Майкл гельдер - оксфордское руководство по психиатрии. Читать онлайн «Оксфордское руководство по психиатрии Оксфордское руководство по психиатрии гельдер майкл

Автор

Annotation

Предлагаемая книга получила всемирное признание как одно из лучших руководств по психиатрии. В сжатой, доступной форме дается объективный всесторонний обзор современного состояния этой области знаний. Ее авторы имели целью привести, главным образом, вводную информацию по клинической психиатрии.

Первый том этого издания содержит описание психических расстройств, соответствующих симптомов и синдромов. Большое внимание уделено методике клинического обследования, принятым системам классификации, вопросам этиологии и методам лечения.

Второй том содержит главы, посвященные узким специальностям (в частности детской, гериатрической, судебной психиатрии), биологическим и психологическим методам лечения, организации психиатрического обслуживания и т. д.

Руководство предназначено тем, кто начинает специализироваться в области психиатрии; оно поможет студентам медицинских вузов углубить знания в этой сфере; психиатрам и врачам общего профиля пригодится как справочник.

Его ценность заключается также в том, что оно позволяет нашему читателю приобщиться к тенденциям и подходам современной западной психиатрии.

ОКСФОРДСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПСИХИАТРИИ

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

Описание симптомов и признаков

Расстройства восприятия

Расстройства мышления

Эмоциональные расстройства

Моторные симптомы и признаки

Расстройства образа тела (представления о собственном теле)

Расстройства памяти

Расстройства сознания

Расстройства внимания и концентрации

Инсайт (осознание своего психического состояния)

Защитные механизмы

Опрос для установления диагноза

Сбор анамнеза

Обследование психического статуса

Специальные исследования

Соматический осмотр

Психологическое исследование

Специальные виды собеседований

Заполнение истории болезни

Записка для врача общей практики

Понятие психического заболевания

Необходимость классификации

Психоз и невроз

Типы классификаций

Надежность диагноза

Отдельные системы классификации

Подходы к этиологии

Вклад научных дисциплин в изучение этиологии психических расстройств

Клинические признаки расстройств личности

Эпидемиология

Этиология

Общие причины расстройств личности

Причины асоциальной личности

Прогноз расстройств личности

Ведение больных с расстройством личности

Классификация

Эпидемиология неврозов

Малые эмоциональные расстройства

Реакции на стресс

Этиология неврозов

Прогноз неврозов

Оценка состояния

Тревожные расстройства

Фобические тревожные расстройства

Обсессивно-компульсивное расстройство

Конверсионные и диссоциативные расстройства

Деперсонализационное расстройство

Ипохондрический синдром

Клинические признаки

Классификация депрессивных расстройств

Дифференциальный диагноз

Эпидемиология аффективных расстройств

Этиология аффективных расстройств

Течение и прогноз

Оценка состояния больного при депрессивных расстройствах

Ведение пациентов с депрессивными расстройствами

Оценка состояния больного при мании

Ведение маниакальных больных

Эпидемиология

Клинические признаки

Проблемы диагностики

Подтипы шизофрении

Дифференциальный диагноз

Этиология

Течение и прогноз

Воздействие шизофрении на семью

Оценка состояния

Ведение больных

Введение

Параноидные симптомы

Параноидное (паранойяльное) расстройство личности

Первичные психические расстройства с параноидными чертами

Бредовые расстройства

Особые параноидные состояния

Параноидные состояния, проявляющиеся при определенных ситуациях

Параноидные симптомы: оценка и диагноз

Лечение больных с параноидной симптоматикой

ОРГАНИЧЕСКИЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

Классификация органических психопатологических синдромов

Деменция

Органические психопатологические синдромы со специфическими нарушениями психологических функций

Оценка состояния при предполагаемом органическом психическом расстройстве

Аспекты дифференциальной диагностики

Ведение пациентов с острым органическим синдромом

Ведение больных с деменцией

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Первичная деменция

Черепно-мозговая травма

Внутричерепные инфекции

Цереброваскулярные заболевания

Другие неврологические состояния

Эндокринные нарушения

Расстройства обмена веществ

Дефицит витаминов

Токсические расстройства и побочное действие лекарств

Нарушения электролитного и водного метаболизма

Эпилепсия

Нарушения сна

Двигательные расстройства

Введение

Психологические факторы как причина соматического заболевания

Психические расстройства, проявляющиеся соматическими симптомами

Психиатрические последствия соматического заболевания

Психическое расстройство и соматическое заболевание, случайно совпавшие по времени

Классификация в DSM-IIIR и МКБ-10

Психологическая помощь умирающему

Консультирование и кооперативная психиатрия

ОБЗОР СИНДРОМОВ

Расстройства приема пищи

Сахарный диабет

Сердечно-сосудистые нарушения

Заболевания органов дыхания

Болезни почек

Желудочно-кишечные расстройства

Сенсорные расстройства

Кожные заболевания

Заболевания соединительной ткани

Инфекции

Психиатрические аспекты акушерства и гинекологии

Психиатрические аспекты хирургического лечения

Болезни системы крови

Заболевания мышц

Несчастные случаи, травмы

Умышленное причинение себе вреда

Классификация расстройств, вызванных употреблением алкоголя и других психоактивных веществ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ

Терминология

Моральные и медицинские нормы

Синдром алкогольной зависимости

Нарушения, связанные с употреблением алкоголя

Чрезмерное употребление алкоголя и проблема пьянства

Эпидемиологические аспекты чрезмерного употребления алкоголя

Причины пьянства и алкогольной зависимости

Выявление алкоголиков

Лечение алкоголизма

Профилактика зависимости от алкоголя

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Эпидемиология

Причины злоупотребления наркотиками

Последствия внутривенного применения наркотиков

Социальные последствия зависимости от наркотиков

Употребление наркотиков во время беременности и в послеродовом периоде

Диагноз наркотической зависимости

Профилактика, лечение и реабилитация: общие принципы

Злоупотребление специфическими видами наркотиков

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

Классификация проблем секса и пола

ПОЛОВЫЕ ДИСФУНКЦИИ

Этиология половой дисфункции

Оценка состояния пациентов с половой дисфункцией

Лечение половой дисфункции

Половая дисфункция у физически инвалидизированных людей

АНОМАЛИИ СЕКСУАЛЬНОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ (ПАРАФИЛИИ)

Аномалии в предпочтении сексуального объекта

Аномалии в предпочтении полового акта

Обследование и лечение пациентов с аномалиями сексуального предпочтения

АНОМАЛИИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Другие аспекты сексуального поведения

Введение

Общие сведения

Старческая деменция

Аффективные расстройства

Невроз и расстройство личности

Алкоголизм, злоупотребление наркотиками и другими лекарственными препаратами

Плохое обращение с пожилыми людьми и пренебрежение ими

Шизофрения и параноидные состояния у пожилых людей

Общие вопросы

Классификация лекарств, применяемых в психиатрии

Анксиолитики

Снотворные

Антипсихотические средства (нейролептики)

Атипаркинсонические средства

Антидепрессанты

Ингибиторы моноаминоксидазы

Стимуляторы центральной нервной системы

Противоэпилептические средства

Электросудорожная терапия (ЭСТ)

Психохирургия

Вышедшие из употребления методы лечения

Общие положения

Индивидуальная психотерапия

Индивидуальная долгосрочная психотерапия

Психотерапия в малых группах

Психотерапия с парами и семьями

Другие формы психотерапии

Научные исследования в области психотерапии

Поведенческая и когнитивная терапия

Другие формы психологической терапии

Хронически инвалидизированные больные

Общие принципы обеспечения медицинского психиатрического обслуживания

Оценка психиатрических служб

Обеспечение психиатрической помощью в Соединенном Королевстве

Психиатрические службы в развивающихся странах

Нормальное развитие

Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста

Эпидемиология

Этиология

Психиатрическое обследование детей и их семей

ОБЗОР СИНДРОМОВ

Проблемы детей дошкольного возраста и их семей

Эмоциональные расстройства

Поведенческие расстройства

Детская преступность

Синдромы гиперактивности

Общие расстройства развития

Другие расстройства детского возраста

Специфические нарушения развития

Расстройства речи и языка

Функциональный энурез

Функциональный энкопрез

Злоупотребления в отношении ребенка

Сексуальное злоупотребление

Самоубийство и умышленное самоповреждение

Расстройства половой идентификации

Психиатрические аспекты соматического заболевания

Подростковый период

ПРИЛОЖЕНИЕ

Терминология

Понятие умственной отсталости

Эпидемиология

Клинические признаки умственной отсталости

Влияние умственной отсталости на семью

Этиология умственной отсталости

Причины психических расстройств и поведенческих проблем у больных с умственной отсталостью

Обследование пациентов с умственной отсталостью

Оказание помощи умственно отсталым

Лечение психических нарушений у людей с умственной отсталостью

Правовое регулирование обычной психиатрической практики

Гражданское право

Преступники с психическими расстройствами

Уголовная ответственность

Лечение преступников с психическими расстройствами

Насильственные преступления

Преступления на сексуальной почве

Преступления против собственности

Жертвы преступлений

Патологическое увлечение азартными играми

Психиатр и суд

Опасность

Список литературы

ОКСФОРДСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПСИХИАТРИИ

Предисловие ко второму изданию

В этом издании основные цели и общие подходы те же, что и в первом, однако текст существенно пересмотрен и переработан. При этом преследовались три цели: включить последние классификационные системы, а именно МКБ-10 и DSM-IIIR, в разделы, посвященные клиническим синдромам; отразить прогресс науки и практики; исправить ошибки.

Огромную помощь при подготовке этого издания нам оказали:

Д-р Д. Х. Кларк

Д-р И. Б. Гласс

Д-р П. Дж. Коуэн

Д-р А. Хоуп

Д-р К. Э. Хоутон

Г-н Х. К. Джонс

Д-р Д. Джонс

Профессор Д. Шаффер

Профессор П. Мак-Гуффин

Профессор сэр Дейвид Уэтеролл

Д-р Г. Сторс

Предисловие к первому изданию

Эта книга создавалась прежде всего как руководство по введению в специальность для психиатров-интернов и как учебник повышенного уровня для студентов-медиков, позволяющий им получить углубленную профессиональную подготовку. Надеемся, что данное руководство будет полезно и психиатрам, окончившим обучение, врачам общего профиля и другим клиницистам, которые могут обращаться к этому изданию как к справочнику, а также с целью обновить и усовершенствовать свои знания.

Содержание книги отражает практику клинической психиатрии. В последние годы наблюдается все более активное развитие узких специальностей, в частности детской и подростковой психиатрии, судебной психиатрии и психиатрии, занимающейся задержкой умственного развития. Данное руководство, посвященное главным образом общей психиатрии, в то же время включает в себя и главы, где рассматриваются соответствующие узкие направления. На протяжении всей книги авторы ставили перед собой цель обеспечить скорее введение в каждый из рассматриваемых предметов, чем представить полный, документированный отчет. Предполагается, что в дальнейшем читатель обратится к более подробным и всеобъемлющим источникам, таким как руководства по психиатрии под редакцией Shepherd (1983), Kaplan et al. (1980), и к специализированным учебникам, посвященным более узким разделам психиатрии. В некоторых главах есть ссылки на базовые дисциплины - психологию, биологию, генетику, биохимию, фармакологию и т. п. При обсуждении подобных предметов предполагается, что читатель уже владеет определенными знаниями в этих областях.

Главы, где раскрываются вопросы лечения, применяемого в психиатрии, делятся на две группы. Во-первых, это три главы, полностью посвященные лечению и рассматривающие только общие подходы: в главе 17 освещаются главным образом медикаментозное лечение и электросудорожная терапия, в главе 18 - психологическая терапия, в главе 19 обсуждаются вопросы организации служб реабилитации и ухода за больными с хроническими психическими расстройствами. Во-вторых, главы, посвященные отдельным синдромам, включают в себя разделы, где рассматривается лечение, специфичное для соответствующего синдрома. В таких главах материал, относящийся к лечению, распределен на две части. В одной из них анализируются доказательства эффективности определенных методов лечения применительно к данному синдрому, в другой (в подразделе, озаглавленном «Ведение больных») обсуждаются практические аспекты, в частности способы использования различных средств и методов лечения (по отдельности или в комплексе) на разных стадиях болезни пациента.

Разделение глав, где излагаются общие сведения, и глав, посвященных специфическим вопросам, подразумевает, что читатель должен обращаться более чем к одной главе, чтобы получить полную информацию о лечении того или иного расстройства. Тем не менее предпочтение отдано именно такой системе, поскольку один и тот же метод лечения может использоваться при нескольких синдромах. Например, нейролептические средства применяются при лечении мании и шизофрении, а поддерживающая психотерапия является важным элементом в комплексном лечении многих расстройств.

Данная книга не содержит отдельной главы по истории психиатрии. Однако при рассмотрении каждой конкретной темы приводятся краткие сведения об истории вопроса. Так, в главе о психиатрических службах дан краткий обзор истории развития специализированной помощи психически больным; в главе, посвященной расстройствам личности, представлена информация об эволюции взглядов на это явление. Такой подход отражает точку зрения авторов, которая состоит в том, что рассмотрение вопросов истории (по крайней мере в издании, представляющем собой введение в специальность) принесет больше пользы при условии их привязки к изучению современных идей. Краткие исторические сведения, приводимые в этой книге, можно дополнить, обратившись к литературе по истории психиатрии, в частности к таким источникам, как Ackerknecht (1968) и Bynum (1983).

Система ссылок, используемая в книге, также нуждается в пояснении. Так как данное руководство представляет собой вводный учебник для последипломного образования, мы не давали ссылок для каждого утверждения, которое в принципе могло бы быть подкреплено представленными в литературе данными. Вместо этого мы придерживались в основном двух принципов: ссылаться на литературные источники в случаях, когда утверждение может оказаться спорным, и давать больше ссылок по вопросам, которые представляются наиболее актуальными и способными вызвать интерес у читателей. Спецификой вводного учебника обусловлено и то, что ссылки даются главным образом на англо-американскую литературу. В силу всех этих причин может создаться впечатление, что литература охвачена неравномерно; однако - как уже пояснялось выше - при подготовке данной книги предполагалось, что психиатры-интерны будут продолжать совершенствовать свои знания, используя и другие работы для более детального изучения литературы. Список литературы, рекомендуемой для дальнейшего чтения, приводится в конце каждой главы.

М. Гельдер

Несмотря на то, что при подготовке книги прилагались все усилия для тщательной проверки дозировок препаратов, все же полностью исключить возможность допущения ошибок вряд ли возможно. Кроме того, схемы применения лекарственных средств постоянно пересматриваются; выявляются новые побочные эффекты. Поэтому следует настоятельно рекомендовать читателю обращаться к официальным письменным инструкциям фармакологических фирм, прежде чем назначить какие-либо препараты из рекомендуемых данным руководством.

ОКСФОРДСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПСИХИАТРИИ

Предисловие ко второму изданию

В этом издании основные цели и общие подходы те же, что и в первом, однако текст существенно пересмотрен и переработан. При этом преследовались три цели: включить последние классификационные системы, а именно МКБ-10 и DSM-IIIR, в разделы, посвященные клиническим синдромам; отразить прогресс науки и практики; исправить ошибки.

Огромную помощь при подготовке этого издания нам оказали:

Д-р Д. Х. Кларк

Д-р И. Б. Гласс

Д-р П. Дж. Коуэн

Д-р А. Хоуп

Д-р К. Э. Хоутон

Г-н Х. К. Джонс

Д-р Д. Джонс

Профессор Д. Шаффер

Профессор П. Мак-Гуффин

Профессор сэр Дейвид Уэтеролл

Д-р Г. Сторс

Предисловие к первому изданию

Эта книга создавалась прежде всего как руководство по введению в специальность для психиатров-интернов и как учебник повышенного уровня для студентов-медиков, позволяющий им получить углубленную профессиональную подготовку. Надеемся, что данное руководство будет полезно и психиатрам, окончившим обучение, врачам общего профиля и другим клиницистам, которые могут обращаться к этому изданию как к справочнику, а также с целью обновить и усовершенствовать свои знания.

Содержание книги отражает практику клинической психиатрии. В последние годы наблюдается все более активное развитие узких специальностей, в частности детской и подростковой психиатрии, судебной психиатрии и психиатрии, занимающейся задержкой умственного развития. Данное руководство, посвященное главным образом общей психиатрии, в то же время включает в себя и главы, где рассматриваются соответствующие узкие направления. На протяжении всей книги авторы ставили перед собой цель обеспечить скорее введение в каждый из рассматриваемых предметов, чем представить полный, документированный отчет. Предполагается, что в дальнейшем читатель обратится к более подробным и всеобъемлющим источникам, таким как руководства по психиатрии под редакцией Shepherd (1983), Kaplan et al. (1980), и к специализированным учебникам, посвященным более узким разделам психиатрии. В некоторых главах есть ссылки на базовые дисциплины - психологию, биологию, генетику, биохимию, фармакологию и т. п. При обсуждении подобных предметов предполагается, что читатель уже владеет определенными знаниями в этих областях.

Главы, где раскрываются вопросы лечения, применяемого в психиатрии, делятся на две группы. Во-первых, это три главы, полностью посвященные лечению и рассматривающие только общие подходы: в главе 17 освещаются главным образом медикаментозное лечение и электросудорожная терапия, в главе 18 - психологическая терапия, в главе 19 обсуждаются вопросы организации служб реабилитации и ухода за больными с хроническими психическими расстройствами. Во-вторых, главы, посвященные отдельным синдромам, включают в себя разделы, где рассматривается лечение, специфичное для соответствующего синдрома. В таких главах материал, относящийся к лечению, распределен на две части. В одной из них анализируются доказательства эффективности определенных методов лечения применительно к данному синдрому, в другой (в подразделе, озаглавленном «Ведение больных») обсуждаются практические аспекты, в частности способы использования различных средств и методов лечения (по отдельности или в комплексе) на разных стадиях болезни пациента.

Разделение глав, где излагаются общие сведения, и глав, посвященных специфическим вопросам, подразумевает, что читатель должен обращаться более чем к одной главе, чтобы получить полную информацию о лечении того или иного расстройства. Тем не менее предпочтение отдано именно такой системе, поскольку один и тот же метод лечения может использоваться при нескольких синдромах. Например, нейролептические средства применяются при лечении мании и шизофрении, а поддерживающая психотерапия является важным элементом в комплексном лечении многих расстройств.

Данная книга не содержит отдельной главы по истории психиатрии. Однако при рассмотрении каждой конкретной темы приводятся краткие сведения об истории вопроса. Так, в главе о психиатрических службах дан краткий обзор истории развития специализированной помощи психически больным; в главе, посвященной расстройствам личности, представлена информация об эволюции взглядов на это явление. Такой подход отражает точку зрения авторов, которая состоит в том, что рассмотрение вопросов истории (по крайней мере в издании, представляющем собой введение в специальность) принесет больше пользы при условии их привязки к изучению современных идей. Краткие исторические сведения, приводимые в этой книге, можно дополнить, обратившись к литературе по истории психиатрии, в частности к таким источникам, как Ackerknecht (1968) и Bynum (1983).

Система ссылок, используемая в книге, также нуждается в пояснении. Так как данное руководство представляет собой вводный учебник для последипломного образования, мы не давали ссылок для каждого утверждения, которое в принципе могло бы быть подкреплено представленными в литературе данными. Вместо этого мы придерживались в основном двух принципов: ссылаться на литературные источники в случаях, когда утверждение может оказаться спорным, и давать больше ссылок по вопросам, которые представляются наиболее актуальными и способными вызвать интерес у читателей. Спецификой вводного учебника обусловлено и то, что ссылки даются главным образом на англо-американскую литературу. В силу всех этих причин может создаться впечатление, что литература охвачена неравномерно; однако - как уже пояснялось выше - при подготовке данной книги предполагалось, что психиатры-интерны будут продолжать совершенствовать свои знания, используя и другие работы для более детального изучения литературы. Список литературы, рекомендуемой для дальнейшего чтения, приводится в конце каждой главы.

М. Гельдер Д. Гэт Р. Мейо Оксфорд Май 1983

Несмотря на то, что при подготовке книги прилагались все усилия для тщательной проверки дозировок препаратов, все же полностью исключить возможность допущения ошибок вряд ли возможно. Кроме того, схемы применения лекарственных средств постоянно пересматриваются; выявляются новые побочные эффекты. Поэтому следует настоятельно рекомендовать читателю обращаться к официальным письменным инструкциям фармакологических фирм, прежде чем назначить какие-либо препараты из рекомендуемых данным руководством.

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

Заниматься психиатрией может лишь тот, кто развивает в себе два особых качества. Первое - это способность скрупулезно накапливать объективные клинические данные посредством сбора анамнеза и обследования психического состояния пациента, затем систематизировать их и делать правильные выводы. Второе - способность интуитивно понимать каждого больного как личность. Применяя первое качество, психиатр обращается к своему клиническому опыту и знанию клинических явлений; пользуясь вторым качеством, он прибегает к своему пониманию человеческой природы вообще, чтобы проникнуть в чувства и постичь глубинные корни поведения каждого конкретного больного, а также уяснить, каким образом повлияла жизнь на формирование данной личности.

Оба качества можно развить, накапливая опыт общения с пациентами, а также обучаясь под руководством и на примере более опытных психиатров. Закономерно, однако, что учебник способен помочь в овладении скорее клиническими знаниями, чем искусством интуитивного понимания. В нескольких главах этой книги рассматриваются аспекты клинического мастерства. Но повышенное внимание к указанному вопросу ни в коей мере не означает, что интуитивному пониманию придается меньшее значение, просто это свойство невозможно выработать, читая учебную литературу.

Психиатр может достичь мастерства в обследовании больных только при условии, что он твердо знает, как именно определяется каждый симптом и признак. В противном случае он рискует допустить ошибку в классификации явлений и поставить неточный диагноз. Поэтому вопросы дефиниции рассматриваются в данной главе перед описанием сбора анамнеза и обследования психического статуса, которое дается в гл. 2.

Определяя симптомы и признаки, наблюдающиеся у пациента, психиатр должен также решить, насколько эти явления совпадают с описанными у других психически больных или отличаются от них. Иными словами, необходимо установить, образуют ли клинические признаки синдром, который представляет собой группу симптомов и признаков, объединяющих больных с общей клинической картиной. Придя к определенным выводам относительно синдрома, психиатр совмещает наблюдения за состоянием пациента со сбором информации об истории заболевания. Цель выявления синдрома состоит в том, чтобы спланировать лечение и прогнозировать вероятный исход заболевания, опираясь на накопленные знания о причинах возникновения, лечении и исходе заболевания у других больных с таким же синдромом. Принципы, на которых основывается данная процедура, обсуждаются в гл. 4, посвященной классификации, а также в главах о различных синдромах.


ОКСФОРДСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПСИХИАТРИИ

Предисловие ко второму изданию

В этом издании основные цели и общие подходы те же, что и в первом, однако текст существенно пересмотрен и переработан. При этом преследовались три цели: включить последние классификационные системы, а именно МКБ-10 и DSM-IIIR, в разделы, посвященные клиническим синдромам; отразить прогресс науки и практики; исправить ошибки.

Огромную помощь при подготовке этого издания нам оказали:

Д-р Д. Х. Кларк

Д-р И. Б. Гласс

Д-р П. Дж. Коуэн

Д-р А. Хоуп

Д-р К. Э. Хоутон

Г-н Х. К. Джонс

Д-р Д. Джонс

Профессор Д. Шаффер

Профессор П. Мак-Гуффин

Профессор сэр Дейвид Уэтеролл

Д-р Г. Сторс

Предисловие к первому изданию

Эта книга создавалась прежде всего как руководство по введению в специальность для психиатров-интернов и как учебник повышенного уровня для студентов-медиков, позволяющий им получить углубленную профессиональную подготовку. Надеемся, что данное руководство будет полезно и психиатрам, окончившим обучение, врачам общего профиля и другим клиницистам, которые могут обращаться к этому изданию как к справочнику, а также с целью обновить и усовершенствовать свои знания.

Содержание книги отражает практику клинической психиатрии. В последние годы наблюдается все более активное развитие узких специальностей, в частности детской и подростковой психиатрии, судебной психиатрии и психиатрии, занимающейся задержкой умственного развития. Данное руководство, посвященное главным образом общей психиатрии, в то же время включает в себя и главы, где рассматриваются соответствующие узкие направления. На протяжении всей книги авторы ставили перед собой цель обеспечить скорее введение в каждый из рассматриваемых предметов, чем представить полный, документированный отчет. Предполагается, что в дальнейшем читатель обратится к более подробным и всеобъемлющим источникам, таким как руководства по психиатрии под редакцией Shepherd (1983), Kaplan et al. (1980), и к специализированным учебникам, посвященным более узким разделам психиатрии. В некоторых главах есть ссылки на базовые дисциплины - психологию, биологию, генетику, биохимию, фармакологию и т. п. При обсуждении подобных предметов предполагается, что читатель уже владеет определенными знаниями в этих областях.

Главы, где раскрываются вопросы лечения, применяемого в психиатрии, делятся на две группы. Во-первых, это три главы, полностью посвященные лечению и рассматривающие только общие подходы: в главе 17 освещаются главным образом медикаментозное лечение и электросудорожная терапия, в главе 18 - психологическая терапия, в главе 19 обсуждаются вопросы организации служб реабилитации и ухода за больными с хроническими психическими расстройствами. Во-вторых, главы, посвященные отдельным синдромам, включают в себя разделы, где рассматривается лечение, специфичное для соответствующего синдрома. В таких главах материал, относящийся к лечению, распределен на две части. В одной из них анализируются доказательства эффективности определенных методов лечения применительно к данному синдрому, в другой (в подразделе, озаглавленном «Ведение больных») обсуждаются практические аспекты, в частности способы использования различных средств и методов лечения (по отдельности или в комплексе) на разных стадиях болезни пациента.

Разделение глав, где излагаются общие сведения, и глав, посвященных специфическим вопросам, подразумевает, что читатель должен обращаться более чем к одной главе, чтобы получить полную информацию о лечении того или иного расстройства. Тем не менее предпочтение отдано именно такой системе, поскольку один и тот же метод лечения может использоваться при нескольких синдромах. Например, нейролептические средства применяются при лечении мании и шизофрении, а поддерживающая психотерапия является важным элементом в комплексном лечении многих расстройств.

Данная книга не содержит отдельной главы по истории психиатрии. Однако при рассмотрении каждой конкретной темы приводятся краткие сведения об истории вопроса. Так, в главе о психиатрических службах дан краткий обзор истории развития специализированной помощи психически больным; в главе, посвященной расстройствам личности, представлена информация об эволюции взглядов на это явление. Такой подход отражает точку зрения авторов, которая состоит в том, что рассмотрение вопросов истории (по крайней мере в издании, представляющем собой введение в специальность) принесет больше пользы при условии их привязки к изучению современных идей. Краткие исторические сведения, приводимые в этой книге, можно дополнить, обратившись к литературе по истории психиатрии, в частности к таким источникам, как Ackerknecht (1968) и Bynum (1983).

ОКСФОРДСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПСИХИАТРИИ

Предисловие ко второму изданию

В этом издании основные цели и общие подходы те же, что и в первом, однако текст существенно пересмотрен и переработан. При этом преследовались три цели: включить последние классификационные системы, а именно МКБ-10 и DSM-IIIR, в разделы, посвященные клиническим синдромам; отразить прогресс науки и практики; исправить ошибки.

Огромную помощь при подготовке этого издания нам оказали:

Д-р Д. Х. Кларк

Д-р И. Б. Гласс

Д-р П. Дж. Коуэн

Д-р А. Хоуп

Д-р К. Э. Хоутон

Г-н Х. К. Джонс

Д-р Д. Джонс

Профессор Д. Шаффер

Профессор П. Мак-Гуффин

Профессор сэр Дейвид Уэтеролл

Д-р Г. Сторс

Предисловие к первому изданию

Эта книга создавалась прежде всего как руководство по введению в специальность для психиатров-интернов и как учебник повышенного уровня для студентов-медиков, позволяющий им получить углубленную профессиональную подготовку. Надеемся, что данное руководство будет полезно и психиатрам, окончившим обучение, врачам общего профиля и другим клиницистам, которые могут обращаться к этому изданию как к справочнику, а также с целью обновить и усовершенствовать свои знания.

Содержание книги отражает практику клинической психиатрии. В последние годы наблюдается все более активное развитие узких специальностей, в частности детской и подростковой психиатрии, судебной психиатрии и психиатрии, занимающейся задержкой умственного развития. Данное руководство, посвященное главным образом общей психиатрии, в то же время включает в себя и главы, где рассматриваются соответствующие узкие направления. На протяжении всей книги авторы ставили перед собой цель обеспечить скорее введение в каждый из рассматриваемых предметов, чем представить полный, документированный отчет. Предполагается, что в дальнейшем читатель обратится к более подробным и всеобъемлющим источникам, таким как руководства по психиатрии под редакцией Shepherd (1983), Kaplan et al. (1980), и к специализированным учебникам, посвященным более узким разделам психиатрии. В некоторых главах есть ссылки на базовые дисциплины - психологию, биологию, генетику, биохимию, фармакологию и т. п. При обсуждении подобных предметов предполагается, что читатель уже владеет определенными знаниями в этих областях.

Главы, где раскрываются вопросы лечения, применяемого в психиатрии, делятся на две группы. Во-первых, это три главы, полностью посвященные лечению и рассматривающие только общие подходы: в главе 17 освещаются главным образом медикаментозное лечение и электросудорожная терапия, в главе 18 - психологическая терапия, в главе 19 обсуждаются вопросы организации служб реабилитации и ухода за больными с хроническими психическими расстройствами. Во-вторых, главы, посвященные отдельным синдромам, включают в себя разделы, где рассматривается лечение, специфичное для соответствующего синдрома. В таких главах материал, относящийся к лечению, распределен на две части. В одной из них анализируются доказательства эффективности определенных методов лечения применительно к данному синдрому, в другой (в подразделе, озаглавленном «Ведение больных») обсуждаются практические аспекты, в частности способы использования различных средств и методов лечения (по отдельности или в комплексе) на разных стадиях болезни пациента.

Разделение глав, где излагаются общие сведения, и глав, посвященных специфическим вопросам, подразумевает, что читатель должен обращаться более чем к одной главе, чтобы получить полную информацию о лечении того или иного расстройства. Тем не менее предпочтение отдано именно такой системе, поскольку один и тот же метод лечения может использоваться при нескольких синдромах. Например, нейролептические средства применяются при лечении мании и шизофрении, а поддерживающая психотерапия является важным элементом в комплексном лечении многих расстройств.

Данная книга не содержит отдельной главы по истории психиатрии. Однако при рассмотрении каждой конкретной темы приводятся краткие сведения об истории вопроса. Так, в главе о психиатрических службах дан краткий обзор истории развития специализированной помощи психически больным; в главе, посвященной расстройствам личности, представлена информация об эволюции взглядов на это явление. Такой подход отражает точку зрения авторов, которая состоит в том, что рассмотрение вопросов истории (по крайней мере в издании, представляющем собой введение в специальность) принесет больше пользы при условии их привязки к изучению современных идей. Краткие исторические сведения, приводимые в этой книге, можно дополнить, обратившись к литературе по истории психиатрии, в частности к таким источникам, как Ackerknecht (1968) и Bynum (1983).

Система ссылок, используемая в книге, также нуждается в пояснении. Так как данное руководство представляет собой вводный учебник для последипломного образования, мы не давали ссылок для каждого утверждения, которое в принципе могло бы быть подкреплено представленными в литературе данными. Вместо этого мы придерживались в основном двух принципов: ссылаться на литературные источники в случаях, когда утверждение может оказаться спорным, и давать больше ссылок по вопросам, которые представляются наиболее актуальными и способными вызвать интерес у читателей. Спецификой вводного учебника обусловлено и то, что ссылки даются главным образом на англо-американскую литературу. В силу всех этих причин может создаться впечатление, что литература охвачена неравномерно; однако - как уже пояснялось выше - при подготовке данной книги предполагалось, что психиатры-интерны будут продолжать совершенствовать свои знания, используя и другие работы для более детального изучения литературы. Список литературы, рекомендуемой для дальнейшего чтения, приводится в конце каждой главы.

М. Гельдер Д. Гэт Р. Мейо Оксфорд Май 1983

Несмотря на то, что при подготовке книги прилагались все усилия для тщательной проверки дозировок препаратов, все же полностью исключить возможность допущения ошибок вряд ли возможно. Кроме того, схемы применения лекарственных средств постоянно пересматриваются; выявляются новые побочные эффекты. Поэтому следует настоятельно рекомендовать читателю обращаться к официальным письменным инструкциям фармакологических фирм, прежде чем назначить какие-либо препараты из рекомендуемых данным руководством.