Цилиндрическая печать. Цилиндрические печати древних шумеров

Цилиндрические печати

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилинцрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Цилиндрические печати были обнаружены археологами в

  • Месопотамии, относящиеся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам;
  • в Анатолии, относящиеся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту ;
  • в Иране, относящиеся к Эламу и к Ахеменидам ;

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущесвенно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глинянных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовлеными из камня, хорошо сохранились и содержать много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука сфрагистика .

Литература

  • Nijhowne J.D. Politics, religion, and cylinder seals: a study of Mesopotamian symbolism in the second millennium BC. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с. - ISBN 0860549984

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Цилиндрические печати" в других словарях:

    Ассирийская цилиндрическая печать из известняка и современный гипсовый слепок её изображения, содержа … Википедия

    Историко региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока. Искусство государства Урарту испытало сильное влияние мастеров соседней Ассирии, ведущей державы того периода. Расцвет урартского искусства пришёлся на VIII век до н … Википедия

    Культура народов, населявших в древности, в 4 1 м тыс. до н. э., Месопотамию Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства Шумер, Аккад, Вавилонию (См.… …

    - (греч. glyptike, от glypho вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности) … Большая советская энциклопедия

    - (от греч. σφραγις печать), или сигиллография (от лат. sigillum печать) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики,… … Википедия

    Держава ← … Википедия

    Вавилоно ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4 1 м тыс. до н. э., Месопотамию Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства Шумер … Википедия

    Координаты: 40°09′14″ с. ш. 44°27′04″ в. д. / 40.153889° с. ш. 44.451111° в. д. … Википедия

    Координаты: 32° с. ш. 44° в. д. / 32.717° с. ш. 44.779° в. д. … Википедия

    - (греч. glyptike, от glэpho вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками… … Художественная энциклопедия

Печати с давних пор использовались народами разных древних цивилизаций, выполняя важные функции в жизни общества. В разных древних культурах существовали разные формы и виды таких изделий, позволяющих осуществлять контроль и учет, вести документооборот. расскажет о том, какие эти изделия были в древней Месопотамии.

Цилиндрические печати древних шумеров

Обитавшие на территории двуречья, расположенного между Тигром и Ефратом племена древних шумеров создали развитую цивилизацию, оставившую большое количество уникальных исторических памятников, среди которых и знаменитые цилиндрические печати, впервые появившиеся в древней столице шумерского царства городе Уруке, упоминающемся в знаменитом шумерском эпосе о Гильгамеше.

Археологов удивил размер печати изготовленной из гипса или известняка с вкраплениями ляпис-лазурита. Такие печати вероятно в большом количестве еще делали из более мягких материалов, таких как дерево и кость, которые не смогли сохраниться до нашего времени. Но об их хождении свидетельствует большое количество оттисков, которые находили ученые во время раскопок. Они отличались от геометрических изображений, нанесенных на известняковые образцы.

Шумеры создали оригинальные конструкции оттисков, позволявших наносить длинную полосу изображений, в то время как круглая печать обеспечивала создание изображения, ограниченного своим размером и формой. Большая потребность в изделиях такого типа свидетельствовала о развитых товарно-денежных отношениях и торговле в древнем Шумере. С помощью цилиндрических печатей с индивидуальными надписями и изображениями производили учет, заверяли свои торговые и иные соглашения, обозначали принадлежность вещей конкретному собственнику, вели активный документооборот в государственном управлении. цилиндрического типа и глиняные таблички позволяли наладить сложную систему учета и контроля, существовавшую в древнем Шумере в III тысячелетии до н.э.

Судя по количеству оставшихся оттисков с надписями различного типа, сделать печать из мягкого камня, кости или дерева могли представители различных социальных слоев, активно вовлеченные в экономические отношения. Позднее цилиндрические печати шумеров стали более короткими и широкими. Внутри у них появилось продольное отверстие в III тысячелетии до нашей эры они получили широко распространение по всей территории Месопотамии в результате освоения технологии выплавки меди стали делать цилиндры из металла. Вероятно, купить печать, изготовленную из бронзы, могли позволить себе только очень состоятельные люди и представители государственной бюрократии, так как бронза, в состав которой входила медь, была очень дорогим материалом. Бронзовые сверла позволяли быстрее обрабатывать камень или бронзовый сплав, чем использующийся до этого корунд.

Сегодня можно заказать печать онлайн с любым изображением на ней каждому желающему. Благодаря использованию цифровых технологий можно быстро создать печать самому с любым оригинальным оттиском и любой формы. Для этого следует использовать онлайн конструктор печатей и штампов , с помощью которого подбирается оригинальный эскиз печати. Разнообразные оригинальные оттиски требуются не только для ведения деловой документации. Оригинальное изображение поможет выделить авторские работы из массы иных изделий, представленных на рынке, проштамповать собрание книг в личной библиотеке, наносить свою именную печать на поверхность различных изделий, чтобы указать на их принадлежность конкретному человеку. После составления оригинального дизайн-проекта, можно будет скачать печать на свой носитель и использовать разработанный эскиз для изготовления оригинального оттиска.

За несколько тысяч лет до нашей эры были популярны цилиндрические печати )))

А, еще говорят, что они колеса не знали)))?

Цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущественно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотъемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глиняных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Регионы распространения и находок цилиндрических печатей:

  • Месопотамия (относятся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам);
  • Северный Кавказ (Майкопская культура);
  • Анатолия (относятся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту);
  • Иран (относятся к Эламу и к Ахеменидам);

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущественно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотъемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глиняных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовленными из камня, хорошо сохранились и содержат много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука сфрагистика .

Напишите отзыв о статье "Цилиндрическая печать"

Литература

  • Nijhowne J.D. Politics, religion, and cylinder seals: a study of Mesopotamian symbolism in the second millennium BC. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с. - ISBN 0860549984 .

Ссылки


Отрывок, характеризующий Цилиндрическая печать

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».

Явилась цилиндрическая печать, использовавшаяся для удостоверения собственности или заключения соглашения. На этих небольших предметах из камня или раковин с дыркой по центру для удобства ношения тонко вырезались разнообразные рисунки; когда такой цилиндр прокатывали по сырой глине, на ней оставался узор. Цилиндрических печатей найдено очень много, а оттисков их на табличках и глиняных пробках для кувшинов и того больше.

Цилиндрические печати периода Джемдет-Наср: 1) печать с изображением священной ладьи; 2) печать из храма Инанны в Уруке.

Первые цилиндрические печати появляются в слоях Урук V и IV. В том не было бы ничего удивительного, если бы сохранившиеся образцы представляли собой, возможно, еще не слишком удачные опыты шумерских мастеров в этом исключительно трудном виде резьбы по камню. Но на самом деле оказалось, что хотя им и не вполне еще удавалась тонкость повторяющегося рисунка, тем не менее, для них было характерно высокое мастерство, редко достигавшееся в последующие века, о чем свидетельствует разнообразие сюжетов и изобретательность их декоративной трактовки. Энергичное моделирование и тщательная проработка отдельных фигур придают им все качества резного рельефа.

Изобразительные мотивы и мифологические символы, входящие в композицию этих рисунков, весьма тщательно изучались, и смысл их в настоящее время частично выяснен. В тематике религиозных композиций преобладает обращение к двум божествам, которые никогда сами не изображаются, но символизируются идеограммами, обозначающими их атрибуты. Один бог олицетворяет, подобно библейскому Таммузу, созидательную силу природы, графически передаваемую определенными растениями и животными. В числе символов этого бога фигурируют орел, иногда с львиной головой, и змея. Вторым божеством, играющим столь же значительную роль, является Инана, чей символ причудливой формы (который отдельные специалисты ассоциируют с «воротным столбом» тростникового храма) впоследствии, в пиктографическом письме, становится знаком для ее имени. Композиция изображения на печати может состоять из одной лишь декоративной комбинации этих символов. Время от времени, когда на печати изображают религиозный обряд (заклание или бескровное жертвоприношение), появляются фигуры людей. По-видимому, «царя» представляет бородатый персонаж в длинной юбке в складку, с тиарой и «шиньоном» на голове, которому прислуживает жрец, обнаженный или в юбке. «Царь» несет к тростниковому храму какие-то ритуальные предметы или руководит церемониальным кормлением священного скота. Часто изображаются отары и стада; их охраняют от львов такие персонажи, как «человекобык» и «львиноголовый орел» — образы, известные шумерскому искусству и в последующие эпохи. Встречаются и дикие животные: кабаны, олени, каменный козел и муфлон; из их фигур составляются геральдические эмблемы, которыми существенно пополнился набор стандартных композиций, используемых резчиками печатей. Изредка разрабатывались светские сюжеты, в том числе сцены военных или охотничьих подвигов «царя».

Многие предпочитаемые резчиками виды камней в самой Месопотамии не встречаются, что свидетельствует о торговых связях с соседними странами.

В период Джемдет-Наср искусство резьбы на печатях несколько деградировало, уже не было ни той тщательности, ни точности изображения. Раньше резчики, например, редко пользовались сверлом и следы его применения старались скрывать; теперь же всюду следы сверла бросаются в глаза, отчего моделировка фигур животных утрачивает былую завершенность. Кроме того, появилась новая форма печати: более удлиненная по отношению к диаметру и сплошь покрытая четко прочерченным геометрическим орнаментом.