Из истории создания поэмы Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Особенности композиции и сюжета 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…
Как автор описывает характер и мечты Мцыри? Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника- горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…
Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле? Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель - обрести родину и свободу. Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.
3 слайд
Описание слайда:
Что вдохновило Лермонтова на создание поэмы «Мцыри»? Ещё в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В 1830 году в незаконченной поэме «Исповедь» он рассказал о молодом испанском монахе, заключённом в монастырскую тюрьму. По своему характеру созданный здесь образ близок Мцыри. Но поэма не удовлетворила Лермонтова и осталась незаконченной. Однако замысел создать такой характер не исчез у поэта. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре... Страстная душа томится. Идеалы...»
4 слайд
Описание слайда:
Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.
5 слайд
Описание слайда:
Описание блужданий Мцыри в лесу в поисках пути на родину дало возможность Лермонтову насытить поэму картинами кавказской природы, которую он великолепно знал, и использовать фольклор народов Кавказа: сцена борьбы Мцыри с барсом подсказана хевсурской песней о тигре и юноше и сценой борьбы Тариэля с тигрицей из поэмы грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
6 слайд
Описание слайда:
Тема поэмы Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.
7 слайд
Описание слайда:
Образ Мцыри В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за неё. Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!» Так же понял образ Мцыри и поэт Огарёв, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри - «его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал».
8 слайд
Презентация была подготовлена к открытому уроку по теме : «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного произведения). Основная задача этой презентации - показать необычную, мужественную, свободолюбивую натуру главного героя, заставить ребят прочувствовать позицию автора, его отношение к своему герою, раскрыть лермонтовское понимание идеального героя, учить решать проблемные вопросы. Наконец, объяснить, в чём необычная притягательность героев Лермонтова, почему произведения поэта актуальны и в наше время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Открытый урок на тему: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов.«Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного текста) Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Нефтекумского муниципального района Ставропольского края Мусакадиева Анжела Абдулаевна
Эпиграф урока: Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Цели урока: 1. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. 2. Отработка элементов анализа художественного текста. 3. Подготовка к сочинению по теме «Каким я вижу Мцыри?»
Основной вопрос урока: В чём загадка Мцыри?
Проблемный вопрос Может ли человек распоряжаться своей жизнью и иметь право на свободу, даже если она несет гибель?
История создания поэмы Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри
Смысл эпиграфа «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»
Жанр поэмы 1.Смысл названия поэмы «Мцыри». 2.Тема и идея произведения. 3.Сюжет и композиция поэмы. 4. Вывод.
Психологический портрет Мцыри 1.Монолог Мцыри -исповедь или диалог-спор? 2. Каково отношение автора к своему герою? 3. Проанализировать поэму и ответить на поставленные вопросы.
Бой с барсом Какие качества Мцыри проявляются в битве с барсом? Какими сравнениями подчёркивает поэт близость своего героя природе? Найдите цитаты, подтверждающие, что этот эпизод- гимн силе, мужеству.
Отношение автора к герою через описание природы 1.Что увидел Мцыри на воле? 2.Как понимают автор и его герой, что такое счастье? 3.Какими языковыми средствами раскрывается гармоничность отношений между героем и силами природы?
МОНАСТЫРЬ Мцыри упрекает Бога за то, что дал вместо Родины тюрьму - тема узничества: ограничение передвижения, надзиратели, отсутствие борьбы, отказ от любых проявлений жизни, жизнь против законов природы. Символы: река (граница жизни и смерти), рыба в христианстве символ Христа, таинства крещения). Единение с природой Имя как выражение индивидуаль-ности Родина, родной аул, отец и мать, сёстры Любовь Сражения и битвы
В чём смысл жизни В чём смысл жизни у монахов у Мцыри Идеал – покой, Самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья Испытывать радость встречи с бурей, грозой Ему нужны препятствия Не покой, а тревоги и битвы, Смысл жизни в блаженстве вольности
Синквейн Мцыри. Гордый и сильный. Страдает, борется, побеждает. Герой жаждет счастья и жизни. Идеал поэта.
Исповедь – покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём – нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов В каком значении, по – вашему, употреблено это слово в поэме?
Как природа помогает раскрыть образ Мцыри? (Три дня дали герою новый прилив сил, отдых, утоляет жажду, дарит встречу с девушкой)
В сцене с барсом показан прообраз общества, о котором мечтал Лермонтов. Здесь мужеству должно противостоять мужество, здесь нет коварства и хитрости
… прекрасна ли земля. … для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы? Как на этот вопрос отвечают Мцыри и Лермонтов?
История создания
Своеобразие романтизма
Мцыри. Ф.Константинов
«Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина...»
В.Г.Белинский
«Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе...»
М.Ю.Лермонтов
1818 г. – 1820 г. – 1825 г. – 1837 г. – 1841 г.
Кавказские мотивы: «Дары Терека», «Беглец». «Демон», «Кавказ»…
1837 г., Военно-Грузинская дорога, древняя столица Грузии Мцхета, собор Свети Цховели, монастырь Джвари, одинокоий монах
Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 12. Там,по свидетельству родственников поэта А.П. Шан-Гирея и А.А.Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.
История Петра Захаровича Захарова-Чеченца (1816-1846).
Единственный в XIX веке профессиональный художник, портретист, - чеченец по национальности.
Дружил с М.Ю.Лермонтовым.
История художника: Алексей Петрович Ермолов, построил превосходную крепость на берегах Сунжи, укрепил ее шестью бастионами и, согласно требованиям военной науки, решил перенести на новое место раскинувшееся напротив крепости, за рекой, огромное, утонувшее в садах и огородах селение: крепость Грозная - аул Дады-Юрт. Жители не разделили соображений генерала. 15 сентября 1819 года Дады-Юрт пал. Около убитой женщины едва копошился весь израненный трехлетний мальчик. Ни кричать, ни плакать у него не было сил. Ермолов распорядился немедленно заняться спасением ребенка. Эта обязанность выпала на долю находившегося при генеральском хозяйстве казака станицы Бороздиновской Захара Недоносова. Генерал не допускал обсуждения приказов: мальчик должен был выжить, а он, Ермолов, - стать его крестным отцом. Скольких усилий стоило Захару спасти малыша, скольких бессонных ночей у его постельки! Мальчик получил фамилию и отчество по своему спасителю и имя, данное им крестным отцом - А. П. Ермоловым. Так чеченец стал Петром Захаровичем Захаровым.
В одном из писем своей матери П. Н. Ермолов среди семейных новостей пишет: «Странный мальчик Петрушка! Я о моем чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует все, что попадается под руку. Видимо, будет художник, и неплохой...» Отставной генерал решает тряхнуть стариной, обратиться к былым знакомствам и попытаться устроить питомца на казенный счет в Академию художеств. Так Захаров стал художником.
Портрет М.Ю. Лермонтова работы П.З.Захарова-Чеченца.
«…Записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится… идеалы…»
1829-1830 гг. - «Исповедь», Испания, сер. XIX в.
1835-1836 гг. - «Боярин Орша»
1839 г. – «Мцыри»
Кратко о сюжетах: герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть.
Поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать.
последователь романтизма
романтик
идеалист-мечтатель
то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному мироощущению
романтика
мечтательно настроенный
романтический
относящийся к романтизму
- Изображение воображаемого идеального пространства: экзотической природы, давних времён.
- В центре – герой , противостоящий один – всему «пошлому» миру, бегущий из него в мир «идеальный» и потому недостижимый.
- Изображение героя в исключительных обстоятельствах.
- Произвольность композиции, динамичность , контрастность .
«Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения»
И.В.Гёте
«Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer über dem Nebelmeer) - картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, одна из знаковых картин романтизма.
На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними - небо в линиях облаков.
Эта картина - больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их.
«Странник над морем тумана» К.Д.Фридрих
- Внутренняя раздвоенность.
- Одиночество в реальном мире.
- Поиски идеала и мечты.
- Жизнь в сфере эмоций и чувств.
Антуан Гро Наполеон на Аркольском мосту
… Барс, разрывающий
грудь юноши когтями, милосерднее к герою, чем монахи,
чьи заботы и уход Мцыри должен покупать ценой отказа от
борьбы и активности.
Ю.Лотман
«Мцыри» - своеобразие романтизма
В основе образа Мцыри лежит вера в прекрасную, гармоническую, рожденную для счастья человеческую личность…
Ю.Лотман
«Мцыри» - своеобразие романтизма
… Причем счастье ее состоит не в
индивидуалистическом погружении в сокровенные тайны своего духа, не в забвении реального, а в приобщении к этому миру , ко всей полноте существования, которую он может дать человеческой личности, - в счастье любви, борьбе и единстве
с природой.
Ю.Лотман
«Мцыри» - своеобразие романтизма
… Мир природы - мир «воли», общество – «тюрьма».
Природа дает Мцыри свободу, счастье любви (грузинка) и счастье борьбы с честным и смелым противником.
Ю.Лотман
«Мцыри» - своеобразие романтизма
Природа…, давая свободному человеку счастье деятельности,
братства и любви, она дает ему и счастье борьбы, радость героизма. Без борьбы невозможна деятельность, а
Мцыри жаждет именно ее…
Ю.Лотман
«Мцыри» - своеобразие романтизма
Борьба с барсом - здесь сила честно борется против силы, и в этом смысле противники равны.
Барс принадлежит к миру, противопоставленному монастырской тюрьме - философскому
обобщению социального зла.
Ю.Лотман
«Мцыри» - своеобразие романтизма
Трагический разрыв между Мцыри и природой, который ощутим в конце странствования героя, связан … с воспитавшей его средой, внутренняя невозможность найти силы для свободной жизни…
Слайд 2
Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Слайд 4
Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Слайд 5
Жизнь Мцыри в монастыре
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…
Слайд 6
Описание характера и мечты Мцыри
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…
Слайд 7
Мцыри за три «блаженных дня» увидел и узнал:
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность
Слайд 8
Мцыри на воле
О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил...Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею: Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?
Слайд 9
Качества раскрывшиеся в герое, оказавшемся на свободе:
Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура
Слайд 10
Гибель Мцыри
Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет... Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно незнакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели - увидеть дом родной - но даже смерть его воспринимается как победа. Мцыри не сломили ни отчаяние, ни страшные испытания, он до последней минуты остается верен себе и своему идеалу.
Слайд 11
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Слайд 12
«Мцыри» - романтическая поэма
1.Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.
Посмотреть все слайды