Материализм и идеализм в философии. Что такое материализм Что такое философский материализм

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

Термин «материалисты» ввел Лейбниц для обозначения своих противников. Несколько лет спустя он уже фигурировал в философском словаре И.Вальха: «Материализмом называют то, когда отрицают духовные субстанции и не хотят допускать ничего, кроме телесного... Материализмом следует называть и то, когда все события и действия природных тел выводят только из свойств материи, таких, как величина, фигура, тяжесть, разъединение и соединение и, т.о., не хотят признавать никакого другого духовного принципа, кроме души» (Walch I.G. Philosophisches Lexicon, 1726). Французские материалисты 18 в. – Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций – сознательно применяли термин «материализм» по отношению к себе. Однако даже в 19 в. Л.Фейербах и Э.Геккель отказывались называть себя материалистами.

В Европе материализм прошел в своем развитии три этапа. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В 16–18 вв. Ф.Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. сформировали метафизический и механистический материализм. В 1840-х гг. К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма.

Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня. В 16–18 вв. все явления мира пытались вывести из механически движущейся материи, в конце 19 в. Э.Геккель предложил на роль первоматерии эфир. Однако каждый раз эти гипотезы опровергались. Итогом стал отказ от субстратного определения материи и переход к феноменологическому – через ее отношение к сознанию. Наиболее развернуто это определение сформулировал В.И.Ленин. Материя трактуется им как реальность, существующая вне сознания, независимо от него и отражаемая в нем. Феноменологическое определение материи не исключает субстратного, а дополняет его.

Первые материалисты, обсуждавшие вопрос, что представляет собой материя как субстанция всех вещей, исходили из ее первичности по отношению к собственному сознанию как чего-то само собой разумеющегося. И лишь в 17 в., после формулировки Декартом принципа методологического сомнения и разработки Беркли аргументов в защиту субъективного идеализма, было признано, что обоснование этого исходного положения материализма – сложнейшая философская задача. Общепризнанного ее решения нет до сих пор. С точки зрения диалектического материализма, веру в реальность и познаваемость материального мира доказывает успех практической деятельности, основанной на этой вере.

Последовательный материализм особенно трудно провести при исследовании человеческого общества. Материалист во взглядах на природу вполне может оказаться идеалистом во взглядах на общество. Расхождения между историческим материализмом и историческим идеализмом возникают при ответе на вопрос, почему по одной и той же социальной проблеме существуют диаметрально противоположные точки зрения. Исторический материализм утверждает, что эти расхождения во взглядах объясняются не только объективными трудностями познания социальных явлений, но и теми материальными отношениями, в которых находятся носители этих взглядов и которые складываются независимо от их воли. В этом смысл тезиса «общественное бытие определяет общественное сознание». Из него следует практический вывод: чтобы изменить общественное сознание людей, нужно изменить их общественное бытие. Отсюда же делается вывод о классовости общественного сознания в классовом обществе и о классовой борьбе как средстве его изменения. В то же время и отказ от материалистического взгляда на историю, попытка воздействовать на взгляды и поступки людей, полностью игнорируя их обусловленность общественным бытием, ведет к социальному хаосу.

На протяжении всей истории философии разработка материализма была не самоцелью, а средством для решения главного вопроса всякого мировоззрения – о цели человеческой жизни. Для материализма такой целью является счастье, как отдельного человека, так и всего человечества, достигаемое в реальной, земной жизни, в процессе достижения рациональных и конструктивных целей.

Задача объяснить мир в целом из самого себя, поставленная материализмом, естественна и потому чрезвычайно трудна для реализации. Последовательный субъективный идеалист, солипсист, объявляет существующим только свое собственное сознание, тем самым снимая вопрос об его отношении к внешнему миру. Объективный идеалист, признавая объективный мир, сохраняет проблему, но решает ее посредством своего рода круга: сознание субъекта выводит из внешнего по отношению к нему мира, а этот последний – из «мировой идеи». Дуалист, утверждая взаимную независимость материального и идеального, обходит проблему за счет отказа от одного из основополагающих научных принципов – монизма. Но за эту «интеллектуальную честность» материализм платит дорогую цену. Именно глобальностью программы материализма, нежеланием упростить ее, объясняется немногочисленность полученных в ее рамках выдающихся научных результатов и, как следствие, немногочисленность великих материалистов в истории философии. Отсюда же и попытки принять желаемое за действительное, объявить программу материализма реализованной, так дискредитировавшие диалектический материализм. См. также статью Диалектический материализм и литературу к этой статье.

Мой знакомый говорит, что он материалист. Является ли материализм каким-то систематически изложенным учением или это одно из названий современного неверия?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Словом материализм (лат. materialis – вещественный) принято называть философское учение, которое приписывает действительное бытие только одной материи и отрицает всякую самостоятельность духовного мира. Согласно материалистическому воззрению материя не сотворена, а существует вечно и что мышление есть свойство материи.

Самыми ранними материалистами были древнегреческие атомисты: Левкипп (500 – 440 до Р.Х.), Демокрит (460 – 370 до Р.Х.) и Эпикур (342 – 270 до Р.Х.). О первом известно мало. Диоген Лаэртский кратко излагает основные его идеи: «Мнение его было, что Вселенная беспредельна, что все в ней переменяется одно в другое, что она есть пустота и полнота. Миры возникают тогда, когда тела впадают в пустоту и прилегают друг к другу; и от движения их по мере их возрастания возникает природа светил» (О жизни, учении и изречениях знаменитых философов. Кн.IX. Левкипп). Учение это исчезает почти на 20 веков. Возвращение к нему связано с именем французского философа Пьера Гассенди (1592 – 1655 гг.). Позже П.Гольбах и энциклопедисты (Д.Дидро и др.) активно использовали материализм для разрушения старого общества во Франции. В 19 веке главными материалистами были Л.Фейербах, Маркс, Ф. Энгельс, Л.Бюхнер, К.Фохт, Я.Молешотт и др..

В строгом смысле материализм не имеет истории, ибо в его принципах нет развития. Материализм греческих атомистов, К. Гельвеция или Л.Бюхнера существенно не отличается.

Ни теоретически, ни эмпирически доказать материалистическое учение невозможно. Надо выйти за пределы материи, чтобы сделать утверждение относительно всей материи, при этом, полагая, что разум находится внутри материи, ибо зависит от нее (по утверждению материалистов). Мысль о всей материи должна быть логически вне материи и выше ее.

По своему гносеологическому статусу материализм представляет собой вид псевдо-религии. Материалисты пытаются опереться на данные отдельных наук, изучающих материю на различных уровнях, и создать видимость причастности к науке. Но главное утверждение, на котором строится материализм (материя абсолютна и что, кроме нее, ничего нет), никакая наука подтвердить не может. Основной тезис материализма об абсолютности материи есть постулат веры. Религия христианства основана на Божественном откровении. Истины эти проверяются в опыте духовной жизни. Вера материалиста в абсолютность материи слепая, так как материалист не может ни получить откровение, ни проверить свою веру в опыте.

Полная несостоятельность материализма обнаруживается в области этики. Собственную этику материализм построить не смог. Одним из основных его положений является утверждение об относительности всех этических принципов, ибо идея всякой актуальной абсолютности совершенно чужда материализму. Природа (материя) не знает ни долга, ни жертвенной любви. В результате, вместо высоких понятий нравственности, материалисты вводили утилитаризм (И.Бентамом и Дж. Ст. Милль), прагматизм (У.Джеймс, Дж.Дьюи) или натурализм (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, Ф.Ницше). Так П.А.Кропоткин писал: «Общественный инстинкт, прирожденный человеку, как и всем общественным животным, – вот источник всех этических понятий и всего последующего развития нравственности». Наиболее полное разрушение этики произошло в самом «научном» материализме – марксизме. Критерий нравственности В.И.Ленин определяет так: «Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата» («Задачи союзов молодежи», – ПСС, т.41).

Попытка в 20 веке в ряде стран (Советской России, Китае, Албании и др.) построить общество, состоящее из одних материалистов, имело разрушительные и трагические последствия.

Смерть души бедственнее смерти тела: умер-шее тело воскреснет, и часто смерть тела бывает причиною жизни для души; напротив того, душа, умерщвленная злом, – жертва вечной смерти. Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вов-се неприметный для незнающих (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том I. Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение).

Материализм – это мировоззрение, согласно которому в основе всего сущего лежит материальное начало . Все духовные переживания, мысли, идеи и субъективные понятия происходят от единственной «абсолютной» субстанции. Впервые использовал данный термин саксонский ученый Готфрид Лейбниц.

Материализм и прогресс

На самом деле, данное мировоззрение существовало еще в античную эпоху. Некоторые считают, что древнегреческий философ Эпикур тоже относился к материалистам. Большинство людей тех эпох тоже к ним относятся. В основном это те, кто пытался познавать мир, сопоставляя события и их результат.

Именно данное мировоззрение способствовало развитию технологий, учений и философии. В его основе лежала неоспоримая истина, из которой следовало исходить при выдвижении теорий. Это превращало обычную болтовню о воле богов во что-то, что имеет под собой основу. Талантливые люди начали сопоставлять причинно-следственные связи, и тем самым делали правильные, но не всегда, умозаключения.

Зарождение материализма

Самое большое развитие движение получило в странах с развитым рабовладением. В таких странах, как: Греция, Индия и Китай начали зарождаться различные теории. В их основе лежала простая идея – все в мире состоит из первоначального вещества. А это значит, что мир живет и развивается независимо от сознания человека.

Многие мыслители пытались найти то, из чего все состоит. Некоторые утверждали, что нашли первовещество. Физик Фалес утверждал, что это вода, Анаксимандр назвал его «апейрон», а Анаксимен говорил про воздух.

Эпоха Ренессанса

В эту эпоху начал зарождаться капитализм , что повлияло на учение о материализме. Его сторонники были склонны к восхвалению буржуазного класса. В этот период именно в нем происходили действительно важные открытия в области науки и искусства.

Эпоха просвещения

Основными источниками вдохновения для материалистов были такие науки, как физика и математика. В них элементарные понятия и события описывались понятными формулами и законами. В этот период начали выдвигаться теории об обособленности физических объектов в мире, их функциях и свойствах.

Позднее развитие

Самой высшей формой данного мировоззрения считается диалектический материализм. Он был совместно описан Фридрихом Энгильсом и Карлом Марксом. В их работе понятие не содержало логических ошибок , которые были присущи классической теории. Центральной идеей трудов было стремление к получению и развитию новых идей, которые могли лежать в основе мироздания и человеческого социума.

На рубеже 19 и 20 века существовало три разновидности материализма: классический, диалектическим и вульгарный. Последний является искаженным видом учения Маркса и Энгельса.

Новый поворот развития направил материализм в сторону, диаметрально противоположную развитой буржуазии. Многие философы, которые и были той самой буржуазии резко раскритиковали новое учение, и назвали его неправильным и аморальным. Основное недовольство вызвало атеистическое начало учения и призыв к познавательному оптимизму.

Диалектический материализм

Он базируется на ряде принципов:

  • Бытие едино. Оно включает в себя все субъективные и объективные понятия.
  • Материя первостепенна и мышление является одним из его проявлений.
  • Познание есть важнейшая деятельность. Она должна осуществляться при помощи производственно-общественной практики, так как только таким образом познание будет полноценным.
  • Постоянно развиваться можно только беспрерывно отвечая на неразгаданные вопросы и решая неразрешенные проблемы.
  • Мир должен быть преобразован так, чтобы нечего не мешало человеку всесторонне развиваться.

Диалектический материализм стремится объединить в себе все прошлые достижения человеческих познаний и открытий методологии в области преобразования объективного мира. Отличием этого мировоззрения от предшественников является то, что в нем философское учение призвано улучшить понимание общественной жизни человека. Конечной его целью является полное соединение всех наук в одно единое учение, полностью описывающее материальный мир.

Заключение

Материализм является одним из древнейших мировоззрений. Те, кто жил еще до введения термина в жизнь, придерживались взглядов, совпадающих с теми, которыми руководствуются современные ученые. Важнейшей особенностью материализма, которая способствовала развитию наук, является объективное высказывание о том, что окружение существует отдельно от сознания человека, обладая собственными законами.

МАТЕРИАЛИЗМ МАТЕРИАЛИЗМ (от латинского materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание , мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит , Эпикур), метафизический (механистический) материализм 17 - 18 вв. (П. Гассенди и другие), французский материализм 18 в. (Ж. Ламетри , К. Гельвеций , П. Гольбах , Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс , Ф. Энгельс , В.И. Ленин).

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "МАТЕРИАЛИЗМ" в других словарях:

    - (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является … Философская энциклопедия

    МАТЕРИАЛИЗМ, мн. нет, муж. 1. Философское учение, признающее, в противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. Материализм берет природу за первичное, дух за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе мышление. «Идеализм… … Толковый словарь Ушакова

    - (от лат. materialis вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление… … Большой Энциклопедический словарь

    Материализм - Материализм ♦ Matérialisme Всякое учение или система взглядов, тем или иным образом отдающая приоритет материи. Обычно слово «материализм» употребляется в двух значениях, широком и философском. Но и в том и в другом случае он противостоит … Философский словарь Спонвиля

    - (от лат. materia вещество). Отрицание существования духа в природе, всякой духовнов. силы, безверие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАТЕРИАЛИЗМ 1) система философии, отрицающая в природе все… … Словарь иностранных слов русского языка

    Материализм - (от латинского materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (materialism) В расхожем понимании слова – это убеждение, согласно которому смысл имеет только материальное благополучие (как противоположность духовным и иным идеалам). Но существует и научная трактовка. В ответ на идеализм философов XIX в., в… … Политология. Словарь.

    материализм - а, м. matérialisme m. 1. Научное направление в философии, признающее первичность материи, природы, объективной реальности по отношению к сознанию, мышлению (противопол. идеализм). БАС 1. Галева Система основывается на самом отчаянном материализме … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Материализм - (лат. materialis заттық) философиядағы негізгі бағыттардың бірі. Ол сонау антикалық заманнан бастау алады. Бұл көзқарас бойынша, болмыстың барлық формаларының негізі және субстанциясы ретінде материалдық бастаманы есептейді. Материя, табиғат,… … Философиялық терминдердің сөздігі

    материализм - МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный) философское мировоззрение, утверждающее первичность материи и вторичность человеческого сознания. Никакого др. сознания, согласно М., не существует. М. признает, в отличие от субъективного… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Материализм и критический реализм , П. Юшкевич. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1908 года (издательство "Зерно")…
  • Материализм и эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии , В. И. Ленин. Вниманию читателей предлагается главный философский труд В. И. Ленина, написанный им в феврале-октябре 1908 г. и опубликованный в мае 1909 г. В нем автор подверг всесторонней критике…

Материализм (от лат. materialis - вещественный) имеет два значения.

Первое: это направление в философии , которое исходит из того, что первооснову Вселенной составляет материя , т. е. все вещи имеют материальную природу.

Материализм отрицает участие духа или божественной силы в сотворении мира. Опора материализма - это знания, наука и опыт.

Материализм противопоставляется идеализму . Другому философскому направлению, которое в основу мира закладывает божественное, духовное или потустороннее начало. Для идеализма материя вторична, а дух первичен.

Другое значение - это когда человек прагматично и реалистично относится к жизни. Но это разговорное выражение. Обычно говорят: "Он проявляет материализм".

Материалист имеет аж три значения:

  • это последователь направления материализма в философии;
  • человек, который реалистично смотрит на вещи, трезво оценивает происходящее;
  • очень прагматичный человек, который заботится только о своей выгоде.

Основные идеи материализма

  1. Мир был создан из материи, а не божественным или сверхъестественным путём.
  2. Реальность существует сама по себе и не связана с человеком, её познающим.
  3. Истина вещей есть, её можно постичь, но она ограничена каждой вещью.

История и формы материализма

Античный материализм

Материализм возник в Древней Греции. Самыми известными философами-материалистами были Демокрит, Эпикур и Люкреций.

Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) утверждал, что материя, из которой всё произошло, состоит из атомов. Они постоянно двигаются и, встречаясь, образуют предметы. Помимо атомов, обязательно должна быть пустота, где они совершают своё движение.

Древнегреческий философ Эпикур (341–270 гг. до н.э.) говорил об отсутствии сверхчувственного. К тому же он критиковал религию. Поэтому считается, что в его философии присутствуют материализм и атеизм.

Древнеримский философ Люкреций Кар также отрицал присутствие "божественной воли" при создании мира, а также в судьбе человека.

По мнению Люкреция, душа состоит из атомов. Когда человек умирает, атомы души разлетаются. Загробной жизни не существует. А жизнь и смерть никогда не соприкасаются. Потому что, когда человек умирает, он уже ничего не чувствует. Следовательно, и боятся нечего.

Материализм Нового времени

Метафизический материализм

Метафизический материализм - это материализм XVII–XVIII веков. Представители этого течения: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламеттри, Клод Гельвеций Людвиг Фейербах, Пьер Гассенди и др.

Первоматерию эти философы пытались объяснить с помощью и механики (Галилео Галилей, Леонардо да Винчи), и геометрии (Томас Гоббс).

Общими для этих философов были идеи привлечения науки в познании первоматерии. При этом наука должна быть обязательно практической. Любое познание должно сопровождаться экспериментами, опытами.

Метафизическому материализму было свойственно отсутствие религиозных предубеждений и гипотез.

Материализм Фейербаха

Отдельно стоит учение о материализме немецкого философа Людвига-Андреаса Фейербаха (1804–1872). Его учение называется антропологический материализм Фейербаха .

Философ утверждал, вера заложена в человеческой природе. Человек обязательно должен во что-то верить.

Но Фейербах считал, что на первое место должен выйти человек. Богу же отведено второе место. Получается, главной является идея о человеке, а не о Боге.

Диалектический материализм

Представители диалектического материализма: немецкие философы Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

В своих идеях они опирались на диалектику немецкого философа Фридриха Гегеля, а также на материализм Фейербаха.

Маркс и Энгельс считали, что сначала была материя, а потом только возник дух. Сознание человека формируется, когда материя проецирует саму себя. Никакого божественного фактора нет.

По мнению философов, диалектика лежит в основе человечества, направляет его движение.

Исторический материализм

Позднее Маркс и Энгельс пришли к историческому материализму. Исторический материализм был сконцентрирован на обществе и социологии - науке, изучающей общество и отношения в нём.

Исторический материализм был сконцентрирован на производственных отношениях между людьми, на способах производства.

Экономическая система - основа всех отношений. В обществе, чтобы оно развивалось, должна происходить классовая борьба.

Что касается государства, то по мнению Маркса и Энгельса, в нём должен установиться капитализм и должна произойти социалистическая революция. В результате этой революцию к власти придёт пролетариат.

Ещё одним ярким представителем исторического материализма был Владимир Ильич Ленин (1870–1924). Большое внимание он уделял борьбе пролетариата за власть, построению социализма в СССР, а также психологии масс и отдельного человека.