Кто вылил царь пушку. Царь-пушка и царь-колокол






История Царь-пушки

Царь-пушка была создана в 1586 году мастером Андреем Чоховым по заданию сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Калибр орудия - 890 мм, а вес - около 40 тонн, в мире не существует пушки большего размера. После изготовления пушку установили у Спасских ворот кремля, собираясь, вероятно, использовать ее для их защиты. Однако не пришлось. На оружие обратил внимание Петр I, создавший хранилище старинного и трофейного оружия, куда поместили и Царь-пушку. Гигантское орудие водрузили на постамент в 1835 году, на два года раньше, чем царь-колокол, свое нынешнее местоположение она заняла в 1960-х годах.

Царь-пушка и Царь-колокол

Царь-пушка и в умах людей всегда следуют рядом: стоит упомянуть одно, тут же вспоминаешь другое. И находятся они рядом, на территории Кремля. Пушка - между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, колокол - напротив колокольни. Однако пушка старше и, в отличие от колокола, могла исправно выполнять свои функции, хоть никогда и не участвовала в сражениях. Долгое время считалось, что пушка никогда не стреляла, однако исследования канала орудия позволили обнаружить следы сгоревшего пороха - это значит, что хотя бы один раз пушка все-таки стреляла.

Где находится и как добраться

Царь-пушка находится в , между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов. Удобнее всего подойти к кассам и входу в Кремль от станций метро "Александровский сад" и "Библиотека имени Ленина".

Время работы: вход на территорию Кремля осуществляется с 10:00 до 17:00, четверг - выходной. Стоимость билетов: несовершеннолетние проходят бесплатно, взрослый билет стоит 350 рублей, льготные в зависимости от посещаемой экспозиции - 250-300 рублей. Сайт:

Царь-пушка и Царь-колокол – два символа русского величия, которые уже несколько веков украшают Кремль. С Царь-пушкой связано немало увлекательных городских легенд, но и правдивая история этого орудия, отлитого более четырёхсот лет назад, крайне интересна.

Боевое орудие

В 1586 году Царь-пушку отлил Андрей Чохов. К тому времени он работал на литейном дворе Москвы (Пушечном дворе) уже восемнадцать лет. Чохов прославился своим мастерством ещё при , но самое известное своё орудие Чохов отлил по указу сына первого русского царя Фёдора Иоанновича. Царь-пушка украшена рельефным конным портретом царя Фёдора. Масса огромного орудия – 39 310 килограмм, а длина – 5,4 метра, а калибр – 890 мм.

Рядом с Царь-пушкой установлены ядра массой более двух тонн. Ядра и лафет, которые известны сегодня, произведены гораздо позже самого орудия. По замыслу Чохова, Царь-пушка предназначалась для стрельбы каменной картечью, а не ядрами. Многие верят, что Царь-пушка – своего рода демонстрационная модель, которая должна была показать мощь русской промышленности и никогда не применялась в бою.

До семидесятых годов такие мнения можно было найти даже в специализированной литературе. На самом же деле мортира, позднее названная Царь-пушкой, была изготовлена для осуществления навесной стрельбы. Она предназначалась для обороны Москвы и изначально была установлена на одной из возвышенностей Китай-города. В случае нападения на столицу, Царь-пушка должна была защищать своим огнём переправу через Москву-реку и Спасские ворота Кремля.

Предполагалось, что во время боя огромная пушка не будет менять своего расположения, но перед сражением орудие можно было передвигать с помощью восьми канатов, которые крепились к восьми специальным скобам, находившимся по бокам ствола. Во время боя похожие на Царь-пушку мортиры располагались не на лафете, а прямо на земле. Экспертиза второй половины ХХ века показала, что из Царь-пушки когда-то вели огонь, но в источниках не сохранилось свидетельств о том, когда и сколько раз стреляла именно огромная пушка.

Царь-пушка – символ величия

В 1702 году основал в Москве Цейкгауз (ныне Арсенал Московского Кремля). В 1706 году Царь-пушка стала частью экспозиции Цекгауза-Арсенала. В ХIХ веке легендарная мортира получила современный вид: в 1835 году её сняли с деревянного лафета и установили на металлический станок, сделанный по эскизам Александра Брюллова, известного в те годы художника и брата Карла Брюллова.

Тогда же были отлиты четыре декоративных ядра, которые установлены перед Царь-пушкой. За четыре века Царь-пушка ни разу не покинула Москву, но несколько раз перемещалась по столице. Вот список мест её расположения:

  • возвышенность Китай-города (конец ХVI века – 1706 год);
  • ворота старого Арсенала в Кремле (1706–1843);
  • площадь перед фасадом старого здания Оружейной палаты (1843–1960);
  • Ивановская площадь кремля (с 1960 года.)

Потеряв свою изначальную роль, Царь-пушка осталась символом военной мощи России. Фёдор Глинка в стихотворении «Москва» упомянул Царь-пушку как один из символов Белокаменной наряду с Царь-колоколом, колокольней Иван Великий и воротами Кремля.

Сначала пушка целилась на стены , но потом ее переместили на Красную площадь к Лобному месту. А по указу Петра I пушка отправилась во двор . Сейчас гигантское орудие находится на . Для каждого перемещения требовалась сила не менее 200 лошадей, которых привязывали к специальным скобам по бокам пушки.

Царь-пушка называется так не только из-за размеров - еще на ней выгравирован портрет царя Федора, сына Ивана IV. Лев на лафете (подставке под ствол для наводки на цель и точной стрельбы) подчеркивает высокий статус орудия. Сам лафет отлили только в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.

Многие спрашивают, стреляла ли Царь-пушка? Ученые говорят, что один испытательный выстрел она все-таки сделала для пристрелки.

Поэтому внутри дула есть клеймо создателя: тогда именную печать мастера ставили только после проверки орудия на практике. Поэтому можно смело утверждать, что Царь-пушка стреляла.

Но такие массивные орудия предназначались для прицельной стрельбы по стенам крепостей тяжелыми ядрами. Но четыре ядра у подножия памятника - декоративные и полые внутри. Настоящие ядра такого размера весили бы не менее тонны каждое, и для их загрузки потребовался бы специальный механизм. Поэтому для заряда Царь-пушки использовали небольшие каменные ядра. А настоящее название орудия - «Дробовик российский», или мортира (на военной терминологии), то есть оно должно стоять дулом вверх.

Есть также версия, что по конструкции Царь-пушка - бомбарда. К пушкам относят орудия с длиной ствола от 40 калибров и выше, а у Царь-пушки длина всего 4 калибра, как у бомбарды. Эти стенобитные орудия были огромными, чтобы разрушить крепостную стену, и не имели лафета. Ствол вкапывали в грунт, а рядом делали еще 2 окопа для артиллерийского расчета, так как орудия часто разрывало. Скорострельность бомбард была от 1 до 6 выстрелов в день.

У памятника Царь-пушка есть несколько копий.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Весной 2001 года по заказу правительства Москвы удмуртское предприятие «Ижсталь» изготовило копию Царь-пушки из чугуна. Новодел весит 42 тонны (каждое колесо весит 1,5 тонны, диаметр ствола - 89 см). Копию Москва подарила Донецку, где ее установили перед зданием мэрии.

В 2007 году в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова у входа в Национальную художественную галерею поставили копию Царь-пушки, отлитую на Бутяковском судостроительном заводе.

А в Перми находится самая большая в мире 20-дюймовая литая чугунная пушка. Это точно боевое орудие. Его изготовили в 1868 году по заказу Морского министерства на Мотовилихинском чугунопушечном заводе. При испытаниях пермской Царь-пушки сделали 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем.

Модель пермской пушки в натуральную величину выставили перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Она должна была уехать в Кронштадт для защиты Петербурга со стороны моря. Там уже подготовили лафет, но гигант вернулся в Пермь. К тому времени инженер-изобретатель Павел Обухов из Златоуста разработал технологию производства высокопрочной пушечной стали и открыл завод в Санкт-Петербурге, где отливали более легкие орудия. Так пермская Царь-пушка технически устарела и стала памятником.

А что вы знаете об истории Царь-пушки Московского Кремля?

Царь-пушка уже давно стала одним из символов России. А ещё она вошла в десятки анекдотов, где фигурируют никогда не стрелявшая Царь-пушка, никогда не звонивший Царь-колокол и еще какое-нибудь неработающее русское чудо-юдо. Во второй половине XIX века появился ряд работ, доказывавших, что Царь-пушка была такой же бутафорской, как и ее лафет. Она-де никогда не стреляла и предназначалась лишь для запугивания крымских татар. Одним из доказательств бутафорской функции пушки служит элементарный математический расчет, показывающий, что при стрельбе чугунными ядрами, ее разнесет на куски.

Но многие историки усомнились в том, что 2400 пудов меди было потрачено на создание бутафорского орудия. А в середине ХХ века историк А. Позднеев писал: «В 1591 году при приближении к Москве татарских полчищ Казы-Гирея в боевую готовность была приведена вся московская артиллерия, и в том числе Царь-пушка Чохова. Ее установили в Китай-городе для защиты главных кремлевских ворот и переправы через Москву-реку».

Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз.

ИСТОРИЯ
В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов,по приказу царя Федора Иоанновича, отлил огромное по размерам орудие, которое было предназначено для защиты Кремля.

Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки - 5345 мм, внешний диаметр ствола - 1210 мм, а диаметр утолщения у дула - 1350 мм. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили и установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах - катках.

В 1626 году обе пушки подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, - у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.

В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра (только более лёгкие каменные) физически невозможно - Царь-пушку вдребезги разнесет! Сразу стоит сказать, что 4 чугунных ядра, сложенные пирамидой возле подножья пушки, выполняют сугубо декоративную функцию. Внутри они полые.

Документы об испытаниях Царь-пушки или применении ее в боевых условиях не сохранились, что дало основание для длительных споров о ее назначении. Большинство историков и военных в XIX и начале ХХ веков считали, что Царь-пушка - это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI-XVII веках состояла из мелких камней. Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, считая, что изготовлена она специально для того, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Вспомним, что в 1571 году хан Девлет Гирей сжег Москву.

В XVIII - начале ХХ веков Царь-пушка именовалась во всех официальных документах дробовиком. И лишь большевики в 1930-х годах решили в пропагандистских целях повысить ее ранг и стали величать пушкой.
На самом деле это не пушка и не дробовик а классическая бомбарда.Пушкой принято называть орудие, длина ствола которого более 40 калибров. А это орудие имеет длину всего четыре калибра, столько же у бомбарды. Бомбарды представляют собой стенобитное орудие больших размеров, разрушающее крепостную стену. Лафет для них не использовался, так как ствол просто закапывали в грунт, а рядом для артиллерийского расчета выкапывали два окопа, так как подобные орудия часто разрывались. Обратим внимание - у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых орудию придают угол возвышения. Кроме того, у нее абсолютно гладкий задний срез казенной части, которым она, как и другие бомбарды, упиралась в каменную стенку или сруб. Первыми снарядами бомбард были круглые камни, обмотанные веревками для сглаживания неровностей их формы.
Итак, Царь-пушка - это бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг), а чугунное ядро такого калибра весит 120 пудов (1,97 т). В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо нее можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно гораздо меньше времени - не сутки, а всего 1−2 минуты.

Стреляли ли бомбарды калибра 350-890 мм картечью или каменным щебнем? Теоретически это возможно, но практически очень дорого и неэффективно. Заряжание каменным ядром длилось полтора-два часа, а щебнем – в несколько раз дольше. Куда выгоднее было применять картечь из орудий малого и среднего калибров.
Большие бомбарды предназначались для проламывания стен вражеских крепостей. Но в конце XVI века на Руси имелись десятки куда более эффективных, а главное, более мобильных, чем Царь-пушка, стенобитных орудий. Поэтому чоховский монстр никогда не покидал стен Кремля.
Вместо гигантских бомбард функции стенобитных орудий стали выполнять пушки. Изобретение зерненого пороха, эффективность которого была почти в два раза больше, чем у пороховой мякоти, и начало производства чугунных ядер (впервые во Франции в 1493 г.) сделало целесообразным изготовление длинных (20 калибров и более) орудий. Такие орудия имели множество названий, из которых вскоре осталось одно – пушка.

Кто же и почему записал Царь-пушку в дробовики? Дело в том, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики, то есть в случае осады крепости они должны были стрелять дробью (каменной), а позже - чугунной картечью по пехоте, идущей на штурм.
Дело в том, что справку о состоянии артиллерии при Московском Арсенале в начале 1730-х гг. давали не дюже грамотные в истории и артиллерии канцеляристы.
Те орудия, которые они записали пушками, могли стрелять чугунными ядрами; гаубицы и мортиры – бомбами, то есть полыми ядрами, начиненными порохом. Но старые орудия не могли стрелять ни чугунными ядрами, ни бомбами, а каменные ядра уже давным-давно были выведены из употребления. По мнению канцеляристов, эти старые артсистемы могли стрелять лишь «дробом», вот их и записали в дробовики. Использовать старые орудия для стрельбы ядрами или бомбами было нецелесообразно: а вдруг разнесет ствол, да и у новых пушек баллистические данные были куда лучше. Так Царь-пушка была записана в дробовики.

ПЕРВЫЙ ВЫСТРЕЛ
Но царь-пушка, все же, выстрелила. Случилось это один раз. Согласно ЛЕГЕНДЕ, после того, как самозванца Лжедмитрия разоблачили, он пытался бежать из Москвы. Но по дороге был жестоко убит вооруженным отрядом.
Надругательство над телом Лжедмитрия показало, насколько переменчив народ в своих симпатиях: на мертвое лицо надели карнавальную маску, в рот вставили дудку, и еще три дня труп мазали дегтем, посыпали песком и оплевывали. Это была «торговая казнь», которой подвергали только лиц «подлого» происхождения.

В день избрания царь Василий велел убрать Лжедмитрия с площади. Труп привязали к лошади, выволокли в поле и там закопали у обочины дороги.Когда труп «Дмитрия» везли через крепостные ворота, налетевшая буря сорвала с них верх.
Подле ямы, ставшей последним прибежищем царя, люди видели голубые огни, поднявшиеся прямо из земли.
На следующий день после погребения труп был найден около богодельни. Его закопали еще глубже, но спустя время, тело опять появилось, но уже на другом кладбище. Люди говорили, что его земля не принимает.
Потом грянули холода, и вся зелень в городе пожухла.

Духовенство было встревожено этими событиями и сопровождающими их толками и долго совещалось, как бы вернее покончить с мертвым колдуном и чародеем.
По совету монахов труп Лжедмитрия выкопали из ямы, в последний раз протащили по улицам города, после чего доставили в село Котлы к югу от Москвы и там сожгли. После этого пепел смешали с порохом и выстрелили из царь-пушки в сторону Польши – откуда пришел Лжедмитрий.

Еще одним опровержением использования орудия именно в боевых целях является отсутствие в стволе каких-либо следов, в том числе продольных царапин, оставляемых каменными ядрами.

На Ивановской площади Московского Кремля установлено артиллерийское орудие, которое считается наиболее значительным произведением русских оружейных мастеров. Царь-пушка – не просто шедевр крепостной артиллерии Нового времени, но и одна из самых больших пушек среди всех известных в мире.

Царь-пушка служит музейной реликвией с 30-х годов XIX столетия, когда она была установлена возле входа в Оружейную палату. В наши дни шедевр литейного искусства, изготовленный мастером Андреем Чоховым , является экспонатом Московского музея артиллерийских орудий.

История русской огнестрельной артиллерии

Изобретение пороха послужило толчком для развития и усовершенствования метательных орудий, которые до XIV века повсеместно использовались во время осады. Крепостные сооружения теперь подвергали обстрелам из примитивных артиллерийских орудий, стволы которых изготавливали из железа, а снаряды представляли собой железные или каменные ядра. Несовершенная технология производства зарядов становилась причиной увечий, получаемых пушкарями при стрельбе. После того, как была освоена технология производства пороха в виде сыпучей массы, действенность артиллерийских орудий повышалась, а калибр пушек увеличивался.

Московский пушечный двор был создан в конце XV века и располагался на реке Неглинке в районе, где сегодня находится Лубянская площадь. Будучи государственным предприятием, Московский пушечный двор имел современные плавильные печи, в нем трудились сотни мастеров и в техническом смысле эта мануфактура была одной из самых передовых среди подобных предприятий. Самые известные изделия Московского пушечного двора – бронзовая пищаль мастера Якова 1483 года, орудия, установленные в замке Грисхольм в Швеции и московские достопримечательности Царь-колокол и Царь-пушка.

В XVI столетии появилась русская артиллерия . Мастера Московского пушечного двора отливали тяжелые орудия, называемые бомбардами, и к началу XVIII века в русской армии насчитывалось 9500 профессионально управлявшихся с тяжелой артиллерией пушкарей. Для отливки стволов орудий начали использовать разборные формы.

Как появилась Царь-пушка

В 1584 году на русский престол сел царь Федор I Иоаннович , третий сын Иоанна Грозного. Борис Годунов был царским шурином. С 1587 года его положение при дворе было столь значимо, что он фактически управлял государством. Именно у Годунова родилась идея отлить из бронзы огромное артиллерийское орудие, которое символизировало бы военную мощь русского воинства и всего государства. Название, данное пушке, по мнению одних историков, появилось благодаря размерам. Другие считают, что пушка названа так в честь царя Федора Ивановича.

В 1586 году мастер Андрей Чохов выполнил царский указ и изготовил орудие, ставшее самым большим и прославившее имя литейщика в веках. На тот момент Чохов работал при Пушечном дворе около 20 лет и имел большой опыт в литье артиллерийских орудий. После того, как Царь-пушка была готова, Андрей Чохов занял особое положение среди остальных литейщиков, а его опыт начали перенимать многочисленные ученики.

Государь приказал установить Царь-пушку на Красной площади рядом с Лобным местом. Символ военной мощи символически охранял Спасские ворота и Покровский собор и параллельно служил всем проходящим напоминанием о роли Бориса Годунова в Российском государстве.

Несмотря на полноценные боевые характеристики, которые были заданы орудию мастером, оно ни разу не проявило себя в настоящем бою. Лишь однажды Царь-пушка была готова выстрелить, но ей не пришлось – войска крымского хана Казы-Гирея отступили раньше, чем понадобилась помощь главного орудия русского воинства.

Перестановки орудия

В первой трети XVIII века в Московском Кремле было развернуто грандиозное строительство. Появившийся по приказу Петра I Арсенал расположился между Никольской и Троицкой башнями. В нем государь предполагал устроить военный склад и хранить боевые трофеи. Царь-пушка мешала воплощению проекта в жизнь и ее переместили в Арсенальный двор . Французы, отступая, взорвали множество построек Кремля, и Арсенал существенно пострадал. Царь-пушка, к счастью, лишилась только деревянного лафета, а сама осталась невредимой.

В 1817 году орудие переместили к воротам восстановленного Арсенала, а через пару лет у архитектора Анри Монферрана родилась идея увековечить память о подвиге русской армии в Отечественной войне 1812 года. Монферран предложил использовать пушку «Единорог» и Царь-пушку в качестве центральных элементов мемориальной композиции. Однако, проект не утвердили и чугунные лафеты орудия получили лишь в 1835 году.

Над лафетом Царь-пушки работали инженер Павел де Витте и архитектор Александр Брюллов . Их проект был реализован работниками завода Берда в Санкт-Петербурге. Там же отлили и четыре ядра, установленные рядом с лафетом. Вес каждого из снарядов составляет почти две тонны.

Царь-пушка вместе с другими кремлевскими артиллерийскими орудиями вновь переехала в 1843 году. Их перенесли к Оружейной палате . Ее старое здание позже превратили в казармы, а пушка охраняла вход в них до 60-х годов ХХ века. Тогда казармы снесли, на их месте возвели Кремлевский дворец съездов , а Царь-пушка отправилась в последнее на ее веку известное путешествие – к северному фасаду колокольни Ивана Великого.

Технические характеристики и особенности

Военные историки полагают, что Царь-пушка – скорее бомбарда , так как ее конструкция больше характерна для тяжелых осадных орудий:

  • Пушкой принято считать артиллерийское орудие с более длинным стволом, и по современной классификации она вообще относится к классу дробовиков. Тем более, что она задумывалась как оборонительное орудие и ее даже называли одно время «Дробовиком Российским» .
  • Сплав, из которого была отлита Царь-пушка, состоит, в основном, из меди – 91,9%. Есть в пушке также олово, свинец, сурьма, алюминий и даже следы серебра.
  • Если бы Царь-пушке пришлось стрелять, ее бы потребовалось заряжать каменными ядрами, вес которых составлял бы от 750 кг до одной тонны. Пороха на каждый заряд потребовалось бы от 85 до 120 кг.
  • Наружный диаметр ствола составляет 120 см., узорного пояса, украшающего дуло – 134 см. Пушка имеет калибр 89 см., а ее вес – почти 40 тонн.
  • Мнение некоторых историков о том, что главная пушка страны хотя бы раз стреляла, опровергают реставраторы. Они обнаружили, что орудие не было доделано – мастера не зачистили внутреннюю часть дула от неровностей и наплывов и не просверлили затравочное отверстие.
  • Ствол Царь-пушки украшен рельефами, изображающими царя. Федор I Иоаннович сидит на коне, а выше и по сторонам государя располагаются надписи о царском повелении отлить пушку, дате окончания работ и мастере, который их выполнил.
  • Лафет украшен барельефами с изображением орнаментов и львиной маски.

Царь-пушка занимает достойное место в Книге рекордов Гиннесса как артиллерийское орудие, имеющее самый большой калибр.