Кровавые обряды майя. Тайны жрецов майя Магия мая — приметы

Тайны жрецов Майя


Около 2500 г. до н. э., в районе современного Уэуэтенанго (Гватемала), существовала группа племён, члены которой говорили на одном языке, названном исследователями протомайя. С течением времени этот язык разделился на разные языки майя, носители этих языков эмигрировали, осели в разных районах, и сформировали удивительную цивилизацию. Цивилизацию Майя

В наивысший период расцвета, 250-900 годы нашей эры цивилизация майя процветала на территории, протянувшейся от юга нынешних Соединенных Штатов до Панамского перешейка, и охватывала современную территорию юго-западной Мексики, Гватемалы, Белиза и часть Сальвадора и Гондураса. Однако когда испанцы прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и культура находилась в полном упадке. Первая встреча произошла в 1511 г., когда затонуло судно экспедиции Вальдивии, совершавшей рейс из Панамы в Санто Доминго. Двое спасшихся, - Гонсало Герреро и Херонимо де Агилар, - были взяты в плен. Герреро принял обычаи майя, женился, имел потомство и даже участвовал на стороне майя в борьбе против испанцев. Агилар же пробыл рабом, а в 1519 г. присоединился к Кортесу и был одним из его переводчиков в период захвата Мексики.

Юкатан открыл в 1517 г. Франциско Эрнандес де Кордоба, а между 1523 и 1525 г. Педро де Альварадо захватил гватемальскую территорию. В 1526 г. Франциско де Монтехо (отец) начал захват полуострова, который завершил Франциско де Монтехо (сын), основав города Мерида (1542г.) и Ваядолид (1543 г.). Последний редут майя, - город Таясал, не был захвачен испанцами до 1697 года.

Майя оставили после себя следы невероятно высокоразвитой культуры, но испанцы сделали все, чтобы их уничтожить. Однажды ночью, в июле 1562 года, в Мани епископ Диего де Ланда приказал собрать и сжечь все рукописи и произведения искусства майя - это был акт вандализма, сравнимый с сожжением Большой библиотеки в Александрии.

"Мы нашли большое количество книг, и так как в них не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольского соблазна, мы сожгли их все, о чем индейцы страшно сожалели".

Спустя более чем 250 лет, когда стали публиковаться записки великих путешественников - таких, как лорд Кингсборо и Джон Ллойд Стефенс, - интерес к майя возродился. Только в это время невероятный уровень их культуры получил признание. Стефенс увидел в заросших джунглями руинах "...следы народа с изысканной и своеобразной культурой, народа, который прошел все этапы, сопровождающие подъем и падение наций, достиг своего золотого века, и исчез, оставшись совершенно неизвестным".

Привлеченные описаниями Стефенса, археологи начали постепенно, один за другим, открывать в заросля^тропических джунглей удивительные города майя с грандиозными дворцами и причудливыми пирамидальными храмами, возвышающимися над джунглями. Они трудились над расшифровкой необычайно сложных иероглифов майя, знание которых со временем было утрачено. И их все больше поражало то, что они открывали. Когда Европа переживала темные времена средневековья, писал Джордж Стюарт, "майя создали одну из самых замечательных цивилизаций древности".

Существует ряд различных теорий в отношении того, какое место можно назвать колыбелью культуры майя. Для некоторых исследователей это север Табаско и юг Веракруса, место, где группы майя контактировали с ольмеками. Вторая теория склоняется к тому, что эта культура зародилась в горах Гватемалы, где сформировалось земледельческое общество, которое выращивало кукурузу и также испытало на себе влияние культуры ольмеков.

Культура ольмеков считается пракультурой, т. к. в ней берут начало те элементы, которые легли в основу развития других важнейших культур Мезоамерики. К наиболее значимым элементам культуры, заимствованным майя у ольмеков, относятся: архитектурные детали, система исчисления и простейшие календари на базе двадцатеричной последовательности, которая позже преобразовалась в точный календарь майя. Интересна версия Захарии Ситчина, утверждающего, что ольмеки это и есть первые люди, выведенные богами для работы в шахтах. Во всяком случае черты лица у голов, оставленных ими явно негроидные.

Ныне известно, что сообщество майя состояло из целого ряда городов-государств, группировавшихся вокруг величественных ритуальных центров, таких как Копан в Гондурасе, Тикель в Гватемале и Паленке в Чиапае (Мексика). В этих городах правили цари-жрецы и существовали семейные династии; они были связаны между собой торговыми и матримониальными узами. У майя были прекрасные храмы и великолепное искусство. Помимо письмен (выполненных в виде раскрашенных иероглифов), археологи обнаружили нефритовые украшения, образцы скульптуры и гончарные изделия, превосходно исполненные из меди и золота оригинальные произведения искусства.

Но все же самым поразительным у майя были астрономические знания. Многие ученые всячески пытались замолчать свидетельства существования в древности астрономических знаний в таких местах, как Мачу-Пикчу и Тиауанако, но что касается астрономии у майя, то свидетельства их широких познаний настолько очевидны и многочисленны, изложены в таких подробностях, что невозможно их не признавать. Прежде всего, мы обязаны этим трем оригинальным книгам майя, которые дожили до наших дней. Они называются кодексами (книги с иллюстрациями), и каждой присвоено имя города, в музее которого они находятся: Мадридский кодекс, Дрезденский кодекс и Парижский кодекс. Первые два посвящены астрономии и прорицанию, а третий - ритуалам, богам и астрологии.

Специалисты признают, что наряду с наивными верованиями, майя обладали удивительными познаниями о Луне и Венере, познаниями, которые, как они полагают, были накоплены за долгие годы наблюдений. Были обнаружены астрономические обсерватории майя, например, "Раковина" в Чичен-Ице, где в башне были проделаны отверстия в виде окон, через которые наблюдали Солнце в день равноденствия. Приведем два примера, свидетельствующие о поразительной точности полученных астрономами майя результатов. Во-первых, свидетельства из Копана (астрономического центра) показывают, что майя вычислили продолжительность 149 лунных циклов в 4400 дней. Современные астрономы называют цифру в 4400,0575 дня. Во-вторых, в Дрезденском кодексе период обращения Венеры вокруг Солнца оценивался в 584 дня, а современные подсчеты дали цифру в 583,92 дня. В самой сердцевине религии и науки майя лежал невероятно сложный календарь, в котором для датировки истории использовались три различные временные шкалы. Поскольку эта хронологическая система часто изображалась на каменных стелах (вертикальных колоннах), ее удалось довольно быстро расшифровать. Первая система, известная под названием Долгий счет, представляла ту или иную дату как число дней, отсчитанных от нулевой точки, соответствующей 3113 году от РХ. Значение этой даты, приходящейся на время задолго до начала цивилизации майя, так и не было выяснено.

Во второй системе (Хааб) используется более привычный для нас солнечный календарь из 365 дней, состоящий из 18 месяцев по 20 дней и 5 добавочных дней

Назначение третьего - 260-дневного Священного календаря Тцолкин остается загадкой. Тцолкин использовавшийся для определения праздников богов и предсказания судеб представлял собой комбинацию из 20 знаков и 13 чисел.. Для фиксации в конкретном году, каждый день представлял собой новую комбинацию, и чтобы повторилась первая, должны были пройти 18.980 дней, - т. е. день повторялся каждые 52 солнечных или 73 ритуальных года, - этот цикл называется Календарным Колесом.

Несмотря на то, что майя при летосчислении пользовались приблизительным 365-дневным солнечным годом, ясно, что им был прекрасно известен принцип корректировки солнечного календаря, подобный тому, при помощи которого мы сейчас корректируем високосные годы. Было установлено, что у них был точный расчет солнечного года, исчислявшийся в 365,2420 дня. Современная астрономия в настоящее время считает, что длительность года - 365,2422 дня. Ясно, что календарь майя был в пределе более точным, чем григорианский календарь, которым мы пользуемся ныне и который основан на годе в 365,2425 дня.

Для записи Долгого счета майя пользовались разработанной двадцатичной системой счисления, в которой содержалось понятие нуля, а также применялся позиционный принцип, согласно которому единица могла означать 1 или 20 или 400 и т.д., в зависимости от своего положения (также как в нашей современной десятичной системе счисления). Подобно тому, как у нас в настоящее время имеется специальный способ для обозначения "миллиона" и "миллиарда", майя пользовались специальными знаками для обозначения чисел вплоть до знака "алау-тун", обозначавшего число 23 040 000 000. Единственное, чем можно объяснить применение такой сложной математической системы, это то, что у майя была мания измерения времени, но наши ученые не в состоянии понять, зачем нужны были такие огромные числа. Знак "алау-тун", в Долгом счете, соответствует периоду более 63 миллионов лет!

Основных знаков было три: точка имела ценность единицы, линия равнялась пяти, ракушка символизировала ноль. Комбинируя эти знаки, составляли числа, хотя кроме этого было еще 20 идеограмм, которые довольно часто занимали место точек и линий.

Магия древних индейцев майя – одна из наиболее интересных и таинственных магических традиций. Все магические ритуалы майя выполнялись в строгом соответствии с сакральным календарем.

Вообще календарь играл важнейшую роль в жизни индейцев майя, вся их жизнь была подчинена календарю. Для магии майя существовал особый сакральный календарь цолькин, основанный на периоде 260 дней, который и использовали жрецы. Основная его цель – давать индейцам майя руководящие указания. С его помощью жрецы гадали и делали предсказания о будущем. В случае предсказанных неудач приносились жертвы богам.

Магия майя включала множество ритуалов, в которых была задействована кровь, убийства, как животных, так и людей. Древние майя верили, что богам нужны жертвы и даже совершали военные походы, чтобы заполучить пленников, которые должны быть принесены в жертву богам.

Среди ритуалов особенно важными были фестивали божеств, которые широко праздновались представителями разных профессиональных групп майя. Проводились фестивали для охотников, рыболовов, пчеловодов, воинов и др., целью каждого из них было магическое привлечение удачи в тех или иных делах.

Особые магические церемонии существовали для различных жизненных циклов, которые проходил человек. В возрасте примерно трех месяцев проводился ритуал, на котором младенцу предлагались ритуальные предметы в зависимости от пола – оружие или инструменты для мальчика и ткань или нити для девочки. Отмечался магическими ритуалами и период, когда молодые индейцы майя становились взрослыми, т.е. достигали возраста вступления в брак.

Магические ритуалы для исцеления больных обычно сосредотачивались на поиске потерянной или заблудшей души, поскольку древние майя верили, что болезни происходят тогда, когда душой человека завладевает недоброе божество или дух. С помощью магии потерянную душу освобождали и возвращали ее владельцу.

Особенно важными в магии майя были обряды вызывания дождя, поскольку их жизнь полностью зависела от погоды, в случае отсутствия дождей случался неурожай кукурузы – их главного источника пропитания. Жрец, искусный в вызывании дождя, был глубоко уважаем соплеменниками. С другой стороны, в настоящее время доказано археологами, что жрецов, которые были неудачливы в привлечении желаемой погоды, разгневанные сограждане убивали. Жрец для вызывания дождя мог использовать и белую магию, т.е. заговаривать богов, а мог и с помощью черной магии отклонять дождевые облака из соседних районов, привлекая их в свою местность.

Говоря о магии майя, нельзя не упомянуть важную роль астрологии. Наблюдения неба и небесных тел сообщали древним индейцам майя важные сведения, которые они использовали в магических целях. Особенное значение придавалось солнечным и лунным затмениям и движению Венеры . Кроме этого, они обожествляли числа, и нумерология также играла важную роль.

Магия майя и жрецы

Ритуалы и обычаи магии майя практиковались жрецами и шаманами. Жрецы древних майя имели физические особенности. Через несколько дней после рождения будущего жреца ему к голове привязывали две дощечки, которые должны были придать голове младенца заостренную вверх яйцевидную форму. Другой весьма необычной физической характеристикой майянского жреца было косоглазие. Древние майя придавали важное значение этому факту и верили, что через косоглазие жрец видит скрытые сущности вещей и явлений, мир богов и высших созданий. Чтобы добиться косоглазия, будущему жрецу в детстве прикрепляли на волосы шарик из каучука, чтобы он постоянно находился перед глазами ребенка и формировал косоглазие. Еще одним отличием жрецов от обычных людей был обычай инкрустировать зубы драгоценными камнями.

Жрецы майя развивали способности к магии, которые обычно находятся в спящем состоянии у большинства людей. Одной из таких способностей была телепатия, которая помогала воспринимать тонкие энергии, постоянно окружающие нас. Благодаря этому они получали возможность более широкого видения и понимания реальности и любых ситуаций. Жрецы использовали различные практики магии, чтобы достичь гармонии тела и разума. Все это позволяло им получать сообщения, посылаемые богами и духами, интерпретировать их и передавать людям.

Несмотря на то, что цивилизация майя исчезла задолго до прихода первых переселенцев, сведения о некоторых обычаях этого народа все-таки дожили до наших дней. Произошло это благодаря племенам Юкатана, родственным майя и сумевшим сохранить некоторые наиболее значимые обычаи своих предков.
Благодаря сведениям, записанным исследователями-любителями еще в середине 16в., ученые сегодня имеют представление о довольно любопытных обычаях древних майя.

Обряд жертвоприношения
Основным обрядом майяского религиозного культа, особенно в последний период, были жертвоприношения, и прежде всего человеческие. О них многократно повествуют не только первые хронисты, но и настенная роспись в майяских зданиях, и женские скелеты, найденные в сеноте Чичен-Ицы.

Майяский ритуал жертвоприношений был во многом аналогичен ацтекскому. Человека, предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской (особый вид лазури), а на голову ему надевали специальный высокий жертвенный «колпак». Потом, очевидно, под аккомпанемент религиозных песнопений его вели на вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника (по имени своих божественных покровителей они назывались чаками), тоже обмазанные священной жертвенной лазурью, хватали жертву каждый за одну конечность и клали навзничь на алтарь. Затем приближался наком - церемониймейстер - и каменным ножом вскрывал жертве грудь. Стремительно вырвав из разверстой груди живое сердце, он передавал его главному чилану, а тот брызжущей из все еще пульсирующего сердца кровью окроплял изображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Тело жертвы чаки сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу все еще дергающимся в конвульсиях телом завладевали другие жрецы. Они сдирали (в буквальном смысле слова) с еще теплого трупа кожу, в нее тотчас же облачался главный чилан и на виду у тысяч зрителей исполнял неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы либо сжигалось, либо - в том случае, когда умерший был мужественным воином, - разрезалось на множество мелких кусочков и тут же поедалось знатью и жрецами (видимо, для того, чтобы участники трапезы обрели достоинства покойного). Кровь у майя почиталась «любимейшей пищей богов».

Ритуал "души-крови"
По этому ритуалу выбранную жертву - невинного юношу (для жрецов была важна чистота "души-крови", к тому же необходимо было исключить постороннее влияние) - привязывали к столбу на площади и расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану - приносимый в жертву должен был умирать долго от общей потери крови, с которой душа "улетала" к богу.

Танец огненного очищения
Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец.

Обряд «нанизывания»
Кровопускание не обязательно предполагало смерть жертвы. Самым экзотическим вариантом несмертельного кровопускания у индейцев майя был ритуал «нанизывания». Обряд заключался в том, что все мужчины одного рода, собравшись в храме, протыкали острым шипом «мужские члены поперек и сбоку», затем сквозь отверстия протаскивали длинный шнур и таким образом оказывались «нанизанными» на пропитанную общей кровью единую веревку - символ пуповины всеобщей матери, а также Млечного Пути. Первые изображения таких веревок появляются на ольмекских алтарях в I тыс. до н.э., обозначая связь правителей со своими божественными предками. Индейцы майя, пришедшие на историческую арену в первые века нашей эры, не только сохранили древние представления о веревке-пуповине, но и оставили немало изображений и текстов с обрядами кровопускания. Любопытно, что в классическом периоде майя (VI-IX века) обряд практиковался преимущественно женщинами: правительницы майя пропускали довольно ворсистый шнур через язык, предварительно проткнув его толстым шипом.
Мужской обряд «нанизывания» был настолько важен для сохранения единства рода, что долго практиковался даже при испанцах, поскольку воплощал постоянную родственную связь внутри рода между живыми мужчинами и далекими предками. Как писал хронист, «тот, кто сделал это большее количество раз, считался наиболее мужественным. Их сыновья с детства начинали заниматься этим, но ужаснее всего то, что они испытывали к этому склонность».
Отчасти массовое пристрастие к странному развлечению объясняется возможностью войти в измененное состояние сознания. При потере крови в ходе ритуала мозг вырабатывает вещества, стимулирующие появление галлюцинаторных видений. Древние мексиканские шаманы - «видящие» - достигали этого эффекта намеренно.

Обряд «уплощения головы»
Можно предположить, что древние майя считали идеалом красоты такой лоб, который образует с линией носа почти прямой (!) угол. Однако природа редко шла навстречу их вкусам, и тогда люди сами придумали, как подогнать себя к эталону красоты.
Для достижения необходимой деформации черепа они изобрели специальный «пресс». Он состоял из двух положенных друг на друга прямых досок, скрепленных веревками с одного конца; с другого доски разводились, и в вершину образовавшегося угла втискивалась голова новорожденного младенца. Постепенно разведенные концы стягивались (тоже веревками), доводя приплюснутость черепа до нужной формы, которая диктовалась канонами красоты.
Это был очень болезненный процесс, который мог даже закончиться гибелью ребенка. Судя по тому, чего майя достигли в науках, искусстве, архитектуре и других сферах своей деятельности, такая деформация черепа в младенческом возрасте не сказывалась в дальнейшем на умственных способностях, если, конечно, новорожденные выживали после этой пытки.
А может быть, этот обряд совершался не «просто ради моды» - родители не стали бы подвергать ребенка такому риску без необходимости - а по религиозным мотивам? Может, подобно тому, как иудеи практикуют обрезание, а христиане крещение, у древних майя, по крайней мере у знати, был обряд «уплощения головы»?
В основе древней религии майя лежало почитание гремучих змей. Можно предположить, что для майя «Царственная змея» и все с нею связанное были такими же символами, как для христиан - крест. Верность этому символу майя демонстрировали при каждой возможности - в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Возможно, что обряд уплощения головы совершался для того, чтобы придать голове ребенка сходство со змеиной головой.
Пока неизвестно, каким образом индейцы майя достигли столь высокого уровня своих знаний и искусств. Но, может, эти знания были благодаря деформации головы, стимулирующей работу мозга?

Ритуал варки какао
Приготовление какао - это не обычная кулинарная процедура, а целый ритуал. По крайней мере племена Майя видели в этом бодрящем напитке божественное содержание и готовили его по-особому. Его готовили только избранные люди из прожаренных зерен какао, смешанных с водой, маисовой мукой и различными пряностями, и разливали в богато украшенные золотые чаши.

Ритуал царских похорон
Прижизненный и заупокойный культ правителей, их обожествление - характерная черта политической жизни майя в постклассическое время. Под основанием почти всех каменных монументов (алтари, стелы), а также под полами храмов и дворцов майя устраивали ритуальные тайники - важнейший обряд, призванный обновить магическую силу обожествленного царя на следующие 20 лет правления. Царю как бы обеспечивалась поддержка основных богов майяского пантеона, от которых зависел урожай, а значит - и благополучие страны.
У майя существовал и пышный ритуал царских похорон и заупокойный культ умершего правителя. Ряд исследователей видит в появлении внушительных царских гробниц один из важнейших признаков государственности и цивилизации. В ходе раскопок в Паленке была обнаружена уникальная для Мезоамерики пирамида, выполнявшая функцию мавзолея, где покоился правитель (некоторые ученые считают, что это был правитель Пацал, живший в ХII в.), как это было принято в Древнем Египте.

Игра в мяч
Это на самом деле даже не игра, а некий религиозный ритуал. Две команды играли каучуковым мячом, который символизировал солнце, и поэтому к нему нельзя было прикасаться кистями рук и ступнями. Используя плечи, корпус, голову, бедра и специальные биты, этот мяч надо было забить в кольцо, которое находится на разных полях на разной высоте (на поле 2 кольца, по одному на каждую команду). Чем выше расположено кольцо, тем, соответственно, сложнее игра. Самое большое поле для игры в мяч находится в Чечен-Ице. Одно имеет размеры 180 на 120 метров, кольца находятся на высоте около 4 метров.
Здесь имеет смысл подробнее остановиться на этом поле. Оно обладает уникальными акустическими эффектами, неразгаданными современной наукой. Наверху в середине короткой и смежной с ней длинной стены, располагаются 2 трибуны - одна для верховного жреца, выступавшего по всей видимости в роли судьи, другая - для знати. Расстояние между трибунами около 100 метров. Феномен этого места заключается в том, что люди, находящиеся на этих трибунах, могут переговариваться между собой вполголоса и прекрасно друг друга слышат, а внизу, на поле, их совсем не слышно! Другой уникальный эффект состоит в том, что стоя лицом к стене на противоположных концах этого поля, т.е. на расстоянии 180 метров друг от друга, можно прекрасно переговариваться, не повышая голоса!
Играли командами 7 на 7 человек. В такие кольца, да еще находящиеся на такой высоте, забить мяч было крайне сложно. Поэтому игра продолжалась до 3-4 суток. Как только один мяч был забит в кольцо, игра прекращалась. У майя после этого совершались нечеловеческие жертвоприношения. Но у кровожадных и воинственных тольтеков, которые пришли в Чечен-Ицу после майя и унаследовали их культуру и ритуалы, по завершении игры в мяч происходили человеческие жертвоприношения, а именно: капитан проигравшей команды отрубал голову игроку, забившему мяч. Возможно, приносили в жертву самого лучшего, т.е. самого лучшего отправляли на небо, в рай...

Магия мая — полноценная творящая энергия; воспроизводство. Интуиция, контакт с феями и другими сверхъестественными существами. Упрочение связи со сверхъестественными покровителями. Энергия исходит от Богов Зеленых Лесов.

Атрибуты месяца

  • Духи Природы: феи, эльфы.
  • Растения: критский бадьян, бузина, мята, роза, магворт, тимьян, тысячелистник.
  • Цвета: зеленый, коричневый, розовый.
  • Цветы: ландыш, наперстянка, роза, ракитник.
  • Запахи: роза, сандаловое дерево.
  • Камни: изумруд, малахит, янтарь, сердолик.
  • Деревья: боярышник.
  • Животные: кошка, рысь, леопард.
  • Птицы: ласточка, голубь, лебедь.

Божества: Баст, Венера, Афродита, Майя, Диана, Артемида, Пан, Рогатый Бог.

Магия мая — приметы.

  • Ирландцы говорят: чтобы заглянуть в будущее, нужно выйти на улицу с зеркалом, подставить его лунному свету и заглянуть в него. Любое лицо, которое вы там увидите, будет иметь отношение к вашей будущей жизни.
  • В некоторых областях Ирландии, люди, увидев Новую Луну, кланяются или становятся на колени и говорят:
    О, Луна, оставь нас в таком же добром здравии, в котором ты нас нашла.
  • Некоторые крестьяне до сих пор верят, что тот, кто посеет во время Полной Лун, соберет урожай на месяц раньше того, кто посеял во время убывающей Луны.
  • У шахтеров Корнуолла были довольно интересные представления о Луне. Например: если во время определенной фазы Луны (какой именно — неизвестно) положить в муравейник кусок олова, то он превратится в слиток серебра.
  • Увидев Новую Луну, поклонитесь ей и переверните в кармане монету. Это принесет вам удачу во всех ваших делах.

Магия мая — традиции.

Этот месяц получил свое название в честь греческой богини Майи, матери Гермеса и самой главной из Семи Сестер (Плеяд). Имя этой богини было известно от Ирландии до Индии. Древние римляне называли ее Майи, богиней Лета и устраивали в ее честь праздник Амбаравалия, семейное празднество очищения и защиты сельскохозяйственных угодий.

Кельты этот месяц называли Май, месяцем сексуальной свободы. В течение этого месяца носились зеленые одежды в честь Матери-Земли. 1-го мая кельты праздновали Белтан, праздник плодородия и плодовитости. Разжигались большие костры, между которыми прогонялся скот для очищения и большей плодовитости. Валлийцы в это время выбирали Королеву Мая. «Майское дерево» и танец вокруг него — напоминание об этих древних обычаях.

Резные изображения богини Шейлы На Гиг и сегодня можно найти во многих ирландских церквах. Изображения гротескные -богиня представлена в виде истощенной женщины, сидящей на корточках и демонстрирующей свои половые органы. Многие ирландцы до сих пор считают ее покровительницей бедных и 4-го мая развешивают на кустах боярышника старую одежду; считается, что это помогает избежать бедности. Возможно, что австралийское слово «шейла», обозначающее любую женщину, как-то связано с этим древним божеством и его резными изображениями.

Праздник римской богини добра Боны Деа отмечался в ночь со 2 на 3 мая. Мужчины на этот праздник не допускались.

Римский праздник Лемурия был посвящен умиротворению и поминанию лемуров, блуждающих душ умерших. Каждая семья отправляла свою церемонию, которая заканчивалась возложением даров к могилам. А в честь тех, кто умер, но не имеет могилы, глава семейства босиком обходил вокруг дома, поочередно бросая себе за спину девять черных бобов.

В мае древние греки отмечали особый праздник в честь бога Пана, с внешностью получеловека, полукозла. В ознаменование его многочисленных любовных приключений, Пана часто изображали с возбужденным членом. Пан играл на дудочке, сделанной им из тростника.

19-28 мая древние греки отмечали строгий праздник под названием Каллинтария и Плинтерия. Он был посвящен очищению древних статуй и храмов. Небольшие статуи, которые можно было сдвинуть с места, относились к ближайшей реке или ближайшему озеру и там отмывались до чистоты. Это был очень серьезный ритуал.

В конце месяца древние римляне отмечали праздник в честь царицы преисподней Прозерпины и ее возлюбленного Плутона. Прозерпина повелевала царством теней (душ), но ее владения были связаны не только со смертью. Плутон был известен и как бог скрытого богатства.

В Финляндии 1 мая было Днем Ведьмовской Рябины, праздником богини Рауни, связанной с горным ясенем или рябиной. В этих краях по сей день считается, что (ветки рябины предохраняют от злых духов. В некоторых источниках Рауни называется не богиней, а богом.

У славян был подобный, только более долгий, праздник благоденствия, который они весело отмечали, собравшись на берегу реки. Он происходил между 25 мая и 25 июня. Поначалу, его центральной фигурой была богиня [любви Лада, которую потом переделали в бога Ладо.

Несмотря на то, что цивилизация майя исчезла за столетия до прихода конкистадоров, сведения о некоторых религиозных обычаях майя все-таки дошли до наших дней. Произошло это благодаря индейцам Юкатана, близким майянцам и сумевшим сохранить наиболее важные обычаи индейцев . Сведения, записанные первопроходцами еще в середине 16 века, позволили ученым в наши дни составить представление обо всех крупных обычаях древних майя и других племен Америки, таких, как ацтеки, и инки. Большая часть древних обычаев Америки, дошедших до наших дней, носит религиозный характер. Так, например, известно, что верования поздних майя содержали в себе “крещение”.

Представьте себе, как были удивлены католические миссионеры, наблюдавшие воочию эти обычаи индейцев. Как и в установившихся тысячи лет назад обычаях Старого Света, индейцы окропляли ребенка водой, давая ему имя. Диего де Ланда в своих трудах “Люди и Боги Майя”, писал, что жрец держал на руках ребенка, словно католический епископ. Кроме того, обычаи майя содержали в себе церемонии отпущения грехов и причастия. Во время таких служений между всеми участниками обряда делился хлеб. Испанцев, прибывших первыми на земли Америки, в немалой степени удивило и наличие крестов в атрибутикерелигии майя и их потомков. Подобными крестами благословлялись бракосочетания. К слову, жить без благословения мужчине и женщине не позволялось, исключения составляли лишь вдовы и вдовцы. Современные майя унаследовали значительную часть культуры Старого Света. Испанцы, осевшие бок о бок с потомками древних майя, видевшие своими глазами обычаи индейцев, описывали некоторые, наиболее значительные празднования. Так, 16 майя - день благословления воды. В католической Европе в эти сутки празднуется день св. Иоанна, являвшегося покровителем водной стихии. 8 марта в религии индейцев - день рождения матери Белого Бога.

Жестокие обычаи индейцев.

В то время как в христианских верованиях - это день рождения Девы Марии. Религия майя говорит, что Белый Бог родился 25 декабря, что в объяснении не нуждается. Первые переселенцы и исследователи цивилизации майя отмечали пристрастие потомков древних индейцев к чистоте и благовониям. Так что в майянских городах и деревнях практически каждый день сопровождался обилием всевозможных запахов, от пахучих трав, до экзотических фруктов и цветов. А важные обычаи индейцев и церемонии всегда сопровождались предварительными уборками, символизирующими очищение и подготовку души к празднованию. говорит, что боги и человек взаимно заботятся друг о друге. Боги дают людям счастье, богатство, здоровье и, конечно же, жизнь, а люди отвечают им своей энергией и кровью. Отсюда идея об особой важности любой формы крови и кровопролития.

Жертвоприношения у индейцев осуществлялись различными способами. Это и живые цветы в качестве подаяния богам, пища, любимые животные и дорогие сердцу вещи, произведения искусства, украшения. Особой формой подаяния считались прокалывания языка, щек, губ, гениталий. Майя были убеждены, что человеческое тело - проход для сверхъестественных сил в мир людей. С помощью прокалываний человеку передавалась энергия звезд и небесных тел. Таким образом, жертвоприношения осуществляли, олицетворяли, взаимосвязь и единство уровней космоса и индейского сообщества. К повседневным ритуальным действиям относились раскуривание душистых растений, посты, молитвы, исповеди и церемонии майя с танцами и песнями. Пост включал в себя воздержание от секса, пищи и специй. Исповедь должна была проходить прилюдно. Религия майя утверждает, что более жестокая форма жертвования и от этого более действенная - каннибализм, ритуальные убийства и добровольные человеческие жертвоприношения .

Ритуал поедания человеческой плоти осуществлялся с одной единственной целью - обрести достоинства жертвы. Не удивительно, что основным обрядом майянской религии, в особенности в классический период цивилизации майя, являлись жертвоприношения и подаяния в виде человеческой плоти и крови. Все они были безмерно жестокими и чуждыми современному, разумному человеку. Однако, в цивилизации майя человеческие жертвоприношения - это нечто высокое, чистое и приближенное к богам. О подобных религиозных церемониях кровопускания, обычаях индейцев по жертвованию плоти, повествуют не только хроники первопроходцев, но и настенные росписи майянских храмов и пирамид. Также до наших дней дошли человеческие жертвоприношения в виде захоронений. Речь идет о женских скелетах, обнаруженных в сеноте (сенот - колодец) города Чичен-Ица.

Майянские ритуалы жертвоприношений были во многом аналогичными ацтекским. Человека, отмеченного богами, жрецы обмазывали особой жертвенной краской цвета лазури, а на голову одевался церемониальный, жертвенный, колпак. Потом под звуки барабанов, песни и танцы его вели на вершину пирамиды, храма. Четыре помощника главного жреца, чаки, также обмазанные лазурной краской, хватали жертву за конечности и клали спиной на алтарь. Подобные жертвоприношения майя подразумевали смерть. Поэтому, жрец после прочтения молитв и речи особым каменным ножом вскрывал жертве грудь. Из разодранной грудной клетки вырывалось еще бьющееся сердце, помещавшееся впоследствии в особый чан, а кровью, брызгающей из живота, окроплялись изображения или статуя бога, в честь которого были затеяны жертвоприношения у майя . Тело жертвы чаками сбрасывалось к подножью храма. С него сдиралась кожа, жрец, переодевшийся в которую, исполнял особый ритуальный танец. Заключительный этап обряда человеческого жертвоприношения - сжигание тела жертвы. В особых случаях, когда в жертву приносился храбрый воин, тело жертвы разрезалось на маленькие кусочки, которые съедались жрецами и знатью. Вся кровь, собранная в итоге, проливалась к алтарю бога.

Вера майя учит, что кровь любимейшая пища богов. Таким образом, богам передавалась вся жизненная энергия погибшего человека. Менее брутальные обычаи индейцев не подразумевали под собой смерти, каннибализма и расчленения. Речь идет о не смертельных кровопусканиях. Наиболее распространенный из подобных церемоний - обряд “нанизывания”. Эти особые жертвоприношения майя заключались в том, что все мужчины одной семьи или племени, собравшиеся в храме, протыкали себе особым шипом “мужские члены”, поперек и сбоку, затем в отверстие просовывался шнур, в результате чего мужчины как бы оказывались “нанизанными” на пропитанную кровью семьи веревку. Эти обряды майя, обряды “нанизывания”, являлись символом всеобщего родства и олицетворяли пуповину матери.

Религия майя, построенная на крови.

Первые изображения таких жертвоприношений людей и крови датируются еще первым тысячелетием до нашей эры. Цивилизация майя, пришедшая на смену раздробленным племенам ольмеков, своим предкам, в первом столетии нашей эры, не только сохранила древний обычай “нанизывания”, но и увековечила его в подробных описаниях и изображениях кровопускания. Любопытный факт, в классическую эпоху цивилизации, когда жертвоприношения богам становились все менее кровавыми и все более гуманными, обряд нанизывания практиковался в большинстве случаев женщинами. В данном случае шнур пропускался через языки женщин. В более древние времена мужское “нанизывание” играло важную роль в сохранении единства рода. Хроники первопроходцев говорят о том, что этот обряд просуществовал многие столетии и практиковался долгое время после прихода испанцев.

Религия индейцев учила, что чем чаще мужчина проходил обряд, тем мужественнее он становился в глазах богов. Сыновья крупных семей и племен с детства практиковали “нанизывание”. Многие из них испытывали особого рода зависимость от этого обряда. Отчасти массовое влечение к данному ритуалу объясняется возможностью войти в состояние транса. Обряд жертвоприношения, такой как “нанизывание”, приводит к обильной потере крови, в ходе чего вырабатываются вещества, стимулирующие появление галлюцинаций. Древние шаманы намеренно вводили себя в подобное состояние для достижения галлюцинаций предвидения.

Практиковались в религии майя и куда более неординарные ритуалы. Предполагается, что майянцы считали идеалом красоты лоб, который образует с линей носа почти прямой угол. Однако, природа редко шла на встречу вкусах индейцев и тогда люди самостоятельно подгоняли себя к воображаемому эталону красоты. Картина, мало чем отличающаяся от современного мира, не правда ли?! Для достижения необходимых форм проводилась деформация черепа при помощи специального “пресса”. Это устройство состояло из двух прямых досок, положенных друг на друга, скрепленных веревками с одного конца. В свободной стороне доски разводились, и в вершине образовавшегося угла просовывалась голова младенца. Постепенно доски стягивались, доводя череп до необходимой формы, которую диктовала “мода”.

Обряды индейцев по деформации черепа и других частей тела являлись весьма болезненным процессом, который часто заканчивался смертью младенца. Судя по высотам, достигнутым майя в математике, астрономии, архитектуре, медицине и искусстве подобные операции не сказывались на умственных способностях детей, если младенцы, конечно же, выживали после них. Существует гипотеза, относящаяся к обрядам майя по изменению внешности, говорящая, что эти операции проводились не столько из-за стремления к идеалам красоты, сколько по религиозным мотивам. Вполне вероятно, ведь иудеи практиковали и практикуют обрезание, а христиане крещение. Может и религия майя включала в себя особый обряд деформации головы? По крайней мере, в версию говорящую о том, что существовали жертвоприношения майя, направленные на деформацию тела, можно поверить.