Многообразие стран современного мира, их основные типы. Многообразие стран мира

Видеоурок 2: Типы стран современного мира

Лекция: Многообразие стран мира. Основные типы стран


Многообразие стран мира

В ХХ веке значительно увеличилось количество стран. Связано это с историческими событиями. После Первой Мировой войны на карте появились государства: Польша, Латвия, Эстония, Литва, Австрия, Венгрия. После Второй Мировой войны образовались ГДР и ФРГ. После распада Советского Союза появились новые независимые государства: Чехословакия, Югославия, Белоруссия, Украина и т.д. На 2000 год в мире насчитывалось 230 государств. По некоторым данным в настоящее время насчитывается 251. Некоторые из них не признаны ООН, однако они существуют. К таким странам относят Косово, Тайвань и т.д. Государств в мире насчитывается 195.


Группировка стран в мире проводится в основном по количественным показателям:

    по площади занимаемой территории

    количеству жителей

Иногда выделяют группы по их расположению:

    приморские

    островные

    страны-архипелаги

Типология стран основывается на более сложных и важных показателях экономического и политического развития страны. Типологий существует несколько.

До 90-х годов выделяли три типа стран:

    социалистические

    капиталистические

    развивающиеся

С крахом социалистической системы эта типология утратила свою актуальность. Более популярна типология деления стран на:

    экономически развитые

    страны переходного типа

    развивающиеся

Некоторые выделяют два типа:

    развитые

    развивающиеся

Основной критерий типологии ВВП на душу населения .


Основные типы стран

    Экономически развитые страны

К этому типу относятся 60 стран мира. Их отличает высокий уровень ВВП. Этот тип подразделяются еще на четыре группы. Первая – это страны «большой семерки» - наиболее развитые страны мира: США, Канада, Япония, Франция, Англия, Италия, Германия. Вторая группа образована менее крупными странами Западной Европы. Третья группа страны, находящиеся не на территории Европы (Австралия, ЮАР). К четвертой относят Сингапур, Корею, Тайвань.

    Развивающиеся

К этому типу относится большая часть стран мира, они занимают 1/2 суши, население составляет 4/5 от населения мира. Из-за большого разнообразия и количества стран трудно создать их типологию. Условно их разделяют на шесть групп:


1. «Ключевые страны» являются лидерами развивающихся стран. К ним относят Индию, Бразилию, Мексику и Китай. Объем продукции, производимой этими странами, превышает объем, который производят все остальные страны, относящиеся к этому типу. Но ВВП составляет 400 долларов.


2. ВВП в странах второй группы составляет 1-2 тыс.доллара. К таким странам относят Аргентину, Чили, некоторые страны Азии и Северной Африки.


3. Новые индустриальные страны относят к третьей группе. Некоторое время их экономика совершила скачок в развитии.


4. Нефтеэкспортирующие страны – страны Персидского залива, Катар, ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия. ВВП на душу населения достигает 6-10 тыс. долларов, полученных от продажи нефти.


5. Отстающие страны наиболее многочисленная группа этого типа. ВВП на душу населения составляет 1 тыс. долларов и ниже. В экономике этих стран сохранились феодальные пережитки, отсталая экономика.

  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).

    1. Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран.

    2. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.

    3. Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира.

    1. Географическая среда и ее роль в жизни человечества.

    2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху НТР.

    3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

    2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

    3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).

    Билет № 6

    1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

    3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

    Билет № 7

    1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.

    2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

    3. Характеристика по картам ЭГП страны (по выбору учителя).

    Билет № 8

    1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.

    3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).

    Билет № 9

    1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).

    3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).

    Билет № 10

    1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.

    2. Общая экономико-географическая характеристика США.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.

    Билет № 11

    1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.

    3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.

    Билет № 12

    1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.

    2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.

    3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).

    Билет № 13

    1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.

    2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.

    3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.

    Билет № 14

    1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.

    2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

    3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).

    Билет № 15

    1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.

    3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.

    Билет № 16

    1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    Билет № 17

    1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.

    2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.

    Билет № 18

    1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    2. Общая экономико-географическая характеристика КНР.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    Билет № 19

    1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.

    2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.

    Билет № 20

    1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).

    3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.

    Билет № 21

    1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.

    Билет № 22

    1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.

    2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.

    Билет № 23

    1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).

    3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).

    Билет № 24

    1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.

    Билет № 25

    1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).

    3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).

    Билет № 1

    1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).

    1.Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    Политическая карта мира - географическая карта, на которой показаны государственные границы стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 стран и территорий, из которых более 180-ти - суверенные государства.

    К сведению: суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах (название произошло от французского слова souverain - высший, верховный).

    Указать точнее количество стран сложно, т.к. политическая карта постоянно изменяется.

    С начала 90-х годов такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их состав, приобрели статус независимых государств; две страны - ГДР и ФРГ объединились в одно государство; Чехословакия распалась на два государства - Чехия и Словакия и т.д.

    Есть страны, провозгласившие себя независимыми, но не признанные таковыми мировым сообществом (Турецкая Республика Северного Кипра)

    Есть страны, которые оккупированы другими государствами: Палестина - Израилем, Восточный Тимор - Индонезией, Западная Сахара - Марокко.

    Но в последнее время существует ещё несколько официально признанных колоний: под управлением США - Восточная Самоа, Гуам и др.; под управлением Великобритании - Гибралтар, остров Святой Елены и т.д.

    В официальный перечень стран по деколонизации не включены многие территории, т.к. по утверждению управляющих ими государств, они являются их «заморскими» департаментами.

    Страны мира разнообразны по своим характеристикам, поэтому возникает необходимость в их группировке:

    1) по величине территории:

    Выделяют 7 самых больших стран: Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина - каждая из них площадью свыше 3 млн. квадратных километров, эти страны в совокупности занимают половину всей суши;

    И совсем крошечные государства - Андорра, Лихтенштейн, Сингапур и т.д.

    2) по численности населения:

    Самые многочисленные: Китай, Индия, США, Россия, Индонезия, Бразилия, Пакистан - с числом жителей более 100 млн. каждая;

    И небольшие по численности - Ватикан и многие другие.

    3) по особенностям географического положения:

    А) приморские: Великобритания, Австралия, Норвегия и т.д.

    Б) полуостровные: Индия, Греция, Италия.

    В) островные: Шри-Ланка, Исландия.

    Г) страны-архипелаги: Филиппины, Япония.

    Д) лишённые выхода к морю: Монголия, Чад.

    4) по национальному составу населения:

    Одно-национальные: Япония, Швеция;

    Многонациональные: Россия, Индия и т.д.

    5) по государственному строю:

    Конституционные монархии (Великобритания, Япония);

    Абсолютные монархии (Бруней, ОАЭ);

    Республики (США, ФРГ).

    6) по государственному устройству:

    Унитарные (Франция, Венгрия);

    Федеративные (Индия, Россия).

    7) на основе социально-экономических признаков:

    До последнего времени выделялись страны: социалистические (СССР, Китай и др.); капиталистические (США, ФРГ и т.д.);

    Развивающиеся (Индия, Аргентина и др.). Сейчас эта типология считается устаревшей.

    8) по уровню социально-экономического развития:

    а) развитые (учитывается высокий уровень экономического развития, экономический потенциал, доля страны в мировом хозяйстве, структура экономики и т.д.):

    Страны «большой семёрки» (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада);

    Менее крупные страны (Швеция, Испания и т.д.);

    Страны «переселенческого капитализма» (Канада, Австралия);

    СНГ (Россия, Украина и др.);

    Новые индустриальные страны (Корея, Сингапур и др.).

    б) развивающиеся (государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии изменения):

    Страны среднеразвитого капитализма (Бразилия, Мексика и т.д.);

    Нефтеэкспортирующие страны (ОАЭ, Кувейт);

    Страны, отстающие в своём развитии и наименее развитые (Афганистан, Кения).

    Место любой страны в типологии непостоянно и может изменяться во времени, что обычно связано с внутренними и внешними экономическими отношениями государств.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течении которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества.

    Характерные черты НТР:

    1) универсальность, всеохватность (преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей);

    2) чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований (резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство, более быстрое обновление продукции);

    3) повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов (увеличение доли умственного труда, общая интеллектуализация);

    4) ориентация на использование научно-технических достижений в военных целях (зарождение как военно-технической революции).

    Характерные черты НТР проявляются во всех её составных частях:

    1) в науке: рост расходов на НИОКР (-научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), качественное улучшение системы образования, возрастание связей между наукой и производством, рост его наукоёмкости;

    2) в технике и технологии:

    Внедрение новых, преимущественно физико-химических технологических процессов;

    Внедрение ЭВМ (США - 1-ое место по производству), роботов (Япония - 1-ое место по производству), ГПС (- гибкие производственные системы): соединение ЭВМ, системы роботов, современных станков, транспорто-загрузочных устройств - так называемых «безлюдных» заводов;

    Развитие квантовой техники (лазеров, мазеров);

    Производство новых средств связи (спутников и др.);

    Интенсификация старых методов технологии.

    3) в производстве:

    Резкое усложнение структуры экономики (появление новых, высокотехнологических отраслей - аэрокосмическая и т.д.);

    Рост наукоёмких производств (электротехника, приборостроение и т.д.);

    Производство новых материалов (полупроводниковых, керамических; оптического волокна; применение металлов ХХ века - бериллия, лития, титана);

    Развитие ядерной энергетики;

    Интенсификация сельского хозяйства и транспорта (увеличение урожайности, скорости транспорта и т.д.).

    4) в управлении:

    Появление кибернетики (- наука об управлении и информации);

    - «информационный взрыв»;

    Создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров;

    Подготовка менеджеров (руководителей современных производств).

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя)

    В этой практической работе требуется определить по картам атласа центры размещения отраслей хозяйства и объяснить их, используя знания о факторах размещения производства.

    Ответ даётся на примере размещения хозяйства Швеции (по такому принципу можно охарактеризовать любую страну мира). Для работы нужны карты: «Экономическая карта Европы», выборочно карты природных ресурсов (водных, лесных, агроклиматических и т.д.).

    Характеристика хозяйства Швеции:

    1) горнодобывающая промышленность; центры добычи:

    Железной руды: Кирунавар, Елирвар;

    Полиметаллической руды: Булиден, Лайсвалль;

    Медной руды: Аитикаббо.

    Факторы размещения этой отрасли: природно-ресурсный и потребительский (чёрная металлургия);

    2) электроэнергетика:

    ГЭС (север и центр страны - на реке Умеэльвен и др.), природно-ресурсный фактор (обилие рек);

    АЭС (юг страны - Рингхальс и др.), влияет потребительский фактор (густонаселённые южные районы);

    3) чёрная металлургия: города Лулео и Стокгольм; на размещение влияют факторы: природно-ресурсный (своё сырьё), экологический, энергетический (много ГЭС и АЭС);

    4) машиностроение и металлообработка, электротехническая промышленность: города Стокгольм и Гётеборг; влияют факторы: потребительский, квалификации трудовых ресурсов;

    5) судостроение: основной центр - город Гётеборг, влияющие факторы: географическое положение (приморское местоположение) и потребительский;

    6) лесная, целлюлозно-бумажная: город Евле (зона тайги), влияет природно-ресурсный фактор (хвойные породы деревьев);

    7) растениеводство: в центре и на юге страны (овёс, рожь, пшеница); влияет природно-ресурсный фактор (невысокие температуры, обилие осадков);

    8) животноводство: молочно-мясное и свиноводство - на юге и в центре страны, на севере - разведение оленей, влияет природно-ресурсный фактор (естественные пастбища, низкие температуры в зоне тундр).

    Билет № 2

    Данный видеоурок посвящен теме «Многообразие стран современного мира». В нем рассмотрены основные различные типологии стран мира, их группировки. Урок знакомит учащихся с делением стран по различным критериям, основанным на качественных (завоевание суверенитета, ведение нового государственного устройства), количественных (численность и плотность населения, площадь территории) признаках, учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира. Кроме того приведены виды группировок стран на основе их географического положения и политического строя.

    Тема: Современная политическая карта мира

    Урок: Многообразие стран современного мира

    Главным объектом политической карты мира является государство.

    В мире множество государств, в том числе малоизвестных. В течении XX века количество стран значительно увеличилось. В настоящее время насчитывается более 230 территорий, из них более 200 - суверенные государства.

    Одним из наиболее распространенных примеров группировки стран является деление их по величине их территории :

    1. Страны-гиганты (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия)

    2. Средние страны (Белоруссия, Республика Корея)

    3. Страны-карлики (Ватикан, Маврикий, Барбадос)

    Группировка стран по численности населения:

    1. Страны - гиганты (численность населения более 100 млн.чел.). К таким странам относятся: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины.

    2. Средние страны. Например, Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия.

    3. Небольшие страны и микрогосударства. Например, Ватикан.

    Группировка стран по географическому положению:

    1. Приморские страны

    2. Полуостровные

    3. Островные

    4. Архипелаги

    5. Внутриконтинентальные

    В мире более чем у 40 стран нет выхода к морю, это затрудняет их экономические отношения с другими территориями и их экономическое развитие.

    Для более подробного изучения стран мира лучше брать определенную типологию, в основе которой лежат качественные признаки, которые позволяют более полно определить роль и место конкретного государства в экономической и политической жизни.

    Наиболее распространена двучленная типология деления стран на две группы:

    1. Развитые

    2. Развивающиеся

    Главным критерием в этом делении служит показатель ВВП (измеряется в долларах США).

    ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства.

    Экономически развитые страны (к их числу ООН относит примерно 40 стран) делятся на 4 подгруппы:

    1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия).

    На долю этих стран приходится примерно 50% мирового ВВП. ВВП США, к примеру, превышает 15 трлн.долларов.

    2. Менее крупные страны Зарубежной Европы (Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Швеция)

    Политическая и экономическая роль стран, входящих в данную группу, меньше чем у стран «Большой семерки», но они все равно играют существенную роль в мировой экономике.

    3. Внеевропейские страны (ЮАР, Израиль, Австралия, Новая Зеландия)

    Это страны переселенческого капитализма и их экономика сформировалась еще когда они были колониями Великобритании.

    4. Четвертая группа продолжает формироваться (Республика Корея, Сингапур, Гонконг (Сянган), Тайвань, Кипр).

    Развивающиеся страны (к их числу относится более 160 стран) делятся на 6 подгрупп:

    1. Ключевые страны (Индия, Китай, Мексика, Бразилия).

    Данные страны обладают огромным разносторонним потенциалом и играют все большую роль в мировой экономике.

    2. Страны Латинской Америки, Северной Африки, Азии с душевым показателем ВВП на человека более 10-15 тысяч долларов (Венесуэла, Алжир, Уругвай, Чили, Аргентина).

    3. Новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Таиланд).

    Данные страны в 1970-1980 - е годы совершили существенный экономический прорыв. Второе название этой группы стран «Азиатские тигры».

    4. Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Ливия, Бруней).

    Данные страны имеют высокий душевой показатель ВВП за счет добычи и продажи нефти.

    5. Типичные развивающиеся страны (отстающие в своем развитии).

    Душевой ВВП в этих странах зачастую не превышает 5 тысяч долларов.

    6. Наименее развитые страны или страны четвертого мира (Мали, Гаити, Чад, Гондурас, Гватемала).

    Для данных стран характерно отсутствие обрабатывающей промышленности, бедность и безграмотность населения. Душевой показатель ВВП обычно не превышает 1500 долларов в год.

    Также выделяют страны с переходной экономикой: страны бывшего СССР, Монголия, а также страны Восточной Европы. В этих странах происходил или происходит переход к рыночной экономике.

    Несмотря на то, что многие страны ушли от социализма, на политической карте мира по-прежнему остаются четыре социалистических государства: Китай, КНДР, Куба, Вьетнам.

    В целом развивающихся стран гораздо больше по количеству, чем развитых, на них приходится большая часть населения и территории мира.

    Положенный в основу классификации стран принцип доходов (ВВП) не является совершенным. Важно еще учитывать доходы из расчета на душу населения и многие другие показатели.

    Для более полной оценки стран мира и населения ООН в последнее время применяет Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП учитывает ВВП на душу населения, продолжительность жизни населения и уровень грамотности.

    Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории .

    По данному показателю уже несколько лет подряд первое место принадлежит Норвегии, второе - Австралии.

    2. Федеральный портал Российское Образование ().

    4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

    Существует множество классификаций стран.

    Классификацию стран можно осуществлять по площади территории и численности населения, а также по другим показателям.

    По размерам территории выделяют:

    • очень большие страны (территория более 3 млн км 2): Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия;
    • крупные страны (имеют площадь более 1 млн км 2), например Аргентина, Казахстан, Судан;
    • средние и небольшие страны — это большинство государств мира: Италия, Вьетнам, Германия и др.;
    • микрогосударства.

    Самые маленькие по площади страны мира — это Ватикан, Монако, Науру, Тувалу, Сан-Марино, Лихтенштейн, Маршалловы о-ва, Сент-Китс и Невис, Мальдивы, Гренада.

    По численности населения выделяются:

    • крупнейшие страны мира (названы в разделе «Население»);
    • крупные страны;
    • средние (менее 100 млн чел.) — это, например, Иран, Эфиопия, Германия, Канада;
    • микрогосударства.

    По географическому положению страны также можно сгруппировать на:

    • островные страны, например Ирландия, Куба, Великобритания, Новая Зеландия и др.;
    • полуостровные, например Индия, Лаос, Норвегия, Италия, Португалия и др.;
    • страны-архипелаги, например Япония, Кирибати, Индонезия и др.;
    • внутриконтинентальные, например Андорра, Чехия, Монголия, Непал, Боливия, ЦАР, Уганда и др.

    Географическое положение оказывает существенное влияние на уровень экономического развития страны. Например, отсутствие выхода к морю затрудняет внешнеэкономическую деятельность.

    В основу классификации стран по уровню экономического развития положен размер ВВП, рассчитанный в долларах США, в том числе на душу населения.

    Другими важнейшими показателями уровня развития страны является годовая выработка электроэнергии на душу населения, доля наукоемкой продукции в промышленном производстве и экспорте, конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, состояние экономики (темп прироста ВВП), а также структура ВВП и занятости населения и др.

    В последнее время ООН и другие международные организации начали применять новый синтетический показатель уровня социально-экономического развития, так называемый Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, соединяющий три основных компонента: долголетие, образованность и уровень жизни. Самые высокие показатели ИЧР имеют Канада, США, Япония, а самые низкие — африканские страны Сомали, Сьерра-Леоне и Нигер.

    В отличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на количественных показателях, основу типологии также могут составлять и более важные качественные характеристики.

    Типология стран — выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития.

    Тип страны — это относительно устойчивый комплекс присущих ей особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном историческом этапе.

    Определить тип государства — значит отнести его к той или иной социально-экономической категории.

    До начала 1990-х гг. все страны мира было принято подразделять на три типа:

    • социалистические;
    • развитые капиталистические;
    • развивающиеся.

    После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т.е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике (это прежде всего так называемые постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, а также Китай).

    Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития того или иного государства, выраженный прежде всего через показатель валового внутреннего продукта из расчета на душу населения. Учитываются при этом и другие показатели: политическая ориентация, степень демократизации власти, вовлечение в мировую экономику и др.

    Экономически развитые страны (их около 60). Эта группа стран также неоднородна. Внутри нее можно выделить:

    1) главные страны — страны «Большой семерки», которые дают более 50% производства всей промышленной и более 25% сельскохозяйственной продукции мира, формируют три основных центра мирового хозяйства — западноевропейский, с центром в Германии, американский, с центром в США, и азиатский, с центром в Японии;

    2) экономически высокоразвитые страны Западной Европы — Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Скандинавские страны и др., для которых характерна политическая стабильность, высокий уровень жизни населения, высокий ВВП и самые высокие показатели экспорта и импорта из расчета на душу населения. В отличие от главных стран, они имеют значительно более узкую специализацию в международном разделении труда. Их экономика в большой мере зависит от доходов, полученных от банковского дела, туризма, посреднической торговли и т.п.;

    3) страны «переселенческого капитализма» — Австралия, Новая Зеландия, ЮАР — бывшие колонии Великобритании — и Государство Израиль, образованное в 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Характерные черты (кроме Израиля): ориентация на экономику бывшей метрополии или других более развитых стран и сохранение международной специализации на экспорте сырья и сельскохозяйственной продукции; в отличие от развивающихся стран эта аграрно-сырьевая специализация базируется на высокой общенациональной производительности труда и сочетается с развитой внутренней экономикой;

    4) среднеразвитые страны Западной Европы: Греция, Испания, Португалия, Ирландия. По уровню развития производительных сил они несколько отстают от главных стран. Испания и Португалия в прошлом были крупнейшими колониальными империями и играли большую роль в мировой истории, но потеря колоний привела к утрате политического влияния и ослаблению их экономик, которые до этого времени развивались с помощью богатых колоний.

    Страны с переходной экономикой — страны СНГ, Восточной Европы, Монголия, Китай; проводят преобразования, направленные на развитие рыночных отношений вместо централизованного планирования. Эта подгруппа стран выделилась в 1990-е гг. в связи с крушением мировой социалистической системы. В ее состав входят страны, значительно различающиеся между собой по уровню экономического развития.

    Развивающиеся страны — в них проживает более 3/4 населения мира. Они занимают больше 1/2 площади суши, но на их долю приходится менее 20% продукции обрабатывающей промышленности мира и только 30% сельскохозяйственной. Для этих стран характерна ориентированность хозяйства преимущественно на экспорт, что ставит их национальную экономику в зависимость от мирового рынка, а также многоукладность экономики, особая территориальная структура хозяйства, научно-технологическая отсталость, резкие социальные контрасты. Эта группа стран также неоднородна. В ней можно выделить:

    1) ключевые страны — Индия, Бразилия, Мексика (некоторые авторы включают в эту группу и Китай). Каждая из этих стран имеет богатые и разнообразные природные ресурсы, дешевую рабочую силу, емкий и перспективный внутренний рынок. Каждая страна в своем регионе имеет ключевое значение. Эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны, вместе взятые. Отраслевая структура их хозяйств похожа на структуру развитых стран (например, доля машиностроения превышает 20%);

    2) развивающиеся страны, имеющие ВВП на душу населения выше 1 тыс. долл.: Аргентина, Чили и др.;

    3) новые индустриальные страны: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Индонезия. В этих странах экономика за последние 25 лет развивалась исключительно высокими темпами за счет иностранных инвестиций, внедрения новейших технологий и наличия дешевой и квалифицированной рабочей силы;

    4) нефтеэкспортирующие страны — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Бахрейн, Оман, Ливия, Бруней и некоторые другие. Эти страны имеют очень высокие показатели ВВП на душу населения за счет продажи нефти. Быстрое развитие стран — возникновение мощных банков, компаний, современных городов, систем водо- и энергоснабжения; повышение уровня жизни населения — часто сочетается в них с нерешенными социальными проблемами;

    5) «классические» развивающиеся страны, имеющие ВВП на душу населения менее 1 тыс. долл. в год. Характерными чертами этих стран является отсталая многоукладная экономика;

    6) наименее развитые страны (их примерно 40). К ним, согласно классификации ООН, относят страны, в которых доход на душу населения исчисляется 100-300 долл. в год; грамотное население страны составляет 20% от общей численности; доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП — менее 10%, преобладает потребительское сельское хозяйство. Эти страны характеризуются низкими уровнем и темпами социально-экономического развития, высокими коэффициентами рождаемости и смертности, зависимостью экономики от сельского хозяйства. Эти страны пользуются особым вниманием мирового сообщества, в них наиболее ярко проявляются последствия глобальных проблем человечества.

    Главным объектом политической карты мира является государство.

    В мире множество государств, в том числе малоизвестных. В течении XX века количество стран значительно увеличилось. В настоящее время насчитывается более 230 территорий, из них более 200 – суверенные государства.

    Одним из наиболее распространенных примеров группировки стран является деление их по величине их территории:

    1. Страны-гиганты (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия)
    2. Средние страны (Белоруссия, Республика Корея)
    3. Страны-карлики (Ватикан, Маврикий, Барбадос)

    Группировка стран по численности населения:

    1. Страны – гиганты (численность населения более 100 млн.чел.). К таким странам относятся: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины.
    2. Средние страны. Например, Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия.
    3. Небольшие страны и микрогосударства. Например, Ватикан.

    Группировка стран по географическому положению:

    1. Приморские страны
    2. Полуостровные
    3. Островные
    4. Архипелаги
    5. Внутриконтинентальные

    В мире более чем у 40 стран нет выхода к морю, это затрудняет их экономические отношения с другими территориями и их экономическое развитие.

    Для более подробного изучения стран мира лучше брать определенную типологию, в основе которой лежат качественные признаки, которые позволяют более полно определить роль и место конкретного государства в экономической и политической жизни.

    Наиболее распространена двучленная типология деления стран на две группы:

    1. Развитые
    2. Развивающиеся

    Главным критерием в этом делении служит показатель ВВП (измеряется в долларах США).

    ВВП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства.

    Экономически развитые страны (к их числу ООН относит примерно 40 стран) делятся на 4 подгруппы:

    1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия). На долю этих стран приходится примерно 50% мирового ВВП. ВВП США, к примеру, превышает 15 трлн.долларов.
    2. Менее крупные страны Зарубежной Европы (Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Швеция). Политическая и экономическая роль стран, входящих в данную группу, меньше чем у стран «Большой семерки», но они все равно играют существенную роль в мировой экономике.
    3. Внеевропейские страны (ЮАР, Израиль, Австралия, Новая Зеландия). Это страны переселенческого капитализма и их экономика сформировалась еще когда они были колониями Великобритании.
    4. Четвертая группа продолжает формироваться (Республика Корея, Сингапур, Гонконг (Сянган), Тайвань, Кипр).

    Развивающиеся страны (к их числу относится более 160 стран) делятся на 6 подгрупп:

    1. Ключевые страны (Индия, Китай, Мексика, Бразилия). Данные страны обладают огромным разносторонним потенциалом и играют все большую роль в мировой экономике.
    2. Страны Латинской Америки, Северной Африки, Азии с душевым показателем ВВП на человека более 10-15 тысяч долларов (Венесуэла, Алжир, Уругвай, Чили, Аргентина).
    3. Новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Таиланд). Данные страны в 1970-1980 – е годы совершили существенный экономический прорыв. Второе название этой группы стран «Азиатские тигры».
    4. Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Ливия, Бруней). Данные страны имеют высокий душевой показатель ВВП за счет добычи и продажи нефти.
    5. Типичные развивающиеся страны (отстающие в своем развитии). Душевой ВВП в этих странах зачастую не превышает 5 тысяч долларов.
    6. Наименее развитые страны или страны четвертого мира (Мали, Гаити, Чад, Гондурас, Гватемала). Для данных стран характерно отсутствие обрабатывающей промышленности, бедность и безграмотность населения. Душевой показатель ВВП обычно не превышает 1500 долларов в год.

    Также выделяют страны с переходной экономикой : страны бывшего СССР, Монголия, а также страны Восточной Европы. В этих странах происходил или происходит переход к рыночной экономике.

    Несмотря на то, что многие страны ушли от социализма, на политической карте мира по-прежнему остаются четыре социалистических государства: Китай, КНДР, Куба, Вьетнам.

    В целом развивающихся стран гораздо больше по количеству, чем развитых, на них приходится большая часть населения и территории мира.

    Положенный в основу классификации стран принцип доходов (ВВП) не является совершенным. Важно еще учитывать доходы из расчета на душу населения и многие другие показатели.

    Для более полной оценки стран мира и населения ООН в последнее время применяет Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП учитывает ВВП на душу населения, продолжительность жизни населения и уровень грамотности.

    Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни , грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

    По данному показателю уже несколько лет подряд первое место принадлежит Норвегии, второе – Австралии.

    Деление стран по их специализации:

    1. Морские извозчики (Греция, Норвегия, Панама)
    2. Страны-экспортеры минерального сырья (Замбия, Науру, Ямайка)
    3. Страны зависимого плантационного хозяйства или «банановые республики» (Сальвадор, Коста-Рика)
    4. Страны-отели (Либерия, Мальта)

    Все вышеприведенные примеры дают представление о существенном разнообразии стран современного мира.