Какая часть речи называется частицей. Правописание частиц

Среди следует выделять частицы. Примеры их в русском языке достаточно многочисленны. Трудность состоит в том, что они могут выполнять несколько функций, также частицы нередко переходят в Разберем, каким образом представлены эти частицы в русском языке, примеры помогут в этом.

Понятие

Что же такое частица? Это особая служебная часть речи, которая призвана передавать дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки как всему предложению в целом, так и конкретному слову. Также они обладают еще одной важной функцией: участвуют в образовании форм слов.

Разберем два предложения, в которых употреблены частицы. Примеры следующие:

  • Только она может мне помочь выполнить эту тяжелую работу.
  • Пусть поскорее заканчивают с этим заданием и переходят к следующему.

Если в первом предложении частица только усиливает местоимение она , придает слову значение выделения, исключительности, то во втором частица пусть выполняет совсем другую функцию - участвует в образовании повелительного наклонения: пусть заканчивают, пусть переходят.

Синтаксическая роль

Так же как и другие служебные слова (предлоги и союзы), частицы не несут синтаксической нагрузки, выделять их как член предложения ошибочно. Единственное исключение - их формообразующая роль. В таком случае частица указывается с тем членом предложения, к которому примыкает.

  • Не с тобой ли мы вчера встретились в автобусе? (Дополнение не с тобой включает в себя частицу не. )
  • Пускай ярче сверкают огни. (Сказуемое в повелительном наклонении пускай сверкают включает частицу пускай .)

Сравним с предложениями, где есть не Примеры:

  • Разве ты сегодня должен дежурить по классу? (Вопросительная частица разве не несет синтаксической нагрузки.)
  • Как же красиво море на рассвете! (Восклицательная частица как же не является членом предложения.)

Основные функции

Разберемся, в образовании каких форм используется эта часть речи (частица). Примеры помогут в этом.

  1. Повелительное наклонение глагола. Это частицы: пусть (пускай), давай, да . (Давай поскорее приступай к своим обязанностям. Да начнется торжество!)
  2. Условное наклонение глагола. Здесь используется частица бы (б) . (Если бы только вернуть все назад. Пришла б ты ко мне, управились бы намного быстрее.)
  3. Для того чтобы образовать степень сравнения имени прилагательного или наречия, также используются частицы. Примеры: более высокий, менее глубокий, самый красивый; более интересно, менее широко.
  4. Ряд лингвистов выделяет некоторые (примеры их приведем в этом пункте) как участвующие в образовании неопределенных местоимений: то, либо, нибудь, кое (кое-кто, где-нибудь, кто-либо, какой-то). Однако классическая наука все же выделяет их в качестве суффиксов и приставки (кое-).

Передаваемые значения

Гораздо более разнообразны Примеры помогут доказать, что с помощью этих служебных слов можно передать различные эмоциональные и смысловые оттенки.

Выделяют несколько групп таких частиц:

  1. Вопросительные. Неужели, разве, ли (ль ) указывают на вопрос. (Неужели так сложно выполнить простое поручение? Разве я говорила, что приеду после обеда? Ты ли стоял за тем деревом?)
  2. Восклицательные. Как, что за говорят о восхищении или негодовании. (Как замечательно прийти домой после рабочего дня! Что за прекрасное утро! Что за непослушный ребенок! Как можно так ужасно приготовить суп!)
  3. Указательные. Вот, вон используются, когда необходимо привлечь внимание слушающего к какому-либо конкретному предмету. (Вот этот дом. Ему более тысячи лет. Вон, посмотрите, клин журавлей.)
  4. Усилительные: даже, ведь, все-таки, же, то . Их используют для того, чтобы эмоционально усилить конкретное слово. (Даже маленький ребенок знает, что нужно мыть руки после улицы. Ведь я предупреждал, что здесь можно ошибиться. Все-таки ты непоправимый романтик. Аня же пошла в лес через чащобу. Мне-то ли не знать, как тяжело учиться и работать!)
  5. Уточняющие: точно, именно, как раз - используются для обозначения конкретных предметов и явлений. (Это было точно то платье, которое еще вчера висело на витрине. Именно это я и пытаюсь до вас донести. Как раз Павел и должен это знать.)
  6. Передающие сомнение: вряд ли, едва ли . (Вряд ли найдется человек, способный нам помочь. Едва ли он справится с таким сложным тестом.)
  7. Отрицательные частицы: не, ни . Примеры их использования более подробно разберем ниже. Здесь только скажем, что отрицание они передают по-разному.

Отрицание с помощью не и ни

Больше всего трудностей вызывают именно отрицательные частицы. Сложность заключается в том, что они употребляются в различных речевых ситуациях. Так, частица не используется, когда необходимо передать отрицания предложения в целом. (Не говори со мной в таком тоне! Я не могу не пойти на эту встречу. )

Другое дело - частица ни . Она призвана усилить уже существующее отрицание. Другими словами, она всегда употребляется совместно с не , придавая ей дополнительное значение. Кстати, вместо частицы не может быть равноправное слово нет. (На небе нет ни облачка, ни тучки. Я не пойду ни в магазин, ни в гости - хочу остаться дома.) Слово нет , которое является сказуемым, может опускаться, его легко можно восстановить из контекста. (В доме ни души. Ср.: В доме нет ни души.)

Частица ни может принимать и усилительное значение. (Куда ни гляну - везде радуются первому солнцу.) В таких случаях служебное слово используется в придаточных предложениях вместе с например, кто, что, откуда, где.

Правописание не и ни

Когда же писать не , а когда ни ? Ответ прост: попробуйте «выкинуть» спорную частицу из предложения. Если смысл не изменится - нужно употребить ни , в противном случае - не. (Какую бы книгу я ни читала, везде встречаю героев, похожих на своих близких.) Если убрать предложения останется тем же, грамматически оно не пострадает.

(Кто не готовился к экзаменам, сдал их очень плохо.) Если убрать частицу, смысл предложения изменится на противоположный. Необходимо употребить не .

Также следует помнить, что в восклицательных предложениях вместе с частицей только всегда пишется не. (Где он только не искал пропажу - все бесполезно!)

Частицы не имеют лексических значений (и этим отличаются от знаменательных частей речи) и не выражают грамматических отношений между словами и предложениями (и этим отличаются от служебных частей речи).

Частицы бывают:

Усилительными (же, даже, то, и, ни, ведь, уж и др.)

Ограничительными (лишь, только и др.)

Указательными (вот, вон, это)

Вопросительными (ли, разве, неужели, ужели, а)

Восклицательными (что за, как и др.)

Отрицательными (не, вовсе не, далеко не, отнюдь не)

Формообразующие частицы, служащие для образования форм слов и новых слов, занимают промежуточное положение между служебными словами и приставками и суффиксами:

1) частицы бы, пусть, пускай, да, -ка, было , служащие для выражения наклонений или оттенков наклонений в глаголах;

2) неопределённые частицы: -то, -либо, -нибудь, кое- ;

3) отрицательная частица «не» служит не только для выражения отрицания, но и для образования слов с противоположным значением. В этом случае она выступает в функции приставки:

друг – недруг, весёлый – невесёлый, умно – неумно.

Раздельное написание частиц

1) Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно:

почитал бы, если б, здесь же, какой же, однако же, однако ж, навряд ли, едва ль.

Правило не распространяется на те случаи, когда указанные частицы входят в состав слова: чтобы, также, тоже, неужели, или и др.

2) Частицы ведь, вон, вот, даже, мол пишутся раздельно:

так ведь, вон там, вот так, даже он; принес, мол .

Дефисное написание частиц

1) Через дефис пишутся частицы -де, -ка, кое- (кой-), (-кась - диал.), -либо, -нибудь, -с, -тка, -тко, -то :

вы-де, она-де, на-ка, нате-ка, посмотрите-ка, кое-кто, кой-что, кто-либо, какой-нибудь, откуда-нибудь, да-с, ну-тка, гляди-тко, где-то, когда-то, что-то.

Частица -де (разговорная) употребляется при передаче чужой речи, а также в значении глагола говорит (говорят) и в значении частиц «дескать», «мол»:

А коль увижу-де, что казнь ему мала, повешу тут же всех судей вокруг стола.

Мой земляк обратился на привале к командиру: так и так, - отлучиться разрешите, дескать, случай дорогой, мол, поскольку местный житель, до двора подать рукой.

2) Частица дескать (разг.) образовалась путем слияния двух слов: де и сказать.

3) Частица (произведена от слова сударь) придает оттенок подобострастия, угодливости:

Чацкий. Взманили почести и знатность?

Молчалин. Нет-с, свой талант у всех…

Чацкий. У вас?

Молчалин. Два-с: умеренность и аккуратность.

Если между частицей кое- (кой-) и местоимением есть предлог, то все сочетание пишется раздельно :

кое от кого, кое на чем, кой у кого, кое с чьим .

4) Частица -таки ("все же", "однако же", "тем не менее", "в самом деле", "в конце концов") пишется через дефис:

после глаголов - уговорили-таки, явился-таки;

после наречий - верно-таки, долго-таки, опять-таки, снова-таки;

после частиц - все-таки, довольно-таки, неужели-таки, прямо-таки.

В остальных случаях частица таки пишется раздельно:

Секретарь, хотя и чувствовал свое слабое недовольство, все-таки радовался наличию таких старушек в активе района.

Но хоть и велик был соблазн, я таки успел себя побороть.

5) Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям как для выражения неопределенности, так и для придания высказыванию эмоциональной окраски:

А отчего ж это у тебя сердце-то испортилось?

Заметь 1 . Раздельно пишется сочетание как то ("а именно") перед перечислением однородных членов:

В смешанных лесах встречаются разнообразные деревья, как то: береза, осина, кедр, сосна.

Заметь 2 . Если частица "-то" оказывается внутри сложного слова, пишущегося через дефис, то дефис ставится перед частицей, а после нее опускается:

Крест-то накрест перевяжи (сравним: крест-накрест);

Точь-то в точь, да не в этом дело (сравним: точь-в-точь).

Заметь 3 . Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис не пишется:

все ж таки, где же нибудь; с кем, мол, де так не бывает (сравним: все-таки, с кем-де, мол, так не бывает).

Исключение : перед частицей -с дефис сохраняется: Не откушаете ли-с?

Частицы «не» и «ни» - в следующем посте.

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.

В предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов.

Например:

1. Только ты нужна ему .

Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении.

2. Пусть будет так, как ты хочешь.

При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет .

Хоть частицы в русском языке и не члены предложения, но неразрывно входят в его состав. Например:

1. Не ветер шумит за окном и не дождь.

Частицы необходимы:

Повелительного (да, пускай, пусть, давай) : пусть попробует ;

Условного (бы, б) : присел бы , поведал бы ;

2) при образовании наречий и прилагательных, степеней их сравнения - менее, более, самый . Например: более важный , менее интересный , самый смелый , более мощно , менее ярко ;

3) при создании разряда: -то, кое-, -нибудь, -либо . Например: что-то , кое-кто , кто-либо , кто-то и др.

Роль таких частиц близка к роли морфем.

Значения частиц

Частицы в русском языке предложению в целом или одному слову придают различные оттенки.

Частицы неужели, разве, ли (ль) - вопросительные. Зачастуюих используют в вопросах. Например: Неужели простили? Разве есть что-нибудь более интересное?

Восклицательные частицы что за, как передают негодование, удивление, восторг. Например: Как мир широк! Что за прелесть!

Частицы усилительные (ведь, -то, даже, же, все-таки) используются, если нужно усилить отдельное слово. Например: Даже не думай! Все-таки здорово! Он же сам виноват!

В русском языке - это не и ни . Подходят они к отрицанию по-разному. Частица не делает отрицательным как слово, так и все предложение:

1. Не бывать этому! Отрицательное все предложение.

2. Не ветер поломал ветку. Отрицательное только слово ветер.

В случае наличия двух частиц не в предложении вместо отрицательного они создают положительное значение: Я не могу не согласиться с тобой!

Ни - частица, призванная усилить значение отрицания, особенно если в предложении уже есть отрицание или частица не . Например: С неба не упало ни капли. В лесу нет ни грибочка, ни ягодки.

В русском языке - это те, которые связаны с выражением оттенков смысла, отношения или чувства. В эту группу входят вышеупомянутые разряды и некоторые другие. Немодальные же частицы, не связанные с выражением чувств, были отнесены Виноградовым к разряду смысловых.

К этому разряду частиц относятся:

Группа определительно-уточняющих, таких как именно, ровно, просто и пр. Например: именно этот, ровно столько же.

Группа частиц выделительно-ограничительных - единственно, только, исключительно и т.д. Например: только это, исключительно белого цвета .

Частицы указательные вот, вон , которые будто бы указывают на предмет, достойный внимания. Например: Вот дорога!

Все частицы в русском языке выполняют грамматическую, лексическую и словообразовательную функцию. При умелом использовании они способны обогатить нашу речь, сделать ее красочнее и разнообразнее.

Данный материал будет посвящен служебной части речи - частице. Будут рассмотрены разряды, приведены примеры, показаны отличия от омонимичных слов.

Знакомимся: частица!

Разберем с вами, что же такое частица. Вы только что могли заметить: в предыдущем предложении ею является слово «же». Итак, частица является служебной частью речи, вносящей в предложения новые смысловые эмоционально окрашенные оттенки, и служит для образования новых форм слова. Приводим сразу пример.

Он пришел. Простое, можно сказать, безликое предложение. Добавим в это предложение различные частицы.

Он лишь пришел.

Он только пришел.

Разве он пришел?

Он едва лишь пришел.

Обратите внимание, насколько изменился смысл и появился эмоциональный окрас в предложениях, стоило всего лишь добавить маленькие элементы. Кстати, «всего лишь» - тоже частица.

Стоит заметить, что русский язык настолько богат такими компонентами речи, что даже нет определенных требований к их заучиванию. Необходимо научиться находить, видеть в тексте, а также уметь отличать их от других слов в предложениях. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Основные разряды частиц

Из всего многообразия данных элементов можно выделить четыре разряда.

  1. Формообразующие частицы (давайте, пускай, пусть) предназначены для образования формы слова, могут образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.
  2. Отрицательные (нет, далеко не, вовсе не, отнюдь не).
  3. Частицы, которые могут характеризовать признак (это может быть состояние или действие), протекающий во времени, по результативности или по полноте осуществления, или наоборот - бесплодности, неполноте.
  4. Модальные частицы, которые могут быть вопросительными разве), указательными (вот, вон), уточняющими (именно, как раз, точь-в-точь), выделительными и ограничительными (только, лишь), восклицательными (что за, как), усилительными (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё), смягчающими требования, выказывающими сомнения (вряд ли, едва ли) и, наконец, побудительными (пусть, давайте, пускай).

Примеры

Рассмотрим модальную частицу в качестве примера в предложениях:

  • Разве мы не поедем сегодня на рыбалку?
  • Вот он, настоящий чемпион!
  • Как раз это был тот самый момент, который нельзя было упустить.
  • Что за музыка!
  • Всё-таки пришлось делать работу заново.
  • Пусть всегда светит солнце!

Модальные частицы служат для передачи дополнительного значения смысла в тексте или в речи говорящего, усиливают эмоциональную сторону и акцентируют внимание.

Модальные формообразующие частицы

С помощью формообразующих элементов появляется возможность создать новые формы слов. К данной категории модальных формообразующих частиц можно отнести: пусть, бы, да, давай (-те), менее, самый, пускай, более.

Приведем для наглядности примеры.

Слово «бы» можно употребить для образования условного наклонения глагола. Я сделал бы больше, если бы встал раньше.

Повелительную форму наклонения образуют модальные частицы пусть, пускай, давай, да. Приведем такие примеры:

  • Пусть придет весна.
  • Скажи ему, пускай поторопится.
  • «Да будет свет!» - сказал электрик.
  • Давай отправимся в путешествие в другую страну.

Для образования сравнительной степени наречий и прилагательных служат формообразующие элементы более, менее. Например:

  • Более быстрый подъём на этаж лифтом.
  • Менее успешное предприятие.

Формообразующий элемент сам (обращаем внимание на число и род) может служить для образования у прилагательного превосходной формы, например: самый яркий.

Все эти перечисленные формообразующие элементы находятся в составе глагольной формы. При разборе предложения на члены рекомендуют подчеркивать их как один член предложения, даже если они не находятся рядом. Необходимо привести примеры предложения с модальными частицами.

  • Я бы не опоздал, если бы не задержался на работе.
  • Пускай они придут завтра.
  • Сегодня обстоятельства слаживаются менее удачно.
  • Сейчас я загадаю более сложную загадку.
  • В своей жизни она решила самую трудную задачу.

Стоит отметить, что такие формообразующие элементы можно разделить на условное и повелительное наклонение. К условному наклонению относят модальные частицы бы, б.

К повелительномуотносят такие частицы, как: пусть, пускай, да, давайте, давай.

Отличие от омонимичных слов. Примеры

Давай вспомним, что же такое омонимы. Итак, омонимами называют слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по смыслу.

Важно не путать, уметь видеть и различать омонимичные слова. Примеры:

  • Давай ему по полтаблетки лекарства каждые полчаса. В данном контексте слово давай является не формообразующим элементом, а формой глагола давать.
  • А сейчас пускай лодочку вниз по течению. Здесь также слово пускай не может быть частицей, оно является формой глагола пускать.
  • Неужели это ты? - Я самый. В этом варианте слово самый является местоимением и с прилагательным никакой связи не имеет.
  • Она говорила очень тихо, как бы извиняясь. В этом предложении слово как бы составляет неделимую конструкцию, которую можно заменить синонимами словно или будто.