Galamosaic. Мастерская мозаики


У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.

Мозаика. Равенна. Римская мозаика.


Византийская мозаика. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Отличительные особенности :
1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).
2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал - это прежде всего мозаика из смальты (в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.
4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.
5. Форма мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции: визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).
7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос Пантократор
Мозаики Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии.


«Райский сад» — мозаика на потолке


Крест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.


Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.


Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-Витале
Колорит божественный, цвета воистину светящиеся.

Император Юстиниан.

Императрица Феодора со свитой. 6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547


Церковь Сан-Аполинаре.

А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан Аполлинаре

Равенна. Мозаика в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария Равеннского

Мозаика с изображением города и порта в Классе

Варварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:
1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с объемными формами.
3. Материал: преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.
4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).
5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.

6. Форма: фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.


Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка

На берегах Нила. Древнеримская мозаика

Бой Гладиаторов.


Древне-римская мозаика на стене в музее Бардо


Музей древнеримских мозаик в Тунисе

Источники
фото http://medieviste.livejournal.com/623641.html?view=4125721#t4125721
http://humus.livejournal.com/1616137.html?view=24140297#t24140297
http://mirandalina.livejournal.com/264857.html
Интернет
Текст лекции Л. М. Попова, просторы интернета

Византийская культура

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империиКонстантинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смыслехристианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной , версии. Огромную роль в этом сыгралИоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.



Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес такжеИоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную каквизантийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений.Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю.Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

ВVI11-IX вв. Византия переживаетсмутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временемочередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византиисамые тяжелые испытания, обусловленные прежде всегокрестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживаетпоследний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмеченахудожественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство - он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом - апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем - усложняющийся крестово - купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии - византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всегомозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос - Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византиииконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметитьикону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах - Сербии, Болгарии, Руси. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего черезутверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.

04-04-2015

Византийская мозаика состоит, как правило, из смальты. Несколько веков назад именно мастера из Византии открыли способ производства мозаики из смальты. Это открытие позволило применять достаточно недорогое и простое в обработке стекло в изготовлении высокохудожественных мозаичных полотен.

Принципы изготовления византийской мозаики

Технология изготовления представляет собой следующее: в сырьевую массу стекла добавляют различные материалы (золото, медь или ртуть) в необходимой пропорции. Таким образом, в результате византийские умельцы получали более сотни разнообразных цветов смальты. Несложными инструментами элементам мозаики придавали требуемую геометрическую форму, чтобы укладывать их в полотно и создавать требуемое изображение. Чаще всего мастера использовали элементы квадратной формы. Самую большую славу этому виду изобразительного искусства принесли полотна, выложенные из примерно похожих по размеру маленьких кубиков.

Основные отличия от римского направления мозаики

Римская мозаика решала как практически-функциональные вопросы, так и эстетические. В отличие от такого подхода, в Византии мозаики были скорее сугубо художественным решением и или украшали соборы, базилики и усыпальницы. Византийские мозаики в первую очередь решали визуальные вопросы оформления.

Сюжеты в римских мозаиках были очень разнообразны – от бытовых сцен до мифологических образов. Такую отделку использовали как в частных атриумах и общественных термах, так в административных и религиозных сооружениях. В Византии полотна были монументальны и грандиозны по масштабам и в основном имели исключительно религиозные сюжеты. Христианские сюжеты стали центральными для мозаичного изобразительного направления. Стремление произвести максимально сильное и благоговейное впечатление полотном на зрителя стало одной из движущих сил для поиска новых технологий, составов и цветовых решений.

Отличительные особенности византийских полотен

Главной особенностью религиозных мозаик византийского стиля стало использование экспрессивного фона золотого цвета. При укладке отдельных элементов применялась техника прямого набора. Надо отметить, что каждый элемент имел отличия в цвете и рельефе поверхности и своем положении на полотне по отношению к другим элементам и основе. Также существует особенность работы византийских ювелиров в техническом выполнении форм предметов – очертания предметов давали четкое изображение на мерцающем золотом фоне. В византийской культуре мозаика играла более значимую роль, чем в Западной Европе. Обычно церковная отделка в Византии состояла из золотых мозаик.

Образцы искусства мозаики

Мозаичное искусство процветало в Византийской империи с шестого по пятнадцатый века. Большая часть полотен утрачена в процессе многочисленных завоеваний и войн. Но дошедшие до наших дней дают представление о величии этого направления в декоративном искусстве.

Из известных, но не дошедших до сегодняшнего дня образчиков византийской мозаики можно отметить здание императора Юстиниана в Константинополе, располагавшееся в Святой Софии, и церковь Рождества Христова в Вифлееме.

До нас дошли фрагменты пола в Большом дворце Константинополя из мозаики, который был создан еще во времена Юстиниана. На довольно обычном неброском фоне изображены в классическом стиле растения, животные и числа. Примерно к тому же периоду относится портрет человека с усами, который вероятнее всего был готическим вождем. Также стоит отметить маленький так называемый «секретон» дворца, который был возведен в шестом веке Джастином II. Здесь использованы классические виноградные мотивы, напоминающие работы из Санта-Констанци. Также сохранились элементы декора с цветами в Церкви Ахейропойтос в Салониках, которые датированы пятым-шестым веками. Впечатляет сохранившееся изображение Св. Дмитрия в базилики Салоников.

В шестом веке центром развития мозаичного искусства становится Равенна. Также значительным центром для этого направления искусства была Истрия. В базилике в Парентиуме, построенной в середине шестого века, имеется мозаика с ликом Богородицы, которую окружают франкированные святые и ангелы. Также дошли до нас элементы мозаик в церкви в Пола Санта Марии Формозе, которые тоже датированы шестым веком. Эти полотна выполнены в классическом стиле константинопольскими мастерами.

Много полотен пострадало в восьмом веке в связи с иконоборческим движением.

Похожие материалы:











Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно.

И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс).

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план.

Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона - это классика мозаики, классика Византии.


В Святой Софии испытываешь удивительные ощущения от близости истории. То нацарапанный автограф крестоносца, то крест на стене.

Её стены хранят следы перестроек и ремонтов и оттого кажутся еще более древними, сколько людей над ней трудилось, сколько молилось, сколько пряталось за её стенами в годины бедствий. Эта энергетика места очень действует, кажется - останься здесь на ночь, и она наполнится призраками в тогах и доспехах и сами стены её возопиют. Для археолога она объект исследования, здесь каждый камень может рассказать о чем-то.

Отдельная история - мозаики Айя Софии. Они появились позже и, к сожалению, были во многих местах сбиты турками, заметно, что на размер вытянутой руки с саблей, но частично заштукатурены, « рука бойца колоть устала. « То, что было заштукатурено - осталось жить. Мозаики были расчищены в 1935 году, когда Айя София была превращена в музей.

Мозаики в начальный период византийского искусства были в основном орнаментальными. То, что считается относящимся к периоду Юстиниана.

В первые века христианства на стенах храмов были орнаменты, пейзажи и животные. Верующим нужны были образы своих святых, но не было еще установившегося канона.

Иисус Христос мог быть изображен в виде доброго пастыря молодым и в латах римского легионера. Зеленый цвет фона символизирует юность и бодрость жизни. Мозаика 6 века в Равенне.

Стадо овечек довольно рано стало символом паствы. Постепенно формировалась сугубо христианская символика. Например, пальмовая ветвь — атрибут императорских триумфов — означала райское блаженство, голубка с оливковой веткой стала символом души, а якорь — олицетворением надежды на спасение и вечную жизнь. Павлин - бессмертия. Петух - рассвет, возрождение дня. Конь - двоякий символ: начинающей жизни и жизни угасающей. Грифон - власть над небом и землей. Заяц - возрождение и свет во тьме. Олени, пьющие воду - символ христианских душ, жаждущих приобщения к вере, чаша с водой - символ крещения. Виноградная лоза - символ крови Христовой, кто-то вспомнит любимый сюжет резьбы иконостасов времен барокко - вьющаяся виноградная лоза. Хлеб - тело Христово. Сложился язык символов, понятный христианину.

Довольно быстро установилось отдельное отношение к золоту, византийские мозаики в основном делались на золотом фоне. Золото в храме для византийца - совсем не нынешний синоним богатства. Оно символизировало божественный свет. Мозаики, в отличие от античных, которые делались из гальки, выполнялись из смальты. Смальта, благодаря своей неровности создает на поверхностях зыбкий отсвет, менее ровно ложащийся и от этого таинственный.

Период иконоборчества остановил на некоторое время поиск художественных образов святых, но после него процесс продолжился. На мозаиках, сохранившихся в Айя Софии, можно увидеть более поздние изображения уже в привычном нам, каноническом, устоявшемся виде.

В апсиде находится изображение богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью, потому она владычица храма. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует Красоту, Фотий написал о ней:» Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины «. Красота для византийца была синонимом божественности, неслучайно была изгнана одна из императриц, не отличавшаяся красотой. Цвет одежды - темно-синий на золотом фоне - возвышенный, сочетание, связанное позже с имперским духом наполеоновского времени.

По преданию мозаика была выполнена греческим художником Лазарем, пострадавшим от иконоборцев. (умер в 854 году).

Ангел, предстоящий перед Богоматерью.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал василевсу в венчании и не пустил в храм.

Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X века, представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках; по обеим сторонам трона стоят императоры: Константин I, подносящий Им модель Константинополя, и Юстиниан I с моделью храма Святой Софии.
Композиция уже симметрична и напоминает деисусный чин.

Около 878 года были созданы образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Игнатия Богоносца в нишах северного тимпана патриарших покоев. Тип ликов буквально совпадает с образами в рукописях, выполненных в патриарших мастерских. Фигуры столпообразны, исполнены достоинства, символические моменты укрупнены и подчеркнуты: это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых.

Во времена пребывания на троне Константина Мономаха (1042-1056 гг) исполнена мозаика, изображающая предстояние Константина Мономаха и императрицы Зои перед Спасителем. В мозаике появилось много тонких оттенков, создающих сложную живописную гамму, правда, при этом несколько утратилась цельность и величественность предыдущих периодов.
Императорская чета представлена в момент ритуала возложения на престол Святой Софии хрисовул с перечислением даров. Здесь грамоту держит в руках императрица Зоя, законная наследница Константина VIII , изображенная юной красавицей (ей было на самом деле в тот момент 66 лет). Константин Мономах прижимает к груди мешок с золотом, вручавшийся императором клиру храма как личный дар.

История вносила свои коррективы, Зоя была трижды замужем, Константин был её третьим мужем. И мозаика претерпевала изменения, "портрет" предудыщего мужа был сбит и замененен головой нового императора. И голова Зои была сбита в тот момент, когда она была в ссылке из-за дворцовых интриг. Когда Зоя вернулась снова на трон, голову восстановили, что опять-таки говорит о византийской традиции использовать рачительно художественное наследие в новых целях.

На стенах верхней галереи расположены мозаичные портреты другой императорской семьи:императора Иоанна Комнина и его жены Ирины, стоящих слева и справа от Богородицы.
Императрица была венгерской принцессой Пирошкой,что в переводе означает "красна девица", дочерью венгерского короля Ласло, родилась в городе Эстергоме в 1088 году, замуж её выдали вопреки её желанию. В Константинополе она приняла православие и имя Ирины.



Там также находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII в., на которой Дева Мария и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (т. н. Деисус).

Если сравнить три приведенных изображения Христа в Святой Софии, можно заметить развитие его образа и приближение к канону, который нам хорошо известен.

Мозаика выполнена очень живописно. Золотые "тени" - лучики богоносного света, которые традиционно изображаются на одежде святых.

Наше русское искусство подхватило византийскую традицию в момент крещения Руси, мозаики Софии Киевской перекликаются с мозаиками Святой Софии Константинопольской.