Мария каллас биография личная жизнь фильмы. Биография Марии Каллас – оперной дивы всех времен и народов


Имя величайшей оперной певицы ХХ века Марии Каллас всегда было овеяно легендами. Всю жизнь она давала поводы для сплетен: и тогда, когда ей удалось сбросить вес с 92-х до 64-х кг, а способы снижения веса она держала в тайне, и когда, еще будучи замужней, она отправилась в морской круиз с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом, и когда потеряла голос и покинула сцену, и когда доживала свои дни в полном одиночестве. Смерть Марии Каллас оставила не меньше вопросов без ответов, чем ее жизнь: была версия, что певицу отравили, а чтобы скрыть следы преступления, тело кремировали.



Мария Анна София Сесилия Калогеропулу была нежеланным ребенком – родители ждали мальчика, и после рождения дочери мать несколько дней отказывалась даже смотреть на нее. Вскоре родители расстались, и мать с дочерьми вернулась из Америки на родину, в Грецию. В 5 лет Мария начала брать уроки фортепиано, а с 8-ми – заниматься вокалом. Свое обучение она продолжила в консерватории, где опытные педагоги сразу распознали ее талант.





На большой сцене Мария дебютировала в театре Афин – она спела партию в «Тоске» Пуччини. До окончания Второй Мировой войны она выступала в Греции, но настоящая популярность обрушилась на нее в 1947 г., после ее появления на фестивале оперного искусства в Вероне. Тогда на нее обратил внимание известный итальянский дирижер Туллио Серафин, пригласивший ее в оперный театр Венеции. В Италии судьба свела певицу с поклонником оперы, богатым промышленником Джиованни Батиста Менегини, который вскоре стал ее мужем.



Путь Марии Каллас к успеху был бесконечной работой над собой. Внешне ей удалось измениться почти до неузнаваемости. Мария фиксировала результаты: «Джоконда 92 кг; Аида 87 кг; Норма 80 кг; Медея 78 кг; Лючия 75 кг; Альцеста 65 кг; Елизавета 64 кг». При этом о способах снижения веса она никогда не говорила, что вызывало разные домыслы – например, о хирургическом вмешательстве.



В 1957 г. на балу в Венеции Мария Каллас познакомилась со своим земляком, миллиардером Аристотелем Онассисом. Эта встреча стала для нее роковой. Аристотель пригласил ее вместе с мужем в морской круиз на своей шикарной яхте «Кристина». Вызывая шок у окружающих, Мария с Аристотелем уединялись в его апартаментах.





Ради Аристотеля Мария ушла от мужа, он же не спешил разводиться с женой. К тому же, он лишил ее возможности родить ребенка – у миллиардера уже были наследники, и детей он категорически не хотел. Через много лет судьба его жестоко наказала за это: его сын погиб в автокатастрофе, а дочь умерла от передозировки наркотиков. В конце концов Онассис женился на Жаклин Кеннеди, а Мария осталась одна. «Сначала я потеряла вес, потом я потеряла голос, а теперь я потеряла Онассиса», – сказала она осаждавшим ее журналистам.





В последний раз Каллас вышла на сцену в 1974 г. После этого она до самой смерти в 1977 г. практически не покидала своей квартиры. По официальной версии, Мария Каллас умерла от сердечного приступа. Но среди ее поклонников была распространенной другая версия. Говорили, что Марию отравила ее пианистка Васса Деветци. Якобы она хотела завладеть имуществом Каллас, и для этого ограждала ее от общения с людьми, добавляла в ее лекарства транквилизаторы, усугубляя ее депрессию. Однако эта версия не была доказана. По версии мужа Марии, Джиованни Батиста Менегини, певица покончила с собой.



Одна из выдающихся певиц прошедшего века Мария Каллас при жизни стала настоящей легендой. К чему бы ни прикоснулась артистка, все озарялось каким-то новым, неожиданным светом. Она умела взглянуть на многие страницы оперных партитур новым, свежим взглядом, открыть в них доселе неизведанные красоты.

Мария Каллас (настоящее имя Мария Анна София Цецилия Калогеропулу) родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке, в семье греческих эмигрантов. Несмотря на небольшой достаток, родители решили дать ей певческое образование. Необыкновенный талант Марии проявился еще в раннем детстве. В 1937 году вместе с матерью она приезжает на родину и поступает в одну из афинских консерваторий, «Этникон одеон», к известному педагогу Марии Тривелла.

Под ее руководством Каллас подготовила и исполнила в студенческом спектакле свою первую оперную партию - роль Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи. Столь знаменательное событие произошло в 1939 году, который стал своеобразным рубежом в жизни будущей певицы. Она переходит в другую афинскую консерваторию, «Одеон афион», в класс выдающейся колоратурной певицы испанки Эльвиры де Идальго, которая завершила шлифовку голоса и помогла Каллас состояться как оперной певице.

В 1941 году Каллас дебютировала в Афинской опере, исполнив партию Тоски в одноименной опере Пуччини. Здесь она работает до 1945 года, постепенно начиная осваивать ведущие оперные партии.

Ведь в голосе Каллас заключалась гениальная «неправильность». В среднем регистре у нее слышался особый приглушенный, даже как бы несколько сдавленный тембр. Знатоки вокала считали это недостатком, а слушатели видели в этом особое очарование. Не случайно говорили о магии ее голоса, о том, что она завораживает аудиторию своим пением. Сама певица называла свой голос «драматической колоратурой».

Открытие Каллас произошло 2 августа 1947 года, когда никому не известная двадцатичетырехлетняя певица появилась на сцене театра «Арена ди Верона», самого большого в мире оперного театра под открытым небом, где выступали почти все величайшие певцы и дирижеры XX века. Летом здесь проводится грандиозный оперный фестиваль, во время которого и выступила Каллас в заглавной роли в опере Понкьелли «Джоконда».

Спектаклем дирижировал Туллио Серафин, один из лучших дирижеров итальянской оперы. И вновь личная встреча определяет судьбу актрисы. Именно по рекомендации Серафина Каллас приглашают в Венецию. Здесь под его руководством она исполняет заглавные партии в операх «Турандот» Дж. Пуччини и «Тристан и Изольда» Р. Вагнера.

Казалось, что в оперных партиях Каллас проживает кусочки своей жизни. Одновременно она отражала и женскую судьбу вообще, любовь и страдания, радость и печаль.

В самом знаменитом театре мира - миланском «Ла Скала» - Каллас появилась в 1951 году, исполнив партию Елены в «Сицилийской вечерне» Дж. Верди.

Знаменитый певец Марио Дель Монако вспоминает:

«Я познакомился с Каллас в Риме, вскоре после ее прибытия из Америки, в доме маэстро Серафина, и помню, что она спела там несколько отрывков из «Турандот». Впечатление у меня сложилось не самое лучшее. Разумеется, Каллас легко справлялась со всеми вокальными трудностями, но гамма ее не производила впечатления однородной. Середина и низы были гортанными, а крайние верхи вибрировали.

Однако с годами Мария Каллас сумела превратить свои недостатки в достоинства. Они стали составной частью ее артистической личности и в каком-то смысле повысили исполнительскую оригинальность. Мария Каллас сумела утвердить свой собственный стиль. Впервые я пел с ней в августе 1948 года в генуэзском театре «Карло Феличе», исполняя «Турандот» под управлением Куэсты, а год спустя мы вместе с ней, а также с Росси-Леменьи и маэстро Серафином отправились в Буэнос-Айрес…

…Вернувшись в Италию, она подписала с «Ла Скала» контракт на «Аиду», но и у миланцев не вызвала большого энтузиазма. Столь гибельный сезон сломил бы кого угодно, только не Марию Каллас. Ее воля могла сравниться с ее талантом. Помню, например, как, будучи сильно близорукой, она спускалась по лестнице в «Турандот», нащупывая ступени ногой столь естественно, что никто и никогда не догадался бы о ее недостатке. При любых обстоятельствах она держала себя так, будто вела схватку со всеми окружающими.

Как-то февральским вечером 1951 года, сидя в кафе «Биффи Скала» после спектакля «Аида» под управлением Де Сабаты и при участии моей партнерши Константины Араухо, мы разговаривали с директором «Ла Скала» Гирингелли и генеральным секретарем театра Ольдани о том, какой оперой лучше всего открыть следующий сезон… Гирингелли спросил, считаю ли я «Норму» подходящей для открытия сезона, и я ответил утвердительно. Но Де Сабата все никак не решался выбрать исполнительницу главной женской партии… Суровый по характеру, Де Сабата, так же как Гирингелли, избегал доверительных отношений с певцами. Все же он повернулся ко мне с вопросительным выражением лица.

«Мария Каллас» - не колеблясь ответил я. Де Сабата, помрачнев, напомнил о неуспехе Марии в «Аиде». Однако я стоял на своем, говоря, что в «Норме» Каллас станет подлинным открытием. Я помнил, как она победила неприязнь публики театра «Колон», отыгравшись за свою неудачу в «Турандот». Де Сабата согласился. Видимо, кто-то другой уже называл ему имя Каллас, и мое мнение оказалось решающим.

Сезон решено было открыть также «Сицилийской вечерней», где я не участвовал, поскольку она непригодна для моего голоса. В тот же год феномен Марии Менегини-Каллас вспыхнул новой звездой на мировом оперном небосводе. Сценический талант, певческая изобретательность, необычайное актерское дарование - все это самой природой было даровано Каллас, и она сделалась ярчайшей величиной. Мария встала на путь соперничества с молодой и столь же агрессивной звездой - Ренатой Тебальди.

1953 год положил начало этому соперничеству, продлившемуся целое десятилетие и разделившему оперный мир на два лагеря».

Великий итальянский режиссер Л. Висконти услышал Каллас впервые в роли Кундри в вагнеровском «Парсифале». Восхищенный талантом певицы, режиссер вместе с тем обратил внимание на неестественность ее сценического поведения. На артистке, как он вспоминал, была огромнейшая шляпа, поля которой раскачивались в разные стороны, мешая ей видеть и двигаться. Висконти сказал себе: «Если я когда-нибудь буду работать с ней, ей не придется так мучиться, я позабочусь об этом».

В 1954 году такая возможность представилась: в «Ла Скала» режиссер, уже достаточно знаменитый, поставил свой первый оперный спектакль - «Весталку» Спонтини с Марией Каллас в главной роли. За ним последовали новые постановки, в числе которых и «Травиата» на той же сцене, ставшая началом всемирной славы Каллас. Сама певица писала позднее: «Лукино Висконти означает новый важный этап в моей артистической жизни. Никогда не забуду третьего действия „Травиаты“, поставленной им. Я выходила на сцену подобно рождественской елке, наряженная как героиня Марселя Пруста. Без слащавости, без пошлой сентиментальности. Когда Альфред бросал мне в лицо деньги, я не пригибалась, не убегала: оставалась на сцене с распростертыми руками, как бы говоря публике: „Перед вами бесстыдница“. Именно Висконти научил меня играть на сцене, и я храню к нему глубокую любовь и благодарность. На моем рояле только две фотографии - Лукино и сопрано Элизабет Шварцкопф, которая из любви к искусству учила всех нас. С Висконти мы работали в атмосфере истинного творческого содружества. Но, как я говорила много раз, важнее всего другое: он первый дал мне доказательство, что мои предшествующие искания были верными. Ругая меня за различные жесты, казавшиеся публике красивыми, но противоречившие моей природе, он заставил меня многое передумать, утвердить основной принцип: максимальная исполнительская и вокальная выразительность с минимальным использованием движений».

Восторженные зрители наградили Каллас титулом La Divina - Божественная, который сохранился за ней и после смерти.

Быстро осваивая все новые партии, она выступает в Европе, Южной Америке, Мексике. Перечень ее ролей поистине невероятен: от Изольды в опере Вагнера и Брунхильды в операх Глюка и Гайдна до распространенных партий своего диапазона - Джильды, Лючии в операх Верди и Россини. Каллас называли возродительницей стиля лирического бельканто.

Примечательна ее интерпретация роли Нормы в одноименной опере Беллини. Каллас считается одной из лучших исполнительниц этой роли. Вероятно, осознавая свое духовное родство с этой героиней и возможности своего голоса, Каллас пела эту партию на многих своих дебютах - в «Ковент-Гарден» в Лондоне в 1952 году, затем на сцене «Лирик-опера» в Чикаго в 1954 году.

В 1956 году ее ждет триумф в городе, где она родилась, - в «Метрополитен-опера» специально подготовили для дебюта Каллас новую постановку «Нормы» Беллини. Эту партию наряду с Лючией ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти критики тех лет причисляют к высшим достижениям артистки. Впрочем, не так-то просто выделить лучшие работы в ее репертуарной веренице. Дело в том, что Каллас к каждой своей новой партии подходила с чрезвычайной и даже несколько необычной для оперных примадонн ответственностью. Спонтанный метод был ей чужд. Она трудилась настойчиво, методично, с полным напряжением духовных и интеллектуальных сил. Ею руководило стремление к совершенству, и отсюда бескомпромиссность ее взглядов, убеждений, поступков. Все это приводило к бесконечным столкновениям Каллас с администрацией театров, антрепренерами, а порой и партнерами по сцене.

На протяжении семнадцати лет Каллас пела практически не жалея себя. Исполнила около сорока партий, выступив на сцене более 600 раз. Кроме того, непрерывно записывалась на пластинки, делала специальные концертные записи, пела на радио и телевидении.

Каллас регулярно выступала в миланском «Ла Скала» (1950-1958, 1960-1962), лондонском театре «Ковент-Гарден» (с 1962), Чикагской опере (с 1954), нью-йоркской «Метрополитен-опера» (1956-1958). Зрители шли на ее спектакли не только для того, чтобы услышать великолепное сопрано, но и для того, чтобы увидеть настоящую трагическую актрису. Исполнение таких популярных партий, как Виолетта в «Травиате» Верди, Тоска в опере Пуччини или Кармен, принесло ей триумфальные успехи. Однако не в ее характере была творческая ограниченность. Благодаря ее художественной пытливости ожили на сцене многие забытые образцы музыки XVIII-XIX веков - «Весталка» Спонтини, «Пират» Беллини, «Орфей и Эвридика» Гайдна, «Ифигения в Авлиде», и «Альцеста» Глюка, «Турок в Италии» и «Армида» Россини, «Медея» Керубини…

«Пение Каллас было поистине революционным, - пишет Л.О. Акопян, - она сумела возродить почти забытый со времен великих певиц XIX века - Дж. Пасты, М. Малибран, Джулии Гризи - феномен „безграничного“, или „свободного“, сопрано (итал. soprano sfogato), со всеми присущими ему достоинствами (такими, как диапазон в две с половиной октавы, богато нюансированное звучание и виртуозная колоратурная техника во всех регистрах), а также своеобразными „недостатками“ (чрезмерной вибрацией на самых высоких нотах, не всегда естественным звучанием переходных нот). Помимо голоса уникального, мгновенно узнаваемого тембра, Каллас обладала огромным талантом трагической актрисы. Из-за чрезмерного напряжения сил, рискованных экспериментов с собственным здоровьем (в 1953 году она за 3 месяца похудела на 30 кг), а также из-за обстоятельств личной жизни карьера певицы оказалась недолгой. Каллас оставила сцену в 1965 году после неудачного выступления в роли Тоски в „Ковент-Гардене“».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Марии Каллас

Детство в Нью-Йорке

Мария Каллас, великая оперная певица, родилась в Соединённых Штатах Америки 2-го числа в декабре месяце 1923 года в городе Нью-Йорк. Мать хотела сделать из дочери певицу, воплотив в ней свои мечты о карьере оперной певицы. С трёх лет Мария слушала классическую музыку, в пять лет стала учиться играть на фортепиано, с восьми лет училась вокалу. Её мать, Евангелия, хотела дать Марии хорошее музыкальное образование и возвратилась для этого в Афины, где Мария стала учиться в консерватории с 14 лет. Она училась вокалу у испанской певицы Эльвиры де Идальго.

Дебют в опере в 1941 году

Дебют Марии Каллас в опере состоялся в оккупированных немцами Афинах в 1941 году. В 1945 году Мария вместе с матерью вернулась в Нью-Йорк, где началась её карьера в опере. Удачей был дебют в опере "Джоконда" на сцене амфитеатра "Арена ди Верона". Сама Каллас считает удачей встречу с Туллио Серафином, который ввёл её в мир большой оперы. В 1949 году она уже пела в "Ла Скала" и ездила в Южную Америку. Далее она стала выступать на всех оперных сценах Европы и Америки. Она похудела на 30 килограммов.

Личная жизнь

В 1949 году Каллас вышла замуж за Джованни Менегини, который был её менеджером и продюсером. Муж был её вдвое старше, он продал бизнес и полностью посвятил себя Марии и её карьере в опере. Сам он был страстным любителем оперы. Мария Каллас в 1957 году встретила Аристотеля Онассиса, между ними вспыхнула страстная любовь. Они несколько раз встречались, стали появляться вместе на публике. Жена Онассиса подала на развод. Жизнь Марии Каллас с Онассисом не была благополучной, они постоянно ссорились. В 1968 году Онассис женился на Жаклин Кеннеди. Жизнь с Жаклин тоже была для него несчастной, он снова вернулся к Марии Каллас, стал приезжать к ней в Париж. Он скончался в 1975 году, Мария пережила его на два года.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Перелом в карьере

В 1959 году череда скандалов, развод и несчастная любовь к Онассису привели к потере голоса и вынужденному уходу из "Ла Скала" и разрыву с "Метрополитен Опера". Возвращение в оперу в 1964 году закончилось неудачей.

Смерть

Мария Каллас скончалась в 1977 году в Париже. Она жила в Париже все последние годы жизни, почти не выходя из квартиры. У неё была редкая болезнь голосовых связок, от которой она и умерла.

Было сделано исследование причины постепенного ухудшения голоса певицы. Врачи, которые специализировались на болезнях голосовых связок (Фусси и Паолилло), проанализировали изменения её голоса. В 1960 году диапазон её голоса изменился из-за болезни (сменился с сопрано на меццо-сопрано), стало очевидным ухудшение голоса, звучание высоких нот стало другим. Голосовые мышцы ослабли, грудь при дыхании не могла приподниматься. Диагноз был поставлен только незадолго до смерти, но официально не высказывался. Считалось, что певица умерла от остановки сердца. Врачи Фусси и Паолилло высказали предположение, что инфаркт миокарда был вызван дерматомиозитом, болезнью связок и гладких мышц. Об этом диагнозе стало известно только в 2002 году. Существует и теория заговора вокруг Каллас, некоторые люди (в их числе режиссёр Франко Дзеффирелли) высказывали предположение, что Мария была отравлена при участии её близкой подруги, пианистки.

Имя: София Сесилия Калос (при крещении Мария Анна София Кекилия Калогеропулу)

Государство: США

Сфера деятельности: опера

Величайшее достижение: одна из самых знаменитых и великих оперных певиц 20 века

Наверно, не будет преувеличением сказать, что имя Марии Каллас знакомо даже тем, кто ни разу не был в опере и не слышал ее дивного голоса (даже в записи). Ее блистательная карьера была своеобразной платой за неудачи в личной жизни, которыми была наполнена жизнь певицы.

Биография

Будущая звезда родилась в Нью-Йорке 2 декабря 1923 года в семье эмигрантов из Греции. К сожалению, еще до рождения, находясь в утробе матери, Мария как будто чувствовала, что даже за любовь родителей придется бороться. Проживая в Греции, родители будущей певицы пережили трагедию-смерть сына. В семье подрастала уже дочь, Синтия. Евангелия, мать Марии, была беременна, когда Георгиос Калогеропулос, отец семейства, решил переехать из солнечной Греции в США, подальше от горьких воспоминаний. Семья осела в Нью-Йорке.

Родители очень ждали рождения сына, чтобы заменить Базиля, но родилась очередная девочка. Это было настоящим ударом для матери. В течение первых дней после родов мать отказывалась даже взглянуть на кроху, но со временем родители смирились и занялись воспитанием дочери.

Подрастая, взрослые начали понимать, что девочка растет необычайно талантливой. Мария начала слушать классическую музыку в возрасте 3 лет, в пять – играть на пианино, а в восемь – заниматься с педагогом вокалом. Помимо музыкального образования, мать уделяла много времени книгам и постоянно водила дочь в библиотеку.

В 1936 году Мария с матерью едут в Грецию, чтобы продолжить образование на своей исторической родине. Девушка поступает в афинскую консерваторию, где ее наставником становится Эльвира Де Идальго, знаменитая тогда оперная певица с удивительным колоратурным сопрано. Дебют Марии, как певицы, состоялся в 1941 году. Это была опера Пуччини «Тоска».

Мать была очень требовательной по отношении к Марии, постоянно критикуя и добиваясь совершенства во всем. впоследствии это отразилось на дальнейшей жизни Каллас – всегда она будет добиваться совершенства в исполнении, несмотря ни на какие обстоятельства. Мария обладала яркой внешностью, но требования матери взрастили в ней комплекс неполноценности – ей казалось, что она некрасивая, неуклюжая, толстая, и голос у нее никакой. Даже когда жизнь и признание поклонников доказывали обратное.

В 1945 году Мария Каллас возвращается в Америку. Начинается ее настоящий творческий путь, но пока безуспешно – ее выступлениям сопутствовала череда отказов. Наконец, в 1947 году в Вероне, на сцене амфитеатра зрители впервые могли лицезреть новую звезду в опере «Джоконда», которой руководил дирижер Туллио Серафин. Именно знакомство с ним Мария связывает с началом своей головокружительной карьеры, ведь именно он становится ее путеводной звездой и обеспечивает партии в «Аиде», «Валькирии», «Пуританах» и других оперных представлениях.

Уже через 2 года, в 1949 году, Мария отправляется на первые большие гастроли в Латинскую Америку, где ее также ждал успех. Но именно Италия становится ее новым домом, подарившим возможность выступать. В 1950 году она поет в легендарной Ла Скале, что по оперным меркам является верхом престижа и признания.

Италия подарила Марии и возможность изменить свою личную жизнь – в Вероне она знакомится с бизнесменом Джованни Менегини, который был большим поклонником оперы. Несмотря на солидную разницу в возрасте – почти 20 лет – Мария приняла его предложение руки и сердца, и в 1949 году они поженились. Джованни становится продюсером звезды и самым преданным поклонником Марии. Казалось бы, вот оно счастье – полные зрительные залы рукоплещут Каллас, дома ее ждет верный муж, который любит ее больше жизни. Но судьба уготовила Марии еще более тяжкое испытание. В 1957 году в Венеции на одном из светских мероприятий Мария знакомится с греческим судовладельцем и миллионером Аристотелем Онассисом.

Тогда между ними не пробежала искра, но Мария отметила про себя импозантного грека. Их следующая встреча состоялась спустя 2 года. Онассис пригласил оперную диву с супругом совершить прогулку на его яхте. Это стало отправной точкой в их отношениях – Онассис подал на развод с женой, Мария ушла от своего верного мужа, и пара стала появляться везде вдвоем. Мария переехала в Париж, чтобы быть ближе к Аристотелю. Шли разговоры о свадьбе, но обманутый супруг Каллас делал все, чтобы не допустить развода, оттягивал этот процесс, как только мог. Кроме этого, они с Джованни венчались в церкви, и это в те времена считалось нерушимым – Ватикан категорически отказывался аннулировать брак певицы.

Аристотель и Мария стали жить гражданским браком, но это было трудно назвать спокойным существованием. Постоянные ссоры сопровождали их союз. В 1966 году Мария узнала, что ждет ребенка. Онассис был категоричен – только аборт.

Боясь потерять свою любовь, Каллас пошла на это и до конца жизни жалела о принятом решении. А пока старалась все свое время проводить с возлюбленным, даже отменяла выступления, из-за чего за ней закрепилась репутация капризной дивы. Сорванные спектакли стоили уйму денег (выплата неустойки), но Марию было не остановить. Совместное мучение продолжалось еще два года, а потом Каллас узнала, что Аристотель собирается жениться на бывшей первой леди США, вдове , Жаклин.

Последние годы жизни

Опустошенная звезда предпочитала жить одна в Париже. Ее карьера также подходила к своему логическому концу – голос стал сдавать, здоровье подводило. Еще в пору молодости Мария заедала кризис в своей жизни, из-за чего стремительно прибавлялись лишние килограммы, и она казалась себе еще более непривлекательной. В начале 1970-х годов она стала педагогом – проводила занятия в Джульярдской школе – одном из самых престижных музыкальных учебных заведений. В 1977 году Мария Каллас скончалась в квартире в Париже, в полном одиночестве из-за остановки сердца. Ее кремировали, прах развеяли на волнами Эгейского моря, а пустую урну поместили в колумбарий на кладбище Пер-Лашез.

«ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО!» – МАРИЯ КАЛЛАС

Была удивительно красива. Ею восхищались, ее боялись. Однако при всей своей гениальности и противоречивости она всегда оставалась женщиной, желающей быть любимой и нужной. В 1957 году греческая певица находилась на вершине известности. Ей только исполнилось 34. Ее фигура приобрела восхитительную стройность после того, как тремя годами раньше она скинула половину веса. Лучшие кутюрье мира мечтали о том, чтобы Каллас появлялась в созданных ими туалетах.

В ожидании любви

Но купаясь в славе, она все равно чувствовала себя одинокой. Муж, известный импресарио Джованни Батиста Менегини, или Титта, как называли его многие, был на 30 лет старше. Но вот осенью 1957 года Мария оказывается на балу в Венеции, устроенном в ее честь. В тот вечер она и познакомилась с черноволосым мужчиной невысокого роста. Он носил большие очки в роговой оправе, из-под которых на собеседника устремлялся пронзительный и слегка насмешливый взгляд. Незнакомец поцеловал ей руку, и они обменялись сначала по-английски, а потом по-гречески ничего не значившими словами. Его звали Аристотель Онассис…

Принадлежавшая ему яхта бросила якорь в венецианской бухте. Он представил Марии свою супругу Тину – красивую женщину, подарившую ему двоих детей – Александра и Кристину.

Наваждение Марии Каллас

c Джованни Батиста Менегини

Вторая их встреча состоялась там же, в Венеции, на светском рауте – только через два года. Она явилась на прием с мужем, а он с женой. Но это не помешало Онассису весь вечер не сводить с Марии пристального взгляда. А потом он пригласил ее, разумеется, с мужем на яхту «Кристина». Но певицу ждали в лондонском театре «Ковент Гарден». Сначала миллиардер оторопел, услышав отказ. Однако, поразмыслив, решил вместе с семьей тоже отправиться в Лондон, где заказал 17 мест на спектакль «Медея», в котором пела Мария . Он устроил в шикарном отеле «Дорчестер» грандиозный прием в честь примадонны. Вот на этом-то незабываемом приеме, во время которого все утопало в розах, Онассис и сумел покорить сердце Марии . У его жены был понурый вид, муж Марии тоже выглядел полководцем, проигравшим сражение. Но все вели себя так, как будто ничего не случилось. А потому Каллас и ее супруг приняли новое приглашение Онассиса совершить путешествие на яхте «Кристина».

22 июля 1959 года яхта отправилась в семнадцатидневное плаванье. Мария веселится, как девочка, появляясь вечерами в умопомрачительных одеяниях, слегка шокирующих окружающих. А во время остановки в Портофино она купила себе рыжий парик, выкрасив губы вишневым цветом. Вместе с Онассисом она появляется в многочисленных магазинчиках портовых городов, где одного ее взгляда на какой-нибудь из туалетов достаточно, чтобы он скупил половину магазина. И вот наступила ночь в Эгейском море, когда Мария осталась в каюте Онассиса, вернее – Ари, как она его уже стала называть.

А 8 августа в Стамбуле Мария и ее супруг, покинув яхту, сели на самолет и возвратились в Милан. На своей вилле Сирмионе Каллас старается ни о чем не говорить. Она вся в ожидании. Очень скоро, 17 августа, сюда на огромной машине приезжает Онассис. Джованни пытается протестовать, но уже не в состоянии помешать происходящему. Буквально через час несчастный супруг остается один, провожая печальным взглядом удаляющийся автомобиль, который навсегда увозит его жену.

Мария Каллас – или женщина, или певица…

Это было похоже на наваждение. Но вначале – просто мировой скандал. Она – дива из див, оперная богиня, обладательница голоса столетия и он – самый богатый человек планеты Аристотель Онассис оказались всего-навсего женщиной и мужчиной.

с Аристотелем Онассисом

Уже 8 сентября Мария в пресс-коммюнике официально сообщила о своем разрыве с супругом. Сама дива купается в счастье. Она на вершине блаженства. Но если в любви Мария счастлива, то с певицей Каллас не все благополучно. В течение 1959 года она пела всего в десяти спектаклях.

14 ноября Каллас официально развелась с Джованни Менегини. А спустя год развелся Онассис. Теперь любовники могли быть все время вместе, Мария надеется на то, что он женится на ней. Однако тот не торопится. Но им очень хорошо вместе. Конечно же, ему частенько приходится оставлять ее одну, садиться в самолет и отправляться на другой конец света. В 1960 году она проводила в одиночестве дни на «Кристине» и выступила всего лишь в шести оперных спектаклях…

Она решила поселиться в Париже в доме на авеню Фош, чтобы «перехватывать» Ари во время его путешествий между Лондоном и Монте-Карло, где находились офисы империи миллиардера. Мария постепенно отказывается от карьеры певицы. «У меня больше нет желания петь, – призналась она в одном из своих интервью. – Я хочу жить. Жить, как любая женщина».

Другая

Наступает весна 1963 года. Новое путешествие на борту «Кристины». Среди почетных гостей – супруги Гримальди: князь Ренье и его жена Грейс, а также принцесса Ли Радзивилл, которая приходилась родной сестрой Жаклин Кеннеди. К этому времени Ари купил в Эгейском море остров Скорпиос для Марии , чтобы, по его словам, превратить в гнездышко их любви. Однако все замечают, что он увлечен красавицей Радзивилл. Через нее он отправляет приглашение ее сестре Жаклин. Марии не нравится, что ее дорогой Ари так падок на знаменитостей. «Ты же выскочка», – бросает она ему. «А ты беда моя», – резко отвечает он ей.

В конце концов Мария отказывается путешествовать вместе с Жаклин. Она остается в Париже. Но спустя некоторое время во многих газетах мира появляется фотография, на которой ее дорогой Ари снят прогуливающимся среди развалин Эфеса вместе с Жаклин. Правда, осенью он возвращается к Марии и просит прощения, которого без труда добивается. Она вновь счастлива и покупает новую квартиру на авеню Жорж Мандель. И Ари приходит к ней, ненадолго отрываясь от своих бесконечных дел и разъездов. Но земля ушла у нее из-под ног, когда 17 октября 1968 года она узнала из сообщения для прессы о том, что Аристотель Онассис и Жаклин Кеннеди через три дня собираются пожениться на том самом острове Скорпиос…

Что же еще было унизительным в этой десятилетней истории? Небольшой эпизод с браслетом работы Картье, подаренным Онассисом Джеки Кеннеди, или поистине драматический сюжет с беременностью Каллас , когда ей исполнилось сорок три? Онассис не позволил ей родить. «Подумайте, как бы наполнилась моя жизнь, если бы я устояла и сохранила ребенка», – сокрушалась Мария .

Мария Каллас, уже без него

Прошло два года. Они оказались далеко не самыми лучшими для Марии Каллас . Она страдала, ненавидела и ждала. И однажды ночью он пришел. Потом последовали еще несколько ночных встреч… Визиты Онассиса становятся все более частыми, в особенности после того, как он убедился, что его брак с Жаклин ведет в тупик. Хватает и неприятностей с детьми, в особенности с дочерью Кристиной, которая, как перчатки, меняет мужей и любовников. Но более всего его потрясла гибель сына Александра. Все рушится. И только Мария по-прежнему рядом с ним.

Но и для нее многое уже в прошлом, прежде всего карьера певицы. Она уже не может сниматься в кино, записывать пластинки, выступать с концертами. И наступает самое страшное для нее: в 1975 году Ари умирает в американском госпитале во Франции. Марии не позволили даже появиться в комнате, где находился умерший. Теперь она «одна, потерянная и забытая», как пела охваченная глубокой грустью в опере Пуччини «Манон Леско».

Однажды утром в сентябре 1977 года, почувствовав сильное головокружение, она отправилась в ванную комнату, но, не дойдя до нее, упала и уже не поднялась. Через несколько недель ее прах был развеян над Эгейским морем, которое она, как и ее Ари, очень любила.

ФАКТЫ

: «У меня нет соперниц. Когда другие певицы будут петь так, как я пою, играть на сцене так, как играю я, и исполнять весь мой репертуар, тогда они станут моими соперницами».

«Публика всегда требует от меня максимума. Это плата за славу, и очень жестокая плата», – .

В 2002 году личные письма и фотографии оперной дивы Марии Каллас были проданы с аукциона за 6 тысяч долларов. Шесть писем написаны Марией ее приятельнице и репетитору Эльвире де Идальго в конце 1960-х годов и посвящены отношениям с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом.

О жизни Марии Каллас снято два фильма: «Каллас и Онассис» Джорджо Капитани (2005) и «Каллас навсегда» Франко Дзеффирелли (2002).

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена