Эдвард берн джонс картины. Бёрн-Джонс Эдуард

История движения прерафаэлитов закончилась вместе с творчеством Бёрна-Джонса, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству. Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности.

"Шиповник. Спящая принцесса" 1870-1890

Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт. Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок приготовила для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слёз.

И вот тут-то из-за полога появилась юная фея и громко сказала:

Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.

"Шиповник. Заколдованный лес" 1870-1890

В заколдованных лесах, средь бессмертных гор,

Где величием пугал замок Камелот.
Завладела светом тьма, город опустел-
Битва сил Добра и Зла на арене сфер.
....................

На арене сфер горит дьявольский огонь.
В круг магический вошли братья Камелот.
Двух мечей стальная власть, сила двух щитов.
Их призванье: укрощать неземных врагов.

И слетелось вороньё, закипала кровь.
Всюду пахло колдовством - шёл великий бой.
Захотели силы тьмы братьев разлучить
И сомненье в двух сердцах тайно поселить.

Но иллюзии обман воинов не берёт-
Проиграли силы зла братьям Камелот.
Через долгие века легенда оживёт
И создаст король Артур орден Камелот.

Эдуард Берн-Джонс "Битва Персея с драконом" 1878

Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает

его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь
самообладания. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его

победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой. И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя.

"Афродита и Галатея" 1868-1878

Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве - днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад - восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон. Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:
- О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.

Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.

Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.

"Мария Зэмбэко" 1870

"Даная и медный замок" 1888

Царю Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, поэтому заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку. Зевс, пораженный красотой девушки, проник к ней в виде золотого дождя, который дал жизнь Персею.


"Вифлеемская звезда" 1887-1890

"И явися нам звезда неизреченная, отлучена от всех звезд. Не бысть бо ни от седми планит, ни от когошник, ни от мечник, ни от стрелець, ни от власатых (перечисляются народные названия комет. - Ю. М.), но пресветла, яко солнце, и радостна".

Вообще в древности было широко распространено представление, что при рождении великого человека на небе загорается новая яркая звезда. Такое утверждали, например, про понтийского царя Митридата VI Евпатора, появившегося на свет в 132 году до н.э. У евреев мессианистские идеи настолько прочно связались с ожиданием новой звезды, что руководитель антиримского восстания в Иудее, объявивший себя мессией, стал зваться Бар-Кохба, что значит "сын звезды", первых христиан было принципиально важным верить (и уверять остальных), что их учитель - истинный Мессия, явившийся в этот мир в полном соответствии с предсказаниями пророков. Сам Иисус, по-видимому, ничего не рассказывал об обстоятельствах своего рождения. Его последователям приходилось домысливать их самостоятельно. Опорные моменты были заданы: рождение в Вифлееме, чудесная звезда, приход царей в Иерусалим...

"Благовещенье" 1876-1879

"Зеркало Венеры" 1870-1876

"Последний сон короля Артура" 1881-1898

"Охотничьи угодья Купидона" 1885

"Любовь среди руин" 1893 Галерея Тейт, Лондон

"Зловещая голова Медузы Горгоны" 1885

"Снаряжение Персея" 1885 Национальная галерея, Лондон

"Прикованная Андромеда" 1885-1888

В соответствии с мифом Андромеда, дочь царицы Кассиопеи, была прикована к скале на растерзание морскому чудовищу за грехи свой матери, но была спасена случайно пролетавшим мимо в крылатых сандалиях сыном Зевса героем Персеем.

Бёрн-Джонс (Burne-Jones) Эдуард Коли (1833-1898), английский живописец, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме 28 августа 1833 в скромной семье столяра-рамочника. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века.

Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты (“История Пигмалиона”, 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; “Зеркало Венеры” 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; “История Персея” после 1875, Штутгарт, Городское собрание; “Золотая лестница”, 1876-1880, “Король Кофетуа и нищенка”, 1880-1884, “Любовь среди руин”, 1893, - все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализацииотличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности. С 1853 года Берн-Джонс учится на богословском факультете в Экситер-колледже Оксфорда, но тяга к искусству оказалась сильнее, и с 1856 года посещает студию живописи Данте Габриэла Россетти.

Между 1859 и 1873 годами Берн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Совершая поездку вместе с Джоном Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием старых мастеров венецианской школы, Эдуард Берн-Джонс обновляет свою технику. В стиле художника с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г. Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии. В период царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны.

Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. Эдвард Берн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и нищая девушка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами. В 1882 году на Всемирной выставке в Париже Бёрн-Джонс вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств.

В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы. Выполненные Бёрн-Джонсом для мастерских У.Морриса иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметов декоративно-прикладного искусства способствовали возрождению английских художественных ремесел. Умер Бёрн-Джонс в Лондоне 17 июня 1898 года.

Дневник Алевтины Князевой
www.liveinternet.ru/users/3370050/

Английский художник и иллюстратор, представитель движения прерафаэлитов.

Детство и юность его прошли в городке Бирмингем. Впечатлительный, с ярким воображением мальчик скучал в провинции и находил утешение в книгах и собственном мире фантазий. С 15ти лет посещал школу рисунка, впоследствии поступил в Оксфорд, где изучал теологию. Там он сдружился с Уильямом Моррисом, который разделял его любовь к живописи и средневековой литературе.

Вскоре молодые люди услышали о движении прерафаэлитов, а творчество Данте Россетти произвело на них сильнейшее впечатление. Друзья решили оставить теологию и Оксфорд, чтобы посвятить жизнь искусству, и отправились в Лондон.

В 1856 году Берн-Джонс поступил учеником и ассистентом к своему кумиру Россетти, который преподавал в то время в Рабочем колледже. Вскоре, вместе с Моррисом и при поддержке Рескина, Берн-Джонс запустил новую волну движения прерафаэлитов, с Россетти во главе.

Следующие годы были посвящены упорной работе - не получив классического образования, юноша достиг вершин мастерства, благодаря своему исключительному трудолюбию. Творчество Россетти несомненно оказало значительное влияние на его манеру письма и сюжеты, но с самого начала ярко проявилась его индивидуальность.

Работы Берн-Джонса отличались декоративностью, графичностью, линия в них преобладала над цветом. Фигуры чаще всего статичны и полны символизма, а ритм композиции создаёт ощущение плавности и отрешённости от реальности, словно изображённое происходит во сне. Художник предпочитал вымысел реальности, его сюжеты были основаны на средневековых легендах или античных мифах.

С 27 лет художник был счастливо женат на Джорджине Макдональд, впоследствии многие его полотна воплотили её черты, наделив их возвышенной красотой, что сделало её одной из известных муз прерафаэлитов.

Замкнутый и неуверенный Берн-Джонс долгое время работал в безвестности, не участвуя в выставках. Наконец в 1877 году друзья заставили его выставить семь картин, которые были высоко оценены критиками и публикой. К Берн-Джонсу пришла слава - в 1880 году по популярности он превзошёл даже Миллеса и Лейтона. Посыпались заказы. В 1885году Берн-Джонса приняли в члены Королевской Академии, но он только один раз принял участие в её выставках. Официальная атмосфера и всеобщее признание были чужды художнику и он отказался от членства.

На протяжении всей жизни Берн-Джонс продолжал много трудиться, он создавал целые серии полотен, раскрывавшие определённый сюжет или тему. Наиболее известные из них: цикл о Персее, серия «Шиповник», иллюстрации к «Кентерберийским рассказам» Чосера, и гобелены с изображениями легенды о Святом Граале. Также до конца жизни он вместе со своим неизменным другом Моррисом занимался изготовлением витражей и шпалер в рамках движения прерафаэлитов «Искусства и Ремесла».

Берн-Джонс скончался в 1898 году - изнурительный труд подорвал его здоровье. Он вошёл в историю, как один из самых ярких представителей английской живописи и движения прерафаэлитов. Его творчество повлияло на целые поколения молодых художников, а его полотна и по сей день восхищают проработкой деталей, поэтической красотой образов и особой атмосферой иного мира.

Эдуард Коли (Burne-Jones, Edward Coley) 1833, Бирмингем - 1898, Лондон. Английский живописец и график. Учился в школе короля Эдуарда в Бирмингеме и готовился к карьере священнослужителя. Однако встреча в Оксфорде с У. Моррисом изменила его жизненные планы. Вместе они отправились в 1855 во Францию, где Берн-Джонс был потрясен готическим искусством, в котором впоследствии черпал вдохновение. В 1856 состоялось знакомство с Россетти. В следующем году принял участие в росписях в здании Дискуссионного клуба Оксфордского университета, затеянных последним. Вместе с Россетти и Моррисом вошел в группу, работавшую на принципах, близких прерафаэлитам. Большое влияние на дальнейшую творческую судьбу Берн-Джонса оказали два путешествия в Италию в 1859 и 1862 (второе совершил вместе с Дж. Рёскиным). Увлеченность художника искусством Раннего Возрождения наиболее ярко проявилась в картине Король Кофетуа и нищенка (1884, Лондон, галерея Тейт), в которой, однако, близкая кватрочентистской трактовка пространства, ракурсы фигур, орнаментация приходят в противоречие с иератической напряженностью в общем облике и взгляде главной героини, выдавая мастера конца XIX в. До 1877 Берн-Джонс выставлялся очень редко. Но после экспозиции в галерее Гросвено, ставшей на многие годы своеобразным центром позднего прерафаэлитизма, его слава, как на родине, так и за ее пределами, стала расти. В 1882 на Всемирной выставке в Париже он вместе с Ф. Лейтоном представлял Англию. В 1885 Берн-Джонс был избран ассоциированным членом Королевской академии художеств, но в 1893 отказался от этого звания. В 1894 получил титул баронета. Как большинство его единомышленников из круга прерафаэлитов, Берн-Джонс избегал современных тем (за исключением портрета). Он обычно писал картины циклами на сюжеты из Средневековья и Античности, представляя легенду или миф в нескольких эпизодах. Его композиции наполнены напряженным аллегорическим смыслом (часто навеянным поэзией У. Морриса), что делает его одним из провозвестников европейского символизма. Художник всегда тщательно отделывал каждую деталь. Прирожденный рисовальщик, он и свои живописные произведения строил на линейных ритмах. Главный мотив, звучащий в фигурах переднего плана (обычно композиционно близкого рельефу, основанному на принципе изокефалии), затем разрабатывался подобно музыкальной вариации в более сложных и дробных ритмах фона, коврово заполненного многочисленными персонажами и орнаментами. Высокие декоративные качества его живописи сделали органичным переход к работе в прикладных видах искусства и книге. Во многом именно на проектах и рисунках Берн-Джонса держалась деятельность фирмы У. Моррис и Ко и издательства Келмскотт Пресс. В шпалерах и витражах он, как правило, выполнял человеческие фигуры, а Моррис орнаменты. Здесь Берн-Джонс стремился к законченности и эмоциональности в трактовке лиц, несмотря на протесты Морриса, желавшего усиления декоративного начала в такого рода вещах. Основные произведения: История Пигмалиона (1869- 1879, Бирмингем, Гор. музей и художественная галерея), Зеркало Венеры (1872-1877, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), История Персея (после 1875, Штутгарт, Гос. художественная галерея), Золотая лестница (1876-1880), Любовь среди руин (1893, обе - Лондон, галерея Тейт), иллюстрации к Сочинениям Джефри Чосера (совместно с У. Моррисом, 1896).

Лит.: Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975; Harrison M., Waters B. Burne-Jones. London, 1973.

  • - северо-западный ветер в деп. Марна...

    Словарь ветров

  • - Эрик. Известный американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - . Здесь в 1874 подписан договор о создании Всеобщего почт, союза. С тех пор руководящие органы ВПС находятся в Берне...

    Большой филателистический словарь

  • - Эрик - американский психиатр и психоаналитик. Создатель трансакционного анализа. Ученик П. Федерна. Доктор медицины, профессор...

    Новейший философский словарь

  • - английский живописец, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме 28 августа 1833. Вместе с Уильямом Моррисом учился живописи у Д.Г.Россетти...

    Энциклопедия Кольера

  • - столица Швейцарии и административный центр кантона Б. Расположен на р. Ааре. 164,2 т. ж. . Осн. в 1191, в 1218 стал вольным имперским городом. В 1353 присоединился к швейц. конфедерации...

    Советская историческая энциклопедия

  • - старинное немецкое название Вероны, отсюда Дитрих Бернский - название, под которым известен остготский король...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - англ. живописец, родом из Бирмингема...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сокращение имени; употребляющееся в естественной ист. и физиологии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - столица Швейцарии. Административный центр кантона...
  • - Эдуард Коли, английский живописец и рисовальщик. В 1859 и 1862 работал в Италии. Испытал влияние Д. Г. Россетти. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Бёрн-Джонс Эдуард Коли, английский живописец и рисовальщик. В 1859 и 1862 работал в Италии. Испытал влияние Д. Г. Россетти. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - столица Швейцарии, административный центр кантона Берн, на р. Ааре. 134 тыс. жителей. Международный аэропорт. Машиностроительная, химико-фармацевтическая, пищевая, полиграфическая промышленность. Университет...
  • - английский живописец и рисовальщик. Прерафаэлит. Прибегая к стилизации итальянской живописи 15 в., писал лирические картины на темы средневековых легенд...

    Большой энциклопедический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 город столица...

    Словарь синонимов

"Берн-Джонс" в книгах

Швейцария-Берн

Из книги Генерал Дима. Карьера. Тюрьма. Любовь автора Якубовская Ирина Павловна

Швейцария-Берн Совершенно очевидно, что сведения, полученные из Израиля, свидетельствуют о ком угодно, только не о Якубовском, поскольку ни один человек из тех, кто признал себя участником погрома в библиотеке, не показал, что видел или слышал Якубовского, за исключением

Э. Берн (1910–1970)

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Э. Берн (1910–1970) В нашей стране Эрик Берн – пожалуй, один из самых известных зарубежных психологов. Многие познакомились с его теорией более четверти века назад – в пересказе его верного последователя Томаса Харриса. Книга Харриса «Я – о’кей, ты – о’кей» была переведена

Берн

Из книги Выжить и вернуться. Одиссея советского военнопленного. 1941-1945 автора Вахромеев Валерий Николаевич

Берн Мы шагаем втроем по ровному асфальту швейцарского шоссе. Говорить особо не о чем. Солнце уже успело прогреть темную гладь дороги. До станции от дома нужно идти четыре километра, и я, с удовольствием сняв тесные ботинки, иду босиком. Кругом гористая местность, покрытая

БЕРН ЭРИК.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БЕРН ЭРИК. Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача. Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной: в 1935 г. он получает степень доктора

Берн и Рим

Из книги Повесть моих дней автора Жаботинский Владимир

Жюльен «Берн»

Из книги Холодные и горячие закуски. Готовим, как профессионалы! автора Кривцова Анастасия Владимировна

Берн - город Медведя

Из книги 100 знаменитых чудес света автора Ермановская Анна Эдуардовна

Берн - город Медведя В 1191 году на берегу реки Ааре в окружении свиты появился герцог Бертольд V Церингерский, правитель Бургундии. Для защиты западной границы своих владений он заложил город-крепость. Герцог объявил всем, что новое поселение получит имя первого

2. Берн, мешок секретов

Из книги Секретные агенты против секретного оружия автора Бержье Жак

2. Берн, мешок секретов Я получаю донесения со всех сторон. Бродячие торговцы Южной России, афганские лошадиные барышники, паломники, идущие в Мекку, шейхи Северной Африки, торговые моряки Черноморья, монголы в бараньих шкурах, индийские факиры, греческие купцы с

ИЗ ПАРИЖА В БЕРН

Из книги Том 5 автора Энгельс Фридрих

ИЗ ПАРИЖА В БЕРН

Эрик Берн

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Эрик Берн (1910-1970 гг.) психиатр, психоаналитик Любой человек имеет черты маленького ребенка.Многие говорят, что им не нужны возбуждающие впечатления, но мы возьмем на себя смелость заявить, что большая часть людей активно ищет

Берн

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Берн Берн – главный город швейцарского кантона того же имени, с 1884 г. столица швейцарского союза, лежит на высоте 636 м. над уров. м. (Munster Plattform), на полуострове, по левому берегу Аары, 47151 жит., между которыми 39942 реформатов, 3455 католиков, 385 евреев, 305 остальных исповеданий. Б. –

Берн

БСЭ

Берн Берн (нем. Bern; франц. Berne), столица Швейцарии. Административный центр кантона Берн. Расположен в центральной части страны на обоих берегах глубоко врезанной долины р. Ааре на высоте 572 м над уровнем моря. Климат умеренный континентальный; средняя температура января

Бёрн-Джонс Эдуард Коли

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Бёрн-Джонс Эдуард Коли Бёрн-Джонс (Burne-Jones) Эдуард Коли (28.8.1833, Бирмингем, - 17.6.1898, Лондон), английский живописец и рисовальщик. В 1859 и 1862 работал в Италии. Испытал влияние Д. Г. Россетти. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Манерная и вычурная стилизация

БЕРН

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

БЕРН Жюль Верн (1828–1905) – французский писатель, один из создателей жанра научно-фантастического романа.* * * Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час

Эрик Берн

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Эрик Берн Эрик Берн был сорокашестилетним врачом-психиатром, когда отказался от дальнейшего обучения психоанализу после пятнадцати лет работы в этом русле.Он отказался от дальнейших усилий в этом направлении, после того как в 1956 году Институт психоанализа Сан-Франциско

Автор - NADYNROM . Это цитата этого сообщения

Жизнь и творчество Эдварда Коули Берн-Джонса

Эдвард Коули Берн-Джонс родился 28 августа 1833 года в Бирмингеме в скромной семье рамочника-золотильщика. Мать художника умерла спустя неделю после рождения сына, и это наложило отпечаток на его взаимоотношения с отцом, который первое время не мог видеть младенца, считая его причиной смерти любимой жены.
С раннего детва мальчик жил в мире собственных грез и фантазий, скрываясь в нем от равнодушия окружающих и скуки провинциальной жизни. Первые двадцать лет жизни Берн-Джонса прошли в Бирмингеме, а самыми яркими впечатлениями стали торжества по случаю коронации королевы Виктории 20 июня 1837 года. В возрасте одиннадцати лет Эдвард был принят в школу короля Эдуарда VI. Согласно архивам школы, он был одним из первых учеников и выиграл много призов, особенно по математике. Юноша также проявил талант к рисованию, делая многочисленные карикатуры на преподавателей. С 1848 года он посещал вечерние курсы в государственной школе рисунка.
В 1853 году Берн-Джонс поступил в Эксетер-колледж Оксфорда, одного из старейших университетских городов Англии, где изучал теологию, намереваясь в дальнейшем стать священником. В стенах колледжа он познакомился с Уильямом Моррисом, ставшего на долгие годы его другом и единомышленником. Молодых людей связала общая любовь к искусству и увлечение Средневековьем, в котором они видели источник творческого вдохновения.

Берн-Джонс и Моррис

Из статей критика Джона Рескина друзья узнали о существовании Братства Прерафаэлитов, идеи которых были созвучны их собственным взглядам на искусство. А после того, как они увидели акварель Россетти «Данте, рисующий ангела» (1853), прерафаэлиты стали для них художественным идеалом, а сам Данте Габриэль Россетти – кумиром. Моррис и Берн-Джонс приняли решение отказаться от богословия ради живописи – отныне искусство стало их единственной религией.
В 1855 году молодые люди, так и не получив ученую степень, оставили Оксфорд, чтобы всецело посвятить себя искусству. Они переехали в Лондон и сняли небольшую комнату на двоих, все свободное время занятиям искусством. Пройдет совсем немного времени, и они возглавят движение прерафаэлитов второй волны, отличительной чертой которого отныне станут увлечение стариной и утверждение художника как мастера-универсала.
В начале 1856 года Берн-Джонс лично познакомился с Россетти, который в то время лично преподавал в Рабочем колледже, и стал ассистентом в его мастерской.

Д. Г. Россетти. Автопортрет

С ноября 1856 года Берн-Джонс и Моррис снимали комнату на Ред-Лайон-Сквер, 17, в которой некогда жили Россетти и Деверелл. Приблизительно в это же время Эдвард, прежде известный друзьям как просто Джонс, добавил к своей фамилии приставку «Берн», даба придать ей индивидуальность. Слишком уж распространенной была фамилия.
Художник свел личные знакомства с Рескином и Хантом, благосклонно отнесшимся к его ранним опытам. В следующем году он вошел в группу художников, работавших под руководством Россетти над проектом большой стенной росписи холла оксфордского Зала Союзов сценами из жизни короля Артура. В работе над росписью также принимали участие Моррис, Хьюз, Стэнхоуп, Принсеп и Поллен.
Если не считать уроков у Россетти, Берн-Джонс не получил практически никакого художественного образования, добившись всего в искусстве своим невероятным упорством. Его многочисленные работы, выполненные чернилами или акварелью, проработаны с исключительной тщательностью и представляют собой сочиненные композиции на литературные и романтические сюжеты. К этому периоду относится картина Берн-Джонса «Русалка (1857) [ К моему глубочайшему сожалению, репродукцию этой работы я пока не нашла, так что буду благодарна за помощь ], выполненная акварелью с добавлением гуаши – любимая техника художника, позволявшая ему добиваться свежести и глубины цвета. Ее стилистика указывает на увлечение Россетти, в мастерской которого он проводил несколько дней в неделю, стремясь постигнуть все премудрости своего учителя.
Влияние творчества Россетти на искусство Берн-Джонса неоспоримо. Оно проявилось и в типах лиц персонажей, и в декоративности и прихотливости рисунка. Как и его учитель, художник стремился к эстетизации действительности, однако самым большим его пристрастием всегда оставалось классическое искусство, о чем красноречиво говорят холсты Берн-Джонса. Он пользовался покровительством Рескина, который приобщил его к таинствам живописи и архитектуры итальянского Возрождения. Берн-Джонс неоднократно копировал великих итальянских мастеров, чье влияние (особенно Микеланджело и Боттичелли) заметно во многих его работах.

Дж. Э. Миллес. Портрет Джона Рескина

В 1858 году Берн-Джонс стал членом Хогарт-клуба, куда, помимо него, вошли также крупнейшие представители движения прерафаэлитов – Россетти, Браун, Брет, Суинберн, а также – Рескин, Уоттс, Уэбб. Клуб просуществовал до 1861 года и занимался в частности организацией выставок, первой из которых стала экспозиция работ двадцатишестилетнего Берн-Джонса, открывшаяся в 1859 году. В том же году художник совершил свою первую из четырех продолжительных поездок в Италию.
9 июня 1869 года Эдвард Берн-Джонс женился на сестре своего старого школьного друга Джорджиане Макдональд.

Портрет Джорджианы

Она была одной из сестре Макдональд, каждая из которых была по-своему знаменита. Ослепительная красавица Эгги был замужем за художником Эдвардом Пойнтером. Алиса, старшая из сестер, произвела на свет знаменитого писателя Редьярда Киплинга, который, таким образом, приходился Берн-Джонсу племянником. Луиза стала матерью британского премьер-министра Стенли Болдуина.
Супруги поселились на Грейт-Рассел-стрит в комнатах, освобожденных Генри Уоллисом. Они были постоянными гостьями Уильяма и Джейн Моррис в Красном Доме, который Берн-Джонс помогал декорировать.
Джорджиана стала идеальной хозяйкой дома и хранительницей очага. Она отличалась ровным и спокойным характером. Именно такая жена нужна была нервному, аскетичному художнику, предпочитавшему светским удовольствиям работу в мастерской до полного нервного истощения, неизменно происходящего после каждой большой работы. Джорджиана окружила Эдварда заботой, заменив ему мать, которую он никогда не знал, став его музой и помощницей в делах. В 1861 году она родила сына Филиппа, а пять лет спустя – дочь Маргарет.

Джорджиана с Филиппом и Маргарет

Джорджиана Филиппом и Маргарет

В 1879 году, когда Берн-Джонс увлекся своей красавицей-ученицей Марией Замбако, их брак оказался под угрозой, и лишь терпение и такт Джорджианы позволили супругам сохранить семью.
Таланты Джорджианы были разнообразны. Она училась в Школе рисунка в Кенсингтоне и уже после замужества продолжала рисовать, делая иллюстрации к сказкам собственного сочинения. Позднее она обратилась к технике ксилографии, делая гравюры по рисункам мужа, что вызвало восхищение Рескина.

Джорджиана

Джорджиана не была красавицей, но Берн-Джонс, часто писавший жену в своих картинах, предал ее чертам столько возвышенной чистоты и духовного благородства, что она, наряду с Лиззи Сиддал и Джейн Моррис, вошла в историю искусства как одна из муз прерафаэлитов.
Год вступления в брак стал поворотным в творческой карьере Берн-Джонса. В этот период он создал картины, позволяющие говорить о нем как о зрелом мастере. Речь идет о полотнах «Сидония фон Борк» (1860) и «Клара фон Борк» (1860), задуманных как парные. В обеих работах заметно влияние стиля Россетти, который в те годы был кумиром художника. Литературной основой для картина послужила новелла немецкого романтика Вильгельма Мейнхольда «Колдунья Сидония фон Борк», увидевшая свет на английском языке в 1847 году в переводе леди Уайльд, матери Оскара Уайльда.
Лицо Клары, моделью для которой стала Джорджиана, выражает невинность. Сюжет картины краснореречив и символичен. Клара фон Боhк держит в своих руках желторотых птенцов, оберегая их от происков кота своей кузины-колдуньи, вертящегося у нее под ногами.

Клара фон Борк

В противоположность ей Сидония фон Борк, для которой, как считается, позировала любовница Россетти Фанни Корнфорт, олицетворяет хищное и злое начало. Исследователи отмечают некоторое сходство картины с профилем Изабелы д’Эсте, который художник мог видеть во дворце Хемптон-Корта. Зловещая угроза чувствуется в этой картине во всем – пластике фигуры, узоре платья, напоминающем сеть, мрачном колорите и даже в подписи, выведенной на бумаге в углу картины, возле которой художник изобразил большого черного паука.

Сидония фон Борк

Значительный интерес представляет не столько живописная манера, более свободная, чем в работах последующих лет, сколько, в первую очередь, композиционное построение полотен, глубокое пространство которых является опровержением утверждений некоторых критиков, считавших плоское построение более поздних работ признаком недостаточного умения, а не результатом тонкой и умелой стилизации.
К несомненным удачам раннего периода творчества относится и картина «Прекрасная Розамунда и королева Алиенора» (1862).

Полотна на этот сюжет писали многие прерафаэлиты – Россетти, Хьюз, Эвелин де Морган.
Берн-Джонс использовал популярную в викторианском искусстве тему супружеской измены, умело и оригинально расставив пластические и смысловые акценты. Розамунда, бывшая любовницей короля Генриха II, предстает перед зрителем в девственно-белом платье, тогда как королева одета во все черное, подобно злой колдунье. Изобразив Розамунду жертвой, художник, вопреки общепринятой морали, вызвал у викторианского зрителя чувства симпатии и сострадания к ней.
Картина написана акварелью, но обладает исключительной плотностью и глубиной цвета, характерными для масляной живописи. Известно, что Берн-Джонс в ранний период практически не писал маслом, поскольку страдал аллергией на этот вид красок.
Есть и второй вариант, выполненный в красных тонах:

В 1861 году в компании с Милессом и Брауном Берн-Джонс вновь совершил путешествие в Италию, а в 1862 году побывал там с Рескиным, внимательно и скрупулезно изучая живопись эпохи Возрождения, особенно Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Под влиянием этих художников он в значительной степени изменил свою раннюю манеру, основанную на подражании Россетти, выработав свой собственный стиль, который был скорее умозрительным, чем эмоциональным. Его работы стали более жесткими. Отныне линия и контур доминируют в них над цветом, ставшим более локальным.
Любимыми темами художника были исполненные религиозного мистицизма средневековые легенды и сюжеты античных мифов, также трактованные в мистическом ключе. Основная художественная проблематика его полотен – герой как игрушка Судьбы, инструмент в руке Провидения. Статичность поз и плавная ритмика его холстов создает ощущение замедленности, зачарованности действия. Картины Берн-Джонса созерцательны и полны неземной отрешенности.
Обретя свой идеал в классическом искусстве, Берн-Джонс крайне нетерпимо относился ко всем новым веяниям в живописи. Скромный и замкнутый в жизни, художник отличался в вопросах искусства крайней категоричностью суждений. В частности, со свойственной ему прямолинейностью, он утверждал, что импрессионизм подарил миру лишь «пейзажи и шлюх». Кстати, Россетти также не понял и не принял импрессионистов.
Свое живописной кредо Берн-Джонс сформулировал так: «Я представляю картину как красивый романтический сон о том, чего никогда не было и никогда не будет; сон этот озарен неземным светом, в нем мы видим те земли, в которых никто и никогда не побывает и не постигнет их. Мое единственное стремление – сделать формы красивыми.
Такие художественные взгляды сделали Берн-Джонса одним из лидеров эстетизма, а впоследствии позволили причислить его творчество к символизму.
Движение прерафаэлитов второй волны, к которому примыкал Берн-Джонс, значительное влияние уделяло декоративно-прикладному искусству, противопоставив бездушным изделиям промышленного производства высокое качество вещей, сделанных вручную. Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение к ремеслам, сделав их важнейшей составляющей искусства. В 1861 году, когда Моррис открыл в Лондоне фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко», занимавшуюся производством предметов декоративного искусства и домашней утвари (расписной мебели, витражей, керамики, обивочных тканей и т. п.), Берн-Джонс присоединился к другу, став одним из деятельных участников движения «Искусства и Ремесла».

Берн-Джонс и Моррис с женами и детьми [Вот кто третий мужчина на фотографии, я пока так и не поняла].

Во многом именно на проектах и рисунках Берн-Джонса держалась деятельность фирмы, в которой он был разработчиком витражей фактически до конца своей жизни. Сохранилось более тысячи цветных стекол, выполненных им.
Одной из последних работ художника в этой области является великолепный витраж собора Святого Филиппа в Бирмингеме.

В шпалерах и витражах он, как правило, выполнял человеческие фигуры, а Моррис – орнаменты. Здесь Берн-Джонс стремился к законченности и эмоциональности в трактовке лиц, несмотря на протесты Морриса, настаивавшего на усилении декоративного начала в такого рода вещах.
Работая как декоратор, Берн-Джонс не оставлял занятий живописью, в которой также в значительной мере проявилось декоративное начало - его картины выполнены с подчеркнутой линеарностью. При этом пространство в них решено весьма условно, что придает им сходство со шпалерами, а многочисленные детали (складки одежды, доспехи, элементы архитектуры, растительные мотивы) предназначены скорее для украшения.
В 1864 году Берн-Джонс был избран членом Общества английских акварелистов. Первой работой художника, показанной на одной из его выставок, стал «Милосердный рыцарь» (1863).

Сюжетной основой для картины послужила легенда одиннадцатого столетия в пересказе Кинельма Дигби. Ее герой – рыцарь по имени Джон Гуальберто, который впоследствии был канонизирован. Художник, по примеру многих прерафаэлитов, сопроводил картину надписью, объясняющей ее содержание: «О рыцаре, простившем своего врага, в то время как он мог его уничтожить, и как образ Христа поцеловал его в знак того, что его поступок угоден Богу». В «Милосердном рыцаре» нашли зримое отражение те идеалы прерафаэлитов, которые в этот период были наиболее близки душе художника – преклонение перед духом рыцарства, следование высоким нравственным принципам. Окончательный вариант картины, выполненный гуашью, отличался суровостью и аскетизмом как пластики, так и цвета, в то время как первые зарисовки исполнены чувственности и порыва, далеких от религиозной сдержанности.
Берн-Джонс участвовал в выставках Общества английских акварелистов вплоть до 1870 года, когда вокруг одной из его картин разразился скандал. Организаторы потребовали убрать из экспозиции акварель Берн-Джонса «Филлида и Демофонт» (1870), шокированные откровенной мужской наготой персонажа.

Подчеркнутый эротизм в трактовке древнегреческого мифа, по всей видимости, являлся отголоском его внебрачной связи с Марией Замбака, ученицей и натурщицей художника, который наделил ее чертами женский образ картины. В знак протеста против снятия картины Берн-Джонс покинул ряды Общества акварелистов, тем самым лишив себя возможности участвовать в его выставках.
Уже к середине 1860-х годов Берн-Джонс приобрел некоторую репутацию, позволившую ему занять твердое положение в мире искусства. Он стал успешным художников в среде богатых и образованных людей. Среди его постоянных меценатов были Фредерик Лейланд и Уильям Грэхам. Последний являлся одним из самых преданных почитателей Берн-Джонса. После смерти Грэхама его коллекция была продана на аукционе Кристи, а среди картин находился один из вариантов знаменитого «Зеркала Венеры» .

Постоянно неудовлетворенный результатом Берн-Джонс нередко возвращался к работе над своими полотнами через много лет, поэтому весьма затруднительно проследить эволюцию его стиля. Робкий и не уверенный в себе художник выставлялся очень редко и поэтому был совершенно неизвестен широкой публике. Лишь в 1877 году под давлением друзей он показал семь работ на выставке в только что открытой художником-любителем Коутсом Линдсеем Галерее Гросвенор.
Одну из главных задач галереи Гросвенор ее организатор видел в том, что она предоставляла возможность художникам, обойденным вниманием Королевской Академии, показывать свои работы публике. Картины Берн-Джонса были замечены и получили высокую оценку. Известный английский романист Генри Джеймс писал он них: «Это культурное, высокоинтеллектуальное, эстетически утонченное искусство для тех, кто смотрит на мир не прямо – в его случайной реальности, а через отражение и изображение его в литературе, поэзии и культуре». Это высказывание красноречиво показывает, насколько далеко ушел Берн-Джонс в сторону вымысла и фантазии от первоначальной идеи прерафаэлитов, сформулированной Рескиным - «рисовать то, что видишь, то, что является реальным фактом».
Именно этот путь принес художнику признание сначала на родине, а потом и за ее пределами. В 1879 году на Всемирной выставке в Париже он вместе с Фредериком Лейтоном представлял живопись Англии. Довольно быстро Берн-Джонс обрел своими картинами значительное состояние. В 1880-е годы он был даже более востребован, чем исключительно популярные Миллес и Лейтон, считавшиеся самыми богатыми художниками того времени.
Конец 1870-х и 1880-е годы отмечены обращением Берн-Джонса к большим монументальным формам. Значительно возросли размеры его полотен, в этот период он все чаще обращается к живописи маслом. В то же время художник задумал и воплотил несколько живописных циклов, состоящих из картин, последовательно раскрывающих выбранную тему. Одним из первых таких циклов стала серия из четырех картин под общим названием «Шиповник» , являющаяся блестящей интерпретацией сказки Шарля Перро «Cпящая красавица» и поэмы Теннисона «Греза», написанной на похожий сюжет.

I. Лес шиповника

II. Комната совещаний

III. Сад во дворе

IV. Беседка Розы. (Спящая красавица)

В нем художник вновь обратился к эстетике обожаемого им Средневековья. Все четыре полотна выполнены на вытянутых горизонтальных холстах, совокупно образующих протяженное панно. Композиция «Шиповника» построена по принципу фриза – передний план образован из объятых сном и лежащих в самых разных ракурсах фигур. Мощную ритмическую поддержку им составляют густые заросли цветущего дикого шиповника, сплетающиеся вокруг спящих подобием причудливого орнамента. Для образа принцессы художнику позировала его дочь Маргарет.

Портрет Маргарет

Берн-Джонс всегда отличался исключительно основательностью в подходе к изображаемому предмету. Чтобы добиться большей достоверности в передаче растений, он попросил одного из друзей, имевшего загородный дом с садом, прислать ему самые тернистые ветви кустарника, и тщательно изучал их причудливую пластику. Во время работы над «Милосердным рыцарем» художник тщательно изучал собрание средневековых лат и вооружения из коллекции сыра Коутса Линдсея. Однако для «Шиповника, как и для цикла «Персей», он изобрел и создал собственную броню из картона и жести. Это придало его работам большую пластическую свободу и фантастическое вневременное звучание, что абсолютно соответствовало духу мифа.
Художник написал два варианта этого цикла. Авторские повторения были для Берн-Джонса, как и для многих других прерафаэлитов, обычной практикой. Один из них, работа над которым продолжалась в течение шести лет (1884-1890) был написан по заказу коллекционера Томаса Агню.
Вторым знаменитым циклом Берн-Джонса стал «Пигмалион и Образ» , состоявших также из четырех картин, последовательно передающих содержание знаменитого античного мифа о любви скульптора к своему творению. Этот цикл также известен в двух вариантах, первый из которых (1867-1869) выполнен в более темных и резких тонах, в то время как второй (1875-1878), написанный маслом, отличается большей мягкостью, почти пастельностью цвета и тона.
Художник проследил все стадии развития сюжета: рождение замысла – «Сердечное желание»

Благоговение перед творением собственных рук – «Удержанная рука»

Чудо превращения – «Божественное одушевление»

Преклонение перед обретенным идеалом – «Постигшая душа» .

Однако миф в интерпретации художника обретает несколько иной, отличный от канонического смысл. Идеальная красота, созданная руками скульптора, волей Афродиты обрела телесность, но осталась столь же холодна. Это горький итог, который ждет каждого художника, стремящегося воплотить идеал в реальность. В то же время цикл отражает чувства и эмоции Берн-Джонса, переживавшего в те годы страстный роман со своей ученицей Марией Замбако и пребывавшего тогда в жестоком внутреннем конфликте между чувством и долгом.

Портрет Марии Замбако

«Пигмалион и Образ» как никакой другой цикл демонстрирует влияние на художника идеалов итальянского Возрождения, особенно Микеланджело. Порой художник прибегает к прямому цитированию: так, сцена чудесного оживления Галатеи в «Божественном одухотворении» движениями и жестами рук поразительно схожа с «Сотворением Адама» с потолка Сикстинской капеллы. Дополнительную остроту этому сходству придает и то, что и в том и в другом случае речь идет о сотворении человека. Берн-Джонс преклонялся перед гением Микеланджело и даже пошел на разрыв с Рескиным после того, как тот подверг критике великого скульптора. И это несмотря на то, что маститый критик был одно время кумиром художника. Превознося художественные и человеческие качества Рескина Берн-Джонс писал: «Он так прекрасен, так добр – лучше, чем его книги, которые сами по себе являются лучшими книгами в мире».
Второй вариант цикла «Пигмалион и Образ» был показан в 1879 году на выставке в Галерее Гросвенор и имел шумный успех. Публика восприняла его как выражение викторианского представления о возвышенной любви и об идеальной женщине – жене и матери, возводимой мужчиной на пьедестал.
Одной из самых известных картин Берн-Джонса стало полотно «Король Кефетуа и девушка-нищенка» (1884), принесшее художнику мировую славу.

В основе его лежит средневековая легенда о доблестном короле, который, возвращаясь из похода, увидел и страстно полюбил девушку-нищенку, скромную и добродетельную. Публика хотела видеть в полотне лишь утверждение добродетели как высшего блага, достойного королевского вознаграждения. Она воспринималась как некое утешение для красивых женщин викторианской эпохи, посвятивших себя семье. Однако те, кто был знаком с легендой, согласно которой нищенка, хоть и стала королевой, так и осталась нищенкой, достойной презрения в глазах многочисленных придворных, могли увидеть нечто большее – печальное размышление о жестокости общества и торжестве сословных предрассудков. В 1889 году за эту картину, показанную на Всемирной выставке в Париже, художник был удостоен ордена Почетного легиона.
Пожалуй, самым знаменитым циклом Берн-Джонса является его «Персей, написанный на сюжет античного мифа. В 1875 году художник получил заказ от политика и будущего премьер-министра Великобритании Артура Бэлфора на десять картин, предназначенных для музыкального салона его лондонской резиденции. Несмотря на то, что в гуаши были выполнены все предварительные эскизы, лишь четыре из них получили окончательное воплощение в масле – «Персей и морские нимфы»? оно же "Вооружение Персея" . [Мне попадались два варианта]

«Скала гибели»

«Колесо Фортуны»

И «Зловещая голова»

Работа над циклом затянулась надолго. Причиной тому был большой размер картин, сложные символические интерпретации сюжетов, избранных художником, и постоянное недовольство автора собственным результатом. В конце концов заказчик, уставший ждать завершения всего цикла, любезно принял те четыре панно, которые были выполнены.
Впоследствии художник сделал повторение повторения четырех законченных работ, в то время как эскизы так и остались эскизами. Картины цикла «Персей» приобрели огромную популярность и оказали огромное влияние на современное искусство, в дальнейшем во многом предопределив художественную проблематику символизма и модерна.
В 1882 году Берн-Джонс затеял серию небольших акварелей под общим названием «Книга цветов» , над которой трудился на протяжении целого десятилетия.
[ Собираюсь сделать отдельный пост с репродукциями акварелей из "Книги цветов". Пусть нашла репродукции не очень хорошего качества, но зато все ].
Стремление Берн-Джонса к большой монументальной форме нашло отражение в активном сотрудничестве с фирмой его друга Морриса, где в 1880-е годы он был одним из главных дизайнеров. Конец десятилетия ознаменовался созданием первой крупной серии гобеленов на тему «Поклонения волхвов». Сохранилось огромное количество этюдов и эскизов к этой большой работе, свидетельствующих о том, насколько серьезно он подходил к любой форме художественного творчества.
Самым выдающимся достижением Берн-Джонса в области гобелена стал цикл работ о Святом Граале, предназначенный украсить столовую в Стейнмор-холле, загородной резиденции австралийского промышленника Уильяма Норси д’Арси.

Видение Святого Грааля

Тема поисков Святого Грааля с юности волновала Берн-Джонса своей многозначностью, возвышенным и мистическим духом. Они считали ее самым красивым и законченным эпизодом артуровского цикла. Работа над серией гобеленов продолжалась несколько лет. Они были вытканы в Мертонском аббатстве в период с 1891 по 1894 год и стали, безусловно, одним из самых впечатляющих творений на эту тему.
Берн-Джонс также внес значительный вклад в деятельность другого предприятия Морриса – издательства «Кельмскотт Пресс», основанного в конце 1880-х годов. Его цель художники видели в возрождении древней традиции высокохудожественного книгоиздания. Настоящим шедевром книжного искусства стало издание «Кентерберийских рассказов» Чосера с иллюстрациями Берн-Джонса. Книга вышла в 1896 году за четыре мясяца до смерти Морриса.

Одна из страниц книги Чосера

В 1885 году Берн-Джонс был принят в Королевскую Академию, но атмосфера официоза, царившая в ней, была чужда художнику, и он подал в отставку. В ежегодных выставках Королевской Академии он принял участие лишь один раз, показав свое полотно «Глубины Моря» (1886).

В 1894 году, спустя год после отставки, Берн-Джонс был удостоен титула баронета, что немало удивило и позабавило его друзей, хорошо знавших характер художника и его отношение к официальному признанию.
В 1890-е годы здоровье Берн-Джонса, подорванное постоянной изнуряющей работой в мастерской, значительно пошатнулось. Сокрушительным ударом для него стала смерть Уильяма Морриса в 1896 году, ведь их дружба и сотрудничество продолжались почти полвека.

Уильям Моррис

Эдвард Берн-Джонс скоропостижно скончался в своем доме в Западном Кенсингтоне (Лондон) 17 июня 1898 года и был похоронен в Роттингдине (Суссекс), где он имел загородный дом.
Репутация Берн-Джонса после смерти была неоднозначной. Одни критики упрекали его творчество в декадентстве, а его полотна – в чрезмерно тщательной проработке. Другие насмехались над его идеями рыцарства. Сам художник хотел, чтобы его картинами наслаждались, а не анализировали их.
Сегодня Берн-Джонс читается одним из виднейших представителей британской художественной школы, развивавшей эстетические принципы Братства прерафаэлитов. Его работы отличаются удивительной отточенностью образов и зрелостью стиля. Они соединяют в себе и чувственность, и внешние приличия, свойственные викторианской эпохе.

Мастерская Берн-Джонса

Его неземной красоты женщины, словно освещенные изнутри высшим духовным светом, пользовались у публики даже большим успехом, чем гораздо более чувственные образы, созданные Россетти. Берн-Джонс оказал заметное влияние на целый ряд современников художников младшего поколения, таких как Джон Мельюш Страдуик, Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп, Чарльз Фэйрфакс Мюррей и Эвелин де Морган. Особая роль в этом ряду принадлежит художнику Томасу Мэтьюсу Руку, на протяжении многих лет выполнявшего функцию ассистента в мастерской Берн-Джонса и принимавшему самое активное участие в создании крупнейших полотен и циклов мастера.
Самая представительная коллекция работ Берн-Джонса хранится в Городской галерее искусств его родного Бирменгема.

За основу текста взята статья в книге: Мировое искусство. Прерафаэлитизм/ Сост. И. Г. Мосин. СПб., ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006

Начало пути

Английский живописец и мастер декоративно-прикладного искусства Эдвард Коли Берн-Джонс (1833-1898) родился в Бирмингеме в небогатой семье столяра-рамочника. Изначально Берн-Джон собирается посвятить жизнь Богу: с этой целью он поступает в Экситер-колледж Оксфорда и знакомится там с Уильямом Моррисом, поэтом и художником. Новая дружба переворачивает его жизнь. Общая страсть к искусству, увлечение средневековой историей и легендами, на которые столь богат был один из старейших городов Англии, впоследствии скажутся на творчестве Берн-Джонса. Орнаментальность его картин, их тщательно выверенная композиция и удлиненная, вытянутая, почти готическая вертикальная перспектива несут на себе печать средневекового духа.

Из статей авторитетного критика той эпохи Джона Рескина Берн-Джонс узнает о Братстве прерафаэлитов – группе молодых художников, провозгласивших своим идеалом простоту и искренность ранних итальянских мастеров. По их мнению, искусство было «идеальным» только до Рафаэля: после оно впало в манерничанье и изнемогало под тяжестью стереотипов и нежизнеспособных «образцовых» клише. Моделями прерафаэлитов становятся не античные статуи и слепки, а друзья, родственники, соседи. Колорит их картин не окрашен коричневыми тонами, как того требовала Академия, а искрится яркими, чистыми, свежими красками.

«Свадьба Психеи»

Берн-Джонс и Братство

Берн-Джонс проникается идеями Братства. Вместе с Моррисом они решают оставить богословие ради живописи. В 1856 молодые люди знакомятся с Данте Габриэлем Россетти, одним из лидеров Братства, и в том же году Берн-Джонс поступает на обучение к нему в мастерскую, где пропадает целыми днями. Со знакомства Берн-Джонса и Россетти в движении прерафаэлитов начинается новый этап. Поначалу Россетти все еще играет в Братстве первую скрипку, однако здоровье его постепенно ухудшается, и лидерство отходит к Берн-Джонсу.

Отныне упор делается на эстетизм и эротизм, стилизацию форм. Красота и художественный гений возводятся в культ, а круг тем вращается около Нового Завета и средневековых легенд. Формула Джона Китса — «красота есть единственная истина» — становится новым манифестом прерафаэлитов.

В своих художественных поисках Берн-Джонс обращается одновременно к религии (его влекут библейские сюжеты) и к литературе. Данте, Мэлори, Шекспир, средневековые легенды и рыцарские баллады – вот «ключ» к произведениям Берн-Джонса. Он пишет множество композиций на религиозные и мифологические темы, трактуя их в своем особом ключе.

«Артур на Аваллоне»

Композиции Берн-Джонса, помимо типичных для прерафаэлитов декоративной изощренности и романтической взволнованности, отличает плоскостность изображения, характерная, скорее, для средневековых икон и шпалер. Берн-Джонс отдает предпочтение более статике, нежели динамике; созерцанию, а не движению. Полотнам Берн-Джонса свойственна идеализация и эстетизация образов, отрешенность лиц и окостенелость похожих на статуи фигур.

Развитие стиля художника

В викторианскую эпоху искусство Соединенного Королевства встает перед необходимостью осмыслить имперскую роль своей страны. С этим связан рост интереса к наследию античности, к литературе и истории Британии, а также к ее легендам. В плеяде мастеров античных и средневековых сцен оказывается и Эдвард Берн-Джонс: в его «Пигмалионе» и «Короле Кофетуа» отчетливо прослеживается дидактика превосходства добродетелей души над земными богатствами.

«Сердце розы»

Берн-Джонс предпринимает несколько поездок в Италию, где ближе знакомится с творчеством художников итальянского высокого Возрождения: Мантенья, Боттичелли и Микеланджело производят на него неизгладимое впечатление. Под влиянием Рескина он начинает делать копии с полотен великих мастеров прошлого (особо Берн-Джонса влечет венецианская школа с ее пристальным вниманием к цвету и свету). Стиль и манера письма Берн-Джонса видоизменяются под воздействием этих путешествий.

Со временем Берн-Джонс проявляет все больший интерес к акварели (в 1864 того даже избирают в члены Старого общества акварелистов). Среди работ этого периода можно назвать два портрета Сидонии фон Бок и ее кузины Клары фон Девитц (в портретах заметны как ренессансные черты, так и влияние Россетти), а также композиции по мотивам баллады о Прекрасной Розамунде и королеве Элеоноре (к тем же сюжетам обращались и учитель Берн-Джонса, Россетти, и другой член Братства прерафаэлитов, Артур Хьюз).

«Любовь среди руин»

Годы сотрудничества с Уильямом Моррисом; прикладное искусство

Прерафаэлиты проповедовали новый взгляд не только на живопись, но и на декоративно-прикладное искусство. Типовым и бездушным промышленным изделиям они противопоставили искусно и с выдумкой созданные вручную вещи. В 1861 при поддержке Берн-Джонса Уильям Моррис открывает в Лондоне художественно-промышленную компанию. Фирма «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» во многом держится на плаву благодаря проектам и рисункам Берн-Джонса (его работы поспособствовали возрождению английских художественных ремесел). Вместе с Моррисом он выполняет эскизы витражей и керамики, шпалер и гобеленов, причем Берн-Джон обычно отвечает за человеческие фигуры, а Моррис – за орнаменты. В трактовке лиц и фигур Берн-Джонс стремится к законченности, эмоциональности, и в этом расходится с Моррисом, который выступает за усиление начала декоративного.

Имя Берн-Джонса много значит и для издательства «Келмскотт Пресс», еще одного детища Уильяма Морриса. Берн-Джонс делал рисунки и эскизы для книг (за орнаменты, шрифты и титульные листы отвечал Моррис), в частности, для самого известного проекта издательства: «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера.

Мировое признание

В 1877 у Берн-Джонса состоялась первая выставка, на которую тот представил семь картин. Работы были выставлены в лондонской галерее Гровнор. Вплоть до 1887 Берн-Джонс регулярно принимает участие в ее салонах.

В самом начале деятельности прерафаэлитов критики отнеслись к их работам более чем прохладно. Им не понравился намеренный реализм картин, зачастую неприглядный, и отрицание живописных канонов. Однако заступничество Джона Рескина спасло новаторов, и вскоре объединение художников уже снискало себе заслуженную славу. Со временем Берн-Джонс приобрел необычайную популярность даже за пределами Англии: в 1882 на Всемирной выставке в Париже ему выпала честь вместе с Фредериком Лейтоном представлять собственную страну.

«Шиповник. Спящая принцесса»

Композиции, на которых выверенное изящество поз сочеталось с отрешенными взглядами погруженных в себя героев, были одновременно выражением исконно английского духа и художественного новаторства. Работы Берн-Джонса сильно повлияли на таких живописцев, как Уильям Уотерхаус, Баям Шоу и Кэдоган Купер. Заметно его влияние на творчество Обри Бердслея и прочих художников-иллюстраторов 1890-х. Имя Эдварда Коли Берн-Джонса стало последней значимой вехой на пути перехода от романтизма к символизму начала 1900-х.

Текст: Екатерина Майорова