К чему приводит безделье. К чему приводит лень

На протяжении всей жизни внутри каждого человека идет борьба между желанием что-то делать, стремлением к успеху и благополучию и полной противоположностью – бездействием, нежеланием вообще что-либо делать. Последнее возникает в результате низкой мотивации. Психологи утверждают, что если человек не желает ничего делать даже в ситуациях, когда это необходимо, значит у него слабая сила воли. В жизни же это явление именуется ленью. Для того чтобы понять, как бороться с ленью, нужно четко уяснить, что означает данное понятие с точки зрения психологии и что значит лень в глобальном понимании.

В данной науке леность рассматривается в качестве составляющей части . Чаще всего данную черту описывают с отрицательной стороны, отмечая, что лень – это нежелание человека трудится, повышать результативность своего труда. Такие люди предпочитают отдыхать, веселиться и заниматься чем угодно, лишь бы не делать того, что необходимо. Главная причина такого поведения, по мнению психологов - отсутствие или непонимание цели, слабая мотивация или полное ее отсутствие.

Не последнюю роль в формировании лености, как черты характера, играет и окружающая социальная среда. Нередко СМИ пропагандируют бездействие, если действие не приносит какой-либо выгоды. Но есть у лени и положительная характеристика – в случае, если организм переутомился и требует отдыха, то такая лень играет защитную функцию и экономит жизненную энергию человека.

Симптомы:

  1. Апатия.
  2. Упадок сил.
  3. Депрессия.
  4. Череда неудач.

Видов лени много. Все они касаются той или иной стороны человеческой жизни, но чаще всего встречаются физическая и лень, как результат. Последняя подразумевает конфликт человеческих желаний и его возможностей, то есть запросы огромны, а возможностей для их реализации нет. Этот вид наиболее характерен для современного общества, в котором мало кто знает, как бороться с ленью.

Чем отличается лень от прокрастинации?

Разница между двумя этими понятиями существенна, хотя для многих лень и прокрастинация – синонимы. Как уже говорилось, лень – это нежелание что-либо делать в силу различных причин. Прокрастинация же – это откладывание дел и обязанностей на неопределенный срок. Причиной может послужить телефонный звонок, желание подкрепиться, проверка почты и серфинг в социальных сетях и т.д.

То есть, человек вроде бы собирается посвятить определенное количество времени выполнению своих обязанностей, но его, все время, что-то отвлекает. В итоге уйма времени потрачена впустую. Лень и прокрастинация тем и отличаются друг от друга, что во втором случае, человек собирается что-то делать, но не делает этого и в то же время не бездействует. Есть видимость деятельности, но нет результата.

Опасность данного состояния состоит в том, что прокрастинатор, дотянувший выполнение работы и понимающий, что сроки поджимают, будет работать не покладая рук без сна и отдыха, и будет укорять себя за то, что не сделал все раньше. Организм в такой ситуации находится в условиях стресса и дефицита энергии, что негативно сказывается на состоянии нервной системы. Бороться с этим явлением нужно путем самовоспитания.

К чему приводит лень человека?

Последствия лени могут быть ужасны, вплоть до потери работы или отчисления из ВУЗа, потери семьи и осуждение со стороны близких людей. Ведь изначально человек не задумывается над тем, что может сделать с человеком лень, а понимает это спустя время, когда, зачастую, бывает уже поздно. Но главное, это осознание того, что ты столько времени потратил зря, а мог бы уже много чего добиться.

Как бороться с ленью и апатией?

Есть несколько способов, как победить лень и апатию в себе:

  1. Начните общаться с коллегами.
  2. Не общайтесь с людьми, настроенными пессимистично и видящими мир только в серых тонах.
  3. Избавьтесь от старых и ненужных вещей, лежащих про запас.
  4. Разнообразьте свой досуг.
  5. Ставьте цели и добивайтесь их.
  6. Займитесь спортом. Замечено, что когда наваливается лень и умственная усталость, нет ничего лучше, нежели встать и сделать несколько физических упражнений.
  7. Награждайте себя за победы.

Как бороться с ленью к учёбе?

Борьба с ленью в школьном возрасте должна начинаться с выявления причин ее возникновения. Зачастую это стресс, вызванный неудачами в обучении. Для того чтобы усилия увенчались успехом:

  • понять причину стресса и по возможности удалить ее;
  • освоить техники быстрого успокоения;
  • вести здоровый образ жизни;
  • правильно организовывать свое время;
  • научиться распределять внимание;
  • выбрать себе хобби.

Как победить лень и начать заниматься спортом?

Лень – первая причина, по которой люди не занимаются спортом. Данные советы для тех, кто задается вопросом, как побороть лень и заняться спортом:

  • поставить перед собой цель и разработать план ее достижения, следовать ему неукоснительно;
  • использовать метод кнута и пряника – достигли какого-либо, даже самого маленького, результата – наградите себя;
  • час в день лежать в полной тишине;
  • перебороть лень и в других сферах своей жизнедеятельности;
  • научиться верить в себя и не пасовать перед трудностями;
  • смотреть на вещи реально, не переоценивая своих возможностей и не ставя недостижимых целей;
  • принимать контрастный душ, который бодрит по утрам и приводит тело и кожу в тонус.

Борьба с ленью - православие

В православии леность и уныние считаются не просто пороком, а одним из . По словам священнослужителей, это болезнь души, когда ничего не хочется делать и весь белый свет становится не мил. Душа и тело ослабевают. Бороться с этим пороком предлагается пением псалмов, чтением молитв, посещением служб, то есть направить все силы на укрепление духа. Всякое дело нужно начинать с Божьим благословением и запастись терпением.

Если не знаете, как побороть лень в себе и все вышеперечисленные методы не дали результата, ибо лень уже стала частью жизни, а возможно является симптомом какого-либо заболевания, то в таком случае правильным будет обратиться к специалисту. В некоторых случаях достаточно разговора по душам, а иногда есть необходимость прибегнуть к приему медикаментозных препаратов.

Если бы каждого человека временно лишили его повседневных обязанностей - необходимости ходить на работу, улаживать бытовые дела, заботиться о детях, - весь мир бы вскоре погрузился в кошмар. Большинство людей погрязло бы в навязчивых размышлениях на совершенно ненужные темы. Они доводили бы себя до исступления, задаваясь вопросами, на которые нет ответов.

К примеру, бесплодными рассуждениями о жизни и смерти - о том, что все мы рождаемся из некой темной и неясной пустоты, а после смерти возвращаемся в нее же. Эти тяжкие раздумья неизменно приводят к тому, что человек начинает задаваться вопросами вроде «Кто я?» и «Зачем я здесь?», загоняя себя в интеллектуальный тупик.

Лишившись всех жизненных целей, люди оказались бы в такой экзистенциальной пустоте, что тревога просто выбила бы их из равновесия. Наш разум не терпит безделья, воспринимает его как сущее наказание.

Переживая «экзистенциальное отчаяние», мы сталкиваемся лицом к лицу с собственной смертностью, невыносимым осознанием конечности нашего бытия.

Экзистенциальное отчаяние подкрадывается незаметно и вынуждает нас постоянно анализировать прошлое

Благодаря им мы сохраняем равновесие и не пускаемся в бесконечные размышления о нашем эфемерном, а возможно и бессмысленном, существовании.

Одна бывшая пациентка как-то сказала мне, что, несмотря на мучившую ее тревогу и депрессию, она была вынуждена думать о будущем из-за своих двух детей. Каждый выпускной вечер, который она посещала, каждый футбольный матч, каждая музыкальная репетиция, каждая новая веха в жизни детей, - все это заставляло ее смотреть в будущее с надеждой, а не со страхом.

Чем старше мы становимся, тем важнее для нас дети и внуки. Они позволяют нам сосредоточиться на их молодости, а не на собственном старении. Для этой женщины материнство на какое-то время стало смыслом жизни. Оно помогало ей держать себя в руках и справляться с психологическими проблемами.

Если же человек с возрастом продолжает жить бесцельно и неорганизованно, скорее всего, он начнет все чаще мысленно обращаться к прошлому. Его будут мучить навязчивые раздумья о былых ошибках, потерях, неудачных решениях. Экзистенциальное отчаяние подкрадывается незаметно и вынуждает нас постоянно анализировать прошлое, хотя это ничего нам не дает.

Полная погруженность в себя

Всепоглощающее отчаяние может подтолкнуть человека к солипсизму - полному погружению в себя, в свои желания, страхи и переживания. У него возникает необоснованное убеждение, что его «я» - единственное мерило истины. Это неадекватное, искаженное эгоизмом восприятие реальности.

Неопределенность, бесконтрольность и непредсказуемость просто невыносимы для человека, который полностью погружен в себя. Эгоцентричный ум часто бывает враждебен ко всему новому, и выход из зоны комфорта становится практически невозможным.

Важно помнить, что нас пугает не будущее, а наша неспособность его контролировать. Погружаясь в себя, мы попадаем в бесконечную карусель невротических переживаний о будущем, которые вызывают постоянную тревогу.

Погружаясь в себя, мы начинаем преувеличивать собственную значимость. Начинает казаться, что наши личные проблемы важнее, чем проблемы остальных жителей планеты, и поэтому все окружающие постоянно наблюдают за нами и критикуют наши действия. Или нам кажется, что мы совершенно уникальны, и никто в мире не страдает так же сильно, как мы. Или что сам Бог ополчился против нас лично и специально делает нашу жизнь невыносимой. Знаете что? Вы не настолько важная персона, и точка.

Итак, мы пришли к выводу, что бесцельность и неорганизованность повседневной жизни могут быть опасны для психики. Когда мы живем бесцельно, наш ум пребывает в безделье, не получая никаких задач, заставляющих его работать.

Я столкнулся с осознанием того, насколько ограничены мои возможности и как краткосрочно мое пребывание в этом мире

Несколько месяцев назад я один пошел в небольшой поход по горам в Санта-Монике к западу от Лос-Анджелеса. Я почему-то особенно остро ощущал одиночество, начал немного жалеть себя. Когда я дошел до высшей точки маршрута и посмотрел вниз на открывшийся передо мной роскошный вид, у меня словно что-то переключилось в голове.

Стоя в тишине на вершине горы, словно изолированный от всего мира, я прослезился и ощутил какую-то толику отчаяния. Это было очень неприятное чувство - тяжелое и печальное. Все жизненные тревоги показались мне гораздо более серьезными, чем раньше, - от обычного страха перед старостью до сомнений по поводу того, выключил ли я кондиционер, уходя из дома. Казалось, будто это новое отчаяние пожирает меня изнутри.

Эта резкая перемена в сознании выбила меня из колеи и совершенно дезориентировала. Но было во всем этом и что-то комичное. Словно фоном звучали скрипки и виолончели, в то время как меня затягивало в какое-то болото абсурда.

Эти переживания заставили меня остановиться и задуматься. Теперь уже я сам столкнулся лицом к лицу с осознанием того, насколько ограниченны мои возможности и как краткосрочно мое пребывание в этом мире. А на прошлой неделе, играя в теннис, я получил травму - разрыв икроножной мышцы. Мне пришлось отменить все встречи с пациентами на ближайшие несколько дней. Я носил ортопедическую обувь и передвигался по дому на костылях.

Временно лишившись своих повседневных обязанностей и выбившись из привычного режима, оставшись наедине с костылями, я снова ощутил то самое отчаяние. И оно сподвигло меня написать эту статью.

10 советов, которые помогут избежать экзистенциального отчаяния

  1. Найдите для себя цель. Любую. Не обязательно благородную или интеллектуальную. Пусть это будет что-то, что вам нравится делать для себя или для других. Погрузитесь в выбранное дело с максимальной самоотдачей и непреклонной решимостью. Если вам не нравится нынешняя работа, ищите другие возможности для трудоустройства. Не бойтесь браться за новые проекты, вызывающие у вас неподдельный энтузиазм.
  2. Не позволяйте себе длительных периодов безделья. Разумно планируйте время. Для здоровья ума и психики очень важна регулярная умственная нагрузка. В жизни нет пульта дистанционного управления, «переключать» каналы придется самому. Не валяйтесь бездумно на диване.
  3. Сосредоточьтесь на тех сферах жизни, где вы действительно можете сделать что-то полезное: отношения с супругом или партнером, воспитание детей, отношения с родственниками, работа, здоровый образ жизни и т.д.
  4. Каждый день ставьте цели и бросайте себе вызов. Иногда полезно разобраться с конфликтом, которого вы избегали многие годы. Полезно также преодолевать себя, пробуя что-то новое - то, что вас пугает.
  5. Не ждите гарантий. Некоторая неопределенность относительно будущего неизбежна и нормальна.
  6. Не откладывайте все на потом. Действуйте. Будьте готовы принимать решения и придерживаться их.
  7. Не изолируйтесь от мира. Старайтесь хотя бы раз в день с кем-то общаться по душам. Помните, что большинство людей плохо переносят одиночество. Поговорите с кем-то, поддержите добрым словом и улыбкой друга или знакомого, которому тяжело.
  8. Не мучайте себя глобальными философскими вопросами, на которые нельзя дать простой ответ. Вам не нужно разгадывать секреты вселенной прямо сейчас. Будьте пытливы и любопытны, но в то же время учитесь справляться с неизвестностью и неопределенностью.
  9. Напоминайте себе, что вы - не жертва обстоятельств и тяжелой судьбы. Вы не можете изменить все, но можете изменить свою реакцию на происходящее.
  10. Не думайте, что все происходящие с вами события имеют прямое отношение именно к вашей жизни - это далеко не всегда так. Вы не настолько важная персона в мировом масштабе. Примите этот факт.

Как когда-то сказал один из основоположников экзистенциализма, философ Жан-Поль Сартр: «Изначально жизнь не наделена смыслом. Лишь мы можем придать ей смысл и создать для себя какие-то ценности».

Мы привыкли не слишком полагаться на свои внутренние ритмы в процессе работы: кажется, что только четкие списки задач в сочетании с чудесами тайм-менеджмента могут привести нас к весомым победам. Но наука с этим не вполне согласна: с точки зрения психофизиологии «ничегонеделание» - не менее важное занятие, чем напряженный труд. B издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга нейробиолога Эндрю Смарта «О пользе лени», где он объясняет, почему опасно загонять себя в рамки дедлайна и как периоды безделья помогают нам мыслить более эффективно. T&P публикуют отрывок из книги.

Все знают историю про яблоко Ньютона. В теории гравитации сформулирован закон, который по сей день является основой физической науки. Однако во времена Ньютона сама мысль о гравитации как о фундаментальной силе Вселенной казалась до крайности вычурной. В сущности, тогда люди полагали, что невидимые силы, действующие на расстоянии, могут быть либо дьявольскими, либо божественными. Ньютону самому нелегко было принять факт «действия на расстоянии». Он даже отговаривал людей выяснять истинную причину гравитации, а вместо этого советовал сосредоточиться на удавшихся вычислениях и экспериментах.

С точки зрения современной культуры управления временем, посиделки в саду «в задумчивом настроении» - трата времени чистейшей воды. Эта деятельность (или, точнее, недостаток активности) подскажет специалисту по подбору персонала, что Ньютон был ненадежным кандидатом. Стоило ли Ньютону добавить в список дел: «5 часов вечера: посидеть в саду, подумать о падающих предметах»? Кому из здравомыслящих людей взбредет на ум, будто сэр Исаак Ньютон составлял список дел?

Вообще-то Ньютон был знаменит пристрастием к строгой рабочей этике. Но он мог себе позволить посидеть в саду и побездельничать, ведь ему никогда не приходило в голову, что это приравнивается к трате времени. Сегодня популярные журналы советуют читателям планировать «время простоя», поскольку требования корпоративных расписаний бесчеловечны. Разумеется, людям не раскрывают сути проблемы, им лишь рекомендуют «вписывать» в свой распорядок свободное время, если оно не противоречит их обязанностям. «Время простоя» призвано оптимизировать нашу продуктивность. Ньютон в буквальном смысле был сам себе хозяин. Он работал, когда хотел, и сидел в саду, когда ему было угодно. Конечно, вы заметите, что это непрактично и даже недостижимо при современном положении дел. Но я отвечу, что тогда мы заслуживаем ту скудость мысли, на которую способны в условиях нашей экономики.

«Ньютон не зарывался в бумаги и не рвал на себе волосы в страхе перед надвигающимся сроком сдачи проекта, пытаясь понять, почему предметы падают на землю, а планеты вращаются вокруг Солнца»

Естественные науки до Ньютона переживали переходный период. С конца XV и вплоть до XVIII века в мире вершилась величайшая научная революция в человеческой истории. Коперник, Кеплер, Галилей, Браге и Ньютон - все они внесли огромный вклад в развитие наук. XVII век был особенно отмечен интеллектуальным подъемом, который внезапно и мощно расширил наше понимание Вселенной. Наши знания о естественном мире стали накапливаться в возрастающей прогрессии, которая не прерывается и по сей день. Наше понимание природы преобразилось из народных верований в настоящую науку. Именно во время этой революции возникло научное сообщество, которое принялось публиковать журналы и устраивать встречи наподобие современных конференций. Спустя века после Ньютона естественная наука достигла поразительных успехов. И обычно тот факт, что Ньютон обратил внимание на падающее яблоко, представляется нам счастливой случайностью. Эту байку пересказывают по-разному, но, как бы то ни было, яблоко упало при Ньютоне, он это осмыслил и написал величайшую монографию, Philosophiae naturalis principia mathematica («Математические начала натуральной философии»), в которой изложена формальная теория гравитации.

Ньютон не зарывался в бумаги и не рвал на себе волосы в страхе перед надвигающимся сроком сдачи проекта, пытаясь понять, почему предметы падают на землю, а планеты вращаются вокруг Солнца. И специалист по продуктивности не заглядывал Ньютону через плечо, дабы проверить, эффективно ли он работает. Зато мы можем вообразить его отдыхавшим теплым летним вечером в саду: тихо щебетали птицы, шелестела листва на ветру, он прикрыл глаза или рассеянно оглядывал двор. Наверно, он ощущал покой и умиротворенность. Он погрузился в приятное раздумье. Его сеть пассивного режима работы мозга стала наращивать активность. Кровоток в предклинье, в боковых зонах теменной коры, в срединной префронтальной коре и в передней поясной коре усилился, так как эти области принялись увлеченно потреблять кислород и глюкозу. Сеть пассивного режима работы мозга разогревалась. Нейроны в ее зонах выстреливали чаще. Передняя поясная кора сообщила парасимпатической нервной системе, что все идет благополучно, и артериальное давление у Ньютона понизилось. Пульс замедлился, сердечный ритм стал чуть более вариабельным. Сведения об этой физиологической реакции поступили в мозг и процесс расслабления продолжился. В этом состоянии бездействия, в отсутствие внешней задачи мозг Ньютона взялся за дело. Его мысли стали блуждать, обращаться на себя, становиться рефлексивными.

Итак, узлы сети пассивного режима работы мозга настроились на общение. Миллионы нейронов в ее областях синхронизировали колебательную электрическую активность на разных частотах и их послания пустились в путешествие по мозгу. Так как ее узлы являются крупными центрами, они могли получать информацию почти из любого отдела мозга. Воспоминания и ассоциации, математические и пространственные понятия, которые хранились в зонах теменной коры, также стали доступны сети пассивного режима работы мозга. Эти понятия начали бурлить в сознании Ньютона, пока срединная префронтальная кора сообщала остальным участкам сети о происходившем на задворках его бессознательного. То есть широкие познания Ньютона о физике, которые хранились в его долгосрочной памяти и в обыденной жизни целиком не осознавались, теперь стали доступны для обдумывания: ведь мозгу не нужно было тратиться на разговоры, планирование встреч и расписания на день, как и на попытки все это успеть. Движение планет, закон обратных квадратов, притяжение, масса и ускорение - все те понятия, которые изучал Ньютон, появились в поле его сознания. Ранее в тот самый день, до прихода в сад, у Ньютона не сложилось из них целостного образа, ведь в обычной ситуации они не могли разом попасть в фокус его внимания. Но сеть пассивного режима работы мозга, напротив, действует на уровне подсознания, так что в моменты бездействия мозг обнаруживает связи между понятиями, даже не сообщая нам об этом в открытую. Иногда, по причинам, которые мы пока не вполне понимаем, эти мысли осознаются. Во время отдыха сеть пассивного режима работы мозга может создавать связи между областями мозга, которые зачастую слишком заняты попытками соответствовать нашей активной жизни, чтобы общаться друг с другом. И вот тогда передняя поясная кора Ньютона, обычно озабоченная распознаванием ошибок и отслеживанием результатов поведения, смогла позволить себе исследование странных и слабых взаимосвязей между числами, силами, предметами и пространством.

В расслабленном состоянии Ньютон едва заметил падающее с дерева яблоко. Однако его мозг отследил это событие. И столь обыденное происшествие, как падение яблока, запустило каскад нейронной активности, позволивший понятиям, которые Ньютон обдумывал, соединиться в совершенно новую идею. Все сошлось, потому что помех для этого не было. Фактически, современное инженерное дело до сих пор опирается на ньютоновскую механику. Мосты, здания, самолеты и машины все еще создаются по открытым им законам.

«Ньютон» - единица измерения, которая показывает, сколько силы нужно приложить, чтобы за одну секунду сдвинуть тело массой в один килограмм со скоростью один метр в секунду (1 Н = 1 кг · 1 м/с2).

В современной школе или на рабочем месте сидеть в задумчивости считается неприемлемым. Остается лишь гадать, сколько юных Исааков Ньютонов мы подавляем, пока стараемся контролировать ребят в школе и дома. Насколько потребность во внимательных и организованных детях коренится в наших до одержимости организованных взрослых жизнях?

И почему наша взрослая жизнь должна упорядочиваться с такой одержимостью? Мы называем взрослых, которые сидят в задумчивости, чудаками, мечтателями и лентяями. Но чтобы наш собственный мозг проявлял себя с лучшей стороны, нам необходима праздность. Если мы хотим рождать великие идеи или просто лучше узнать себя, нам нужно прекратить управлять своим временем. По крайней мере, современная нейронаука накапливает все больше подтверждений тому, что для здоровья жизненно необходимо давать мозгу отдых.