Михаил ломоносов. Необходимость реформы русского стихосложения

Ученый-энциклопедист, реформатор русского стихосложения и один из крупнейших поэтов русской литературы XVIII века ("Петр Великий русской литературы" - по выражению В. Г. Белинского), талантливый художник, просветитель и общественный деятель, сумевший поднять российскую науку на небывало высокий уровень, - вот основные заслуги Михаила Васильевича Ломоносова перед Россией, и заслуги эти в высшей степени значительны, мало кто из его предшественников и последователей может похвалиться столь выдающимися достижениями, и это при том, что жизнь Ломоносова нельзя назвать долгой, он прожил немногим более полувека.

Широкую известность получила история жизни Ломоносова, то, "как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик" (Н. Некрасов). Необходимо только отметить, что этот человек, начавший учиться в Славяно-греко-латинской академии в двадцатилетнем возрасте, продолжал оставаться учеником всю свою жизнь, жадно стремясь к новым знаниям в самых разных отраслях науки, стремился он и выразить себя в искусстве, в первую очередь - в искусстве словесном.

Находясь в учении за границей, Ломоносов сочиняет "Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года", в которой воплотил своё понимание того, каким должен быть русский стих, и сопроводил ее теоретическим обоснованием необходимости введения силлабо-тонического стихосложения как наиболее полно отвечающего "природному нашего языка свойству" под названием "Письмо о правилах российского стихотворства", развивающим новаторские идеи В. К. Тредиаковского о реформе русского стихосложения, высказанные им в работе "Новый и краткий способ к сложению русских стихов" (1735). Возможно, теоретические изыскания Ломоносова не были бы восприняты так, как они того заслуживали, но его поэтическая деятельность стала лучшим доказательством того, что силлабо-тоническая система стихосложения на самом деле является для русского языка наиболее естественной формой поэтического творчества, наиболее полно выражающей природу этого языка.

Свои теоретические принципы Ломоносов воплощал в жизнь в произведениях, жанровая природа которых полностью соответствует эпохе классицизма, господствовавшего в литературе и искусстве России XVIII века. Излюбленным его жанром была ода, в которой поэту удалось достичь значительных высот благодаря умению наполнить традиционную форму живым, близким и понятным современникам, поэтическим содержанием. Согласно принятой традиции, оды Ломоносова воспевали наиболее значительные события современной ему истории, они посвящались "первым лицам" государства, для чего использовались соответствующая лексика, обращение к мифологии, обширные исторические экскурсы, сравнения и изысканные рифмы, специальная "одическая строфа", состоящая из десяти стихов с особым способом рифмовки. Следует сказать, что свои оды Ломоносов по преимуществу "использовал" для того, чтобы привлечь внимание власть имущих к вопросам образования, науки и культуры, помочь их развитию и процветанию. Он много сделал для укрепления авторитета Российской академии наук, практически во многом благодаря именно его стараниям в 1755-м году был открыт университет в Москве, ставший со временем одним из крупнейших учебных заведении Европы. И для достижения всего этого Ломоносов активно использовал поэтическую деятельность.

Помимо больших достижении в жанре оды, Ломоносов создавал трагедии ("Тамира и Селим", 1750-й год; "Демофонт", 1752-й год), в которых на традиционном для классицизма подражательном материале пытался разрешить наиболее животрепещущие вопросы современности, он начал работу над героической поэмой "Петр Великий" (первые две песни создавались в 1760-61-м годах), в которой воспевал исторического деятеля, бывшего для него образцом служения своей стране и ее народу. Особое место в поэтическом творчестве Ломоносова занимают сатирические стихотворения, в которых он едко, с большим успехом высмеивает негативные стороны современной ему действительности. Правда, за такой "успех" иногда приходилось достаточно дорого платить: стихотворение "Гимн бороде" вызвало огромное недовольство церковных властей и даже преследование автора Синодом. Также Ломоносов первым в русской поэзии обратился к теме памятника (включенный в "Риторику" вольный перевод оды Горация), ставшей затем одной из центральных тем русской поэзии.

Фактически поэзия Ломоносова стала для литературы XVIII века образцом гражданственности, поэтического мастерства, умелого использования традиционных поэтических форм в сочетании с новаторским подходом к тому, что позже будет названо единством формы и содержания. Те преобразования, которые "словом и делом" проводил Ломоносов, стали благодатной почвой для последующего развития русской литературы, а его вдохновенные поэтические строки навсегда остались в истории русской литературы и культуры как блестящие образцы использования возможностей русского языка в поэтическом творчестве.

Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась. При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.

Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.

Особенности творчества М. В. Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.

Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.

Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.

Оды

Не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.
Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают "орлы российские". В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.

Необходимость реформы русского стихосложения

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.

Другой принцип - тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы - стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.

Утверждение нового принципа стихосложения

В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.

Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.

Литературное творчество Ломоносова

Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.

Творчество ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.

Ломоносова была направлена на создание русской литературы. Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю. Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:

  • общеупотребительные;
  • книжные, за исключением неупотребительных;
  • простонародные.

Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий - для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.

Как патриот и Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.

Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.

Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

Создание Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.

Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Заключение

Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.

Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.

По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас - село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Смерть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии, неутомимой жажды деятельности, Ломоносов считал, что долг каждого – трудиться не покладая рук для пользы общества, для блага народа, а если надо, героически отдать свою жизнь во имя Родины, торжества любимых идей. Он писал:

Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.

Эти волнующие строки, написанные Ломоносовым, можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности.

Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого моря. Детские годы навсегда запечатлели в сознании Ломоносова величественные картины суровой полярной природы, дали превосходное знание сказок, былин, пословиц с их живым народным языком. Поездки с отцом в море на промысел развили в мальчике физическую силу и выносливость. Чувства независимости, личного достоинства, свойственные обитателям Поморья, не подавленных крепостным гнетом, составили драгоценнейшую черту его характера.

У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл "вратами своей учености", он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в тогдашнюю школу – Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе – "малых ребят" – над "болваном лет в двадцать", который "пришел латине учиться", скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.

Не удивительно, что, когда в 1736 г. школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук "отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели", выбор падает на Ломоносова. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки и овладевает всеми достижениями современной ему научной мысли. В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину и начал работать в Академии наук.

В 1745 г. он становится профессором химии, академиком и, несмотря на противодействие засевших в академии немецких администраторов – "неприятелей наук российских", ведет неутомимую, блестящую по своим результатам научную и литературную деятельность. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.

Сам Ломоносов был ученым энциклопедического размаха. Пушкин, говоря, что Ломоносов "все испытал и все проник", имел право называть его "первым нашим университетом". Ломоносову принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания – химии, физике, астрономии.

Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики. В школьные годы Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка и народно­поэтическому творчеству силлабическое стихосложение (от греческого слова, означающего "слог"). От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова – поэт и ученый-филолог (филология – наука о языке и литературе) Тредиаковский. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов.

Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от греческого слова тонус, означающего "ударение"). Однако преобразование Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати – и тринадцатисложных) стихов. Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей, складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога, и ямб, образуемый, наоборот, чередованием сначала безударного, затем ударного слогов.

Однако Тредиаковский считал, что ямб малопригоден для русского стихосложения.

Ломоносов принял в основном принцип Тредиаковского, но, будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, он распространил его на все виды стиха. Точно также он считал возможным употреблять наряду с двусложными и трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и энергичным. Именно ямбом и была написана в 1739 г. хвалебная ода Ломоносова, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Произведение это, исполненное горячего патриотического чувства, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные, ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевал в них вечную славу героев, величие, мощь и неисчерпаемые богатства родной страны, славил героический характер русского человека.

Свою "возлюбленную мать" – родину Ломоносов олицетворяет в облике державной владычицы, главой касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а ноги простирающей до границ Китая. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время настойчиво подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает "правдивый меч" лишь для того, чтобы водворить повсюду мир – "возлюбленную тишину". Поэт страстно призывает к разработке природных богатств родной страны, к насаждению просвещения, развитию искусств и наук.

Одно из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова – слово наука. Восторженные похвалы науке – одна из основных тем ломоносовской поэзии. Из поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках, которые "юношей питают" и "отраду старцам подают". В одной из од поэт перечисляет те области научного знания, которые он особенно ценит за их значение для развития страны, умножения ее силы, богатств:

В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой
И, что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой...

Наука легких метеоров,
Премены неба предвещай
И бурный шум воздушных споров
Чрез верны знаки предъявляй:

Чтоб ратай мог избрати время,
Когда земле поверить семя
И дать когда покой браздам,
И чтобы, не боясь погоды,

С богатством дальны шли народы
К Елисаветиным брегам.

Стихотворные призывы Ломоносова к раз­витию отечественных наук подкреплялись его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила вдохновенную поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова "О пользе стекла".

С огромной поэтической силой новое научное восприятие мира, космоса, противостоящее наивным церковно-средневековым представлениям о природе, раскрывается в двух "Размышлениях" Ломоносова. В "Утреннем размышлении" поэт описывает солнце, каким оно должно бы было предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

"Несчетные солнца" неизмеримых пространств бесконечной вселенной видит поэт, вглядываясь в усыпанное звездами небо:

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна...

Ломоносов, как никто до него, почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его "природное изобилие, красоту и силу". Однако эти возможности не были широко использованы. Литературным языком еще оставался средневековый, церковнославянский язык, оторванный от живой, разговорной речи. И литературный язык, и разговорная речь, были засорены чрезмерно большим количеством иностранных слов.

Сблизить литературную и разговорную речь обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка – на это и были направлены усилия Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.

Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно ограничить употребление церковнославянских и иностранных слов и оборотов, Ломоносов распределил весь словарный состав славяно-российского языка по трем группам – "штилям", прикрепив к каждому из них определенные литературные виды (жанры).

Церковнославянские слова, устаревшие и ставшие малопонятными, он совсем исклю­чил из литературной речи. Те же из них, которые были «россиянам вразумительны», допускались к употреблению преимущественно в так называемых высоких жанрах – оде, героической поэме и т. п., в силу особой своей торжественности, приподнятости отделявшихся от простой, обыденной речи. Наоборот, литературные произведения, содержание которых ближе к жизни, – драматические произведения, сатиры – должны были писаться "средним штилем" – языком менее книжным, более близким к разговорному. Наконец, для "описания обыкновенных дел", сочинения комедий, эпиграмм, песен, дружеских посланий следовало применять "низкий штиль", в котором могут употребляться и простонародные слова. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова – варваризмы.

Разделение литературного языка на "три штиля", резко отграниченные друг от друга, было связано с теорией классицизма и в дальнейшем стало стеснять писателей. Следующий шаг в совершенствовании литературного языка сделал Карамзин. Полный простор свободному развитию языка художественной литературы открыло творчество Пушкина, который в основном продолжил и развил начатую Ломоносовым работу по созданию русского национального языка.

Литературная деятельность гениального поэта-ученого – его поэтическое творчество, его работы в области языка и стиха – имела исключительно большое значение для развития русской литературы. Недаром "Петром Великим русской литературы» назвал Ломоносова В. Г. Белинский.