Географические открытия средневековья. Географические открытия древности и средневековья Проверьте свои знания

Задание № 1.

На карте на с. 54-55 покажите маршрут первой русской кругосветной экспедиции, укажите, в чем, на ваш взгляд, состояло ее значение для науки.

Это плавание внесло значительный вклад в изучение Тихого и Северного Ледовитого океанов. Были открыты новые острова, составлены описания и нанесены на карту малоизученные и неисследованные районы Тихого океана, побережье Дальнего Востока, Аляски, Алеутских островов. Все это обогатило географию и естественные науки сведениями о странах, мало известных, а описание путешествия и атлас были переведены на многие европейские языки. Помимо этого, значение для российской географии и флота состояло в том, что изменилось отношение к морским экспедициям, сделав их непрерывными.

Задание № 2.

На карте на с. 54-55 покажите маршруты путешествий Г. И. Невельского и Е. В. Путятина по Дальнему Востоку. Отметьте, в чем вы видите их значение.

В результате экспедиций Г. И. Невельского было установлено, что Сахалин - остров, открыт отделяющий его от материка пролив Татарский, а также ряд новых территорий. Установлена возможность входа судов в Амур и основан г. Николаевск-на-Амуре.
Результатом экспедиции Е. В. Путятина стало открытие неизвестных ранее островов, установление дипломатического контакта с закрытой от европейцев Японией.
Помимо географических открытий эти экспедиции имели значение для укрепления позиций России на Дальнем Востоке и закрепления за ней Приморья.

Задание № 3.

На карте на с. 54-55 покажите маршрут кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Какое мировое открытие было совершено ее участниками? В чем состоит его значение?

16 января 1820 года экспедиция открыла шестой континент планеты - Антарктиду, что до этого не удалось сделать великому английскому мореплавателю - Дж. Куку. За время плавания экспедиция обошла вокруг всего материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Географические открытия древности и Средневековья


1 . Для чего люди изучают Землю? 2 . Какие географические открытия совершили люди в древности?



  • В Восточном Средиземноморье жил удивительный на род - финикийцы.
  • Они смело плавали по Средиземному морю , выходили в Атлантический океан . Именно они открыли Азорские и Канарские острова.
  • В VI в. до н. э. египетский фараон Нехо поручил им изучить, велика ли страна Ливия (так в древности называли Африку ). Почти три года потребовалось финикийцам, чтобы обогнуть Африку. Путешествие показа ло, что Африка очень большая и со всех сторон окружена морями.

Финикийцы жили

на восточном

побережье

Средиземного моря,

где создали ряд

торговых городов-

государств, из которых

наиболее известны

Тир и Сидон .





Великие географы древности.

Геродот (V в. до н. э.)

Историк и путешественник, давший описание многих стран, истории и быта народов.

Он посетил Скифию (южная часть России ), где жили племена ски фов и сарматов.

Описал климат Египта , разлив Нила .



Скифы - народы, обитавшие в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну, где обитали скифы - Скифия


Пифей

В IV в. до н. э. древнегреческий учёный и мореплаватель Пифей выйдя из Средиземного мо ря, он обогнул берега Испании и Франции и достиг Ирландии и Великобритании .

Затем он посетил земли германцев , богатые янтарём.

Пифей первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи.


Путешествия Пифея

Пифей

около 325 года до н.э.

совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы, достиг берегов Ирландии и Великобритании


Эратосфен

Эратосфен впервые употребил термин «география».


Эратосфен

Древнегреческий учёный Эратосфен

во II в. до н. э.

измерил длину экватора и вычислил

размеры земного шара,

впервые выделил на нашей планете

климатические пояса

Карта, составленная Эратосфеном


3 . Географические открытия Средневековья

  • В Средние века много сделали для развития географии арабские мореплаватели.
  • Они освоили воды Индийского океана , основали свои колонии на побережье Восточной Африки, побывали в Индии и Китае.

  • Путешествовали по Индийскому океану, исследовали берега Африки и Аравии.


  • В 1721 г. отправился со своей семьёй в далёкое торговое путешествие на Восток Марко Поло провёл в своих странствиях в общей сложности 22 года и, вернувшись на родину, описал увиденное в своей книге «О разнообразии мира» : особенности климата, обычаи разных стран, архитектуру городов, их жителей.

  • В 1487 г. экспедиция под руководством Бартоломео Диаша (ок. 1450-1500) достигла самой южной точки Африкан ского материка, которая была названа мысом Бурь . Позднее его

переименовали в мыс Доброй Надежды, так как это открытие по давало надежды на открытие морского пути в Индию.




  • Доплыть до Индии, обогнув Африку, удалось лишь в 1498г. мореплавателю

(ок. 1469-1524).



Эратосфен

  • Первыми обогнули Африку.
  • Путешественник, который посетил Скифию (южную часть России).
  • Первым установил зависимость между длиной дня и ночи и широтой и долготой.
  • Измерил длину экватора и вычислил размеры Земли

Геродот

Пифей

Финикийцы


  • Побывал в Индии.
  • Первым достиг южной точки Африки.
  • Первым обогнул Африку с юга.

Марко Поло

Пифей


Восстановите первоначальный текст, подбирая имена, предложенные после текста.

Потерявшиеся” имена (даны в алфавитном порядке): Геродот, Марко Поло, Пифей, Эратосфен.

Эратосфен

География – наука о Земле. Название этой науке дал греческий ученый _________. Выдающимися путешественниками были древние греки ___________и _________, которые в своих путешествиях собирали интересные сведения о народах, описывали природу неизвестных стран. В 1271 году через Средиземное море, по долинам реки Тигр до Персидского залива, через пустыни и горы Центральной Азии _________со своим отцом и дядей проложил торговый путь в Китай. Но настоящим временем географии стала эпоха Великих географических открытий (конец XV – начало XVII в). Европейцы искали морской путь в богатые страны Востока. Экспедиция _________отправилась на поиски водного пути в Индию вокруг Африки.

Геродот

Пифей

Марко Поло


  • Финикийцы первыми обогнули Африку.
  • Геродот оставил описания многих стран
  • Пифей нашёл путь к Британским островам.
  • Эратосфен дал название науке - «география», измерил окружность Земли.
  • Арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай.
  • Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло.
  • Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африки,
  • Васко да Гама доплыл до Индии.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Какие путешествия совершили финикийские моряки?

2. В чём заслуга древнегреческого учёного Эратосфена?

3. В чём заслуга Геродота?

4. Какие открытия сделал Пифей?

5. Какое путешествие совершил Марко Поло7

6.Кто впервые смог достигнуть южной точки Африки?

7.Как в древности называли Африку?

8 Какой мореплалаватель смог обогнуть Африку и достигнуть Индию.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6

Тип урока : урок «открытия новых знаний»

«Географические открытия древности и Средневековья»

Цель

Содержательная (формирование системы понятий) – познакомить с историей географических открытий древности и Средневековья.

Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – умение работать с контурной картой.

Задачи

Образовательные: сформировать представление развития географии через историю географических открытий.

Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

- учащийся научится: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты;

- учащийся получит возможность научиться:

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.

Метапредметные:

1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

2) Познавательные:

    Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.

    Общеучебные : работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).

    Знаково-символические: работа с иллюстрацией, географическими картами.

3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.

Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.

Основные понятия и термины

Персоналии: Геродот, Пифей, Эратосфен, марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гамма.

Межпредметные связи

География, история, обществознание.

Ресурсы:

    основные

    дополнительные

ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс». Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014.

Форма урока

Формы учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная. Практическая работа №1.

Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, контурной картой

Технология

«Технология, основанная на создании учебной ситуации».

Учебной ситуацией является выполнение задания - практической работы.

Дидактическая технологическая карта

Этапы урока

Базовое содержание урока

(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)

Учебно-познавательные и учебно-практические задания

Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий

(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы)

УУД

1 . Самоопределение к деятельности.

Мотивационный

    Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

Включает музыку с песней «Веселый ветер»:

А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер,

Веселый ветер, веселый ветер!

Моря и горы ты обшарил все на свете

И все на свете песенки слыхал.

Спой нам, ветер, про дикие горы,

Про глубокие тайны морей.

Про птичьи разговоры,

Про синие просторы,

Про смелых и больших людей!

Ни одна наука так не богата захватывающими приключениями, как география. Романы Жюля Верна, Майн Рида, Александра Дюма блекнут перед реальными историями великих экспедиций и открытий. Да и как могло быть иначе, если эту науку создавали не кабинетные ученые, всю жизнь проводившие в стенах лабораторий. Среди известных путешественников можно найти пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков, ученых смелых и отважных. Конечно, многие отправлялись в путешествия и экспедиции, гонимые желанием увидеть и узнать Землю, на которой они живут.

    Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.

Личностные: мотивация учения,

смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),

нравственно-этического оценивания.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Для чего люди изучают Землю?

2. Какие географические открытия совершили люди в древности?

Освоение новых земель продолжалось не одно тысячелетие. Люди изучали свою планету сообща. Память об этом сохранилась на картах: многие географические объекты названы в честь путешественников, мореплавателей, землепроходцев, ученых.

Много удивительных открытий совершили люди.

Сформулируйте тему урока.

3. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?

4. Какой ожидаете результат?

    Высказывают предположение о том, как люди постепенно учились объяснять природные явления, исходя из опыта и знаний.

    Выходят с помощью учителя на тему « Географические открытия древности и Средневековья », записывают в тетрадь.

    Высказывают свои предположения.

    Высказывают свои предположения.

Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.

3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации

1. Какую ставим цель урока?

2. Для достижения цели урока, необходимо:

Рассмотреть важнейшие открытия древности и Средневековья;

Обозначить на контурной карте маршруты путешественников Средневековья .

    Определяют цель урока – познакомиться с историей географических открытий древности и Средневековья.

    Называют задачи:

    Изучить

    Определить

    Повторить

    Составить…

Личностные: воспитание культуры на уроке.

Регулятивные: контроль ответов сверстников.

Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.

Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.

4. Построение проекта

выхода из проблемно

ситуации затруднения

    Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.

    Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.

Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и

последовательности действий.

5.Реализация построенного проекта

(изучение нового материала)

Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.

    Начинает работать «Школа географа-следопыта». Сейчас мы отправляемся в путешествие по следам путешественников древности и Средневековья.

Для начала определим временные рамки древности и Средневековья:

- Древний мир: от начала бронзового века до низложения последнего римского императора в 476 г.н.э.);

- Средневековье: 476-1492 гг. – до открытия Америки.

Запишите в тетрадях.

    Работаем в парах: выбираете средство передвижения, определяете название своей экспедиции.

Используя § 5 учебника, заполните бортовой журнал (таблицу): «Важнейшие открытия древности и Средневековья».

Физкультминутка.

    Записывают периоды древности и Средневековья.

    Выполнение практической работы №1.

Название экспедиции:_________________________

«Важнейшие открытия древности и Средневековья»

«Открытия древности»

    Пользуясь текстом учебника §5 , заполните таблицу:

Куда

плавали?

Причины путешествий?

Какие географи-ческие знания формировались?

    Пользуясь текстом учебника §5, заполните пропуски в таблице, выбрав из предложенного перечня необходимые даты и факты:

1. ?

(Б)

Описал многие страны, историю и быт народов, климат Египта, разливы Нила.

Древнегреческий ученый Пифей

IV в. до н.э.

(Д)

Древнегреческий ученый Эратосфен

3 ?

(В)

(Е)

Марко Поло

1721 год

Описал особенности климата, обычаи разных стран, их жителей, архитектуру городов,

Бартоломео Диаш

1487 год

(Ж)

Васко да Гама

6. ?

(А)

7. ?

(Г)

А. 1498 г. Д . Нашел путь к Ирландии и Великобритании

Б. V в. до н.э. Е . Измерил длину экватора, вычислил размеры

В. II в. до н.э. земного шара, выделил на планете климатические

Г. Доплыл до Индии,

обогнув Африку. пояса, создал карту населенной части Земли дал

название науки «география».

Ж. Достиг самой южной точки Африки,

которая была названа мысом Бурь.

    Выпишите в столбик цифры от 1 до 7;

    Рядом с цифрой напишите выбранную из перечня букву верного ответа;

    Полученный ответ запишите в соответствующую ячейку.

А)

Б)

В)

КАК ОФОРМИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ?

    Выпишите в столбик буквы от А до В

    Рядом с буквой напишите фамилию мореплавателя, маршрут которого изображен на рисунке.


Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10

Личностные: взаимопомощь.

Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.

Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Коммуникативные:

Осознанно строить речевое и

письменное высказывание;

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

6. Первичное закрепление учебного материала

1. Какие путешествия совершили финикийские моряки?

2. В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?

3. Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?

Отвечают устно на вопросы.

Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.

7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений)

Организует проверку по эталону практической работы.

Практическая работа оценивается учителем и сравнивается с оценкой ученика.

Использование индивидуальной формы работы:

оценивание своей самостоятельной работы по алгоритму:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель задания).

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

5. Какую себе поставишь отметку? (Максимально 13 баллов:

6-9 баллов – «3»;

10-12 баллов – «4»;

13 баллов – «5».

«Открытия древности»

От 1 балла до 3 баллов

«Важнейшие открытия Средневековья»

От 1 балла до 7 баллов

«Маршруты путешественников»

От 1 балла до 3 баллов

Регулятивные : умение оценивать свою работу.

8. Включение новых знаний в систему

и повторение

(рефлексия содержательная)

Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.

    Составь те текст СМС от имени финикийца или путешественника Средневековья об интересных событиях плавания.

1. Включение новых знаний в систему знаний.

Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.

Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.

Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

Рефлексия эмоционального состояния

    Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?

2. Какие действия вы совершили на уроке , чтобы доказать следующее утверждение…

3. Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?

На уроке Я…(+ или -)

2. Своей работой в группе (паре) я доволен

3. Для меня не было подходящего задания

4. Урок для меня показался коротким

5. За урок я устал

6. Мое настроение улучшилось

7. Материал урока мне был интересен

8. Материал урока мне был полезен

9. Сегодня на уроке мне было комфортно

Ι. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

    Ответы обучающихся.

    Письменная рефлексия, на уроке я:

    Располагают каравеллы на настенной карте.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли; формулировать

собственное мнение и позицию.

Личностные:

осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.

10. Домашнее задание

1. Обязательное для всех:

- §5, вопросы после §.

2.Дополнительное (по желанию или на выбор):

А) Задания электронного приложения и рабочей тетради;

Б) Презентация (сообщение) о жизни путешественника Средневековья.

    Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.

    Записывают д/з в дневник.

Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.