Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье? §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы История государства Вавилон

В период с 4 по 3 тыс. на территории Междуречья зародилась страна Месопотамия. Одна из самых первых цивилизованных стран. Позже область Месопотамии входила в состав Шумерского государства, которое просуществовала около 1000 лет, пока не было уничтожено семитами-амореями около 2000 лет до н.э. В след за этим возникло Вавилонское царство с центром в городе Вавилон, которе ранее по шумерским источниками называлось Кандигирра. Этот город был основан на берегу реки Евфрат, приблизительно в 24 веке до н.э.

Вавилонское царство

Когда амореи разгромили Шумерское государство, на руинах старого было основано новое со столицей в Вавилоне. Со временем амореи ассимилировались с шумерами и акадцами, таким образом возникли вавилонцы. Правда в период 1894 по 1595 новосозданное государство было втянуто в затяжные войны и не смогло устоять перед более сильными врагами - хетами. Из этого периода времени можно отдельно выделить правление вавилонского царя Хаммурапи, который издал свой известный кодекс "Хаммурапи" в 1750 году до н.э.

После того как держава Хетов захватила Вавилонское царство, Вавилон переживает период упадка. Второй период развития города Вавилон припадает на 7 век до н.э., когда было создано Нововавилонское царство. Этот период характиризуется, как время наибольшего расцвета Вавилона. В то время царем был Навуходоносор II. Именно за его правления Вавилон стал процветающим и могущественным городом Востока. Он был своеобразным мегаполисом, который являлся:

  • центром торговли;
  • центром экономической жизни;
  • культурным центром;
  • научным центром Нововавилонского царства;

Так же были созданы такие "Чудеса Света", как Висячие сады Семирамиды, которые царь возвел для своей жены. Ворота богини Иштар. Эти строения были воистину великим творением. А самым грандиозным творением этого древнего города, конечно, была Вавилонская башня (зиккурат Этеменанки), начало строительства 4 тыс. лет назад. Как говорит Библия, одного дня люди решили построить башню, которая смогла бы достать до небес. Богов разозлила такая надменность и они решили ввести разлад между строителями, изменив их язык. В итоге строительство прекратилось из-за того, что люди перестали понимать друг друга. Это явление по другому называют "Вавилонское столпотворение".

Гибель Вавилона

В 331 году, когда Александр Македонский захватил Вавилон, он признал город самым величественным и красивым во всем мире. После этого он провозгласил Вавилон столицей своей империи. Позже начиная с 1 века до н.э. до середины 6 века н.э. город переживает период упадка. Частые войны и репрессии приводят к тому, что город фактически исчез. Последнее упоминание о Вавилоне датируется 10-12 столетьем.

На протяжении многих веков город Вавилон - "врата бога" - считался центром первого "мирового царства", наследниками которого выступали великие империи. Библия связывает основание города с именем Нимрода - правнука Ноя . Он же считается и строителем знаменитой Вавилонской башни. Ассирийские цари, жестоко расправлявшиеся с непокорными народами и стиравшие с лица земли и города, не просто сохраняли особый статус Вавилона, но и восстанавливали древние храмы, строили новые. О значении города в древнем мире свидетельствовало и то, что Александр Македонский, захвативший Вавилон в 331 г. до н. э., намеревался сделать его столицей своей империи. Память о Вавилоне надолго пережила сам город. Согласно исторической традиции, знаки царского достоинства византийских императоров и русских царей происходят также из Вавилона. В русском "Сказании о Вавилоне-граде" это описывается так: "Услышал же князь Владимер Киевский, что царь Василий получил из Вавилонского царства такие великие царские вещи, и послал к нему своего посла. Царь же Василй ради чести своей послал князю Владимеру в Киев в дарах сердоликову крабицу да мономахову шапочку." И с того времени прослышал великий князь Владимер Киевский Мономах. А ныне та шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает властя поставление, тогда ради чину воскладывается на главу». Как же выглядел этот город, чьё имя стало нарицательным для многих народов?

Раскопки, производившиеся английскими археологами в начале XX в. н. э., позволили восстановить облик древнего города и его историю. Археологи доказали, что первые камни в его основание были заложены шумерами в начале III тысячелетия до н. э., но столицей государства город стал примерно в 1894 г. до н. э. когда в Двуречье вторглись племена амореев. В XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи Вавилон превратился в крупнейший политический и культурный центр всей Передней Азии.

В VII в. до н. э. знаменитый царь Навуходоносор развернул огромные строительные работы, превратившие Вавилон в роскошную столицу мира. Руины грандиозных и величественных построек, воздвигнутых Навуходоносором , сохранились до наших дней.

Карта Вавилонского царства

Когда в V в. до н. э. греческий географ и историк Геродот посетил этот город, он был потрясён его размерами и величием. В то время Вавилон входил в состав персидской державы, но ещё сохранял положение величайшего города мира, а проживало в нём более одного миллиона жителей. Жилые кварталы тянулись по обе стороны Евфрата длинной полосой. Город был окружён глубоким рвом, заполненным водой, и тремя поясами высоких кирпичных стен, увенчанных башнями. Крепостные стены достигали в высоту 20 м, а в ширину - 15 м, имели 100 ворот из кованой меди. Парадным входом служили ворота богини Иштар, облицованные синими глазурованными изразцами с чередующимися барельефными изображениями животных (575 фигур быков, львов и фантастических драконов-сиррухов). Улицы древнего города совсем не напоминали хаотичную планировку большинства городов Востока, а были расположены в соответствии с чётким планом: одни шли параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. Жители Вавилонского царства застраивали улицы трёх и четырёхэтажными домами. Главные улицы были выложены камнем.

В северной части города, на левом берегу реки, возвышался большой каменный дворец, построенный Навуходоносором, а по другую сторону - главный храм столицы, достигавший высоты восьмиэтажного дома.

В основании храм представлял собой прямоугольник со сторонами 650 и 450 м. В нем находилось святилище со статуей бога Мардука и чистого золота весом около 20 т., а так же ложе и золотой стол . Сюда могла входить лишь особая избранница - жрица. Геродоту рассказывали, «будто сам бог посещает этот храм и отдыхает на ложе». Невдалеке от храма возвышалась легендарная ступенчатая семиэтажная Вавилонская башня высотой 90 м. Археологи обнаружили её фундамент и остатки стен.

История государства Вавилон

Следует отметить, что Вавилон впервые возвысился над другими городами Двуречья и стал столицей государства, объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии, ещё в XX в. до н. э. Несмотря на то что это объединение просуществовало лишь на протяжении жизни одного поколения, оно надолго сохранилось в памяти людей. Вавилон остался традиционным центром страны до конца существования аккадского языка и клинописной культуры.

Это было время расцвета городской культуры, развития литературы и законодательства. Именно в этот период были унифицированы и записаны знаменитые законы царя Хаммурапи .

В 1595 г. до н. э., после того как в Месопотамию вторглись хетты, власть в Вавилонии захватили кочевники-касситы. Их правление продолжалось более 400 лет.

Последующие столетия государство Вавилон сохранял формальную независимость, но всё больше оказывался под политическим влиянием северного соседа - . Но вот её господству был положен конец. Начался новый период подъёма Вавилона .

Особого могущества империя достигла в период правления сына покорителя Ассирии Набопаласара - Навуходоносора. Были окончательно подчинены Сирия и Палестина. Вавилон перестроили, и он стал крупнейшим центром международной торговли. Это время подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития всей Передней Азии. После долгих войн здесь наконец установился относительный мир.

Весь Ближний Восток был разделён между тремя великими державами - Вавилонией, Мидией и . У них сохранялись настороженные, даже враждебные отношения, но крупных переделов сфер влияния уже не происходило.

Прошло полстолетия, и новая угроза процветанию пришла с востока. В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и её восставшими подданными - персами .

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. реконструкция

Вавилон поражал воображение иноземцев своей архитектурой. Одно из семи чудес света - висячие сады Семирамиды были сооружены на искусственных террасах, где высаживались пальмы, фиги и другие деревья. Царица Семирамида на самом деле не имела к ним никакого отношения. Сады построил Навуходоносор для своей жены Нитокрис, страдавшей от душного климата Месопотамии, вдали от родных гор и лесов, откуда она была родом. Вавилонская царица Нитокрис снискала себе славу благодаря строительству плотин, оросительных каналов и большого разводного моста, соединявшего две части столицы. Мост был сложен из больших необтёсанных камней, скреплённых специальным раствором и свинцом. Его средняя часть, сделанная из брёвен, на ночь разбиралась.

В 312 г. до н. э. один из полководцев Александра Македонского - Селевк, ставший правителем обширной ближневосточной империи, переселил большую часть жителей «вечного города» в свою новую столицу Селевкию, расположенную недалеко от Вавилона. А древняя мировая столица утратила своё прежнее положение и через несколько столетий окончательно была погребена под пылью веков.

1. Борьба городов Двуречья и возвышение Вавилона. После падения III династии Ура в двуречье на протяжении двух с лишним столетий наблюдается усиление центробежных сил, политическая раздробленность и междоусобные войны.

Завоеватели-амористы основали несколько государств, из которых два оказались более сильными, и властители их именовали себя царями Шумера и Аккада, т. е. претендовали на власть над всей страной. Этими государствами были Исин и Ларса. Однако, ослабляя друг друга, они не в силах были осуществить свои притязания. Ларса находилась к тому же под сильным влиянием соседнего Элама, цари которого сажали на престол этого города-государства своих ставленников. Самостоятельную роль играли аморитские царства за пределами собственно Двуречья.

Кроме того, в дела Двуречья пытается вмешиваться семитский город-государство Ашшур (на среднем Тигре, ядро будущей Ассирийской державы). Наконец, возвышается город, которому суждено было в дальнейшем стать на много веков основным центром в долине Тигра и Евфрата и затмить своим блеском более древние города.

Это был Вавилон (точнее Бабили - «врата бога»). До XIX в. до н. э. этот город, расположенный на левом берегу Евфрата (южнее современного Багдада), не играл самостоятельной политической роли и отнюдь не отличался большими размерами.

В дальнейшем, однако, Вавилон усиливается экономически и политически, используя упадок и разорение ближайших соседей - Киша и Аккада.

Выгодное расположение на скрещении речных и караванных путей способствовало его превращению в крупный торговый центр. Население увеличивалось за счет притока аморитских переселенцев, двигавшихся из Сирийской степи.

2. Образование Старовавилонского царства. С 1894 по 1595 г. до н. э. здесь уже правит самостоятельная династия, которая ведет активную внешнюю политику и стремится к объединению всего бассейна Тигра и Евфрата под своей властью.

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который проявил себя опытным умелым дипломатом, использующим распри и столкновения соседей. Он заключает тесный союз с богатым государством Мари, держащим в своих руках торговый путь, ведущий к побережью Средиземного моря.

Обеспечив, таким образом, свою северную границу, Хаммурапи сосредоточивает главный удар против Ларсы, связанной с Эламом.

Разгромив этого наиболее опасного соперника, Хаммурапи решительно разрывает дружеские отношения с Мари, захватывает этот город и разрушает его дворец (одно из лучших архитектурных сооружений того времени, о чем мы можем судить по руинам, вскрытым французскими археологами). Под его власть попадает также Ашшур, и таким образом создается обширное Старовавилонское царство, охватившее большую часть Месопотамии.

3. Свод законов царя Хаммурапи. О внутренней политике Хаммурапи мы узнаем из его переписки с вельможами и чиновниками и в особенности из изданного им свода законов.

Эти законы начертаны на базальтовом столбе, украшенном рельефными фигурами, изображающими самого царя стоящим перед троном бога солнца, правды и справедливости Шамашем и получающим из его рук регалии высшей судебной власти (жезл и обруч).

Законы Хаммурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения. Особое внимание сельскому хозяйству. Каждый земледелец строго отвечает за сохранность плотины, прилегающей к его участку, и если по его вине произошло наводнение, то его и все его имущество продают, чтобы возместить убытки соседям.


Самым детальным образом регулируются условия аренды поля и сада. Нерадивый арендатор-издольщик, не собравший урожая вследствие лености, уплачивает натуральную арендную плату, исчисленную по норме урожая на соседнем участке. Так же регулируется аренда скота. Много статей законов посвящено выработке ремесленных изделий на заказ (по определенной таксе), торговым и ростовщическим операциям.

Наряду с сохранившимися еще элементами натурального хозяйства (иногда товары оплачиваются зерном и возмещение убытков производится натурой) все более усиливаются денежные отношения, причем мерилом стоимости является серебро в слитках (сикль - 8 граммов, мина - 500 граммов, талант - 30 килограммов).

Сельская община находилась уже в состоянии полного разложения. Земельные участки (за исключением царского фонда) подлежали купле-продаже. О былых переделах земли не упоминается. Однако как административная единица соседская община (село, а в городе - квартал) сохраняется.

Крупные царско-храмовые хозяйства времен III династии Ура к этому времени уже распались. Земли, непосредственно принадлежащие дворцу, раздают в условное владение воинам или земледельцам, уплачивающим за них натуральные взносы.

Все население страны резко делится на свободных, находящихся под охраной закона, и рабов, рассматривающихся, подобно скоту, как имущество, находящееся в полном распоряжении господина.

За убийство чужого раба полагается отдать его господину другого раба (или возместить его стоимость). За увечье, нанесенное чужому рабу (выбитый глаз, сломанная кость), возмещается половина стоимости раба. Если раб ударит свободного человека, то ему за это отрезают ухо.

Однако в отличие от времен III династии Ура принимаются меры к тому, чтобы свободный вавилонянин не попадал в рабство (только тяжелые преступления влекут за собой лишение свободы).

Главным способом превращения массы сограждан в рабов была долговая кабала, и именно ее законы Хаммурапи стремятся ограничить. Удивляться этому не приходится. Беспощадные действия ростовщиков, от которых страдали не только бедняки, но и многие собственники, вызывали всеобщее недовольство и наносили ущерб царю, который лишался подданных (ибо раб целиком принадлежал господину). Стоя на страже частной собственности, закон допускал взыскания долга и процентов, но вводил это взыскание в определенные рамки, обуздывая чрезмерные аппетиты хищных заимодавцев. Долг отрабатывал не сам должник, а его жена или дети, притом лишь в течение трек лет, причем в отличие от рабов эти кабальные люди охранялись законом и ростовщик отвечал жизнью своего сына за насильственную смерть сына должника, отрабатывающего долг отца.

Хотя о рабах в законах Хаммурапи говорится очень много, но они составляют лишь часть (хотя и довольно значительную) непосредственных производителей.

Наряду с ними эксплуатируются различные категории свободных. Кроме вышеупомянутых арендаторов, отдающих хозяину от 1 / 2 до 2 / 3 урожая, и кабальных людей, отрабатывающих долг главы семьи, упоминаются еще многочисленные батраки, не имеющие собственного хозяйства и получающие за свой труд натуральную или денежную заработную плату.

Наряду со всевозможными экономическими градациями в общей массе свободного населения различались еще чисто юридические категории. С одной стороны, упоминаются полноправные «сыны мужа» (мар-авелим), а с другой стороны, подданные (мушкену).

Последние были собственниками и частично даже рабовладельцами (быть может, связанными с дворцом), но юридические права их были ограничены (как предполагают, в связи с происхождением).

3а нанесение увечий мушкену виновник платил штраф, тогда как за членовредительство, нанесенное «сыну мужа», преступник карался по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»).

Царская власть при Хаммурапи имела деспотический характер и вмешивалась во все взаимоотношения между подданными. Во вступлении к своду законов говорится, что сами боги наделили царя неограниченными полномочиями.

Однако на практике царь считался с традиционными правами патриархальной семьи. Муж имел право убить на месте жену за измену и ее соблазнителя. 3а соучастие в убийстве супруга преступная жена сажалась на кол, а за дурное поведение и расточительство выгонялась из дому или даже обращалась в рабство. Сын, ударивший отца, наказывался отсечением кисти руки, в то время как избиение сына не считалось преступлением.

Иногда дети даже отвечали за преступления отца. Например, сын строителя подвергался смертной казни, если дом, построенный его небрежным отцом, обрушивался и под его развалинами погибал сын домовладельца (принцип талиона - «сын за сына»).

Но государственная власть вносит все-таки некоторые ограничения в суровое семейное право. Муж, оклеветавший невинную жену, должен дать ей почетный развод (с денежной компенсацией). Отец не может произвольно лишить сына наследства. Он может сделать это только по суду. Таким образом, органы государственной власти вмешивались в личную жизнь подданных, не говоря уже о том, что ирригационные сооружения создавались под наблюдением царя и использование их зависело от верховной власти и ее представителей на местах.

Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предусматривают.

В поэтическом произведении (правда, относящемся к несколько более позднему времени) «Разговор господина с рабом» прямо говорится, что восстающего против царя или убивают, или ослепляют, или заключают в темницу. По-видимому, все это делалось без санкции суда, ибо в законах ничего об этом не говорится.

4. Вторжение касситов. При преемниках Хаммурапи центральная власть в Вавилонии вновь ослабевает. Происходит отпадение южных областей, а с северо-запада вторгаются народы Малой Азии хетты и касситы.

Если нашествие хеттов, разграбивших около 1595 г. до н. э. Вавилон, было лишь сокрушительным набегом, то касситы внедрялись постепенно и прочно. В середине II тысячелетия в Вавилонии утвердилась касситская династия (1518-1204 гг. до н. э.).

Завоеватели образовали господствующий слой военной знати, оттеснив на задний план туземных воинов.

Господство воинственных горцев, захвативших страну с высокой земледельческой культурой, было связано с известным регрессом. Так, возрождаются в известной степени сельские общины. Но в то же время широко начинают применяться малоизвестные прежде лошади и мулы (в военном деле и транспорте как упряжные животные). Совершенствуется земледельческая техника (появляется плуг-сеялка). Устанавливаются регулярные связи с Египтом (теперь уже безусловно прямые и непосредственные).

Таким образом, после короткой временной заминки поступательное движение возобновляется с новой силой.

Дальнейшие судьбы Вавилонии уже тесно связаны с историей Ассирии и будут рассматриваться в связи с ней.

— Источник—

Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.- 287 с.

Post Views: 223

Вызванный серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис сопровождался заметным ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения - аморейских, эламитских и собственно месопотамских, среди которых на рубеже XIX - XVIII вв. до н.э. стала выделяться Вавилония. Новый центр Двуречья Вавилон, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской династии, Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, следствием чего были вторжения эламитов, а затем и завоевавших Вавилонию в XVI в. касситов, именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории - это было в Двуречье со времен Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.

В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно-территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Возник и весьма многочисленный слой неполноправных выходцев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между первым и вторым отмеченными здесь слоями была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (эта разница отражалась в документах, терминологии - неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людьми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе администрации или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов.

Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20 - 30 % годовых), вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников.

Как известно, частное предпринимательство обладает само по себе огромными потенциями; его внутренняя сила - если ей не поставить преград - способна за короткий срок кардинально изменить облик общественных отношений, всю структуру общества, как то было наглядно продемонстрировано несколько позже античной Грецией. В Вавилонии Хаммурапи потенции частного сектора уже давали о себе знать с достаточной очевидностью. На фоне этих возможностей централизованной администрации стало ясно, что прежние псевдолатифундистские методы хозяйства на царско-храмовых землях экономически неэффективны, что они изжили себя. На смену этим методам пришла практика раздачи царско-храмовых земель (они, по некоторым подсчетам, составляли до 30 - 40 % пашни) в виде должностных наделов царским людям первой категории - это была форма их жалованья – и в виде неотчуждаемых обязательных наделов царским людям второй категории, выплачивавшим за пользование этим наделом долю урожая в казну. При этом наделы царских людей первой категории, как и наделы родовитых сановников и жрецов, включая и поля правителя, обычно обрабатывались примерно на тех же началах обязательной аренды, что и остальные земли храмов (обязательные наделы), хотя в этом случае в качестве арендаторов могли выступать как зависимые царские люди второй категории, так и полноправные общинники.

Особо следует сказать о полноправных общинниках. Этот слой в Месопотамии всегда преобладал. И хотя не всегда общинники были в одинаковом правовом и социально-экономическом положении, важно подчеркнуть, что различия обычно касались потенциальных возможностей, но не реального их статуса, как раз определявшего место этого слоя в обществе. В частности, применительно к Вавилонии Хаммурапи необходимо заметить, что хотя формально процесс приватизации охватывал все земли и всех людей, кроме царско-храмовых земель и связанных с ними царских людей, фактически ситуация была много сложнее. Не следует представлять дело таким образом, что, коль скоро товарно-денежные отношения вторглись в недра крестьянской общины, она была тем самым уже заведомо обречена на быстрое превращение в коллектив частных собственников, строящий свои взаимоотношения на основах товарного хозяйства и рыночных связей, что не могло бы не привести к быстрому разложению общины.

В отличие от античности на Востоке не было условий для такого развития. Напротив, были мощные силы, действовавшие в ином направлении. Централизованная власть, которая здесь была нормой, диктовала свои условия развития. Применительно к общинной деревне это означало, что государство принимало энергичные меры для предотвращения деструктивного процесса гибели традиционной общины. Вот почему, хотя некоторое количество беднейших общинников, несмотря на все ухищрения противодействовавших этому властей, все-таки разорялось и продавало свои земли соседям, этот процесс обычно ограничивался лишь небольшой частью общины и был к тому же обратимым. В результате подавляющее большинство общинников, пусть с трудом сводя концы с концами, продолжало вести свое по преимуществу натуральное хозяйство, и это было нормой, переходящей из поколения в поколение. Отсюда и результат: сфера действия нового частнособственнического сектора в пределах социально-экономической структуры в целом была не столь значительна, чтобы поколебать и тем более преобразовать по своему образу и подобию всю структуру.

Не сумев этого добиться, частнособственнический сектор достаточно гармонично и непротиворечиво вписался в издавна существовавшую систему отношений, приведя ее к некоторой модификации. Суть модификации сводилась к тому, что государство, опираясь на древнюю основу - неотчуждаемые коллективные общинные и царско-храмовые земли, - допускало существование частнособственнического сектора в виде включенного в товарооборот небольшого клина земель, наемного труда, частной аренды, ростовщичества, долгового рабства и вообще системы товарно-денежных отношений. Все это было необходимо для нормального функционирования большого развитого социального организма. Но при всем том государство достаточно жестко ограничивало и контролировало реальные возможности, сферу влияния и вообще потенции частного сектора.