Фатима дочь мухаммада. Фатима - дочь Пророка (мир ему и благословение)

Чтобы растрогать ваши сердца и дать вам повод ощутить любовь к семейству Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, мы перевели этот трогательный и печальный хадис о последних мгновениях жизни Госпожи женщин миров - Фатимы Захры, да будет мир с ней, переданный со слов её доверенной служанки Асмы. После прочтения этой истории не забудьте произнести салават!

Г оспожа женщин миров Фатима, да будет мир с ней, легла на кровать, расположенную в центре комнаты, и повернула лицо в сторону Каабы. Фатима отправила своих дочерей Зейнаб и Умму Кульсум к одной из женщин рода Хашим, дабы они не увидели её смерти. Повелитель верующих Али, Имам Хасан и Имам Хусейн, да будет мир с ними, не присутствовали в это время дома.

Фатима, да будет мир с ней, сказала: «Перед смертью Посланника Аллаха Джабраил принёс из Рая камфару. Посланник Аллаха разделил камфару на три части: одну часть для себя, одну часть для Али и одну часть для меня». Потом Фатима сказала: «О Асма! В таком-то месте мой отец оставил остаток камфары для меня. Принеси её и положи под мою подушку». Я сделала то, что она мне повелела. Потом Фатима совершила омовение (вузу) и сказала мне: «Принеси мне благовония, которые я использую для молитвы. И принеси мне одежду, которую я одеваю во время молитвы». Потом она накрыла на себя одеяло и сказала мне: «Подожди немного и позови меня. Если я отвечу, то ничего не случилось. Но если не отвечу, то знай, что я отправилась к своему отцу. И тогда без промедления позови Али». Когда смерть приблизилась, Фатима, да будет мир с ней, сказала: «Мир Джабраилу! Мир Посланнику Аллаха! О Аллах, забери меня к Твоему Посланнику! О Аллах, забери меня в мир спокойствия…». Потом сказала:

«Вот караван людей неба: вот Джабраил, и вот Посланник Аллаха! Он говорит мне: „Дочка! Приди! То, что ожидает тебя, для тебя лучше…“».

Фатима открыла глаза и произнесла: «И тебе мир, о забирающий души! Поспеши и не причиняй мне страданий!». Потом она сказала: «Пусть мой приход будет к Тебе, О Господь, а не к огню!». Тогда Фатима закрыла глаза, её руки упали, ноги выпрямились. Я позвала её, но ответа не было. Я подняла покрывало с её лица и увидела, что она присоединилась к своему отцу. Я обняла её и стала целовать, и потом сказала: «О Фатима! Когда увидишь Посланника Аллаха, передай ему приветствие от Асмы бинт Умейс».

Хасан и Хусейн, да будет мир с ними, вошли в дом и увидели, что Фатима накрыта. Они сказали: «О Асма! Почему наша мать спит в это время?». Я ответила: «О сыновья Посланника Аллаха! Ваша мать не спит - она ушла в мир иной». Хасан и Хусейн, плача, обняли свою мать. Хасан воскликнул:

«О мама! Поговори со мной, пока мой дух не покинул моё тело!».

Хусейн, целуя ноги матери, сказал:

«Я твой сын - Хусейн! Поговори со мной, пока сердце моё не разорвалось!».

Я сказала Хасану и Хусейну, да будет мир с ними: «О сыновья Посланника Аллаха! Сообщите вашему отцу, что ваша мать умерла». Хасан и Хусейн дошли до мечети, но не сдержав себя, зарыдали громким плачем. Тогда, услышав их плач, люди вышли из мечети и спросили о его причини. Они ответили: «Наша мать Фатима умерла!». В это время Повелитель верующих был в молитве и, услышав эти слова, он упал, потеряв сознание. Проснувшись, он молвил:

«Кто утешит меня, о дочь Мухаммада?».

«Бихар аль-анвар», т. 43, с. 186

Какого бы направления Ислама ни придерживался человек, перед ним неизбежно должен вставать вопрос: почему единственная дочь Пророка (С) была похоронена ночью в глубокой тайне, и место ее могилы осталось неизвестным? Какой секрет содержится в этом? Что за обстоятельства привели к подобному трагическому положению дел, и какое послание оно в себе содержит?

Верно, что сама Фатима Захра (А) перед своей мученической смертью сделала такое завещание, однако почему она его сделала, что вынудило ее желать похоронить себя тайно и какое послание она хотела этим самым донести до уммы?

Почему человек, который был халифом того времени, то есть, по собственному заявлению, «преемником» Пророка (ДБАР), не присутствовал на ее похоронах и не читал намаз над дочерью того, чьим преемником он себя называл?

Фатима (А) завещала похоронить себя тайно, чтобы ни один из тех, кто причинил ей угнетение, не смог присутствовать на этих похоронах. Это завещание само по себе является для каждого размышляющего мусульманина лучшим доказательством того, что Фатима Захра (А) ушла из ближнего мира угнетенной и разгневанной на своих угнетателей.

Похороны Фатимы (А) ночью и их причина, согласно суннитским источникам:

1. Бухари приводит:

وَعَاشَتْ بَعْدَ النبي صلى الله عليه وسلم سِتَّةَ أَشْهُرٍ فلما تُوُفِّيَتْ دَفَنَهَا زَوْجُهَا عَلِيٌّ لَيْلًا ولم يُؤْذِنْ بها أَبَا بَكْرٍ وَصَلَّى عليها

«И она жила после Пророка (ДБАР) шесть месяцев, а когда она умерла, ее муж Али похоронил ее ночью и не известил об этом Абу Бакра».

(«Сахих» Бухари, том 4, С. 1549, хадис 3998).

2. Ибн Кутейба в «Тавилу мухталифи ль-хадис» приводит:

وقد طالبت فاطمة رضي الله عنها أبا بكر رضي الله عنه بميراث أبيها رسول الله صلى الله عليه وسلم فلما لم يعطها إياه حلفت لا تكلمه أبدا وأوصت أن تدفن ليلا لئلا يحضرها فدفنت ليلا

«Фатима потребовала у Абу Бакра наследство своего отца, а когда он не дал ей его, поклялась никогда не говорить с ним и завещала, чтобы ее похоронили ночью, дабы он (Абу Бакр) не присутствовал на ее похоронах».

(Ибн Кутейба, «Тавилу мухталифи ль-хадис», том 1, С. 30).

3. Абдурраззак приводит:

عن بن جريج وعمرو بن دينار أن حسن بن محمد أخبره أن فاطمة بنت النبي صلى الله عليه وسلم دفنت بالليل قال فرَّ بِهَا علي من أبي بكر أن يصلي عليها كان بينهما شيء

«От Ибн Джариджа от Амру ибн Динара от Хасана ибн Мухаммада, что Фатима, дочь Пророка (ДБАР), была похоронена ночью, дабы Абу Бакр не смог прочитать над нею намаз, потому что между ними случилось нечто».

(«Муснаф», том 3, С. 521, хадис 6554).

4. Ибн Батталь в «Шархе Сахиха Бухари» пишет:

أجاز أكثر العلماء الدفن بالليل… ودفن علىُّ بن أبى طالب زوجته فاطمة ليلاً، فَرَّ بِهَا من أبى بكر أن يصلى عليها، كان بينهما شىء

«Большинство ученых дали разрешение хоронить ночью… И Али ибн Аби Талиб похоронил свою жену ночью, чтобы Абу Бакр не смог прочитать намаз над ней, потому что между ними произошло нечто».

(Ибн Батталь, «Шарх Сахиха Бухари», том 3, С. 325).

5. Ибн Аби Хадид передает от Джахиза:

وظهرت الشكية، واشتدت الموجدة، وقد بلغ ذلك من فاطمة (عليها السلام) أنها أوصت أن لا يصلي عليها أبوبكر

«Недовольство Фатимы достигло такой степени, что она завещала, чтобы Абу Бакр не молился над ней».

(Ибн Аби Хадид. «Шарх нахдж уль-балага», том 16, С. 157).

И в другом месте той же книги:

وأما إخفاء القبر، وكتمان الموت، وعدم الصلاة، وكل ما ذكره المرتضى فيه، فهو الذي يظهر ويقوي عندي، لأن الروايات به أكثر وأصح من غيرها، وكذلك القول في موجدتها وغضبها

«Но что касается сокрытия ее могилы, тайны ее смерти, отсутствия погребального намаза и другого, что упоминает Муртаза, то я принимаю все это, потому что риваяты об этом многочисленны и достоверны, также как и гнев Фатимы (на Абу Бакра и Умара)».

(Ибн Аби Хадид. «Шарх нахдж уль-балага», том 16, С. 170).

Похороны Фатимы (А) ночью и их причина, согласно шиитским источникам:

Хотя среди шиитов понятна причина тайных похорон Фатимы (А), укажем на один важный риваят. Шейх Садук приводит:

عَنِ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ أَبِي حَمْزَةَ عَنْ أَبِيهِ قَالَ سَأَلْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عليه السلام لِأَيِّ عِلَّةٍ دُفِنَتْ فَاطِمَةُ (عليها السلام) بِاللَّيْلِ وَ لَمْ تُدْفَنْ بِالنَّهَارِ قَالَ لِأَنَّهَا أَوْصَتْ أَنْ لا يُصَلِّيَ عَلَيْهَا رِجَالٌ [الرَّجُلانِ‏ ].

Али ибн Аби Хамза спросил у Имама Садыка (А): «Почему Фатима была похоронена ночью, а не днем?» Он сказал: «Потому что она сделала завещание, чтобы над ней не читали погребальную молитву те люди (Абу Бакр и Умар)».

(«Илалу шшараи», том 1, С. 185).

Итак, с учетом шиитских и суннитских источников, можно сделать такой вывод: причиной тайных ночных похорон Фатимы (А) было ее завещание, в котором она распорядилась, чтобы угнетатели и узурпаторы ее наследства не смогли прочитать над ней намаз. Главное послание ко всей умме, которое она выразила этим завещанием, состоит в следующем: дочь Пророка (ДБАР), «чей гнев есть гнев Аллаха», осталась навечно разгневанной на людей, подвергнувших угнетению ее саму и отобравших халифат у ее мужа Али ибн Аби Талиба (А).

Фатима فاطمة (араб.)- ребенок, отнятый от груди, взрослая.

Имя дочери Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и около 30 сподвижниц, среди которых Фатима аз-Захра , одна из 4 наиболее совершенных женщин мира в религии (помимо нее – Асия, жена фараона, Марьям и Хадиджа). Только от нее род Пророка (салляЛлаху алейхи ва саллям) не закончился. Фатимой также звали жену Абу Талиба, мать его детей Акыля, Джафара, Али, Умм Гани, Джуманы. Также звали дочь Умара б. Хаттаба, его сестру, дочь и внучек Али б. Аби Талиба и многих других сподвижниц и табиинок. Значение этого имени подчеркивает важность функции женщины как матери. Женщина могла считать себя состоявшейся, если «фатамат» (отучила от груди) своего ребенка. Для этого она должна была вырасти, выйти замуж, забеременеть, удачно родить и выкормить своего ребенка грудью, т.е. ее ребенок не должен был умереть еще во младенчестве, и младенческая смерть была часта в древности. И только после этого ее можно было назвать «фатимой». Таким образом, называя этим именем, родители как бы высказывают пожелание своей дочери на будущее.

Фатима аз-Захра (радыяллаху анха), дочь нашего любимого Пророка (салляЛлаху алейхи ва саллям) была очень чистой и целомудренной девушкой. Однажды к ней в дом попросил разрешения войти один слепой человек. Фатима накинула хиджаб. Посланник Аллаха (мир Ему) спросил ее: «Почему ты укрылась, ведь он не видит тебя?» Она ответила: «Он не видит меня, а я вижу его». Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, я свидетельствую, что ты - моя дочь».

Имам Бакыр передает: «Отправляясь в путешествие, Посланник Аллаха прощался со своими близкими, и в последнюю очередь он прощался со своей дочерью Фатимой. Пророк всегда отправлялся в военные походы из дома её светлости Фатимы. И всякий раз, возвращаясь, первым, с кем он встречался, была Фатима, а затем уже другие родственники.

Однажды Посланник Аллаха (мир Ему) отправился в сражение, в том бою Али получил кое-что из военных трофеев и отдал Фатиме.

Она приобрела на это два серебряных браслета и материю для занавеси. Занавесь она повесила на двери дома. Когда Посланник Аллаха возвратился из очередного сражения, прежде всего, зашёл в мечеть, а после, как обычно, отправился к Фатиме.

Фатима, радостная встала, чтобы встретить любимого отца. Пророк, увидев занавесь на двери и серебреные браслеты на руках Фатимы, не вошёл в дом, а сел у порога, где мог видеть дочь.

Её светлость Фатима опечалилась и заплакала, сказав: «Никогда раньше отец не поступал так со мной».

Сняв занавесь, она позвала своих сыновей вручила им браслеты и сказала: «Идите к моему отцу, передайте от меня приветствие и скажите: «После Вашего отъезда мы ничего не приобрели, кроме этого. Используйте это по Вашему усмотрению». Хасан и Хусейн выполнили поручение своей матери. Посланник Аллаха поцеловал Хасана и Хусейна, обнял их и посадил на свои колени. Он приказал сломать браслеты на мелкие кусочки. Затем позвал людей Ахль Суффе – мухаджиров, не имеющих крова и имущества. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) разделил кусочки украшения между ними, а ткань дал тем, у кого не было одежды.

Потом он произнёс: «Ниспошли, о Аллах, Свою милость Фатиме! За пожертвованную занавес, Он даст ей райские одеяния, а за браслеты - райские украшения».

Фатима - жена Умара ибн Абд аль-Азиза ,дочь эмира правоверных Абд аль-Малика ибн Марван . Дочь халифа, супруга халифа, сестра четырех халифов, покинула дом отца и в день свадьбы пришла жить в дом супруга. Величайший из халифов Умар ибн Абд аль-Азиз - в то время самый могущественный правитель на Земле - установил, что расходы на ведение хозяйства в его доме должны составлять лишь несколько дирхамов в день. И Фатима согласилась со своим супругом. Супруг предложил ей избавиться от пустяков и безделушек, которыми были украшены ее уши, шея, волосы и запястья, которыми нельзя ни насытиться, ни просто утолить голод, но денег, вырученных за которые, могло бы хватить на то, чтобы накормить целый народ – и мужчин, и женщин, и детей. И она согласилась с мужем, избавившись от всех украшений, которые принесла с собой из дома отца. Все это она передала в казну мусульман. Спустя некоторое время эмир правоверных Умар ибн Абд аль-Азиз скончался.

Он не оставил после себя ничего ни супруге, ни детям. И вот, однажды к Фатиме пришел управляющий казной. Он сказал: «О моя госпожа! Все твои драгоценности в целости и сохранности. Я посчитал их - твоим закладом и хранил до сего дня. Я пришел, чтобы просить разрешения вернуть их тебе». Фатима ответила, что по воли супруга передала все свои драгоценности в казну мусульман безвозмездно, в качестве дара, а затем добавила: «Не могу же я повиноваться супругу, когда он жив, и противиться его воли, когда он мертв». В ту минуту, когда Фатима была бы рада и нескольким дирхамам, она отказалась взять деньги, принадлежащие ей по праву наследования, в сумме составлявшие многие и многие миллионы. За это Аллах уготовил ей вечность.

Сегодня в субботу 13 джамади аль-авваля 1435 года по лунному календарю, совпавшем с 15 марта 2014 года, весь исламский мир и свободолюбивые мира скорбят в связи с годовщиной со дня мученической смерти любимой дочери Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его семейство!) ее светлости Фатимы (да будет мир с ней!) .

После того, как Посланник Аллаха покинул этот бренный мир, разные трудности и проблемы причиняли Фатиме много горя, делали её жизнь горькой и невыносимой. Смерть дорогого отца, которого она очень любила, с одной стороны, заговоры и коварные интриги врагов, которые захватили руководство страной, принадлежащее его светлости Али, с другой, причиняли ей боль и мучение, духовное и физическое страдание.

В истории Ислама отмечено, что проблемы, горе и другие события стали причиной того, что Фатима после смерти Пророка много плакала, пребывая в глубокой печали. Иногда она ходила на могилу к Пророку, или к могилам мучеников Ислама, и много плакала. Находясь в доме, она также пребывала в трауре и печали. В связи с тем, что люди Медины стали жаловаться на постоянный плач и рыдания Фатимы, якобы причиняющие им мучения, его светлость Али построил для Фатимы на кладбище Баки’ небольшую комнату под названием «Байт аль Ахзан». Ее светлость Фатима каждое утро, взяв собой Хасана и Хусейна, ходила туда и до вечера плакала. Когда же наступала ночь, Повелитель правоверных имам Али приходил и забирал Фатиму домой. Так продолжалось до тех пор, пока она сильно не заболела. Горе Фатимы было настолько сильным, что, видя что-либо, напоминающее ей о Пророке, она сильно плакала. Билал, после смерти Пророка принял решение больше не читать азан.

Как-то её светлость Фатима сказала: «Я хочу услышать голос муаззина моего отца». Билал в знак уважения к Фатиме начал читать азан. Когда он произнес: «Аллах Велик!», Фатима не смогла сдержать слез, когда Билал стал упоминать свидетельство о пророческой миссии Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!), ее светлость Фатима потеряла сознание. Люди стали просить Билала, чтобы он прекратил чтение азана. Они подумали, что Фатима покинула этот мир. Билал прервал азан, не дочитав его до конца. Когда Фатима пришла в себя и попросила Билала закончить азан, он не соглашался и сказал: «О, дочь Пророка! Мой голос причиняет вам боль, и я боюсь за вашу жизнь».

В конце концов, невыносимая печаль и причиненные ей повреждения стали результатом того, что она тяжело заболела.

13 числа месяца джамади аль уля или 3 числа месяца джамади ас-сани в 11 году по хиджре, т.е. 75 дней или 95 дней после смерти Пророка Ислама ее светлость Фатима покинула этот бренный мир.

Мир и благословение Аллаха святой Фатиме!

«Байт аль Ахзан», Мухаддис Куми, стр. 137, 141.

«Бихар аль Анвар», том 43, стр. 177-178.

Билал – сподвижник Пророка и первый муаззин в Исламе, который читал азан - призыв на молитву.

«Бихар аль Анвар», том 43, стр. 157; «Байт аль Ахзан», стр. 140, 141.

Солнце пригласило ближайшие звезды еще поближе. Затем с ласковой заботой накрыло их своей абой. Вообще-то это невозможно, но ярко сиящие звезды собрались под одним покрывалом. Губы сомкнулись в волнении. Дыхание принимало разную форму под молотком сердца. Они никогда так близко не приближались к источнику своего света. Нахождение под одной абой вновь определило их ценность в мире. Не только они, вся вселенная с нетерпением ожидала малейшее вздрагивание губ солнца. И губы солнца приоткрылись: " О Всевышний Аллах! Это моя семья (аль-Ахль аль-Бейт), храни их от всяческих бед и одари благодатью!" Услышав эту молитву звезды с радостью прильнули к своему солнышку. Фатима, Али, Хасан и Хусейн заулыбались под абой Пророка Мухаммада. Это семейная фотография украсила все фотоальбомы правоверных. Потому что не посмотрев на эту фотографию, невозможно понять остальные. На данной фотографии Последний Пророк - и отец, и дедушка, и тесть. На этой фотографии досточтимый Али - и супруг, и отец, и зять. На этой фотографии высокочтимые Хасан и Хусейн - и дети, и внуки. На этой фотографии досточтимая Фатима - и мать, и супруга, и ребенок.
Была ребенком и осознавала происходящее. Резвилась и пыталась очистить со спины отца грязь и нечистоты, которые кидали в него враги. Как они могли такое сделать? Да еще и во время молитвы напротив Каабы! И это при том, что чище его никого не существовало. Фатима, схватив верблюжью грязь со спины отца, швырнула в сторону идолопоклонников. Последний Пророк закончив намаз вознес руки к небесам и произнес три раза: "О Аллах, предоставляю курайшитов на Твое усмотрение!" Затем обнял Фатиму и называл ласковыми словами " Матушка моя родимая", целовал в обе щеки, гладил по голове. Какая Фатима особенная! Всевышний подарил ее за год до пророчества. Она была самой младшей дочерью Пророка Мухаммада, дочерью с лучезарным личиком! Из-за этого лица ее называли "Зехра". Затем она выросла, стала взрослой очень добропорядочной девушкой. И поэтому "Бетюль" назвали ее.
Руку Бетюль попросили у Последнего Пророка и он посчитал Али достойным руки дочери. Али от выручки с продажи своей части имущества, завоеванного в Бадрском сражении, оплатил мехир Фатимы. Что касается приданного, то ни одна невеста не была такой нетребовательной - кожанная подушка из финиковых волокон, две ручные мельницы, два кожанных сосуда для воды... Из этих сосудов поочередно пили воду погодки Хасан и Хусейн; этими сосудами таскали воду для раненых в Ухуде. Какой это был прекрасный день! Она, вместе с десятью другими добровольницами, не только перевязывала раны раненным, но и таскала им воду с едой. Когда-то очищавшие прекрасную спину отца, эти маленькие ручки выросли, и теперь пытались при помощи золы приостановить кровотечение из раны отца.
Она была зеницей ока Пророка. Посланник Аллаха не чаял в ней души, она брала в пример от отца его походку, манеру речи, нравственность и всем своим видом показывала, что является дочерью Пророка. Перед поездкой, чтоб чуть-чуть подольше побыть с ней он в последнюю очередь прощался с дочерью и по возвращении, в первую очередь стремился к ней. Для Последнего Пророка видеть Фатиму означало "радость". Он целовал в обе щеки частичку своей души, крепко прижимал к себе и взяв за руку садил на свое место. Посещение дома Фатимы было для него отдельной радостью. Потому что в этом доме жили зять Али и внуки Хасан с Хусейном. Они все состязались в любви к Пророку Мухаммаду.