Химический опыт змея фараона. Сахарная змея

Из горки сахара и соды вырастает большая чёрная змея

Сложность:

Опасность:

Сделайте этот эксперимент дома

Реагенты

Безопасность

    Перед началом опыта наденьте защитные очки.

    Проводите эксперимент на подносе.

    При проведении опыта держите поблизости ёмкость с водой.

    Поместите горелку на пробковую подставку. Не прикасайтесь к горелке сразу после завершения опыта − подождите, пока она остынет.

Общие правила безопасности

  • Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
  • Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
  • Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 12 лет.
  • Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
  • Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
  • Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
  • Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
  • Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.

Информация о первой помощи

  • В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае проглатывания промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
  • В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
  • В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
  • В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
  • Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
  • Данный набор опытов предназначен только для детей 12 лет и старше.
  • Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
  • Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
  • Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
  • Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.

Часто задаваемые вопросы

Сухое горючее (уротропин) не высыпается из баночки. Что делать?

Уротропин при хранении может слипаться. Чтобы всё-таки высыпать его из баночки, возьмите из набора черную палочку и тщательно разбейте комки.

Не получается сформовать уротропин. Что делать?

Если уротропин не прессуется в формочке, пересыпьте его в пластиковый стаканчик и добавьте 4 капли воды. Хорошо перемешайте смоченный порошок и переложите обратно в формочку.

Еще можно добавить 3 капли мыльного раствора из набора «Олово», который вы получили в комплекте с набором «Химия монстров».

Эту змею можно есть или трогать?

При работе с химическими веществами нужно следовать незыблемому правилу: никогда ничего не пробовать на вкус из того, что у вас получилось в результате химических реакций. Даже если в теории это безопасный продукт. Жизнь чаще более богатая и непредсказуемая, чем любая теория. Может получиться не тот продукт, который вы ожидали, химическая посуда может содержать следы предыдущих реакций, химические реагенты могут быть недостаточно чистыми. Опыты с пробованием реагентов на вкус могут закончиться печально.

Именно поэтому в профессиональных лабораториях запрещено есть что-либо. Даже принесенную с собой еду. Безопасность превыше всего!

Можно ли потрогать «змею»? Аккуратно, она может быть горячей! Уголь, из которого в основном состоит «змея», может тлеть. Убедитесь, что змея уже остыла, и можете потрогать её. Змея пачкается − не забудьте после опыта вымыть руки!

Другие эксперименты

Пошаговая инструкция

    Возьмите из стартового набора горелку для сухого горючего и положите на неё фольгу. Внимание! Используйте пробковую подставку, чтобы не испортить рабочую поверхность.

    Расположите пластиковое кольцо в центре фольги.

    Высыпьте в кольцо всё сухое горючее (2,5 г).

    Вдавите пресс-форму в кольцо, чтобы в горке сухого горючего получилась лунка. Аккуратно уберите пресс-форму.

    Снимите пластиковое кольцо, слегка постукивая по нему.

    Засыпьте две мерные ложки сахара без горки (2 г) в баночку с 0,5 г соды (NaHCO3) и закройте её крышкой.

    Встряхивайте баночку в течение 10 секунд, чтобы перемешать сахар и соду.

    Высыпьте смесь соды и сахара в углубление в сухом горючем.

    Подожгите сухое горючее – совсем скоро из этой горки начнёт расти чёрная «змея»!

Ожидаемый результат

Сухое горючее начнёт гореть. Смесь сахара с содой в огне начнёт превращаться с большую чёрную «змею». Если вы всё сделаете правильно, то у вас вырастет змея длинной 15-35 см.

Утилизация

Утилизируйте твёрдые отходы эксперимента вместе с бытовым мусором.

Что произошло

Почему образуется такая «змея»?

При нагревании часть сахара (С 12 H 22 O 11) сгорает, превращаясь в водяной пар и углекислый газ. Для горения нужен приток кислорода. Так как приток кислорода во внутренние области горки сахара затруднён, там происходит другой процесс: от большой температуры сахар разлагается на уголь и водяной пар. Так и получается наша «змея».

Зачем в сахар добавляют соду (NaHCO 3)?

При нагревании сода разлагается с выделением углекислого газа (CO 2):

Соду добавляют в тесто, чтобы при выпекании оно становилось пышным. И именно поэтому мы добавляем соду к сахару в этом эксперименте − чтобы выделяющийся углекислый газ и водяной пар делал «змею» воздушной, лёгкой. Поэтому змея может расти вверх.

Из чего состоит эта «змея»?

В основном «змея» состоит из угля, получившегося при нагревании сахара и не сгоревшего в огне. Именно уголь даёт «змее» такой чёрный цвет. Так же в её составе присутствует Na 2 CO 3 , получившийся в результате разложения соды при нагревании.

Какие химические реакции происходят в процессе образования «змеи»?

  • Сгорание (соединение с кислородом) сахара:

С 12 H 22 O 11 + O 2 = CO 2 + H 2 O

  • Термическое разложение сахара на уголь и водяной пар:

С 12 H 22 O 11 → C + H 2 O

  • Термическое разложение пищевой соды на водяной пар и углекислый газ:

2NaHCO 3 → Na 2 CO 3 + H 2 O + CO 2

Что такое сахар и откуда он берётся?

Молекула сахара состоит из атомов углерода (С), кислорода (О) и водорода (Н). Вот так она выглядит:

Честно говоря, тут трудно что-то рассмотреть. Скачайте приложение MEL Chemistry на свой смартфон или планшет, и вы сможете посмотреть на молекулу сахара с разных сторон и лучше понять её строение. В приложении молекула сахара называется Sucrose.

Как вы можете заметить, эта молекула состоит из двух частей, связанных между собой атомом кислорода (О). Наверняка вы слышали название этих двух частей: глюкоза и фруктоза. Их также называют простыми сахарами. Обычный сахар называют составным, чтобы подчеркнуть, что молекула сахара состоит из нескольких (двух) простых сахаров.

Вот так выглядят эти простые сахара:

фруктоза

Сахара являются важными строительными кирпичиками растений. Во время фотосинтеза растения вырабатывают из воды и углекислого газа простые сахара. Последние, в свою очередь, могут соединяться как в короткие молекулы (например, сахар), так и в длинные цепочки. Крахмал, целлюлоза − это такие длинные цепочки (полисахара), которые составлены из простых сахаров. Растения используют их в качестве строительного материала и для запаса питательных веществ.

Чем длиннее молекула сахара, тем труднее нашей пищеварительной системе её переварить. Поэтому мы так любим сладкое, содержащее простые короткие сахара. Но наш организм не был предназначен, чтобы питаться в основном простыми сахарами, в природе они встречаются редко. Поэтому будьте осторожны с потреблением сладкого!

Почему сода (NaHCO 3) разлагается при нагреве, а поваренная соль (NaCl) − нет?

Это непростой вопрос. Для начала нужно разобраться, что такое энергия связи.

Представьте себе вагон поезда с очень неровным полом. В этом вагоне есть свои горы, свои ложбины, впадины. Этакая небольшая Швейцария в вагоне. По полу катается деревянный шарик. Если его отпустить, он покатится вниз по склону, пока не докатится до дна одной из впадин. Мы говорим, что шарик «хочет» занять положение с минимальной потенциальной энергией, которое находится как раз внизу впадины. Аналогично, атомы пытаются выстроиться в такую конфигурацию, в которой энергия связей минимальна.

Тут кроется несколько тонких моментов, на которые хотелось бы обратить ваше внимание. Во-первых, запомните, что такое объяснение, что говорится «на пальцах», не очень точное, но для понимания общей картины нам подойдёт.

Итак, куда скатится шарик? В самую нижнюю точку вагона? Как бы не так! Он скатится в ближайшую впадину. И, скорее всего, там и останется лежать. Может быть, по другую сторону горы есть другая впадина, поглубже. К сожалению, наш шарик этого «не знает». Но если вагон будет сильно трясти, то с большой вероятностью шарик выскочит из своей локальной впадины и «найдёт» более глубокую лунку. Там мы трясём ведро с гравием, чтобы его утрамбовать. Выбитый из положения локального минимума гравий, скорее всего, найдёт более оптимальную конфигурацию, и наш шарик скорее доберётся до более глубокой впадины.

Как вы уже, возможно, догадались, в микромире аналогом тряски выступает температура. Когда мы нагреваем вещество, мы заставляем всю систему «трястись», как мы раскачивали вагон с шариком. Атомы отрываются и обратно присоединяются самыми разными способами, и с большой вероятностью они смогут найти более оптимальную конфигурацию, чем была вначале. Если она, конечно, существует.

Мы видим такой процесс в очень большом количестве химических реакций. Молекула устойчива, так как находится в локальной впадине. Если мы её немножко пошевелим, станет хуже, и она вернётся назад аналогично шарику, который, если немного подвинуть из локальной впадины вбок, то он скатится назад. Но стоит нагреть это вещество посильнее, чтобы наш «вагон» как следует потрясло, и молекула найдёт более удачную конфигурацию. Именно поэтому динамит не взорвётся, пока вы по нему не ударите. Именно поэтому бумага не загорится, пока вы её не нагреете. Им хорошо в своих локальных ямах и нужно заметное усилие, чтобы их заставить оттуда выйти, даже если недалеко есть яма поглубже.

Теперь мы можем вернуться к нашему изначальному вопросу: почему сода (NaHCO 3) разлагается при нагреве? Потому что она находится в состоянии локального минимума энергий связи. В этакой впадине. Рядом есть впадина поглубже. Это мы так говорим о состоянии, когда 2NaHCO 3 распались на 2Na 2 CO 3 + H 2 O + CO 2 . Но молекула об этом не «знает» и пока мы ее не нагреем, не сможет выбраться из своей локальной ямы, чтобы оглядеться вокруг и найти яму поглубже. А вот когда мы нагреем соду градусов до 100-200, этот процесс пойдёт быстро. Сода разлагается.

Почему же поваренная соль NaCl не распадается подобным образом? Потому что она уже находится в самой глубокой яме. Если её разорвать на Na и Cl или любую другую их комбинацию, энергия связей только вырастет.

Если вы дочитали досюда, вы молодцы! Это не самый простой текст и не самые простые мысли. Надеюсь, вам удалось что-то почерпнуть. Я хочу предостеречь вас в этом месте! Как я говорил вначале, это красивое объяснение, но не совсем верное. Бывают ситуации, когда шарик в вагоне будет стремиться занять не самую глубокую яму. Так и наше вещество не всегда будет стремиться в состояние с минимальной энергией связей. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Как привлечь детей к химии? - Показать интересный, зрелищный, сногсшибательный эксперимент! "Но для такого эксперимента нужно оборудование, материалы, знания", - скажете Вы. И... ошибетесь! Для минимальной, но такой же зрелищной фараоновой змеи нужно всего лишь зайти в аптеку, а затем в магазин "Охотник/Рыболов" или хозяйственный. И соблюдать некоторые меры предосторожности, такие же, как, например, при запуске фейерверков, то есть быть аккуратными с огнём.

Именно такой эксперимент - классическая "Фараонова змея", которая возникает будто бы из ниоткуда, покачивается, иногда шипит, иногда сверкает и всегда производит впечатление. К фараоновым змеям относится большое количество химических красочных демонстраций с различными реагентами и оборудованием. Я постараюсь рассказать Вам о самых простых в плане доступности химикатов и безопасности для человека, но не всегда самых простых в плане подготовки, так что не будьте сильно ленивыми. Хотя первая "змея" будет и для ленивых тоже:)

Небольшое историческое отступление

Я встречал с десяток объяснений, откуда пошло название "Фараонова змея". Наиболее часто упоминаются три из них:

  1. После победы войска фараона Южного царства Нармера над войском Северного царства будто бы горстка жрецов с Севера не желала признавать Нармера победителем, требуя божественных доказательств. И тогда скипетр фараона превратился в огромную дымную змею и поглотил их.
  2. У мага, жреца и пророка Заратуштры было два старших сына: Урватат-нара и Хвара-читра. Они поспорили меж собой, кому быть воином, а кому - земледельцем. Тогда Заратуштра превратил свой жезл в огненно-дымную змею, повернувшуюся головой к Хвара-читре, а хвостом - Урватат-наре. Мудрый и хитрый Заратуштра изрёк, что хвост указывает на земледельца, а голова - на воина. Правда, в объяснении ни слова о фараонах:)
  3. Из Библии: "И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном - он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь." "Исход" Глава 7. Стихи 8 - 13.

Возможно, в каждом из объяснений есть толика правды. Подозреваю, что жрецы и "маги" древности вполне могли уметь создавать таких змей, дурача паству и зрителей и убеждая их в своём могуществе:) . Как бы то ни было, мы никого дурачить не собираемся, про каждую "змею" будет рассказано, почему и как она получается.

Ну, а теперь переходим к нашим змеям

Самая простая фараонова змея или глюконатный питончик

Она действительно самая простая в исполнении. Да и материалов Вам понадобится максимум на 60 рублей. Купите в хозяйственном магазине или магазине, торгующим снаряжением для охоты и рыбалки, пачку таблеток сухого горючего. В аптеке приобретите таблетки глюконата кальция, самые дешёвые, без оболочки. Вам ещё понадобятся спички (зажигалка тоже подойдёт, но спичками поджигать таблетку сухого горючего удобнее).

Внимание! Проводите показ только в пожаробезопасном месте! Следите, чтобы дети не подходили близко к горящей таблетке сухого горючего!

Проводить эксперимент лучше в безветренную погоду или в ветрозащищённом месте. Положите таблетку сухого горючего на негорючую поверхность, сверху водрузите таблетку глюконата кальция. Подожгите сухое горючее (на видео таблетка подожжена только с одного бока, в итоге "змея" клонится набок, если хотите более прямую "змею", постарайтесь поджечь таблетку одновременно с разных сторон), наблюдайте. Таблетка сухого горючего горит от 8 до 13 минут, как правило, всё это время "змея" будет расти. Максимум длины змеи, который я когда-либо зафиксировал - чуть больше 30 сантиметров.

Что же происходит с глюконатом кальция в процессе нагрева? Реакция проста:

Са 2 + O 2 → CO 2 + Ca(OH) 2 + H 2 O + C

я специально не уравнял коэффициенты:

  • образуется не гидроксид кальция, а оксид, но, как правило, оксид кальция успевает вступить в реакцию с выделяющей в реакции водой

Более опасная змея или сульфаниламидная гадюка

Вы сожгли ещё не все таблетки сухого горючего? Тогда зайдите ещё раз в аптеку и купите самый дешёвый из сульфаниламидов в форме таблеток по 0.5 грамма (может, бывают больше? тогда можно брать больше) без оболочки. Например, стрептоцид, сульфадиметоксин,сульгин, этазол, фталазол, сульфадимезин, норсульфазол и т.п. Бисептол не берите - дорого. Или поищите в аптечке, может, даже найдётся просроченный - ещё лучше: не будет мучить совесть.

Внимание! Проводите показ только в пожаробезопасном месте! В эксперименте выделяются ядовитые газы! Лучше всего проводить опыт под тягой или на улице при слабом ветре, дующем от Вас. Следите, чтобы дети не подходили близко к горящей таблетке сухого горючего!

Итак, положите таблетку сухого горючего на негорючую поверхность, сверху водрузите таблетку сульфаниламида. Подожгите, отойдите в ту сторону, откуда дует ветер или задвиньте стекло тяги и включите слабый отток. В зависимости от того, какой сульфаниламид Вы купили, змея будет иметь разную толщину. Кстати, этой змеёй можно управлять (делайте это только под тягой!) - можно подцепить её кончик пинцетом и слегка тащить - она будет худеть и вытягиваться. Во время горения сульфаниламида выделяются ядовитые газы (диоксид серы, сероводород, возможные небольшие количества серного ангидрида и окислов азота) и неядовитые (углекислый газ, азот), которые и вспучивают массу образующего углерода. У такой змеи, кроме красочной демонстрации, есть и более приземлённые качества: вместо окуривания серой помещения можно применить пару-тройку вот таких змей. Крысы очень долго не заходят в помещения, которое было "окурено" сульфаниламидной гадюкой, покидают норы, в которых была подожжена эта такая змея. Однако, помните, что после окуривания помещения, в нём лучше не находиться некоторое время, рискуете отравиться!

Змея имеет металлический оттенок и очень похожа на гигантскую стальную стружку. После сгорания она безопасна.

Ну, и напишем реакцию горения сульфаниламида на примере сульфадиметоксина:

C 12 H 14 N 4 O 4 S+ O 2 → CO 2 + N + SO 2 + H 2 O + C + H 2 S

я опять не уравнял коэффициенты:

  • в некоторых случаях сероводород частично или полностью окисляется до диоксида серы и воды
  • могут выделяться окислы азоты и серный ангидрид (SO 3)
  • какая часть углерода сгорает, образуя углекислый газ, зависит от условий

Песчаная змея

Вам понадобится промытый (чистый) высушенный песок, желательно крупный, чистый спирт, сода и сахар. Этот опыт относительно безопасен (в мелких масштабах), чтобы его можно было провести, например, на кухне, но всё же необходимо помнить о технике безопасности при работе со спиртом и огнём.

Создайте на тарелке горку из песка с углублением в вершине (фактически, чем больше горка и шире диаметр углубления, тем толще и длиннее получится змея. Но не переборщите - во-первых, это опаснее, во-вторых, она может распасться на кусочки), пропитайте ей спиртом. Всыпьте в углубление заранее подготовленную смесь из питьевой соды и сахара (соотношение соды и сахара 1:4). Вы можете руководствоваться примерным соотношением: на стакан песка необходимо взять пол-чайной ложки соды и 2 чайных ложки сахара. Подожгите "горку". Спирт загорится, "горка" займётся пламенем. Постепенно смесь на вершине начнёт чернеть и вскоре из "кратера" полезет чёрная змеевидная масса - наша змея.

Теперь о том, что же происходит в эксперименте: бикарбонат натрия превращается в карбонат с выделением углекислого газа и водяного пара:

2NaHCO 3 = Na 2 CO 3 + H 2 O ­ + CO 2

спирт горит на воздухе опять же с образованием углекислого газа и воды:

C 2 H 5 OH + 3O 2 = 2CO 2 + 3H 2 O

сахар горит при недостатке кислорода, образуя углекислый газ, воду и углерод (реакция не уравнена ввиду того, что неизвестно количество кислорода) :

C 12 H 22 O 11 + O 2 → CO 2 + H 2 O + С

Собственно, уголь вместе с карбонатом натрия, вспененные газами и создают эффект змеи.

На этом я не собираюсь завершать материал. Существуют и ещё варианты создания фараоновой змеи, о которых я расскажу позже

Эксперимент в коробочке №01: Фараонова змея.

Набор из раздела: химия для детей от 12 лет.

Время проведения эксперимента: 15 мин.

Уровень сложности: 1 из 3

Состав набора: сухое горючее, глюконат кальция, керамическая плитка, инструкция (+видео).

Набор позиционируется для детей от 12 лет. Но мы не стали указывать диапазон возраста, так как часто получаем отзывы от родителей и, даже, от бабушек и дедушек, что им самим понравилось не меньше чем детям и что они хотят повторять этот опыт снова и снова!

В составе имеется все необходимое: керамическая негорючая подставочка, сухое горючее и глюконат кальция. Чтобы «разбудить» спящую змею или осьминога со щупальцами (кому как нравится), достаточно положить все ингредиенты друг на друга, согласно инструкции, и поджечь.

Глюконат кальция - сложное органическое соединения. Под действием температуры оно разлагается. Тело «змеи» составляют: оксид кальция и углерод. Так как реакция начинается с боков таблеток, вначале появляется изогнутая мордочка, далее, когда пламя захватывает всю таблетку, выходит тело «змеи».

Фото от наших покупателей

Видео с экспериментом "Фараонова змея

Отзывы

    Аноним 1020279 22.11.2016 02:49

    Сделали "Фараонову змею", ребенок в восторге! Понравилось, что все в комплекте, включая керамическую плитку. Понадобятся только спички:) Опыт очень зрелищный. Горячо рекомендую!

    Спасибо, "Простая Наука"!

    Максим Трофименко 14.11.2016 18:21

    Конечно же, мы получили море ярких эмоций от проведения эксперимента. И естественно, будем вызывать Фараонову змею ещё не один раз. В целом, эксперименты направлены на детскую аудиторию, но нечто, появляющееся из огня, готово заворожить любого независимо от возраста.

    Подробно про опыт с фотками и видео я написал в своём блоге (ищем меня в поисковиках как mazzoboardgamer)

    Татьяна Прокофьева 10.11.2016 12:01

    Это было великолепное зрелище. Из маленькой таблетки вырастало тело змея-Горыныча в огне. Дети были в восторге. Этот экcперимент хочется повторить еще не раз, сразу из 2-3 комплектов, чтобы змея была еще мощнее. Очень рекомендую. Понравилось, как набор был скомплектован - даже подставочка приложена из камня для удобства и безопасности. Совершенно спокойно эксперимент можно делать дома - сильных запахов нет, искры не разлетаются. Хорошо подойдет для проведения опыта обычный противень или металлический поднос. После завершения опыта остается просто грудка пепла, который без остатков и следов легко стряхнуть в мусорное ведро.

    Trywalking 09.11.2016 14:46

    Зрелищно, необычно, красиво. Меня как маму немного напрягало наличие химических веществ и огня, но оказалось достаточно небольшого железного подноса - он решил все проблемы. Сами змеи получались в виде пепла, поэтому их легко было убрать после окончания эксперимента.

Всем привет! Друзья сегодня я хочу провести крутой эксперимент, попытаюсь вырастить огромное страшное чудовище из песка, которое очень похоже на гигантского черного червя. Еще, этот эксперимент называют Фараонова змея из песка. Для этого я набрал в детской песочнице немного песка, думаю детишки на меня не обидятся. Я насыпал его в чашку и высушил на батарее. Еще мне понадобится сахар, сода и жидкость для розжига.

Пропитаю песок жидкостью для розжига.

Возьму 40 грамм сахара и 10 грамм соды, перемешаю и высыплю в чашку с песком.

Осталось только поджечь, надеюсь, эта штуковина мне не пригодится. Кстати все чудовища очень боятся воды и огнетушителя. Оставлю его на всякий случай.

Поджигаю. Смотрите, что происходит, сахар превращается в страшного черного червя. Мне уже становится страшно, сначала я хотел провести этот эксперимент в полной темноте, но теперь я свет выключать не буду.

Из огня появилось туловище огромного страшного чудовища, что-то мне напоминает фильм ужасов. Но если посмотреть на него издали, то очень даже симпатичный червячок.

Длина этого чудовища примерно 50 сантиметров и это все выросло из маленькой кучки сахара и соды.

Давайте посмотрим, что внутри этого огромного червяка. Режется очень легко как монтажная пена, внутри пустота.

На вкус пробовать не буду. Хоть он сделан из сахара, но есть его нельзя, потому что жженый сахар очень горький.

Надеюсь, что вам понравился эксперимент Фараонова змея. Если вы захотите вырастить змею из песка, то делайте это, на улице и обязательно соблюдайте правила техники безопасности!

Удачи вам дорогие друзья!

На фото - так называемая «фараонова змея», результат реакции разложения (Hg(NCS) 2). Вообще, фараоновыми змеями называют целый ряд химический превращений, которые сопровождаются образованием большого объема пористого продукта реакции из небольшого объема исходных веществ. Их часто используют в качестве демонстрационного эксперимента для наглядной иллюстрации того, что в результате химической реакции может происходить многократное изменение объема реагирующих веществ. Такие химические процессы сопровождаются бурным выделением газа и выглядят так, как будто из смеси реагентов выползает большая змея или появляются щупальца невиданного пришельца.

Название эксперимента отсылает нас к тексту Ветхого Завета . В главе седьмой книги Исхода написано: «И бросил Аарон [старший брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства] жезл свой пред фараоном, и он [жезл] сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы».

Некоторое время находка Вёлера - фейерверк под названием «фараонова змея» («Pharaoschlange») - был популярен в Германии на научных шоу, но потом его запретили показывать где-либо кроме стен химических лабораторий. Запрет на фараоновы змеи был введен тогда, когда при трагических обстоятельствах были открыты токсичные свойства Hg(NCS) 2 - несколько детей получили смертельные отравления, приняв тиоцианат ртути(II) за конфеты и съев его.

Тиоцианат ртути(II) - твердое вещество белого цвета, практически не растворимое в воде (при 20°С в 100 миллилитрах воды растворяется 0,069 грамм Hg(NCS) 2). Получают его почти так же, как его получил Вёлер, - с помощью реакции между растворами нитрата или хлорида ртути(II) с тиоцианатом калия . При нагревании тиоцианата ртути(II) до 165°С начинается его самопроизвольное разложение с выделением тепла, и белый порошок превращается в объемную и пористую коричневую массу, которая не растворяется в воде. В основном змея состоит из нитрида углерода (C 3 N 4). Основная реакция разложения тиоцианата ртути(II) описывается следующим уравнением:

2Hg(NSC) 2 → 2HgS + CS 2 + C 3 N 4

При нагревании C 3 N 4 частично разлагается с образованием дициана и молекулярного азота:

3C 3 N 4 → 3(CN) 2 + N 2

Образующийся в результате разложения тиоцианата ртути(II) сульфид ртути(II) может далее реагировать с кислородом воздуха, в результате чего образуется металлическая ртуть, пары которой летучи. Поэтому для безопасности при проведении демонстрационного эксперимента разлагающийся тиоцианат ртути(II) обычно накрывают стеклянным колпаком.

HgS + O 2 → Hg + SO 2

Дисульфид углерода (CS 2), образующийся при разложении тиоцианата ртути, легко воспламеняется и тоже может гореть в кислороде воздуха с образованием углекислого и сернистого (SO 2) газов:

CS 2 + 3O 2 → CO 2 + 2SO 2

Как и все соли ртути, тиоцианат токсичен. Его полулетальная доза (LD 50), составляет 46 мг/кг (для крыс при оральном введении), особенно быстро это вещество попадает в организм через слизистые оболочки, всасывается через кожу. По этой причине, а также из-за возможного выделения паров ртути, подготовка к эксперименту и его проведение требуют не только осторожности и внимания, но и соблюдения техники безопасности - змею из Hg(NCS) 2 можно показывать только в специальном лабораторном помещении с хорошей вытяжной вентиляцией. Этот опыт очень зрелищный: из 0,5 грамм Hg(NCS) 2 можно получить змею длиной до 30 см.

Если же вы хотите посмотреть фараонову змею у себя на кухне или показать ее на утреннике в актовом зале школы или детского сада, то самый безопасный вариант - глюконатная фараонова змея. Для получения такой змеи достаточно нагреть таблетку глюконата кальция , который можно купить в любой аптеке, до 120°С (во время экспериментов чаще всего глюконат кальция размещают на таблетке сухого горючего, которую поджигают). Глюконат кальция начнет разлагаться, и из его таблетки выползет светло-серая змея с белыми пятнами. Из одной таблетки массой 0,5 грамм можно получить змею длиной до 10–15 см.

Разложение глюконата кальция приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды:

Са 2 + O 2 → 10C + 2CO 2 + CaO + 10H 2 O

Светлый оттенок фараоновой змее из глюконата кальция придает оксид кальция. Недостатком образующейся змеи является - ее хрупкость: она легко рассыпается.

Аркадий Курамшин