологический процесс подготовки макета «Дайджеста прессы по проблемам российской науки»

1 Просмотр газет и журналов, отбор материалов, редакция и систематизация отобранного материала

2 Ксерокопирование

3 Создание оригинал-макета

3.1 Обрезка, макетирование, наклеивание

3.2 Работа с интернет-ресурсами

3.2.1 Просмотр, отбор материалов

3.2.2 Создание краткой аннотации каждой статьи на русском языке (перевод с английского и французского языков) -для раздела «Зарубежная пресса»

3.2.3 Создание файла и распечатка в заданном формате

3.2.4 Оформление содержания текущих номеров газеты «Наука в Сибири» - создание файла, форматирование, печать

3.3 Окончательная подготовка номера к печати

3.3.1 Написание кратких аннотаций статей для оглавления номера

3.3.2 Компьютерный набор оглавления номера

3.3.3 Оформление титульного листа

Приложение 2

Список газет и журналов, просматриваемых для отбора публикаций в дайджест (репертуар на 2007 г.)

Аргументы и факты

Бизнес для всех

Ведомости

Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов

Время чтения: 4 минут

Рассылки-дайджесты - это всегда большое количество информации, которую надо собрать в читабельный вид и преподнести подписчику уже готовый продукт. Дайджесты информируют читателей о появлении новостей и помогают увеличить трафик на сайт.

При создании дайджеста важно помнить о 3-х вещах:

  1. Иерархия контента.
  2. Баланс между картинками и текстом.
  3. Навигация.

Прежде чем спешить создавать шаблон спокойно сядьте и проанализируйте тот контент, который вы будете размещать в письме. Будут ли это только заголовки, заголовки плюс краткое описание или подробный анонс новостей.

Есть несколько способов оформления дайджестов, давайте разберем каждый из них:

  1. Картинка + текст в одну колонку

Плюсы: каждой новости выделено достаточно пространства, можно рассмотреть сопутствующие фото/иллюстрацию, можно добавить после картинки дополнительный текст. Хороший формат для просмотра на мобильных телефонах.

Минусы: при большом количестве новостей мало у кого из подписчиков хватит терпения доскроллить до конца письма.

Когда использовать: когда есть красивые фото/иллюстрации, которые раскрывают тему заголовка, когда хочется раскрыть тему новости подробным анонсом.

Новостной дайджест InvisionApp выбрал путь “картинка+текст”. Крупные, интересные картинки, хорошо расположенный контент, но после третьего пролистывания вниз внимание и интерес начинают пропадать.

Портал vc.ru расположил крупную картинку в начале и добавил “social proff” в виде количества лайков и комментариев.

  1. Картинка + текст в 2-3 колонки

Плюсы: информация расположена компактно, удобно читать.

Минусы: если делать неадаптивный макет, то на экране мобильного могут плохо считываться заголовки и текст, особенно если в макете 3-х колоночная верстка.

Когда использовать: идеальное сочетание для этой компоновки - картинка+заголовок.

По этому же пути пошли дизайн создатели рассылки

Для некоторых новостей они вместо статичных картинок используют гифки, и сразу хочется кликнуть на именно ту новость, у которой картинка движется. Но надо помнить, что если сделать все новости анимированными, то внимание сразу рассеется и толку от подобной рассылки будет мало. Во всем нужно знать меру.

  1. Картинки

Плюсы: можно интересно расположить контент, хорошо привлекает внимание.

Минусы: если у подписчика будут какие-либо проблемы с отображением картинок, то ваша рассылка останется непрочитанной. Спам-фильтры не любят письма, состоящие только из изображений - можете влететь в спам.

Когда использовать: когда есть наглядные картинки и именно на них хочется сделать акцент.

  1. Текст

Плюсы: шаблон легко собрать, а текст всегда загрузится и отобразится.

Минусы: большой объем текста тяжело воспринимать. Подумайте, оценит ли ваша целевая аудитория такой подход? Если да, то тогда позаботьтесь о читабельности: разбейте на абзацы и выделите главное.

Когда использовать: когда делать что-то глобальное нет времени, а сделать надо. Также дайджест можно сделать похожим на личную переписку.

Пример текстовой рассылки - , где раз в неделю редактор подводит итоги и встраивает в текст ссылки на статьи. В конце идут есть картинки и ссылки на популярные статьи, но акцент сделан именно на тексте и личном мнении главного редактора.

Иногда можно поэкспериментировать и отправить рассылку в стихах, как это сделал (но держите себя в рамках!)

  1. Смешанный

Плюсы: можно ставить акценты на более важные новости, интереснее читать за счет разных видов блоков.

Минусы: если плохо скомпонованы разные блоки, то глаза будут разбегаться.

Когда использовать: когда есть силы, время и дизайнер)

Лайфхакер использует картинку для главных новостей, остальная информация - только заголовки.

Наши коллеги из офиса в Риге тоже делают подборку статей из блога за месяц. Для каждой новости создана своя “карточка”, самая большая картинка - самая важная или интересная новость.

В каждом виде дайджеста есть свои плюсы и минусы, главное, понять что именно подходит для ваших целей и - вперед! Понадобится помощь профессионалов - пишите на Поможем, подскажем, направим на истинный путь)


ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ (продолжение)

Продолжаем знакомство с видами информационно-библиографических пособий, методикой их составления . Сегодня мы рассмотрим дайджесты , которые приобрели в библиотеках большую популярность.

ДАЙДЖЕСТЫ

В современных источниках термин «дайджест » определяют по-разному:

1.«периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п. »;

2. Дайджест (от лат. digest – краткое изложение ) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщаю-щими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей .

Основная функция дайджеста донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов.

Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.

Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.

Сложные термины, встречающиеся в работе, разъясняются в словаре. Рекомендации предназначены в первую очередь работникам библиотек. А также они могут быть полезны студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся школ, всем, желающим научиться составлять дайджест.

Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1.Знакомство с содержанием первичного документа.

2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.

3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых включению в дайджест;

4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.

Читательское назначение:

Объекты для составления дайджеста:

1.Организации, учреждения, общественные объединения, партии (например, публикации, посвященные собственной фирме или деятель-ности какого-либо круга организаций в целом, например, публикации, посвященные библиотекам).

2.Персоналия.

3.Географический объект (район, город, регион, страна).

4.Вид деятельности.

5.Товары, продукты, услуги, материалы, оборудование.

Структура дайджеста

Структура дайджеста имеет следующий вид:

1.Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).

4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.

5.Список использованной литературы.

6.Приложения.

Методы преобразования информации

В качестве основного метода используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. План-проспект необходим, чтобы четко и ясно представлять будущее издание. Своевременно увидеть все просчеты и устранить их. В плане-проспекте излагается подробное содержание будущего дайджеста. В отличие от дайджеста информация выдается в нем коротко, соблюдая последовательность основного издания. В нем также как, и в основном издании существует несколько этапов. План-проспект - миниатюра основного издания. Помогает эффективно и рационально организовать будущую работу.

Главная задача начального этапа - установление целевого и читательского назначения. Для этого необходимо выполнить следующие операции:

1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Существуют различные подходы к классификации читателей. Можно исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной представляется структура, в основу которой положена профессиональная деятельность читателей, их должностной статус.


Основные группы потребителей библиографической информации:

1.Руководители всех рангов . Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессио-нальный интерес к информации по своей специальности.

2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.

3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.

4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ.

Целевой и читательский адрес формируется достаточно конкретно: следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким кругам читателей», «пособие будет полезно всем, кто интересуется прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.

Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация.

1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Она должна быть общественно значимой, соответствовать реальным и потенциальным потребностям пользователей библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.

1.3.Определить вид, тип и жанр.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции. Определяя, какие виды литературы охватит пособие, составителю необходимо учитывать их значение для освещения предмета (например, для исторической тематики - законодательные акты, мемуары, переписка, дневники и т.д.)

1.4.Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет готово.

1.5 Выбрать оформление

Оговаривается способ печати издания – типографский или «собственными силами», вопросы внешнего и внутреннего оформления будущего дайджеста (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал). Обсуждается и утверждается план-проспект, чаще всего, научно-методическим советом библиотеки. Он принимает силу официального документа, которым призваны руководствоваться все составители.

Основной этап

2. Разработка плана

План представляет собой составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть освещены в дай-джесте. Правильно построенный план работы помогает эффективно организовать материал, обеспечивая последовательность его изложения. В процессе работы план может уточняться.

Могут расширяться отдельные разделы и подразделы, вводиться новые за счет материала, представляющего интерес. Другие подразделы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным.

З. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача данного этапа — установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке. Оценка документа на данном этапе носит предварительный характер . Составитель обследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-правовые системы, Интернет.

Обследованию подлежат не только опубликованные, но и рукописные материалы (краеведческие и др.). При выявлении литературы по узким и новым проблемам, не получившим широкого отражения в печати, эффективным является метод «снежного кома» , суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по той же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя эт у процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться.

4.Изучение произведений печати

Главная задача – установление соответствия выявленных произведений печати теме дайджеста. Это достигается путем просмотра. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор.

5.Библиографическая группировка

Основная задача данного этапа – выбор оптимальной структуры (построения), т.е. формирование будущего дайджеста.

5.1 Единицей группировки являются – фрагменты текстов (и ногда очень небольшие по объему). Если цитата, включенная в дайджест начинается не сначала (не сначала предложения) или заканчивается не полностью (не заключительным словом предложения), то ставится многоточие (…). Например: … сколько нам открытий чудных /Готовят просвещенья дух, / И опыт… И гений… И случай…. При необходимости изменения какой-либо части слова или самого слова – они заключаются в квадратные скобки . Например: Что в [моем] имени тебе?; …Вновь я посетил [а]/ Тот уголок земли…. Каждый фрагмент, извлеченный из тек-ста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом. Например (1.– С. 5–6).

5.2.Выбор оптимального построения основных делений – разделов,

подразделов и более дробных делений, порядка их следования друг за другом. Затем составитель озаглавливает каждый, устанавливает по-рядок их следования и логическую соподчиненность. Зависит от темы, характера и содержания представленной литературы в строго хронологической последовательности, в логическом порядке – от общего к частному.

Группировка материала может быть :

Тематической;

Хронологической – (временная последовательность);

Логической – (внутренняя закономерность):

От частного к общему;

От общего к частному

Из практического опыта составитель данного издания рекомендует составление дайджеста с помощью копий основных фрагментов тек-ста, склеенных в нужной последовательности. Копии фрагментов документов вырезают, складывают (склеивают и др.) в нужном порядке. После проверки набирают текст на компьютере.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Главная задача – раскрыть читателям замысел составителя , по-мочь свободно ориентироваться в дайджесте.

6.1. Предисловие

Предисловием должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем литературе, разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы дайджеста не перечисляются, для этой цели служит оглавление), перечисляются вспомогательные указатели .

Оценивается актуальность , т.е. важность, злободневность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна , т.е. что нового, раннее не известного, составители привнесли в изучаемую проблему.

6.2. Приложения

Художественное оформление предполагает использование различных иллюстративных материалов. Это могут быть: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств, краеведения, таблицы, графики. Карты в краеведческих пособиях. Это дополнит и раскроет основной материал. Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и логически связаны с основным текстом пособия.

6.2.1. Словарь основных терминов (в случае необходимости).

6.2.2. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель представляет собой перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания.

Именной указатель содержит сведения о составителях, редакторах, и других лицах, принимавших участие в создании. При необходимости именной указатель можно «раскрыть» за счет приведения полных имен и отчеств, дат рождения и смерти, рода деятельности, заслуг и т. п. Это дает читателю дополнительную информацию. В круглых скобках дается пояснение «о нем», «о ней». Например : Василий Иванович Шуйский, князь, боярин; Троекуров Роман Федорович, кн. (1606-1607); Иванов П. И. (о нем).

Указатель географических названий широко практикуется в краеведческих дайджестах . Перечень понятий географического указателя целесообразно сопровождать характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т.д.).

Список принятых условных сокращений.

Например : к.п.н..- кандидат педагогических наук, П – предприятие; РАН – Российская Академия наук; о – озеро.

7. Редактирование дайджеста

На заключительном этапе выполняется редактирование всех текстов, в процессе которого устраняются допущенные ошибки и стилистические погрешности. Различают библиографическое, литературное и техническое редактирование. Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, второе и третье – после ее окончания.

7.1.Библиографическое редактирование.

Принимается решение о достаточности тех или иных вспомогательных указателей для полного раскрытия содержания дайджеста. Производится необходимая выборочная сверка вспомогательных указателей с основным текстом с целью обнаружения ошибок и пропусков.

Проверяется единообразие библиографического описания. Его соответствие действующим: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления». К списку литературы предъявляются два требования: он должен быть полным и точным . Он составляется в соответствии с вышеприведенными стандартами.

7.2. Литературное редактирование чтение всего текста . При этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. А в предисловии, вступительной статье исключается текст не несущий информации.

8. Внешнее оформление дайджеста.

Основная задача – принять окончательное решение при оформлении дайджеста. На обложке можно указать только заглавие пособия, а на титульном листе – полное наименование выпускающей организации, фамилию и инициалы составителя, заглавие дайджеста, место и год издания.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Текст должен быть выполнен любым печатным способом через 1 -1,5 интервала . Высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (12 шрифт) . Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм, левое – 20мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20 мм. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие собственные имена приводятся на языке оригинала. Сокращения русских слов и словосочетаний – по новому ГОСТу 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила» (дата введения – 2012-09-01).

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, под-разделов следует печатать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, разделы и предисловие, как правило, с новой страницы. Расстояние между названием разделов и текстом должно быть равно двум интервалам. Не допускается переносить часть слова в заголовке.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется, как правило, в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц . Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) можно применять шрифты различных размеров. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразделов и подпунктов. При этом необходимо соблюдать единообразие в использовании размеров и видов шрифтов.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

(данный алгоритм также является алгоритмом план – проспекта)

1. Определение целевого и читательского назначения.

2. Определение темы:

– проблема/тематика;

– персоналия;

– организация/учреждение;

– географический объект (страна, регион, город, район).

3. Разработка плана дайджеста

4. Определение хронологических границ темы:

– небольшой отрезок времени (текущая неделя, месяц);

– вся история существования темы.

Структура дайджеста. Структура дайджеста имеет следующий вид:

1. Титульный лист.

3. Предисловие (от составителя).

4. Основной текст, обычно разбит на разделы, подразделы, параграфы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения (иллюстрированный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст).

7. Словарь основных терминов (при необходимости).

Методы преобразования информации. В качестве основного метода используется экстрагирования, т.е. изъятие из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат.

Также при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которого изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

Рассмотрим основные этапы составления дайджеста (см. табл.7.2):

Таблица 7.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Этап

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. В нем излагается подробное содержание будущего дайджеста. Это - "миниатюра" основного издания. Главная задача этапа - определение целевого и читательского назначения.

Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Обычно учитывают возраст, общеобразовательную и специальную подготовку читателей. Можно использовать профессиональную деятельность читателей, их должностной статус. Основные группы потребителей библиографической информации:

Руководители всех рангов;

Специалисты в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (врачи, экономисты, преподаватели и др.;

Предприниматели;

Студенты ВУЗОВ, средних и специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ и школ

Выбрать и изучить тему

Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Тему можно рассматривать со всех или нескольких сторон, включать или не захватывать смежные области знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом аспекте

Определить вид, тип и жанр

В плане-проспекте следует определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции.

Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте отмечает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет подготовлено

Выбрать оформление

Выбирается способ печати издания - типографский или "собственными силами", вопросы внешнего и внутреннего оформления (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал)

Основной этап

2. Разработка плана

План - составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть отражены в дайджесте

3. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача этапа - установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке

Составитель исследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-поисковые системы, Интернет, рукописные материалы и др.

4. Изучение печатных источников

Задания - установление соответствия выявленных произведений теме дайджеста

Осуществляется путем просмотра.

5. Библиографическая группировка

Задача - выбор оптимальной структуры (построения), то есть формирование будущего дайджеста

5.1. Единицей группировки есть - фрагменты текстов (или цитаты). Каждый фрагмент, изъятый из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

5.2. Выбор оптимального построения основных делений - разделов, подразделов и более мелких делений, порядка их следования друг за другом. Затем - оформление заголовков к каждому, порядок их следования. Группировка материала может быть:

Тематическим;

Хронологическому (временная закономерность);

Логическим (внутренняя закономерность) - от частного к общему или от общего к частному. Копии фрагментов документов вырезают, собирают (склеивают) в нужном порядке.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Задача - раскрыть читателям замысел составителя, помочь свободно ориентироваться в дайджесте

6.1. Предисловие - здесь дается характеристика целевого и читательского назначения дайджеста, приводятся данные о отраженную в нем литературу, разъясняется общий принцип построения дайджеста, перечисляются вспомогательные указатели.

Задача этапа

Основные операции, характеристики.

Оценивается актуальность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна, т.е. что нового, ранее неизвестного, составители привнесли в исследуемую тему. 6.2. Приложения - иллюстративный материал: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств и др., таблицы, графики, карты в краеведческих пособиях

6.3. Словарь основных терминов (при необходимости).

6.4. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель - перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания; Именной указатель содержит сведения об составителей, редакторов и других лиц. Например: "Столяров Ю., доктор пед.наук, профессор, основатель документологии"; Указатель географических названий - практикуется в краеведческих дайджестах. Перечень понятий целесообразно сопровождать характеристиками (море, река, населенный пункт и др.); Список принятых условных сокращений - к.п.н. - кандидат педагогических наук; УАН - Украинская академия наук; МОН - Министерство образования и науки Украины и др.

7. Редактирование дайджеста

Редактирование всех текстов

Устранение допущенных ошибок и стилистических недочетов.

8. Внешнее оформление дайджеста

Задача - принять окончательное решение относительно оформления дайджеста

На обложке можно указать только заголовок пособия, а на титульном листе - полное наименование организации, выпускает дайджест, фамилия и инициалы составителя, заголовок дайджеста, место и год издания

Текст печатается через 1-1,5 интервал. Кегль - 12. Берега: правый, нижний - 10 мм, левый, верхний - 20 мм.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Расстояние между названиями разделов и текстом равен 2-м интервалам.

Страницы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляется, как правило, в центре нижней части страницы без точки. Титульный лист также включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляется. Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и др.) можно применять шрифты разных размеров. Разные шрифты используются для заголовков разделов, подразделов и подпунктов