Держут ли уразу когда месячные. Коричневые выделения, которые появляются перед менструацией

На вопросы отвечает исламовед Шерзод Пулатов.

Считанные часы остаются до начала священного для всех мусульман месяца Рамадан. В этом году он продлится с 27 мая по 25 июня 2017 года.

В эти дни мусульмане всего мира будут держать пост (на тюркских и персидском языках - Ураза, а на арабском произносится - Саум), то есть воздержание в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора.

Информационно-консультативный центр «Горячая линия 114» по вопросам религии собрал для вас самые распространенные вопросы, касающиеся выполнения этого столпа ислама.

На вопросы отвечает Шерзод Пулатов, исламовед, член Ассамблеи народа Казахстана, эксперт АЦИР, сертифицированный медиатор (Peace Institute New York).

Какое значение поста в месяц Рамазан для мусульман?

Мусульманский пост делится на два вида: обязательный и добровольный. К обязательным постам относится пост в месяц Рамазан. А к добровольным относятся посты, которые соблюдал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в другое от месяца Рамазан время и советовал мусульманам его соблюдение.

Необходимо отметить, что важную значимость поста в Рамазан, придает именно тот факт, что в этом месяце Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться откровение – это первые стихи (аяты) Корана.

Известно, что в один из последних десяти дней месяца Рамазан наступает ночь предопределения. Мольбы в эту ночь принимаются, а поклонение приравнивается к поклонению тысячи месяцев, что примерно составляет 83 года. Многие ученные предполагают, что она наступает в ночь с 26 на 27 месяца Рамазан, даже при наличии в достоверных хадисах сведений о ее признаках, никто не может с уверенностью сказать о точной дате наступления данной ночи.

В Коране об этом говорится в суре "Предопределение": "Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джабраил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари".

О значимости поста имеется множество хадисов (изречений) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Так в широко известном хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", в котором Абу Хурайра передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вознаграждение за каждое деяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз". Великий и Могучий Аллах сказал: "Кроме поста. Поистине, пост - для Меня, и Я вознаграждаю за него. Раб оставляет свою страсть и еду ради Меня, и постящийся испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим Господом».

В другом хадисе, также приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи».

Какие имеются доказательства, предписывающие мусульманам обязательное соблюдение поста?

Пост в месяц Рамазан является одним из пяти столпов ислама и обязателен к исполнению для всех мусульман. Однако соблюдение поста не является новым обязательством для мусульман, пришедшим с приходом ислама, так как его соблюдение предписывалось народам, жившим и в прежние времена, называемым в Коране народами писания (иудеи и христиане).

Об этом говорится в Коране в суре "Корова" стих 183: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь".

Соблюдая пост в этот месяц, мусульмане испытывают силу своей веры и проявляют терпение и умение совладать над своими желаниями и страстями. Прямые доказательства об обязательном соблюдении поста имеются как в Коране, так и в изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Таким образом, мы можем наблюдать предписание об обязательном посте в месяц Рамазан в суре "Корова" в 185 стихе, где говорится: "В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны".

В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамазан».

Кроме приведенных выше доказательств, существуют множество стихов в Коране, в которых говорится о том, какие правила предписаны для соблюдения поста и существует ряд достоверных хадисов, где показано как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) соблюдал пост во время месяца Рамазан, а также соблюдал добровольные посты в другие месяцы года.

Кому положено соблюдать мусульманский пост, и есть ли исключение из правил?

Соблюдение поста в месяц Рамазан является обязательным предписанием для каждого здорового, сознательного, совершеннолетнего мусульманина.
Пожилые люди и хронически больные, которые не способны соблюдать пост в течение года, освобождаются от поста. Они обязаны выплачивать (т.н. фидйю-садака), то есть накормить одного бедного мусульманина за каждый день поста. Разрешается накормить 30 человек одновременно либо в разное время. Женщины в положении и кормящие грудью могут не соблюдать пост, но обязаны восполнить его позже.

Путешественникам или путникам разрешается не соблюдать пост в месяце Рамадан, но они также обязаны возместить утраченный пост в течение года. Согласно норм исламского права (шариата), путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км в соответствии с правилами ханафитской правовой школы. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост - то есть, он вышел в путь после времени фаджр (утренней молитвы), не разрешается разговляться, т. е. прерывать пост.

Пост в Рамазан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет также восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Однако пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время в течение года, но желательно - до начала следующего Рамадана).
Если у человека имеется какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи), и установлено врачами, что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему дозволено не держать пост.

В стихе 184 суры "Корова" об этом говорится следующим образом: "Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!"

Какие действия нарушают пост и как его восполнять?

Как мы говорили ранее, пост нарушают менструация и послеродовое кровотечение (если наступает до захода солнца), восполняется другим днем в течение года.

Половое сношение (совершивший его днем в месяц Рамадан обязан поститься 60 дней подряд для искупления греха; нарушивший пост в один из этих дней обязан начать этот пост заново; женщина, вступившая в подобную связь не по своему желанию должна только возместить пост без искупления).

Преднамеренная рвота.

Отклонение от намерения держать пост, даже если не разговелся.

Еда и питье (если постящийся поел или выпил по забывчивости, то его пост не нарушается).

Курение, жевание жевательной резинки, уколы с целью парентерального питания.

Преднамеренное возбуждение с выделением спермы.

Все указанные выше нарушения поста, которые не носят в себе искупление, восполняются другим днем в течение года.

Какие действия не нарушают пост?

Купание для очищения от осквернения либо с другой целью. Уколы (кроме питательных и витаминов) и закапывания в глаз. Прием пищи или воды по забывчивости. Полоскание рта и носа без проглатывания воды. Определение кончиком языка вкуса пищи при ее приготовлении. Использование сурьмы. Глотание слюны, пыли и дыма. Кровопускание в лечебных или других целях. Поцелуй жены (для тех, кто в состоянии контролировать себя). Выделения из половых органов без семяизвержения. Ночью в месяц рамазан разрешается, есть, пить и совершать половой акт с супругой.

Что такое фитр-садака и как его выплачивать?

Все мусульмане обязаны выплачивать фитр-садака (закят аль-фитр), которое выплачивается за мужчину, женщину, маленького, взрослого и даже за плод во чреве матери (только за мусульман). Закят аль-фитр нужно выплачивать в количестве одного са" фиников, ячменя, пшеницы, кишмиша, риса или сыра. Один са" равен 2,4 кг. Выплачивается до выхода людей на праздничную молитву (айт намаз). Можно его выплачивать и за два дня до праздника. Глава семьи выплачивает закят аль-фитр за себя, своих детей, своих жен и даже за ребенка в чреве матери и распределяет среди бедных, нищих, сирот и нуждающихся.

В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается что Ибн ‘Умар рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву".

На заседании президиума Духовного управления мусульман Казахстана, прошедшего в Усть-Каменогорске, был установлен размер закят-уль-фитра для мусульман в период Рамадана в 2017 году. Сумма закят-уль-фитра определена с учётом средней цены за пшеницу на рынках каждой области страны. Единогласным решением членов заседания президиума установлена сумма в размере 300 тенге.

Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свои страсти и желания (нафс), воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, то есть не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым повеление Всевышнего, будет неправильным.

Необходимо ли во время Рамазана исключать использование Интернета и мобильных приложений?

В наши дни среди мусульман, которые намереваются соблюдать пост, гуляет такое мнение, что во время поста необходимо отгородить себя от всего мирского, например, не использовать Интернет и удалить все мобильные приложения, которые могут отвлекать постящегося.

Да, конечно, как мы говорили ранее, пост включает в себя воздержание от мирских благ в определенный период времени, которое включает в себя отказ в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора, в общем временный отказ от всего того, что любит человеческая душа, и от чего человек получает наслаждение и удовольствие.

Однако это не значит, что человек должен полностью отключаться от повседневной жизни. Мусульманин во время поста должен продолжать работать, трудиться и заниматься другими своими делами, как это он делал в обыденные дни, но придерживаясь правил, которые прописаны для постящегося. Необходимо отметить, что мусульманин, придерживающийся поста, должен в первую очередь поменять свое мировоззрение вместе с образом своей жизни, должен стараться стать лучше, исправить свои недостатки.

Так же обстоит дело и с использованием Интернета или мобильных приложений. Если в обычные дни мусульманин бессмысленно и бесполезно для себя и окружающих проводил время в Интернете или в использовании приложений, то во время поста нужно пересмотреть свои интересы и приложить максимум усилий для направления данного времени и тех ресурсов, которые он имеет, во благо своего духовного совершенствования и пользы окружающих. Например, эти же ресурсы можно использовать для самообразования, совершенствования своих моральных качеств и духовного обогащения. Общаясь в тех же мобильных приложениях - не впадать в бессмысленную беседу, как он делал ранее, а наоборот применить эту возможность для совершения благих дел. Во время поста мусульманин должен сделать работу над своими ошибками, и так настроить себя, чтобы в течение последующего года, он смог продолжить вести себя так же, как он это делал на протяжении месяца Рамазан.

Можно ли держать пост три дня в начале месяца, три дня в середине и три дня в конце?

Пост в месяц Рамазан обязателен мусульманам для соблюдения в полном объеме, и исключения существуют для отдельных случаев, которые мы описали в предыдущих вопросах.

В народе существует мнение о том, что в Рамазан разрешается поститься по три дня, однако никаких доводов, дозволяющих поститься таким методом, в священном месяце не существует. Такое мнение у мусульман, скорее всего, образовалось в связи с существованием хадисов, которые гласят о ежемесячном трехдневном добровольном посте, которые пророк совершал и советовал своим сподвижникам. Например, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи" Пророк (мир ему и благословение) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост в каждом месяце.

Другой пример, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи", сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Зарру "Если ты будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа".

Необходимо разъяснить, что указанные хадисы были сказаны о добровольных постах в другие месяцы года. Эти хадисы не имеют отношения к месяцу Рамазан, так как поститься в нем нужно весь месяц.

Аудио версия настоящей статьи:

Сегодня в ходе беседы разгорелся спор между подругами: я сказала, что дни поста, пропущенные по причине менструации, надо потом восполнить, а они начали утверждать, что этого не нужно делать, ведь пропущенные в такие дни намазы восстанавливать не нужно. Я задумалась и не смогла ответить им достойно. Разъясните. Сафия.

Пропущенные по этой причине намазы не восполняются, они правы, а вот пост восполняется в обязательном порядке. В достоверных хадисах четко сказано, что женщина (девушка) непременно восполняет (после месяца Рамадан) пропущенный из-за начавшихся регул пост, но не совершает пропущенные из-за этого молитвы-намазы . Мнение мусульманских ученых едино, разногласия отсутствуют .

Как известно, женщинам во время критических дней нельзя поститься. Но в моем окружении есть несколько женщин, которые продолжают в эти дни поститься! Я не могу переубедить их в том, что они неправы! Объясните, пожалуйста, почему нельзя?

В достоверном хадисе сказано: «Когда начинаются месячные, женщина (девушка) не молится (не совершает молитву-намаз) и не постится» . Не молится она, не совершает молитву-намаз по причине отсутствия ритуальной чистоты, необходимой для совершения намаза. Что же касается поста, то здесь другая ситуация, так как для соблюдения поста нет необходимости иметь ритуальную чистоту . Как ученые первых веков, так и ученые настоящего времени говорили и говорят о том, что несоблюдение поста с момента начала месячных, прерывание его хотя бы питьем стакана воды , является особой формой поклонения Господу миров, проявления набожности, и только . То есть таково веление Творца и истинная причина ведома лишь Ему. Поститься с момента очевидного начала менструации и до ее полного завершения запрещено .

У меня впервые в этом году получается соблюдать пост беспрерывно, и я очень этому рада. Хотела уточнить, можно ли держать пост во время менструации, если она у меня проходит безболезненно и я хорошо себя чувствую. Гульназ

Возможно ли держать пост во время месячных, чтобы потом не восполнять эти дни? Рахима.

Нет, нельзя. На время месячных пост должен быть прерван.

Некоторые говорят, что в период менструации девушкам можно держать пост, а вот женщинам нельзя. Насколько это правда?

Это неправда, чья-то выдумка. В период менструации соблюдение поста запрещено (харам), независимо от возраста и семейного положения . Пропущенные дни восполняются один к одному по завершении Рамадана, в разбивку либо подряд. Молитвы-намазы также не совершаются в период менструации, но их уже девушка или женщина не восполняет.

Если я соблюдаю пост и к концу дня за 2 часа до ифтара у меня началась менструация, но я все же не прервала пост и дождалась времени разговения, засчитывается ли мне этот день или же нужно его восполнить после окончания месяца Рамадан? Э.

Женщины во время регул не соблюдают пост. Но что делать, если менструация началась за несколько часов до ифтара, например за полтора часа до разговения? Нужно ли мне прерывать пост в этот день? Лилия.

Считается ли пост действительным, если после полуденного намаза началась менструация? Тамара.

Если начались регулы, женщина (девушка) обязана прервать пост, хотя бы выпив воды. Пост этого дня нарушен. Греха в этом нет, таково природное положение дел. Ее поклонение Господу миров переходит в форму несоблюдения поста. Проявлять набожность соблюдением поста ей в этот период запрещено .

Пропущенные из-за начавшихся регул дни поста восполняются подряд либо в разбивку после месяца Рамадан.

У женщин есть определенные дни, в которые они не держат пост. Пропущенные дни я восполняю после. Но разрешается ли поститься заранее, то есть в месяц Ша‘бан, с намерением восполнить те дни, которые окажутся пропущенными в месяц Рамадан? Зарема.

Нет, только после месяца Рамадан.

Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост за Рамадан, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль .

Напомню слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Кто постился [весь] месяц Рамадан , а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль , тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» .

Что делать женщине во время поста, если у нее климакс ? Suhra.

См., например: Ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 253, хадис № 2318, «сахих».

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 301; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 238; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. С. 58.

Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 115, хадис № 304; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 534, хадис № 304; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 300, хадис № 384; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 237, хадис № 9/134.

В «Кутуб ас-Ситта» приводится риваят от Муаза: "Я спросил у Аиши, да будет доволен ей Аллах, «Каково состояние женщины во время менструации? Она возмещает пост, но не возмещает намазы». Аиша сказала: «Ты из числа харурият?» (прим: харур - одно из ответвлений хариджитов, распространенных в Куфе, они утверждали, что женщина должна возмещать намаз, пропущенный во время хайда или нифаса). Я ответил: «Нет, я не из харуров, просто спрашиваю». Аиша ответила: «Посланник Аллаха, мир ему, повелевал нам возмещать пропущенный во время хайда пост, но не возмещать пропущенный намаз».

Иджма уммы основана на том, чтобы женщины восполняли пост, но не возмещали намаз, пропущенный во время хайда, так как у каждой женщины месячные приходят каждый месяц, и если бы ей приходилось возмещать все пять намазов, то ей было бы трудно. А пост бывает в год один раз и длится один месяц, и поэтому не составляет труда его восполнить (Бахрур-Раик том 1ый, стр. 204; Хидая стр. 31).

Есть мнение, что подобно тому, как поститься во время хайда и нифаса – харам, так и уподобляться тем, кто держит пост, в состоянии хайда (т.е не есть и не пить) тоже харам. (Женский Ильмихаль, Х. Д. Огют стр. 70). Пропущенный пост можно восполнять как подряд, так и по отдельности.

Если женщина во время Рамадана была в состоянии хайда или нифаса, и у нее закончилось это состояние днем, во время поста, то даже если она еще не взяла гусуль - ей есть нельзя до ифтара.

Если женщина полных десять дней находится в состоянии хайда во время Рамадана, и она очистилась, но не остается времени до окончания сухура чтобы взять гусуль, то она все равно должна поститься. И этот день не записывается ей, как када (не считается пропущенным).

Если женщина во время Рамадана поест (испортит уразу), а после этого у нее начнется хайд или она родит в этот день и войдет в нифас, то с нее спадает кафарат ("штраф" за нарушение поста без уважительной причины), остается только возместить пост за этот день.

Если женщина будет думать, что она в хайде и испортит уразу, а потом поймет, что у нее не начался хайд, то на ней тоже не будет кафарата при условии, что между месячными прошло минимум 15 дней. Либо у нее пройдет хайд за время, менее трех дней, то это будет считаться за кровь истихада. И на ней останется только када.

Если начнется хайд во время того, как женщина держит уразу нафиль (добровольный пост): поклонения, являющиеся нафиль, при прерывании становятся ваджибом (то есть, их нужно восполнять). Поэтому на ней будет када этой уразы, и она должна будет ее восполнить. Если она держит када уразу, и в этот момент начнется хайд, то этот день может передержать, но сам этот день не становится када.

Абу Ахмад Казани.

Сегодня, 6 июня большинство мусульман мира начнут держать пост в честь священного месяца Рамазан, который продлится 30 дней. С наступлением зари и до захода солнца правоверные не могут употреблять еду, жидкость, предаваться развлечениям. Они также должны воздерживаться от сквернословия, брани, клеветы.

Ниже собрали все необходимую информацию о священном месяце Рамазан, которая поможет верующим правильно поститься.

Когда ураза в 2016 году?

В ночь с 5 на 6 июня начинается священный для мусульман месяц Рамазан (Рамадан), который продлится в 2016 году 29 дней и закончится 4 июля. Мусульмане всего мира обязаны воздержаться от приема пищи и жидкости, курения и интимной близости в дневное время суток. Этот пост называется ураза.

Что нужно делать в Рамазан?

Мусульманам, держащим пост, следует проводить время в богослужении, чтении Корана, воздерживаться от греховных деяний, употребления нецензурных выражений и алкоголя, совершать благие дела, помогать малоимущим. Кроме обычных пяти молитв, каждую ночь индивидуально или коллективно совершается предусмотренный только во время Рамазана дополнительный намаз, называемый «таравих».

Кому можно не держать пост во время Рамазана?

Путешественникам, кормящим матерям, которые опасаются за здоровье свое или ребенка, женщинам во время месячных, а также тем, кто болеет, можно не держать уразу. Однако им необходимо «возместить» пропущенные дни в другое время после окончания Рамазана. Люди с тяжелыми и хроническими заболеваниями могут накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день.

Можно ли держать уразу, если не читаешь намаз?

Да, пост будет принят, даже если мусульманин не читает намаз.

Засчитывается ли пост, если по забывчивости выпил воды или поел?

Да, засчитывается. Прием пищи и жидкости по забывчивости не нарушает пост. Как только вы вспомнили, что вы постящийся, нужно немедленно прекратить прием пищи и жидкости и дальше продолжить поститься.

Можно ли курить во время поста?

В дневное время, когда действует пост, нельзя. После разговения можно, но не одобряется.

Можно ли принимать душ/ванну в дневное время?

Можно, однако следует быть осторожным, чтобы не сглотнуть воду. Также разрешается полоскать рот и нос, но так, чтобы вода не попала внутрь.

Как защитить себя от обезвоживания в жаркие летние дни?

Обезвоживание – это когда организм теряет много воды. Если в жаркие дни постящийся человек занимается тяжелым трудом, у него могут появиться высокая температура, диарея, головокружение, тошнота, головные боли и другие признаки обезвоживания. Для того чтобы защитить свой организм, нужно перестать употреблять искусственные напитки, такие как чай, кофе, газировка. Большинство из них содержат химические вещества и кофеин, которые выводят жидкость из организма. Негазированная вода, зеленый или травяной чаи лучше всего подойдут для утоления жажды. Перед рассветом во время приема пищи и питья в воду можно добавить щепотку соли, так как она способствует удержанию воды в организме.

Какие продукты надо употреблять, чтобы уменьшить стресс на постящийся организм?

Утром, перед началом поста, не следует есть жареные, жирные, пересоленные, острые и чересчур сладкие блюда, так как они раздражают слизистую кишечника, тяжело усваиваются и могут вызвать жажду в течение дня. Очень хорошо усваивается каша, у нее есть полезная клетчатка, которая даст энергию на весь день. Употребление сырых или вареных овощей благотворно влияет на организм. Кисломолочные продукты также улучшают работу кишечника. Вечернее разговение лучше начинать с фиников, так как они содержат огромное количество полезных микроэлементов и фруктозы, которые быстро восстановят организм, запить их можно водой. А затем начинать трапезу.

Что такое фитр-садака?

Фитр-садака – это незначительная денежная сумма, взимаемая с мусульман только в месяц Рамазан. Средства, вырученные от фитр-садака, идут на помощь пожилым, людям с ограниченными возможностями, семьям без кормильцев, сиротам и малоимущим.

Какие важные даты есть во время и после Рамазана, которые нельзя пропустить?

Во время Рамазана есть особая «Ночь предопределения». Ее следует провести в поклонении Богу, так как считается, что в эту ночь с небес спускаются все ангелы, и молящемуся прощаются все грехи. Считается, что эта ночь наступает в один из последних 10 дней перед окончанием месяца Рамазан. Согласно общему договору священнослужителей, решено, что «Ночь предопределения» в 2016 году будет с 1 на 2 июля. 5 июля начинается Ураза-байрам. Известен также, как Праздник разговения и Ид аль-Фитр. Его отмечают по случаю окончания поста. Он длится три дня, в это время люди ходят другу к другу в гости, везде накрываются щедрые столы. Мусульманам необходимо посетить родственников, провести эти дни в кругу семьи и близких. После окончания месяца Рамазан наступает месяц Шавваль, где верующие могут поститься дополнительно 6 дней, и это засчитывается, как будто человек постился весь год.

Менструация - естественное состояние созревшего женского организма. Это маточное кровотечение в течение от 3 до 7 дней, возникающее с определённой периодичностью - примерно раз в месяц (длительность цикла может меняться индивидуально от 21 до 45 дней).

В исламском праве различаются понятия хайд и истихада. Под хайдом понимается традиционная менструация. Истихада - это маточное кровотечение, которое не вписывается в менструальные циклы. Кроме того, к истихаде не относятся послеродовые кровотечения (нифас) .

Отличия хайда от истихады:

1. Между циклами месячных должен быть промежуток не менее 15 суток.

2. Минимальный срок. По данному вопросу мнения различных богословских школ разнятся. По мнению ханафитов, менструация должна длиться не менее трёх суток. Богословы шафиитского мазхаба уверены, что наименьший срок хайда - сутки. Маликиты полагают, что месячными является даже одна капля крови, которая выделилась в период цикла.

3. Максимальный срок. По мнению богословов ханафитского мазхаба, менструальный цикл должен быть не более 10 суток, в то время как шафииты и маликиты считают, что наибольший срок хайда равняется 15 суткам.

Маточные кровотечения, которые не вписываются в вышеперечисленные рамки - это истихада. Например, если кровотечение длилось на протяжении часа, то по ханафитскому и шафиитскому мазхабу - это истихада, а по маликитскому - это относится к менструации. Соответственно, выделения, длившиеся на протяжении более десяти (по ханафитскому мазхабу) или пятнадцати (по маликитскому и шафиитскому) дней так же относятся к истихаде.

Эти ограничения носят условный характер, так как каждый организм имеет свои уникальные особенности. Поэтому женщине стоит самостоятельно определить границы менструации и истихады.

Совершение намаза в период хайда и истихады

В период менструации женщина находится в состоянии ритуального осквернения, и ей запрещено . Кроме того, ей не нужно восполнять пропущенные молитвы после окончания хайда.

В случае истихады женщине нужно совершать намазы. Но из-за постоянных выделений, которые портят омовение, женщина в подобной ситуации относится к категории «мазур» (оправдываемая).

  • использовать предметы, способствующие уменьшению выделений (прокладки, тампоны);
  • предпринять действия, способные уменьшить кровотечение (совершение намаза сидя, медлительность при выполнении движений во время молитвы), но при условии, что они реально уменьшают выделения;
  • по возможности сохранять одежду чистой.

Женщина становится оправдываемой в случае, если выделения продолжаются в течение времени хотя бы одной обязательной молитвы. Например, с момента начала магриба (ахшам-намаза) и до наступления времени иша (ясту-намаза). После окончания истихады женщина прекращает быть мазур с того момента, как время отсутствия выделений будет равным периоду одного фард-намаза. Если же спустя некоторое время кровотечение вновь появится, то женщина снова станет оправдываемой, как только её выделения будут продолжаться в течение временного промежутка одной обязательной молитвы.

В состоянии мазур женщина вправе совершить омовение один раз и с ним выполнить одну обязательную молитву и несколько . Даже если выделения происходят во время совершения ракаатов. Если женщина читает за один временной промежуток несколько обязательных намазов (например, по причине того, что не сделала это вовремя), она вправе прочитать все пропущенные молитвы с одним гуслем или тахаратом. Когда мусульманка совершает все намазы в строго отведённое время, то перед каждой обязательной молитвой нужно обновить омовение.

При этом женщине в таком состоянии следует минимизировать временной промежуток между тахаратом и намазом. Иными словами, ей нужно начать молиться сразу же после омовения, не отвлекаясь на какие-либо иные дела. Задержки времени допустимы лишь для приготовления к молитве - переодевания, расстилания коврика и т.д. По мнению некоторых богословов, если женщина в данном состоянии после омовения и до намаза совершила что-либо, не имеющее отношение к молитве, то её ритуальное очищение считается недействительным (примеры таких действий: попила воду, написала SMS, поговорила с кем-то о мирском и т.п.).

Запреты во время месячных (хайда)

1. Намаз. Женщинам во время менструации запрещено молиться, причём после окончания хайда пропущенные намазы восполнять не нужно.

Пророк Мухаммад (с.г.в.), обращаясь к своей дочери Фатиме (р.а.), сказал: «Когда у тебя месячные, то не совершай намаз, а когда они прекратятся, соверши гусль и начинай молиться» (Бухари, Муслим).

2. Соблюдение поста. Ещё одним послаблением можно считать запрет держать , поскольку мусульманка в период хайда пребывает в состоянии ритуального осквернения. Но, в отличие от намаза, пропущенные дни поста всё же нужно будет восполнить до следующего месяца Рамазан.

Однажды Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) обратился к женщинам со словами: «Разве верующая не должна прекратить совершение молитвы и соблюдение поста во время месячных?» На что они ответили ему: «Да». После чего он им сказал: «Это и есть несовершенство (женщин) в делах религии» (Бухари, Муслим).

3. Посещение мечетей. При наступлении менструации мусульманкам нежелательно посещать мечети. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Пусть девушки, и находящиеся за занавесками (в данном случае подразумеваются девушки на выданье - прим. Islam . Global ), и те, у которых меcячные, участвуют в хороших деяниях и совершениях дуа Господу миров. Но тем, у кого хайд, желательно не посещать мечети» (Бухари).

Однако такого мнения придерживаются не все богословы. В среде мусульманских учёных имеется точка зрения, что, если у женщины есть острая необходимость посещать мечеть, то она может это делать. Например, если она работает в «Доме Аллаха». Но в этом случае ей следует максимально остерегаться осквернения места поклонения и использовать современные средства гигиены.

4. Обход вокруг Каабы. Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) отправился вместе с (р.а.) в Мекку для совершения хаджа. Но в пути у неё началась менструация. Узнав об этом, Пророк (с.г.в.) обратился к ней: «Совершай всё, что положено паломнику, но не обходи Дом (т.е. Каабу - прим. ред. ) » (Бухари, Муслим).

5. Прикосновение к Священному Корану и чтение сур. В данном случае подразумевается Книга Аллаха с оригинальным текстом на арабском языке. Чтение перевода на русском, турецком или других языках не возбраняется. Но в некоторых случаях читать Коран на арабском языке всё же дозволяется:

  • если аяты применяются в качестве дуа к Всевышнему;
  • для Его восхваления и поминания;
  • во время получения образования (если женщина учится читать суры в медресе или самостоятельно);
  • перед тем как приступить к какому-либо важном делу.

6. Интимная близость. Женщинам во время менструации категорически запрещается со своими мужьями. В данном случае следует понимать, что речь идёт именно о половом акте. Как таковые прикосновения, например, объятия, дозволены, если они не ведут к сексуальной близости.

В одном из хадисов, передаваемом со слов Аиши (р.а.), говорится: «Когда у меня была менструация, он велел мне одеть изар (женская одежда, прикрывающая половые органы - прим. Islam . Global ) , а затем прикасался ко мне» (Бухари, Муслим).

При этом супругам в период, когда у жены хайд, разрешается спать рядом, на одной кровати. Пророк (с.г.в.) спросил у Аиши (р.а.): «У тебя месячные?» На что она ответила: «Да». И тогда Он позвал её и уложил рядом с собой» (Бухари, Муслим).

7. Развод . Во время менструации женщинам запрещено разводиться со своими мужьями. Если же муж всё-таки произнёс , то он считается действительным, но в данной ситуации он обязан вернуть жену.

Прерывистая менструация

У женщин бывает и такое, что менструальный цикл может прерываться на определённый срок, а затем вновь возобновляться. Как быть в данной ситуации?

Если у женщины имел место перерыв более чем на сутки и отсутствовали кровянистые выделения, то женщина считается очистившейся. Если же спустя указанный промежуток времени кровянистые выделения опять появились, то это считается менструацией.

Рассмотрим на конкретном примере. У женщины три дня были обычные кровянистые выделения. На четвёртый день они исчезли и отсутствовали ровно сутки. На пятый день вновь появились и длились ещё три дня.

В описанном случае четвёртый день считается чистым, то есть в этот день женщина может совершать намаз, читать Коран и так далее. Остальные дни - это менструация. Если же выделения на четвёртый день отсутствовали не сутки, а пару часов, то и этот день будет считаться периодом хайда.

Полным окончанием цикла менструации считается момент, когда у женщины полностью исчезают кровянистые выделения, а остаются лишь прозрачные.

После окончания менструации женщине обязательно нужно совершить (гусль), чтобы очиститься от состояния ритуального осквернения. Только после этого, она может молиться, читать Коран и притрагиваться к Священной Книге. Без полного омовения ей разрешено лишь соблюдать пост, но и в этом случае лучше очиститься.