Крейсер варяг 1899 где был спущен. Знаменитый крейсер “Варяг” был построен в США

Легенда российского флота - крейсер "Варяг" был построен по заказу российского правительства на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в штате Филадельфия США и спущен на воду 19 октября (1 ноября) 1899 года.

По тем временам "Варяг" был отлично оснащен:

  • Мощным пушечным и торпедным вооружением.
  • Телефонизирован.
  • Электрифицирован.
  • Оснащен радиостанцией.
  • На крейсере были установлены паровые котлы новейшей модификации.
  • Крейсер "Варяг" был самым быстроходным в то время.

В 1901 году крейсер "Варяг" в составе ВМФ Российской империи был отправлен на Дальний восток и усилил эскадру Тихого океана.

"Варяг" участвовал в русско-японской войне и 9 февраля 1904 года вместе с канонерской лодкой "Кореец" были блокированы японской эскадрой в корейском порту Чемульпо. На ультиматум японцев спустить флаги и сдаться, капитан крейсера "Варяг" Всеволод Федорович Руднев принял решение - не сдаваться.

Приняв неравный бой и получив повреждения, крейсер "Варяг", хоть и потерпел большие потери среди экипажа (31 человек убиты, 91 ранены и контужены, 100 человек легко ранены ), но все же нанесли значительный урон врагу.

Из-за невозможности более вести бой, "Варяг" и "Кореец" вернулись в нейтральный корейский порт Чемпульпо. Там "Варяг" был затоплен, а "Кореец" взорван.

Российские моряки были перенаправлены на нейтральных кораблях в Россию. За этот бой капитан крейсера "Варяг" Руднев и другие офицеры получили ордена св.Георгия 4 степени, а нижние чины - Георгиевские кресты 4 степени. Команда крейсера "Варяг" была награждена именными часами.

После русско-японской войны в Сеуле был открыт музей памяти героев крейсера "Варяг", а капитан крейсера В.Ф.Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.

В память о героическом сражении легендарного крейсера, была написана песня "Врагу не сдается наш гордый "Варяг".

Но судьба крейсера "Варяг" на этом не закончилась. В 1905 году он был поднят со дна японцами и отремонтирован. В 1907 году введен в состав Императорского флота Японии в качестве крейсера 2 класса под названием "Соя".

В 1916 году, когда Россия и Япония стали союзниками, крейсер "Соя" был выкуплен Россией и вернулся во Владивосток под прежним названием "Варяг".

А после революции 1917 года в России, новое правительство отказалось платить по долгам царской России и крейсер "Варяг" был конфискованы британцами за долги. После в 1920 году был перепродан германцам на слом. А в 1925 году при буксировке крейсера "Варяг" на разборку, корабль попал в шторм и затонул возле берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут.

В 2003 году в России начались съемки фильма в память о легендарном крейсере "Варяг" и была организована экспедиция в Ирландском море, с целью найти и поднять останки корабля. Специально для этой цели из Франции прилетел внук капитана легендарного крейсера - Никита Руднев. Экспедиции удалось поднять со дна несколько фрагментов затонувшего крейсера.

Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи и спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года. По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных – он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и был отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана.

Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой. Всего за время этого сражения экипаж крейсера «Варяг» выпустил более тысячи снарядов, потопил японский миноносец и вывел из строя два крейсера противника.

Но и сам «Варяг» к концу боя практически полностью исчерпал свои боевые возможности к сопротивлению из-за больших потерь в личном составе и многочисленных серьезных повреждений. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери крейсера составили 130 человек – 33 убитых и 97 раненых.

Неравный бой длился 50 минут. Не сумев прорваться, корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отказались. По решению офицерского совета во избежание захвата японцами «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван. Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.

Экипажи русских кораблей были вывезены иностранными стационерами в Шанхай (Китай), а оттуда на нейтральных транспортах отправлены в Россию.

На следующий день после легендарного боя вся мировая общественность заговорила о беззаветной храбрости русских моряков. Были выпущены десятки красочных альбомов, картин, книг, памятных медалей и открыток с портретами командиров и изображениями «Варяга» и «Корейца». Появилась знаменитая песня «Памяти “Варяга”». Стихи были написаны австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем, переведены Евгенией Студенской, а положил их на музыку воспитанник Астраханского гренадерского полка Алексей Турищев. Песня стала поистине народной.

Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой – Георгиевским крестом. Командир Всеволод Руднев получил повышение по службе и стал командиром еще только строившегося в Петербурге эскадронного броненосца «Андрей Первозванный».

Действия «Варяга» во время сражения восхитили даже противника – после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» с океанского дна и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. 22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Однако кораблю был необходим серьезный ремонт, и в феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. После революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом. Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут.

Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма «Крейсер “Варяг”», и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов. 3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции.

30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. А 11 сентября 2007 года там был открыт памятник «Варягу».

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Православный календарь

Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

#История #НАП
Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи и был спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года. По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных - он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. 22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом. Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма «Крейсер "Варяг"», и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов. 3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции. 30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. 11 сентября 2007 года открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут – именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.

Крейсер «Варяг» - легенда русского флота. Был построен в Филадельфии (США) и спущен на воду в 1899году. Во время русско-японской войны 9февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который героически проиграли.

1904 г. командир крейсера «Варяг», капитан первого ранга Руднев получает через русского консула официальный ультиматум японского адмирала Уриу с требованием покинуть порт Чемульпо до полудня. Протесты союзников успеха не имели. Русские военные корабли оказались в ловушке. Рассчитывать же на помощь не приходилось: других боевых кораблей поблизости не было, что, несомненно, являлось стратегической ошибкой командования Тихоокеанского флота. Незадолго до 11 часов к команде крейсера обратился командир Руднев: «Никаких разговоров о сдаче не может быть − мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови».


По флотской традиции моряки переоделись «в чистое», сознавая, что при сложившихся обстоятельствах им в живых не остаться. Корабельный священник отец Михаил отслужил молебен «За дарование победы». Вскоре «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. На бесстрашном крейсере взметнулся флажный сигнал по международному своду: «Не поминайте лихом!» Команды иностранных военных кораблей, построенные на палубах, отдавали честь российским морякам, их бесстрашию и беспримерному мужеству. Русские корабли шли в свой последний бой под грохот барабанов и национальные гимны союзников. В знак особого уважения духовые оркестры военных кораблей союзников исполнили и Государственный гимн Российской империи. Японская эскадра поджидала русские корабли в 10 милях от Чемульпо. Даже бой в открытом море, где «Варяг» мог бы использовать свою скорость и маневренность, не сулили русским морякам ничего хорошего. Здесь же, в узком фарватере их поджидали шесть крейсеров и семь или восемь миноносцев, многие из которых были современной постройки, к тому же обладавшие гораздо более совершенным и мощным вооружением. Два крейсера были броненосными, класс защиты и вооружения которых был существенно выше, чем у бронепалубного «Варяга». Проще говоря, неустрашимый «Варяг» бросал вызов мощной японской эскадре, которая при любом раскладе его расстреляет. Расстреляет хладнокровно и беспощадно. Шансы с боем прорваться в открытое море были ничтожно малы.

Неравный бой длился около часа. За это время Варяг выпустил по противнику 1105 снарядов, Кореец 52. Орудия канонерской лодки были не столь дальнобойные, и потому Кореец вступил в бой значительно позднее, на более близких дистанциях. Согласно рапорту командира, огнём Варяга был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера Асама, Тиёда,Такатихо и Нанива, предположительно, противник потерял около 30 человек убитыми и около 200 ранеными. Бой был невиданно ожесточенным Варяг получил 5 подводных пробоин, множество надводных и лишился почти всех орудий. Потери среди экипажа были велики: 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов тяжело ранены или контужены, ещё около ста человек получили лёгкие ранения. На Корейце потерь не было. За один час боя крейсер утратил большую часть своей боеспособности. Из двенадцати шестидюймовых орудий оставалось в исправности только два, из двенадцати 75-миллиметровых орудий семь были повреждены, из 47-миллиметровых орудий целых не осталось ни одного.

Союзники России приняли деятельное участие в спасение русских моряков: для их снятия с обреченных кораблей были высланы шлюпки и катера, для оказания помощи раненым направлены военные медики. Русских моряков и раненых, и тех, кто не пострадал, приняли к себе на борт французский, английский и итальянский корабли.

И только представитель американского военного флота не принял на борт ни одного раненого и даже не отправил своих медиков для оказания помощи нуждающимся в ней, ссылаясь на отсутствие разрешения из Вашингтона.


В 18 часов 10 минут непобежденный Варяг перевернулся на борт, и жерла его орудий в последний раз взметнулись к небу. Вскоре крейсер скрылся под водой... Он лег на морское дно своим израненным левым боком, словно и там собирался воевать с японской армадой последними уцелевшими орудиями правого борта. Канонерская лодка Кореец была взорвана и разделила героическую судьбу Варяга за тысячи миль от родных берегов.

К этому также следует добавить, что после Русско-японской войны правительство Японии создало в Сеуле мемориальный музей героев Варяга, а командира легендарного крейсера наградило орденом Восходящего Солнца .
И создание музея, увековечивающего память бывших военных противников, и тем более награждение командира вражеского корабля высокой государственной наградой за то, что он потопил их миноносец и покорежил несколько крейсеров, - случай исключительно редкий и идущий вразрез общепринятым традициям абсолютного большинства стран. Но не всех: у японцев совсем иной менталитет и потому их правительство смогло подняться над условностями и, наградив военным орденом своего бывшего противника, тем самым дало высочайшую оценку его личного подвига. Следует пояснить, что на протяжении многих веков самураи вели между собой ожесточенные войны, в ходе которых и был сформулирован их кодекс чести Бусидо. Согласно этому кодексу, высшей доблестью для воина является беззаветная смелость, искусное владение оружием, безукоризненное следование своему долгу и презрение к смерти. Видимо, именно эти качества и усмотрели они в характере Руднева. А то, что он являлся их врагом, для них мало что меняло. Главное, что по своему духу он оказался таким же самураем, как и они сами, а таких противников японцы уважали и восхищались их мужеством.
В 1905 году японцы подняли Варяг и ввели в состав своего флота под именем Сойя. Во время первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила Варяг у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. 22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский вымпел. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом. Завершился путь Варяга в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма Крейсер "Варяг и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков Варяга в Ирландском море с участием российских аквалангистов. 3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус Варяга. Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира Варяга Всеволода Федоровича Руднева Никита Руднев, специально прилетевший из Франции. 30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище Варяг состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. 11 сентября 2007 года открыт памятник Варягу. Монумент установлен в поселке Ленделфут, именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.

Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи и был спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года. По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных - он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен. В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом. Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма «Крейсер "Варяг"», и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов. 3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции. 30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. 11 сентября 2007 года открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут – именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.