Избирательное благочестие епископа лонгина. Лонгин, архиепископ Банченский, викарий Черновицкой епархии (Жар Михаил Васильевич)

Преосвященный Лонгин (Жар), епископ Банченский, викарий Черновицкой епархии, основатель детского дома и Герой Украины, кажется, уже больше года не поминает своего предстоятеля, святейшего Кирилла, патриарха Московского и всея Руси.

В проповеди на Покрова прошлого года, епископ Лонгин заявил: «Еретические слова патриарха нашего, когда он говорит, что Бог как солнце, а лучи, которые идут к солнцу это все ереси, все вероисповедания на земле и все ведут к Единому Богу. Нам такое не сказали святые отцы, нигде не написано! Это он говорит, потому что его учитель митр. Никодим Ротов сдох как собака у ног папы римского. А ему предсказали: не иди туда, а то умрешь. Когда он поцеловал сандалию папы римского тогда сдох у ног его».

Также епископ Лонгин - чуть ли не единственный из архиереев всего вселенского Православия, который благословил проведение странного мероприятия: межправославного Синаксиса, прошедшего 4 апреля 2017 г. в Фессалониках, Греция. Участники этого собрания (более тысячи человек из разных стран мира, но, похоже, ни одного архиерея) заявили, что прекращают поминать святейшего Варфоломея, патриарха Константинопольского. Также они сообщили о намерении провести «всеправославный антиэкуменический собор» как раз в том монастыре, где настоятельствует епископ Лонгин. В программе грядущего собора - оглашение анафемы патриархам Варфоломею и Кириллу. Впрочем, повестка дня не опубликована, поэтому опираться мы можем лишь на заявления организаторов и предполагаемых участников, которые друг друга одиознее.

Какая была реакция Москвы на первое заявление Лонгина? - Затянувшееся на год молчание.

Однако, чтобы понять это молчание правильно, необходимо вспомнить аналогичный случай - заявление епископа Диомида (Дзюбана). В чем-то оба случая похожи: оба епископа находятся в приграничных епархиях, у обоих за плечами на момент выступления уже несколько лет опыта архипастрыской работы, оба достаточно молодые, но отнюдь не юнцы.

Непараллельная параллель - случай Диомида

На этом сходство заканчивается. Судите сами: 22 февраля 2007 года в Интернете епископом Диомидом за несколькими подписями было опубликовано Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви , содержащее критику руководства Московского Патриархата за «отступления от чистоты православного вероучения». Несколько позже появилось Пояснение к «Обращению» , которое с особой силой подчеркивает «необходимость скорейшего созыва Поместного Собора», не созывавшегося с 1990 года.

6 июня того же года было обнародовано Решение епархиального собрания и Открытое письмо Патриарху Алексию II, которые принципиально повторяют мысли «Обращения …», но в более категоричном тоне. Решение фактически требует от Священного Синода МП принесения покаяния в ереси: «1. Осуждаем экуменизм как ересь <…> Ради мира и церковного единства просим всех причастных к этой ереси принести покаяние и отречься от неё, да пребудем все едины в чистоте православного вероисповедания».

Официальная реакция Патриархии последовала 28 июня 2007 года, когда было опубликовано «увещательное послание» епископу Диомиду, принятое Духовным собором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры от 20 июня 2007 года, в котором высказывается мысль, что «своими обращениями преосвященный Диомид противопоставляет себя всей полноте Русской православной церкви и попирает принцип соборности».

То есть Патриархия вынесла первое предупреждение. Однако епископ Диомид не внял увещаниям и продолжал гнуть свою линию, выступаю с обличениями патриарха, но не разрывая с ним общения и продолжая настаивать на проведении Поместного собора.

В частности, 9 октября 2007-го было опубликовано интервью епископа Диомида, в котором он подверг критике молитву патриарха Алексия II в соборе Нотр-Дам де Пари, заявив, что «эта совместная молитва с католиками в Париже не делает чести Святейшему» и является «отступлением от нашего православного вероучения».

17 июня 2008 года появилось «Открытое письмо пяти клириков Чукотской епархии о прекращении поминания имени патриарха Алексия II на Божественной литургии, прямо обвиняющее Патриарха в ереси: «Боясь раскола с Богом и не желая подпасть под анафему за ересь экуменизма, мы прерываем молитвенно-литургическое общение с Вами, Ваше Святейшество, и со всеми теми, кто находится в литургическом общении с Вами».

После этого чаша терпения преисполнилась и последовала практически моментальная реакция: создана специальная богословско-каноническая комиссия РПЦ во главе с патриаршим экзархом всея Белоруссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым), которая изучила документы за подписью Диомида и пришла к выводу, что они порочат авторитет церкви и «фактически провоцируют раскол».

В связи с этим 27 июня 2008 года Филарет подписал заключение комиссии, в котором говорится, что «епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду». В тот же день Архиерейский Собор принял Определение «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского», гласившее: «… 2. За совершение канонических преступлений … епископ Диомид извергается из священного сана. 3. … Собор призывает епископа Диомида к немедленному прекращению деятельности, соблазняющей чад Церкви и провоцирующей раскол, и к принесению покаяния за содеянное перед всей Церковной Полнотой в лице Священного Синода на его ближайшем заседании… 5. Решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступает в силу в случае его отказа выполнить указания, содержащиеся в пункте 3 настоящего определения».

Таким образом, с момента заявления о прекращении поминания до извержения из сана прошло ДЕСЯТЬ дней.

Кроме того, невозможно себе представить, чтобы члены Священного Синода РПЦ служили с епископом Диомидом после его выступлений против патриарха.

Кстати, как раз митрополит Онуфрий (Березовский) был одним из совсем немногих членов Архиерейского собора РПЦ, кто голосовал лишь за запрещение в служении епископа Диомида, но без извержения из сана.

Украинские нюансы

Епископ Лонгин (Жар) перестал поминать патриарха Кирилла, о чем заявил на собрании в своем монастыре в начале марта 2016 года. Протодиакон Андрей Кураев заметил по этому поводу: «Главное не в том, что еп. Лонгин перестал возносить имя патриарха. В конце концов - не очень и обязан: он викарий, и его кириарх - в Киеве, не в Москве. Повсеместное вознесение имени патриарха всеми литургисающими (а не только главами епархий) - это чисто русская традиция. Но еп. Лонгин объявил патриарха Кирилла сущим вообще вне православной Церкви. А это нельзя не заметить».

Как к обличителю патриарха относятся коллеги-архиереи? На этот вопрос отвечает сухая церковная хроника.

6 мая 2016 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Киевский митрополит Онуфрий возглавил литургию в Вознесенском Банченском мужском монастыре. Митрополиту сослужили наместник обители епископ Банченский Лонгин, епископ Шепетовский и Славутский Евсевий, а также духовенство монастыря.

21 мая митрополит Онуфрий совершил литургию в храме Рождества Богородицы в с. Старый Вовчинец Черновицкой области. Ему сослужили епископ Банченский Лонгин и клирики епархии.

Весьма показательна поездка на празднование 39-летия интронизации грузинского патриарха Илии II, куда в составе делегации от УПЦ помимо митрополита Онуфрия участвовали также управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ епископ Ирпенский Климент (Вечеря), а также всё тот же епископ Банченский Лонгин (Жар). Украинских же мирян представлял народный депутат от Оппозиционного блока Вадим Новинский, который сам написал о своем членстве в делегации, опубликовав в Фейсбуке фотографии с приема у патриарха Илии.

Уже в этом году, 9 января, в Банченском монастыре у епископа Лонгина совершает литургию митрополит Киевский Онуфрий с еще двумя архиереями - митрополитом Черновицким и Буковинским Мелетием и епископом Хотинским Вениамином.

Пока писалась эта статья, митрополит Онуфрий 23 апреля снова посетил Банченский монастырь и даже запечатлился с епископом Лонгином на фото, которое уже облетело социальные сети.

Примечательно, что ко всему прочему владыка Лонгин является членом Межсоборного присутствия РПЦ - совещательного органа, содействующего высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся ее наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности.

Приграничное состояние

Как уже было сказано, и Чукотская епархия тогдашнего епископа Диомида, и Черновицко-Буковинская епархия, где викарствует епископ Лонгин находятся у самых границ РПЦ.

Но есть два ключевых отличия: за Чукоткой - Тихий океан, за Буковиной - православная Румыния, а в ней - Румынская Православная Церковь, от которой Буковинская митрополия (вернее, часть, оказавшаяся на территории УССР) была в 1944-1945 гг. отторгнута и передана Московскому Патриархату. Впрочем, в Румынском Патриархате она тоже находилась недолго - с 1918 г., а до этого Буковинская митрополия была фактически автокефальной, номинально подчиняясь Сербскому Патриархату.

В случае вызова епископа Лонгина на московский ковер, как заметил протодиакон Андрей Кураев, репрессии против викария могут восприниматься как национальное притеснение: в Герцаевском районе Буковины, где находится титульное село и монастырь епископа, 93 % населения - румыны.

Кроме всего прочего, есть и юрисдикционная особенность: епископ Диомид находился непосредственно в ведении Москвы, тогда как епископ Лонгин входит в состав епископата Украинской Православной Церкви, т. е. «первой инстанцией» в его случае является Киевская митрополия.

Однако Священный Синод УПЦ уже в течение года закрывает глаза на все заявления епископа Лонгина в адрес патриарха Московского: вопросы, связанные с позицией Лонгина, не нашли отражения в журналах заседания Синода.

Подводя итоги

Итак, епископ Лонгин, несмотря на должность викарного епископа, фигура достаточно влиятельная, с большими связями как среди православных маргиналов (устроителей самочинных собраний), так и среди членов украинского Священного Синода, которые, несмотря на скандальные заявления Банченского владыки, демонстративно сослужат с ним и приглашают в официальную делегацию УПЦ, но, вероятно, не разделяют его зилотскую позицию. При этом можно допустить, что фигура епископа Лонгина является в руках украинского епископата определенным рычагом влияния на московское руководство и возможностью в некоторой степени подчеркнуть свою независимость.

Сам епископ Лонгин занимает подчеркнуто враждебную позицию к украинской власти, но столь же враждебная позиция к патриарху Московскую, которую Лонгин занимает достаточно долго и последовательно, не дает повода видеть в нем агента Москвы. Также он не давал поводов заподозрить его в симпатиях к сторонникам автокефалии УПЦ.

Его «антиукраинскость» и косвенная «антирусскость» (скорее, если можно так выразиться, «антикирилловость») позволяют предположить, что свободно владеющий румынским языком епископ Лонгин будет склоняться к Румынии, однако вряд ли тамошний Священный Синод встретит его с распростертыми объятиями: уж слишком резок епископ Лонгин своим неприятием любых проявлений экуменизма. Румынский Священный Синод в этом вопросе занимает совершенно другую позицию: ««со скорбью в наших душах мы отмечаем, что в фанатичной и разрушительной манере некоторые смутьяны ввели в заблуждение клириков и верующих, неправдиво и клеветнически заявляя, будто Собор на Крите объявил экуменизм догматом веры, и что некоторые клирики, поверив этому обману, неканонично прервали литургическое поминовение своих епископов, тем самым нарушая мир и единство Церкви своей раскольнической позицией».

Учитывая давние дружеские связи и лояльность митрополита Онуфрия к епископу Лонгину, можно предположить, что ситуация так и останется в подвешенном состоянии: . В частности, на мою просьбу прокомментировать случай Лонгина один из высокопоставленных сотрудников митрополии заявил, что «еще не пришло время».

Осмелюсь предположить, каким может оказаться развитие событий по самому «тяжелому» сценарию: после объявления анафем православным патриархам-«экуменистам» участники «антиэкуменического собора», если такой состоится в Банченах, с опорой на местное румыноязычное население могут, «радея за чистоту веры», заявить о восстановлении древней Буковинской митрополии с тем статусом, которым она обладала в рамках Австро-Венгрии (фактическая автокефалия).

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Анна Петросова

27.09.2013 - 05:07

На украинско-румынской границе в селе Банчены (западная Украина) располагается необыкновенная обитель – Свято-Вознесенский монастырь. Здесь живет известный на всю Украину монах-усыновитель. У 48-летнего архимандрита Лонгина (в миру Михаил Жар) 332 ребенка. Многие из них ВИЧ-инфицированы, больны гепатитом С и ДЦП. Отец Лонгин забирает из детских домов и интернатов самых безнадежных, с тяжелейшими диагнозами детей и даже если не спасает их от смерти, то продлевает им жизнь в заботе и любви.

Пряничный городок

Своим детишкам батюшка отстроил великолепный приют в селе Молница, настоящий детский пряничный городок с цветами и сказочными фигурками. Для мальчиков, для девочек и для ВИЧ-инфицированных детей возвели три разноцветных корпуса. Мраморные лестницы оборудованы подъемниками для тех ребят, кому трудно самостоятельно передвигаться.

Здесь очень уютно и пахнет по-домашнему. В комнатах красивая мебель, ковры, множество игрушек. Везде – аквариумы с рыбками и цветы. За воспитанниками ухаживают 104 человека, из которых 65 – монахини, остальные – оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Дети (кому позволяет здоровье) свободно бегают по корпусам, играют в шумные игры. Они часто подбирают на улице котят или щенков и приносят их в дом. Им не запрещают выхаживать животных, их добрые побуждения только приветствуются.

Для своих деток батюшка также построил бассейн, сауну, теплицу, стадион со специальным покрытием.

Однажды младшие дети попросили у папы – отца Лонгина – ролики. Он ролики купил – больше 200 пар, но оказалось, что кататься на них в деревне негде. Тогда на помощь приехали иноки из Банчен (монахи любят навещать детей, дарить им подарки на дни рождения) и проложили асфальт на заднем дворе приюта.

У архимандрита Лонгина много наград – церковных и государственных, в том числе и звание Герой Украины. Инок действительно стал для украинцев буквально национальным героем, но для своих нескольких сотен детей он просто папа, который окружил их заботой и любовью. Он и в футбол с ними играет...

До сих пор, несмотря на безумную занятость, отец Лонгин часто с утра сам варит суп для своих детишек! Когда он появляется в детском городке, ребята бегут к нему со всех ног: «Папа, папочка пришел!» Будучи не в силах дотянуться до каждого, чтобы обнять и поцеловать, батюшка ложится на пол, а малыши наваливаются на него сверху с визгами и хохотом: «И меня поцелуй, папочка! И меня!»

У самого отца Лонгина было трудное детство. Он очень бедно жил с матерью, уже в 11 лет вышел работать на ферму дояром. Один день учился в школе, второй – трудился на ферме. Пропускал много уроков, пришлось перейти на ночную работу скотником. «У меня были только одни штаны, мамины, - вспоминает архимандрит. - Ночью я убирал за скотом, а утром стирал свои штаны, обматывался простыней, надевал поверх нее мокрые брюки и шел в школу. Дети от меня шарахались – даже после стирки одежда воняла фермой. Друзей у меня не было – никто не хотел со мной играть» .

А вскоре он остался сиротой. После смерти матери полгода пролежал в больнице. Как-то зимой стоял на улице, смотрел на дым, вьющийся над соседскими крышами, и вопрошал Бога: «Господи, почему у меня нет дров? Да ладно с ними, с дровами… Вот если бы мама была жива!.. Но нет ни мамы, ни тепла, ни семьи. Почему?!»

Поэтому когда в голодные 90-е, будучи молодым священником в храме села Бояны, отцом троих детей, Михаил Жар привез в детский дом молоко, он долго не раздумывал. Условия, в которых находились дети, настолько потрясли 27-летнего батюшку, что тот сразу забрал с собой двух малышей.

Немного погодя отец Михаил увидел в черновицком детском доме трехлетнего Ваню с ДЦП. Ему стало так жаль этого ребенка, что он убедил жену Лидию забрать мальчика. Малыша возили по святым местам, клали в ясли, где родился Иисус Христос. И он начал ходить! Сейчас ему 24 года, папа назначил его директором магазина. На все вырученные деньги Ваня накупает сладостей и раздает другим детям. После Ивана официально отец Михаил усыновлял детей до тех пор пока не переполнилось место в паспорте. Остальных он уже брал под опеку.

Обитель

В 1996 году отец Михаил принял постриг, стал иноком Лонгином, но это вовсе не означало, что батюшка оставил своих детей. Они переехали вместе с ним на новое место. По благословению он начал строить обитель, с первыми четырьмя монахами обживать пустырь. Местные жители хорошо знали батюшку и любили, как-никак до пострига он служил по соседству. Поэтому, когда началось строительство монастыря, помощников собралось много: работали на стройке, везли кирпич, бревна, продукты и деньги.

Со временем на территории монастыря выросло семь храмов, трапезная, братские корпуса, колокольня, фонтан, вольер с павлинами, конюшня для пони - малышей катать. Вместе со строениями росло и количество детей, опекаемых отцом Лонгином.


«Однажды отпевал я молодую женщину , - вспоминает архимандрит. - Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из них был еще крошечка. Я спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах, - говорю. - Пойдете ко мне жить?». Кивают. Ну, я и привез их в монастырь» .

Когда детей стало больше, чем монахов, начали думать о строительстве для них отдельного здания. Удобное место нашлось в четырех километрах от монастыря, в селе Молница. А в Боянах в то время на базе прихода образовалась женская монашеская община. Сестры и стали заниматься детьми.

Так и получилось, что теперь в Банченах – мужской монастырь (в нем сейчас – 86 монахов), в Боянах – женский (в нем – 120 монахинь), а в Молнице – детский приют. Отец Лонгин – духовник обоих монастырей.

При такой насыщенной жизни отец Лонгин не отличается здоровьем. Он перенес три инфаркта, две операции на сердце, удаление раковой опухоли и химиотерапию. В 2004 году во время операции у отца Лонгина остановилось сердце. Врачи не могли запустить его пять часов.

– Помню, я на минуту пришел в сознание и подумал: «Господи, если ты позволишь мне пожить еще немного, я построю собор Святой Троицы» , - вспоминал архимандрит. - Бог даровал мне жизнь, и я сдержал свое обещание. Просил, чтобы люди приходили и клали по одному кирпичику в строящиеся стены храма. Собор строили пять лет. Сейчас это один из красивейших и крупнейших православных храмов в Европе .

Приют для отверженных

В 2002 году в доме малютки отец Михаил увидел двухмесячную Ларису. От нее отказалась мать, потому что дочь была ВИЧ-инфицирована. Воспитатели держали ее запертой в отдельной комнате. Девочку вообще не брали на руки, а к кроватке подходили в маске и перчатках. Врачи предупредили батюшку, что СПИДом могут заразиться все члены его семьи. Было страшно, но еще больше было жаль обреченного младенца. За одну ночь монахи провели воду в отдельную комнату, поставили в ней самую красивую кроватку. Потом отец Лонгин отправился в женский монастырь и сказал монахиням: «Я взял девочку с ВИЧ. Кто желает ухаживать за ней, понимая, что и сам может заразиться неизлечимой болезнью?» Вызвались сразу несколько человек. Девочку окрестили Филафтеей, она почти не ходила, потому что ее все время носили на руках. Потом Филафтея немного окрепла, она приходила в церковь и, когда иноки пели, стояла перед ними и дирижировала. А недавно врачи были очень удивлены, увидев ее анализы: следов ВИЧ-инфекции в крови нет. Сейчас Филафтея учится в пятом классе и ей сняли страшный диагноз.

А в 2009 году, когда отец Лонгин оформил опеку над 36 малышами в возрасте от года до семи лет из Киева, Николаевской, Одесской и Днепропетровской областей, заселили корпус для ВИЧ-инфицированных детишек. В настоящее время здесь живут уже 80 ребят с таким диагнозом: отец Лонгин собрал их из детских домов по всей Украине. Их не ограждают от других воспитанников: ребята вместе ходят в школу, играют, плавают в бассейне. Единственное, сестры следят, чтобы малыши чистили зубы индивидуальными щетками. Эти ребятишки нуждаются в постоянном медицинском наблюдении, поэтому в приюте было создано детское отделение областного центра СПИДа, где они находятся на антиретровирусной терапии и их кормят очень калорийной пищей, потому что всем прописаны сильные лекарства.

«Малыши меняются на глазах: сразу поправляются, веселеют, расцветают , - утверждает старшая медсестра центра, помощник эпидемиолога Раиса Килару. - Шести деткам уже сняли диагноз ВИЧ-инфекция... Дети пробыли в нашем центре всего полтора года и излечились. Мы трижды брали анализы у Филафтеи, Миши, Лаврентия, Антона, Алины и Валентина. Тесты подтвердили, что в крови детей вирус иммунодефицита отсутствует» .

Важнейшим для монастыря событием стало открытие в конце 2011 года дома инвалидов. Под опекой архимандрита находится 125 детей-инвалидов, самому старшему двадцать лет, а младшей – годик.

…Глеб живет в приюте 18 лет. Больная раком мать родила сына-калеку и перед смертью сама принесла младенца отцу Лонгину. Глухой, слепой, с тяжелейшим поражением нервной системы, он узнает людей только по прикосновениям. 11-летний Нектарий с рождения страдает гидроцефалией и артрогриппозом. У мальчика огромная голова, маленькое тело и недоразвитые конечности. Лежа на полу, он улыбается гостям и кивает головой.

Степу батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчик выскочил вперед и прочитал стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за батюшкой, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!» Батюшка заплакал, обнял Степу и увез с собой. Теперь по большим церковным праздникам отец Лонгин берет его на звонницу. Степа звонит в колокола, зажав канат в зубах. В новом доме он подружился с Ромой, который играет на синтезаторе, его поставили – специально – рядом с его кроватью. Этому мальчику трудно передвигаться. У него – ДЦП.

Кроме трех сотен детей и двухсот иноков, под опекой отца Лонгина находятся еще и 60 живущих при монастыре престарелых людей.

Архимандрит Лонгин не перестает дивиться тому, откуда берутся средства на содержание такого количества людей. Каждый день он ходит на почту: туда постоянно приходят денежные переводы со всей страны. Помогают спонсоры. К примеру, одна женщина подарила детям корову, другая – два гектара земли. На этих гектарах для детского городка монахини выращивают картошку. Помимо этого, в угодьях обителей – поля, сады, огороды, ферма, цветочные оранжереи. Дети трудятся на монастырских хозяйствах наравне со взрослыми. В итоге, своих продуктов и монастырю и приюту хватает, а излишки бесплатно передают окрестным социальным учреждениям.

Однажды вечером с монахами архимандрит Лонгин трудился в поле: собирали кукурузу. В тот момент к нему прибежали с кухни и сообщили, что закончилось подсолнечное масло и не на чем готовить ужин. Вечером местные магазины закрыты, но чтобы приободрить всех батюшка сказал: «Если надо, Господь пошлет нам подсолнечное масло» . Прошло полчаса, и вдруг в обитель приехал незнакомый мужчина: «Батюшка, я привез вам… 200 литров подсолнечного масла» . На радостях монах схватил мужчину за руки и стал кружиться с ним: «Тебя послал сам Господь. Сегодня в монастыре закончилось подсолнечное масло!» Тот вырвался и убежал, а через час мужчина вернулся: он привез еще 40 литров масла!

Сейчас отец Лонгин строит поселок для повзрослевших отпрысков. Двадцать детей уже сыграли свадьбы. Все они получили высшее образование. «Но разве можно в наше время построить дом на зарплату учителя или врача? - сокрушается архимандрит Лонгин. - Помогаю, чем могу: оставить детей на половине дороги – большой грех. Сейчас мы строим 10 домов. Но скоро будут новые свадьбы. Чтобы обеспечить всех жильем, я взял в аренду землю в Черновцах. Если Господь сподобит, скоро зальем фундамент под многоквартирные дома» .

Дата рождения: 19 августа 1965 г. Страна: Украина Биография:

Родился 19 авгута 1965 г. в с. Петрашивка Глыбокского (ныне Герцаевского) р-на Черновицкой обл.

В 1971-1981 гг. учился в средней школе с. Петрашивка.

В 1991-1995 гг. заочно обучался в Ново-Нямецкой (ныне Кишиневской) духовной семинарии.

С 2002 г. обучался в Черновицком православном богословском институте, который окончил в 2007 г.

18 января 1990 г. епископом Черновицким и Буковинским Антонием (Москаленко) рукоположен во диакона, 19 января того же года — во пресвитера, после чего назначен настоятелем Параскевского храма с. Подвальное Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния, храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Бояны Новоселицкого благочиния и Параскевского храма с. Банчены Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния .

30 апреля 1996 г. по благословению пострижен в монашество с именем Лонгин в честь св. мч. Лонгина Сотника (память 16/29 октября). Постриг совершил секретарь Черновицкого епархиального управления .

С 1996 г. во исполнение решения Священного Синода УПЦ (журнал № 51 от 6 декабря 1996 г.) осуществлял строительство Вознесенского мужского монастыря в с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл., который был освящен в 1998 г.

С 1999 г., исполняя решение Священного Синода УПЦ (журнал № 29 от 28 декабря 1999 г.), осуществлял строительство женского монастыря в честь Боянской иконы Божией Матери в с. Бояны Новоселицкого р-на Черновицкой обл.

Одновременно с благоустроением обителей занимался строительством приюта для детей-сирот. Приют располагался в Банченском монастыре, а затем переведен в с. Молница Герцаевского р-на, где был построен комплекс зданий нового приюта. 29 сентября 2002 г. приют был освящен Блаженнейшим митрополитом Киевским Владимиром.

Решением Священного Синода УПЦ (журнал № 54 от 16 июля 2008 г.) утвержден наместником Вознесенского Банченского мужского монастыря в с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл. с возведением в сан архимандрита.

С 31 июля 2006 г. по сентябрь 2011 г. руководил строительством Свято-Троицкого собора в Банченском монастыре, который 2 октября 2011 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

За выдающиеся личные заслуги в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и многолетнюю благотворительную деятельность в 2008 г. указом Президента Украины присвоено звание Герой Украины.

Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2012 г. (журнал № 47) избран епископом Банченским, викарием Черновицкой епархии.

Наречен во епископа 21 мая 2012 г. в храме Всех святых киевского Пантелеимонова монастыря в Феофании. 22 мая за Божественной литургией в соборном храме Пантелеимонова монастыря. Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский Владимир.

17 августа 2017 г. за Литургией в Успенском соборе Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием в сан архиепископа.

Образование:

1995 г. — Ново-Нямецкая (ныне Кишиневская) духовная семинария.

2007 г. — Черновицкий православный богословский институт.

Епархия: Черновицко-Буковинская епархия (Викарный архиерей) Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Лонгина (Жара) при наречении во епископа Банченского, викария Черновицкой епархии.

Прим.Ред. – Очень прискорбно, что вставшие на путь исповедничества, иногда не могут понести этот крест и отказываются от него. Ведь м.Онуфрий является активным помощником еретика – лжепатриарха Кирилла. Он ни разу не выступил против насаждаемой в РПЦ МП гундяевской ереси. Кроме того, он подписался под богоотступническим одобрением проектов еретических итоговых документов критского собора на архиерейском соборе в феврале 2016 года.

Так чем м.Онуфрий так уж отличается от еретика Гундяева? Ничем. Являясь предстоятелем украинской церкви он также ведет ее в лапы антихриста. Поэтому странным выглядит ярое неприятие еп.Лонгиным п.Кирилла и сослужение и братание с м.Онуфрием. Господи помилуй и укрепи епископа Лонгина в отстаивании Истины!

Глава УПЦ МП м. Онуфрий совершил литургию на третий день Рождества в Банченском монастыре, наместник которого обвиняет Патриарха Кирилла в ереси, а главу ОВЦС МП – в служении антихристу.

Митрополит Киевский и всея Украины УПЦ МП Онуфрий (Березовский) совершил 9 января, на третий день праздника Рождества Христова, литургию в Вознесенском Банченском мужском монастыре в Герцаевском районе Черновицкой области. Как сообщает “Патриархия.Ру”, предстоятелю сослужили митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий, наместник обители епископ Банченский Лонгин , епископ Хотинский Вениамин, а также духовенство монастыря и клирики епархии.

По завершении богослужения Онуфрий обратился к братии и прихожанам сначала на румынском языке, поскольку подавляющее большинство из них по национальности - румыны, а затем - на украинском. Он поздравил всех присутствующих с праздником Рождества Христова и днем памяти святого архидиакона и первомученика Стефана, пожелал мира, доброй молитвы, здоровья и Божией помощи во всех благочестивых делах и начинаниях.

М.Онуфрий также посетил воспитанников дома для детей-инвалидов «Вера, Надежда и Любовь» и детского дома в с. Молница, которые опекает Банченский монастырь. Его сопровождали митрополит Мелетий, наместник монастыря епископ Лонгин и епископ Вениамин. Дети исполнили рождественские колядки, песнопения и продекламировали стихи.

Епископ Лонгин известен своей непримиримой позицией по отношению к Патриарху Кириллу (Гундяеву), которого он считает еретиком, а в последнее время и к председателю ОВЦС МП митрополиту Илариону (Алфееву), которого Лонгин называет “служителем антихриста”.

Так, в своей проповеди 14 октября прошлого года, епископ Лонгин заявил с амвона: “Еретические слова патриарха нашего, когда он говорит, что Бог как солнце, а лучи, которые идут к солнцу это все ереси, все вероисповедания на земле и все ведут к Единому Богу. Нам такое не сказали святые отцы, нигде не написано! Это он говорит, потому что его учитель митр. Никодим Ротов сдох как собака у ног папы римского. А ему предсказали не иди туда, а то умрешь. Когда он поцеловал сандалию папы римского, тогда сдох у ног его… И вы видите, этот служитель антихриста, митрополит Иларион, говорит, что надо менять Библию”.

ДРУГИМ “НЕ ПОМИНАЮЩИМ” МОНАСТЫРЯМ НУЖНО ПОДУМАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ К НИМ “НАЧАЛЬСТВО” ПОНАЕДЕТ…

У этих тактика такая: Поражу пастыря и рассеются овцы”

Один удар по священству и по общине.

А тут и думать нечего, тактика проста, бойкотировать, запереть врата монастыря и не пускать….

«Узкий путь» спасения или дорога в ад? Церковная смута, вызванная встречей патриарха Кирилла с папой римским, увы, растёт и ширится. И если сперва её главными поджигателями выступали немногочисленные «зилоты» - маргинальные и экзальтированные - то со временем в водоворот событий начинают втягиваться всё более широкие слои православной общественности и духовенства. Теперь эта волна докатилась и до епископата.

Так, недавно епископ Банченский Лонгин (Жар), викарий Черновицко-Буковинской епархии УПЦ МП, выступая перед собранием верующих, сказал: «Сегодня тревожно. Каждая душа в православном мiре очень обеспокоена, все люди очень обеспокоены тем, что происходит сегодня. Потому что мы не хотим потерять спасения. И мы хотим ту веру, которая дана нам один раз и навсегда, которая не меняется, сохранить и сберечь.

Мы молимся за святейшего патриарха Кирилла. И братья наши молятся, и вы должны молиться. Но поминать на литургии его я не могу, потому что не знаю: кто - православный, кто - католик, кто - еретик. Документ, который принят по итогам встречи святейшего и папы римского… Это ересь, братья и сестры! Это настоящая ересь.

Мы все пришли в монастырь, оставив этот мiр, не потому, что нам не было что в нём (в мiру - К.Д.) делать. Мы полюбили Господа Бога. Нас никто не заставлял любить Его. Нас никто не заставлял оставить своих матерей, родителей своих, и прийти в монастырь. Меня заставила любовь Божия, когда я узнал, что Он из-за меня пострадал на Кресте…

Я прошу у Святейшего Патриарха прощения, но пусть и он попросит прощения у нашей Православной Церкви, у православных христиан и у всех святых отцов, которые 1000 лет сохраняли Истину, которых он оскорбил...

Я хочу оставаться верным Господу Богу! Я призываю братьев и сестер и всех православных христиан: мы не людям должны оставаться верными, а Самому Господу Иисусу Христу и истинной нашей Православной Церкви! Простите, но я никогда не буду единым с еретиками. Я - православный! У меня есть догматы и каноны Православной веры, и я не стану предателем!»

Это заявление владыки Лонгина почти дословно перекликается с известным обращением епископа Чукотского Диомида (Дзюбана), которое он обнародовал 22 февраля 2007-го года. Вспомним: тогда обращение чукотских клириков послужило причиной весьма прискорбной истории, закончившейся извержением владыки Диомида из сана на Архиерейском Соборе 2008-го года и его уходом в раскол с немногочисленной группой единомысленных священников и мирян.

Неужели мы второй раз наступим на те же грабли? Не дай Бог! Было бы очень горько и обидно вновь повторить старые ошибки. Тем более, что и в основании диомидовского обращения, и в основании призывов епископа Лонгина лежат благие намерения, справедливые недоумения и правильные слова. Вопрос лишь в том, как именно эти слова и намерения собираются претворять в жизнь их благочестивые авторы. Как они планируют разрешить свои недоумения? С помощью каких внутрицерковных инструментов собираются отстаивать свою позицию?

Эти вопросы принципиально важны для правильного понимания происходящего. Ибо если инструментом «ревнителей» станет новая церковная смута, новый раскол, тогда грош цена всей этой «благонамеренности». Православные знают: именно такими «благими намерениями» вымостил дорогу в ад лукавый враг рода человеческого! Если же нам удастся удержать ситуацию в конструктивном русле, если удастся не допустить раскола и пресечь разгул разрушительных страстей, прикрывающихся благочестивыми фразами, то само по себе стремление оздоровить церковную жизнь законными способами можно только приветствовать.

Более того, в этом случае происходящее вполне можно будет описать словами русской пословицы: не было бы счастья, да несчастье помогло! Ибо тогда злополучная встреча патриарха с папой поневоле станет катализатором широкого внутрицерковного обсуждения самых больных вопросов, самых злободневных проблем нашего церковного бытия. Тех самых вопросов и проблем, которые годами замалчивались равнодушными церковными чиновниками и заметались под ковёр «широко мыслящими» либерал-экуменистами.

Решать наболевшие проблемы и отвечать на злободневные вопросы, безусловно, надо. Более того, давно пора. Но - только не ценой церковного единства! Здесь - центральный пункт наших расхождений с «зилотами». Именно здесь находится своего рода духовная развилка, этакое распутье, как в известной сказке про русского богатыря. Думай-де и решай, добрый молодец. Выбирай: налево пойдёшь, Церкви навредишь и свою душу погубишь, направо пойдешь - другим поможешь и сам спасешься…

Экуменист экуменисту рознь? Кто же такой этот епископ «Лонгин-непоминающий»? Он, без преувеличения, личность выдающаяся. Имеет звание «герой Украины», которое ему присвоил в 2008-м году президент «за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки, многолетнюю благотворительную деятельность». А кроме того, является кавалером ещё четырёх государственных и шести церковных орденов!

Владыка Лонгин знаменит на Украине тем, что он усыновил почти 400(!) детей. Самостоятельно, без государственной помощи, построил для них церковный приют. На пустыре, «с нуля», выстроил обширный Свято-Воскресенский мужской монастырь. Кстати, главный собор этого монастыря в 2011-м году освятил патриарх Кирилл, после чего посетил церковный приют, обустроенный наместником, тогда ещё архимандритом Лонгином, и собственноручно вручил ему орден святого равноапостольного князя Владимира III степени.

Короче, с какой стороны ни глянь, весьма достойный иерарх. И за дело болеет: к 46-ти годам, говорят, перенёс три инфаркта. Учитывая всё вышесказанное, его слова о прекращении возношения имени патриарха Кирилла во время Литургии могут иметь большое влияние на многих верующих. Не скрою: и я, грешный, попал под впечатление этих слов. Поэтому решил ознакомиться с позицией епископа Лонгина поподробней.

И тут… Я вдруг обнаружил… Не то, чтобы лукавство, нет. Но какую-то странную избирательность обличительной ревности владыки.

Например, я не могу понять, почему владыка Лонгин, столь строгий к московскому патриарху Кириллу, ни разу не упрекнул в отступлении от православия своего киевского митрополита, покойного Владимира (Сабодана, + 2014), из рук которого пять раз, начиная с 2004-го года, принимал церковные ордена? А ведь за это время митрополит Владимир успел ТАКОГО наговорить про католиков, униатов и экуменизм, что патриарху Кириллу и в страшном сне присниться не могло!

Чего стоит, например, его заявление о том, что «если судить из древней практики, то Таинства католиков и православных считают действительными обе Церкви — это не сегодняшнего дня постановление. Практика такая, что если, скажем, священник Католической Церкви переходит в Православие или наоборот, он принимается в том сане, в котором он есть. Это значит, что Таинства взаимно признаются. Это касается именно Римо-Католической Церкви. И Греко-Католической, поскольку это часть Римо-Католической Церкви, только восточного обряда».

Опубликованы эти перлы униатства были не где-нибудь, а в официальном органе УПЦ МП - «Церковной газете» (№8, март 2007). Но тогда это почему-то ничуть не оскорбило столь ранимую ныне православную совесть владыки Лонгина, и он благополучно продолжил поминать митрополита Владимира на Литургии. А вот нынче поминать патриарха Кирилла - прекратил, хотя патриарх ничего, даже близко напоминающего униатские бредни митрополита Владимира, на встрече с папой римским не говорил…

Но епископ Лонгин строг только к русскому патриарху. К своему украинскому митрополиту он относится гораздо снисходительнее! Поэтому ни словом, ни намёком не возразил ему даже тогда, когда, отвечая на вопросы корреспондентов радио «Свобода», владыка Владимир признал, что во времена «гонений на греко-католиков» он «сохранял для них храмы и паству».

Не верите? Извольте убедиться. Интервью это состоялось 14 февраля 2007-го года. Корреспонденты «Свободы» спрашивают украинского первоиерарха:

«Ваше Блаженство, Вы долгое время служили в Западной Европе, много встречались с католиками, с протестантами, были во Всемирном Совете Церквей. Скажите, почему само понятие «экуменизм», которое, собственно, означает путь христиан к общей евхаристической чаше, стало ругательным среди православных?

Когда разговариваешь с православными епископами, долго служившими на Западе, то понимаешь: они знают, что католики - братья, что у них есть апостольское преемство. Почему же людям не разъяснить, что католики - это не так плохо и не так «богомерзко», как об этом в каких-то брошюрах пишут?»

На такие вопросы митрополит Владимир, среди прочего, отвечает:

«Я с вами согласен, что надо людям разъяснять. И это в некоторой степени делается… Еще придут времена, все станет на свои места… Православные люди, и в этом в какой-то степени виновата Церковь, недостаточно информации получали в прошедшие времена…

В экуменическом движении никогда не было измен, никто не изменял Православию. Наоборот, люди, которые занимались экуменическим движением, свидетельствовали о том, какая богатая наша Православная Церковь…

Недавно во Франции прошли дни Киево-Печерской Лавры. Мы, православные, действительно служили короткие молебны в католических храмах...

Когда официально уничтожили Греко-Католическую Церковь на украинской территории, мы держали в своих приходах много греко-католиков, в духовных школах обучались те люди, которые сегодня составили ядро Греко-Католической Церкви: священство и так далее. Мы сохранили для них и храмы, и души, и прихожан…»

Каково, а? В католических храмах служим, униатам помогаем! Но всё это благополучно просвистело мимо ушей владыки Лонгина, который в те времена, вместо обличений, смиренно взывал к митрополиту Владимиру: «Усердно прошу Вас, Ваше Блаженство, помолитесь о моей немощи…».

Канцелярское богословие вместо духовного рассуждения. С учётом всех этих странностей, обличительная речь епископа Лонгина перед прихожанами предстаёт в несколько ином свете. Особенно яркой становится её полная догматическая беспомощность, какое-то мелочное «канцелярское богословие». И если догматическую безграмотность владыки можно ещё объяснить тем, что он в свои пятьдесят с лишним лет так и не удосужился получить систематическое богословское образование (учился только заочно, сперва в Кишинёвской духовной семинарии, затем - в Черновицком православном институте), то какая-то болезненная, мелочная придирчивость к тексту Гаванской декларации, на мой взгляд, вовсе необъяснима.

Вот, например, как епископ Лонгин «обличает» патриарха Кирилла за то, что пресс-служба Московской Патриархии о Гаванской декларации написала: «Документ принят по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».

«Какой он (папа Франциск - К.Д.) святейший, - возмущается владыка Лонгин, - когда все отцы, все наши святые отцы Православной Церкви называют латинян еретиками? Мы их губим, мы не даем им подняться, покаяться. Вот он сейчас "праведный" папа римский, потому что патриарх всея Руси сказал, что папа - "святейший". Но он для нас - еретик!»

Некоторые могут задуматься: а ведь и впрямь, как так можно? Можно, не сомневайтесь! В том, чтобы называть человека так, как он сам себя называет, нет никакого греха.

Например, Вселенские православные патриархи на протяжении долгих веков обращались к турецкому султану в соответствии с его полным титулом так: «Султан и владыка Блистательной Порты, властитель Дома Османа, султан султанов, хан ханов, предводитель правоверных и наследник пророка Владыки Вселенной, защитник святых городов Мекки, Медины и Иерусалима, император Константинополя, Адрианополя и Бурсы, городов Дамаска и Каира, всего Азербайджана» и прочая, и прочая, и прочая…

Или, например, так: «Великий султан (имя) хан, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и защитник христиан…»

И никому, заметьте, не приходила в голову дикая мысль прервать с ними из-за этого евхаристическое общение!

Впрочем, епископ Лонгин о таких «мелочах» не задумывается. Он продолжает громить «патриарха-отступника»: «Я не поминаю патриарха Кирилла на святой Литургии - самое главное - из-за 5-го пункта (Гаванской декларации, в котором сказано): ″Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии″. Что он (патриарх Кирилл) хочет? Чтобы мы причастились с папой римским, или что? Без покаяния, без исправления?»

Ораторы, часто выступающие перед большой аудиторией, хорошо знают этот грязный приём. Чтобы опорочить оппонента, нужно вначале процитировать его слова, а потом, без перерыва, без какого-либо объяснения, приписать ему «злодейские» намерения, о которых в тексте на самом деле нет и помину…

Владыка Лонгин, увы, действует именно так. Сама по себе фраза - «Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии» - есть лишь констатация бесспорных и очевидных фактов. Не более того! И попытка приписать, основываясь на этих словах, патриарху Кириллу какое-то мифическое желание вступить в евхаристическое общение с еретиками-папистами - подлое передёргивание.

Именно так - давайте называть вещи своими именами - с помощью подлых передёргиваний, епископ Логин пытается создать у слушателей впечатление, будто патриарх Кирилл совершил «предательство веры». Вот ещё примеры таких грязных ораторских приёмов владыки:

«(В Декларации сказано) ″Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников″. Так они (по мысли Лонгина - патриарх Кирилл и другие «предатели Православия») называют всех святых Православной Церкви! Предшественники - они во всем виноваты, виноваты, что открыты эти раны.

Далее (в Декларации говорится про) ″различия в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого″. (Там ещё сказано) ″мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности″.

Значит, все святые были слабые, грешные. Какое право они имели осквернять мою святыню, мою Церковь, моих святых отцов, обвинять их в том, что они грешные? Они умирали за Веру, чтобы догматы нашей Церкви никогда никто не поругал. И они оставили нам истинную Православную веру, а не ересь латинян.

Далее (в Декларации сказано про разделение) ″произошедшее вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: ″Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино″. Вот, с кем мы должны быть едины? В истинной Церкви Божией, а не с папой римским мы должны быть едины!»

А теперь не поленитесь, братья и сестры, прочтите сами, собственными глазами, текст Гаванской декларации и скажите по совести: где там идёт речь о том, что именно святые Угодники Божии виноваты в отпадении латинян от Церкви, где говорится, что Православные Святые были слабые и грешные, где - оскверняются наши святыни и где содержатся призывы к единству с папой?

Да нигде!!!

И епископ Лонгин сам это прекрасно знает. Знает и СОЗНАТЕЛЬНО ЛЖЁТ! А значит, его цель - вовсе не защита Православия. Он же молчал (долгие годы молчал!), когда митрополит Владимир (Сабодан) публично и всенародно провозглашал настоящую, а не мнимую ересь о благодатности папистских «таинств» и служил молебны в католических храмах! И только теперь, посчитав, очевидно, что настал удобный момент, объявил о прекращении поминовения Патриарха Кирилла, который на фоне митрополита Владимира - настоящий исповедник и зилот!

Что из этого следует? Только одно: епископ Лонгин - раскольник. Ещё один «свидомый» украинский раскольник. Или, может быть, не украинский, а румынский? Ведь село Банчены, от которого он получил своё титулование «епископ Банченский», находится на Юго-Западе Украины, на границе с Румынией, в Герцаевском районе, где абсолютное большинство населения - румыны. Там даже богослужение в церквях идёт на румынском языке. И, кстати - об этом мало кто знает - по новостильному церковному календарю!

Уж не сидит ли в голове владыки Лонгина шальная мыслишка: а не попытаться ли, пользуясь гражданской войной на Украине и церковной смутой в России, переметнуться в Румынскую Церковь? Первый шаг на этом пути он уже сделал - перестал поминать «москальского» первоиерарха. Остаётся сделать последний: вместо имени патриарха всея Руси Кирилла начать возносить имя румынского патриарха Даниила…

Отделяем зёрна от плевел. Впрочем, есть в том, что говорит владыка Лонгин, и здравые зёрна. В основном это здравомыслие проявляется там, где он свидетельствует о засилье церковной бюрократии и о случаях прискорбного попрания благодатного духа соборности в нашей нынешней церковной жизни.

Вот что, например, он рассказывает про февральский Архиерейский Собор, на котором были одобрены документы, которые предполагается окончательно утвердить на весьма странном и соблазнительном для многих т.н. «Всеправославном (а по сути - Вселенском) Соборе», долженствующем состояться летом на Крите:

«Нас (провинциальных архиереев - К.Д.) там никто не видел, не слышал, и на нас никто не смотрел абсолютно. Мы два дня сидели на скамейках, и им (московским церковным начальникам) было все равно, есть мы или нет. Они всё давно решили.

Мы молимся об отце нашем святейшем патриархе. Но если ты наш отец, то услышь, пожалуйста, своих детей, которые были всегда верны Русской Православной канонической Церкви! Но мы там просто сидели, и нас никто ни о чём не спрашивал.

Один раз, когда (я увидел в документах Собора) догматические ошибки или, можно сказать, величайшие грехи против Духа Святаго, я поднял руку, чтобы высказаться против, (чтобы заявить) что я не могу голосовать за это, мне сказали: "Кто ты такой? Садись! Можем обойтись и без тебя!"

Когда мы подняли вопрос: "Ваше святейшество, тут большие догматические ошибки, как же мы идем на этот Собор", в ответ услышали: "Молчите, садитесь! Всё решено! Все проголосовали, всё уже принято!" Но подождите, как так можно?

Мы ничего не могли там говорить. Православный народ сейчас нас обвиняет: "Почему вы предали нас, владыки? Почему вы это всё сделали?" Страх. На нас напал страх. Потому что были угрозы:"завтра я вас накажу, завтра отправлю вас на Север!" Хуже, чем во время коммунистов...»

Учитывая лукавые передёргивания епископа Лонгина в его рассуждениях о Гаванской декларации, можно предположить, что он и тут, в рассказе о февральском Соборе, тоже привирает. Но в целом, мне кажется, картина описана верно. Любой, кто сталкивался с московской церковной бюрократией, знает, какая это страшная, равнодушная и лицемерная сила. Но бороться с ней надо так, чтобы в ходе этой борьбы не разрушить благодатное церковное единство. Иначе мы будем похожи на безумцев, которые, взявшись навести в доме чистоту и порядок, в итоге разорили и сожгли собственное жилище.

Нам необходимо поддерживать и развивать благочестие без смуты и ревность без раскола. Такое благочестие и такую ревность, о которых 20 марта сказал митрополит Одесский и Измаильский Агафангел в своей проповеди, произнесённой после Божественной литургии, совершенной им в сослужении с сонмом духовенства: преосвященнейшими викарными епископами Аркадием, Диодором и Виктором, ректором Одесской духовной семинарии архимандритом Серафимом и настоятелями городских храмов.

Владыка Агафангел обратился к молящимся с такими словами: «Издавна множество духовенства, монашествующих и мирян претерпели лютые гонения от еретиков. Но они предпочли мучения, каторги, ссылки и даже смерть за сохранение чистоты православной веры...

Прошло много столетий, возникли новые ереси и расколы. Особенно масштабным и трагическим стало отпадение Западной церкви, названной впоследствии католической, от нашего Восточного святоотеческого Православия. Затем католики все дальше и дальше отходили от чистоты апостольской веры, от учения святых отцов, выдумывая ложные догматы и учения.

Ныне у нас появилась тревожная тенденция экуменизма, в том числе и в сфере отношений с Католической церковью. Это волнует множество верующих, которые с беспокойством взирают за столь тесное сближение с еретиками, на многочисленные встречи с теми, чьи предшественники подавляли наш народ, насаждая огнем и мечем унию, уничтожая Православие на землях Украины и Белоруссии…

Мы должны усердно стоять за чистоту нашей веры, за сохранение апостольского и святоотеческого учения, защищая его от "волков в овечьей шкуре", пытающихся проникнуть в стадо Христово, чтобы похитить наши души, занеся туда яд ересей и соблазнов экуменизма. Пусть станет для нас примером жизнь святых - праведного Иоанна Кронштадтского, преподобных Лаврентия Черниговского, Феодосия Печерского, святителя Серафима (Соболева) и сонма других, которые стояли на страже канонов Православия, не допуская их искажения в угоду сиюминутным интересам».

Помоги, Господи! Сие и буди, буди! Аминь.

Константин Душенов , директор агентства «Русь Православная»