Среди следует выделять частицы. Примеры их в русском языке достаточно многочисленны. Трудность состоит в том, что они могут выполнять несколько функций, также частицы нередко переходят в Разберем, каким образом представлены эти частицы в русском языке, примеры помогут в этом.
Понятие
Что же такое частица? Это особая служебная часть речи, которая призвана передавать дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки как всему предложению в целом, так и конкретному слову. Также они обладают еще одной важной функцией: участвуют в образовании форм слов.
Разберем два предложения, в которых употреблены частицы. Примеры следующие:
- Только она может мне помочь выполнить эту тяжелую работу.
- Пусть поскорее заканчивают с этим заданием и переходят к следующему.
Если в первом предложении частица только усиливает местоимение она , придает слову значение выделения, исключительности, то во втором частица пусть выполняет совсем другую функцию - участвует в образовании повелительного наклонения: пусть заканчивают, пусть переходят.
Синтаксическая роль
Так же как и другие служебные слова (предлоги и союзы), частицы не несут синтаксической нагрузки, выделять их как член предложения ошибочно. Единственное исключение - их формообразующая роль. В таком случае частица указывается с тем членом предложения, к которому примыкает.
- Не с тобой ли мы вчера встретились в автобусе? (Дополнение не с тобой включает в себя частицу не. )
- Пускай ярче сверкают огни. (Сказуемое в повелительном наклонении пускай сверкают включает частицу пускай .)
Сравним с предложениями, где есть не Примеры:
- Разве ты сегодня должен дежурить по классу? (Вопросительная частица разве не несет синтаксической нагрузки.)
- Как же красиво море на рассвете! (Восклицательная частица как же не является членом предложения.)
Основные функции
Разберемся, в образовании каких форм используется эта часть речи (частица). Примеры помогут в этом.
- Повелительное наклонение глагола. Это частицы: пусть (пускай), давай, да . (Давай поскорее приступай к своим обязанностям. Да начнется торжество!)
- Условное наклонение глагола. Здесь используется частица бы (б) . (Если бы только вернуть все назад. Пришла б ты ко мне, управились бы намного быстрее.)
- Для того чтобы образовать степень сравнения имени прилагательного или наречия, также используются частицы. Примеры: более высокий, менее глубокий, самый красивый; более интересно, менее широко.
- Ряд лингвистов выделяет некоторые (примеры их приведем в этом пункте) как участвующие в образовании неопределенных местоимений: то, либо, нибудь, кое (кое-кто, где-нибудь, кто-либо, какой-то). Однако классическая наука все же выделяет их в качестве суффиксов и приставки (кое-).
Передаваемые значения
Гораздо более разнообразны Примеры помогут доказать, что с помощью этих служебных слов можно передать различные эмоциональные и смысловые оттенки.
Выделяют несколько групп таких частиц:
- Вопросительные. Неужели, разве, ли (ль ) указывают на вопрос. (Неужели так сложно выполнить простое поручение? Разве я говорила, что приеду после обеда? Ты ли стоял за тем деревом?)
- Восклицательные. Как, что за говорят о восхищении или негодовании. (Как замечательно прийти домой после рабочего дня! Что за прекрасное утро! Что за непослушный ребенок! Как можно так ужасно приготовить суп!)
- Указательные. Вот, вон используются, когда необходимо привлечь внимание слушающего к какому-либо конкретному предмету. (Вот этот дом. Ему более тысячи лет. Вон, посмотрите, клин журавлей.)
- Усилительные: даже, ведь, все-таки, же, то . Их используют для того, чтобы эмоционально усилить конкретное слово. (Даже маленький ребенок знает, что нужно мыть руки после улицы. Ведь я предупреждал, что здесь можно ошибиться. Все-таки ты непоправимый романтик. Аня же пошла в лес через чащобу. Мне-то ли не знать, как тяжело учиться и работать!)
- Уточняющие: точно, именно, как раз - используются для обозначения конкретных предметов и явлений. (Это было точно то платье, которое еще вчера висело на витрине. Именно это я и пытаюсь до вас донести. Как раз Павел и должен это знать.)
- Передающие сомнение: вряд ли, едва ли . (Вряд ли найдется человек, способный нам помочь. Едва ли он справится с таким сложным тестом.)
- Отрицательные частицы: не, ни . Примеры их использования более подробно разберем ниже. Здесь только скажем, что отрицание они передают по-разному.
Отрицание с помощью не и ни
Больше всего трудностей вызывают именно отрицательные частицы. Сложность заключается в том, что они употребляются в различных речевых ситуациях. Так, частица не используется, когда необходимо передать отрицания предложения в целом. (Не говори со мной в таком тоне! Я не могу не пойти на эту встречу. )
Другое дело - частица ни . Она призвана усилить уже существующее отрицание. Другими словами, она всегда употребляется совместно с не , придавая ей дополнительное значение. Кстати, вместо частицы не может быть равноправное слово нет. (На небе нет ни облачка, ни тучки. Я не пойду ни в магазин, ни в гости - хочу остаться дома.) Слово нет , которое является сказуемым, может опускаться, его легко можно восстановить из контекста. (В доме ни души. Ср.: В доме нет ни души.)
Частица ни может принимать и усилительное значение. (Куда ни гляну - везде радуются первому солнцу.) В таких случаях служебное слово используется в придаточных предложениях вместе с например, кто, что, откуда, где.
Правописание не и ни
Когда же писать не , а когда ни ? Ответ прост: попробуйте «выкинуть» спорную частицу из предложения. Если смысл не изменится - нужно употребить ни , в противном случае - не. (Какую бы книгу я ни читала, везде встречаю героев, похожих на своих близких.) Если убрать предложения останется тем же, грамматически оно не пострадает.
(Кто не готовился к экзаменам, сдал их очень плохо.) Если убрать частицу, смысл предложения изменится на противоположный. Необходимо употребить не .
Также следует помнить, что в восклицательных предложениях вместе с частицей только всегда пишется не. (Где он только не искал пропажу - все бесполезно!)
Частицы не имеют лексических значений (и этим отличаются от знаменательных частей речи) и не выражают грамматических отношений между словами и предложениями (и этим отличаются от служебных частей речи).
Частицы бывают:
Усилительными (же, даже, то, и, ни, ведь, уж и др.)
Ограничительными (лишь, только и др.)
Указательными (вот, вон, это)
Вопросительными (ли, разве, неужели, ужели, а)
Восклицательными (что за, как и др.)
Отрицательными (не, вовсе не, далеко не, отнюдь не)
Формообразующие частицы, служащие для образования форм слов и новых слов, занимают промежуточное положение между служебными словами и приставками и суффиксами:
1) частицы бы, пусть, пускай, да, -ка, было , служащие для выражения наклонений или оттенков наклонений в глаголах;
2) неопределённые частицы: -то, -либо, -нибудь, кое- ;
3) отрицательная частица «не» служит не только для выражения отрицания, но и для образования слов с противоположным значением. В этом случае она выступает в функции приставки:
друг – недруг, весёлый – невесёлый, умно – неумно.
Раздельное написание частиц
1) Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно:
почитал бы, если б, здесь же, какой же, однако же, однако ж, навряд ли, едва ль.
Правило не распространяется на те случаи, когда указанные частицы входят в состав слова: чтобы, также, тоже, неужели, или и др.
2) Частицы ведь, вон, вот, даже, мол пишутся раздельно:
так ведь, вон там, вот так, даже он; принес, мол .
Дефисное написание частиц
1) Через дефис пишутся частицы -де, -ка, кое- (кой-), (-кась - диал.), -либо, -нибудь, -с, -тка, -тко, -то :
вы-де, она-де, на-ка, нате-ка, посмотрите-ка, кое-кто, кой-что, кто-либо, какой-нибудь, откуда-нибудь, да-с, ну-тка, гляди-тко, где-то, когда-то, что-то.
Частица -де (разговорная) употребляется при передаче чужой речи, а также в значении глагола говорит (говорят) и в значении частиц «дескать», «мол»:
А коль увижу-де, что казнь ему мала, повешу тут же всех судей вокруг стола.
Мой земляк обратился на привале к командиру: так и так, - отлучиться разрешите, дескать, случай дорогой, мол, поскольку местный житель, до двора подать рукой.
2) Частица дескать (разг.) образовалась путем слияния двух слов: де и сказать.
3) Частица -с (произведена от слова сударь) придает оттенок подобострастия, угодливости:
Чацкий. Взманили почести и знатность?
Молчалин. Нет-с, свой талант у всех…
Чацкий. У вас?
Молчалин. Два-с: умеренность и аккуратность.
Если между частицей кое- (кой-) и местоимением есть предлог, то все сочетание пишется раздельно :
кое от кого, кое на чем, кой у кого, кое с чьим .
4) Частица -таки ("все же", "однако же", "тем не менее", "в самом деле", "в конце концов") пишется через дефис:
после глаголов - уговорили-таки, явился-таки;
после наречий - верно-таки, долго-таки, опять-таки, снова-таки;
после частиц - все-таки, довольно-таки, неужели-таки, прямо-таки.
В остальных случаях частица таки пишется раздельно:
Секретарь, хотя и чувствовал свое слабое недовольство, все-таки радовался наличию таких старушек в активе района.
Но хоть и велик был соблазн, я таки успел себя побороть.
5) Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям как для выражения неопределенности, так и для придания высказыванию эмоциональной окраски:
А отчего ж это у тебя сердце-то испортилось?
Заметь 1 . Раздельно пишется сочетание как то ("а именно") перед перечислением однородных членов:
В смешанных лесах встречаются разнообразные деревья, как то: береза, осина, кедр, сосна.
Заметь 2 . Если частица "-то" оказывается внутри сложного слова, пишущегося через дефис, то дефис ставится перед частицей, а после нее опускается:
Крест-то накрест перевяжи (сравним: крест-накрест);
Точь-то в точь, да не в этом дело (сравним: точь-в-точь).
Заметь 3 . Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис не пишется:
все ж таки, где же нибудь; с кем, мол, де так не бывает (сравним: все-таки, с кем-де, мол, так не бывает).
Исключение : перед частицей -с дефис сохраняется: Не откушаете ли-с?
Частицы «не» и «ни» - в следующем посте.
Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"
Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.
Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.
По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).
Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.
Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.
В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.
Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...
Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:
БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);
ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).
Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).
Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.
И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.
Разряды частиц
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса |
Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли |
Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций |
Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто |
Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события |
Вот, вот и, вон, это |
Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания |
Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет |
Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов |
Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и |
Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова |
Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем |
Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов |
Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы |
Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения |
Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь |
Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
Будто, будто бы, словно |
Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ |
Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо |
Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
Якобы, мол, дескать, -де |
Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.
3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.
4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.
6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.
7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.
В предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов.
Например:
1. Только ты нужна ему .
Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении.
2. Пусть будет так, как ты хочешь.
При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет .
Хоть частицы в русском языке и не члены предложения, но неразрывно входят в его состав. Например:
1. Не ветер шумит за окном и не дождь.
Частицы необходимы:
Повелительного (да, пускай, пусть, давай) : пусть попробует ;
Условного (бы, б) : присел бы , поведал бы ;
2) при образовании наречий и прилагательных, степеней их сравнения - менее, более, самый . Например: более важный , менее интересный , самый смелый , более мощно , менее ярко ;
3) при создании разряда: -то, кое-, -нибудь, -либо . Например: что-то , кое-кто , кто-либо , кто-то и др.
Роль таких частиц близка к роли морфем.
Значения частиц
Частицы в русском языке предложению в целом или одному слову придают различные оттенки.
Частицы неужели, разве, ли (ль) - вопросительные. Зачастуюих используют в вопросах. Например: Неужели простили? Разве есть что-нибудь более интересное?
Восклицательные частицы что за, как передают негодование, удивление, восторг. Например: Как мир широк! Что за прелесть!
Частицы усилительные (ведь, -то, даже, же, все-таки) используются, если нужно усилить отдельное слово. Например: Даже не думай! Все-таки здорово! Он же сам виноват!
В русском языке - это не и ни . Подходят они к отрицанию по-разному. Частица не делает отрицательным как слово, так и все предложение:
1. Не бывать этому! Отрицательное все предложение.
2. Не ветер поломал ветку. Отрицательное только слово ветер.
В случае наличия двух частиц не в предложении вместо отрицательного они создают положительное значение: Я не могу не согласиться с тобой!
Ни - частица, призванная усилить значение отрицания, особенно если в предложении уже есть отрицание или частица не . Например: С неба не упало ни капли. В лесу нет ни грибочка, ни ягодки.
В русском языке - это те, которые связаны с выражением оттенков смысла, отношения или чувства. В эту группу входят вышеупомянутые разряды и некоторые другие. Немодальные же частицы, не связанные с выражением чувств, были отнесены Виноградовым к разряду смысловых.
К этому разряду частиц относятся:
Группа определительно-уточняющих, таких как именно, ровно, просто и пр. Например: именно этот, ровно столько же.
Группа частиц выделительно-ограничительных - единственно, только, исключительно и т.д. Например: только это, исключительно белого цвета .
Частицы указательные вот, вон , которые будто бы указывают на предмет, достойный внимания. Например: Вот дорога!
Все частицы в русском языке выполняют грамматическую, лексическую и словообразовательную функцию. При умелом использовании они способны обогатить нашу речь, сделать ее красочнее и разнообразнее.
Данный материал будет посвящен служебной части речи - частице. Будут рассмотрены разряды, приведены примеры, показаны отличия от омонимичных слов.
Знакомимся: частица!
Разберем с вами, что же такое частица. Вы только что могли заметить: в предыдущем предложении ею является слово «же». Итак, частица является служебной частью речи, вносящей в предложения новые смысловые эмоционально окрашенные оттенки, и служит для образования новых форм слова. Приводим сразу пример.
Он пришел. Простое, можно сказать, безликое предложение. Добавим в это предложение различные частицы.
Он лишь пришел.
Он только пришел.
Разве он пришел?
Он едва лишь пришел.
Обратите внимание, насколько изменился смысл и появился эмоциональный окрас в предложениях, стоило всего лишь добавить маленькие элементы. Кстати, «всего лишь» - тоже частица.
Стоит заметить, что русский язык настолько богат такими компонентами речи, что даже нет определенных требований к их заучиванию. Необходимо научиться находить, видеть в тексте, а также уметь отличать их от других слов в предложениях. Об этом мы расскажем в нашей статье.
Основные разряды частиц
Из всего многообразия данных элементов можно выделить четыре разряда.
- Формообразующие частицы (давайте, пускай, пусть) предназначены для образования формы слова, могут образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.
- Отрицательные (нет, далеко не, вовсе не, отнюдь не).
- Частицы, которые могут характеризовать признак (это может быть состояние или действие), протекающий во времени, по результативности или по полноте осуществления, или наоборот - бесплодности, неполноте.
- Модальные частицы, которые могут быть вопросительными разве), указательными (вот, вон), уточняющими (именно, как раз, точь-в-точь), выделительными и ограничительными (только, лишь), восклицательными (что за, как), усилительными (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё), смягчающими требования, выказывающими сомнения (вряд ли, едва ли) и, наконец, побудительными (пусть, давайте, пускай).
Примеры
Рассмотрим модальную частицу в качестве примера в предложениях:
- Разве мы не поедем сегодня на рыбалку?
- Вот он, настоящий чемпион!
- Как раз это был тот самый момент, который нельзя было упустить.
- Что за музыка!
- Всё-таки пришлось делать работу заново.
- Пусть всегда светит солнце!
Модальные частицы служат для передачи дополнительного значения смысла в тексте или в речи говорящего, усиливают эмоциональную сторону и акцентируют внимание.
Модальные формообразующие частицы
С помощью формообразующих элементов появляется возможность создать новые формы слов. К данной категории модальных формообразующих частиц можно отнести: пусть, бы, да, давай (-те), менее, самый, пускай, более.
Приведем для наглядности примеры.
Слово «бы» можно употребить для образования условного наклонения глагола. Я сделал бы больше, если бы встал раньше.
Повелительную форму наклонения образуют модальные частицы пусть, пускай, давай, да. Приведем такие примеры:
- Пусть придет весна.
- Скажи ему, пускай поторопится.
- «Да будет свет!» - сказал электрик.
- Давай отправимся в путешествие в другую страну.
Для образования сравнительной степени наречий и прилагательных служат формообразующие элементы более, менее. Например:
- Более быстрый подъём на этаж лифтом.
- Менее успешное предприятие.
Формообразующий элемент сам (обращаем внимание на число и род) может служить для образования у прилагательного превосходной формы, например: самый яркий.
Все эти перечисленные формообразующие элементы находятся в составе глагольной формы. При разборе предложения на члены рекомендуют подчеркивать их как один член предложения, даже если они не находятся рядом. Необходимо привести примеры предложения с модальными частицами.
- Я бы не опоздал, если бы не задержался на работе.
- Пускай они придут завтра.
- Сегодня обстоятельства слаживаются менее удачно.
- Сейчас я загадаю более сложную загадку.
- В своей жизни она решила самую трудную задачу.
Стоит отметить, что такие формообразующие элементы можно разделить на условное и повелительное наклонение. К условному наклонению относят модальные частицы бы, б.
К повелительномуотносят такие частицы, как: пусть, пускай, да, давайте, давай.
Отличие от омонимичных слов. Примеры
Давай вспомним, что же такое омонимы. Итак, омонимами называют слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по смыслу.
Важно не путать, уметь видеть и различать омонимичные слова. Примеры:
- Давай ему по полтаблетки лекарства каждые полчаса. В данном контексте слово давай является не формообразующим элементом, а формой глагола давать.
- А сейчас пускай лодочку вниз по течению. Здесь также слово пускай не может быть частицей, оно является формой глагола пускать.
- Неужели это ты? - Я самый. В этом варианте слово самый является местоимением и с прилагательным никакой связи не имеет.
- Она говорила очень тихо, как бы извиняясь. В этом предложении слово как бы составляет неделимую конструкцию, которую можно заменить синонимами словно или будто.