Методика обучения чтению с неговорящими детьми новиковой. Методика развития для неговорящих малышей новиковой-иванцовой

Методика Тамары Новиковой-Иванцовой, разработана для детей с нарушениями речи различной... Материал доступен для родителей, которые хотят проводить...

Методика формирования языковой системы (МФЯС) для неговорящих детей используется в работе с различными видами речевой задержки, такими как: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Она разработана именно для детей с нарушениями речи различной природы, Тамарой Новиковой-Иванцовой.

МФЯС для неговорящих детей отражает эффективные пути решения проблемы. Данные навыки будут полезны как практикующим логопедам, так и начинающим специалистам. Кроме того, материал изложен доступно для родителей, которые хотят проводить занятия с детьми самостоятельно, такой вариант станет действенным дополнением к основной терапии.

Раннее развитие детей:

Может показаться, что комплекс очень прост, но в данном случае важна именно системность работы.

Способы восстановления функций речевого аппарата

Чтобы обучить неговорящего ребенка необходимо:

  1. Создать условия для активации речевых процессов.
  2. Непрерывно обучать способности самостоятельно говорить.

Данная методика направлена на выполнение этих двух важных аспектов.

Безусловно, общее психическое состояние ребенка влияет на уровень развития речи. Именно поэтому важно развивать сразу все психологические процессы, такие как внимание, память, общее мышление и прочее. Если ребенок страдает ЗПРР, то помочь смогут родители, прибегая к различным коррекционным упражнениям. Если же есть более серьезные причины для задержки речи, то следует обратиться к психологу для детального изучения проблемы и подбора правильного решения.

Не стоит забывать, что умеренные физические нагрузки наилучшим образом сказываются на работе мозга, благодаря улучшению кровообращения мозга, насыщению его кислородом. Особенно благотворно на детей с задержкой речевого развития влияют плавание и гимнастика.

Очень важным аспектом формирования навыков говорения является погруженность ребенка в речевую среду. С ним нужно постоянно общаться на разнообразные темы, рассматривать книжные рисунки и анализировать увиденное с помощью слов.

Хорошо помогает прослушивание песен на родном языке, особенно в исполнении матери, такой подход поможет запустить механизм речи. Интересен тот факт, что дети, которым в детстве пела мать, чаще не имеют проблем со звукопроизношением, потому не нуждаются в помощи логопеда. Поэтому ключевой метод МФЯС – это музыка, которая меняет состояние души. Доказано, что правильно подобранная композиция способна сменить гнев на милость, сделать настроение лучше и наоборот.

Основные принципы МФЯС

Данная методика основана на онтогенетическом принципе развития речи, который состоит из нескольких важных этапов:

Крик

Появление крика связано с рефлексами человека и появляется он, как результат на действие неких внешних раздражителей. В основном это состояния, вызывающие у ребенка дискомфорт, такие как болезненные ощущения, жажда или голод и прочее. В соответствии с нормой крик должен носить громкий и звонкий характер, его также отличает короткий вдох и длинный выдох. У детей с нарушением работы нервной системы крик бывает либо слишком оглушающим, либо чрезмерно тихим и больше напоминает всхлипывания. Также его может и вовсе не быть. Обычно период крика продолжается до двух месяцев с момента рождения.

Гуление

Гуление – это распевное произношение протяжных гласных звуков, которое часто сочетается с согласными. Интонационная выразительность – это основной фактор, на который должны обращать внимание родители в данный период. Это связано с тем, что речевой аппарат ребенка готовится начать произносить звуки, запоминает интонацию, пытается управлять ею. Ребенок должен улавливать речь родителя, реагировать на нее смехом или набором звуков. На данном этапе важна его эмоциональная связь с родителем.

Лепет

В возрасте 5-9 месяцев начинается стадия лепета, которая является, по сути, многократным повторением слогов, сочетающих гласные и согласные буквы, таких как «ма», «ба», «па» и других. На этом этапе происходит развитие длительности выдоха и активация слухового внимания. К 10 месяцам у ребенка начинают вырываться лепетные слова, как правило, состоящие их двух идентичных слогов, таких как: «мама», «папа», «баба» и другие.

К 1 году словарь ребенка должен включать в себя 10 или более слов. Стоит отметить, что девочки осваивают речевые навыки быстрее, чем мальчики.

В 1,5-2 года ребенок постепенно начинает произносить краткие фразы.

Если во время формирования одного из вышеперечисленных этапов произошло какое-то нарушение, то деформируется вся система речи, у ребенка появляются затруднения, беспокоящие родителей. Очень важно восстановить все этапы, как раз в этом направлении работает методика Новиковой-Иванцовой. В процессе восстановления речевого развития дети пропевают гласные и согласные, что соответствует этапу гуления; затем произносят слоги – это этап лепета, а потом результат закрепляется с помощью двухсложных слов и фраз.

Методика Новиковой-Иванцовой не просто позволяет «включить» речевой аппарат неговорящим детям, но также помогает логопедам в работе с детьми, владеющими речевым навыком, но испытывающими затруднения в овладении слоговой структурой слов, темпо-ритмической стороной речи, работой голосом, а также произношением звуков.

Авторская методика предлагает готовый комплекс приемов, направленных на усвоение и совершенствование слоговой структуры слова. Корректирующие приемы состоят из работы с речеслуховым восприятием и речевым аппаратом.

Можно выделить два основных этапа работы:

  • Подготовительный (приемы, направленные на разделение неречевых звуков и упражнения на ритмику);
  • Коррекционный (освоение невербального материала).

«Волшебные кнопки», «Веселые ручки», «Замки» — это лишь часть приемов, которые предлагает освоить методика Новиковой-Иванцовой. Данные комплексы позволяют задействовать одновременно зрительную память и мелкую моторику, благодаря чему дети быстрее и проще овладевают слоговой структурой слов.

Гласные нараспев, слоги, слова, песни, обилие наглядных элементов, таких как символы и картинки — все это включается в себя действенная методика практикующего логопеда, которая успешно применяется уже много лет, что подтверждают многочисленные отзывы счастливых родителей.

Полностью ее название звучит как методика формирования языковой системы или коротко мфяс , направлена на исправление задержек в речи детей , которые могут возникнуть при алалии, проявлениях заикания, интеллектуального развития, синдрома Дауна, раннем детском аутизме и проч. Именно в борьбе с этими нарушениями методика Новиковой-Иванцовой наиболее эффективна.

Принципы методики


Тамара Новикова-Иванцова — автор методик исследования и исправления речевых дефектов у детей

Тамара Никифоровна — заслуженный учитель России, логопед с тридцатилетним стажем в области работы с системными речевыми патологиями у детей.

В ее методе содержатся рекомендации, имеющие ценность не только для профессиональных логопедов, но и только начинающих специалистов. Помимо этого, информация в пособии излагается доступным языком, что также будет полезно мамам и папам, планирующим заниматься с малышом дома.

Стоит обозначить общие принципы , которые на первый взгляд могут показаться слишком простыми. Но вся суть методики заключается в системности их выполнения .

Чтобы ребенок был готов заговорить, нужно :

  • сформировать среду , благоприятную для развития речи;
  • проводить обучающие занятия по практике говорения на регулярной основе.

Факторы, влияющие на качество речевого развития ребенка


Психика ребенка, уровень его физической активности, среда, располагающая к общению, — три важнейших условия успешного речевого развития

Стоит учитывать, что на развитие речевых навыков оказывает влияние состояние психики малыша . Способность говорить зависит от того, насколько развиты его мыслительные процессы, запоминание, концентрация и проч. Проблемы разного уровня сложности могут решить врачи-специалисты, от логопеда до нейропсихолога.

Развитие речи также неразрывно связано и с физической нагрузкой , которую ежедневно испытывает ребенок. Двигательная активность обеспечивает улучшение кровообращения и насыщение мозга кислородом. Особенно полезно детям с речевой задержкой ходить в бассейн и заниматься гимнастикой.

Большую роль в развитии речевых способностей играет погружение ребенка в речевую среду . Чтобы сформировать вокруг малыша необходимые условия

  • общайтесь с ним на разные темы,
  • используйте разные слова,
  • меняйте интонации,
  • говорите четко и ясно, проговаривайте свои действия,
  • показывайте ребенку иллюстрации или объемные фигуры, комментируя их словесно.

Благотворное влияние оказывает прослушивание песен на родном языке в исполнении мамы или близких родственников.

Это активизирует речевой механизм, налаживает систему ритма и такта, фонематического восприятия слов. Поэтому один из ключевых элементов МФЯС – музыка , которая так или иначе влияет на душевное состояние, может вызвать смену настроения и сопроводить ее речевым оформлением.

Этапы речевого развития по МФЯС


Крик, гуление, лепет — важнейшие этапы развития речи ребенка

Крик

Это рефлекторная реакция человека на влияние внешних раздражителей . Ребенок кричит, когда ему некомфортно, когда он испытывает боль, голод, жажду, любые неприятные ощущения. Крик характеризуется звонкостью и громкостью, коротким вдохом и продолжительным выдохом, в течение которого и производится звук.

Дети, которые имеют некоторые отклонения в нервной системе, издают или оглушающий звук, или заменяют его на тихие возгласы с прерывистыми всхлипываниями. Однако крика может и не быть. Чаще всего период активного «кричания» заканчивается после 2-х месяцев со дня рождения ребенка .

Гуление

Это долгое и распевное извлечение гласных звуков . При этом часто оно может сопровождаться и воспроизведением согласных. Здесь ребенок уже улавливает интонацию родителей, пытается сопровождать ее своими звуками, он хочет управлять своим речевым аппаратом, чтобы донести мысль. Но аппарат к этому еще не готов, поскольку находится в переходном состоянии.

Задача родителя – активно поддерживать эмоциональную связь с ребенком, общаться с ним при помощи интонации, ее тональности, ритма, но не стоит забывать и о словах.

Лепетание

В возрасте пяти — девяти месяцев развитие речи ребенка переходит на новую стадию лепета . Это многократное повторение одного и того же слова или звукосочетания, слога, которые могут составлять элементарные слова. Например, «ма», «па», «дя», и других. Пока ребенок учится воспринимать на слух некоторые выражения, формируется глубина выдоха, которую малыш учится контролировать. В 10 месяцев некоторые дети могут уже составлять слова из одинаковых слогов – «мама», «дядя», «тятя» и т.д.

В один год дети имеют в своем багаже около 10 слов и больше . При этом примечательно, что быстрее новые слова осваивают девочки.

К полутора годам малышам уже доступны для произношения некоторые короткие фразы .

Возможно, что на каком-либо из этапов у ребенка возникнет нарушение или задержка . Это влечет деформацию системы речи и затруднения, вызывающе беспокойства у близких. Чтобы восстановить последовательность в этапах, рекомендуется следовать методике Новиковой-Иванцовой и пройти поочередно все необходимые уровни крика, гуления и лепета. Затем появится возможность произносить звуки, слоги, слова и целые фразы.

Значение методики

Разработка Новиковой-Иванцовой не только помогает заговорить детям, она служит необходимым инструментом в руках логопедов, которые занимаются изучением нарушений в области структуры слов, темпа, тембра, ритмики, звукоизвлечения вообще.

Ее пособие вобрало в себя собрание приемов, которые направлены на коррекцию речеслухового восприятия — в частности — и на устранение проблем речевого аппарата — в целом.

По МФЯС выделяется несколько этапов :

  • предварительный , на котором проводятся занятия на чувство ритмики;
  • непосредственно практика , в ходе которой выполняются упражнения на развитие памяти, моторики, произношение гласных, изучение слогов, слов, песен с сопровождающим визуальным материалом.

Более подробно и комплексно о работе с неговорящими детьми можно ознакомиться в видеоматериале самого автора методики в двух частях.

Часть 1

Часть 2

Заключение

Методика Новиковой-Иванцовой используется многими логопедами мира. В ее основе заложен базис эффективного разрешения проблем, с которыми сталкивается большой процент детей. Если вовремя обратиться к грамотному методу, изучить необходимую литературу и согласовать разработанный комплекс со специалистом, который учтет индивидуальные особенности вашего ребенка, результат будет положительным.

Семинар «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н. Часть1

Для того, чтобы наши дети заговорили им нужна предметная деятельность , которую могут обеспечить дефектологи и воспитатели. Второе, что нужно нашим детям — это говорящий социум. По всем законом развития человека он должен заговорить, два главных условия существует, но почему же он не говорит?

Причины могут быть самые разные — от умственной отсталости, аутизма до незрелости нервной системы и органических причин.

Мы все с вами знаем, что алалия — поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития или в период до года, которое приводит к тому что ребенок вовремя не начинает говорить. Значит в коре головного мозга должен быть какой-нибудь субстрат, новообразования — может быть гематома, — может быть киста в определенной области и тогда ребенок не будет разговаривать.

Но как показывают обследования на сегодняшний день детей с диагнозом алалия только лишь 2% детей имеет эти явления, а у остальных мозг очень чистый. Тем не менее они не говорят. Мы обратили внимания на то, что у наших детей нет координации, в артикуляции они могут посмотреть на нас и сделать что-то губами и языком, или могут кричать, верещать. Вроде смотришь голосовые складки работают, а одновременно сложить в нужную позу органы артикуляции и подать струю и голос они не могут.

Давайте обратимся в онтогенез, в онтогенезе гуление — это явления биологическое и там нет четких звуков, там все усредненное. Многие исследователи пишут, что по гулению нельзя узнать какой национальности ребенок, потому что гуление по своему окрасу у все одинаковое. Далее идет лепет — это явление социальное. Гуление присутствует у глухих, у слепых, у умственно отсалых, у всех, а лепет только когда ребенок дозревает до определенного момента и у него есть среда.

По лепету можно определить национальность, в лепете есть интонация , в лепете есть ритм , в лепете есть звуки, которые схожи или присущи данному языку. Лепетные цепочки сначала однородные и очень длинные. Затем цепочки становятся неоднородными. Чем не однороднее они становятся, тем ближе к слову. Потом из этой цепочки рожденное слово переходит в предположения, к двум годам должна быт фраза, если к двум года нет фразы, то мы должны бить в колокола.

Если у ребенка в 3 года нет речи и нет фразы, то мы должны с вами понимать, что нет общения — нет коммуникации, не развивается мышления,а значит вторичная умственная отсталость сформируется после трех лет, а в пять она уже есть, если нет полноценной речи.