Место отрасли здравоохранения в народном хозяйстве. Тема: Экономика здравоохранения как наука и предмет преподавания

Цель: Изучение макроэкономики и микроэкономики в здравоохранении, их различий.

Макроэкономикой называют часть экономической теории, изучающую экономику как единую, целостную систему. В поле зрения макроэкономики попадают экономические явления и процессы, закономерности, имеющие значимость в масштабе всего хозяйства страны или даже мирового хозяйства. Макроэкономика использует экономические показатели, характеризующие состояние всей экономики страны или мировой экономики как одного большого объекта.

В макроэкономике используются экономические величины в виде показателей общего, суммарного объема производства и потребления, темпов экономического роста и спада, общих и средних по стране величин доходов и расходов, заработной платы, производительности труда, цен, валютного курса.

К макроэкономическим относят процессы, проявляющиеся во всем хозяйстве страны, охватывающие его целиком. Это, к примеру, экономический рост и спад, инфляция, занятость, безработица в масштабах страны. Макроэкономика позволяет видеть, исследовать, прогнозировать экономическую картину в целом, так как она не углубляется в отдельные детали, а стремится выявить самые общие качества, свойства, признаки.

Под микроэкономикой понимают область экономической науки, изучающую экономические процессы, связанные с состоянием и деятельностью отдельных частей экономики или, как принято говорить, отдельных субъектов экономической деятельности. Для микроэкономики представляют интерес отдельные отрасли народного хозяйства, предприятия, фирмы, производители и потребители, домашние хозяйства, рынки товаров и услуг. Главные объекты, которые находятся в центре внимания микроэкономики, - это предприятия, компании, корпорации, фирмы, т.е. объекты, производящие продукцию, товары, услуги, а также рынки продажи товаров, рыночные цены, спрос и предложение на рынках. Так что микроэкономика - это прежде всего экономика организаций, предприятий, предпринимательской деятельности, рынков. Когда изучается, сколько пациентов пролечено в больницах города, какова средняя заработная плата медицинской сестры в поликлинике, как изменяются цены на определенное лекарство в аптеках, мы имеем дело с микроэкономикой.

Микроэкономика исследует взаимодействие производителя с потребителями, взаимные расчеты, цены на разные виды товаров, складывающиеся на рынках. Способы выработки и принятия хозяйственных решений в низших звеньях экономики тоже представляют предмет микроэкономики. Так что если правление акционерного общества определяет, какую часть прибыли вложить в развитие производства, а какую выдать акционерам в виде дивидендов - оно решает микроэкономическую проблему.


Большинство вопросов, на которые приходится отвечать экономистам практикам, относятся к области микроэкономики. Но на государственном уровне, когда приходится решать проблемы народно-хозяйственного масштаба, без макроэкономики не обойтись. Иногда трудно провести четкую грань между микро- и макроэкономикой. Отдельные микроэкономические проблемы обретают такую значимость, что становятся макроэкономическими.

Валовый национальный продукт (ВНП) и валовый внутренний продукт (ВВП) отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года).

Различия между ВНП и ВВП:

ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

ВНП - это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость всех произведенных на территории страны в течение года товаров и услуг. В расчет ВВП не входит стоимость сырья, топлива, энергии, кормов и т.д., то есть промежуточных товаров и услуг.

Бюджет – это выраженная в денежной форме сумма доходов и расходов на определенный период времени (год, квартал, месяц).

Государственный бюджет - это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Функции бюджетно-налоговой политики:

а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).

Государственный бюджет, как и другие экономические категории, активно используется государством для практического решения перспективных и текущих социально-экономических задач. Государство, применяя бюджет в качестве важного средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми.

Важнейшие части государственного бюджета - это его доходная и расходная части.

· доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

· расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

Источники доходной части:

· налоги;

· государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

· эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

· займы у междуна­родных ор­ганизаций.

Структура расходной части бюджета в РК:

· социальные нужды: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей - 40-50 % всех расходов;

· затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление Государственных программ - 10-12 %%;

· расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических, внутренних служебных и займы иностранным государствам -10-12 %;

· административно –управленческие расходы, содержание правительственных органов, юстиции и прочие 5-10 %;

· платежи по го­сударственному долгу 7-8 %.

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

Доходная часть:

· налоги 75-85 %;

· неналоговые поступления (доход от государственной собственности и торговли) – 5-8 %;

· взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионные, страхование от безработицы- 10-12 %.

Макроэкономическую стабилизацию определяют деятельностью правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

В 1997 году в Казахстане была принята долгосрочная Стратегия развития «Казахстан-2030». Она предусматривает семь базовых приоритетов, обеспечивающих национальную безопасность, одна из них - здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.

Реализация данного приоритета предусматривает следующие основные направления: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни; улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии; развитие системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров. Закончена досрочно в 2012 г.

На фоне стабилизации экономической ситуации в стране были успешно проведены реформы в области здравоохранения, образования, а также пенсионная реформа, улучшилась демографическая ситуация. Значительно расширился охват населения системой социального обеспечения.

В перспективе стоит задача обеспечить казахстанский национальный стандарт качества жизни на уровне передовых стран.

К функциям, выполняемым государством относятся:

v создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

v антимонопольное регулирование;

v проведение политики макроэкономической стабилизации;

v воздействие на размещение ресурсов;

v деятельность в сфере распределения доходов;

v деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. Ее главная цель - создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Для достижения этой цели «Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов:

1. Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.

2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.

3. Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность.

4. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.

6. Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности.

7. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.

Литература:

1. Экономика здравоохранения: учебное пособие под ред. А.В. Решетникова – 2-е изд.-М., 2007г.- 272.

2. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. - С.-П., 2004.

3. Курс экономической теории/Под общей ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой - М, 2004.

4. Экономическая теория в условиях рыночных преобразований: Учебное пособие. Аубакиров Я.А. - А., 2003.

5. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. – В двух томах / Под ред. М.Б. Кенжегузина. - А., 2001.

6. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. - А.: Экономика, 1998.

Дополнительная:

2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 гг.

3. Стратегия развития «Казахстан-2030».

4. Экономика и управление здравоохранением: учебное пособие. Л.Ю.Трушкина, Р.А.Тлепцеришев, А.Г.Трушкин, Л.М. Демьянова - Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

5. Социальная энциклопедия: А.П. Редкая, Г.Н. Горкин, Е.Д. Катульская и др. – М., БРЭ, 2000. – 438 с.

6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Ю.П.Лисицын, Н.В.Полунина– М.: Медицина, 2002.г. 416 с.

7. «Старшая медицинская сестра», Журнал, МЦФЭР - Казахстан, Алматы.

8. Журнал «Главная медицинская сестра», Москва.

9. Журнал «Сестринское дело». Москва.

10. Журнал «Медсестра», Москва.

Контрольные вопросы:

1. Понятие «Макроэкономики здравоохранения».

2. Понятие «Микроэкономики здравоохранения».

3. Валовый национальный продукт (ВНП).

4. Валовый внутренний продукт (ВВП).

5. Понятие «Бюджета».

6. Государственный бюджет.

7. Функции бюджетно-налоговой политики.

8. Структура расходной части бюджета.

9. Структура доходной части бюджета.

10. Приоритет долгосрочной Стратегии развития «Казахстан-2050».

Тема лекции № 1. Экономика здравоохранения как наука

и предмет преподавания .
Вопросы:


    1. введение в экономическую теорию ;

    2. экономические основы здравоохранения;

    3. причины выделения экономики здравоохранения в самостоятельную науку;

    4. место экономики здравоохранения в структуре современных экономических наук;

    5. предмет и задачи экономики здравоохранения;

    6. методы, используемые в экономике здравоохранения;

    7. роль и место здравоохранения в экономике страны;

    8. экономические проблемы развития здравоохранения.

    1. Введение в экономическую теорию

Сам термин «экономика» переводится с греческого буквально как искусство ведения домашнего хозяйства.

Предмет экономической науки охватывает товарно-денежные, рыночные отношения, имеющие место между производителями, продавцами товаров или услуг и их покупателями. Эти отношения включают в себя и имущественные взаимоотношения, связанные с формированием и преобразованием собственности, передачей объектов собственности от одних владельцев другим. Важнейшим объектом изучения экономической науки являются труд, трудовые отношения, формы оплаты труда, эффективность трудовой деятельности.

Экономическая наука призвана дать ответы на интересующие общество вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Как использовать произведенный продукт?», «Как достигнуть баланса между производством и потреблением?»

Таким образом, экономика может реализовать себя только в системе взаимоотношений между людьми. Это могут быть как производственные отношения, так и отношения межличностного или семейного характера. Межличностные отношения предполагают решать такие экономические проблемы, как вопросы работы или занятости. Понимание этих проблем позволит решить и семейные экономические проблемы, а именно: тепло и уют в доме, модная и современная одежда, обеспечение семьи качественным и полноценным питанием. Но нас, больше интересуют производственные отношения между людьми.

Производственные отношения – это объективные, не зависящие от воли и сознания людей отношения по поводу производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления.

Многообразная деятельность людей по производству, распределению, обмену и потреблению различных благ формирует то, что называется «экономикой» или «экономической системой».

Производственные отношения на уровне общества – это отношения в широком смысле, иными словами, это общественные экономические отношения. В связи с этим можно дать одно из определений экономики.

Экономика – это общественная наука, которая способствует решению хозяйственных, социальных и политических проблем, встающих перед обществом и человеком в частности.

Все эти положения и определения из базовой экономической теории с некоторыми поправками и уточнениями можно отнести и к экономике здравоохранения.


    1. Экономические основы здравоохранения

Экономика здравоохранения изучает и разрабатывает новые формы и методы управления здравоохранением , что позволяет наиболее эффективно использовать материальные, кадровые, финансовые и другие ресурсы в отрасли, поэтому экономические знания так необходимы для руководителей организаций здравоохранения .

Крайне важны знания экономических законов и в работе практических врачей, так как в условиях рыночных отношений врачи, по сути дела, являются продавцами медицинских услуг, выбирая рациональные схемы обследования и лечения больных.

Практический врач должен разбираться в вопросах финансирования государственной, страховой и частной медицины. Врач должен уметь рассчитывать стоимость медицинских услуг, составить калькуляцию доходов и расходов учреждения (независимо от формы собственности) и уметь распорядиться своей прибылью. Он должен знать и придерживаться стандартов качества медицинской помощи, уметь оценить экономическую эффективность своей деятельности, а также применяемые в различных странах формы оплаты труда медицинских работников, их преимущества и недостатки.

Теперь стало очевидным, что каждый врач должен рассматривать свою работу не только с профессиональной, но и с экономической точки зрения. Однако такая позиция долгое время была неприемлимой. Считалось, что проблемы охраны здоровья населения являются объектом исследования лишь медико-биологических и социальных наук. Однако со временем повысился интерес к вопросам охраны и укрепления здоровья граждан, которые изолированно не могли уже решать ни медицинские, ни социальные науки. Стало признанным, что здоровье – это категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то что, согласно своей первичной природе, оно не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке. Здоровье соответственно не имеет рыночной цены, хотя и обладает высшей ценностью для общества и индивидуума. Вместе с тем на поддержание , укрепление, восстановление здоровья приходится затрачивать материальные и другие ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.

Поэтому, говоря, что здоровье стоит дорого, имеют в виду опять-таки затратную сторону, т.е. большие расходы, связанные с сохранением и восстановлением утраченного здоровья. Связь здоровья с экономикой и социальной стороной жизни людей проявляется и в том, что уровень здоровья как медико-демографическая и социальная категория представляет важную составную часть социально-экономического понятия «уровень жизни населения». Состояние здоровья людей существенно зависит от того, как живут люди, какие блага они потребляют, каков их уровень жизни. В то же время образ и качество жизни людей отражают и состояние их здоровья – чем лучше здоровье, тем выше качество жизни, и наоборот.

Нельзя согласиться и с тем, что здравоохранение традиционно относят к непроизводственным отраслям, к сфере услуг нематериального характера. В медицине сочетаются товарно-материальная и духовно-информационная деятельность. В этом смысле здравоохранение можно называть «отраслью сохранения и производства здоровья», вкладывая в это понятие широкий смысл, и рассматривать его как сохранение и укрепление здоровья людей посредством использования большой совокупности медицинских, общеоздоровительных, эпидемиологических методов и средств.


С учетом сказанного закономерно встают такие проблемы, как:

  • стоимостная оценка здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста государства;

  • цена отдельной медицинской услуги и стоимость видов медицинской помощи в целом;

  • оценка ресурсного потенциала здравоохранения и поиск новых источников его формирования;

  • эффективность функционирования отрасли здравоохранения и развития экономических отношений в условиях перехода к рынку .

Даже этот весьма краткий перечень экономических проблем здравоохранения подтверждает, что ни одна из сформировавшихся наук не в состоянии исследовать их в полном объеме. Нужна «стыковка» самых разных областей знаний и создание на их основе по сути новой научной дисциплины – экономики здравоохранения. Это наука призвана изучать экономические проблемы здравоохранения в тесной связи с медико-биологическими и социальными аспектами.

Развитие экономики здравоохранения должно осуществляться, прежде всего, в направлении совершенствования планирования и финансирования отрасли, обеспечения многоканального финансирования. Это особенно актуально с учетом того, что в настоящее время деньги на здравоохранение поступают из разных источников: бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного медицинского страхования, средств благотворительных организаций и спонсоров, личных средств граждан, доходов от предпринимательской и другой не запрещенной законодательством деятельности организаций здравоохранения.

1.3. Причины выделения экономики здравоохранения

в самостоятельную науку
Существует мнение, что экономика здравоохранения стала привлекать внимание исследователей лишь в последние годы. При этом отдельные вопросы экономики здравоохранения звучат как новые, несмотря на то что они обсуждались и ранее. Обратимся к истории для того, чтобы понять, насколько это верно.

К первым попыткам изучения экономического ущерба от заболеваемости относятся исследования В.В. Фавра (1903), определившего расходы на лечение больных малярией и экономический ущерб от потери рабочего времени вследствие болезни.

В 1911 г. российскими учеными-медиками была сделана попытка определить экономический ущерб от чрезмерной заболеваемости и смертности на основании анализа денежных затрат на лечение, потери заработной платы работающих, а также потерь рабочей силы, связанной со смертностью в трудоспособном возрасте.

После 1917 года с образованием Народного комиссариата по здравоохранению, в России большое внимание уделялось вопросам экономии средств. Разъясняя политику режима экономии в здравоохранении, первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко указывал: «Если мы можем и должны всячески урезывать (экономить) расходы в хозяйственной деятельности, по управленческому аппарату, то мы должны чрезвычайно осмотрительно относиться к расходам на больного человека, так как неправильная экономия может самым чувствительным образом отразиться на интересах больного и даже сорвать дело оздоровления населения. Такое проведение режима экономии будет только во вред больного и против него нужно решительно протестовать».

Как самостоятельная наука экономика здравоохранения сформировалась во второй половине 20 века, причем должное внимание этой дисциплине стали уделять лишь в 90-х годах прошлого столетия, в связи с переходом на принципы рыночной экономики.

Становление экономики здравоохранения как самостоятельного научного направления обусловлено не только необходимостью повышения эффективности мер по сохранению здоровья людей, но и вовлечением в оборот все более многочисленных ресурсов для нормального функционирования отрасли.


Среди основных причин выделения экономики здравоохранения в самостоятельную науку можно назвать следующие:

  • во-первых, именно в 20 веке здравоохранение сформировалось в крупнейшую отрасль хозяйства страны. Оно стало одной из ресурсоемких отраслей, которая аккумулирует в себе большой объем материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов. В связи с этим, естественно, назрела проблема рационального планирования и эффективного использования этих ресурсов;

  • во-вторых, с развитием современной медицинской науки и техники увеличился объем предлагаемых медицинских услуг и, соответственно, спрос на них, поэтому возникла необходимость регулирования спроса и предложения в здравоохранении в условиях рыночной экономики;

  • в-третьих, именно в 20 веке изменились роль и место здравоохранения в системе общественного производства . Расширяется интеграция здравоохранения с другими отраслями, что положительно сказывается на эффективности работы самой системы здравоохранения;

  • в-четвертых, здравоохранение, формируя общественное здоровье и воздействуя на потенциал рабочей силы, все больше стало вовлекаться в процессы воспроизводства. Именно в 20 веке здравоохранение стало рассматриваться как перспективная отрасль инвестиций частного или государственного капитала в программы, связанные с укреплением здоровья населения, что экономически выгодно и приносит реальный доход обществу;

  • в-пятых, переход от плановой к рыночной экономике, формирование в здравоохранении рыночных отношений обусловили действие в системе здравоохранения таких общих экономических законов, как закон спроса и предложения, закон возрастающих предельных издержек и др.

Все вышеизложенное предопределило формирование новой научной дисциплины – «экономики здравоохранения» - и вызвало необходимость подготовки специалистов в этой области.

1.4. Место экономики здравоохранения в структуре современных экономических наук
В настоящее время в структуре экономических знаний выделяют четыре основных направления:

1. – экономика (экономическая теория) как базовая, фундаментальная научная дисциплина;

2. – отраслевые экономические науки, в задачи которых входит исследование особенностей экономических процессов в определенной отрасли (сюда относится и экономика здравоохранения);

3. – прикладные экономические науки: бухгалтерский учет, финансы и кредит, менеджмент, маркетинг;

4. – специальные экономические науки, развивающиеся на стыке экономики и других гуманитарных и естественных наук: экономическая география, экономическая история, экономическая статистика, хозяйственное право и др.
Экономика здравоохранения – это отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, а также различных условий и факторов, влияющих на уровень удовлетворения потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.
Естественно, что экономика здравоохранения развивается в тесной взаимосвязи с другими родственными ей экономическими науками. У экономической теории экономика здравоохранения заимствует терминологию и основные экономические законы.
1.5. Предмет и задачи экономики здравоохранения
В здравоохранении, как и в любой другой области знаний, могут быть выделены профессиональный и экономический аспекты деятельности. Профессиональный аспект составляет чисто медицинскую сторону деятельности. Экономический – предполагает изучение хозяйственных процессов в медицинской деятельности.

Действительно, ни один вид профессиональной деятельности не может осуществляться в отрыве от экономической деятельности. От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профилактической и лечебно-диагностической деятельности, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли .

Следовательно, экономику здравоохранения можно определить как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области охраны здоровья населения.
Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, которые возникают и складываются между людьми в процессе оказания медицинских услуг. Взаимоотношения между людьми в профессиональной деятельности можно разделить на две группы: организационно-экономические и социально-экономические.
Характер организационно-экономических отношений определяется технологией самого профилактического и лечебно-диагностического процесса и отражает общие черты, присущие всем типам медицинских учреждений (стационары, поликлиники, диагностические центры и т.п.). Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования лечебно-профилактических учреждений, которая включает в себя методологию формирования бюджета, учета расходов, оплаты труда, ценообразования и т. д.

Анализ социально-экономических отношений дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности организаций здравоохранения, которые функционируют в различных условиях и в различных организационно-правовых формах (государственные, муниципальные, частные и др.). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно различаются в этих учреждениях при равном объеме и качестве оказываемых медицинских услуг.


Экономические отношения могут рассматриваться на четырех уровнях:

  • метаэкономическом;

  • макроэкономическом;

  • медиумэкономическом;

  • микроэкономическом.

Метаэкономический (мировой) уровень. На этом уровне формируются межнациональные экономические отношения систем здравоохранения различных государств с интеграцией их в мировую экономику. Координатором этих процессов выступает Всемирная организация здравоохранения.
Здесь решаются следующие задачи:


  • разработка, экономическое обоснование и финансирование целевых программ по профилактике и борьбе с важнейшими инфекционными и неинфекционными заболеваниями;

  • координация и интеграция в разработке современных медицинских технологий, производстве лекарственных средств и медицинской техники;

  • финансирование проведения медико-биологических исследований и подготовки специалистов.

Макроэкономический (федеральный) уровень – это взаимодействие системы здравоохранения с другими отраслями народного хозяйства. На этом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики прежде всего в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением.
Здесь реализуются следующие основные задачи:


  • определение доли государственных расходов на здравоохранение (процент от ВНП);

  • разработка и экономическое обоснование федеральных целевых программ в области охраны здоровья населения ;

  • разработка механизмов обеспечения сбалансированности объемов государственных гарантий в предоставлении населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства;

  • разработка и внедрение системы стратегического планирования и финансирования здравоохранения;

  • разработка и реализация инвестиционной политики здравоохранения;

  • разработка законодательной базы для создания конкурентной среды на рынке медицинских услуг;

  • разработка и экономическое обоснование программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Медиумэкономический (региональный) уровень – это экономические отношения внутри самой системы здравоохранения.
На этом уровне разрабатываются и решаются следующие задачи:


  • определение доли расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете субъекта РФ;

  • разработка и экономическое обоснование территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

  • экономическое обоснование потребности населения субъекта РФ в различных видах медицинской помощи и перспектив развития сети организаций здравоохранения с учетом демографических особенностей, структуры и уровня заболеваемости населения;

  • формирование подушевого норматива финансирования системы здравоохранения субъекта РФ;

  • совершенствование механизмов финансирования отдельных организаций и самой системы здравоохранения на региональном уровне;

  • контроль за соблюдением норм и правил бюджетного и налогового законодательства;

  • анализ экономической эффективности использования ресурсов здравоохранения;

  • создание мониторинга финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения.

Микроэкономический (учрежденческий) уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, его структурных подразделений.
На этом уровне реализуются следующие задачи:


  • анализ экономической эффективности использования ресурсов в отдельной организации здравоохранения;

  • ведение бухгалтерского, налогового и статистического учета;

  • реализация системы муниципальных, государственных заказов и договоров на оказание населению бесплатной медицинской помощи;

  • привлечение дополнительных (внебюджетных) средств для финансирования организаций здравоохранения;

  • формирование бюджета организаций здравоохранения.
В действительности задачи этих четырех уровней тесно взаимосвязаны и решаются, как правило, комплексно.
1.6. Методы, используемые в экономике здравоохранения
Методологическая основа экономики здравоохранения – это фундаментальная экономическая теория, на базе которой изучаются действия экономических законов и развитие экономических отношений в здравоохранении на различных этапах эволюции общества.
В экономике здравоохранения широко применяются следующие методы: математико-статистические, анализа и синтеза, балансовый, прогнозирование, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.
Математико-статистические методы помогают вскрыть количественную взаимосвязь между явлениями.
Анализ и синтез. В процессе анализа происходит расчленение исследуемого явления на его составляющие части. Синтез предусматривает интеграцию полученных данных с целью выявления наиболее существенных закономерностей. Например, при проведении эксперимента по внедрению новых форм и методов хозяйствования в разных регионах России был накоплен большой опыт, что потребовало углубленного анализа и оценки. На последующем этапе потребовалось применение метода синтеза для того, чтобы выделить общие для всех регионов положительные и отрицательные результаты и наметить дальнейшие пути совершенствования организации, экономики управления здравоохранением.
Балансовый метод представляет собой совокупность приемов экономических расчетов. Он используется для установления строго определенного количественного соотношения между какими-либо составляющими процесса (например, соотношения предложения и спроса на медицинские услуги, на разные виды медикаментов и медицинской техники, финансовых ресурсов, между доходной и расходной частями бюджета и т.д.). Схема экономических балансов строится по принципу равенства величин: ресурсов и возможностей их использования, с учетом создания резервов. Последнее очень важно, так как без наличия резервов в условиях острого дефицита ресурсов то или иное функциональное звено системы здравоохранения может дать сбой, что чревато серьезными медико-социальными последствиями.
Экономико-математическое моделирование – воспроизведение экономических объектов и процессов в малых, экспериментальных формах. В экономике чаще используется математическое моделирование, посредством описания экономических процессов математическими зависимостями. Модель экономического объекта, как правило, поддерживается реальными статистическими данными, что позволяет строить прогнозы и проводить объективные оценки. Этот метод особенно важен с учетом внедрения в здравоохранение новых экономических отношений, подчиненных законам рыночной экономики.
Прогнозирование представляет собой научное предвидение наиболее вероятных изменений состояния отрасли здравоохранения: потребности в медицинских услугах, производственных мощностей медицинской промышленности, направлений технического прогресса и т.д.

При этом построение вероятных прогнозов развития отрасли должно корреспондироваться с прогнозами изменения состояния здоровья населения.


Экономический эксперимент. Одним из распространенных в настоящее время методов являются хозяйственные эксперименты. Они разумны и необходимы. Поиск тех или иных методов повышения эффективности деятельности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдельных медицинских учреждений имеет большое практическое значение. Экспериментальный метод позволяет изыскивать и апробировать новые схемы финансирования, формы оплаты труда медицинских работников, механизмы ценообразования, новые формы оказания профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи населению.

1.7. Роль и место здравоохранения в экономике страны
Как уже было выше сказано, между уровнем здоровья населения и состоянием экономики государства существует тесная взаимосвязь, изучением которой, в частности, занимается экономика здравоохранения.

Взаимосвязь здравоохранения и экономики всего хозяйства страны необходимо рассматривать в двух основных аспектах:

Первый – влияние состояния здоровья и здравоохранения на уровень благосостояния населения и развитие экономики.

Второй – влияние экономического развития общества на состояние здоровья людей и здравоохранение.


Таким образом , можно дать еще одно определение экономики здравоохранения – это отраслевая экономическая наука, изучающая экономические законы взаимодействия здравоохранения с экономикой всей страны, в также формирование, распределение и использование в здравоохранении материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов в целях сохранения и укрепления здоровья населения.
Труд работников здравоохранения не создает непосредственных материальных ценностей, однако влияние здравоохранения на развитие экономики страны происходит за счет роста производительности труда путем снижения заболеваемости, смертности (в первую очередь в трудоспособном возрасте), временной и стойкой нетрудоспособности, улучшения состояния здоровья в целом. С другой стороны, благосостояние общества влияет на здоровье людей.
Благосостояние это мера обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Эксперты ООН считают, что уровень благосостояния общества можно оценить с помощью индекса развития человека, который включает:

  • доход на душу населения;

  • среднюю продолжительность предстоящей жизни;

  • младенческую смертность;

  • уровень грамотности населения.

Таким образом, чем богаче государство, тем больше средств оно может выделить на охрану здоровья, охрану труда, улучшение экологической обстановки и условий жизни, что несомненно приведет к оздоровлению населения, к увеличению периода активной трудовой деятельности людей, к повышению производительности труда и, в целом, к неуклонному росту национального дохода страны.


Для иллюстрации приведу результаты научного исследования, проведенного с целью определения зависимости некоторых показателей здоровья населения и благосостояния страны. Все страны мира были разбиты на три группы:

  • экономически высокоразвитые страны;

  • страны бывшего социалистического лагеря;

  • развивающиеся страны.

Из показателей здоровья населения взяты два: средняя продолжительность предстоящей жизни и младенческая смертность (табл.).


Таблица . Сравнительная характеристика влияния благосостояния государства на показатели здоровья населения

Приведу ряд показателей, характеризующих уровень жизни населения России в 2000г.

Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня – 31, 8%.

Средний размер назначенной пенсии (с учетом компенсационных выплат) – 694,2 руб.

Средняя заработная плата (все отрасли) экономики – 2508 руб.

Средняя заработная плата работников здравоохранения – 1460 руб.

Величина валового национального продукта (ВНП) на душу населения в 1998 г. составила 2300 долл. США, что определило 101-е место среди других государств мира (для сравнения: США – 29340; Япония 32380; Германия – 25850).


    1. Экономические проблемы развития здравоохранения

Среди множества проблем, которые накопились в здравоохранении, на современном этапе можно выделить следующие основные группы (пленка):


Первая группа проблем связана с поиском оптимального соотношения платного и бесплатного в здравоохранении . С учетом того, что эта проблема носит не только экономический, но, прежде всего, политический и социальный характер, решение ее зависит от комплекса факторов:

  • необходимости соблюдения конституционных норм по охране здоровья граждан;

  • уровня платежеспособности граждан;

  • объема ресурсов, выделенных государством для обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения и предоставления населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;

  • выбранной модели здравоохранения (бюджетной, бюджетно-страховой, частной).

Вторая группа проблем связана с необходимостью совершенствования системы оплаты медицинской помощи, действующей в условиях острейшего дефицита финансовых ресурсов. При этом система оплаты труда должна:


  • обеспечивать приоритет профилактического направления в здравоохранении;

  • сдерживать действующий в настоящее время затратный механизм финансирования;

  • ориентировать на развитие прежде всего первичной медико-санитарной помощи;

  • обеспечить процессы реструктуризации (оптимизации) сети учреждений здравоохранения (число, профиль, мощность) с учетом реальной потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи и приоритета развития стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи;

  • обеспечить минимизацию административных расходов финансирующей стороны и в самих организациях здравоохранения;

  • привести к повышению оплаты труда медицинских работников с учетом объема и качества выполненной работы.

Третья группа проблем связана с необходимостью определить оптимальное сочетание плановых и рыночных механизмов в здравоохранении. Актуальность этой проблемы подчеркивается тем, что:


  • в здравоохранении России на сегодняшний день отсутствует четкая законодательная и концептуальная основа для разумного соотношения плановых и рыночных механизмов управления отраслью и ее финансирования:

  • переход на бюджетно-страховую модель реформирования здравоохранения, с одной стороны, вызвал необходимость усиления роли государства в системе мер охраны здоровья граждан. С другой стороны, происходит формирование механизмов рыночной экономики (появление организаций здравоохранения с различной формой собственности, элементы рыночного ценообразования на медицинские услуги, установление договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, ограничение вмешательства государства в деятельность организаций здравоохранения и др.).

Четвертая группа проблем связана с необходимостью оценки медицинской, социальной и экономической эффективности здравоохранения. Следует подчеркнуть: эти проблемы в здравоохранении приобретают особую сложность, что связано со следующими обстоятельствами:


  • отсутствием общепринятых критериев для оценки медицинской, социальной и экономической эффективности здравоохранения в целом и медико-социальных программ в частности;

  • отсутствием единой методологической базы для проведения сравнительного анализа эффективности показателей.

Пятая группа проблем связана с потребностью создания финансово-хозяйственного мониторинга в отрасли. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью:


  • создания механизмов «прозрачного» прохождения финансовых ресурсов в системе здравоохранения;

  • lections -> Здравоохранение в условиях рыночной экономики. Спрос, предложение и рыночные структуры в здравоохранении
    lections -> Менеджмент в здравоохранении
    lections -> Здравоохранение в условиях рыночной экономики
    lections -> Производственная практика по профилю специальности 060604 «Лабораторная диагностика» студентов III курса

1). Объект исследование экономики здравоохранения.
Определение: Объектом исследование экономики здравоохранения выступает экономическая практика системы здравоохранения и медицинской деятельности, которая осуществляется в определенных организационно-хозяйственных формах. При этом следует отметить, что:
а). В экономической теории экономика здравоохранения заимствует терминологию.
б). Прикладные экономические науки используются в основном для экономических исследований здравоохранения на микроуровне, а специальные – для исследований на макроуровне.
в). У гуманитарных наук, прежде всего у философии, экономика здравоохранения перенимает определенную методологию, идеологию, мировоззрение.
2). Экономика здравоохранения как самостоятельная отрасль научного знания.
а). Историческая справка: Выделение экономики здравоохранения в отдельную область научного знания произошло только во второй половине ХХ столетия. Это произошло под влиянием ряда факторов. Самыми важными из них считаются:

Двадцатый век – это век небывалого ранее увеличения объема и социально-экономической значимости сферы услуг. Именно в этот период медицина сформировалась в крупную отрасль народного хозяйства. Возрастает объект исследования и, как следствие, возрастает научный интерес к нему.

Охрана здоровья одновременно заявляет о себе как чрезвычайно ресурсоемкая отрасль, которая способная использовать разнообразные материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы.
- В ХХ веке охрана здоровья стала рассматриваться как выгодная, экономически целесообразная отрасль вложения инвестиционных средств.

б). Основною особенностью сферы здравоохранения как отрасли народного хозяйства заключается в том, что она способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья каждого человека, каждого субъекта хозяйствования, поддержки их активности, предоставления медицинской помощи. Для достижения и удержания позиций на мировом ринку в сферу здравоохранения направлено совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического характера.

Глава 2. Экономика и управление охраной здоровья как отрасль общественного здоровья и здравоохранения .

1). Предпосылки возникновения экономики здравоохранения как новой научной дисциплины:

– Возрастание спроса на медицинские услуги и формирование на этой основе системы здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства;

– Необходимость рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;



– Роль здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосохраняющей отрасли;

– Возрастание экономического эффекта и экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения.

2). Объект исследование экономики здравоохранения – экономические отношения в сфере здравоохранения, а именно, отношения производства, распределения, обмена и потребления медицинских благ и услуг.

3). Основные задания экономики здравоохранения:

– Определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

– Расчеты объемов экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

– Изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения и их связи с общественным производством;

– Расчет и оценка экономической эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;

– Оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозаменяемые технологии, диагностические центры и др.);

– Экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

– Разработка и оценка эффективных форм оплати труда медицинских работников;

– Расчеты нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врач и работники немедицинских специальностей);

– Подготовка врачей у отрасли экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

4). Методы экономики здравоохранения.

а). Экономика здравоохранения, як отрасль общественного здоровья и здравоохранения, использует все методы этой дисциплины. В частности важнейшие из них: статистический, балансовый, экспериментальный.

– Статистический метод разрешает оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами.

– Балансовый метод обеспечивает оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами.

– Экспериментальный метод разрешает выработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

б). Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь здравоохранения со всеми отраслями народного хозяйства. Эта взаимосвязь прежде всего касается:

– влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;

– влияние экономики отдельных отраслей на здоровье населения.
Это означает, что экономика здравоохранения – отраслевая наука, которая изучает взаимодействие здравоохранения с экономикой народного хозяйства, формирования, распределения и использования в охране здоровья материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
в). Охрана здоровья имеет влияние на развитие экономики народного хозяйства посредством сбережения здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).

5). Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:

– Определение видов, объемов медицинских услуг и их организационно-правовое обеспечение;

– Экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;

– Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических учреждений с их экономическим обоснованием;

– Экономическая оценка профессиональной деятельности работников здравоохранения;

– Наработка и использование экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;

– Разработка системы менеджмента и маркетингу, включая отработку действенных форм пропагандирование новых методов лечебно-профилактической деятельности.

2.1 Воздействие рынка на изменение экономических процессов в здравоохранении
Развитие рыночных отношений в целом не могло не сказаться на развитии экономических процессов в здравоохранении. Наблюдается коммерциализация дела охраны здоровья населения. Хотя государство, согласно Конституции, является гарантом обеспечения права граждан на охрану здоровья, однако, в настоящих условиях экономической нестабильности проблема получения качественной медицинской помощи все в большей степени становится частной проблемой граждан.
Государство не только реально не обеспечивает полностью всю систему здравоохранения, но и отказывается от стопроцентного финансирования той ее части, которая продолжает входить в государственный сектор. Отсюда и неизбежный перевод здравоохранения на коммерческие рельсы.

Одним из проявлений коммерциализации является возрастающее увеличение объема платных медицинских услуг. Прямая оплата предполагает непосредственный расчет пациентов с производителем услуг, как это имеет место в частной медицине. В системе страховой медицины плательщиками могут быть и пациенты, и предприятия, и государство.

В условиях рыночных отношений происходит также изменение статуса медицинского учреждения в направлении его сближения с предприятием: на медицинское учреждение распространяется вся совокупность экономических прав, обязанностей и ответственности, присущих ранее предприятию. Само экономическое содержание хозяйственной деятельности медицинских учреждений в условиях рыночных отношений ставит его в разряд самостоятельных хозяйствующих субъектов, специализированных на медицинских услугах. Следствием изменения статуса медицинских учреждений является изменение характера экономических связей медицинских учреждений.

Здравоохранение, как сложная система, включающая ряд подсистем, имеет многообразные по содержанию, взаимному расположению, иерархии экономические связи. Их можно объединить в несколько групп.

Прежде всего, это связь по линии: медицинское учреждение - государство. В современных условиях медицинские учреждения не всегда являются субъектами государственной собственности, государство не в полной мере финансирует медицинские учреждения, которые остаются в его собственности. Медицинское учреждение интересует государство как налогоплательщик. В условиях рынка развиваются связи по линии: медицинское учреждение - партнеры. Партнерами являются поставщики различных материальных условий деятельности в здравоохранении: лекарственных препаратов, медицинского оборудования, и др. В настоящее время медицинским учреждениям самим приходится искать партнеров, которые согласятся осуществить необходимые поставки по ценам, приемлимым для обеих сторон. Особую группу партнеров составляют финансово-кредитные учреждения, а также учебные заведения, готовящие кадры. Связь по линии медицинские учреждения - аналогичные им учреждения предполагает как совместные решения однотипных проблем в производстве медицинских услуг, так и конкурентную борьбу. Большое значение приобретает в последнее время развитие связи по линии: медицинское учреждение - потребитель медицинских услуг. Если раньше пациент рассматривался как «клинический случай», то теперь он - потенциальный источник прибыли ЛПУ со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями в области дифференциации пациентов. При этом пациент думает не только о своей болезни но и о затратах на лечение.

Нельзя обойти вниманием и дальнейшее развитие и изменения внутрихозяйственных связей внутри медицинских учреждений: между руководством и персоналом, коллективами различных составных звеньев ЛПУ. Наконец, воздействие рынка сказывается на появлении многообразных форм собственности а, следовательно и видов хозяйствования в здравоохранении: от частных клиник до акционерных форм. Множество разнообразных производителей медицинских услуг образуют конкурентную среду, без которой рынок не может существовать. Результатом осуществления экономической деятельности в разнообразных формах, является изменение экономического положения самих работников здравоохранения, в частности их дифференциация по стажу, уровню дохода: от безработного до кооператора, акционера и даже владельца, собственника медицинского учреждения, использующего труд наемного персонала.

2.2 Механизм рыночных отношений в здравоохранении
Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию трех составляющих: спрос, предложение и цена.

Каково же их экономическое содержание?

Спрос - это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период по определенной цене. Иными словами спрос выступает как платежеспособная потребность в медицинских услугах. Спрос изменяется под влиянием цены. При снижении цены на услуги пациент желает приобрести больше услуг - спрос увеличивается. Услуга дешевеет относительно других услуг и приобретать ее становится относительно выгодно. Таким образом, при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены. Однако на спрос оказывают влияние и другие факторы:

1. Уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше возможностей получать медицинские услуги).

2. Демографическая ситуация (численность населения - количество потенциальных пациентов, изменения в структуре населения, например, постарение населения увеличивает спрос на медицинское

обслуживание и лекарства). «Форсирование спроса» на медицинские услуги со стороны врачей (их диагнозы и рекомендации способны изменять спрос). Изменение «вкусов» пациентов (мода на определенные пластические операции увеличила спрос на этот вид медицинских услуг).

На каждом определенном этапе развития общества возникают и другие факторы, влияющие на спрос.

Предложение - это количество медицинских услуг, которое врачи могут оказать за определенный период времени населению. Предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены: по мере роста цен производители предлагают пациентам большее количество услуг, и большее количество производителей согласны оказывать данные услуги, при падении цены соответственно уменьшается количество производителей, представленных на этом рынке и уменьшается количество оказываемых услуг. На предложение медицинских услуг оказывают влияние и такие факторы, как: 1. Совершенствование медицинского оборудования и техники (ввод более совершенного оборудования снижает издержки, что ведет к оказанию большего количества услуг);

2. Появление на рынке новых медицинских услуг, оказываемых конкурентами, также увеличивает их предложение;

3. Количество медицинских работников - чем их больше, тем больше предложение медицинских услуг;

4. Повышения ставок налогов ведут к снижению предложения и т.д.

Цена - это денежное выражение стоимости услуг. Она формируется под воздействием спроса и предложения, т.е. в результате взаимодействия пациента и производителя. Если вопрос о цене решен, то услуга может быть оказана. В основе этой рыночной операции лежит получение прибыли.

Экономика здравоохранения, как и любой раздел общей экономики, изучает центральную проблему: как надо построить систему организации и управления здравоохранением, чтобы наиболее эффективным образом решить задачу достижения достойно приемлемого состояния здоровья нации? Другими словами, предмет экономики здравоохранения - это исследование поведения медицинских работников в процессе оказания медицинской помощи, распреде­ления медицинских услуг в условиях ограниченных ресурсов и возрастающего спроса со стороны населения. Одной из главных проблем при этом является решение вопроса о доле ресурсов, которую страна способна и должна выделить на поддержание здоровья своих граждан.

Экономика здравоохранения как академическая дисциплина имеет корот­кую историю. Отправной точкой является конференция Американской экономической ассоциации по теме «Экономика медицинской помощи» в 1951 г. В 1954 г. ВОЗ на заседании экспертного комитета по статистике здоровья рас­смотрела возможность применения показателей здравоохранения для измере­ния экономического потенциала жизни. В 1973 г. состоялся первый семинар ВОЗ, посвященный экономическим проблемам здравоохранения.

С тех пор прошло множество других встреч, совещаний, семинаров, кон­ференций и заседаний рабочих групп. Образованы учебные и научно-иссле­довательские центры по экономике здравоохранения. В 1978 г. был утвер­жден документ ВОЗ «Экономика здравоохранения», целью которого была разработка примерной программы подготовки экономистов здравоохранения. Этот процесс оказался далеко не простым и занял целых девять лет, прежде чем в 1987 г. был опубликован отчет о результатах выполнения этой задачи, содержащий основные модули обучения вопросам экономики здравоохране­ния. Множество экономистов стало специализироваться в этой области. В на­стоящее время практически во всех экономически развитых и большинстве развивающихся стран существуют собственные учебные и научные центры экономики здравоохранения.

Не является исключением и Россия. Необходимо отметить, что экономиче­ские вопросы в здравоохранении изучались в нашей стране еще в XIX в., в част­ности рассматривались экономические аспекты санитарно-демографических процессовборьбы с малярией. Демограф А. Рославский в 1853 г. указывал, что важно знать не только среднюю длительность жизни, но и ее трудоспособный период. В 1903 г. было показано, что расходы на лечение больных малярией и экономический ущерб от потерь рабочего времени вследствие болезни составили5,5 млн. руб. Для сравнения можно указать, что на здравоохранение в этот период в Российской империи расходовалось около 120 млн руб. Более общаяоценка экономической эффективности была сделана академиком Рейномв 1911 г. Он показал, что снижение общей смертности в России с 30,2% о до западно-европейского уровня 18%о даст экономию 600 млн. руб, т.е. в 5 раз больше всех затрат государства на здравоохранение.



В СССР также уделялось некоторое внимание экономическим вопросам здравоохранения. С 1926 г. в здравоохранении начал осуществляться режим экономии средств, сокращения расходов на продукты питания и медикаменты. При этом нарком здравоохранения Н.А. Семашко подчеркивал, что следует «...чрезвычайно осмотрительно относиться к расходам на больном человеке: неправильная экономия здесь может самым чувствительным образом отразиться на интересах больного и даже сорвать дело оздоровления населения».

Второе основное направление экономики здравоохранения, привлекавшее внимание в 1920-е годы - это путь рационализации и повышения эффективностипри оказании медицинской помощи. В статье «Все внимание рационализации»Н.А. Семашко подчеркивал важность умения вести хозяйство. Он пи­сал «Небудем скрывать, что очень многие недостатки в медицинской работе зависят нестолько от недостатка средств, сколько от того, что мы плохо хозяйничаем: очереди в лечебных заведениях, непорядки в лечении больных, нарушения трудовой дисциплины и многие основные вопросы в практике здра­воохранениямогли бы быть изжитыми или, во всяком случае, смягченными, если бырационализация глубже проникала в нашу практику».

В последующие годы большого внимания вопросы экономики здравоохранения не привлекали. Определенное развитие эта проблема получила в середине 1960-х годов, когда началось рефор­мирование народного хозяйства страны. Первая теоретическая конференция по экономике здравоохранения в СССР была проведена в 1966 г. Уже с середины 1960-х годов в стране стали разра­батываться вопросы практического применения результатов изучения эконо­мики здравоохранения. Россия - одна из немногих стран, где проводились крупномасштабные экономические эксперименты в здравоохранении, первый из которых начался в 1967 г. Затем в 1970-1980-е годы был проведен еще ряд экономических экспериментов, завершившихся принципиальным изменением системы финансирования отечественного здравоохранения - внедрением сис­темы обязательного медицинского страхования.



С тех пор накоплен большой опыт, подготовлены кадры, разработаны на­учные основы экономики здравоохранения. В жизнь внедряются экономиче­ские методы управления, заменяя прежние административные, развиваются рыночные отношения. Накапливаются новые знания по вопросам экономики здравоохранения.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под экономикой здравоохранения?

2. Возможно ли осуществление медицинской практики в виде «чистого искусства» вне связи с определенной хозяйственной формой?

3. Каков предмет экономики здравоохранения?

4. Какие элементы метода экономики здравоохранения Вы знаете?

5. Дайте характеристику основным методам познания экономики здравоохранения.

6. Какие задачи решает экономика здравоохранения?

7. Какие изучает проблемы экономика здравоохранения?

8. Каково место экономики здравоохранения в структуре современных экономических талий?

9. Какие основные вопросы ставит экономика здравоохранения?

Экономика здравоохранения - комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области здравоохранения.

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие в процессе оказания меди­цинской помощи, то есть профессиональной медицинской деятельности.

В зависимости от того, на каком уровне, внутри системы здравоохранения или вне ее, рассматриваются экономические отношения, они могут быть разде­лены на макроэкономические, мидиэкономические и микроэкономические.

На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках на­циональной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непо­средственно связаны со здравоохранением (таких отраслей насчитывается около тридцати). Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодейст­вие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с други­ми отраслями хозяйства.

Макроэкономический уровень предполагает универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности медицинских организаций в существующей экономической системе.

На мидиэкономическом уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функ­циональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.

Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдель­ного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

На микроэкономическим(практическом) уровнереализуются конкретные закономерности, связанные с существованием медицинской деятельности: финансирование, ценовой механизм, основы заработной платы, инвестиционной и инновационной поли­тики, особенности медицинского труда. Управление трудом, оценка реального трудового вклада и эффективности труда медицинских работников, оплата и стимулирование труда персонала в соот­ветствии с его качеством и результативностью являются одними из самых важных проблем микроэкономического анализа в здравоохра­нении.

Общая цель экономики здравоохранения - это изучение экономических отношений и хозяйственных контактов, объективно возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

В рамках дан­ной общей цели можно выделить конкретные задачи , стоящие перед экономи­кой здравоохранения, которые можно объединить в несколько проблемных групп.

Первая группа задач определяет, какие услуги здравоохране­ния, кому и с использованием каких организационно-правовых форм надо ока­зывать. В плане решения этих проблем экономика здравоохранения рассмат­ривает условия и методы хозяйствования на всех стадиях лечебно - профилактического процесса. Прежде всего, необходимо выявить: состав по­тенциальных пациентов, структуру их потребностей в медицинских услугах, финансовые возможности и в зависимости от этого определить хозяйственный тип своей профессиональной деятельности. В конечном итоге, важно опреде­лить, какое медицинское учреждение в каждом конкретном случае организо­вывать целесообразнее всего.

Вторая группа задач охватывает исследование ресурсной базы опреде­ленного вида медицинских услуг. В связи с этим экономика здравоохранения занимается изучением факторов хозяйственной деятельности в медицине (исследование материально-технической базы, выявление структуры подлежащих использованию ресурсов). Решается вопрос о кадровом обеспечении деятельности медицинского учреждения, определяется структура трудовых ресурсов и эконо­мические формы привлечения квалифицированных специалистов к работе (трудовое соглашение, контракт, основное место работы или работа по со­вместительству, уровень оплаты труда и т.д.).

Третья группа задач связана с оплатой оказываемых услуг. Экономика здравоохранения использует различные возможности и виды инвестиционного процесса в данной отрасли. Свои средства в обеспечение функционирования и развития здравоохранения вкладывают следующие группы инвесторов:

Государство;

Страховые медицинские организации;

Сами пациенты.

Этим трем группам инвестиционных источников соответствуют и системы фи­нансирования здравоохранения:

Бюджетная;

Страховая;

Частная.

С внедрени­ем системы обязательного медицинского страхования, в Российской Федерации сформирован механизм смешанного бюджетно-страхового фи­нансирования здравоохранения.

Четвертая группа задач предопределяет ожидаемые результаты профессиональной и экономической деятельности. При этом необходимо иметь представление об экономическойоптимиза­ции, т.е. путях рационального использования:

Фак­торов медицинского труда;

Денежных средств;

Привлеченных работников различных специальностей и квалификации.

Пятая группа задач связана с определением полученного (фактического) результата деятельности лечебно-профилактического учреждения.

Несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактиче­ские результаты все же представляется возможным. Для этого экономика здра­воохранения занимается разработкой экономической нормативной базы отрас­ли.

Эта нормативная база используется в следующих целях:

Во-первых, для определения стартовых условий функционирования того или иного лечебно-профилактического учреждения;

Во-вторых, для анализа текущего финансово-экономического положения конкретного медицинского учреждения или част­нопрактикующего врача;

В-третьих, система показателей применяется не толь­ко для фиксации экономического положения в каждый данный момент, но и для контроля за динамикой изменения тех или иных параметров деятельности медицинского учреждения;

Шестая группа задач состоит в управлении экономическими процессами в медицинских учреждениях. Экономическая деятельность должна быть управляемой и заключается в степени и условиях управляемости, а также в методах осуществления управленческой деятельности.

Методы экономики здравоохранения. Экономика здравоохранения использует широкий спектр методов позна­ния:

1. Анализ и синтез.

2. Математические и статистические.

3. Балансовый.

4. Прогнозирование.

5. Экспериментальный.

Анализ и синтез. В процессе анализа мышление идет от общего к частному, то есть происходит расчлене­ние исследуемого явления на его составляющие части и стороны. Синтез подразумевает интеграцию частных понятий, свойств в общее, для выявления наиболее существенных закономерностей.

Математические и статистические методы помогают вскрыть количественную связь экономических переменных. Вскрывая количественные изменения процессов, экономика здравоохране­ния исследует и переход количества в новое качество. Математический и статистический анализ только тогда вскрывает реаль­ные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализи­руемого предмета.

Балансовый метод представляет собой совокупность приемов экономи­ческих расчетов. Они используются для обеспечения строго определенного количественного соотношения между какими-либо составляющими, например: между потребностями и возможностями их удовлетворения (в том или ином виде медицинских услуг, медицинской технике, финансовых ресурсах); между доходной и расходной частями бюджета и т.д.

Метод прогнозирования представляет научное предвиде­ние наиболее вероятных изменений состояния отрасли здравоохранения, по­требности общества в медицинских услугах, производственных возможностей медицины, направлений технического прогресса отрасли и т.д. Прогнозирова­ние является предварительной стадией работы. Это позволяет предвидеть про­блемы, которые потребуется решить для достижения каких-либо целей.

Экспериментальный метод представляет собой поиск тех или иных форм повышения эффектив­ности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдель­ных медицинских учреждений и имеет большое практическое значение.