Косматой его бороде. Поэма - Мороз, Красный Нос! Николай Некрасов! Подготовка к выразительному чтению

Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт,
А сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:

«Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-океаны —
Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли,
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли...

Богат я: казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство своё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро».

Снежок порхает, кружится

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Саша

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой,
Любит она её смех молодой

Мужичок с ноготок

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —

«А что, у отца-то большая семья?» —
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я... —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»

— Власом. — «А кой тебе годик?» —
Шестой миновал...
- Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Н. Некрасов
Мороз – воевода.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
. . . . . . . . . . . . . . .
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
. . . . . . . . . . . . . . .
«Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря–окияны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

Урок литературного чтения в 3 классе.
Учебник «Живое слово» Романовская З. И. (Москва, 2003)
Учитель Жданова Н. М.
Тема: Н. Некрасов «Мороз – воевода».
Задачи:
1. формировать умение анализировать художественное произведение
2. учить работать над художественным словом
3. воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы посредством
художественного слова и образа
Цели урока:
1. расширять читательский кругозор
2. развивать способности внимательного отношения к языку художественных
произведений
3. развивать эстетическую восприимчивость детей
4. развивать речь, обогащать словарный запас
5. получать эмоциональное наслаждение от чтения художественных произведений
6. открыть тайну поэзии Некрасова
Оборудование: выставка книг о зиме, детские рисунки, картины и календари о зиме, учебник
«Живое слово», толковый словарь Даля.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем сравнить творчество писателей и художников, а также
попытаемся открыть тайну поэзии Некрасова. А для этого давайте вспомним, что необходимо
сделать на уроке, чтобы он прошел успешно? (нужно быть внимательными, уметь подбирать
синонимы, эпитеты, активно участвовать в беседах, выразительно читать…) Молодцы, а еще
нужно развивать свою память, воображение и речь. Вот сейчас мы над этим и поработаем.
Разминка. (текст записан на доске)
Дети, прочитайте стихотворение вслух выразительно.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Дети хором читают) Прочитайте стихотворение еще раз про себя и выслушайте задание. А
задание такое – я дам минуту времени, вам надо запомнить стихотворение, а потом
воспроизвести­ написать в тетради по чтению. (Дети выполняют задание) Кто из вас желает
прочитать выразительно то, что записал? (опрос 5­7 детей, не только желающих) Молодцы, все
постарались. Но у некоторых еще не очень получается, а это значит, что дома надо
тренироваться читать выразительно не только произведения по чтению, но и по остальным

предметам. Ведь от выразительности зависит и то, как вы понимаете прочитанное. Может,
готовясь дома, вы уделили выразительности больше времени. Давайте это проверим.
Проверка домашнего задания.
Какое же произведение вы готовили дома? (Произведение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…»
на выразительное чтение) Прочитайте выразительно наиболее яркий отрывок, который
произвел на вас неизгладимое впечатление. (5­6 учеников зачитывают отрывки:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, ­
Не мертвец и не живой…
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.)
Кто желает прочитать произведение целиком, выразительно, постараться передать настроение
автора или свое настроение? (Читают 2­3 учащихся)
С каким чувством поэт пишет о зиме? (он удивляется, любуется, радуется, восхищается
картинами природы. Поэт очарован красотой природы.)
Мы вместе с поэтами пытались через поэзию понять красоту природы. А теперь посмотрите,
как фотографы, художники запечатлели на своих полотнах зиму. (показ зимних пейзажей из
календарей и на картинах) Какая же зима у Тютчева и фотографов, художников? (Чародейка,
Кудесница, Волшебница, русская красавица зима, нежная, красивая, белоснежная)
Вы правы, мы видим зиму легкой, изящной, творящей чудеса. Зима предстала перед нами
легкой и приятной. Но всегда ли она бывает такой? (нет, она бывает и суровой, и морозной, и
вьюжной) вспомните загадку, с которой мы уже с вами встречались: «Какой это мастер на
стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз?» О ком эта загадка? (о морозе) Как в
загадке назван мороз? (его называют мастером, волшебником) А вот поэт Н. Некрасов решил
назвать его Мороз – воевода. Воевода – это предводитель войска в старое время на Руси.
(из толкового словаря)
Работа над произведением «Мороз – воевода» Н. Некрасова
Сейчас нам с вами предстоит знакомство с этим замечательным произведением. Все встали,
приготовились слушать. (после чтения дети садятся за парты) Чтение учителем. (отдельные
строки перечитываются для того, чтобы показать силу Мороза:
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
Пойду на моря–окияны –
Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет…)
В тексте нам встретились новые незнакомые слова, смысл которых надо уточнить. Для этого
вам необходимо соотнести слова ­ определения с нужными значениями:
Обходить дозором Проверка, ходить осматривать
Косматая борода
Палица
Моря – окияны
Под гнет
Обозы с товаром
Казна
Не скудеет
Непричесанная, свалявшаяся борода
Вид дубины, орудие русских богатырей
Старорусское название, произношение слова океан
Пресс (что­то тяжелое)
Сбор повозок (телег) для перевозки товара
Деньги, звонкие монеты, доход, имущество
Не беднеет, не иссякает
Каким изображен Мороз в этом стихотворении? Прочитайте эти строки – что слышится вам в
них?
(Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,­

Зоркий, внимательный, аккуратный в своей работе
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.­

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет ­

. . . . . . . . . . . . . .
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ. –

Величественный, важный, властный
иногда веселый, озорной, хвастунишка
гордый от выполненной работы
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…­

Прочитайте произведение еще раз про себя. (дети читают) Как же живется Морозу – воеводе в
зимнем царстве? (Чудесно. Он творит всякие волшебства и поет свою хвастливую песню.)
Давайте прочитаем эту песню еще раз. (читают) Как поэт относится к своему герою? (он
любуется им, восхищается).
Домашнее задание.
С. 236­237 выучить отрывок наизусть (до строки: «хвастливую песню поет» или саму песню),
прочитать надо будет так, чтобы выразить свое отношение к воеводе.
Оценивание.
Итог урока.
Что же объединяет стихотворения поэтов о зиме? (любовь к природе, умение видеть ее
красоту и передать ее с помощью волшебных слов­красок). Какую же тайну скрывает поэзия
Некрасова? (без волшебства на свете не прожить. Каждый герой особенный)

Из поэмы крестьянские дети

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
- Здорово, парнище!- «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?- «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
- Так вон оно что! А как звать тебя?- «Власом».
- А кой тебе годик?- «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» - крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

****************************************

Саша

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: "Не убейся, родная!"
Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки - и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка
Снег отряхает, смеётся, голубка!

Не до ворчанья и няне седой,
Любит она её смех молодой...


Мороз-Воевода

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

"Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли...

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро..."

**********************************************
Перед дождем

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И "пошел!"- привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

*****************************************

В Европе удобно, но родины ласки
Ни с чем несравнимы. Вернувшись домой,
В телегу спешу пересесть из коляски
И марш на охоту! Денек не дурной,

Под солнцем осенним родная картина
Отвыкшему глазу нова...
О матушка Русь! ты приветствуешь сына
Так нежно, что кругом идет голова!

Твои мужики на меня выгоняли
Зверей из лесов целый день,
А ночью возвратный мой путь освещали
Пожары твоих деревень.

*********************************************

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

….Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро

Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

Анализ стихотворения «Мороз-воевода» Некрасова

Николай Некрасов в своих творениях часто описывал жизнь людей и рассказывал об их бедном существовании. В стихотворениях о природе поэт старался подчеркнуть ее красоту, гармонию и умиротворенность. Чтобы читатели более ярко представляли себе персонажа, Н. Некрасов часто описывал пейзажи и наделял их образами. Стихотворение «Мороз-воевода» - это не отдельное произведение, а отрывок из , которая была написана в 1863 году. Автор посвятил эту поэму своей сестре Анне.

Сюжет и использованные средства выразительности в тексте

В произведении «Мороз-воевода» автор рассказывает о красоте зимней природы и наделяет лирического героя сказочными способностями. Чтобы изобразить «воеводу», автор представляет его в живом образе. С помощью приема - олицетворение, поэт показывает какие действия совершает герой (задумаю, упрячу). Большинство действий «воеводы» сильно преувеличены, а значит герой предстает перед читателями в виде волшебного существа.

Образ Мороза - могущественный и величественный, он властный хозяин, который расхаживает по своим владениям. Природа радостно реагирует на появление Мороза. Это можно проследить по используемым эпитетам (яркое солнце) и олицетворениям (играет в косматой бороде).

Кстати, словосочетания «косматая борода» и «играет солнце» показывают некую отцовскую связь между природой и хозяином зимы. Мороз очень тщательно следит за обстановкой в своих владениях и ничто не оставляет без внимания.

Сила могущественного героя также прослеживается в метафоре «упрячу под гнет». В данной ситуации «гнетом» является лед.

Стихотворение можно сравнить с былиной. В былинах всегда рассказывается о подвигах героев, которые смело охраняли русскую землю от врагов. В данном произведении Мороз выступает в качестве смелого, могущего героя, который не только обходит свои владения, но и охраняет их. Словосочетание «нет ли где» указывает на то, что «воевода» заботливый и надежный хозяин.

Чтобы правильно отобразить песню, которую поет Мороз, автор использует фразу «хвастливую песню поет». Это сделано для того, чтобы показать читателям, что Мороз гордится своими владениями и хвастается тем, что делает. Однако главный герой не только хвастун, он удалой, и делает все, чтобы защитить и украсить свое царство. Это качество демонстрирует эпитет «удалую песню». Кроме этого, хозяин еще и богатый и щедрый (богат я, казны не считаю).