Логомаг. Обследование слоговой структуры слов Обследование слоговой структуры слова маркова

Учебно - методический комплект диагностических методик по обследованию состояния слоговой структуры слова и предпосылок её становления у дошкольников с ОНР создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

Учебно - методический комплект по организации обследования речевого развития дошкольников будет интересен и полезен преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Возраст: дети дошкольного возраста с ОНР.

Методика обследования включает четыре серии заданий.

Первая серия состоит из комплексов заданий, направлен­ных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе мини­мального контекста).
Вторая - включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и струк­турных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных ак­тов - динамического и ритмического (при выполнении серий­ных движений).
Четвертая серия состоит из комплексов заданий, на­правленных на исследование особенностей оптико-простран­ственной ориентации (сомато - пространственной и ориента­ции в трехмерном и двухмерном пространстве).

1. Обследование произношения слов различной структурной сложности

Задачи первой серии заданий:

1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; оп­ределение характера и количества возможных искажений.

2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минималь­ного контекста, характера и количества возможных искаже­ний при различных вариантах употребления слов.

При отборе вербального материала каждое слово рас­смотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Ре­чевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.

Изучение особенностей слогового оформления слов дошко­льниками с общим недоразвитием речи предлагается осущест­влять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обсле­дования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Леви­ной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спиро-вой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).

Комплекс А

Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной сло­говой сложности. Предлагаются с целью определения уровня слож­ности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также уста­новления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием - называние предъявляемых пред­метных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. дом, дым, мак, кот, бык, кит.

Задание 2 . Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова - бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов - утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва - знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;

б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, те­лефон, бегемот, барабан.

Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, авто­мат;

пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, ска­калка.

Задание 7. Произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков - Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, ве­лосипед;

б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, вос­питательница.

Комплекс Б

Задания на отраженное (при необходимости - за­медленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера ис­кажений в данном варианте употребления слов, вы­яснения влияния эталона произнесения лексиче­ской единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

Задание 1 . - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.

Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;

б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, ка­бан, салат.

Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.

Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале и сере­дине слова - клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;

в) слова с несколькими стечениями согласных звуков - конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.

Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;

б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.

Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнай­ка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков - водолазы, че­моданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пиа­нино;

б) слова со стечениями согласных звуков - выключа­тель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсо­вод, велосипедист.

Комплекс В

Задания на выявление особенностей многократно­го отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».

Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воро­бей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.

Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.

Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».

Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.

Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплек­сов.

Комплекс Г

Задания на выявление особенностей состояния сло­гового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.

Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

Речевой и картинный материал:

А) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый... (лимон); Катина... (панама); плывет... (пароход); колючий... (кактус); отважный... (солдат); длинноносый... (Буратино)»;

Б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили... (Бима); мы полетим на... (самолете); я положу письмо в... (кон­верт); я хочу быть... (космонавтом); я мечтаю о... (вело­сипеде)».

При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).

Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.

Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.

Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

Речевой и картинный материал:

А) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;

Б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.

Комплекс Д

Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.

Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.

Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.

Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.

Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».

Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.

Анализ результатов первой серии заданий рекомендует­ся осуществлять с учетом следующих критериев:

Уровень сложности слоговой структуры слова, доступ­ный для произнесения;

Количество и характер искажений;

Состояние ритмического рисунка слов при воспроизве­дении (скандирование, наличие ударений);

Темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);

Наличие/отсутствие определенного типа искажений;

Стратегия анализа структуры лексической единицы;

Контроль правильности при произнесении слова.

2. Обследование восприятия лексических единиц

Задачи второй серии заданий:

1. Выявление возможностей восприятия и оценки дли­ны слова, наличия или отсутствия акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение дисритмии и ис­кажений в лексической единице.

2. Исследование способности к вероятностному прогно­зированию и посегментному анализу слова и определение специфики прогностических операций на различном мате­риале.

3. Выявление зависимости, определяющей уровень сформированности механизмов упреждающего синтеза, ве­роятностного прогнозирования, посегментного анализа от степени овладения слоговой структурой слова в процессе проговаривания.

4. Исследование способности к динамике овладения процессами восприятия слова в рамках экспериментального времени.

Данная серия заданий разработана авторами на основе:

Теоретических исследований П.К. Анохина, в частности, сформулированного им закона опережающего отражения действительности как всеобщей прогнозирующей способно­сти живой материи;

Исследований по физиологии Н.А. Бернштейна о воз­можностях мозга осуществлять предвосхищение реального речевого воздействия;

Психологической теории восприятия как процесса посег­ментного анализа через синтез, детерминированного вероят­ностным прогнозированием (Д. Фрай, П. Ладефогд, Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя и др.).

Комплекс А

Задания на определение длины слова или слоговой цепочки, наличия акцентной выделенности и ко­личества структурных элементов. Предлагаются с целью выявления наличия/отсут­ствия чувствительности к просодическим и ритми­ческим характеристикам языковой единицы.

Задание 1. Определение длины слова. Ребенку предлагаются слова односложной и много­сложной слоговой структуры для прослушивания и симво­лы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясня­ется назначение символов (большая полоска - для длинно­го слова, маленькая - для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».

Речевой материал: бах, пух, стук, пароход, бегемот, самосвал и др.

Задание 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков.

Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».

Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым деле­нием, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).

Задание 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. Ребенку предлагаются цепочки слогов для прослушива­ния и символы - изображение цветка с бабочкой для слого­вой цепочки, содержащей акцент, цветка без бабочки для слоговой цепочки без акцента. После объяснения назначе­ния символов следует инструкция: «Послушай песенку. По­кажи (подними) нужный цветок».

Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами (например: пА-па-па, ту-ту-тУ, ко-кО-ко) и без акцентов (например: та-та-та).

Комплекс Б

Задания на определение наличия/отсутствия рит­мических и структурных искажений в слове. Предлагаются с целью выявления особенностей восприятия дисритмии и структурных изменений слова.

Задание 1. Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:

Инструкции:

а) «Правильно ли говорит Буратино: «Это нОга. Это слОны?»;

б) «Послушай, правильно ли говорит Буратино: «Болит рУка?»

Речевой материал:

а) квазислова - нОга, слОны;

б) квазислова - рУка, гОлова.

Задание 2. Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.

Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкции:

а) «Посмотри, скажи, здесь есть машина? амасина? тамалок? молоток?» И т.д.;

б) «Послушай, скажи, есть такое слово - сковородка? касавотка?» И т.д.

Речевой и картинный материал:

Нормативные слова - машина, молоток, самолет, чемодан; пуговица, тумбочка, сковородка, капуста;

Квазислова - представлены вариантами собственных ис­кажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, са-карвотка и т.д.).

Примечание. Дополнительно можно использовать «Картинный материал для проведения игр» - см. иллюстрации: тапки, тыква, гном, зонт, мед­ведь, газета, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, помидоры, самокаты, телевизор, велосипед и др.

Комплекс В

Задания на опознание слова. Предлагаются с целью выявления возможностей вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структур, требующих транс­формации.

Задание 1. Завершение начатого слова. Ребенку предлагаются для прослушивания незакончен­ные слова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкция: «Закончи мое слово».

Речевой и картинный материал:

а) чере...(паха), лисе...(нок), поду.-.(шка), раке...(та); поми...(доры), само...(леты), мура...(вей), вело...(сипед);

б) соба...(ка), руба...(ха), пана...(ма), каран...(даш), га­зе...(та), мага.-.(зин).

Задание 2. Преобразование квазислов в нормативные. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова с нормативным началом, но измененной последующей структу­рой, которые медленно проговариваются экспериментатором.

Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спрята­лось в моем слове».

Речевой материал: чашак, шапак, пилак, тывка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.

Задание 3. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).

Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует.

Инструкция: «Скажи, здесь есть <пила>?».

Речевой и картинный материал:

слово «пила», картинки - лапа, санки, волк;

слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки;

слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, че­репаха;

слово «листок», картинки - гриб, елка, цветок;

слово «крот», картинки - кукла, торт, кот;

слово «радуга», картинки - гора, зебра, гамак;

слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор;

слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица;

слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли;

слово «кабан», картинки - банка, банан, мышка.

Анализ результатов второй серии заданий рекомендует­ся осуществлять с учетом следующих критериев:

Количество и характер ошибок;

Соотнесенность количества и характера ошибок вос­приятия с выраженностью искажений воспроизведе­ния слов различной слоговой структуры;

Контроль правильности воспринимаемой структуры.

3. Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий.

Задачи третьей серии заданий:

1. Выявление состояния сложных параметров двига­тельных актов: ритмического и динамического.

2. Изучение возможностей построения серийно органи­зованных движений, характера и количества возможных трудностей.

3. Определение динамики обучения ритмизации, по­строению и удержанию серийно организованных движений в процессе обследования.

Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется с помощью нескольких комплек­сов заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных авторами на ос­нове тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой и методики А.Р. Лурия.

Комплекс А

Задания на выявление динамических параметров движений органов артикуляции.

Задание 1. Чередование движений губ:

а) «Улыбка»-«Трубочка»;

б) «Улыбка»-«Трубочка»-«Окошко».

Задание 2. Чередование движений языка:

а) вверх-вниз - «Качели»;

б) вправо-влево - «Часики».

Комплекс Б

Задания на выявление динамических параметров мелких движений рук.

Задание 1. Выполнение движения «пересчет пальцев» («Пальчики здороваются»).

Задание 2. Выполнение движения «перекрест пальцев» (второй палец кладется на третий, и наоборот).

Задание 3. Выполнение последовательных движений одной рукой («кулак-ладонь»).

Примечание. Задания комплексов А и S предлагается воспроизвести по образцу, затем самостоятельно, затем под счет.

Инструкции:

«Делай как я»;

«Продолжай сам»;

«Продолжай под мой счет».

Комплекс В

Задания на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных действий.

Задание 1. Воспроизведение заданного количества хлопков (ударов ногами) без акцентуации в заданном темпе:

а) два хлопка (удара);

б) три хлопка (удара).

Ребенку предлагаются для прослушивания и последую­щего воспроизведения серии хлопков и ударов ногой (разное количество):

а) в умеренном темпе;

б) в быстром темпе;

в) в медленном темпе.

Инструкция: «Послушай, запомни, сделай так же».

Задание 2. Воспроизведение последовательно организованных серий движений руками или ногами:

1) серии из двух движений -

а) руки в стороны, руки на пояс;

б) руки на пояс, руки на плечи;

в) руки в стороны, руки вверх;

2) серии из трех движений -

а) руки на пояс, на плечи, вверх;

б) руки вверх, в стороны, вниз;

в) нога назад, вперед, на место.

Примечание. Выполнять задания предлагается совместно с эксперимен­татором, затем продолжать самостоятельно.

Инструкции:

«Делай как я»; «Продолжай сам».

Задание 3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами:

а) ногой, рукой (топ, хлоп - ТХ);

б) рукой, ногой (хлоп, топ - XT);

в) ногой, рукой, ногой (ТХТ);

г) рукой, ногой, рукой (ХТХ).

Ребенку предлагается воспроизвести действия по образцу.

Инструкция: «Посмотри, запомни, сделай так же».

Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет демон­стрируемые действия словами, например: «Топ, хлоп. Хлоп, топ».

Комплекс Г

Задания на исследование особенностей воспроизве­дения ритмически организованных серий движе­ний руками.

Задание 1. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х (тихий хлопок - громкий хлопок).

Задание 2. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х (громкий хлопок - тихий хлопок).

Задание 3. Воспроизведение ритмической модели типа х-х-Х.

Задание 4. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х-х.

Задание 5. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х-х.

Задание 6. Воспроизведение ритмических моделей:

а) типа хх-х (- - пауза);

б) х-хх;

в) х-х-х.

Ребенку предлагаются для прослушивания и последую­щего воспроизведения ритмические структуры, которые вы­полняются при помощи хлопков. Рекомендуется предостав­лять возможность визуального контроля за действиями экс­периментатора.

Инструкция: «Послушай, запомни, прохлопай так же».

Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет дейст­вия словами, например: «Раз, ДВА, РАЗ, два».

Задания на исследование особенностей воспроизве­дения ритмически организованных серий движе­ний ногой.

Комплекс Д

Ребенку предлагаются задания, аналогичные пере­численным в комплексе Г, но вместо хлопков необходимо топать.

Анализ полученных материалов по третьей серии зада­ний предполагает учет следующих критериев:

Количество удержанных двигательных серий;

Количество правильно воспроизведенных ритмиче­ских моделей;

Количество попыток, их результативность;

Характер допущенных ошибок, их стойкость;

Точность воспроизведения предложенной последова­тельности движений (полнота или фрагментарность воспроизведения);

Темп, плавность, амплитуда, целенаправленность дви­жений;

Степень самостоятельности при выполнении заданий.

4. Обследование состояния оптико-пространственной ориентации

Задачами четвертой серии заданий является изучение:

Сомато -пространственной ориентации и пространст­венной организации движений рук и ног;

Состояния пространственных представлений и ориен­тации в трехмерном и двухмерном пространствах;

Возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;

Возможностей выполнения пространственно-ориенти­рованных действий в процессе изобразительной и кон­структивной деятельности;

Особенностей манипулирования предметами в трех­мерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости;

Возможностей развития оптико-пространственных ори­ентировок в рамках экспериментального времени.

Изучение особенностей оптико-пространственной ориен­тации у дошкольников с общим недоразвитием речи осущест­вляется с помощью трех комплексов специальных заданий (А, Б, В), составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Э. Вюрпилло, Р.Я. Лехтман-Абрамович, А.А. Люблинская и др.).

Комплекс А

Задания на выявление особенностей сомато - пространственной ориентации и возможностей про­странственной организации движений.

Задание 1. Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование). Ребенку предлагают в произвольном порядке варежки и ботинки.

Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».

Задание 2. Копирование положений одной руки: вверх, в сторону, вперед, назад.

Задание 3 . Копирование положений одной ноги: сгибание в колене, отведение в сторону, вытягивание вперед, отведение назад.

Задание 4. Копирование несимметричных движений двух рук:

правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону;

правая рука находится на поясе, левая поднята вверх;

правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.

Задание 5. Копирование движений руки и ноги:

левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону;

правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене;

левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед.

Процедура проведения обследования по копированию движений следующая: экспериментатор поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».

Комплекс Б

Задания на выяснение особенностей пространст­венных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.

Задание 1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые:

А) одноступенчатыми инструкциями экспериментатора;

Б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора. Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются постоянно находя­щиеся в помещении предметы мебели и расположенные на ковре игрушки.

Инструкции:

А) «Сделай два шага вперед»; «Отступи на шаг назад»; «Встань около шкафа»; «Встань рядом с мишкой»; «Встань позади мишки»; «Встань впереди мишки»;

Б) «Встань около стола, а затем рядом с мишкой»; «Встань около стула, а потом перед мишкой»; «Встань возле стула, а потом позади мишки».

Задание 2. Манипулирование предметами в пространстве:

А) в соответствии с одноступенчатой инструкцией экспериментатора;

Б) в соответствии с двухступенчатой инструкцией экспериментатора.

Инструкции:

А) «Положи мячик перед собой»;

«Посади куклу позади себя»;

«Поставь пирамидку близко к себе»;

«Положи мячик далеко от себя»;

«Посади куклу между пирамидкой и мячиком»;

Б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех»;

«Поставь пирамидку за куклой, а кубик перед кук­лой».

Комплекс В

Задания на исследование особенностей пространст­венных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.

Задание 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование).

Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фи­гур, попеременно сменяющих друг друга, например: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д.

Задание 2. Изображение графических знаков на листе бумаги:

А) в заданных пространственных позициях;

Б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат.

Процедура обследования следующая:

А) ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Инструкции: «Нарисуй кружок в середине листа»; «Поставь крестик наверху листа»; «Нарисуй треугольник внизу листа»;

Б) ребенку предлагается карандаш и лист бумаги, в цен­тре которого - схематичное изображение домика, в пра­вой половине листа - схематичное изображение дерева. Инструкции: «Нарисуй кружок вверху над домиком»; «Поставь крестик внизу под домиком»; "Нарисуй квадратик между домиком и деревом».

Задание 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).

Выполнение задания осуществляется в два этапа. На первом этапе экспериментатор предлагает план-обра­зец расположения элементов фигуры на плоскости.

Инструкция: «Смотри, запоминай».

Далее следуют комментарии действий: «Сначала в сере­дину листа кладем туловище (овал), затем рот (треуголь­ник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плав­ник и нижний плавник (треугольники)».

На втором этапе ребенку предоставляются геометриче­ские фигуры, необходимые для создания аппликации. Обра­зец остается перед ребенком.

Инструкция: «Сделай сам».

Задание 4. Рисование пространственно организованной фигуры («Дерево»).

Выполнение задания осуществляется в два этапа.

На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения.

Инструкция: «Смотри, запоминай».

На втором этапе ребенку предлагается карандаш и чис­тый лист бумаги. Образец остается перед ребенком. Инструкция: «Нарисуй сам».

Анализ результатов четвертой серии заданий рекомен­дуется осуществлять с учетом следующих критериев:

Количество правильно выполненных заданий;

Автоматизированность, точность, скорость, самостоя­тельность выполнения действия;

Возможность удержания программы последователь­ных пространственно организованных действий, точ­ность ее выполнения (полнота или фрагментарность воспроизведения);

Характер стратегии и тактики всей оптико-пространст­венной деятельности в целом;

Возможность оценивать собственные действия.

Литература.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.

Обследование слоговой структуры слова

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

Опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

Перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

Вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

классификация А.К. Марковой,

которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов.

Обследование слоговой структуры

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом неправильное произношение звуков не ограничивается недостатками звуков. Часто встречается и нарушение слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить ребенком слова различной слоговой сложности. Предлагаются ребенку для называния предметные картинки; затем называются логопедом слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Особенно отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, какие слоговые структуры у ребенка сформированы, а какие – нет. Составляется протокол обследования.

Протокол обследования слоговой структуры слова

Вид слоговой структуры слога

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель

Примечания

Односложные слова с закрытым слогом

мак, дом, сыр

Двусложные слова из 2-х прямых открытых слогов

рука, роза, лапа

Двусложные слова с одним закрытым слогом

сахар, диван, забор

Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла, марка, утка, арбуз, карман

Односложные слова со стечением согласных в начале слова

стол, стул, шкаф

Односложные слова со стечением согласных в конце слова

волк, тигр

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

трава, брови, книга

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

клумба, клубника, гнездо

Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

корабль, бинокль

Трехсложные слова из 3-х открытых слогов

панама, канава, малина

Трехсложные слова с последним закрытым слогом

кошелек, пулемет, телефон

Трехсложные слова со стечением согласных

конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист

Четырехсложные слова с открытыми слогами

паутина, черепаха

Многосложные слова из сходных звуков

клубок, колобок, корзина, картина

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагается для повторения следующие предложения:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем и др.

ВЫВОДЫ : отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татулетка»; добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка звуков и слогов – дерево – «деверо»).

Практические наблюдения показывают, что перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.

Методика обследования

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок.
Для обследования детей 3 лет предлагаются 1, 2 и 3 – сложные слова. Детям более старшего возраста предлагают различные типы слов, в том числе со стечением согласных и гласных в разных позиция слова. В случае выявления нарушений ребенка просят: повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка); из разных гласных, но одинаковых согласных (па-по-пы); из одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением. А также ребенка просят отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов: Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Детям школьного возраста предлагается чтение слов сложной слоговой структуры, чтение скороговорок; списывание сложных слов и предложений, запись сложных слов и предложений под диктовку.

Нарушения слоговой структуры слова

Пропуски звуков в слогах часто обусловлены структурой слога, при стечениях согласных одна из них чаще опускается. В сложных по слоговой структуре словах часто отмечаются замены, пропуски и перестановки звуков, более выражена аппроксимация, причем чем длиннее слово, тем больше вероятности появления в нем фонематических нарушений [Ковшиков В.А., 2001].

Вид нарушения слоговой структуры

Нарушение количества слогов

1. Сокращение (пропуск) слога:

«моток» = «молоток», «вадос» = «водолаз».

2. Опускание слогообразующей гласной:

«пинино» = «пианино»,

«прасоник» = «поросёнок».

3. Увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных:

«команата» = «комната», «дупело» = «дупло».

Нарушение последовательности слогов в слове

1. Перестановка слогов:

«деворе» = «дерево», «чимхистка» = «химчистка».

2. Перестановка звуков соседних слогов:

«гебемот» = «бегемот».

Искажение структуры отдельного слога

1. Сокращение стечений согласных:

«тул» = «стул».

2. Вставки согласных в слог:

«лимонт» = «лимон».

3. Уподобление слогов:

«кококосы» = «абрикосы», «мимидор» = «помидор».

4. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)

«били…били…билитекарь» = «библиотекарь», «вввво…вововодичка» = «водичка».

5. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

«нананасы» = «ананасы».

6. Контаминации (смешение слов):

«в холодильнице» = «в хлебнице и холодильнике», «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией:

    Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

    Инертное застревание на каком - либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикани Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»)

    Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

    Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков.

Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К.Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой в зависимости от их возрастающей сложности.

Предлагается самостоятельно назвать все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого ребенка. Особое внимание уделяется произнесению сложных по слоговой структуре слов в различных словосочетаниях и предложениях. Определив уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.

Задание: Слова со сложной слоговой структурой

Задание: Повторить за логопедом словосочетания:

    Слесарь- инструментальщик.

    Космонавт- исследователь.

    Молодой экскурсовод.

    Строгий регулировщик.

Задание: Повторить за логопедом предложения:

    Лара забрала Рому домой.

    Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

    На перекрестке стоял регулировщик.

    Валерия Александровна учила Лару.

    Милиционер Валерий регулирует движение в районе железнодорожного вокзала.

4. Обследование словаря.

Здесь представлен материал, который позволяет провести количественный и качественный анализ словарного состава языка каждого обследованного ребенка. Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответствии с методикой, предлагаемой С.Г.Шевченко.

Задание: Назвать части туловища, части лица.

Задание: назвать, подобрать обобщающее слово.

5. Обследование грамматического строя речи.

Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.

      Понимание обращенной речи:

    Выполнение действий, состоящих из одной инструкции, затем из двух инструкций;

    Понимание предлогов;

    Понимание предложений с причинно- следственной связью;

    Понимание изменения числа существительного в предложении.

      Словоизменение:

    Изменить существительное по падежам;

    Изменить прилагательное по родам;

    Подобрать глагол к существительному;

    Изменить существительные женского, мужского, среднего родов по числам;

    Изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок- котята);

    Множественное число существительных в родительном падеже;

    Согласование существительных с числительными;

    Изменение глаголов по временам.

      Словообразование:

    Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок;

    Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставок;

    Образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса;

    Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффикса;

    Образовать прилагательные от существительных;

    Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия (белый- беловатый);

    Образовать глаголы от прилагательных по аналогии (красный- краснеть);

    Подбор родственных слов.

Задание: назвать действие по предъявленному предмету.

Задание : назвать слова с противоположным значением (антонимы).

Задание: назвать прилагательные по тактильному ощущению.

Определить:

Какой чай в чайнике;

Какой снег на ощупь;

Какой дождь летом.

Задание: назвать, из чего сделан предмет.

Задание: посмотри на картинки и скажи:

Задание: назвать притяжательные прилагательные. Чей это хвост?

Задание: (Наречия)

Как ползает черепаха?

Как светит месяц?

Как скачет конь?

Задание:

Когда, в какое время суток дети идут в детский сад?

Когда дети идут гулять?

Когда дети ложатся спать?

Задание : Без чего?

Задание: (Понимание предлогов) Покажи, где:

    Кот идет к дому;

    Кот в доме;

    Кот перед домом;

    Кот за домом;

    Кот на крыше;

    Кот вылезает из трубы;

    Кот под крыльцом.

Задание : назови, какой по цвету этот предмет.

Задание: Работает чем?

Задание: изменение существительных с непродуктивными основами.

Задание: подобрать глагол к существительному:

Бабочка …. Бабочки………

Задание: Словообразование. Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов

Задание: изменение глаголов по временам.

Нарушения слогомммввой структуры 1. Нарушения количества слогомммвв -Элизия – сокращение (пропуск) слогомммвв: Молоток- «моток» гусеница- «куница» 640× Итерации -увеличение числа слогомммвв за счет добавления слогомммвобразующей гласной: Трава- «трава» 640×48040×480


3. Нарушения последовательности слогомммвв в слове -перестановка слогомммвв в слове: Дерево- «деворе» -перестановка звуков соседних слогомммвв: Бегемот- «бегемот» 4. Искажения структуры отдельного слога -сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый; слог со стечением согласных – в слог без стечения: Капуста- «капута»


Стул- «стул» -вставка согласных в слог: Лимон- «лимонт» 5. Антиципации, т.е уподобления одного слога другому: Капитан- «капитан» Велосипед- «велосипед» 640×48040× ×55600×556




Обследование слогомммввой структуры слов 1. Исследование сформированности слогомммввой структуры слов 1-11 классов (А.К.Марковой) Инструкция: «Повтори слова за логопедом. Назови картинки» 1 класс- двусложнаые слова из открытых слогомммвв: вода, мука, зубы 2 класс- трехсложные слова из открытых слогомммвв: собака, ягода, молоко












Критерии оценки: 4 балла- чётко воспроизводит слогомммввую структуру всех слов; 3 балла- воспроизводит слогомммввую структуру правильно, но напряжённо, замедленно, в словах класс звуко наполняемость нарушается; 2 балла- слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отражённо; 1 балл- искажается слогомммввая структура по всем классам слов и нарушается звуко наполняемость; 0 баллов- отказ от выполнения задания.




Критерии оценки: 4 балла- слогомммввая структура воспроизводится верно 3 балла- замедленное, скандированное, послогомммввое воспроизведение слов нарушается; 2 балла- искажает слогомммввую структуру при назывании картин; 1 балл- искажает слогомммввую структуру более половины всех слов; 0 баллов- грубо искажает слогомммввую структуру слова как отражённо, таки при самостоятельном назывании по картинке. Отказ от выполнения задания.


3)Исследование возможности повторения ряда слогомммвв: Инструкция: «Повтори за логопедом» 1)па-ту-ко 2) ка-га-да 3) па-по-пу та-пу-бо по-ко-ко бо-бу-ба да-ту-по бу-пу-гу ку-ка-ко 4) та-та- ТА та-ТА-та ТА-та-та Критерии оценки: 4 балла- правильно повторяет все ряды слогомммвв во всех пробах; 3 балла- затрудняется только в 4 пробе; 2 балла- затруднения в 1, 2, 4 пробах; 1 балл- не справляется с пробами, состоящими из трёх слогомммвв, но выполняет 1,2,3 пробу из двух слогомммвв; 0 баллов- не справляется со всеми пробами, отказ от выполнения.


4)Исследование возможности воспроизведения ритмических структур Инструкция: « Послушай как постучу, а теперь повтори за мной удары». !-! !!-!! !-!! !-!-!!! Инструкция: « Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке» Инструкция: « Повтори за мной удары как можно точнее» !-! !-!-! Критерии оценки: 4 балла- точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления; 3 балла- правильное воспроизведение после второго раза; 2 балла- появление ошибок после второго предъявления; 1 балла- ошибочное воспроизведение после третьего предъявления; 0 балла- отказ от выполнения.


5)Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами Инструкция: « Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогомммвв)?». Инструкция: « Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)». Слова 1,2 класса. Критерии оценки: 4 балла- ритмическую структуру воспроизводит правильно, правильно производит подсчёт количества частей слова (слогомммвв); 3 балла- воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением, подсчёт количества частей осуществляет верно, сопряжённо не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса; 2 балла- воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса; 1 балл- количество ударов не соответствует количеству слогомммвв; 0 баллов- не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.


6)Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слогомммввой структуры: 1)Инструкция: « Повтори за логопедом предложения» Экскурсовод проводит экскурсию. Водопроводчик чинит водопровод. Весело журчат весенние ручьи. Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской. 2) Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы» Что жарят на сковороде? (котлеты) Как называется водный дом для рыб?(аквариум) Критерии оценки: 4 балла- слогомммввая структура слов в предложении воспроизводится правильно; 3 балла- замедленное послогомммввое воспроизведение слогомммввой структуры слова; 2 балла- искажает слогомммввую структуру в 2-3 предложениях после двукратного повторения; 1 балл- искажает слогомммввую структуру в 4-5 предложениях после двух- трёхкратного повторения; 0 баллов- во всех ответах допускает грубые искажения.


Типы слогомммввой структуры слов (классификация по А.К.Марковой) 1 Двусложные слова из открытых слогомммвв 2 Трёхсложные слова из открытых слогомммв 3 Односложные слов 4 Двусложные слова с одним закрытым слогомммв 5 Двусложные слова со стечением согласных в середин 6 Двусложные слова с закрытым слогомммвм и стечением согласны 7 Трёхсложные слова с закрытым слогомммв 8 Трёхсложные слова со стечением согласных в середин 9 Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогомммв 10 Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных 11 Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова 12 Двусложные слова со стечением согласных в начале или конце слова 13 Двусложные слова с двумя стечениями согласных 14 Четырёхсложные слова из открытых слогомммвв 15 Четырёхсложные слова со стечением согласных 16 Трёхсложные слова со стечением согласных в начале слов 17 Двусложные слова со стечением из трёх согласных 18 Трёхсложные слова со стечением из трёх согласных 19 Пятисложные слова 10 Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных


Формирование слогомммввой структуры 1) Подготовительный период (формирование предпосылок развития слогомммввой структуры слова); 2) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне звуков; 3) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне слогомммвв; 4) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне слов; 5) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне предложений; 6) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне текста.

Елена Козлова
Методики обследования слоговой структуры слова

1. Методика обследования слоговой структуры слов , предложенная Агранович З. Е.

Методика обследования детей 3 лет . Детям предлагается воспроизвести вслед за учителем-логопедом слова , состоящие из 2-х слогов , например, (вата, ива, сова и так далее, из 3-х слогов (кабина, машина, утята и так далее) 1 слога , например, (мак, сок, дым, и так далее) . При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов .

Методика обследования детей 4-5 лет . Детям предлагаются различные типы слов : простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова . Речевой материал может быть следующим : снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться :

Назвать предметные картинки;

Повторить слова за логопедом ;

Ответить на вопросы (Где подстригают волосы) .

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов , например :

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

2. Методика обследования состояния слоговой структуры слов , авторы Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю.

Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплекса заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (называние предъявляемых картинок, отраженное произношение слов , завершение словосочетаний и предложений ).

Вторая серия включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов , слов и квазислов .).

Третья – включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического (при выполнении серийных движений органов артикуляции, рук и ног) .

Четвертая серия состоит из комплекса заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве.

3. Методика по классификации А . К. Марковой

В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А . К. Марковой. Виды заданий различны : ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами , назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом . Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.

Традиционно принято обследовать слоговую структуру , начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова .

Словарь :

14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных

(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор) .

13 класс – четырехсложные слова , состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино) .

12 класс – двухсложные слова (гнездо, птенцы, свекла) .

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон) .

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка) .

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин) .

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко) .

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан) .

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок) .

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма) .

4 класс – двухсложные слова , состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан) .

3 класс – односложные слова , состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот) .

2 класс – трехсложные слова , состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана) .

1 класс – двухсложные слова , состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота) .

Публикации по теме:

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление.

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр В методическом пособии изложена система специальных дидактических игр, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников ТИПЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. - Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей.

Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями речи путём наращивания слогов. Работая логопедом много лет, я заметила, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства.

Игра-соревнование «В городе живут слова. Слова-приятели и слова-неприятели» ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «В городе живут слова» Здравствуйте дети! Сегодня у нас пройдет игра-соревнование «В городе живут слова». Всему название.

Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.