Как сделать в домашних условиях кондиционер охлаждает. Кондиционер для дома

Для тех, кто любит мастерить на досуге, изготовление кондиционера в машину своими руками – это настоящий вызов, который просто необходимо принять. Особенно, если на улице стоит невыносимая жара, а ваш автомобиль не оснащен системой климат контроля. Самодельный кондиционер для авто – это не такая уж сложная, как кажется на первый взгляд, конструкция. Самое главное – знать принцип работы этого прибора и запастись всем необходимым инвентарём, ведь именно от имеющихся подручных средств зависит конструкция будущего портативного автокондиционера.

Для начала давайте разберёмся, в чём же суть устройства мобильного кондиционера для авто. Всего существует две разновидности кондиционеров: компрессорные и испарительные. Для изготовления первых требуется специальное оборудование, а также различные дорогостоящие детали и идеальное знание охладительных систем. Другое дело – сравнительно простые испарительные системы. Именно, на их принципе работы чаще всего основывается устройство самодельных охладительных приборов. Весь фокус в том, что для испарения воды, такому охладителю-увлажнителю требуется большое количество тепла, которое он берет из окружающей среды.

Сконструировать испарительный кондиционер для машины можно без особых затрат. Для этого вам понадобится:

  • самый простой пластиковый контейнер (подойдёт и ненужная сумка-холодильник);
  • салонный радиатор печки;
  • два компьютерных кулера с подходящими для ёмкости размерами;
  • трюмный насос;
  • шланги и провода;
  • крепежи;
  • вилка прикуривателя.

Затем монтируются вентиляторы, один из которых предназначается для обдувания компрессора нашего автокондиционера, а второй для выдувания прохлады. Для сбора тёплого воздуха по бокам сверлится несколько отверстий.

Установка всех вышеперечисленных самодельных устройств производится в любой части салона машины – главное, чтобы воздух поступал именно туда, куда нужно.

Можно сделать вывод, что конструирование кондиционера для автомобиля своими руками – это очень простое и совсем не затратное дело. Так что если вы ищете доступный способ спасти от зноя себя и своих пассажиров – самодельная охладительная система – это как раз то, что нужно.

Видео “Кондиционер для авто своими руками”

Посмотрев запись, вы узнаете, с каких деталей состоит автомобильный кондиционер, как его собрать и как ухаживать за ним.

Летний зной, может стать причиной дурного настроения, так как утомление и перегревание не идет на пользу организма. Для того чтобы летние жаркие будни были только в радость можно купить кондиционер, а еще лучше сделать его собственноручно. Тем более, в этом нет ничего трудного. Для этого понадобится старый ненужный холодильник. Многие сразу же зададутся вопросом, все-таки как из холодильника сделать кондиционер, что для этого потребуется и зачем это нужно, если можно сходить и приобрести данную вещь.

Для того чтобы сделать ту или иную вещь нужно знать его принцип работы. Без этих знаний сложно представить схему будущего изделия, которое будет собираться собственноручно.

Принцип работы кондиционера

Для того чтобы сделать кондиционер из холодильника, нужно понять общий принцип работы кондиционированных систем. Если вспомнить физику, то будет сразу же понятен принцип работы любого кондиционера: жидкость, испаряясь, поглощает тепло. При попадании ее на кожу, можно ощутить прохладу. И наоборот, когда происходит конденсация, выделяется тепло.

Кондиционер представляет собой герметичный короб, в котором происходит движение специфичного вещества – хладагента, основным агентом которого является фреоновый газ. Хладагент забирает теплоту из помещения и после того как происходит сжатие выдает ее в виде конденсаторной жидкости.

Хладагент производит обмен тепла с воздухом при помощи теплообменников – это медные небольшие трубы, которые оснащаются тонкими пересекающими алюминиевыми пластинами. Для увеличения быстроты процесса обмена теплоты между хладагентом и теплообменниками, воздух прогоняется при помощи вентиляторов. Если смотреть по процессу, можно понять, почему эти два элемента называются конденсатором и испарителем. Когда кондиционер производит охлаждение помещения, испаритель выполняет свои функции во внутреннем блоке, который находится внутри помещения, а конденсатор находится снаружи. Когда кондиционер эксплуатируют в качестве обогревателя, эти процессы меняются местами.

Но в чем, же тут фокус?

А дело в том, что сам по себе холод не генерируется, а происходит транспортировка тепла из одной точки в другую при помощи хладагента. Отсюда то и появилось название «тепловой насос».

Принцип работы холодильника схож с работой кондиционера. Он также имеет замкнутый контур, в котором протекают процессы испарения и конденсация обработанного тепла. В работе холодильника тоже основную роль играет хладагент.

Схема контурной транспортировки хладагента: Благодаря повышенному давлению работы компрессора, происходит выталкивание хладагентного газа в конденсатор, где он претерпевает свои физические изменения. Хладагент меняет свое газовое состояние на жидкое. После чего начинается выделяться тепло. Наверное, многие замечали, что с задней стороны холодильника чувствуется циркуляция теплого воздуха.

Для того, чтобы жидкий хладагент обратно преобразовался в газ, ему нужно проделать путь через капиллярную трубку. Прохождение хладагентовой жидкости через эту трубку, несет за собой потерю давления, которое было произведено компрессором. После того, как хладагентовая жидкость смогла протиснуться, она попадает в испаритель, где происходит ее закипание.

Испаритель соединен трубками с морозильной камерой. Это центр вырабатываемого холода. Оттуда-то и происходит распределение холодного воздуха по стенкам холодильного агрегата. А хладагенту ничего не остается, как вернуться в компрессор, где процедура будет повторяться.

Старый холодильник находка для умельцев

Старый холодильник это агрегат, из которого «самоделкины» могут сотворить множество полезных вещей. Например, коптильню для мясных и рыбных блюд, собачью будку, шкафчик для гаражного инструментария, компрессор для покачивания автомобильных колес, а также самостоятельно сделать кондиционер.

Преимущества в самодельном кондиционере:

  • Значительная экономия денежных средств семейного бюджета
  • Можно создать комфортабельные условия в дачных домиках, так как ставить дорогой кондиционер в них не целесообразно, потому как при наступлении зимних месяцев, хозяева уезжают в город, а кондиционер может стать добычей воришек.
  • Положительные эмоции от вещи, сделанной собственными руками.
  • Новый опыт и получение знаний о том, как из холодильника сделать кондиционер.
  • Нет необходимости в дорогостоящем обслуживании и профилактик.
  • Создание комфортной атмосферы при помощи охлаждения воздуха.
  • Увеличение работоспособности, всем известно, что жара очень быстро утомляет. А прохладный воздух бодрит и заставляет себя чувствовать энергичнее.
  • Не нужно покупать и менять фильтры, так как кондиционер из холодильника их не предусматривает.

Процесс переделки холодильника в кондиционер

Для того чтобы начать работу, стоит запастись некоторым инструментом, который понадобится в работе, все эти вещи очень доступны и продаются в любом строительном супермаркете.

  1. Бытовой электролобзик. С помощью него можно легко делать фигурную резку по металлической основе. Что очень пригодится, когда нужно будет сделать кондиционер своими руками .
  2. Старый холодильник или морозильная камера, но обязательно в рабочем состоянии. Если нет своего собственного, то можно подать объявление в газету или в интернет, о том, что такой холодильник требуется. Большинство людей не знают, как утилизировать подобные габаритные вещи и только рады будут, избавиться от старого хлама. Еще есть вариант, самим найти по объявлению, дешевый холодильник.
  3. Канализационная труба, лучше всего выбирать гофрированную трубу, так как ее вес будет намного меньше, чем у других труб изготовленных из другого материала.
  4. Утеплитель для изоляции или монтажная пена.
  5. Вентиляторы (две штуки), для того чтобы создавать воздушные потоки

Процесс изготовления кондиционера

Изготовление кондиционера не составит абсолютно никакого труда, и пошаговая инструкция поможет в этой затее.

Первым делом, в дверце морозильной или холодильной камере, при помощи бытового электролобзика вырезается круглый проём. Круглый проем должен иметь диаметр, около ста миллиметров. Снизу убирается резиновый уплотнитель. Это требуется для того, чтобы обеспечить свободный доступ воздуху.

В проделанный круглый проем, вставляется круглая канализационная труба. Ее, для того чтобы соблюдалась герметичность, следует обмотать изоляционным утеплителем или запенить монтажной пенкой. После чего устанавливается вентилятор.

Для обдувания холодильного компрессора потребуется тоже установить вентилятор.

Труба помещается вовнутрь дома.

Другой способ изготовления кондиционера, при помощи радиатора из холодильника

Для того чтобы самостоятельно сделать кондиционер, стоит воспользоваться четырехрядным радиатором из старого холодильника и вытяжки.

Последовательность установки следующая: Установка радиатора должна производиться с задней стороны вытяжки. Это делается для того, чтобы вытяжка могла вытягивать воздушный поток через радиатор. Соответственно при работе вытяжки, воздух будет выходить охлажденным. Закрепить их можно, при помощи самодельных подставок. Под самодельный кондиционер необходимо поставить любой поддон, для того, чтобы в нем собиралась жидкость (конденсат). При заполнении подонна конденсатом, нужно его освобождать. Это можно производить путем высушивания обыкновенной тряпки или просто напросто вычерпывать ковшиком.

После подсоединения вытяжки к радиатору требуется подсоединить два шланга, один из которых пойдет в мойку, а другой от водопроводной системы.

Принцип работы самодельного кондиционера состоит в том, что происходит продувание воздушных масс через радиатор, через который протекает водопроводная вода. Будет идеально, если используемая вода будет со скважины или охлажденного колодца. Квартирная вода, которая бежит через обычный водопровод, не даст сильной эффективности по охлаждению помещения.

Заключение

Таким образом, видно, что сделать своими руками, как, казалось бы, такую сложную технику, нет ничего сложного. Стоит просто разобраться с принципами работы кондиционера и холодильника. И запастись нужным инструментальным инвентарем и тогда изготовление кондиционера своими руками, будет приятным занятием.

Далеко не все люди спокойно переносят летнюю жару, находясь внутри закрытых помещений. У многих она отрицательно влияет на работоспособность, снижает аппетит и ухудшает самочувствие. Решение проблемы - установка кондиционера либо сплит-системы, но в силу разных причин этот вариант доступен не каждому.

Поэтому смекалистые домашние мастера придумали несколько способов, как с минимальными финансовыми затратами и с помощью подручных средств изготовить кондиционер самостоятельно. Тем, кто сильно страдает от жары, предлагается рассмотреть эти способы, выбрать подходящий и смастерить охладитель своими руками.

Чтобы выявить сильные и слабые стороны самодельных охладителей, для начала не помешает разобраться в устройстве традиционных сплит-систем и понять, как они работают. Такая климатическая установка состоит из нескольких деталей и агрегатов:

  • наружный и внутренний радиатор, называемый теплообменником;
  • радиаторы соединены между собой медными трубками, где циркулирует газообразное вещество - фреон (техническое название - хладагент);
  • на одной магистрали установлен компрессор, создающий избыточное давление и заставляющий фреон двигаться по трубкам и конденсироваться;
  • во вторую магистраль врезан специальный расширительный клапан.

Устройство сплит-системы

Хладагент постоянно движется по замкнутому контуру, испаряясь в одном теплообменнике и конденсируясь в другом. Алгоритм переноса тепла выглядит так:

  1. Во внутренний радиатор (он же - внутренний модуль сплит-системы) фреон попадает в жидком виде. Поток комнатного воздуха, нагнетаемого вентилятором, проходит сквозь рёбра теплообменника, отчего хладагент нагревается и испаряется. В этот момент происходит интенсивный отбор теплоты из воздушной среды помещения.
  2. Дальше газообразный фреон попадает в компрессор, повышающий его давление. Цель - сжать вещество до такой степени, чтобы оно сконденсировалось в уличном радиаторе, где температура ещё выше, чем в комнате.
  3. Попадая во внешний теплообменник, обдуваемый своим вентилятором, хладагент переходит в жидкое состояние и движется по трубке обратно в помещение. В момент перехода он отдаёт уличному воздуху забранное из комнаты тепло.
  4. На обратном пути жидкий фреон проходит сквозь расширительный клапан, понижающий давление, чтобы он мог испариться во внутреннем радиаторе. После чего цикл повторяется.

Схема работы кондиционера

Как видите, устройство заводского кондиционера и принцип действия довольно сложный. Реализовать его в домашних условиях может технически грамотный специалист в данной области, но не рядовой пользователь. Да и на запчасти придётся потратиться. Самодельные конструкции охлаждающих устройств гораздо проще и дешевле в изготовлении.

Из подручных средств и материалов домашние мастера изготавливают следующие разновидности охладителей воздуха:

  • устройства, работающие на холодной воде;
  • аппараты, добывающие холод изо льда;
  • самодельные кондиционеры из переносных или старых бытовых холодильников.

В первых двух вариантах источником холода служит вода и лёд, обдуваемые простым осевым вентилятором от какого-нибудь бытового прибора (например, компьютера). Третий способ позволяет собрать устройство, близкое по принципу действия к полноценному кондиционеру, но с определёнными ограничениями. Как эти варианты реализуются технически, стоит рассмотреть подробнее.

Агрегаты подобного типа действуют по старому проверенному на практике принципу и по конструкции идентичны промышленным калориферам, иначе - водяным тепловентиляторам.

Суть в том, что вода необходимой температуры пропускается через радиатор, обдуваемый снаружи вентилятором.

Воздух, проходящий сквозь рёбра теплообменника, охлаждается на 5-15 °С в зависимости от температуры проточной воды.

Обратите внимание

Комплектующие для сборки кондиционера

Чтобы изготовить импровизированный кондиционер зима - лето в домашних условиях, вам понадобится:

  • радиатор системы охлаждения автомобиля в исправном состоянии;
  • напольный бытовой вентилятор с большой крыльчаткой;
  • пластиковый или металлический поддон с низкими бортиками, равный по длине размеру радиатора;
  • корпус, куда можно встроить перечисленные элементы (например, от старого телевизора);
  • соединительные шланги и переходники;
  • хомуты и крепёж.

Радиатор и вентилятор помещаются в корпус от телевизора

К радиатору нужно подключить шланги для воды

Корпус для охладителя и поддон вы можете изготовить сами из материалов, имеющихся в домашнем хозяйстве. Назначение последнего - сбор конденсата, образующегося на рёбрах радиатора от разницы температур проходящего потока и циркулирующей воды. Сборка выполняется в таком порядке:

  1. Проверьте автомобильный радиатор на герметичность, при необходимости запаяйте места протечек либо заделайте холодной сваркой. Затем установите его корпус и прикрепите с помощью стальных уголков и саморезов (болтов).
  2. Снизу под радиатором прикрепите поддон. Если бортики выйдут чересчур низкие и ёмкость станет быстро наполняться конденсатом, то приделайте к ней трубку для отведения воды в канализацию.
  3. Сзади теплообменника установите крыльчатку вентилятора, отделив её от стойки с кнопками управления.
  4. К патрубкам радиатора приделайте шланги для подачи и отведения воды. На этом сборка окончена.

Под радиатором должен стоять поддон для конденсата

Для запуска самодельного кондиционера подключите вентилятор к электросети, а шланги - к источнику холодной воды. Таковым может служить домашний водопровод либо насос, поднимающий воду из колодца или скважины.

Последние 2 варианта предпочтительнее, поскольку температура подземных водоносных горизонтов как раз приемлемая - 8-14 °С. Обратку направьте в канализацию, большую сборную бочку либо используйте для полива огорода.

В гараже всю систему можно просто прикрепить к стене

Само по себе приспособление не способно охлаждать помещение. Поэтому оно нуждается в небольшой доработке. Для изготовления такого кондиционера понадобятся следующие составляющие:

  • простой вентилятор;
  • емкость, которая наполнена прохладной водой;
  • полотенце или любое другое похожее изделие из ткани;
  • проволока;
  • корпус.

Цельную конструкцию необходимо разместить в оконной форточке. Работать она будет следующим образом. Вентилятор заставляет воздух двигаться в определенном направлении, где находится полотенце, свисающее с проволоки. Часть тканевого изделия должна быть опущена в наполненную жидкостью емкость. Благодаря такому размещению воздух постепенно начнет охлаждаться.

Такой самодельный кондиционер, сделанный своими руками в домашних условиях, даже может иметь разные режимы установки температуры. Для этого необходимо встроить скоростной тип переключения вентилятора и установить лампы накаливания.

При интенсивной работе устройство будет расходовать примерно 1 л воды за час. Этот вариант охладителя воздуха понравился многим благодаря тому, что в процессе своего функционирования он не создает раздражающих шумов.

Без проблем смогут сделать домашний кондиционер те, у кого дома есть лишний холодильник или морозильная камера. Оба прибора идеально подходят для освежения воздуха в комнате.

Морозильную камеру необходимо установить в проеме для окна, тщательно изолировав абсолютно все отверстия и щели. Задняя часть прибора должна выходить наружу, так как именно она выделяет тепло, из-за чего воздух лишь прогревается. А мастеру нужно добиться противоположного эффекта.

Холод собирается внутри морозильной камеры. Чтобы он выходит наружу и освежал комнату, следует провести монтаж простого вентилятора в дверцу прибора. А также не помешает сделать пару отверстий по бокам, которые необходимы для сбора прогретого воздуха. Благодаря такой незамысловатой системе длительное время в доме будет сохраняться прохлада даже в самый знойный день.

Чтобы создать самодельный кондиционер из старого холодильника, необходимо запастись такими материалами:

  • электрический лобзик с пилкой для работы с металлом;
  • два обычных вентилятора;
  • монтажная пена.

Не смотря на свой простой вид — это настоящий кондиционер. Единственно он не самодостаточен. К нему еще необходим холодильник или любое другое устройство (или курьерская служба) способная генерировать лед в достаточных количествах. Хотя в некоторых случаях можно обойтись и простой водой.

Благодаря использованию готовых предметов, кондиционер имеет законченный, почти промышленный вид. Для более качественного охлаждения пространства его надо располагать как можно выше относительно уровня пола. И поскольку функция ведра не теряется после использования по назначению в кондиционере можно хранить сезонные вещи, которые вам не потребуются до следующего лета.

Автор использовал низковольтный вентилятор, это позволяет сделать кондиционер сделанный своими руками полностью автономным. Достаточно просто добавить в конструкцию солнечную батарею на проводе достаточно для расположения ее на окне с подходящими параметрами по напряжению и току. Это сделает ваш кондиционер еще и автоматическим. Он будет включаться когда светит солнце и отключаться на ночь, когда не так жарко.

Также вариант с солнечной батареей даст возможность использовать кондиционер и в походных условиях. Лед в таком случае может заменить ключевая вода (обычно она имеет температуру не более 11 градусов), но менять ее надо будет почаще по мере нагрева.

Ок, откуда я родом, становится жарко. Настолько жарко, что пиво испаряется, пока в бутылке.

Также тот факт, что мой номер попадает много солнца днем не сделать прохладный вечер летом.

Будучи тем, кто я есть, Я взломал старую (недавно купил) ведро, чтобы создать USB-Кондиционер, если вы будете.

Шаг 1: собрать материал (и сойти с ума)





Если это было в видео-игре вам придется ездить далеко, чтобы получить его. Этот я купил в магазине боль.

  • Ведро 20л
  • Крышкой, которая помещается заявил ведро
  • Мини настольный USB вентилятор
  • Некоторые чистящие салфетки или тонкий пористый материал (40см х 30см)Инструменты я использовал, имеет только рекомендательный характер, так что не стесняйтесь отходить от этого списка
  • Аккумуляторную дрель
  • Рулетку
  • Нониусом (Штангенциркуль)
  • Клеевой пистолет (с клеем палочки)
  • Ваш мозг (не используйте чужой мозг для этого, ваш будет отлично)

    Шаг 2: давайте калечить



    Не калечить до лучших времен…. резать да резать.

    Возьмите крышку и просверлить небольшое пилотное отверстие в центре

    Использование нониуса определить диаметр вентиляторов клетке за вычетом части были винты идут бросили.

    Я получил месторождение в 16мм минус 3.2 мм на ободе. Оставив меня с 12.8 мм

    С помощью нониуса установить до 6,4 мм (радиус клетки) я соскоблил круг на крышку. (с пилотное отверстие как моя точка привязки)

    Затем режем. Используйте ротационный инструмент или острым ковровым ножом вырежьте круг ты оттер.

    это должно выглядеть как на картинке выше.

    ШАГ 3 ИДЕМ

    Шаг 3: Просверлите отверстия для крепления (Вы не найдете масло ты)


    Сверление отверстий вы пилотировали в крышке.

    Убедитесь, что они совпадают с клеткой и чисто для плотного прилегания с клеткой

    Шаг 4: теперь брак из клетки.



    Сплит клетке. Сохраните винты

    Место нижней стороне под крышкой и верхней стороны клетки на верхней крышке находится между клетка сейчас.

    Закрепите клетку с помощью винтов, которые вы держали. Капельку горячего клея под винты остановит их от вытягивания бросил. Мой поклонник пришел с орехами я пропустила клей участие, но если вы беспокоитесь, что они могут потерять можно промокните их с помощью клея для.

    Поздравляем, крышка сделано. На ведро ходим

    Шаг 5: ведра еще более резки.



    В ведро воду сосуда и каналом, который контролирует воздух, поступающий в.

    Сбоку вырезать ПАЗ для провода, чтобы соответствовать. Это куда вводятся провода кинул.

    Следующей мерой ведро и сделать отметку в половину точку фломастером.

    Измерьте верхнюю половину и отметьте половину.

    Это где ваши отверстия будут делаться так пойти и проследить, что полпути все вокруг ведра.

    Сейчас самое интересное начинается.

    Шаг 6: капитан есть отверстие в ведре



    В зависимости от того, сколько отверстий требуется, Марк несколько кругов вокруг ведра более или менее 13см.

    Использование нониуса снова скрести круг с полпути в качестве точки разворота. Не забывайте использовать радиус (6,5 см) я сделал 4 отверстия перпендикулярно друг другу.

    Это где вы можете использовать свои собственные идеи. Я использовал две конструкции здесь в качестве примеров.

    Вырезаем круг или просверлить отверстия внутри круга.

    Это ваш впускного отверстия, так что не стесняйтесь экспериментировать.

    Шаг 7: ткани и дыр.


    Мы находимся на тряпочки и почему они в списке.

    Размеры 40см х 30см. Если Вы не можете найти их и используете другой материал.

    Сложите их длины мудрым и клеить сверху, как раз над отверстием. Убедившись, что она покрывает отверстие и, что большой кусок не коснется дна ковша.

    Поместите бусинку клея под отверстие и закрепите ткань к нему.

    Почти закончили

    Шаг 8: вода и лед



    Заполните ведро с водой, пока под отверстия.

    Добавить лед для большего эффекта. Мокрую тряпку, поэтому она может выступать в качестве фитиля, который держит рисования водой.

    Положить на крышку и подключите его к USB подключи и пусть волшебство начнется.

    Это требует времени, чтобы охладить целый номер, но это понижает мою комнату среднем от 25С» до 16С швырнул день.

    Большая вещь-вы можете запустить его как мало, как 6В так что добавление небольшого солнечные панели делает его кемпинг того, чтобы сделать ваши друзья ревновать.

    Наслаждайтесь

    ПС. Покажи мне свою variasions и окончательной сборки и задать для какой-либо поддержки.

К сожалению, значительная часть огромной армии российских автомобилистов являются обладателями машин, . И в период летнего зноя их страдания трудно описать словами. Проблема заключается в том, что у большинства таких автовладельцев просто нет денег на покупку автомобильного кондиционера и его правильную установку. Или же они считают нецелесообразным тратить деньги именно на это – ведь вокруг столько соблазнов! Так или иначе, им приходится ездить со всеми открытыми окнами, испытывая на себе в плотном городском потоке возможности солнечной радиации растапливать подкожный жир, а при езде на большой скорости подвергаясь воздействию сквозняков.

Как создать автокондиционер самостоятельно.

Говорят, что сегодня даже бюджетные модели оснащаются . Возможно, пройдёт не более десятка лет, пока автомашина без кондиционера будет восприниматься как совершеннейший нонсенс. Но пока транспортные средства без климатической системы, колесящие по просторам нашей необъятной родины – суровая реальность, а родной автопром не спешит внедрять западные стандарты. Так что многомиллионная армада водителей с наступлением жары вынуждена придумывать и испытывать всё новые способы охлаждения раскалённого железа, и среди них только единицы могут похвастаться более-менее удовлетворительными результатами.

Для настоящих Кулибиных мы подготовили подборку самых распространённых способов попытаться изготовить кондиционер в машину своими руками. Возможно, некоторые из этих конструкций покажутся вам наивными, некоторые – смешными, но все они работают, хотя и с разной эффективностью. Разумеется, было бы неплохо получить хотя бы базовые сведения о том, какими бывают системы кондиционирования, каков , какие инструменты и расходные материалы потребуются для технического творчества.

Немного теории

На данный момент классификация кондиционеров по способу охлаждения содержит всего две большие категории:

  • компрессорные системы кондиционирования;
  • испарительные устройства.

Компрессорные кондиционеры работают по принципу принудительной циркуляции по закрытому герметичному контуру специального хладагента, который, попадая в нужное место, охлаждает его. Но поскольку законы физики гласят, что если в одном месте вещество (в данном случае – газ) нагревается, то в другом оно должно охлаждаться, чтобы иметь возможность работать непрерывно. Поэтому конструкция компрессорных систем кондиционирования достаточно сложна, и собственно компрессор – далеко не единственная и не самая главная их компонента.

Собрать компрессорный аккумулятор – задача сложная не только в техническом плане. Здесь нужно позаботиться и о безопасности, поскольку хладагент будет циркулировать в системе под давлением, что само по себе опасно. Так что в распоряжении домашних умельцев остаётся только второй вариант – испарительные устройства. Они намного проще конструктивно, поэтому именно за счёт испарения воды положен в основу большинства самодельных систем кондиционирования.

Какие материалы и инструменты потребуются

Что потребуется, чтобы сконструировать действующий , потратив на это на порядок меньше денег, чем на покупку штатного устройства:

  • пластиковый контейнер небольшой ёмкости (в качестве ориентира можно назвать сумку-холодильник, а если у вас завалялась где-нибудь на балконе или чердаке неработающая сумка, смело используйте её);
  • радиатор автомобильной печки, например, вазовский;
  • несколько компьютерных вентиляторов, размеры которых должны соответствовать объёму ёмкости;
  • не очень мощный трюмный насос;
  • крепёжные элементы;
  • шланги/провода;
  • вилка прикуривателя.

Если в автомобиле имеется аудиопроигрыватель, оснащённый USB-портом, задача упрощается. Для такого варианта самодельного автокондиционера потребуется ещё меньше деталей:

  • небольшая ёмкость (металлическая или пластиковая, подойдёт даже двухлитровая бутылка из-под напитка);
  • компьютерный вентилятор (например, для блока питания);
  • клейкая лента, несколько листов бумаги;
  • USB кабель.

Наконец, можно сконструировать автокондиционер из старого неработающего холодильника (нам понадобится только его морозильная камера). В этом случае нам потребуются:

  • электролобзик;
  • несколько вентиляторов;
  • дренажная трубка (можно сделать из гофрированной подходящего диаметра);
  • изоляционный материал.

Какой из вариантов выбрать – решайте, исходя из того, что из перечисленного есть в наличии, а что легко можно приобрести в ближайшем супермаркете.

Изготовление автомобильного кондиционера своими руками

Выбрав один из предложенных способов изготовления самодельного кондиционера для автомобиля, неукоснительно придерживайтесь схемы сборки – любое отклонение может превратить благую затею в фарс.

Способ с использованием контейнера

Основной компонентой такого самодельного автокондиционера является контейнер из пластика. Берём два компьютерных кулера, измеряем их диаметр. На верхней части контейнера размечаем места, где нужно будет вырезать два отверстия по этим размерам. Вырезать можно канцелярским ножом со сменными лезвиями, острым ножиком или даже ножницами – всё зависит от толщины пластика. Как правило, компьютерные вентиляторы имеют четыре отверстия для крепления, используем саморезы или винты подходящего размера и надёжно прикручиваем кулеры к поверхности нашей ёмкости (они могут соприкасаться или стоять врозь, главное – чтобы лопасти вентилятора глядели наружу).

Второй важной задачей является приделывание в крышке пластикового контейнера радиатора печки. Это тоже достаточно несложная работа, не требующая каких-то особенных навыков – нужно просто по периметру проделать отверстия и закрепить радиатор посредством болтов или винтовых соединений. Чтобы отделить радиатор, используем кусок любого пластика, по размерам аналогичного крышке контейнера.

Следующий шаг – монтаж к днищу ёмкости трюмной помпы. К входному отверстию насоса присоединяем шланг, второй конец которого одеваем на один из патрубков радиатора. Если верхняя часть контейнера не имеет поднимающейся (откидывающейся) крышки, нужно обеспечить такую возможность посредством использования рояльной петли – такая конструкция будет намного удобнее, упростив эксплуатацию нашей охлаждающей системы. При этом нужно постараться сделать крышку максимально герметичной, например, использовав специальную мягкую резиновую прокладку, установив её по периметру крышки. Такой шаг позволит избежать разбрызгивания воды через неплотное соединение – мы же хотим, чтобы салон оставался чистым и сухим?

Завершающий этап – обеспечение электропитания насоса и вентиляторов. Для этого их провода необходимо присоединить к проводам автомобильного прикуривателя (надеемся, вы позаботитесь о безопасности соединений, заизолировав их изолентой).

Всё, кондиционер в авто своими руками готов. Остаётся заправить его водой и льдом, после чего просто подсоединить прикуриватель к штатному гнезду. Отметим, что при выключенном моторе эксплуатировать такую систему не рекомендуется – вы рискуете посадить аккумулятор. Что касается эффективности такой системы, то не стоит надеяться на чудо, но снижение температуры на несколько градусов в районе обдува будет вам гарантировано. Где в пути пополнять запасы льда – это совсем другая история. По крайней мере, на автозаправках такой расходный материал пока ещё не предлагают.

Способ с использованием пластиковых бутылок

Такая конструкция намного проще в изготовлении. И хотя она выглядит немного примитивно, эффективность такого самодельного кондиционера будет не намного меньше, чем у предыдущего варианта. Итак, первый этап нашей конструкторской деятельности заключается в работе с бутылкой. Используя острый нож или ножницы, отрезаем верхнюю часть ёмкости (примерно посередине верхнего выпуклого кольца). Низ откладываем в сторону, а с верхней частью нужно ещё поработать: разделить её примерно на две части и опять разрезать. Получим лейку с горлышком, а также небольшой цилиндр.

На конусной части лейки необходимо проделать ряд отверстий по периметру, для чего можно использовать либо острый пробой, либо паяльник. Если нет ни того, ни другого – подойдёт любой другой режущий инструмент, хотя бы нож с узким лезвием. Такую же операцию проделываем с нижней частью бутылки, а именно на выпуклом ободе, расположенном около донышка. Вставив конус в стакан (нижнюю часть), получаем корпус нашего кондиционера.

Теперь пришло время заняться монтажом вентилятора, оснащённого USB-разъёмом. Его нужно вставить в третью деталь пластиковой бутылки. Надёжно закрепить его поможет клейкая лента (именуемая в народе скотчем). Следующий шаг – изготовление аналога дефлектора системы вентиляции автомобиля. Для этого из плотной бумаги изготавливаем раструб, склеив края той же липкой лентой и отрезав низ по диаметру верхнего края бутылки. Эта импровизированная конструкция поможет направить поток охлаждённого воздуха в место назначения (например, на водителя).

Остаётся самая малость – заложить в ёмкость несколько кусков льда (заполнив её хотя бы наполовину). Втыкаем разъём в автомагнитолу и наслаждаемся эффектом! Если предстоит длительная стоянка при выключенном двигателе автомобиля, чтобы не садить аккумулятор, можно использовать батарейку Крона. Разумеется, такая конструкция вряд ли выдержит хотя бы месяц использования, но если учесть, что наши затраты не сборку такой конструкции почти равны нулю – при желании всегда можно изготовить ещё один такой автокондиционер.

Способ с применением морозильной камеры

Поскольку работать мы будем с металлическим контейнером, усилий потребуется немного больше, но зато и вся конструкция будет выглядеть солидней и надёжней. Для начала нужно проделать отверстие в дверце камеры. Для этого задействуем лобзик, вырезав им круг диаметром около 10 см.

Для обеспечения доступа воздуха из салона необходимо удалить резиновый уплотнитель с нижней стороны дверцы. Вставляем в прорезь дренажную трубку, всё остальное пространство тщательно герметизируем посредством заранее приготовленного уплотнителя и монтажной пены, которой потребуется совсем немного. Теперь необходимо прикрепить два вентилятора, один из которых предназначен для охлаждения компрессора, а второй – для вытяжки охлаждённого воздуха наружу. Где устанавливать конструкцию – не имеет значения. Главное, чтобы она не мешала ни водителю, ни пассажирам, и направляла охлаждённый воздух туда, куда необходимо. В принципе, ничто не мешает при наличии свободного времени и «прямых» рук изготовить и испробовать все три варианта, выбрав из них наиболее подходящий.

Конечно, если вас абсолютно не устраивает неказистая внешность такой самодельной системы кондиционирования, никто не запрещает смонтировать универсальный (хотя бы и нештатный) кондиционер. В этом случае вы получите решение, практически не отличающееся от штатного (некоторый диссонанс может вызвать отличие кнопок управления устройством от существующего интерьерного решения панели приборов). Единственное «но» – стоимость такого решения проблемы составит около 60 тысяч рублей.

Поэтому поиски альтернативных способов охлаждения автомобиля в жаркую погоду не прекращаются, и народные умельцы используют любые технические новинки, чтобы реализовать более совершенную, эффективную и надёжную конструкцию кондиционера, сделанного своими руками из подручных средств. Бытует мнение, что хорошие результаты можно получить, используя в автомобиле оконный кондиционер или его мобильный аналог. Стоимость такого решения почти на порядок меньше – около 10 тысяч рублей, а если в вашем распоряжении уже имеется такой рабочий аппарат – то это вообще обойдётся вам почти бесплатно.

Идея состоит в том, чтобы установить такой моноблочный кондиционер в районе заднего сиденья, использовать для его питания инвертор 220 – 12 В, а для вывода нагретого воздуха просто высунуть соответствующий патрубок в окно. Однако в таких рассуждениях скрыта достаточно неочевидная ошибка. Оказывается, даже самому немощному кондиционеру для нормальной работы необходимо потреблять порядка 1500 Вт. Если при 220 вольтах это в принципе не проблема, то 12-вольтовой самодельный кондиционер, установленный в машину, работать не сможет ввиду огромного потребляемого тока. Объясним это конкретными расчётами.

Допустим, инвертор обеспечивает минимальные потери при преобразовании. В этом случае бортовая сеть будет запитывать моно кондиционер напряжением бортовой сети (14 В), а потребление тока составит 1500/12 = 107 А. Чтобы проводка от такого тока не погорела, она должна быть толщиной сантиметра полтора. Но следует учесть, что многие генераторы даже не обладают столь высоким верхним лимитом токоотдачи. Да и инвертор должен быть рассчитан на работу с оборудованием соответствующей мощности (1,5 – 2 КВт) – а это очень специфичное и дорогое оборудование, которое найти в свободной продаже – большая удача. Так что попробовать, конечно, можно, но при условии обеспечения решения всех вышеперечисленных проблем, что, честно говоря, малореально.

Кондиционер на полупроводниковых элементах

Ещё одна гуляющая в сети идея – самодельный кондиционер в машину на элементах Пельтье. Идея заключается в том, что полупроводниковый элемент достаточно большой площади при его подключении к электропитанию с одной стороны нагревается, примерно на столько же градусов охлаждаясь с другой стороны. Приобрести такие пластины – вполне реально, да и стоимость их не так уж высока. Кстати, мобильные ящики-холодильники используют именно этот принцип. Казалось бы, что мешает построить на элементах Пельтье и систему кондиционирования? Тем более что такое решение будет и недорогим, и практически бесшумным, без использования компрессора, испарителя, системы трубок, хладагента и других атрибутов классического автокондиционера.

К сожалению, эффективность такой системы будет приближаться к нулевой. Причина достаточно банальна – недостаточная площадь поверхности, которая будет отдавать холод в салон. Вы просто не почувствуете разницы при включенном устройстве и выключенном. Разве что положите руку на элементы устройства. Но есть и другая проблема – сложности с отводом тепла от нижней части полупроводниковых элементов. Вам не удастся решить проблему – даже чисто теоретически эффект от такого устройства будет нулевым.

Возможно, идеальным техническим решением было бы изготовление крыши автомобиля из полупроводниковых пластин – в этом случае решается проблема теплоотвода, и площадь охлаждения будет достаточной, чтобы обеспечить обдув салона. Но есть и другие вопросы, требующие решения – например, контроль температурного режима. В любом случае снимать крышу своего автомобиля вы вряд ли решитесь, а автопроизводители почему-то не спешат внедрять такую идею в жизнь.

Подводим итоги

Несмотря ни на какие ухищрения, автокондиционер, изготовленный своими руками, может служить разве что демонстрацией вашей изобретательности и технической подкованности. Об эффективности таких устройств говорить не приходится, в противном случае миллионы отечественных автомобилей уже давно были бы переоборудованы. Встречали ли вы в своей практике такие машины? Так что если вы хотите ездить с комфортом, без имитации охлаждения воздуха в салоне самодельными устройствами, без установки классического автокондиционера компрессорного типа не обойтись.

Технический прогресс не стоит на месте, мир переходит на гибридные и электромобили, а конструкция кондиционера остаётся неизменной с середины прошлого столетия. Не стоит ожидать, что вы окажетесь умнее или удачливее сотен профессионалов, интенсивно работающие над этой проблемой. Так что все ваши усилия, направленные на усовершенствование конструкции самодельной системы кондиционирования и повышения её КПД рано или поздно будут успешно забыты, а само устройство займёт почётное место в гараже. В конце концов, охлаждающие способности обычного ящика-холодильника будут наверняка выше, чем вашей самоделки.