JA Учебный центр. Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника? Зачем нужно формирование портфолио ученика для школы

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа - плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, - говорит Виктор Болотов. - Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно - из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», - поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», - считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», - объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе - единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», - уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», - советует Александр Пименов.

Портфолио школьника - это папка, в которой собрана жизнь ученика, начиная с первого класса, а иногда с детского сада, все то, о чем не рассказали краткие характеристики и школьные оценки. Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов поясняет: «Сегодня представление об успеваемости ученика дают ЕГЭ и текущие оценки, портфолио же раскрывает всю многосторонность личности ребенка ».

Впервые вопрос о школьном портфолио прозвучал в 2003 году в российском образовательном сообществе. Но до сих пор этот документ вызывает массу вопросов и школы по-разному относятся к нему: в каких-то школах учеников и родителей просто заставляют вести портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

Зачастую ведение портфолио сводится к банальности: краткую биографию (или автобиографию) и похвальные грамоты складывают в нарядную папку.

Некоторые продвинутые учителя и родители скачивают из интернета готовые бланки. А недавно в книжных магазинах появились портфолио для школы. Готовый шаблон портфолио можно приобрести примерно за 100 рублей и в некоторых школах родителям сообщают фамилию автора и название издательства. Таким образом, у всех учеников портфолио одинакового образца.

Специальная группа экспертов в области образования разработала версию портфолио - «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы». Этот документ одобрен Минобрнауки, его легко найти в интернете по соответствующему запросу.

Ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта поясняет: «Мы составляли российский стандарт на основе уже имеющихся зарубежных образцов: эта практика давно и успешно используется в Америке и Европе. Например, рассмотрим портфолио ученика английской начальной школы. В его портфолио лежат успешные работы по математике, запись о том, что лучше всего у него получаются прыжки в высоту, видеозапись, как он прыгает и развлекается. Там же лежит его исследовательский проект о выращивании луковицы на подоконнике и аудиозапись его выступления на защите этого проекта. Ученик сам решает, что он хочет рассказать о себе. Портфолио, в первую очередь, это продукт какой-либо деятельности: учебной, творческой, индивидуальной, социальной».

Многие родители полагают, что портфолио поможет ребенку при поступлении в ВУЗ, в этом их иногда убеждают учителя, чтобы как-то мотивировать к созданию портфолио.

В действительности возможность использовать портфолио заканчивается с окончание школы. А вот в западных странах принят международный вариант, в котором каждый подтвержденный сертификат или документ оцениваются определенным количеством баллов. Сегодня в России не предлагается портфолио абитуриента.

«Идея сбора и накапливания дополнительной информации об ученике абсолютно правильна, дело тут в том, насколько объективной будет эта информация. Например, в портфолио школьника сказано, что он занял в олимпиаде по математике первое место, а какая это школа - сильная или слабая? Или ученику предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно» - считает Виктор Болотов.

Тогда возникает логичный вопрос - для чего вообще нужен этот документ, если и школы не знают, что с ним делать, и ВУЗы не учитывают его при поступлении.

В первую очередь портфолио может пригодиться ребенку при переходе в другую школу , говорят эксперты. Портфолио ученика даст учителям представление об уровне его подготовки, об уклоне образовании и о том, какой уровень изучения предмета ему подойдет.

Этот документ теоретически может быть полезен при подготовке ребенка к поступлению в зарубежный ВУЗ . В некоторых ВУЗах Великобритании и США практикуется «переходный» вариант портфолио из школы в ВУЗ, а во Франции закреплен на национальном уровне «дневник компетенций», который подобен портфолио и является дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

На всю страну есть единицы школ, где портфолио прописано в уставе школы. В большинстве школ это вещь добровольная .

Итоговая оценка знаний должна проверять межпредметные компетенции

Трехлетний опыт ЕГЭ свидетельствует, что при приеме в вузы нужно учитывать не только его результаты, но и ряд других факторов, характеризующих подготовленность абитуриентов.

"Ситуация, когда ЕГЭ является единственным способом итоговой аттестации школьников, имеет целый ряд недостатков. Это и отстранение школьного педагогического коллектива от итоговой оценки знаний, что порождает недовольство экзаменом со стороны учителей, и падение авторитета школы. Итоговая оценка знаний должна быть более разносторонней и проверять межпредметные компетенции, которых ЕГЭ не оценивает" , - считает Генеральный директор Открытого института "Развивающее образование", заместитель директора московской школы № 1133 Алексей Воронцов .

Зачем нужно портфолио?

Термин «портфолио » наиболее часто используется у фотографов, но и другие специалисты различных сфер деятельность начинают охотно его применять. Портфолио – это ресурс хранения, накопления и предоставления на показ лучших работ фотографа, художника, архитектора, модели и т.д.

Так зачем нужно портфолио? Ответ очевиден. Для каждого человека оно необходимо для различных целей. Например, для строителя – это самый простой и быстрый способ показать и впечатлить своего потенциального работодателя . Для человека, ищущего работу, портфолио жизненно необходимо. Портфолио сразу показывает: что он закончил, где работал, что он умеет и чем владеет. Портфолио – это вроде доказательства умений и профессиональных навыков.

Папка, в которой собран экстракт жизни ученика, начиная нулевого класса или даже с детского сада, все то, о чем не сказали школьные оценки и краткие характеристики, – это и есть портфолио школьника. «На сегодняшний день у нас есть ЕГЭ, есть текущие оценки, которые дают представление об успеваемости, а есть портфолио, которое нужно, чтобы раскрыть ребенка как многостороннюю личность», – поясняет вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.

Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.

Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования – «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).

«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа – плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, – говорит Виктор Болотов. – Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», – считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», – объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе – единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», – уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», – советует Александр Пименов.

Для чего ученику портфолио?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем ученику портфолио? и что это такое?

(Слайд 1)

Основная цель современной школы - создание условий для самореализации личности и удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. В понятие образования вкладывается то, что дает возможность выбора и свободы, то, что помогает человеку общаться и развивать себя, то, что формирует личность. Именно школа стоит у истоков формирования личности, так как именно здесь формируются условия для сохранения и развития индивидуальности учеников, осознания им образа своего Я, формирования своего самоопределения. Эти способности позволяют человеку определить свое место в культуре и обществе.

(Слайд 2)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. Оценка – это не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна . Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.

(Слайд 3)

Для чего ученику портфолио?

Основная функция - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Что же такое ученическое портфолио?

(Слайд 4)

Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся в определенный период его образовательной деятельности. Особенностью портфолио является то, что его можно использовать и как внешнюю оценку, и как внутреннюю форму самоанализа, самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого обучающегося. Эта технология направлена не только на процесс оценивания, но и на процесс самоанализа в первую очередь. Отсутствие навыков самооценивания является серьезным препятствием в формировании у ребенка способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в быстроменяющемся современном мире.

Работа с Портфолио требует дополнительного времени от педагога и от ученика. Поэтому зачастую можно наблюдать, что работа с портфолио ведётся ситуативно. К тому же, Портфолио как реальный инструмент оценивания образовательных достижений ещё не используется в полной мере. Это скорее культура, которую нужно прививать.

(Слайд 5)

Философия учебного портфолио предполагает:

– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

– интеграцию количественной и качественной оценок;

– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;

– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

Для чего все это нужно?

  • ПРЕИМУЩЕСТВА ПОРТФОЛИО
    В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
    Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
    Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

(Слайд 6)

Смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности

Процедура самооценки включает:

  1. Разработку учителем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся;
  2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
  3. Обеспечении ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;
  4. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.


Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Каждый человек видит себя под различными углами зрения, но очень важно для формирования самосознания понять и оценить особенности своих физических, психических, моральных и интеллектуальных качеств. Система представлений, оценок, относящихся к самому себе важна для осознания своих возможностей, качеств и месте среди людей.

Чаще всего ребенок узнает о себе от окружающих его людей: родителей, учителей, сверстников, т.е. смотрит на себя глазами других. И это формирует в значительной степени эмоциональное отношение к образу самого себя. Технология портфолио позволяет перенести акцент с оценки на самооценку.

(Слайд 7)

Какие же функции несёт портфолио? Портфолио не только является современной формой анализа, но и помогает решать важные педагогические задачи, среди которых мы в первую очередь выделяем формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а также развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащегося, расширение возможности обучения и самообучения. Однако стоит отметить, что успешное применение данной технологии возможно только при условии взаимодействия учителя, ученика и родителя.

Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как «портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…». То есть портфолио является одним из средств самооценки достижений самого учащегося. Работая с портфолио, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учится сам себя оценивать, отмечать собственные успехи (в т.ч. творческие успехи). Целью составления портфолио может быть: самооценка; отслеживание прогресса в учебе; помощь при принятии решения; профессиональное самоопределение; самопрезентация и т.д.

Думаю, что в портфолио, в его создании и ведении заинтересован прежде всего сам ученик. Сбором материала: наградных листов, результатов олимпиад (рейтинговые таблицы участников) и др. должен заниматься сам ученик. А документы школьного уровня, по результатам школьных мероприятий учащиеся могут получить у классного руководителя, завуча школы.

Слайд 8

Особенности работы с портфолио ученика. Сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей. Так устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность Окончательная ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся.

Слайд 9

Ученик самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы; самостоятельно оценивает свои результаты; самостоятельно вступает в контакт с учителями; сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.

Слайд 10

Учитель является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио; является организатором деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности; отслеживает индивидуальное развитие ученика;

Слайд 11

Родители помогают в заполнении портфолио; осуществляют контроль за исполнением и содержанием портфолио.

(Слайд 12)

Существую три типа портфолио:

«Портфолио документов"

"Портфолио работ"

"Портфолио отзывов"

(Слайд 13)

«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Достоинства:

Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Недостатки:

Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

(Слайд 14)…… (Слайд 15)

«ПОРТФОЛИО РАБОТ» (портфолио процесса или показательный) представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Достоинства:

Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения; представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки.

Недостатки:

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

(Слайд 16….17)

«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.

Достоинства:

Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Недостатки:

Сложность формализации и учета собранной информации.

На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.

(Слайд 18)

Структура комплексного портфолио.

Портфолио содержит следующие разделы:

титульный лист,

первый раздел "Официальные документы",

раздел второй "Творческие работы и социальная практика",

раздел четвертый "Общая информация",

сводная итоговая ведомость.

или

(Слайд 19)

Титульный лист (обложку);

Остановимся подробнее на описании разделов.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.

РАЗДЕЛ «ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ»

Здесь помещают все имеющиеся у школьника сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности. Прежде всего, это аттестат об окончании основной школы (приоритетны отметки по профилю), сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, олимпиад, соревнований, свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, удостоверение о наличии спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных документов.

РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»

Главная составляющая раздела - зачетная книжка. В зачетную книжку вносится информация о прохождении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Указывается место и время прохождения, вид программ, количество часов и результат. Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, образовательных лагерях. Также представляются проектные, исследовательские работы, техническое творчество и другие формы творческой активности: результаты социальных практик (языковых, трудовых) - указывается вид практики, место, где она проводилась, ее продолжительность, результат.

Предлагает предоставить отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях, в самых разных сферах. Бывает, что ребенок представляет в портфолио результаты по каким либо предметам, образовательным областям, конкурсам, а выполняет работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься в профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребенку "найти себя", грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио. Здесь будет представлена саморефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ»

Содержит информацию о школьнике.

1. Резюме. Составляется по заданной схеме, заполнение официального бланка в соответствии с инструкцией. Это, в основном, деловая информация, которая позволяет представить возможности и имеющийся деловой опыт.

2. Автобиография. В свободной форме школьник пишет краткую автобиографию, описывая основные события своей жизни, своё отношение к ним и те выводы, которые сумел сделать из этих событий.

3. Мои жизненные планы. Данный документ представляет собой итог серьезных размышлений и требует определенного времени для его составления. Документ должен помочь ребенку определиться с планами на ближайшее будущее и более жизненную длительную перспективу. Планы должны быть конкретными. Они должны иметь точные сроки исполнения. Главное - не забывать давать ответ на вопрос: "Что я собираюсь для этого сделать?", анализируя очередной пункт жизненных планов.

РАЗДЕЛ «СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ»

При заполнении данной ведомости нужно опираться на официальные документы, а также на материалы зачетной книжки, обращая внимания на соответствие содержания курсов по выбору, творческих и социальных практик, которые зафиксированы в данной зачетной книжке по избираемому профилю.

Рассмотрена типовая структура портфолио.

В различных учебных заведения возможна иная комплектация

БЛОК I. Информация о владельце портфолио.

"МОЙ ПОРТРЕТ" - цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография. Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио.

Автобиография. В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики. Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности. Узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует их достижение. Также проводит самоанализ итогов года.

Резюме
Ф. И. О.
Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:
Домашний адрес:
E-mail:
Место учебы (полное название и адрес):
Класс:
Цель составления резюме:

Общее среднее образование

Самоанализ собственных планов и интересов

(На начало года. 10 класс)

1. Дата работы
2. Фамилия, имя
3. Самые значительные события моей жизни, определяющие моё будущее
4. Мне нравится заниматься (я увлекаюсь)
5. В будущем (через 5, 10, 20 лет) я хотел бы добиться
6. Мне интересны профили
7. Чтобы учиться на интересующем меня профиле, у меня есть следующие способности и личные качества, знания, умения
8. Для обучения по интересующему меня профилю мне не хватает

9. Мои образовательные планы на год

Чего хочу добиться?

Что собираюсь для этого сделать?

Результат

К концу года

В I триместре

Во II триместре

В III триместре

Автобиография начинается со слов «Я, фамилия, имя, отчество...».
Далее информация о себе излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько требований:
-автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем развернутой, отражающей основные события вашей жизни;
-важно, чтобы информация, указанная в автобиографии, помогала вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая при этом реальных фактов и событий;
-при описании конкретных событий из своей жизни не забудьте указать ваше отношение к ним и, что более важно, аналитические выводы, которые были сделаны после этого события;
-текст автобиографии и ее оформление должны быть максимально удобными для чтения. Записи выполняются (печатаются) на качественной бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком.

Автобиография должна быть подписана и датирована. Если она занимает несколько листов, то подписывается каждый лист.

Комментарий.
Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространенные предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор автобиографии.

План написания автобиографии

Фамилия, имя
Родился(лась) (день, месяц, год, место рождения)
Образование (класс)
Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье)

1. Дошкольное детство.
(Чем увлекался в дошкольном возрасте, детские мечты, желания)

2. Школьная жизнь
Первое впечатление о школе
Самое яркое событие, связанное со школой
Кем я хотел(а) быть в 7-9 лет и почему
Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления)
Моя первая награда (какая награда и за что, впечатления)
Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного опыта
Человек, оказавший на меня большое влияние
Переломный момент в моей жизни (краткое описание)
Отношения с родителями в детстве и в настоящее время
Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми

Блок II. Официальные документы.
Перечень представленных в портфолио официальных документов
(фамилия, имя, отчество учащегося)

Портфолио документов - комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещаются:
Все имеющиеся у школьника сертифицированные документы (копии), подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности -дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, в спортивных соревнованиях различного уровня , сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.

Перечень представленных документов

Название официального документа

Время и место его получения

Ксерокопии должны быть заверены администрацией школы (на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио).

Блок III. Курсы по выбору, подготовительные курсы.
Индивидуальный план предпрофильной подготовки
учени___ 10 класса в 201__/ 201__учебном году
Фамилия, имя

п/п

Дата начала и окончания курсов

Название курса

Его объем

Наименование организации, проводящей курсы

Сюда относятся курсы, пройденные обучающимися с целью углубления и расширения знаний по определенным дисциплинам (курсы иностранного языка, курсы информатики,...). Приложить копии дипломов или сертификатов об окончании курсов.

Дополнительная деловая информация (владение иностранными языками, компьютером, вождение автомобиля и т. д.)

Интересы, предпочтения, хобби и т. д.:

Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы:

Блок IV. Олимпиады.

Уровень (международная, всероссийская, областная, районная, городская, школьная)

Предмет

Занятое место, участие

Прилагаются дипломы, грамоты, сертификаты.

Блок V. Конкурсы (сочинений, творческих работ, …)

Портфолио работ - комплект различных творческих, проектных и других работ выпускника.
Портфолио работ может включать в себя:

Проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы в печатном виде);
-техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
-работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);

Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, городской, школьный)

Название

Занятое место, участие

Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях (приложение ксерокопий грамот, благодарностей, …)

Блок VI. Исследовательская деятельность

Блок VII. Дополнительное образование
(участие в работе студий, кружков, секций, …)

Годы учебы

Наименование учреждения

Предмет, творческое объединение

Количество и порядок следования блоков может меняться. Главное – наиболее объективно и в наиболее выгодном свете представить свои достижения, расположив материалы логично. При составлении портфолио необходимо продумать главную линию, которую будут формировать, раскрывать и подтверждать все описания и документы.

Заключение

В портфолио ученик ставит цели, планирует действия по достижению поставленных целей и задач, собирает информацию о своих возможностях, склонностях, интересах и т.д., о существующих проблемах, трудностях, прописывает пути к их решению. Работа с портфолио также дает возможность адекватно оценить результаты своей деятельности. Важно, чтобы ученик научился отмечать собственные достижения и соотносить приложенные усилия с полученным результатом. Для этого он может воспользоваться линейками достижений и лестницей успеха. Например, он может оценивать по пятибалльной шкале затраченные усилия, полученные знания и оценку, поставленную учителем.

Портфель достижений нацелен на рефлексию, самооценку. Главное, чтобы был понятен смысл создания портфеля, и работа с ним доставляла радость!

Портфолио ученика начальной школы

1. С чего начать?

Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.

2. Цели и задачи.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

Приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

3. Главное не победа, главное - участие!

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше.

5. Возможный вариант составления портфолио.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Моя семья " - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

" Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

"Мои любимые школьные предметы " - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

6. Переходя в старший класс.

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

Нововведения в рамках предпрофильной подготовки Новые методы проведения итоговой аттестации Индивидуальная накопительная оценка, учебных достижений - «портфолио»

Цель «портфолио» выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет данной теме и данному предмету Интеграцию количественной и качественной оценок Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»

Смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности Процедура самооценки включает: Разработку учителем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся; Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; Обеспечении ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты; Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Функции «портфолио» Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени Целеполагания - поддерживает учебные цели Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Особенности работы с портфолио ученика Сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей Так устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность Окончательная ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся.

Ученик самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы; самостоятельно оценивает свои результаты; самостоятельно вступает в контакт с учителями; сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.

Учитель является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио; является организатором деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности; отслеживает индивидуальное развитие ученика;

Родители помогают в заполнении портфолио; осуществляют контроль за исполнением и содержанием портфолио.

Виды портфолио "Портфолио документов" "Портфолио работ" "Портфолио отзывов"

«Портфолио документов» сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Вид представления Достоинства Ограничения Вкладыш в аттестат Диплом Грамота Свидетельство возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

«Портфолио работ» собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

«Портфолио работ» Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору Творческая книжка с приложением работ Фотографии Электронные документы Видеозаписи Модели, проекты качественн ая оценк а, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки. Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам.

«Портфолио отзывов» Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Текст ы заключений Р ецензи и Отзыв ы Р езюме Эссе Р е комендательны е пис ь м а и прочее В озможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления Сложность формализации и учета собранной информации.

Структура комплексного портфолио. Варианты: титульный лист, первый раздел "Официальные документы", раздел второй "Творческие работы и социальная практика", раздел третий "Отзывы и рекомендации", раздел четвертый "Общая информация", сводная итоговая ведомость.

Структура комплексного портфолио. Титульный лист (обложку); Содержание; I блок «Мой портрет»; II блок «Портфолио документов»; II блок «Курсы по выбору»; IV блок «Олимпиады»; V блок «Конкурсы»; VI блок «Исследовательская деятельность»; VII блок «Дополнительное образование».

Заключение Портфель достижений нацелен на рефлексию, самооценку. Главное, чтобы был понятен смысл создания портфеля, и работа с ним доставляла радость!