Как проходила и к чему привела оптимизация образования — в материале «Огонька. Никто кроме меня

2010 года Предшественник Ларионова Ольга Николаевна Рождение 14 ноября (1950-11-14 ) (67 лет)
с. Шарлык , Шарлыкский район , Оренбургская область Образование
  • Оренбургский государственный педагогический университет
Учёная степень доктор педагогических наук Деятельность государственный деятель Награды

Исаак Иосифович Калина́ (родился 14 ноября 1950 года , в селе Шарлык Шарлыкского района Оренбургская область , РСФСР , СССР) - государственный деятель Российской Федерации, в 2009-2012 гг. заместитель председателя Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России , С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем Доктор педагогических наук.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Брифинг о системе образования в "Новой Москве"

    Московский образовательный канал Департамента образования города Москвы

    Служба практической психологии образования Москвы

    Субтитры

Биография

В 1968 году окончил Шарлыкскую среднюю школу № 2 с золотой медалью и Заочную математическую школу при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В 1972 году окончил с отличием по специальности «Математика».

В 1998 году прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и получил диплом (с отличием) менеджера по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В системе образования работает более 40 лет.

Трудовая деятельность

С 1973 года - преподаватель СПТУ-62 села Шарлык Оренбургской области , с 1981 года - учитель математики средней школы № 2 села Шарлык. В 1984 году переезжает в Оренбург , директор школы-интерната № 1.

С 1989 года на государственной службе - заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года - заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования.

В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение» . С 2004 года - Директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем департамента образования г. Москвы.

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

Думаю, ни для кого не секрет, что школа всю жизнь работает по двум стандартам: первый - учебник, второй - контрольно-измерительные материалы. Нормальный учитель редко изучает программу по предмету, который он преподает, для него это не самое важное. А уж тех, кто вдоль и поперек изучил федеральный компонент государственного образовательного стандарта, думаю, вообще найти нетрудно. Спрашивается, для чего и для кого нужны эти стандарты? Я убежден, что они нужны для создания учебников их авторам и тем, кто разрабатывает образовательные программы, а также для разработки КИМов для проведении единого государственного экзамена. Стандарты нужны для того, чтобы скоординировать на единой основе деятельность всех ступеней образования, ибо потребности вузов определяют содержание школьного образования, потребности школы - содержание дошкольного.

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы .

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нём школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются „издержками“.»

Оптимизационная деятельность в сфере образования

Исаак Калина получил скандальную известность благодаря своей деятельности по слиянию и оптимизации московских школ и других образовательных учреждений, включая школы-интернаты, спецшколы для детей-инвалидов и трудных детей, школы для одарённых детей. Объясняя свои управленческие эксперименты на круглом столе в «Московском комсомольце » в январе 2013 года Исаак Калина привёл показательную «аналогию»:

Какой огурец в хороший рассол ни попадет - маленький, большой, свежий, малосольный, - происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками .

Это высказывание немедленно стало предметом острот и насмешек:

А что если слить несколько министерств в одно, например Министерство образования и Министерство обороны? Получится экономия на зарплатах министров. При этом в образовании станет больше дисциплины, а в обороне - больше знаний. Да и вообще, надо слить всех в одну бочку, чтобы максимально разнообразный рассол получился. Почему раньше до этого не додумались?

Когда же намерения Исаака Калины стали претворяться в жизнь, это вызвало бурный протест со стороны московских учителей, учеников и их родителей. Так, 11 октября 2014 года состоялся первый крупный митинг против объединения школы «Интеллектуал» со школой № 1588 и сокращения её финансирования ниже базового уровня. Митинг собрал около полутора тысяч человек, его участники заявляли о необходимости сохранения «особых» школ и индивидуального подхода в образовании, когда речь идёт о больных, «трудных» или, наоборот, одарённых детях. Далее, проблемы возникали с большим количеством других школ, таких как «Школа надомного обучения № 542», создавались петиции в адрес Калины с многочисленными просьбами не трогать школы. На последующих протестных акциях требования митингующих персонифицировались и сместились в сторону увольнения Исаака Калины с занимаемой должности, в довольно жёсткой форме («Калину в сад» и т. п.).

В интернете была размещена петиция на имя мэра Москвы Сергея Собянина с требованием отправить Исаака Калину в отставку.

Как проходила и к чему привела оптимизация образования - в материале «Огонька»

По стране полным ходом идет оптимизация дошкольного и среднего образования, а столица, которая занималась этим процессом целых пять лет, данное мероприятие уже завершила. Об очередной реформе чиновники говорят как о нелегком, но "выстраданном" шаге. Это верно: и страданий хватает, и трудности налицо. Однако в попытке выяснить, чем была обоснована тотальная перетряска системы, "Огонек" неожиданно обнаружил поразительные детали: единой программы оптимизации школьного образования в отечестве нет, Министерство образования такой реформой не занимается, административные упражнения по укрупнению "образовательных единиц" — это чистый произвол региональных властей. А за последствия проведенных мероприятий — уволенных учителей, сокращенных специалистов, ликвидированные учебные заведения и прочее — ответственности не несет никто. И как тут не вспомнить анекдот про третий вопрос российской интеллигенции: если не понять, кто виноват и что делать, остается поинтересоваться — как же так?..


В Москве оптимизация продолжалась пять лет. Теперь в столице нет отдельных общеобразовательных школ, нет детских садов, домов творчества детей и юношества, нет районных и окружных управлений образования. Вместо всего этого созданы территориальные образовательные комплексы — ТОКи. По данным департамента образования города Москвы (ДОГМ), вместо бывших 4 тысяч образовательных организаций разных типов теперь действуют 630 ТОКов. Присоединенные школы и садики получали название "образовательная площадка" (N 2, 3, 4 и так далее), или просто "здание номер такой-то". Бывшие директора и заведующие детсадами получили должности "структурных руководителей" ("струкруков).

Дали ТОК


В детских садах были ликвидированы должности методистов, сокращены ставки помощников воспитателей. В школах стало меньше логопедов, психологов, медицинских работников (по одному на весь ТОК) и вспомогательного персонала. Московским школам запретили заключать самостоятельно договора с подрядчиками на питание детей, теперь ДОГМ делает это в централизованном порядке. Централизованы также закупки учебного оборудования, учебников, охрана зданий. Даже сайты у всех школ теперь одинаковые, словно близнецы. И портреты директоров, точнее, директрис, потому что это в основном молодые женщины, очень похожи. В Москве 81 процент директоров — женщины. А на школьных сайтах одно время на видном месте красовался портрет самого Исаака Иосифовича Калины, руководителя столичного образования.

Всего в Москве с ликвидацией окружных управлений образования были сокращены более 18 тысяч административных должностей. За счет этого была увеличена, согласно официальным отчетам, зарплата учителям. Как сообщают в Департаменте образования города Москвы, она составляет сейчас в среднем 76,2 тысячи рублей. Правда, учителя в соцсетях пишут, что за такие деньги приходится брать две ставки, родилась даже горько-ироническая шутка: "На одну ставку есть нечего, на две — некогда".

Понятно, что перемены такого масштабы вызвали сопротивление педагогов и родителей. Учителя даже выходили протестовать на Суворовскую площадь (у театра Российской армии). И всяких несуразностей было много. В 2014 году, например, разразился скандал вокруг "Курчатовской школы" (N 1189), который можно признать типовым. Эта школа была основана в 1991 году при поддержке Центра компьютерного обучения Курчатовского института — с соответствующей специализацией. Но в ходе оптимизации ее "слили" со школой N 2077 — без всякой специализации. Директор 1189-й долго отбивалась, ее за строптивость в итоге уволили. Зато возглавившая "новую Курчатовскую" директор 2077-й записала на своем сайте: "Мы сделали огромный скачок в сравнении с прошлым годом: поднялись на 182 позиции в рейтинге московских школ".

Родители сетуют: устраивали ребенка в хорошую школу, а после слияния сильные учителя ушли, вместо них ведут уроки учителя из слабой школы. А ответ у директора один: "Не нравится — уходите". Перечисление скандалов и жалоб, вызванных объединением школ, можно вести бесконечно. Главная претензия: почему никто не рассказал о предстоящих изменениях? Почему не спросили у учителей? Почему не привлекли к обсуждению "оптимизационных процессов" родителей? И что это вообще за "закрытая открытость" — так называют теперь в соцсетях административные упражнения на ниве школьного образования.

Реформа по умолчанию


Руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина, по словам экспертов, человек умный. Ни одного интервью в массовой прессе. Было одно — в журнале "Директор школы", для своих. Но без всяких извещений о старте очередной реформы. И ни в одном документе правительства Москвы нет ни слова о слиянии школ. Более того, слово "оптимизация" вообще ни разу не употребляется. Так что же это за спецоперация на живых людях?

Все началось с постановления правительства Москвы N 86 ПП от 22 марта 2011 года "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве". Что за пилотный проект? В чем суть? Для чего и зачем? Ничего не понятно. Только перечислены номера школ и детских садов, которые участвуют в этом проекте. Любопытна первая фраза этого постановления: "В целях поддержки инициативы руководителей государственных образовательных учреждений города Москвы по развитию общего образования правительство Москвы постановляет..." То есть как бы сами директора школ это все затеяли? Чтобы одних уволили, а другим снизили зарплату?

У экспертов нет единого мнения по оптимизации московского образования. Одни не принимают в принципе, говорят, все это не нужно, у нас есть замечательные школы, чего еще надо? Другие обращают внимание на частности: зачем убрали методистов из детских садов, они вели большую работу с родителями, а теперь это некому делать.

Алексей Гусев, руководитель рабочей группы "Образование и культура как основы национальной идентичности" регионального штаба "Общероссийского народного фронта" в Москве и ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации, в январе 2015 года подготовил доклад "О состоянии и перспективах развития образования в городе Москве". Главная идея доклада: никто не объяснил суть изменений в образовании, все проходит внезапно, без учета мнения москвичей и экспертной оценки возможных последствий. На словах Алексей Гусев сравнивает 86-е постановление с "внезапным началом войны против образования". Но ни доклад, ни резкости в дискуссиях руководство ДОГМ не прошибают — там действуют по принципу "молчим и делаем".

Ни в одном документе правительства Москвы нет ни слова о слиянии школ. Более того, слово "оптимизация" вообще ни разу не употребляется. Так что же это за спецоперация?

Деньги и качество


Один из главных аргументов в пользу оптимизации, проведенной в Москве,— изменение принципа финансирования школ. Москва, имеющая значительные финансовые ресурсы, дала департаменту образования карт-бланш. До сих пор обычные (не лучшие) школы получали 63 тысячи рублей в год на ученика (нормативно-подушевое финансирование). Гимназии получали больше, лицеи — еще больше, около 123 тысяч рублей, не считая дополнительных субсидий за победы на олимпиадах и высокие баллы ЕГЭ. Новая система финансирования предполагала, что школы, включившиеся в "пилотный проект" (помните, постановление N 86), получали по 123 тысячи рублей на ученика. Именно все школы — и лучшие, и не лучшие. На первый взгляд — воплощенная в жизнь социальная справедливость. Или как минимум разумная политика. Чего же желать еще?

Да немногого, в принципе, но весьма существенного — реального повышения уровня образования.

В упомянутом уже постановлении московского правительства N 86 одной из главных целей обозначено "повышение качества образования". "Огонек" попросил ДОГМ рассказать о результатах проведенной оптимизации. На один из вопросов ("Улучшилось ли качество образования в Москве в целом?") мы получили такой ответ:

"Доля набравших 190 и более баллов по трем предметам (речь о ЕГЭ.— "О" ) увеличилась с 2010/2011 учебного года с 34,7 до 53 процентов". Тут надо пояснить: 190 баллов по трем предметам — это примерно по 63 балла по одному, то есть чуть больше тройки. То есть половина (что следует из ответов ДОГМ) выпускников столичных школ — твердые троечники! Высокий результат.

Далее, ответили нам (полностью ответы департамента в рубрике "Дословно"): "Участвовать и побеждать в олимпиаде сегодня можно, обучаясь в любой школе (с 2012 года школьный этап проводится во всех московских школах). Количество школ, подготовивших победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников, в 2016 году составило 624 школы (почти 100 процентов всех школ города). Для сравнения: в 2010 году их было 25 процентов".

Московские учителя математики, словно в ответ на эту казуистику, сочинили задачку: "Начальники города Глупова борются за повышение доли школ, ученики которых становились призерами и победителями олимпиад. В городе было 100 школ. Школы, ученики которых были победителями и призерами Всероссийской олимпиады, составляли весной 3 процента. Летом в городе "укрупнили" школы, и теперь школ стало 20. Снова вычислили, в каком проценте школ были те же ученики, ставшие весной победителями или призерами Всероссийской олимпиады. Какой ответ мог получиться?"

Для любого эксперта очевидно: олимпийские победы — отговорка, придуманная для красивой отчетности. Когда ни учитель, ни школа не знают, как повысить качество обучения, когда учитель научить не может, отчего и растут ряды репетиторов, школа рапортует — а вот, пожалуйста, у нас олимпийцы. Для школы это важно: если ученик занимает призовое место на олимпиаде (чьими стараниями — неизвестно), то школа получает дополнительное финансирование. Поэтому и олимпиад сейчас — не сосчитать. А в этом году в школах даже стали проводить... платные (!) олимпиады.

Но кто бы объяснил, каким образом участие детей в олимпиаде свидетельствует о качестве образования? Ведь в городском этапе выступают один-два ученика от школы. И разве школа учит детей для того, чтобы они побеждали в олимпиадах? Но Москва приравняла к качеству обучения именно это — участие в олимпиадах. И только ответы на социологические опросы "Как вы оцениваете качество российского школьного образования?" (12 процентов респондентов — как хорошее, 32 процента — плохое и 44 процента — среднее, опрос ФОМ, 2016 год) показывают — может, в вопросах методологии наши люди не сильны, но хорошее от плохого отличить в состоянии. По данным международных исследований PISA (исследование проводится раз в три года), последние три цикла наши школьники занимают места между 34-м и 40-м — сползание вниз пришлось аккурат на время стартовавшей школьной оптимизации. А вот в 2006-м, например, мы были на 27-м месте.

И нынешние реалии печальны: на самом деле уже не существует многих московских школ, которые занимают верхние строчки рейтинга лучших (см. "Огонек" N 49 за 2016 год). Как не осталось и "плохих" школ, одним росчерком пера скрывшихся в тени более успешных. Что же осталось? Бренды. А бренды, как утверждают маркетологи, это не предприятия, не торговые марки и даже не продукты. Это всего лишь некие схемы в головах потребителей, которые позволяют продавцам извлекать дополнительную прибыль при грамотно выстроенной рекламной стратегии. Сейчас новые директора "оптимизированных" школ на курсах повышения квалификации изучают именно маркетинг. А одна из тем курса — "Управление брендами"...

Заработать на оптимизации


Прежняя структура школьного образования не была идеальной. И правы, наверное, многочисленные эксперты: она тормозила развитие отрасли. Но, взявшись устаревшее радикально реформировать, ДОГМ дальше простых решений не пошел: круто сломав административный каркас прежней системы, во главу угла поставили калькулятор, а не содержательный компонент нововведений. До повышения качества образования дело так и не дошло, потому что эта задача, даже в плане ее постановки, никакого отношения к системам финансирования школ или управления ими не имеет.

В ДОГМ любят ссылаться на то, что, мол, "сделали образование доступным". Но на недоступность школ в столице никто вроде и не жаловался. Родители, наоборот, готовы возить детей в лучшие школы. Иное дело — финансовые показатели. Борьба за них — главный и, похоже, единственный итог пятилетних столичных новаций.

Чтобы выйти на нужный уровень "эффективности", резали, как говорится, по живому, а учителей увольняли по принципу "двух не": сначала несогласных, за ними неугодных. Больше всего пострадала сфера дополнительного образования — музыкальные, художественные студии, различные кружки при школах...

Оптимизация в отношении учителей обернулась большой проблемой. Алексей Семенов, действительный член двух академий (РАН и РАО), профессор МГУ, в недавнем прошлом ректор МПГУ, 20 лет руководивший Московским институтом открытого образования (Институт повышения квалификации учителей), говорит: "Требование повышения средней заработной платы учителя приводит к "выдавливанию" работников, "ухудшающих общие показатели": гениальных учителей с малой (например, по причине возраста) нагрузкой, совместителей — реальных вузовских ученых, психологов, логопедов и так далее, снижающих суммарную зарплату учителей. Исчезают дополнительные занятия, в которых участвует только пара учеников".

Между тем исследования показывают: качество образования мало зависит от размера школы, будь это маленькая школа или огромный комплекс. Для качественного обучения нужно что-то другое. Вот, например, в Пекине есть школа-комплекс "Первое октября" (это день создания КНР). В ней 4174 ученика, и у каждого свое индивидуальное расписание занятий. Нет традиционных классов, нет классных руководителей, у каждого ученика свой научный руководитель. Занятия проходят по 400 дисциплинам, действуют 272 кружка. Об этом "Огоньку" рассказала профессор Национального института образовательных наук Цзянь Сяоянь, отметив: в Китае все школы восточной части страны одинаково получают 7800 юаней в год на ученика (около 70 тысяч рублей), в западной части — поменьше...

Значит, дело не в деньгах и не в структуре управления, а в чем-то другом. Может быть, в отношении к детям. Но об этом пусть думают специалисты. Кстати, в Китае считают, что директор может уроки не вести, но он должен быть педагогом в первую очередь. В случае московской оптимизации это, похоже, не критерий вовсе.

Факт: в столице произошла почти полная смена руководителей образовательных организаций. Алексей Семенов отмечает парадокс: "С одной стороны, в управлении образованием утверждаются принципы социальной справедливости, демократизма и прозрачности. Но с другой — исчезают человеческие отношения. Директор не может знать всех учителей в лицо. Что уж говорить о детях! Он тоже принимает решения на основе "объективных данных". Итог: личный авторитет руководителя, формируемый в совместной работе и общении, заменяется административным авторитетом менеджера. Возможно, конечно, в будущем утраченные человеческие связи в новом виде будут восстановлены, и директора лучших школ станут почти столь же "важными фигурами" для образовательной и иной власти, как это было раньше... Однако иметь личные отношения с пятью сотнями учителей для директора уже практически невозможно".

Кто приходит на смену прежним директорам? Сложить некий портрет нового администратора сейчас невозможно, и однозначных оценок у экспертов нет. Известно, впрочем: примерно третья часть новых руководителей хоть и с педагогическим образованием, но не с опытом — работали не в школе, а на административных должностях. Только 6,4 процента из новых директоров проходили специальную подготовку до аттестации, остальные начинают учиться уже после назначения (в основном это люди до 40 лет). Процедура аттестации сложная, двухступенчатая. Поскольку место доходное, конкурс — шесть человек на место.

Алексей Семенов так оценивает итоги московской оптимизации: "Любое радикальное изменение (в соответствии с "общей теорией изменений") приводит к ухудшению. Вопрос в том, насколько это ухудшение катастрофично. По каждому направлению процесса я могу выделить позитивные и негативные факторы. И пока не ясно, когда первые начнут компенсировать, а затем и преодолеют вторые. Вопрос о том, в какой степени в сравнении с тем, что было, формирующаяся система может допускать и поддерживать ростки новых позитивных изменений внутри самих школ, остается открытым".

Родители сетуют: устраивали ребенка в хорошую школу, а после слияния сильные учителя ушли, вместо них ведут уроки учителя из слабой школы

Далеко от Москвы


Если в Москве оптимизация завершилась, то в регионах она только началась, и все коллизии — впереди (занятно, что города-миллионники не спешат перенимать московский опыт — уж слишком он, мягко говоря, неоднозначный). В регионах оптимизация проходит в соответствии с распоряжением правительства РФ N 722-р от 30 апреля 2014 года о плане мероприятий (дорожной карты) "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки до 2018 года". И главное в этих образовательных дорожных картах — ликвидация школ и детских садов, которые региональные начальники посчитают неэффективными. До 2018 года планируется закрытие 3639 школ и детских садов в селах. В том числе предполагается закрывать учреждения дополнительного и среднего профессионального образования, а также дома и интернаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление предусматривает, что к 2018 году увеличится число детей на одного педагога в детских садах с 11,2 в 2014-м до 11,8 в 2018-м. В школах этот показатель увеличится с 11,7 до 12,8 ребенка на одного педагога.

Очень странное понимание доступности и высокого качества образования, о которых заявлено на первых страницах того постановления. В Европе, например, сейчас идут в другом направлении: там в школах — 8 детей на одного педагога, а в детских садах — 5.

Но все сомнения исчезнут, если вспомнить, что во главе угла стоит калькулятор, а не содержательная сторона самого образования. И тут самое время вспомнить о том, что еще в апреле 2015 года Счетная палата РФ подготовила доклад о первых результатах этой странно затеянной оптимизации. В нем говорится: "Мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения" — точнее, увы, не скажешь.

В докладе СП подчеркивается, что, несмотря на сокращение образовательных учреждений, в 36 регионах расходы не сократились, а наоборот, выросли. В то время как повышение зарплаты учителям оказалось мизерным — на 0,74 процента в целом по России. В Белгородской, Ярославской областях и Республике Мордовия учителям не добавили ничего. Что получилось после старта оптимизационных мероприятий в итоге? 9,5 тысячи населенных пунктов, имеющих до 1,5 тысячи жителей, не имеют сегодня детских садов. 877 из них находятся на расстоянии более 25 км от ближайшего садика. В трети этих сел и деревень нет общественного транспорта. В 6 тысячах населенных пунктов нет школ. Из 940 деревень детям приходится добираться до школы более 25 км...

Все эти цифры — из упомянутого доклада СП, выпущенного весной 2015-го. Реакция? Да никакой. И стоит ли удивляться, что летом 2016 года родители учащихся протестовали против закрытия школ в Тюменской, Псковской, Саратовской, Воронежской, Ивановской и многих других областях. В Карелии дело дошло до разгона родительской демонстрации ОМОНом. К протестующим выходили образовательные начальники, что-то обещали исправить, но оптимизацию сворачивать никто и не думал, а постановление 722-р никто не отменял и не корректировал.

В 2007 году "Единая Россия" в своей предвыборной программе выдвинула идею "Школа — социокультурный центр села" (учителя и директора сельских учебных заведений писали потом никем не читанные доклады на эту тему). Сейчас сюжет обсуждается вновь, о чем министр образования Ольга Васильева говорила в сентябре как о важном повороте образовательной стратегии. Но как совмещается "социокультурный центр" с массовой ликвидацией его основы, глава ведомства не говорила. И, увы, никто не говорит.

В 1915 году в России был разработан проект школьной реформы. Было записано: территория школьного округа в селах не должна превышать 3 версты (чуть больше 3 км). Реформу, правда, завершить не успели (грянула революция, за ней Гражданская война), но задачу доступности образования для всех детей 100 лет назад ставили. Сегодня мы поступаем ровно наоборот...

Источник: GZT.ru, Фото: Геннадий Гахов


Сергей Собянин продолжил чистку московского правительства, уволив главу департамента образования Ольгу Ларионову. За три года работы на своем посту чиновница не раз оказывалась в центре громких скандалов, а также не сумела изменить «безобразную ситуацию с детскими садами». Ей на смену придет чиновник Минобрнауки Исаак Калина.

В понедельник, 8 ноября, мэр Москвы Сергея Собянин освободил от должности руководителя департамента образования Ольгу Ларионову. Об этом GZT.RU сообщили в пресс-службе мэрии.

Причины увольнения чиновника пока не называются. Любопытно, что 29 октября, Собянин своим же приказом переназначил Ларионову в должности и даже возвел ее в ранг министра правительства столицы.

Биография Ларионовой

Ольга Ларионова родилась в Москве 7 июля 1951 года. Окончила МГПИ им. Ленина, аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук. По окончании аспирантуры преподавала в московских школах, работала старшим преподавателем кафедры социологии Академии. Общий стаж работы Ларионовой в органах исполнительной власти города— более 20 лет.

Руководила системой образования Москвы с августа 2007 года, когда сменила на этом посту Любовь Кезину.

Член Общественной палаты и директор Центра образования № 548 Ефим Рачевский полагает, что увольнение Ларионовой связано с тем, что Москва встраивается в федеральную вертикаль управления.

«Москва была в некотором отрыве от общероссийских образовательных реалий. Сейчас, скорее всего, назначат Исаака Калину— федерального чиновника. Помимо всех своих должностей в управленческой системе образования, он работал и учителем и завучем. Он хорошо знает школу, причем не только московскую. Он объездил наверное все регионы страны. Причем смотрел не с менторских позиций, а реально знакомился с опытом»,— заявил GZT.RU Ефим Рачевский.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков полагает, что последней аргументом для Собянина в решении отстранить от должности Ларионову стал «пакет документов в 140 листов», в котором фонд описал коррупционные действия и нецелевые расходования бюджетных средств департаментов только за последние два года. «Мы буквально на днях его отправили»,— добавил Комков.

«Все это ведет к резкому всплеску детской безнадзорности и преступности в Москве»

«Работа Ларионовой— это полный провал... В своем наказе Собянину мы перечислили все вопиющие факты: незаконную покупку семи представительских автомобилей для Ларионовой и ее чиновников, увольнение неугодных директоров, махинации на ремонте и школьном питании. Безобразной можно считать и ситуацию с детскими садами»,— заявил GZT.RU Сергей Комков.

Иномарки для департамента


Вместо машин скорой помощи и спецтранспорта для детей-инвалидов руководство столичного департамента образования арендовало для себя семь автомобилей представительского класса. Сумма контракта— почти 9,5 млн рублей за год. Эти и другие факты послужили причиной возбуждения уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере. Подробнее.

Ефим Рачевский считает, что вокруг департамента скандалов было «не больше, чем вокруг ГУВД Москвы или департамента здравоохранения». «Скандалы есть везде и всегда. Так повелось, что образование— более публичное явление. Это и к лучшему. Мы много взаимодействовали с Калиной и я знаю, что он— сторонник прозрачности в управлении образованием. Именно этого не доставало прежнему руководству»,— добавил Рачевский.
Замминистра образования и науки Исаак Калина размышляет о устройстве системы муниципального образования.


Система Ларионовой


По данным Всероссийского фонда образования, при Ларионовой полностью сложилась система платного поступления детей в престижные школы. Сумма взятки для поступления варьируются от 30 тыс. до 200 тыс. рублей. В среднем ежемесячный взнос за обучение ребенка в столичной школе (на охрану, на дополнительные занятия и на другие нужды)— от 3 тыс. до 8 тыс. рублей. В обществе защиты прав потребителей образовательных услуг данные отличаются: поступление в обычную московскую школу стоит от 10-15 тыс. рублей, в специализированную— от 70 тыс., а в школу, имеющую неформальный статус «элитной»,— от 150 тыс.

Новым руководителем Департамента образования Москвы стал Исаак Калина


Как сообщает пресс-служба правительства города, ранее он занимал пост заместителя министра образования и науки РФ.

Исаак Калина родился 14 ноября 1950 года в Оренбургской области. Окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова по специальности математика, Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности государственное и муниципальное управление. На государственной службе Калина - с 1989 года. В 2002-2004 гг.

Калина занимал должность заместителя генерального директора ФГУП Издательство "Просвещение". В 2004 году его пригласили в Министерство образования и науки РФ на должность директора Департамента государственной политики в сфере образования. С сентября 2007 года - заместитель министра образования и науки Российской Федерации.

Также во вторник, 9 ноября, стало известно о назначении заместителя мэра, руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Анастасии Раковой полномочным представителем мэра в Мосгордуме.

Биография Исаака Калины

Исаак Иосифович Калина родился 14 ноября 1950 г. в Оренбургской области. Окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова по специальности математика (1972 г.), Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности государственное и муниципальное управление (1998 г.).

С 1973 года преподаватель СПТУ-12 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года— учитель математики средней школы N2 села Шарлык, с 1984 года директор школы-интерната N1 в Оренбурге. С 1989 года И.Калина на государственной службе— заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года— заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области.

В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. 2002-2004 гг.— заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». В 2004 году приглашен в Министерство образования и науки на должность директора департамента государственной политики в сфере образования. 11 сентября 2007 года распоряжением председателя правительства РФ назначен заместителем Министра образования и науки. Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ.

Наказ

Наиболее вопиющие факты коррупции в системе столичного образования Всероссийский фонд образования сформулировал в виде наказа новому мэру Москвы Сергею Собянину:

Уважаемый Сергей Семенович!

Нами уже неоднократно рассматривались вопросы грубейшего нарушения сотрудниками Департамента образования города Москвы и его подчиненных органов - окружных управлений образования - действующего законодательства и финансовой дисциплины.

В последнее время резко участились случаи увольнения руководителей образовательных учреждений. Особенно тех, кто не пожелал выполнять указаний вышестоящего руководства по заключению контрактов на закупку детского питания, оборудования и учебных пособий. Так в декабре 2009 года была уволена директор одной из лучших московских школ - Центра образования № 1804 «Кожухово», которая отказалась заключать контракты на поставку школьного питания с теми фирмами, которые определила лично руководитель окружного управления образования Л.В.Митрюк. Конфликт вылился в противостояние между родителями и администрацией окружного управления образования. Директор школы Л.А.Курбатова была решением суда восстановлена в должности, но руководство окружного управления образования ЮВАО так и не восстановило её на работе.

Аналогичные ситуации имели место и в Северном административном округе г. Москвы.

В городе Москве в последние годы процветает порочная практика назначения на должности руководителей окружных управлений образования и других подразделений системы образования людей весьма далеких от этой важнейшей социальной сферы.

В самом Департаменте образования г. Москвы допускаются серьезные нарушения финансовой дисциплины. И даже имелись факты незаконного нецелевого расходования бюджетных средств.

Так в конце декабря 2009 года в течение 3 дней по указанию руководителей Дирекции по материально-техническому и финансовому обеспечению Департамента образования Москвы, в обход Федерального Закона № 94-ФЗ, были выписаны счета на несколько организаций в общей сумме, превышающей 70 миллионов рублей. То есть, фактически, имел место факт присвоения бюджетных средств группой лиц. Данные материалы нами уже переданы в следственные органы.
В это же время по указанию руководителя Департамента образования Москвы О.Н.Ларионовой был подписан контракт на аренду 7 автомобилей класса «люкс» - «Тойота Камри» - для разъездов заместителей. Сумма контракта составила около 10 миллионов рублей. В настоящее время по данному факту возбуждено уголовное дело и проводятся следственные действия.

К руководству Департамента образования Москвы имеются серьезные претензии по поводу организации текущих и капитальных ремонтов зданий образовательных учреждений. Так в сентябре 2010 года руководство Департамента отчиталось о полном завершении всех ремонтных работ. В то время как у представителей Фонда имеется достоверная информация о том, что большая часть ремонтных работ даже не начиналась. Но средства, выделенные на данные цели, уже списаны. У нас также имеются на сей счет реальные факты.

В связи с изложенным выше, прошу вас дать указание о проведении тщательной и всесторонней проверки деятельности московского городского Департамента образования и подведомственных ему окружных управлений образования.
Мы высказываем полное недоверие действующему на сегодня составу руководства Департамента образования города Москвы и требуем отставки её руководителя Ларионовой О.Н.

Кроме того, в городе Москве за последние годы уничтожено более 50 досуговых центров клубов по интересам для детей и подростков. Их массово выселяют из занимаемых помещений, предоставляя данные помещения под различные коммерческие структуры. Фактически уничтожаются уникальные детские организации. Такие, как «Импульс» в Северо-Восточном административном округе, хореографический коллектив «Чародеи» в Восточном административном округе, детские студии «Мир глазами детей» и «Цветик-семицветик» на Арбате. А в Южном административном округе в настоящее время уничтожается уникальное детское образовательное учреждение - «Классическая философская школа». Все это привело к резкому всплеску детской безнадзорности и росту детской преступности в городе Москве.

Руководители окружных и муниципальных органов власти города Москвы должны понести за это должное наказание.
Мы высказываем серьезную надежду на то, что с Вашим назначением на пост мэра Москвы ситуация может измениться в лучшую сторону. И Москва опять сможет стать примером для всех регионов страны в сфере развития образования и воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.

Петиция за отставку руководителя Департамента образования г. Москвы И.И.Калины была создана в 2014 году. Она набрала почти 18 тысяч подписей. Однако руководство г. Москвы и Министерства образования РФ проигнорировали требование граждан. С тех пор ситуация в столичном образовании не стала лучше: разрушено коррекционное образование, сократились возможности доступного дополнительного образования, уничтожена система летних городских лагерей, продленка перестала оплачиваться из бюджета города. Директора выбираются по принципу лояльности руководителю Департамента образования, деятельность Управляющих советов взята под контроль государства, что противоречит Закону об образовании. Ухудшилось питание в детских садах, произошло укрупнение классов и групп в детских садах, детей младше 3 лет и детей с временной регистрацией практически невозможно устроить в дошкольное учреждение, увеличилась нагрузка на учителей. В связи с этим мы возобновляем подписание петиции.

Мы, жители города Москвы, родители, бабушки и дедушки, педагоги, требуем уволить руководителя Департамента образования г. Москвы И.И.Калину.
Деятельность И.И.Калины идет вразрез с принципами федеральной политики в области образования, нарушает федеральный Закон об образовании, московский закон «О развитии образования». Прежде всего, это выразилось в кампании по укрупнению школ, которая не только проводилась с серьезными нарушениями законодательства, но и стала источником социальной напряженности. Акции протеста против политики Департамента образования стали регулярными.
Кампания по созданию «многопрофильных многофункциональных образовательных центров» ведется по личной инициативе И.И. Калины. Ни программа «Столичное образование: 2012-2016», ни Федеральные программы развития образования, ни майские указы президента 2012 года не предусматривают массовое объединение действующих образовательных учреждений. В городе «сливается» все подряд, механически и бездумно: техникумы с коррекционными детскими садами, школы для детей с девиантным поведением с лицеями для одаренных учеников и вечерними школами.
В Москве отсутствует четко прописанная нормативная база для принятия решений в области образования. Многие решения, в том числе связанные с бюджетом, принимаются без обсуждения, и реализуются без принятия нормативных актов, на основании «устных распоряжений», что нельзя назвать иначе, как волюнтаризмом.
И.И. Калина и его заместители постоянно заявляют, что образовательные комплексы создаются по инициативе самих школьных коллективов. Это ложь. В реальности укрупнение образовательных учреждений проводится насильственно, и зачастую основано на шантаже и обмане родителей, учителей и директоров.
Цели кампании по объединению школ не были никогда четко прописаны, ее эффективность властями не анализируется. Комиссия по оценке результатов создания комплексов была создана только через два года после начала кампании, в нее не вошли ни эксперты, ни представители родительской, учительской и иной общественности.
В итоге мы видим, что кампания «укрупнения» направлена вовсе не на улучшение качества и доступности образования и даже не на сокращение расходов бюджета. Многие уверены, что истинные цели кампании — установить контроль чиновников за финансовыми потоками в области образования и укрепить вертикаль личной власти И.И. Калины.
Расходы московского бюджета на образование существенно возросли с 2010 года, однако схема их расходования, в том числе и на строительство новых образовательных учреждений, остается непрозрачной. Оценка эффективности бюджетных расходов на образование не проводилась и не проводится.
Вместо организации реального инклюзивного образования в Москве практически уничтожены коррекционные школы, идет превращение детских садов из образовательных центров в «инкубаторы», продолжается удушение школ для одаренных детей; уничтожается социально доступная «продленка», что может привести к росту безнадзорности и детской преступности, дополнительное образование финансируется с задержками.
Московская политика в области образования должна подвергнуться серьезной ревизии, в том числе и с участием широкой общественности. Необходимо создание системы, соответствующей установленному федеральным законом принципу общественно-государственного управления образованием. Необходимо четко определить цели и критерии эффективности для любых изменений в области образования в Москве.
Первым шагом в ликвидации кризиса должно стать увольнение И.И. Калины как чиновника, который опасен для системы образования Москвы. Необходимо впредь предусмотреть процедуру общественного обсуждения кандидатов на такую важную должность, как руководитель департамента образования Москвы.

10 ноября 2010 года Указом Мэра Москвы Исаак Иосифович Калина назначен Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования города Москвы. Уважаемая Светлана Михайловна! Уважаемая Ольга Сергеевна!

1996 — 2002 гг. — руководитель главного управления образования администрации Оренбургской области. 2004 год — приглашен в Министерство образования и науки Российской Федерации на должность директора Департамента государственной политики в сфере образования.

В 1968 году окончил Шарлыкскую среднюю школу № 2 с золотой медалью и Заочную математическую школу при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Прошу Вас, если есть возможность предоставить нам место в группе полного дня, сообщите пожалуйста как его оформить.

1981-1984 гг. — учитель математики в средней школе № 2 села Шарлык Оренбургской области. В 1972 году окончил с отличием Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика». В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. Разрешите очень приятно и радостно сообщить Вам, что 30 сентября 2015 года я вновь прибыл в школу Вашего Департамента, в школу №937 Героя Перова.

В группе царит комфортная теплая обстановка, благодаря пониманию и равноправию. Я работаю полный рабочий день. На данный момент в группы полного дня в ГБОУ Лицей №1560 включены дети, которым к 01 сентября 2015г. исполнилось не менее 2 лет и 8 месяцев. Педагог Кузнецова И.В. награждена грамотой Департамента образования за личные заслуги, способствующие реализации перспективных направлений в обучении и воспитании подрастающего поколения Москвы.

Родился 14 ноября 1950 года в селе Шарлык Шарлыкского района Оренбургской области. 1972 год — начал педагогическую деятельность в должности преподавателя математики в профессиональном училище № 29 г. Оренбурга. 1989 год — переведен на государственную службу и назначен заведующим отделом образования Промышленного района г. Оренбурга. 1994 год — начальник областного Управления профессионально-технического образования.

В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования. В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

При этом в образовании станет больше дисциплины, а в обороне - больше знаний. Да и вообще, надо слить всех в одну бочку, чтобы максимально разнообразный рассол получился. Меня интересует когда начнут лечить детей в саду, в котором есть помещение, аппараты, прикрепленный окулист и 90% детей с нарушением зрения?

В следующий раз буду обращаться в прокуратуру!!! Благодаря Матюшкиной Марине Ивановне дети нашего класса живут в дружном коллективе, считают школу своим вторым домом, а класс – большой дружной семьей. Спасибо за внимание к работе педагогов и интерес к московскому образованию. В школе с пошлой недели нет отопления! Дети в классах мерзнут, сидят на занятиях в куртках!

Я и супруга живем и работаем в Москве, но не имеем возможности оплачивать частный детский сад. А сидеть с ребенком — некому. Находимся в безвыходном положении. Администрация ГБОУ Школы № 937 благодарит Вас за добрые слова в адрес сотрудников комплекса и за высокую оценку труда коллектива! Я, мама Горелышевой Юлии Николаевны посещающей детский сад №2586 г. Москвы выражаю огромную благодарность нашему воспитателю Ильиных Жумаслу Сабировне.

Калина Исаак Иосифович

Ребенок с радостью идет в сад, потому что там ее встречает любимый воспитатель, с которой ей легко и интересно. Знание психологии ребенка, постоянное саморазвитие в профессиональной сфере просто незаменимы в профессии ВОСПИТАТЕЛЯ.

Я полностью доверяю нашему воспитателю, ведь оставляя ребенка практически на весь день, мне очень важно знать, что наше чадо в надежных руках. И я спокойна за жизнь и безопасность своего ребенка.

Оптимизационная деятельность в сфере образования

Моя жена вынуждена была прервать отпуск по уходу за ребенком в связи с производственной необходимостью. Спасибо ей за то, что она помогла нашим деткам освоиться в средней школе! Не смотря на все новшества, с которыми встретились ученики после младших классов они успешно к ним адаптировались. Вера Валерьевна всегда принимает участие в решении любых проблем своих подопечных!

Все родители её учеников благодарны Вере Валерьевне за успешный переход их детей в среднюю школу. Спасибо вам за такие Кадры!!! Мой сын учится в школе 8 кл 867 школы в Братеево, прописан в Балашихе, а проживаем мы сейчас на Юго-Западе.

Прошу помочь в переводе ребенка в школу №152 10-класс, т.к. ребенок спортсмен и занимается плаванием в бассейне м.Водный стадион. Дети непростые, но уже после года занятий мы видим колоссальные изменения к лучшему — и в поведении, и в развитии.

Сегодня 13.10.2015 года утром, когда привели детей в детский сад, мы ощутили стойкий запах краски. Не исключено, что после нахождения сегодня детей в детском саду, где стоит стойкий запах краски, дети будут плохо себя чувствовать и возможны различные последствия.

Здравствуйте! Мой ребенок, Радина Полина 2013 года рождения, имеет право на внеочередное получение места в дошкольном образовательном учреждении. Все выше перечисленные документы, я лично возила в ОСИП для подтверждения. Я являюсь сотрудником ГБОУ СОШ №1491 структурного подразделения №1524. Семья наша малообеспеченная,в связи с тяжелым финансовым положением необходимо выходить на работу.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. Когда же намерения Исаака Калины стали претворяться в жизнь, это вызвало бурный протест со стороны московских учителей, учеников и их родителей. Уважаемая Екатерина Андреевна! Уважаемая Наталья Ивановна!