Компромат на генерала петра фомина из мчс. Беспилотные "залеты" мчс

ФСБ обыскала детище самого Сергея Шойгу. Превышение полномочий там ищут в госзакупках. С 2015 года неизвестными санкционирована трата бюджетных средств в разы больше положенного. Говорят, глава ведомства Пучков сразу заболел.

Оптовая закупка беспилотных летательных аппаратов для МЧС привела Следственную службу ФСБ России к возбуждению дела по статье 286 УК - «Превышение должностных полномочий».

Так получилось, что с ведома Владимира Пучкова в 2016 году ключевым заказчиком техники для всех спасательных подразделений страны, а значит, и материально ответственным, стало региональное управление Калужской области. Чекисты не остановились на провинции и 18 июля пришли в центральный аппарат МЧС. На следующий день глава МЧС впервые не присутствовал на Центральной аттестационной комиссии.

По данным «Фонтанки», активная фаза реализации дела началась во второй половине дня 18 июля. Будто подгадали - через несколько часов после торжественного выступления Владимира Пучкова о выходе на «качественно новый уровень защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров» и в день юбилея госпожнадзора, которому исполнилось 90 лет.

По иронии судьбы, Следственную службу ФСБ и оперативников с Лубянки в Москву, на улицу Ватутина, в Департамент развития МЧС, привел государственный контракт на закупку беспилотников, вряд ли способных поднять уровень защищенности населения.

Добавим, что наши столичные собеседники настаивают, что ФСБ зашла если не бесцеремонно, то уверенно и сурово. На аппаратном языке это означает, что на самом верху Лубянки им поставили четкую задачу.

Как уже обратила внимание «Фонтанка» еще год назад, первую массовую закупку дронов китайского производства МЧС произвело в 2015 году. Двести летательных аппаратов рыночной стоимостью менее ста тысяч рублей (с учетом комплектующих) были приобретены по цене 190 тысяч за штуку. Кроме того, выяснилось, что у беспилотников Phantom «бытовые» характеристики, не позволяющие, например, проводить поиск людей в лесах. Случился конфуз, и ведомство Владимира Пучкова сделало оригинальный ход. В следующем 2016 году оптовую закупку таких же китайских дронов провели через региональное управление МЧС по Калужской области.

Как следует из официальной информации министерства, заказчиком по закупке беспилотных авиационных систем вертолетного типа (квадрокоптеров) калужское управление было выбрано в соответствии с решением коллегии МЧС России. По данным «Фонтанки», ключевым все же было мнение Владимира Пучкова.

Тем более что, как мы видим на официальном сайте МЧС Калужской области, 16 декабря 2106 года там появилась информация: «Глава МЧС России Владимир Пучков проконтролировал производство беспилотных летательных аппаратов». На фото Пучков интересуется производством ООО «Беспилотные системы» вместе с губернатором, и подробно описывается, что заказчиком 650 аппаратов определено именно МЧС по Калужской области.

В МЧС России также подтвердили, что базовой закупочной площадкой в 2016 году стала Калуга. Через то управление приобретены 650 беспилотников с видеокамерой (по 210 тысяч рублей штука) и 106 дронов с тепловизором.

Контракты 2015 года удостоились внимания только Счетной палаты. Она обратила внимание на явную дороговизну приобретаемой техники. Это касалось не только беспилотников. Пожарные автоцистерны закупались по 15 млн рублей за единицу при номинальной стоимости 6,5 млн. Контракты же 2016 года наметили опасную тенденцию, и подключилась ФСБ.

В МЧС России опровергают информацию о задержании сотрудников центрального аппарата ведомства по делу о превышении полномочий, уточняя, что в качестве подозреваемого привлечен «замначальника одного из региональных управлений». Если он окажется из Калуги, это никого не удивит. Действительно, по нашей информации, в тот же день, 18 июля, сотрудники контрразведки провели обыск и в калужском управлении МЧС. И увезли оттуда именно заместителя начальника.

Как «Фонтанке» теперь неофициально комментируют в Калуге, «нас просто подставили: дали указание, а в управлении его исполнили». Но у следствия немного другой подход к закупкам. Мол, сами подставились.

Заметим, что, разумеется, в МЧС все произносят фамилию Пучков. Начинается предсказуемая кадровая конспирология. Тем более что после торжественных слов о качественно новом уровне защищенности населения Владимир Пучков до вечера находился в своем кабинете, а потом исчез из публичного и корпоративного поля зрения. Накануне, 19 июля, он впервые не прибыл на заседание Центральной аттестационной комиссии, которую возглавляет. Ее провел его первый заместитель Владимир Степанов. Данных о том, что министр в отпуске, не имеется.

Значит, заболел.

Как закалялась спасательская сталь


"Сейчас в МЧС России есть своя армия, спецслужбы, правительство, министерство иностранных дел, воздушный флот, финансово-промышленные группы. Империя Шойгу включает в себя: Центр управления в кризисных ситуациях, поисково-спасательные службы, войска гражданской обороны, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд, Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Государственное унитарное авиационное предприятие, Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования, Академию гражданской защиты, Российский центр подготовки спасателей, Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (агентство «Эмерком»), Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования и многое другое.

Свою спасательную военизированную империю Сергей Шойгу начал создавать в 1991 году. Идея организовать службу спасения взамен малоэффективной системы Гражданской обороны СССР оказалась весьма кстати. Новая российская служба получила название Российский корпус спасателей, потом - Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а затем стала Госкомитетом РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Созданная с нуля, она оказалась на нужном месте в нужное время. Разваливавшееся «единое хозяйство» СССР продуцировало техногенные катастрофы с удручающей регулярностью.

Удачно вписался в новую политическую и экономическую реальность и сам Сергей Кужугетович. На заре формирования российской государственности молодой и расторопный Шойгу сумел получить под новую службу помещения комиссии СМ СССР («комиссии Догужиева»), занимавшейся восстановлением Армении после землетрясения 1989 года. Здание находилось в центре Москвы и было просто напичкано спецсвязью.

В 1994 году Госкомитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в министерство. Изменение статуса и благоволение верхов позволили Шойгу продолжить методичное выстраивание спасательной вертикали. В условиях дефицитного финансирования начала 90-х Шойгу показал себя умелым хозяйственником нового типа: деньги на содержание министерства добывались с помощью личных связей, зарабатывались коммерческими структурами самого МЧС, поступали в качестве гуманитарной помощи Запада. Как результат ведомство Шойгу стало одним из самых хорошо оснащённых министерств.

Одним из первых удачных коммерческих проектов министерства стало участие в лотерее «ТВ Бинго-шоу». Затем при МЧС было создано агентство «Эмерком». Ему было поручено закупать спасательную технику для министерства и ввозить её беспошлинно в Россию.

Как и многие другие структуры, агентство торговало «чёрным золотом». Через «Эмерком» было продано 73,5 млн. баррелей иракской нефти в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Компания заработала на этом около $7,6 миллиона.

В 1995 году при МЧС было создано Государственное унитарное авиационное предприятие (ГУАП). Сейчас авиационному парку министерства может позавидовать даже МВД: 5 транспортных авиалайнеров Ил-76 ТД, пассажирский Ил-62 М, оснащённый спецсвязью, - всего 12 самолётов и 29 вертолётов (преимущественно франко-германского концерна Evrocopter). В 2005 году авиация министерства должна пополниться ещё 3 самолётами Ан-3 и 2 самолётами-амфибиями Бе-200 ЧС, 1 из которых НПК «Иркут» передаст МЧС уже в конце мая.

Расширялся и штат МЧС. Поначалу ряды спасателей формировались переподчинённых министерству сил Гражданской обороны СССР - в основном отставных военных, уходивших из стремительно нищавшей армии. Сейчас в подчинении министерства около 370 тысяч человек.

Заветной мечтой Шойгу было присоединение к своему ведомству противопожарной службы, входившей в состав МВД. Реализовать свои замыслы, однако, министр смог лишь к 2002 году: в награду за поддержку «Единой России» и лично Владимира Путина на парламентских и президентских выборах 1999-2000 годов. Кстати, вопрос о присоединении пожарной службы к МЧС имел под собой серьёзные финансовые основания и был снят с повестки дня, лишь когда глава МЧС дал согласие, что средства пенсионного и социального фонда пожарных останутся на счетах МВД. Главная противопожарная служба (ГПС), жемчужина в короне империи МЧС, - это около 300 тысяч человек личного состава, разветвлённая структура в регионах, огромный бюджет.

Другую идею - подчинить Гостехнадзор и Госатомнадзор - Шойгу реализовать не смог. В случае же успеха эти службы дали бы МЧС право закрывать или приостанавливать на время работу любого предприятия по причине несоблюдения технологического режима.

Сейчас уже очевидно, что организация Шойгу достигла пределов своего могущества и больше, по всей видимости, расти не будет. Бюджет для МЧС России на 2005 год сформирован на единых с силовыми министерствами и ведомствами принципах и тем не менее впечатляет. Он составляет 20,420 млрд. рублей, не считая выделенного отдельной строкой финансирования «противопожарной безопасности» (12 млрд. рублей).

Бюджетом предусмотрено более чем 6,4-кратное увеличение расходов (по сравнению с прошлым годом) на повышение готовности сил гражданской обороны к защите населения и территорий в мирное и военное время, а также 965 млн. рублей на содержание и оснащение госинспекции по маломерным судам.

В 2005 году из бюджета будет выделено 1,3 млрд. рублей на оснащение МЧС России современной авиационной техникой. Для поэтапного технического переоснащения Государственной пожарной службы предусмотрено 980 млн. рублей. На реализацию мероприятий по реформированию войск гражданской обороны, завершению строительства объектов инфраструктуры спасательных центров на озере Байкал и юге страны - 248 млн. рублей.

Спасатели президента

Фото Сергей ТЕТЕРИН

Насколько профессия спасателя должна быть мирной - вопрос открытый. Последняя крупная природная катастрофа, случившаяся в СССР, - землетрясение в Спитаке - показала, что надо не только разбирать завалы разрушенных зданий, развёртывать полевые госпитали, искать под завалами выживших людей, но и защищаться от мародёров. Так что наличие вооружённых подразделений в МЧС оправданно. Тем не менее стоит всё-таки поднять вопрос: способны ли подразделения МЧС проводить «не спасательные» операции.

Мало кто знает, что «спасательские» структуры, созданные Шойгу, изначально были задуманы как небольшая армия, готовая поддержать нового президента страны Бориса Ельцина. К молодому строителю Сергею Шойгу, с которым Ельцин познакомился ещё во времена опалы, когда Шойгу работал заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству, первый президент относился с симпатией и доверием.

При создании МЧС были задействованы наработки по созданию в России Национальной гвардии, задуманной как опора президента и противовес на случай, если армия окажется по другую сторону баррикад. В высших эшелонах власти концепцию создания гвардии в конце концов отвергли. Но региональные центры МЧС нарезали по тем же округам, по которым планировалось расквартировать гвардию.

В 1997 году Шойгу предложил план реформирования МЧС. По замыслу министра, в первую очередь расширение и укрепление новыми кадрами ожидало силовую часть министерства. Только одних генеральских должностей в новой структуре министерства предусматривалось 122: 9 генерал-полковников, 33 генерал-лейтенанта, 76 генерал-майоров и 4 контр-адмирала. Глава МЧС получал звание генерала армии.

При этом элитная часть, на вооружении которой находилось лёгкое стрелковое оружие, у Шойгу уже была. Во всяком случае, сам Сергей Кожугетович, выступая в 1997 году в Думе, это недвусмысленно признал.

Однако тогда план Шойгу не был поддержан руководством страны. В 1998 году Комитет по безопасности Госдумы отправил тогдашнему директору ФСБ Владимиру Путину официальное письмо № 315-2666 с просьбой тщательно проверить информацию, что в Москве, Подмосковье, Ногинске, Новогорске есть опорные базы, в которых подразделения МЧС занимаются подготовкой мероприятий, предназначенных для часа «х». В этом запросе указывалось, что в посёлках Устье и Поречье, находящихся под Рузой, дислоцируются батальон спецназа МЧС и центральный командный пункт. А в Тёплом Стане размещён так называемый антитеррористический центр МЧС. Там же фигурировали сведения о создании в структуре МЧС своего спецназа - со снайперским вооружением и личным составом, набранным из отставников «Вымпела» и «Альфы» и спецназа ГРУ.

Вряд ли эта информация была новостью для главного чекиста страны. По словам бывшего сотрудника президентской администрации, в середине 1997 года Шойгу отправил в Кремль секретный документ - «О перспективах развития МЧС», в котором настаивал на создании антитеррористического центра и батальона спецназа для обеспечения безопасности существующего конституционного строя.

Сейчас в военизированных частях гражданской обороны порядка 40 тыс. «штыков». На вооружении этих подразделений состоит стрелковое и холодное оружие и лёгкая бронетехника, например БТР-80. Представить, что эти силы сейчас могут быть какой-то альтернативой армии, довольно сложно. Даже неармейские структуры выглядят куда внушительнее по сравнению с МЧС. В той же вневедомственной охране МВД РФ работают более 300 тысяч человек, а численность внутренних войск на сегодняшний день составляет почти 200 тысяч человек, на вооружении ВВ состоят современная бронетехника и военно-транспортные вертолёты.

Тем не менее по крайней мере дважды силы МЧС применялись не по назначению. Во время августовских событий 1991 года спасатели участвовали в организации обороны Белого дома и раздавали населению стрелковое вооружение со складов Гражданской обороны. В октябре 1993 года по распоряжению Гайдара Шойгу выделил оружие москвичам, вышедшим на улицы по призыву демократов. Бэтээры МЧС участвовали в штурме хасбулатовского Верховного Совета («Профиль» № 37 (159) от 04.10.1999).

Так что Сергей Шойгу может вывести своих спасателей на улицы, если другие не захотят этого делать. Времена, однако, изменились. Нынешний президент в услугах «карманных армий» не нуждается. Выходец из ФСБ, он пользуется поддержкой спецслужб. МВД возглавляют и контролируют бывшие сотрудники контрразведки. Выходец из СВР Сергей Иванов приглядывает за армией. Так что политической нужды в МЧС в том виде, в котором она существует сейчас, нет. Если министерство не будет расформировано, то силовая составляющая в нём будет неуклонно снижаться."

Мы уже писали о различных чиновниках и бизнесменах, у которых активы, находящиеся в собственности, никак не сопоставляются с их доходами. Многие, кто причастен к каким либо , благодаря использованию своего должностного положения, вкладывают деньги в недвижимость. Естественно, что большая часть активов записана на других людей, являющихся родственниками или хорошими знакомыми .

Так мы выяснили, что семья бывшего начальника главного управления МЧС по Санкт-Петербургу, генерал-лейтенанта Леонида Беляева владеет множеством квартир в новостройках Петербурга. Например, 25-летняя дочь Беляева в 2010 году стала владелицей двенадцати квартир в новом доме на улице Шелгунова, а его супруга с 2011 года владеет квартирой стоимостью 40 млн рублей (при том, что за три предыдущих года Беляевы заработали чуть больше 5 млн).

Кроме того, мы подсчитали, что компании, аффилированные с зятем Беляева Михаилом Михальцевым, за последние несколько лет получили более 2 тысяч госконтрактов на общую сумму 224 млн рублей. Характерно, что все компании занимаются противопожарной безопасностью, то есть областью, которую курировал тесть предпринимателя.

Друг Михальцева и бывший подчиненный Беляева Алексей Чайкин также участвовал в операциях с квартирами: совсем недавно он продал Михальцеву четыре квартиры, которые забыл задекларировать.

Перед тем, как отправиться в Москву на новое назначение, начальник главного управления МЧС по Санкт-Петербургу Леонид Беляев давал интервью, в котором между прочим сказал следующее: «Я попал в пожарную службу, потому что у меня к тому моменту была семья, мне нужно было прописываться, а с пропиской в то время было очень сложно. Я свою судьбу никак не связывал с этой службой, потому что первой задачей тогда была прописка».

Затем он принял новую должность в столице, став заместителем министра по чрезвычайным ситуациям. Впрочем, на этом посту Леонид Анатольевич пробыл чуть больше года и в ноябре 2016 ушел в отставку. Петербургские СМИ предполагали, что он может «появиться в Смольном». Мы решили оценить период, который Беляев провел на службе в Петербурге, и убедились, что квартирный вопрос испортил не только москвичей: Беляев и члены его семьи оказались владельцами множества квартир в новостройках Санкт-Петербурга. На какие средства они были приобретены, остается загадкой.

Леонид Анатольевич Беляев дослужился с должности обычного пожарного до генерал-лейтенанта внутренней службы. В 2004-2005 годах он был главным инспектором Санкт-Петербурга по пожарному надзору. В 2006 году Беляев возглавил Главное управление МЧС России в Санкт-Петербурге, в 2015 году стал замминистра, а спустя год ушел в отставку.
В 2014 году дочь Беляева Юлия решила стать муниципальным депутатом и при подаче документов в избирательную комиссию муниципального округа Невская застава указала место работы - менеджер-экономист ООО «Алерт».

Эта компания занимается установкой и обслуживанием противопожарного оборудования, а также является активным участником госзакупок и регулярно заключает контракты с бюджетным учреждениями Петербурга. Нам показалось странным совпадением, что дочь человека, который многие годы курировал пожарный надзор, работает в компании с таким профилем деятельности. Мы обнаружили, что с 2009 года учредителем ООО «Алерт» является Михаил Михальцев - муж Юлии Беляевой и зять Леонида Анатольевича.

Михаил Михальцев связан с несколькими компаниями, которые занимаются противопожарной безопасностью. Он является учредителем и директором ООО «Северо-Западное НПО «ВДПО». Эта фирма заключила два контракта с ФГБУ «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий» на установку противопожарного оборудования за 1,9 млн рублей.

С июля 2011 по декабрь 2016 года он был учредителем ООО «СпецПроектМонтаж», которое занимается обслуживанием противопожарного оборудования. В портфеле компании - 139 контрактов на 11 млн рублей.

До марта 2015 года он был учредителем ООО «Инфомир», которое и вовсе заключало и продолжает заключать контракты непосредственно с Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу. То есть возможно, что Леонид Анатольевич Беляев, занимая должность начальника управления, отдавал государственные контракты фирме собственного зятя.

Был учредителем ООО «Системы пожарного мониторинга». Только за последние три года организация заключила 1876 контрактов с бюджетными учреждениями города на 165 млн рублей.

Компании, связанные с зятем Леонида Беляева, поставляют и обслуживают противопожарное оборудование в бюджетных учреждениях Петербурга - школах, больницах, вузах. Зачастую компании Михальцева «конкурируют» на торгах друг с другом. Вследствие этого начальная (максимальная) цена контрактов редко снижается более чем на 2%, тогда как при честной конкуренции снижение расходов бюджета достигает в среднем 22%.

Мы подсчитали, что компании, аффилированные с Михаилом Михальцевым, за последние несколько лет получили более 2000 госконтрактов на общую сумму в 224 млн рублей.

Недвижимость

В собственности Леонида Беляева, судя по его декларации, находится дом площадью 231 кв. м, три земельных участка общей площадью в 70 соток и половина квартиры площадью 57,4 кв. м на улице Елизарова. Эту квартиру он получил от государства в 2009 году, но задекларировал лишь спустя пять лет.

C 2001 года в собственности жены Беляева Светланы Николаевны и его дочери Юлии находится квартира площадью 97,8 кв. м на улице Всеволода Вишневского, в престижном Петроградском районе Петербурга. Примечательно, что в декларации Беляева эта квартира появляется только в 2011 году как находящаяся в пользовании, а в последующие годы - как находящаяся в собственности. Квартиру родственники Беляева получили на основе договора долевого участия.

Кроме того, с 2014 года (спустя 13 лет после получения прав собственности) в декларации Леонида Анатольевича появляется 0,05 доли в 808-метровом нежилом помещении в том же доме, недвижимость принадлежит его супруге. Судя по всему, это место на паркинге.

Дом на Петроградке является визитной карточкой строительной компании «Профит» Дмитрия Моносова. Отношения этой компании с семьей Беляевых заслуживают особого внимания. До 2007 года у Светланы Николаевны Беляевой в собственности была 167-метровая квартира в доме по адресу Клочков переулок, 6-1, который построила эта же компания. А в 2010 году Юлия Леонидовна Беляева стала владелицей сразу 12 квартир в другом построенном «Профитом» доме на улице Шелгунова, 7-1. Суммарная площадь этих квартир - 644,2 кв. м. Дочери главы петербургского МЧС в 2010 году было 25 лет.

С 2011 года Светлана Беляева - собственник квартиры в 120,7 кв. м в элитном жилом комплексе ЮИТ «Ориенталь», располагающемся на Барочной улице. В том же доме в собственности Светланы Николаевны и зятя Беляева Михаила Михальцева находится паркинг. Возведенный в 2010 году жилой комплекс в непосредственной близости от Крестовского и Каменного островов включает в себя жилые секции от трех до двенадцати этажей, охраняемую придомовую территорию с авторским ландшафтным дизайном, собственную систему очистки воды и проч. Похожие апартаменты стоят на рынке около 40 млн рублей. Неясно, как Беляевы могли позволить себе эту квартиру: их задекларированный доход за три предшествующих года составляет 5,4 млн рублей.

По данным ЕГРЮЛ, Светлана Николаевна Беляева является одним из учредителей ТСЖ «Искра 22». Дом номер 22 на Искровском проспекте - еще одна новостройка в Невском районе Петербурга. Недвижимости у Беляевой там нет, зато весной 2016 года один из собственников дома, Алексей Николаевич Чайкин, продал сразу четыре квартиры в этом доме Михаилу Михальцеву.

Алексей Чайкин - друг Михальцева и бывший подчиненный Леонида Беляева. Ныне Чайкин - замначальника управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС по Санкт-Петербургу и начальник отдела вооружения и техники. В декларациях Чайкина нет четырех квартир, которые он продал весной 2016 года Михальцеву. Судя по декларации за 2014 год, недвижимости у Алексея Николаевича нет, он живет в комнате площадью 16,6 кв. м, которая даже не является его собственностью.

Выводы

Беляев и связанные с ним люди приобретали квартиры в новостройках Петербурга, возведенных крупными застройщиками. Из деклараций Беляева и Чайкина нельзя узнать, откуда они получили средства на покупку этих квартир. Но необходимо учитывать тот факт, что подчиненные Леонида Беляева участвовали в приемке строящихся домов и без их подписи ни один дом не мог быть сдан в эксплуатацию.

Когда чиновники центрального аппарата МЧС слышат по спецсвязи об очередной природной или техногенной катастрофе, из сейфов выставляются заветные бутылочки и поднимается тост: «За работу!»

Валентин Андреев

Бюджет МЧС как был, так и остался тайной

Ельцин не доверял военным. Армия, нарушившая присягу и не выступившая на стороне ГКЧП, может с такой же легкостью не послушать и очередного горячо любимого президента. И армию предали остракизму, не увидев в ней политическую опору режима. Деморализованным и униженным офицерам дали возможность разворовывать армейское имущество под присмотром спецслужб, и армейская элита быстро превратилась в повязанное круговой порукой сообщество воров.

Решено было развивать два монстра - МВД и МЧС. Бюджеты обоих силовых министерств превышают бюджет Министерства обороны в несколько раз. Проходящая сейчас пиаркампания «по рассекречиванию бюджета Минобороны» на самом деле отвлекает общественность от того факта, что бюджет МЧС - главной силовой структуры имеет самое большое количество засекреченных статей. И никто раскрывать их не собирается.

МЧС быстро наливалось мощью. Молодой и расторопный Сергей Шойгу получил имущество и помещения «комиссии Догужиева», занимавшейся восстановлением Армении после землетрясения 1989 года. Здание в центре Москвы были напичкано спецсвязью, что очень пригодилось. В августе 1991 года именно со складов МЧС по приказанию Шойгу были розданы тысячи автоматов москвичам. Потом, правда, оказалось, что защитники были в основном агентами спецслужб. Монстр с малоизвестным широкой общественности названием Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий гражданской обороной не занимается. Это в чистом виде «Министерство катастроф».

По оценкам экспертов, современное МЧС располагает огромными арсеналами всех видов современных вооружений для ведения малых и не малых войн на всей территории Российской Федерации. Собственной системой спецсвязи и кодирования по всей стране, не подвластной даже ФАПСИ.

За последнее десятилетие огромное число материально-технических структур и объектов из военного наследия Советской Армии были переподчинены «чрезвычайщикам» и ликвидаторам последствий.

Вы нигде не найдете численности частей МЧС, войск гражданской обороны и тех масс людей, которые должны будут прийти на помощь, если в очередной раз что-то прорвет, смоет или разразится. Общая численность офицерского корпуса МЧС и его военизированных формирований, по оценкам экспертов, сопоставима с сухопутными войсками России. И вместе с пожарными превышает 1 миллион человек.

80% личного состава МЧС и подчиняющихся ему частей - это люди в погонах, офицеры и прапорщики, а 20% - солдаты-срочники.

Вот краткий перечень сил и средств славного министерства.

Центр управления в кризисных ситуациях. Поисково-спасательные службы. Войска гражданской обороны. Центральный аэромобильный спасательный отряд. Центр по проведению спасательных операций особого риска. Всеросийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие, Всероссийский центр мониторинга прогнозирования, Академия гражданской защиты, Российский центр подготовки спасателей, Агентство «Эмерком», Российский националный корпус чрезвычайного реагирования и т. д.

С прибавлением выведенных из недр МВД пожарных частей, чрезвычайные спасатели овладели правом усмирять основные стихии: огонь, воду, эфир и денежные потоки. Последняя стихия, порожденная человеком, - наиважнейший элемент в деле усмирения менее управляемых сил природы. Сегодня любые катаклизмы и катастрофы связаны с исчезновением гигантских средств - бюджетных, внебюджетных и так называемой гуманитарной помощи.

С первых шагов становления организация спасателей стала быстро плодить торгово-кооперативные и коммерческие структуры. Их количество не поддается никакому учету.

Различные Центроспасы, службы спасения 911 - все это коммерческие структуры под крышей МЧС.

Авиация МЧС, несмотря на федеральный статус, по сути дела - большой кооператив и процветает только за счет коммерции, так же как и большинство структур МЧС, которыми густо нашпиговано тело России.

МЧС - это вещь в себе и работающая на себя.

По мнению экспертов, невозможно объективно оценить экономический эффект деятельности МЧС.

В советское время бывали и землетрясения и наводнения, в них участвовали «сборные» из разных ведомств: войска, милиция, территориальные формирования, дружинники и обученные добровольцы. Они показали свою высокую эффективность. Система, подобная прежней, советской, работает по всему миру. А там нет своего Шойгу. Чистым спасателям отведено более чем скромное место, а знаменитая американская служба 911 - не федеральный монстр, а местные организации, призванные спасать кошечек, попавших в канализационные люки, и вскрывать двери, захлопнутые рассеянными домохозяйками. Для этого не нужны склады с тяжелым вооружением и дальняя авиация.

В системе МЧС действует огромная служба прогнозирования и предупреждения. Почему она не предотвращает катастрофы? Вот только одна выдержка из прогнозов МЧС на 2002 год: «Можно ожидать снижение риска весенних наводнений, по сравнению с 2001 годом, в связи с предполагаемой более низкой водностью рек Европейской части страны при сохранении или даже повышении водности рек бассейна Оби и Енисея». (Стилистика и пунктуация сохранены - прим. ред.) Как мы знаем, весенних паводков действительно не было. Но всю зиму и все лето Кубань смывало и затапливало. Ущерб до сих пор не подсчитан. И подобные по качеству, не сбывающиеся прогнозы структуры МЧС плодят ежегодно, действуя, как в известном анекдоте, когда после обработки амбара пожилой крысолов выпускает из кармана парочку мышей и на недоуменный вопрос молодого напарника - «Зачем?» - отвечает: «На что ты будешь жить через год?»

«Бинго-шоу»

Гигант МЧС работает с массой дружественных банков, входящих в список первых десяти. Уполномоченные банки меняются в зависимости от замов Шойгу, руководящих этими направлениями.

На ключевые посты Шойгу ставит людей из глухой провинции, в основном нацменов. Ныне на финансах в МЧС Руслан Цаликов из Осетии. Дружеские банки дают на дружеских основаниях кредиты.

Руководители среднего звена, где надо рисковать жизнью, - русские.

На кредиты покупаются запчасти, горючее и все необходимое. Потом они отрабатываются предоставлением подрядов на строительство и транспортных услуг. Часто используются схемы отдачи средств с оборота предприятия, действующего под маркой МЧС. На голом бюджете ведомство МЧС не просуществовало бы и одного дня. Но есть и собственные финансовые насосы.

Гигант МЧС выступил соучредителем гиганта «Бинго-шоу». Со стороны «Мост-банка» шоу возглавил член политсовета «Яблоко» и по совместительству заместитель председателя Всемирного еврейского конгресса Александр Осовцов.

Саму лотерею «Бинго-шоу» в начале 90-х пробивал Банк Ингушетии («БИН-банк) с небезызвестным М. Гуцериевым, откуда и взялось название. Поговаривают также, что финансы МЧС активно работают в чечено-ингушской «Тринити-Групп», которая, по источникам из МВД, контролирует большую часть развлекательно-игорного бизнеса в России.

В этой же группе сегодня запрятаны и основные активы «Группы Мост», с недавних пор впавшей в немилость властей. Но об этих тесных связях в МЧС предпочитают помалкивать. Шоу под крышей спасателей ни разу не было проверено Счетной палатой, хотя некоторые называют это мощное коммерческое предприятие «большой стиральной машиной» по легализации сомнительных средств. «Не спасем, так в Бинго-шоу поиграем!» - острят злопыхатели.

Очередной скандал разразился совсем недавно, когда в телесериале «Бригада» воспроизвели на экране сюжет, как из горячих точек МЧС гоняет самолеты с наркотиками.

Выделяемых государством средств едва хватает на половину деятельности МЧС. Многие расходы спрятаны в закрытые разделы госбюджета. Реальный бюджет МЧС значительно больше средств, выделяемых на оборону страны, но чуть меньше, чем на МВД. Но основную часть средств, прокручиваемых в МЧС, составляют внебюджетные источники, связанные с коммерческой деятельностью.

Во всех чрезвычайных ситуациях первыми прибывают милиция, пожарные и «скорая помощь». А четвертыми прилетают спасатели. Готовность пожарной службы пять минут, готовность МЧС - четыре часа и больше.

МЧС реагирует на 2-2,5 тысячи чрезвычайных ситуаций в год, пожарные - на 2 миллиона ситуаций. Но бюджет у пожарных на 2003 год составляет 10 миллиардов рублей, а у МЧС - 12 с лишним миллиардов.

К счастью для общества, пожарные пока не держат лотерею и не контролируют игорный бизнес вместе с дружескими структурами.

Известно, где восстановление и ликвидация последствий, там - строительство, а МЧС - крупнейший производитель и одновременно подрядчик строительных работ России, с разветвленной сетью собственных структур. Финансирование территорий напрямую через МЧС - ныне обычная практика и специфика недостроенного капитализма в России. Именно в МЧС единолично составляют смету восстановления и определяют круг будущих подрядчиков. Обычно в местах катастроф мгновенно происходит обструкция местной власти населением, что приводит к временному ее параличу. Приезжает руководство МЧС с журналистами и говорит на всю страну: «Вы тут все разворовали, не обеспечили, не предупредили, мы будем вам восстанавливать...» И после этого МЧС превращается в единственную власть, которая на первом этапе может осуществлять управление в районе бедствия.

Такие классические ситуации были в Ленске, в Краснодарском крае и будут завтра. Результат известен: деньги, пропавшие в Якутии, ищут до сих пор, на юге России сотни тысяч людей встречают грядущую зиму без жилья. Ведь только от МЧС зависит, кто и как будет строить и кто будет возить на самолетах чугунные радиаторы из Москвы в замерзающие городки Дальнего Востока. Программа строительства, возглавляемая министерством в зонах чернобыльского заражения, уже десятилетие финансируется из госбюджета и, мягко говоря, провалена.

Но при этом материальное положение самого главы МЧС за последние несколько лет существенно улучшилось. Если раньше он объяснял свое проживание в шикарном замке на Рублевском шоссе подарком неизвестного благожелателя, то ныне, как поговаривают, отбросил скромность и дарит новенький «Мерседес» и квартиру стюардессе одного из своих многочисленных служебных самолетов, родившей ребенка от неизвестного отца.

Партия нового типа

Но никогда, даже при Борисе Ельцине, МЧС не занималось тем, чем стало заниматься с 1998 года, - решением политических задач. Именно благодаря созданной на базе МЧС партии «Единство» Путиным впоследствии были выиграны президентские выборы. И сегодня победители усиленно навязываются президенту Путину. Он старательно дистанцируется.

МЧС имеет эффективную систему лоббирования, представленную во всех органах власти. Имеет своего карманного вице-спикера Госдумы, карманную фракцию в Государственной Думе, имеет подвластные себе Комитеты Госдумы, где заседают полностью управляемые из МЧС руководители-депутаты. По своей сути данная партия при МЧС превратилась в министерство по всем вопросам в государстве, где все рушится. А по прогнозам, нас ждут времена нарастания техногенных катастроф, которые будут все более усугубляться и носить все более разрушающий характер. И при этом МЧС и его партия в России становятся политическим монополистом. Ведь такое министерство-партия в тандеме может управлять страной в условиях отсутствия гражданского общества и создавать ситуации.

Головная боль Путина

Президент, выезжая в народ и на места трагедий, в лучшем случае может подарить компьютер или раздать поручения местным чиновникам, которые превращаются обычно в дырки от бубликов. А те подарки, которые делает МЧС, возвышают Шойгу, особенно на стадиях выборов-перевыборов. Рейтинг Сергея Шойгу уже многие годы стоит на втором месте после президента России, при любых массовых опросах населения. Это к вопросу - кто в стране главный? Если Путин сознательно оставляет МЧС в виде такой неконтролируемой гигантской организации, то это министерство должно превратиться в министерство внутренних дел, как это было при царе-батюшке. Именно МВД в царской России решало все внутренние дела государства и не несло никаких полицейских функций. Для того чтобы президенту Путину в нынешней политической ситуации успешно шагать к выборам, ему придется нейтрализовать силы, порождаемые бюрократической системой под названием МЧС. И президент уже показал, как можно расправляться с зарвавшимися спасателями, когда 29 октября 2001 года, накануне съезда партии «Единство», Генпрокуратура произвела выемки и обыски в помещениях министерства, распутывая дела о крупных хищениях одного из бывших замминистра Владимира Кульечева. Но позже дело, как всегда, замяли.

Шойгу - на княжество

Реальная власть в России - только в княжении. Если президенту дарят на пятидесятилетие шапку Мономаха - это откровенный намек местных элит на то, что страна разваливается на княжества. Сергей Шойгу уже просился в губернаторы Красноярского края, но Кремль его не пустил. Следующий жирный кусок - это Московская область. По нашим источникам, министр МЧС стал активно мобилизовать финансовые ресурсы своего ведомства на грядущие выборы и схватки с финансово-экономической группой Громова-Кобзона. Жители Московского региона вряд ли выдержат еще одно лето, задыхаясь в дыму торфяников и лесных пожаров. И звездный час МЧС еще впереди.

April 3rd, 2017

Хорошо быть министром. А министром-реформатором - еще лучше. Реформируешь себе, как Бог на душу положит, но разумеется, с учетом своих интересов, а в Кремле рассказываешь о «переменах к лучшему», которые вот-вот начнутся. Ну, очень скоро - через год-два-три-двадцать-пятьдесят. И самое удивительное, что даже если министерский промысел касается главного - спасения людей, их жизней, то и тут хорошо тренированный министр сможет рассказать начальству очередную историю о тяжелых обстоятельствах, о недостатке финансирования, об отсутствии хороших специалистов. Так и происходит. И тогда, по моему мнению, министр превращается в непотопляемый балласт, то есть он, министр, как бы есть, изображает какую-то деятельность, имитирует желание сделать «как лучше», а по результатам работы его как бы нет. А общая ситуация становится все хуже и хуже, переходя в положение откровенной опасности.

Понятно, что речь идет главе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенанте запаса Пучкове Владимире Андреевиче.

И дабы никто не сомневался во всем сказанном выше, я просто приведу некоторые факты и цифры, о которых господин министр МЧС, как мне кажется, предпочитает не вспоминать, в том числе в и докладах руководству страны. Но я все же осмелюсь напомнить, так как действия главы МЧС РФ Пучкова, якобы направленные на реализацию «Плана строительства и развития сил МЧС России на 2016 - 2020 годы», судя по приведенным ниже фактам, поставили под угрозу эффективность функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности.

История первая. Кадры и деньги.

Нецелевое использование руководством Министерства финансовых средств и нарушение правил бюджетного кодекса, указанные в Отчете Счетной Палаты РФ от 31 мая 2016 года, в итоге привели к дефициту бюджета МЧС на 2015-2016 годы. И как результат дефицита - задолженность по выплате заработной платы на начало 2016 года составила порядка 4,5 млрд. рублей.

Что делает министр Пучков в этой ситуации? Обращается к председателю правительства, к Президенту, кается в собственном недосмотре, пишет заявление об отставке или явку с повинной в Генпрокуратуру? Нет. Владимир Пучков находит иной не менее увлекательный выход. Чтобы компенсировать задолженность по заработной плате, в МЧС РФ начинается самое масштабное сокращение - на сегодняшний день уволено более 30% сотрудников министерства, отвечающего за спасение граждан.

И еще. Увольняют, разумеется, не чиновников центрального аппарата, не помощников, советников и секретарш министра, а оперативный состав пожарных частей территориальных органов МЧС России. Вдумайтесь в эти слова. Доказательства? Пожалуйста:

И теперь некоторые цифры. Сокращаются более 60 процентов (шестидесяти процентов!!!) сотрудников Государственного пожарного надзора, 100 процентов всех пожарных старше 45 лет (без учета их квалификации, опыта работы и степени востребованности специалистов, то есть, сокращены наиболее опытные профессионалы), более 50 процентов авиаторов, спасатели различных служб, в том числе военизированных горноспасательных частей МЧС России, которые в дальнейшем планируется уничтожить полностью. Конечно, можно представлять начальству это массовое увольнение, как экономическую «оптимизацию», но по факту - огромные территории страны остались без прикрытия и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Так в 2014 году в министерстве имелось двенадцать с половиной тысяч вакантных должностей, а в 2017 году, благодаря увольнениям по «методу Пучкова», в МЧС образовалось 58 тысяч (пятьдесят восемь тысяч!!!) вакансий, то есть в пять раз больше. Причем, в большинстве своем уволены высокопрофессиональные спасатели. И теперь вопрос: а с какой целью происходит такое массовое освобождение должностей? На мой взгляд, ответ весьма прост: дело в том, что фонд заработной платы, финансируемый из федерального бюджета, отнюдь не сокращается, а растет, вне зависимости от массовых сокращений. То есть, деньги на зарплату сотрудникам МЧС выделяются в запланированном объеме, а количество работников уменьшается и, соответственно, благодаря наличию 58 тысяч «мертвых душ», образовываются огромные финансовые излишки. Получается, что счет идет на миллиарды рублей, которыми погашаются, как давние задолженности по заработной плате, так и другие статьи расходов с помощью хитрых бумажных корректировок.

История вторая. Ручная статистика или куда деваются пожары

Также не менее увлекательно выглядит статистика «побед» Министерства по чрезвычайным ситуациям, которых героически добился министр Пучков. С помощью удивительных цифровых игр в отчетностях, «количество пожаров и погибших год от года снижается». Но снижается это количество, как видно из документов, не из-за мудрого руководства структурами МЧС, а благодаря манипуляциям со статистикой.

В итоге, при отсутствии отлаженной системы ведомственного контроля (в том числе и в связи с ликвидацией региональных центров), формирование объективной статистики пожаров в каждом конкретном субъекте Российской Федерации остается исключительно «на совести» руководителя Главного управления МЧС, для которого показатели снижения пожаров являются одним из основных критериев оценки его деятельности вышестоящим руководством. Сегодня факты нарушений порядка статистического учета выявляются повсеместно, но получается, что эти факты скрываются высшим руководством МЧС России.

Вот лишь несколько страшных примеров последнего времени: в апреле 2016 года по результатам рассмотрения жалобы и проведенной проверки в одном из Главных управлений МЧС были установлены факты «непостановки на учет» в 2015 году 4 погибших, а за 4 месяца 2016 года - уже 18 погибших. Для понимания масштаба всероссийской катастрофы с пожарами имеет смысл рассмотреть показатели количества выездов пожарных подразделений на сообщения о пожарах и загораниях. Так по итогам 2015 года в официальном анализе МЧС России зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года данный показатель составил 275 939. Итак, произошло увеличение количества выездов за два года на 40 процентов (сорок процентов!!!). Но, имея увеличение пожаров на сорок процентов, удивительные цифры официальной отчетности ведомства господина Пучкова. Внимание! Оказывается, при этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом каким-то загадочным образом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152959 пожаров, в 2015 - 145686). Сомневаюсь, что граждане в полтора раза чаще стали вызывать пожарных ошибочно или на возгорание соседней мусорки.

История третья. Почем нынче цистерны

Помимо перечисленных выше увлекательных игр с отчетностями по пожарам и тысячами «мертвых душ», оплачиваемых из бюджета, гражданин министр-спасатель, судя по приведенным ниже фактам, активно включился в некие коммерческие предприятия, позволяющие обеспечить безбедные пенсионные годы. Я, разумеется, не могу утверждать, что имели место быть непосредственные откаты в пользу самого министра Пучкова, кого-то из его приближенных или родственников, но странные истории, которые происходят с закупками за счет бюджета дорогого противопожарного оборудования, вызывают смутные сомнения в кристальной честности заинтересованных лиц. Вот лишь одна из таких историй.

Итак, МЧС, в том числе и для «обеспечения Чемпионата мира по футболу в 2018 году» , понадобились очередные пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Понадобились в достаточно большом количестве и в 2016 году было принято решение о приобретении ста автоцистерн. Разумеется, из бюджета. Причем, в 2015 году стоимость одной такой цистерны составляла для МЧС 16 миллионов рублей, однако в 2016 году в недрах МЧС цена в «плане закупок на год» зачем-то исправляется на… 18 миллионов рублей, зачем-то увеличивая их стоимость на 200 миллионов рублей.

Однако, ГУ МЧС России по городу Москве, вопреки пожеланию министра, провело независимый обзор рыночных предложений и обнаружило среднюю цену за цистерны снова-таки лишь в 16 миллионов рублей. Кроме того, непослушное ГУ МЧС России по городу Москве сообщило начальству о том, что в соответствии с законодательством, при превышении суммы закупки в один миллиард рублей, необходимо проводить общественные слушания. Что и планировалось.

И вдруг Министр МЧС Пучков неожиданно в мае 2016 года отменяет закупку пожарных автоцистерн, а через месяц, в июне, теперь уже в ГУ МЧС РФ по Республике Крым объявляется закупка тех же пожарных цистерн, с теми же техническими данными и в том же общем количестве. Но количество оказывается разбито на несколько позиций, позволивших обойтись без «никому не нужных» общественных слушаний. И по цене… 20 миллионов рублей за каждый цистерну! То есть общая сумма заказа 1 600 000 000 рублей превратилась из в 2 000 000 000 рублей, образовав «вершок» в 400 миллионов рублей, исчезнувших из бюджета!

И представьте себе, аукцион для «ГУ МЧС РФ по Республике Крым» благополучно завершился и победу одержала некая компания АО «ПО Спецтехника пожаротушения», которая, как оказалось, за последний год получила, наверное, по странному совпадению, уже более 50 процентов всего бюджета министерства по «плану закупок».

Вот таблица сравнения цен на совершенно идентичные «пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Слева закупка МЧС, произведенная 10 декабря 2014 года по цене 15 951 241 рубль за единицу, а справа «крымская закупка» того же товара, произведенная МЧС в июне 2016 года, но уже по цене 24 000 000 рублей за единицу. Почувствуйте разницу:


И обратите внимание на то, что «допущена одна заявка: ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения». А как же так получилось? А получилось это потому, что два других «заявителя» оказались просто не допущены к аукциону.

И ещё не менее увлекательный и необъяснимый факт. Вот выписка об одном из официальных сообщений МЧС о состоявшихся (и несостоявшихся) аукционах по закупке тех самых ««пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Как уже указывалось, для того, чтобы обойти общественные слушания, общее закупаемых цистерн было разбито на несколько лотов. Вот официальна история одного из лотов в десять единиц:


Смотрите сами: 11 мая 2016 года аукцион по закупке МЧС десяти пожарных цистерн по цене 217 миллионов 475 тысяч рублей был благополучно отменен в Москве, а 29 июня 2016 года (через полтора месяца!!!) успешно проведен в Крыму, но уже по цене… 240 миллионов рублей. А куда же уплыла разница в 22 с половиной миллиона рублей? И это только за десять из сотни пожарных цистерн. Ах, да. Согласно техусловиям, все пожарные цистерны должны были быть доставлены отнюдь не в Крым, где проходил аукцион, а в… подмосковный Ногинск. Ну это так, просто дополнение.

Интересно, а почему глава МЧС Владимир Пучков, отлично зная о таких, с позволения сказать, «закупках», вежливо молчит? Может быть, он просто занят? Или размышляет о спасении российских граждан? Тем более, ему есть где размышлять. Скажем, в роскошном ВИП-супер-лайнере или в элитных автомобилях, купленных на бюджетные деньги.

История четвертая. О красивой жизни

Интересно как получается - как только человек превращается в министра, то сразу же значительно возрастают его потребности, причем в строгом соответствии занимаемой должности. Конечно, если он министр, то ему положено иметь самолет и лимузин. Это и ежу понятно. Но почему-то в большинстве случаев человеку-министру как-то невдомек, что уровень его личных благ (комфорт перелётов, перемещения и так далее за счет госбюджета) должны хотя бы минимально входить в соответствие с общей ситуацией во вверенном ему ведомстве. То есть, если в министерстве совсем беда, скажем, с выплатами зарплат, транспортной авиацией и с другими первоочередными задачами, то как-то не очень этично за счет бюджета покупать для себя, любимого, дорогостоящие вип-лайнеры и роскошные лимузины.

Итак, начну, пожалуй, с наиболее яркого примера, произошедшего в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из плана закупок для нужд МЧС на 2016 год почему-то практически полностью исчезли пункты, направленные на развитие приоритетных направлений деятельности Министерства. Так в прошлом году было исключено приобретение двух самолетов ИЛ-76 и вертолета Ми-26, значительно снижено обеспечение техникой спасательных воинских формирований, Арктических центров, специализированных пожарно-спасательных частей. Тогда же были исключены закупка техники и оборудования для оснащения аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас», куда-то делись субсидии на выполнение государственного задания авиационными спасательными центрами региональных центров, субсидии на оснащение учебно-методических центров ФПС МЧС России.

Ну и заодно, к слову, в июне 2016 года в ряде региональных центров МЧС были сокращены… отделы по противодействию коррупции.

А незадолго до вышеназванных «исключений» Министерством по чрезвычайным ситуациям» в нарушение основных функций и задач была осуществлена покупка воздушного судна на базе ближнемагистрального самолета RRJ-95LR-100 (Sukhoi Superjet) , укомплектованного 19-местным ВИП-салоном и прочими олигархическими радостями. А почему «в нарушение основных функций и задач МЧС»? А потому, что в данном воздушном судне не предусмотрен такой дополнительный функционал, как пожаротушение, медицинская эвакуация, доставка грузов парашютным способом. Да и расцветка приобретенной роскоши, утвержденная министром, совсем не соответствует «цветографической схеме окраски самолетов МЧС России.

Таким образом, из федерального бюджета, выделенного для обеспечения деятельности и выполнения задач МЧС России, были отвлечены денежные средства в размере (внимание!) 1,9 миллиарда рублей (32 миллиона долларов по курсу!) для приобретения воздушного судна, не соответствующего основным целям и задачам МЧС (роскошь министра в основные цели и задачи явно не входит). И особенно странно смотрится на фоне общей тяжелой ситуации в авиационном обеспечении деятельности МЧС России, связанной с устаревающим парком авиационных судов класса ИЛ-76 и БЕ-200, нехваткой средств на проведение плановых и капитальных ремонтов воздушных судов. Так самолет БЕ-200 ЧС № RF-32767 ремонтировался больше полутора лет.

Но и это далеко не все, что пожелал министр Пучков. Как удалось выяснить Счетной палате РФ (что подтверждено и дополнено моим расследованием), в нарушение требований Постановления правительства РФ от 20.10.2014 года № 1084, ограничивающего роскошь чиновничьих авто, 6 февраля 2015 года МЧС приобретено два автомобиля BMW 750 Li Drive в максимальной комплектации по цене… 13.6 миллиона рублей. И самое интересное - в закупке эти два роскошных седана были оформлена как «мобильный пункт управления».

Также 14 декабря 2015 года МЧС приобрело автомобиль AUDI A8 L в самой максимальной комплектации по цене 7 миллионов 600 тысяч рублей, и эта машина тоже почему-то называлась «мобильный пункт связи». А через три дня, 17 декабря 2015 года, для руководства российских спасателей был куплен еще один BMW 750 Li X-Drive за 4 миллиона 100 тысяч рублей, и называлось это авто-чудо конечно же тоже «мобильный пункт связи». Неплохо? Правда же? Вы можете себе представить, чтобы какие-то спасательные операции происходили при помощи этих многомиллионных роскошных спецсредств?

И, как удалось выяснить, приобретенные за 13 миллионов 800 тысяч рублей два роскошных автомобиля BMW 750 Li Drive закреплены за министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Пучковым (не понимаю, а почему два? На одном - министр на работу, а на другом - жена в магазин?), а остальные машины находятся в резерве МЧС России «для руководства».

Вот лишь небольшая часть историй о «главном спасателе России» и его подвигах на ниве спасения соотечественников. И хочется надеяться, что Генеральная прокуратура и иные контролирующие органы все же уточнят у министра Пучкова о том, куда уходят деньги, причитающиеся «мертвым душам», а также каким образом одинаковые пожарные цистерны сначала закупались на бюджетные деньги по 16 миллионов, а потом по 24 миллиона, и куда делась разница.