Из какого металла сделан царь колокол. Царь - колокол история кратко для детей

В многострадальной русской истории не последнее место занимает главный исторический предметный символ страны - Царь-колокол. Его история неразрывно связана с историей всей страны. Но преподносимая сегодня массам как забавное приключение с известными началом и концом на проверку оказывается не так однозначна. Представленные на сайте Музеев Московского Кремля два изображения колокола , современного и старинного, и имеющих принципиальные различия, заставляет взглянуть на историю колокола критическим взглядом.

Согласно историческим данным именной указ императрицы Анны Иоановны (АИ) о переливке Царь Колокола из остатков разбитого колокола царя Алексея Михайловича (АМ), состоялся в 1730 году, вскоре после ее восшествия на трон. Однако потребовалось порядка 4-х лет, чтобы приступить к собственно отливке колокола. Отливал его колокольных дел мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. Первая попытка была неудачной. И мастер Иван Маторин умер толи от расстройства, толи от чумы. Через год в 1735 году переливку повторил его сын Михаил Моторин. Эта попытка оказалась удачней, однако когда колокол был еще в обработке в родной яме, случился пожар. По одной из версий от холодной воды, при тушении попавшей на колокол, последний треснул и от него откололся кусок весом в12 тон. В земле колокол пролежал 99 лет, прежде чем был поднят и установлен на пьедестал в 1836 году знаменитым архитектором Монферраном. Вот вкратце основная история Царь Колокола. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда). Так в чем же странность упомянутых изображений Рис.1-3?

Рис. 1. Царь-колокол сегодня и на гравюре начала 19-го века.

Рис. 2. Портрет императрицы на колоколе и на гравюре.

Рис. 3. Портреты царя. Как можно видеть на гравюре обе главные фигуры отлично получились и не испорченны как ныне на колоколе. В том ракурсе в котором изображен колокол, фигура справа видна быть не должна, если не считать, что это дополнительное изображение отсутствующее ныне. Но поскольку над головой фигуры изображен тотже картуш, можно предположить, что художник преднамеренно исказил перспективу с целью показать оба персонажа в одной картине. Гравюра эта была помещена в книге путешественника Эдвард Кларка 1811 года издания и датирована 1809г. Помимо целых фигур, видно, что еще отсутствует картуш с надписью, где говорится об отливки колокола при Анне Иоановне. Зачем же властям понадобилось портить внешний вид колокола, и когда это было сделано? Низкое разрешение не позволяет разглядеть в деталях оба портрета, но то что видно уже не соответствует современной легенде о колоколе. Особенно это относится к царской фигуре справа, где царь изображен в ЧАЛМЕ! Фигура «Анны Иоановны», с трудом, но могла бы подойти под нынешнюю легенду. А вот литография 1837 года заставляет усомнится и в ней

Рис. 4. Царь Колокол. Рисунок с натуры Дж.И.Белла 1837г. На литографии перспектива изображения показана верно и царской фигуры справа не видно. А вот фигура царицы выглядит великолепно! Но что удивительно, ее изображение отличается и от нынешнего на колоколе и от предыдущего на гравюре. И уже есть картуш с надписью

Рис. 5. Фрагмент изображения колокола с женской фигурой на литографии.

Современный вид Царь-колокол приобрел где-то к середине 19-го века. Поскольку англичанин Вильям Споттисвуд видел колокол в 1856 году и его заметки были опубликованы в газете The Morning Post, 6 мая 1857 г. Описывая колокол, он отмечает, что барельефы не окончены, более-менее вышел только верх, все остальное - размазня . То есть колокол к этому времени уже имел современный вид. Что же изменили в облике императрицы? Прежде всего это платье и коврик на гравюре были заменены на шикарное имперское манто 18-го века на литографии, т.е. когда колокол уже был поднят из ямы. Но что-то поменялось в государственной идеологии на историю колокола и барельефы были вновь изменены. Теперь решено было просто испортить одежду фигур имитируя неудачную отливку. А вот головы фигур подверглись серьезной переделке. Надо полагать, что при первой «реставрации» они были не тронуты или же не значительно изменены и стали опасны для новой парадигмы. Сегодня известно какой портрет был взят за оригинал для барельефа императрицы. Это широко известный портрет Анны Иоановны работы Луи Карравак Рис.6.

Рис. 6. Фрагмент портрета императрицы Анны Иоанновны работы Луи Каравакк (1730).

Чтобы достичь портретного сходства была полностью изменена корона, а ее обруч опустили на лоб, из воротника манто сделали косы, убрали с груди тугое ожерелье и сформировали мощный бюст. Анна Иоановна была крупной женщиной под 2 метра роста. Из-за низкого разрешения невозможно судить о чертах лица. Но очевидно, что исходный портрет принадлежал другому человеку. Переделке подверглись не только основные фигуры, но и барельефы над ними! Хорошо видно, что на нынешнем колоколе портреты в КРУГЛЫХ рамках (по крайней мере с изображением Христа), а на картинах они овальные и примерно равного размера, чего нельзя сказать о нынешних. Да и сами персонажи на рисунках выглядят лицами скорее светскими чем святыми или духовными, а лик Спасителя явно без бороды и коротко стрижен, чего конечно быть не должно. В надписи «СВЯТА АННА ПРОРОЧИЦА» последняя буква в слове АННА оказалась закрыта элементом декора, это выглядит мало вероятным для исходного замысла.

Отдельного внимания заслуживает вопрос - зачем был убраны красивые коврики из под ног фигур? Безобидные на первый взгляд, но с изображением российского герба! А герб, как известно символ переменчивый и у каждого правителя был свой... Вспомним, что основные моменты истории колокола описаны в двух надписях (всего их три) находящихся на нем. Эти надписи текстуально независимы и расположены на противоположных сторонах колокола. Ода из них утверждает, что некий колокол в 8000 пудов был отлит при царе Алексее Михайловиче, а вторая, что при царице Анне Иоанновне был отлит новый колокол из некоего старого в 8000 пудов с добавлением металла. Согласно существующей на сегодня истории русских колоколов, действительно при обоих этих монархах были отлиты гигантские колокола, и при этом считается что нынешний великан был перелит из обломков колокола царя АМ. А на проверку оказывается, что истории создания этих колоколов выглядят как близнецы братья. Известно, что свидетелем отливки колокола Алексея Михайловича был Павел Алепский описавший в своих записках весь процесс . Ниже в таблице 1, сопоставлены основные моменты создания двух колоколов на базе воспоминаний Алепского и истории Царь-колокола.

Таблица 1.

Колокол АМ 1653-4 Царь А.М. сначала вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его сделать, ибо труды по его изготовлению и приспособления, для этого требующиеся, весьма велики и бессчетны. Колокол

АИ 1735 Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к "королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который по сей части преискуснейшим почитается механиком". «Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план, где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица отказалась от его планов».

«Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил царя дать ему только один год сроку.» По этим характеристикам можно предположить что человек был стар уже.

Отливку ЦК поручили Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735) которому на момент отливки колокола было 74 года.

По словам Павла Алепского, этот колокол, отлитый русским мастером, вскоре же от сильного звона раскололся и был спущен.

Первая попытка отливки колокола в 1734 была неудачна, протекли печи.

Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов.

В начале 1735 г. Иван Моторин умер,

Через год отлит удачно новый колокол.

Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый.

Отливал новый колокол сын Моторина Федор.

Для плавки метала построили 5 печей. В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12500 пудов.

Плавка металла для колокола производилась в четырех плавильных пламенных печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т металла. т.е. 12500 пудов! Для Царь Колокола приводятся довольно сложные подсчеты его веса: «От первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т 662 кг), к этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т 160 кг). Всего при второй плавке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т 822 кг) металла. В остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т 898 кг) металла, следовательно, за вычетом угара вылитый колокол весит 12 327 пудов 19 фунтов, или 201 т 924 кг. Потери составили 1,3%» . При угаре меди в 1,3% вес колокола Алексее Михайловича оказывается практически равным весу ЦК - 12337,5 пудов! Вряд ли такое совпадение может быть случайным. На гравюре на колоколе не видно надписи, но ведь быть она должна (все большие колокола имеют надписи)! И если подумать, то можно считать, что фигура с факелом на заднем плане внимательно что-то рассматривающая, как раз и изображает человека читающего текст. Это впечатление усиливается на варианте раскрашенной копии гравюры, где автор более четко изобразил на колоколе, напротив смотрящего, что-то напоминающее завиток от края свитка с надписью Рис.7.

Рис. 7. Фрагмент раскрашенной гравюры; человек с факелом по-видимому читает колокольную надпись.

В одном из ранних исследований посвященных ЦК автор удивляется тому, что «... литье сего колокола хотя и не относиться к глубокой древности, но за всем тем покрыто неизвестностью...». И далее сетует, что ему не удалось отыскать первоначального проекта по отливке колокола пологая, что архивы либо сгорели в московском пожаре 1812 года либо находятся где-то в Санкт-Петербурге. Зачем же понадобилось так трудоемко менять легенду ЦК? Является ли ЦК раритетом выдаваемым за новодел? И кто на самом деле был изображен на Царь-колоколе? Около 10 лет назад я сделал предположение , что женская фигура на гравюре принадлежала шведской королеве Кристине Ваза. Сегодня, благодаря появившимся новым данным, история колокола представляется мне совсем иначе... Как известно до подъема колокол находился в земле в литейной яме обустроенной для его обозрения. На акварели Фёдора Алексеева 1800 года, перед домиком, подле Успенской звонницы, изображен забор, им - то и огорожена яма с ЦК Рис.8.

Рис.8. Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. Фёдор Алексеев. 1800-е гг.

Про звонницу нам говорят, что ее взорвали французы в 1812 году при отступлении из Москвы. То что осталось от неё видно на старинной литографии Рис.9.

Рис. 9. Вид остатков Успенской звонницы после взрыва. Сегодня нам сообщают, что по одной из версий, причиной поломки ЦК было падение на него горящего бревна во время пожара 1735г., когда колокол был еще в литейной яме. Что же тогда от него могло остаться после падения на яму всей Успенской звонницы? Однако возникает и другой вопрос - кто на самом деле ее взорвал, да и ее - ли вообще взрывали? Характер расположения обломков звонницы говорит о направлении взрывной волны в сторону дворцовой площади т.е. от колокола к зданию. Известно, что французы подорвали Кремль в ночь с 8 на 9-е октября (по другим данным с 11 на 12), а вот художник Иванов Иван Алексеевич (1779-1848гг), на своей картине под названием «Изгнание из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командой ген.-майора Иловайского 4-го, октября 10, 1812 г.», имел совсем иное представление о судьбе звонницы на тот момент Рис. 10.

Рис. 10. "Изгнание из Москвы 10 октября 1812 года казаками генерала Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв Кремля".

Как видим, по мнению художника, при освобождении Кремля от французов, Успенская звонница была еще цела. Спрашивается, о чем думал художник выбирая такую натуру для своего сюжета и помещая под гравюрой беспрецендентно пространную подпись с точной датой иллюстрируемого события?

Вот и архитектор А.Н. Бакарев, участвовавший в восстановлении Кремля, вторит Иванову, оставив рисунок с панорамой разрушений

Рис.11.

Рис. 11. Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева.

На заднем плане рисунка виден шпиль колокольни Ивана Великого, а на его фоне купол еще целой Успенской звонницы когда стены и башни уже разрушены...

Достоин внимания и тот факт, что французами были взорваны только часть стен и башен Кремля, но не был взорван ни один собор! А разрушенной оказалась почему-то Успенская звонница...

Исходя из сказанного, можно предположить, что ЦК, как носитель некой тайны, был взорван уже после освобождения Москвы от французов (от чего возможно и рухнула колокольня). Так как колокол был хорошо известен миру, тайну уничтожения решили сохранить... путем переливки! А чтобы основное сходство колоколов сохранилось, у нового колокола повидимому ВЫРЕЗАЛИ кусок по подобию с предшественником, но похоже не совсем удачно (форма выреза получилась другой). О том что у современного колокола выломанный кусок не мог быть результатом банальных трещин, говорит например руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин: "Если посмотреть на сам колокол, то видно, что срезы очень ровные. Колокола так не трескаются. Если вы увидите какой-то лопнувший колокол, у него трещины идут как бы хаотично. А здесь как будто отрезали от него ломтик один" .

Самое первое изображение ЦК было помещено в книге Джонас Хенвэй (Jonas Hanway) 1753г. . Изображение схематичное без декора, но с демонстрацией формы выломанного отверстия. Схожее изображение поместил и Лекоэнт де Лаво Ж. в своей книге «Описание Москвы» 1835г Рис.12.

Рис.12. ЦК из книги 1753г. (слева) и из книги 1835г.

Сравнивая эти рисунки не трудно увидеть разницу не только в форме «вырезов», но и в форме самих колоколов. Причем «вырез» и форма колокола на рисунке 1753 года больше соответствуют гравюре от 1809 г. чем нынешнему оригиналу.

Прошло всего несколько лет со времени переливки колокола и что-то поменялось во взглядах на прошлое, колокол опять перестал удовлетворять новой легенде. Но теперь его решили не переливать, а подвергли перечеканиванию его декор, при этом, повидимому из-за большой сложности такой работы, на часть одежды фигур был просто наварен дополнительный слой металла, имитирующий неудачную отливку. По нижнему краю верхнего фриза видно сколько было срублено металла для формирования новых барельефов Рис.13.

Рис. 13. Фрагмент края верхнего фриза ЦК.

О том когда был перелит колокол можно сделать предположение исходя из истории другого большого колокола - Успенского, висевшего на одноименной звоннице. Он погиб при ее взрыве и на ряде гравюр изображены его обломки Рис.14.

Рис. 14. Разбор развалин Успенской звонницы. Автор рисунка и литографии Джеймс Джон Томас. Первая четверть XIX века.

В нижнем правом углу изображены остатки Успенского колокола. Его история не менее загадочна и трагична чем история ЦК. Не вдаваясь здесь в ее подробности, приведу надпись украшающую сегодняшний его экземпляр: « В лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в 22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они, будучи наказуемы разгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла...» .

Надпись как видим патриотична, но на поверженного «неистового Галла» свалили ВСЁ, плохо быть побежденным. А якобы в 1817 году был перелит большой Успенский колокол. Но и эта дата не является однозначной. Так известный писатель, журналист и знаток русской старины Пыляев М.И. (1842-1899гг), в своей работе об исторических колоколах , указывается за дату его отливки 1819 год. Решение дилеммы мы находим в историческом путеводителе по Москве , где при описании истории подъема ЦК в частности сообщается: «...Прочтем открытые на нем при очистке его 1817-го года надписи...». То есть впервые надписи на Царь-колоколе стали известными только в 1817 году, как результат его очистки сразу после отливки. А как видно по гравюре 1809 года колокол уже тогда был чист и доступен для полного обозрения. На отлитом в 1819 году Успенском колоколе была преднамеренно нанесена ложная дата.

И так, на основании выше изложенного можно предположить:

  1. Царь-колокол это новодел, выдаваемый за раритет.
  2. Предшественник ЦК был уничтожен вскоре после освобождения Москвы от французов.
  3. Успенская звонница была взорвана не Наполеоном.
  4. Нынешний Царь-колокол был отлит в 1817 году.
  5. Через несколько лет после подъема колокола его декор подвергся переделке.

Так о чем же молчит самый большой в мире колокол?

Царь-колокол (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Что такое Царь-колокол и где его можно увидеть, знают практически все. Однако мало кому известна история этой интереснейшей московской достопримечательности. Сегодня Царь-колокол находится на территории Кремля - прикоснуться к нему и сфотографироваться на память может любой турист. А началась история создания этого огромного колокола с царя Ивана III. В то время правители России негласно соревновались между собой в том, кто сделает самый большой колокол, превосходящий все предыдущие по весу, размеру и силе звучания. При Иване III был отлит колокол весом 8 тонн. При его сыне Василии III сделали 16-тонный колокол.

Известный французский механик короля Жермень отказался от предложения изготовить Царь-колокол. Он просто-напросто решил, что это шутка, потому что не представлял, как можно сделать колокол такого огромного размера. В итоге за работу взялся русский мастер Иван Моторин.

Иван Грозный пошел дальше и повелел отлить колокол в 35 тонн. Рекордным для того времени стал колокол весом 128 тонн, изготовленный в 1654 году по указу царя Алексея Михайловича. Он стал украшением храма Ивана Великого в Кремле. Однако вскоре тяжелый колокол упал и разбился. Позже был сделан Большой успенский колокол, который тоже затем разбился.

В 1730 году императрица Анна Иоановна решила во что бы то ни стало сделать самый большой колокол и оставить тем самым память о своем правлении. Она приказала переделать уже имеющийся Большой успенский колокол таким образом, чтобы его вес был 160 тонн. Стоит отметить, что на такую работу соглашались далеко не все мастера. Так, известный французский механик короля Жермень отказался от предложения. Он просто-напросто решил, что это шутка, потому что не представлял, как можно изготовить колокол такого огромного размера. В итоге за работу взялся русский мастер Иван Моторин.

Сначала он сделал небольшую пробную модель весом 12 пудов и отправил все свои чертежи и схему подъема на утверждение в Санкт-Петербург. На подготовку к изготовлению Царь-колокола ушло более полутора лет. Сам же колокол отлили 25 ноября 1735 года. Размеры Царь-колокола были поистине огромны: высота 6,14 метра, нижний диаметр - 6,6 метра. Мастер Иван Моторин не дожил до завершения работы, поэтому его дело продолжил сын Михаил. Кстати, в общей сложности над созданием Царь-колокола трудились около 200 человек: кузнецы, слесари, столяры, скульпторы, резчики и многие другие.

Увы, поднять колокол не смогли - он так и остался в литейной яме. Через два года случился пожар, и Царь-колокол пришлось спасать. Чтобы уникальное изделие не расплавилось, его поливали водой. Но в итоге металл дал 11 трещин, от Царь-колокола отвалился внушительный кусок весом более 11 тонн.

Целый век колокол находился в яме, поскольку никто не решался поднять такую махину. Только в 1834 году создатель петербургских достопримечательностей: Александровской колонны и Исаакиевского собора - Огюст Монферран с помощью сложных приспособлений смог вытащить этот памятник русского литейного искусства и установить его на постамент. Интересно, что внутри постамента сохранен язык от неизвестного колокола. На сегодняшний день Царь-колокол - уникальное произведение искусства. Ему нет равных во всем мире - это самый большой колокол по весу и размерам.

Литейщик Иван Моторин был настоящим профессионалом. Он отлил многие колокола, находящиеся в Кремле, в том числе Набатный. Для Царь-колокола он придумал очень красивый орнамент и скульптурные украшения.

Царь-колокол.

Жертва пожара или великая мистификация России?


Крупнейший в мире Большой Успенский колокол - Царь-колокол стоит в Москве, на территории Кремля у подножия колокольни Ивана Великого.

Царь-колокол — огромный колокол: высота с ушками 6,24 м, диаметр 6,6 м, масса около 200 тонн. Он был отлит в 1735 году из бронзы русскими мастерами отцом и сыном Маториными по указу императрицы Анны Иоанновны.


Украшения, портреты и надписи на нём выполнены лучшими художниками и чеканщиками того времени. Декоративное убранство колокола удивительно богато: изображения религиозных святых и портреты царственных особ и их небесных покровителей.

По официальной версии, 200-тонный колокол был отлит 25 ноября 1735 года и оставлен в литейной яме, где в последующие полтора года проводились чеканные работы. А в мае 1737 года в Москве случился невиданный пожар, от которого пострадал почти весь город.

По официальной версии, над Царь-колоколом загорелись леса, с помощью которых гиганта собирались поднять из ямы. Желая потушить огонь, на раскаленный колокол ведрами лили холодную воду. От перепада температур колокол раскололся.
От Царь-колокола откололся значительный кусок весом около одиннадцати тонн! Колокол стал непригоден для использования по назначению, поэтому его так оставили в литейной яме, где он и находился около 100 лет.

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на специальный постамент.

Уже около двух с половиной веков минуло со времени создания Царь-колокола. Он был и остаётся не просто национальной достопримечательностью России, но и является памятником литейного искусства XVIII века мирового значения.


В 2008 году корреспонденты журнала «Популярная механика» провели собственное расследование возникновения «скола» у Царь-колокола. И выяснилось, что у мастеров колокольного дела давно существует необычная версия гибели знаменитого Царь-колокола!


«Действительно, черный металл, чугун, например, при нагревании и последующем резком охлаждении становится хрупким, - говорит Валерий Николаевич Анисимов, основатель крупнейшего в России специализированного колокололитейного предприятия «Вера». Однако цветные металлы, в том числе колокольная бронза, в таких условиях становятся мягкими и пластичными, а значит, не могут сломаться».


Валерий Николаевич демонстрирует видеозапись следственного эксперимента: обычный (и весьма благозвучный) колокол нагревают докрасна дизельной горелкой и сразу же опускают в холодную воду.
Рабочий ударяет в колокол кувалдой - звука нет, потому что бронза стала очень мягкой. Такой металл не может расколоться.


«Остывание колокола после отливки - очень деликатный момент, - рассказывает Валерий Николаевич. В это время металл уменьшается в объеме, колокол сжимается, все еще находясь на основе-стержне. Чтобы не допустить поломки, необходимо выбивать стержень сразу же, как только металл свежеотлитого колокола начнет затвердевать. Я сам поколол так немало колоколов: выходной, праздник, побежали, забыли колокол на стержне - утром получите трещину.

Испокон веков Россия славилась колокольным звоном. Поэтому неудивительно, что одной из главных достопримечательностей нашей страны является Царь-колокол.

«Голос» уникального колокола так никогда и не прозвучал, что со временем и стало одной из причин появления анекдота о великой стране, где есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит и т. д.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что отливали колокол для вполне практических целей, а его молчание — такое же стечение обстоятельств, как и пресловутый наклон Пизанской башни.

Собственно говоря, тот Царь-колокол, который теперь известен всему миру, является продолжателем целой «царской династии». Первый русский «Царь-колокол» был отлит в начале XVII века и верой и правдой прослужил москвичам около 50 лет. Но в результате сильного пожара в Москве 40-тонная громадина рухнула на землю и разбилась.

В 1654 году был отлит новый Царь-колокол, причём на его отливку пошёл и металл, оставшийся от предшественника. Этот «монарх», весивший более 130 тонн, повторил судьбу предшественника — прослужив полвека, во время очередного московского пожара в 1701 году упал с колокольни и разбился.

Петру Великому , которого больше интересовали пушки и корабли, было не до колокола.

Главный колокол России должен был создать француз

Вопрос об отливке нового Царь-колокола в 1730 году подняла императрица Анна Иоанновна . На сей раз вес царственного гиганта должен был достигнуть 200 тонн.

Выполнение столь масштабной задачи планировалось поручить иностранцам. Во Франции российским представителем было сделано щедрое предложение парижскому «королевскому золотых дел мастеру и члену Академии Наук» Жерменю .

Однако иностранный специалист, узнав, чего хотят от него русские, отказался наотрез. В итоге выполнение задачи поручили известному русскому мастеру Ивану Федоровичу Моторину и его сыну Михаилу Ивановичу Моторину .

Подготовка проекта и его согласование растянулись на три года. По традиции, часть металла на изготовление нового колокола взяли из осколков его предшественника.

Учитывая размеры Царь-колокола, изготавливать его было решено прямо в Кремле. На Ивановской площади для формовки изделия была вырыта яма 10 м глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно ее утрамбовав.

Были построены четыре литейные печи и устройство для подъёма кожуха.

Наконец, после завершения всех подготовительных работ 26 ноября 1734 года в Успенском соборе была проведена торжественная служба и получено церковное благословение. После этого началась плавка металла.

Сын за отца

Сказать, что процесс шёл тяжело, — это не сказать ничего. Уже через два дня вышли из строя две из четырёх печей. Ремонт шёл на ходу, и, возможно, из-за этого произошла новая беда — в результате взрыва сгорели почти все деревянные конструкции, что поставило проект под серьёзную угрозу.

Процесс отливки колокола, тем более подобной величины, идёт достаточно медленно. Он был в самом разгаре, когда 19 августа 1735 года внезапно умер Иван Моторин. Вся тяжесть работы упала на плечи его сына Михаила Моторина.

Наконец, 25 ноября 1735 года отливка Царь-колокола была завершена. Высота готового изделия составила 6,24 м, диаметр 6,6 м, вес — около 200 тонн.

Когда металл остыл, начались чеканные работы — на колокол наносились декоративные украшения и надписи. Всё это время колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.

Весной 1737 года работы по художественному оформлению Царь-колокола подходили к концу, и вскоре его «голос» должен был зазвучать над Москвой.

Великий раскол

Но здесь в дело вмешался... да, разумеется, очередной московский пожар. Троицкий, или Великий пожар в мае 1737 года наделал немало бед в Москве, в том числе изменив судьбу Царь-колокола.

Загорелась деревянная постройка над ямой, в которой находился колокол. Вниз стали падать горящие бревна. Прибежавшие на пожар москвичи стали лить на колокол воду, опасаясь, что он расплавится от высокой температуры.

Однако неравномерное и быстрое охлаждение вызвало образование более чем десятка трещин, в результате чего от колокола откололся кусок весом 11 тонн.

Существует ещё две версии того, как образовался осколок. По одной из них, причиной тому стало падение колокола при подъёме. По другой — трещины были вызваны технологическими ошибками при отливке колокола, а затем «списаны» на очень кстати случившийся пожар.

Как бы то ни было, к расколовшемуся гиганту интерес был утерян, и его оставили в яме на целое столетие.

Со временем в яму стали организовывать экскурсии для любопытных, которым хотелось своими глазами увидеть самый большой колокол. Выдвигались проекты подъёма колокола в конце XVIII и начале XIX века, но от них отказались из-за сложности и дорогивизны. Было предложение и о восстановлении колокола путём спайки, но оно было отвергнуто — у «восстановленного» Царь-колокола звучание было бы дефектным. А фальшивящий колокол куда хуже, чем молчащий.

Туристы осматривают Царь-колокол. Фото: www.globallookpress.com

На своём месте

Наконец, в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану , который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.

17 августа 1836 года сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола была завершена. Гигант был установлен на постамент, спроектированный Монферраном.

С того самого момента колокол, так и никогда не звонивший, вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир.

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

7 мая в связи с репетицией Парада Победы проход к кассовому павильону Музеев Московского Кремля в Александровском саду осуществляется только из станции метро "Библиотека им. Ленина" по подземному пешеходному переходу. Парковка автомобилей невозможна.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.