Монастырь курская коренная рождества пресвятой богородицы мужская пустынь епархиальный мужской монастырь. Курская коренная пустынь Коренная пустынь фестиваль

Множество монастырей и храмов располагается на русской земле. Каждый из них несет в себе богатство русской духовности для православной веры.

Один из прекрасных обителей святого духа располагается в Курской области. Здесь в конце 16 века был заложен мужской монастырь, который вскоре начали именовать Курской Коренной Рождество-Богородичной мужской пустынью.

Вконтакте

Месторасположение

Обитель просветления и чуда расположилась в красивейшем месте, на правом берегу реки Тускарь. На карте России это Курская область (поэтому обитель в народе часто именуют Курско-Коренной. Впрочем, иногда называют ее и Коренская пустошь — но это неправильно).

Коренная пустынь находится по адресу Злотоухинский район, с. Свобода. Добраться до монастыря можно на маршрутном такси, которое отправляется с улицы Дубровинского.

История мужского монастыря от начала основания

По легенде в 1295 году на этом месте были густые непроходимые леса. Два охотника, следуя по следу зверя, наткнулись на странную доску, а перевернув ее, обнаружили икону.

И тут же из-под земли забил источник с родниковой водой. Охотники, решив, что это настоящая примета чудесного свойства этого места, оставили там знак. Позже они разнесли весть о диве всем людям.

Важно знать: по прошествии нескольких лет была отстроена на том самом месте деревянная часовня.

Постройка самого монастыря пришлось на сложное время. В тот исторический период Московская Русь была подвержена нападению крымских татар. Строительство шло очень медленно, ведь из-за трудных условий и отсутствия финансирования продвигать строительство было сложно. Однако здание был отстроено, датой основания монастыря считается 1597 год.

После кончины Ивана Грозного не осталось наследника. Наступило смутное время. Появилось множество претендентов на престол, один из которых Лжедмитрий захватил власть в стране и самолично воздвиг себя на престол. По его приказу главная чудотворная икона Богоматери была отдана в Москву.

Лжедмитрий

Там она пробыла до самого завершения тяжелого для России смутного времени. Возвратилась икона на свое место только в 1618 году. Это событие стало одним из поворотных моментов в истории. Оно было отмечено открытием новой церкви, которой дали имя «Рождества пресвятой Богородицы».

В 1634 году вновь наступило не лучшее время для России, монастырю опять пришлось претерпеть тяжкие невзгоды. После нападения на Курск поляков обитель была разорена. А уже в 1643 году был совершен новый набег на город крымскими татарами. Однако, несмотря на трудности, Курской пустыни удалось уцелеть.

Только в 1701 году этому месту было официально присвоено звание монастыря, и открыто общежитие для монахов. Кроме того было реконструировано множество других зданий. Спустя два года дошло дело до Рождество-Богородичного храма. Старое деревянное здание было заменено великолепным белокаменным зданием, имеющим два этажа.

Важно то, что здание сохранилось до наших дней.

Через семь лет, в 1708 году, строительные работы решили продолжать. Были возведены красивейшие святые врата и церковь с несколькими престолами. Одному дали название Преображение Господня, а второй посвятили Архистратигу Михаилу. В 1713 году основали церковь «Живописный источник».

Новая эпоха в строительстве открылась в 1860 году, когда было начато возведение великолепного собора, который получил название Рождества Пресвятой Богородицы. Однако совсем скоро белая полоса в жизни Курского аббатства и её обитателей закончилась. Наступали тяжелые годы советского периода.

После наступления советской власти и свержения императора Николая Второго, для православной церкви на Руси наступило непростое время. Оно ознаменовало собой разрушение всех принципов и идеалов веры, всего святого, что было в храмах и соборах.

Большинство из них было разорено и порушено либо переделано под гражданские объекты. Не избежала этой участи и Коренная пустынь, для которой наступило самое тяжелое время за все существование. Уже в 1918 году ее переименовали в «Местечко Свобода», при этом святая обитель лишилась права официально представлять православную церковь, потеряв юридическую силу. В 1922 году все ценные вещи и святыни были изъяты из монастыря по специальной программе, разработанной ВЦИК.

Несмотря на это некоторые преданные люди оставались ютиться в землянках неподалеку, коротая дни в молитвах. Многие здания были разрушены по кирпичу, в том числе и два яруса от колокольни, уникальная библиотека была вывезена вместе со святыми иконами и другими ценностями. Изменилась и территория, прилегающая к монастырю.

Богородицкая уникальная роща с реликтовыми дубравами была вырублена, посевы с целебными травами уничтожены. Позднее на месте, где стоял собор, построили фонтан, а в самом здании монастыря открыли лагерь «Свобода». В войну многие здания были разрушены, а в тех, которые остались целы, в 1947 году организовали ремесленное училище.

После всех невзгод, лишь в 1989 году начали программу по восстановлению святого, поруганного места. Огромными трудами Епархии Курска и Архиепископа Иувеналия к Курской пустыни вернулось юридическое значение монастыря, и земля перешла во власть православной церкви. Только в 1990 году восстановление было закончено. В честь этого торжественного события организовали крестный ход. Он стал первым за многие десятилетия периода советской власти.

Современное состояние монастыря

Благодаря проведенным реставрационным работам было создано заново множество зданий. Их восстановили из руин.

Имейте в виду: на исконную землю были возвращены многие ценности культуры русской православной веры.

Освящение Коренной пустыни совершено в 1991 году Патриархом Алексием Вторым в честь открытия вновь отстроенного Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Только в 2004 году организовано собрание заседания патриархов, на нем принималось решение о возобновлении действия мужского монастыря.

Чтобы воплотить это великое дело в жизнь, было приложено огромное количество средств и усилий. Была возрождена Архиерейская гостиница, где располагались гости монахов. Красивейшая роспись святых врат была создана с нуля. Игуменский корпус отстроили заново, главный Собор прошел полную реконструкцию.

Ворота Коренной пустыни

Кроме того была произведена значительная работа по обустройству всей территории обители, в том числе и Храма Живоносного источника. Только в 2012 году реставрационные работы были полностью завершены. В честь этого памятного события была отслужена Литургия и совершен чин освящения.

Возьмите на заметку: в данном монастыре совершаются отчитки, которые проводит отец Никита. Это особые молитвенные правила, которые совершаются над одержимыми бесами людьми. Ради праздного любопытства не стоит посещать данные молебны. Всем страждующим и их родственникам необходимо брать благословение у священников на присутствие на отчитках.

Скит Серафима Саровского принимает для особых молебнов о недужных — вычетов — всех, кто страдает немощами духовными и телесными, и жаждет по милости Божией от них избавиться.

Таким образом храмы, монашеская обитель и прилегающая территория были полностью возрождены и отреставрированы, благоустроены все помещения. На сегодняшний день в обители располагаются четыре собора. Все они в рабочем состоянии, несмотря на это, в обычные дни службы ведутся только в одном. Это собор Рождества Пресвятой Богородицы. По праздникам совершаются Литургии и в остальных храмах.

Описание и архитектурные особенности

Все действующие храмы Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни построены в классическом русском стиле. Белокаменные стены украшают золотистые купола на башнях и часовнях.

Некоторые постройки были возведены совсем недавно. На месте них раньше располагались деревянные церкви, а позже разрушенные в советский период простые каменные постройки. Так, Храм иконы Божьей матери «Живоносный источник» был освящен только в 2012 году Патриархом Алексием вторым.

Синие крыши здания прекрасно оттеняют золотые купола. Само внутреннее убранство выполнено в Византийском стиле. Здесь можно увидеть прекрасное убранство из фресок и икон, множество святых предметов, которые были возвращены на Родину после революции.

Прекрасный архитектурный ансамбль монастыря, выкрашенный в небесный цвет, замечательно смотрится с любой точки города, особенно с берега реки Тускарь.

Святыни Рождество-Богородичной пустыни

К одной из главных святынь этого чудесного места можно отнести икону «Знамение». Именно ее когда-то давно нашли на этом месте охотники, после чего здесь был создан храм, а затем и пустынь. Икона не раз являла миру чудеса и мироточила, поэтому почти сразу была причислена к чудотворным.

Икона «Знамение»

Также здесь располагаются святые мощи преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев. Тысячи паломников стекаются сюда, чтобы прикоснутся к святым останкам.

Речка Тускарь и святые источники

Монастырь расположен недалеко от речки Тускарь. Из нее проистекает множество источников. Несколько из них можно отнести к святым. Например:

  • Источник великомученика Пантелемона;
  • Источник Серафима Саровского;
  • Источник Николая Чудотворца;
  • Источник «Казанской» иконы Божьей матери.

Таким образом, вы сможете прикоснуться к святой воде сразу в нескольких местах и побродить по чудесным живописным местам на территории монастыря. Попасть в то самое место, где была найдена главная святыня – икона «Знамение», ведь именно из того самого места по легенде начал бить источник.

Информация для паломников и туристов

Следующая информация пригодится тем, кто решился совершить паломничество или в Коренную мужскую пустынь:

Как добраться

Доехать до святой обители можно несколькими способами. Самый простой и удобный: из города Курск на железнодорожном вокзале сесть на маршрутное такси, которое отходит от остановки «Дубровинское». Здесь каждые двадцать минут начинают свой маршрут газели, которые держат путь до села Свобода. Расстояние от Курска до м. Свобода - 33 км, время в пути составит примерно 35 минут;

Где остановиться

На территории монастыря находятся несколько гостиниц для туристов и паломников. Это гостиница №1 «Белая» и №2 «Красная». При этом принимают постояльцев только в гостинице «Красная» поскольку первая для служителей церкви и монахов.

Стоимость проживания для одного человека:

  • Одноместный 400 р.;
  • Многоместный 200р.;
  • Трехместный 250 р.;
  • Двухместный 300 р.

Гостиница недавно отреставрирована и находится в хорошем состоянии, есть все необходимые удобства, чисто и светло, с прекрасным видом на окружающий пейзаж монастыря;

Экскурсии

На территории Коренной пустыни для всех желающих проводятся бесплатные экскурсии по храмовому комплексу и прилегающей территории. Настоятель расскажет вам об истории монастыря, его нелегкой судьбе, реставрационных работах по восстановлению основных архитектурных ансамблей. А также покажет местоположение святых источников и святынь этого места. При желании можно сделать пожертвование на нужды монастыря;

В 1295 году в день праздника рождества Пресвятой Богородицы «некий благочестивый муж» из города Рыльска, промышляя с товарищами в лесу, в 27 верстах от бывшего Курска; на берегу реки Тускари, нашел лежащую при корнях большого вяза икону, повернутую ликом к земле. Как только он поднял её, под иконой открылся источник воды, существующий и по сей день. Икона оказалась «Богородичной» типа «Знамение», небольших размеров – 3,5 х 3,5 вершка (15,2 х 15,6). По названию местности икона получила именование Курской, а Коренной – потому, что обретена при корнях дерева. Нашедшие икону сразу ощутили её благодатность и не дерзнули нести её с места обретения; поместив икону в дупле того же дерева, они немедля срубили небольшую часовню. Впоследствии на этом месте был построен монастырский соборный храм Рождества Богородицы.

Жители Рыльска в конце XIII – начале XIV века не раз переносили икону в свой город и ставили в церкви, но икона каждый раз чудесно исчезала и оказывалась на том месте, где была первоначально найдена. Тогда здесь соорудили более просторную и прочную часовню и стали приходить для поклонения иконе сюда, на лесистый склон реки Тускари. Паломников становилось с каждым годом все больше, потому что от иконы исходили многие благодатные знамения и совершались исцеления.

В том же 1597 году последовал царский указ о создании мужского монастыря на месте обретения Курской Коренной иконы с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Туда препроводили икону из Москвы вместе с «царским иждивением» на построение пустыни. Настоятелем – игуменом будущей обители был определен священник из Рыльска, имевший особое усердие к Коренной иконе, часто совершавший на месте её обретения молебны и иные требы для богомольцев-паломников. В монашестве он получил имя Евфимий.

Однако новый монастырь едва ли успел развернуться. В 1598 или 1599 году царь Борис Годунов повелел перенести «царское иждивение» из Коренной пустыни в Курск, ввиду опасной близости крымских татар, напавших на Белгород. Икону поместили в приделе в честь Рождества Богородицы, устроенном стараниями игумена Евфимия при городском Воскресенском соборе. В 1601 – 1603 годах Россию поразил страшный голод. Плодородные земли не давали урожая, все… кроме Курской земли. Она одна снабжала хлебом не только своих жителей, но и Москву. В сознании людей это прямо связывалось с чудотворной иконой; как бы в благодарность ей царь Борис пожаловал еще не возникшей Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола и книги. Все это также разместилось пока в Курске. Игумен Евфимий доходы от своих служб, в приделе Воскресенского собора приберегал на содержание Коренной обители. Соборяне жаловались царю, но он поддерживал Евфимия, приказав игумену с братией владеть всеми доходами от служб в Рождество - Богородицком приделе. Из этого видно, что уже в конце XVI века братия Коренной пустыни существовала и, вероятно, велись какие-то подготовительные работы по строительству обители. Курск в то время только отстраивался; он не стал еще прочной крепостью, и в 1604 году отряд Лжедмитрия I беспрепятственно вошел в город и взял Курскую Коренную икону с собой в Путивль, откуда она в стане самозванца была привезена в Москву. Святыни не помогают не правому делу… Лжедмитрия постигло народное мщение. Но нельзя не обратить внимания на то, что Курская Коренная икона в столь критический момент истории оказалась в столице и оставалась там до окончания Смутного времени и установления в России законной власти в 1613 году.

Бедствие постигло в том году и Коренную пустынь. В 1611 году объединенная орда крымских, ногайских и казанских татар напала на Курский уезд (Курск не был ими взят) и тогда «погорели все грамоты и выписи» Коренной пустыни, которая, следовательно, к этому времени успела обустроиться, обзавестись деловыми бумагами.
В 1612 году семитысячное войско польско-литовских интервентов во главе с Сагайдачным и Жолкевским неожиданно подступили к Курску. Жители Курска сбежались в Воскресенский собор и всю ночь со слезами молились перед списком с Коренной иконы в приделе Рождества Богородицы об избавлении от неприятеля, обещая Царице Небесной построить в Курске монастырь в честь Её иконы. В ту же ночь пушкарь Иван Москвитин видел Светозарную Деву в сопровождении двух юношей в светлых одеждах, шедшую от Пятницкой башни по городскому забралу. Ободрившиеся куряне крестным ходом обнесли список Коренной иконы по стенам крепости. Четыре недели держали враги осаду Курска, захватили Большой Острог, но Малого Острожка, где укрывались жители и воины, взять не смогли.

Исполняя свой обет, куряне всех сословий направили в том же 1612 году московским боярам, а в 1613 году – царю Михаилу Федоровичу челобитные, в которых, описав происшедшие события, просили разрешения на месте Малого Острожка построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Знамения. В 1615 году Знаменский монастырь был построен. По просьбе курян из Москвы в Курск была возвращена Коренная Знаменская икона. Следует отметить, что ни гетману, ни другому неприятелю, ни разу не удалось взять Курск, хотя в продолжении XVII века на город часто нападали и поляки, и крымские татары. Курск, правда, был оккупирован в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Но заметим, что именно здесь совершилась победоносная Курская битва, имевшая переломное значение для всей войны. Командный пункт Центрального фронта находился в монастырском саду Коренной пустыни, совсем рядом с чудотворным источником.

Коренная пустынь замышлялась как крупный духовный центр. По жалованным грамотам Феодора Иоанновича и Бориса Годунова, помимо денег и ценностей, Коренной обители жаловались вотчины « в Курском уезде в Обмяцком стану деревня Тазово, да деревня Жерновец, да слобода Служня, да слобода Долгая на реке Тускари, а в тех деревнях и слободах монастырской земли 600 четей, а перелогом и дикого поля не ведают, сколько четей. Старые книги и … жалованные грамоты и выписки в войну утерялись». Так значится в челобитной 1621 года, адресованной игуменом Курского Знаменского монастыря царю Михаилу Федоровичу. Царь подтвердил владение означенными вотчинами, но уже не Коренной пустыни, а Знаменскому монастырю в Курске, по отношению к которому Коренная пустынь оказалась теперь приписанной.
Возникновение в 1613 году монастыря в честь Коренной Знаменской иконы в самом Курске поставило Коренную пустынь в странное положение; поскольку главная святыня – Курская Коренная икона пребывала в Курске, то пустынь неизбежно должна была прийти в упадок.

Правда в этом святом месте созидалась небольшая и очень скромная обитель. В 1618 году освящена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы; построены несколько келий, необходимые хозяйственные здания (все – деревянные), колодезь над источником. В Обители находились один монах и четыре «вкладчика». В 1621 году здесь жили четыре монаха, да за монастырем находился дом священника Михаила. В 1630 году обитель насчитывала 10 человек монашествующих. «Пустынский монастырек», так называли его в те времена, имел неплохие иконы, в том числе один древний список Курской Коренной иконы в сребро-вызолоченном окладе, необходимые книги, кресты с мощами, колокола, прочую утварь, но не имел даже ограды. Сень над святым источником была крыта лубьем, церковь – тесом, многие здания – соломой.

И, тем не менее, сюда уже начались крестные ходы. Согласно преданию, в первый раз Курская Коренная икона была принесена сюда из Курска в 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в девятую пятницу после Пасхи, и тогда же здесь состоялся торг. В 1667 году в Коренной пустыни жили четыре монаха; здания обветшали. В это время Курскую Коренную икону посылали на Дон для сбора милостыни в пользу пустыни. Обитель оживает в начале XVII века, когда миновала опасность татарских набегов. По документам 1701 года, здесь пребывало шесть монашествующих с уставом, близким к общежительному. Настоятели из иеромонахов назначались в «строителей»; бывали и игумены – в том случае, если они ранее уже имели таковой сан. В 1703 году в Коренной пустыни на месте прежней деревянной построена новая каменная церковь Рождества Богородицы (с приделом Иоанна Предтечи). В 1708 году созданы каменные врата и надвратный храм Преображения Господня с приделом Архистратига Михаила. Все это - на личные средства двух богатых (из дворян) монахов Коренной пустыни.

Строительство в 1713 году церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносного Источника» над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией «Единой имущей непобедимую победу». Он выделил необходимые средства и поставил своего смотрителя за работами.(Один из антиминсов храма «Живоносного источника» был освящен в 1752 году святителем Иоасафом (Горленко;1754) – выдающимся русским иерархом, причисленным к лику святых).

Тогда же был сооружен каменный крытый ход от этой церкви до верхней площади монастыря к соборному храму. Крыша – тесовая, ступени лестницы вымощены дубовыми досками. Строились новые кельи, гостиные дворы. Год от года традиционные крестные ходы в Коренную пустынь становились все многочисленнее, как и торги, которые местные жители приурочивали к этому времени. С 1726 по 1764 год срок пребывания иконы в пустыни увеличился с трех дней до недели. Крестные ходы и ярмарка были едва ли не единственными источниками доходов в Коренной пустыни.

По указу 1764 года Белгородской консистории Преосвященного Порфирия, епископа Белгородского и Обоянского, Коренная пустынь исключалась из ведения Курского Знаменского монастыря и становилась самостоятельной со штатом в семь монашествующих.

При этом у Коренной пустыни незаконно были отобраны и Богородицкий лес, и луга, сады и огороды, мельница, пчельник, все постройки, извне примыкавшие к плетневой ограде обители, в том числе ветхие гостиные дома. В монастырской описи 1765 года встречаются такие красноречивые записи, «домашнего скота, езжих три лошади, все престарелые. Примечание: две пали в трудах, одна продана. Рогатого скота, старых и молодых коров, быков двухлетних и подтелков малых всех 11. Примечание: по приговору братскому, за неимением, чем кормить 5 – проданы. Денег в казне не имеется.) Из документов видно, что в обители не хватает самой необходимой утвари, храмы требовали ремонта. Монастырь по прежнему не был огорожен, так что амбары, кельи монахов и даже алтари храмов часто обворовывались. В таком состоянии принял Коренную пустынь игумен Исайа (Илляшевич), постриженный в монашество святителем Иоасафом Белгородским (Горленко), опытный в хозяйственных делах и весьма усердный настоятель, управляющий пустынью с 1765 по 1771 год. Игумену удалось кое-что подремонтировать, исправить, улучшить в обители. Чтобы изыскать средства к дальнейшему ремонту и поддержанию жизни обители игумен Исайа добился, что в 1765 году срок пребывания Курской иконы в Коренной пустыни был увеличен до двух недель. Когда между Курским Знаменским монастырем и Коренной пустынью возникли разногласия о доходах с кружечных и иных сборов, епископ Порфирий распорядился делить доходы поровну, пополам. В 1767 году во время традиционного крестного хода произошла ссора из-за этих доходов. Последовал высочайший указ о запрещении крестных ходов в Коренную пустынь, как полагают, по инициативе обер-прокурора Синода, человека протестантских симпатий, графа Мелиссино. Они были возобновлены лишь в 1791 году. Коренная пустынь стала приходить в совершенный упадок.

После заметного оживления в начале XVIII века положение Курской Коренной пустыни вскоре стало неуклонно ухудшаться. Этому содействовали далеко не одни конкретные местные условия. Все началось с «церковной реформы» Петра I, проведенной под руководством англичан – профессоров Оксфорда, продолжилось антиправославной политикой Екатерины II, всяческим притеснением монашеского подвижничества

Это была внутренняя последовательная политика правящих верхов России, направленная на подрыв коренных устоев русской церковной и духовной жизни, проводимая более 80 лет. Результатом такой политики явилось оскудение монашества, падение его нравственного уровня. А в 1792 году, когда в Коренной пустыни решено было ввести твердый общежительный устав, из пяти насельников братии обители только один, иеромонах Протерий, выразил желание остаться, остальные выпросили разрешение удалиться в другие монастыри, где было повольготней. Это было бедствием гораздо худшим, чем материальные лишения и стеснения обители. Таким образом, то, что происходило с Коренной пустынью и в ней самой, было лишь местным отражением общероссийских явлений церковной жизни.
Екатерина II значительно изменила свое отношение к Православию, в частности к монашеству. Этим и объясняется тот удивительный факт, что в 1790 году курские граждане во главе с городской головой Иваном Голиковым дерзнули обратиться к ней с прошением о возобновлении крестных ходов в Коренную пустынь и получили сразу же высочайшее разрешение.

В июне 1767 года тяжелобольному 9-летнему отроку Прохору Машнину явилась Божья Матерь и сказала, что Сама придет и исцелит его, о чем Прохор поведал своей матери, Агафье Фатеевне. На следующий день крестный ход из Знаменского Курского монастыря из-за сильного ливня изменил направление и пошел через усадьбу Машниниых. Агафья Фатеевна вынесла мальчика во двор, попросила пронести над ним Коренную икону и дала сыну приложиться к ней, после чего он стал выздоравливать. Этот случай из жизни великого светильника земли Русской преподобного Серафима Саровского связал его духовной нитью с Коренной иконой и Коренной пустынью. В 20-летнем возрасте он ушел в Саровский монастырь Тамбовской епархии, и, может быть не случайно, что духовное возрождение Курской Коренной пустыни началось именно от Саровского монастыря. В 1792 году состоялся первый (по возобновлении) крестный ход в Коренную пустынь, после которого в Синод последовало еще одно прошение. Отмечая, что в крестном ходе участвовали многие тысячи людей, и не только местных, но и «из Москвы, С. – Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих городов, Валахии, Крыма, Польши и прочих стран», граждане Курска со скорбью жаловались, что соборное богослужение, молебны и акафисты в пустыни совершаются «с крайним небрежением». И просили в Коренной пустыни «учредить общежительство примерно против Саровской пустыни и определить в настоятели из монашествующих оной иеромонаха Никандра».

Синод прислал в настоятели для Коренной пустыни Саровского иеромонаха Илария, с ним прибыли иеродиакон Парфений и два послушника. Старец Иларий, отпустив из Коренной пустыни тех, кто не пожелал жить по монашески, пополнил братию духовно крепкими людьми, ввел общежительный устав, не оставляя попечений и во внешнем благоустройстве обители. Однако по старости и слабости здоровья он не смог долго оставаться настоятелем и в 1795 году вернулся в Саров. В Коренной пустыни остался духовником иеромонах Парфений. Назначенный в 1799 году настоятелем иеромонах Макарий (Каменецкий) прежде проходил послушание трапезаря в Санкт-Петербургской Александро – Невской Лавре; личные связи с высокопоставленными людьми в столице, в том числе с митрополитом Гавриилом, помогли отцу Макарию в деле возрождения Коренной пустыни. С его приходом обитель возвратила многие земли и угодья, отнятые в 1764 году, в том числе лес, луга по обеим сторонам реки Тускари, сады и огороды, мельницу у села Долгого и другое. В 1804 году был издан указ, по которому Курская икона Знамение должна была отныне оставаться в Коренной пустыни с 9-й пятницы по Пасхе до 12/25 сентября; все сборы в течение этого времени шли в пользу Коренной пустыни. За благоустройством внутренним, духовным закономерно следовало и внешнее, материальное благолепие.

В 1806 году отец Макарий был возведен в сан игумена. Своим ближайшим помощником он сделал иеромонаха Парфения (бывшего саровского инока), который усердно трудился над духовным укреплением обители до 1809 года, когда был переведен настоятелем в Глинскую Рождество-Богородицкую пустынь.

В 1811 году в Коренной обители было девять иеромонахов, пять иеродиаконов, один белый диакон, четыре монаха и 25 послушников. Среди них были люди разного происхождения и положения (иногда и высокого), но с общим искренним стремлением к иноческому благочестию и подвижническому житию.

Игумен Макарий скончался 16 августа 1815 года и погребен под папертью соборного монастырского храма Рождества Богородицы. Его преемником стал игумен Палладий (1815-1818), в миру Павел Белевцев, из дворян Курской губернии, окончивший курс наук в Инженерном корпусе. При нем в Коренной пустыни была учреждена архимандрия; сам он стал её первым архимандритом, в 1819 году был переведен настоятелем Курского Знаменского монастыря; там его деятельность увенчалась постройкой величественного Знаменского собора, который и по сей день украшает город.

В 1819 году в Коренной пустыни была освящена четвертая церковь Всех святых в братской трапезной с кельями. В 30-х годах заработал монастырский кирпичный завод, производивший 300 тысяч штук кирпича в год. Мельница у села Долгого обеспечивала монастырь мукой.

В 1825 году монастырю отошел по завещанию двор купца Гладкова в городе Курске, который стал чем-то вроде подворья обители. В 1832-1835 годах, при архимандрите Паисии, были построены знаменитые крытые с окнами величественные каменные сходы от верхней площадки монастыря к церкви «Живоносного Источника». Затратив большие по тем времена средства – 20 тысяч рублей серебром. По свидетельству очевидцев сходы эти придавали Коренной пустыни необычайно красивый вид, напоминая галереи Афонских монастырей и крытые галереи Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской Лавры, и создавали большие удобства для богомольцев.
В 1825 году был заложен соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы по проекту, выбранному известным курским помещиком графом Клейнмихелем, имевшим на то поручение правительства. Освященный в 1860 году новый храм представлял один из лучших образцов русско-византийского стиля.

Была обновлена и церковь «Живоносного источника». В центре её, перед алтарем, находился огороженный железной решеткой колодец; в металлический чан, сооруженный для лучшего течения воды Коренного источника, верующие имели обыкновение бросать серебряные и медные деньги; иногда собиралась немалая сумма. Южные двери храма выходили на небольшой дворик, на западной стороне которого покатость была обсечена отвесно и вымощена камнем; неподалеку сквозь проделанное в камне отверстие можно было увидеть корень того самого вяза, у которого была найдена в 1295 году чудотворная икона Знамения Божией Матери. В 1885 году корень еще испускал три живых зеленых отростка. Деревянный щит с изображением Коренной иконы в момент обретения, в руках нашедшего её человека с фонарем-лампадой пред нею, укрывался сверху деревянной крышей на столбах; внизу – деревянный помост, над которым истекал чудотворный источник, тут же трубою отводимый внутрь церкви, в колодец с чаном, а из него трубой – к реке Тускари.

В 1875 году, при архимандрите Иоанникии, была построена пятая по счету монастырская церковь – в честь иконы Божией Матери Знамения на другом холме обители, через овраг. Близ этого храма был выстроен также одноэтажный корпус для братии, среди крыши его – небольшая колокольня. При этом храме было устроено еще одно – четвертое – скромное кладбище для погребения братии и благодетелей обители.

Совершенствовалась духовная подвижническая жизнь монашествующих, особенно при архимандрите Ювеналии (Половцеве), назначенном в 1862 году из Глинской пустыни, где он был настоятелем. Он продолжал дело, начатое в 1793 году Саровским старцем Иларием. Ювеналий был подлинным старцем; в свое время он более 10 лет подвизался в Оптинской пустыни под руководством известного старца Макария. Так наряду с духовным направлением Сарова к Коренной пустыни добавился и дух Оптиной. Образованный в «духовных науках», отец Ювеналий стал примером для братии. При нем были полностью построены двухэтажный каменный корпус на правой стороне монастыря, двухэтажная гостиница. В 1868 году архимандрита Ювеналия перевели наместником Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры.
В XIX– начале XX века Коренная пустынь приобрела тот вид, в котором она запомнилась очевидцам. От святых ворот ближе к рыночной площади были построены еще одни ворота с колокольней. Перед монастырем высились две гостиницы, внутри монастыря возникли каменный настоятельский корпус, братские корпуса, трапезная с церковью, гостиничные и больничные корпуса, другие постройки.

Коренная ежегодная ярмарка в законе 1824 года названа в числе трех главных ярмарок, на которые иностранцам разрешалось высылать свои товары.
В 1860 году в крестном ходе с Коренной иконой участвовало более 60 тысяч человек. Бывали годы, когда народу собиралось и съезжалось столько, что крестный ход растягивался на все 27 верст – так, что, когда первые богомольцы входили в Коренную пустынь, последние еще находились на Красной площади в Курске. Ризница Коренной пустыни хранила исторические и духовные реликвии, в частности два напрестольных креста с множеством частиц мощей различных святых, драгоценные оклады, кресты, сосуды, книги, в том числе печати XVII века и т.п. Наиболее чтимыми иконами обители были Курская Коренная (имелись два списка с первоначальной иконы, один из них – XVII век), Казанская и Федоровская иконы Божией Матери, а также храмовые иконы: Иоанна Предтечи, Антония и Феодосия Печерских, Живоносного Источника, Преображения Господня, Архистратига Михаила, Всех святых.

В 1918 году на Сходе бедноты было принято решение переименовать местечко Коренная пустынь на новое название – местечко Свобода.

В это же время монастырь лишается права юридического лица, а в 1922 году согласно «Декрета ВЦИК 16 февраля 1922 года» состоялось изъятие монастырских ценностей. Большое количество драгоценных предметов: оклады икон, Евангелий, кресты, облачения и многое другое было увезено навсегда.
В октябре 1923 года пустынь была закрыта. Многочисленная братия была распущена. Некоторые из них, оставаясь преданными святому месту, терпя голод и холод, ютились в землянках, которые они устроили невдалеке от обители в окрестностях храма Иоакима и Анны села Долгое.

По закрытии монастыря оставшиеся ценности, в том числе и уникальная библиотека – разграблены и вывезены. Были разрушены и разобраны на кирпич все храмы обители, крытые сходы к источнику, два яруса колокольни и её шатровый верх, на въездных вратах уничтожены навершия с крестами, разобрана часовня на корню - место обретения чудотворного образа и многие другие строения.

Изменились и монастырские окрестности. Богородицкий лес вырубили, а это были реликтовые дубравы, создававшие особый неповторимый целебный воздух. Светлые поляны леса и прибрежные луга давали возможность заготавливать лекарственные травы и растения, которые умело использовали коренские монахи.
На месте разрушенного храма Рождества Богородицы в тридцатые годы был сооружен фонтан, украшенный фигурами гипсовых медведей. К этому времени здесь разместился санаторий «Свобода», а после Великой Отечественной войны в уцелевших монастырских зданиях было организовано ремесленное училище.
7 августа 1989 года Коренная пустынь была возвращена Курской епархии. А уже 15 августа состоялась первая служба на месте, где стоял величественный храм обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников: его протяженность была всего лишь 300 метров по территории монастыря. Последующие ходы обрели свой прежний исторический масштаб.
В 1990 году в первозданном виде отреставрированы въездные врата обители. В 1991 году восстановлены колокольня над Святыми вратами и монастырская трапезная. За период 1994-97 г.г. были восстановлены уникальная крытая галерея со сходами к источнику и храм Живоносного источника. Обустроен и освящен 19 сентября 1991 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлен келейный корпус. На новом месте выстроен большой хозяйственный двор монастыря, где устроен скит с домовой церковью преподобного Серафима Саровского. На месте когда-то разрушенного воссоздан главный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проведены работы по благоустройству монастырской территории. Восстановлены галерея (сходов) к источнику и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

24 сентября 2012 года митрополит Курский и Рыльский Герман, архиепископ Берлинско - Германский и Великобританский Марк и епископ Железногорский и Льговский Вениамин совершили чин освящения восстановленного храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» и первую божественную литургию в нем. Отличительной и уникальной особенностью храма является фарфоровый иконостас, выполненный екатеринбургскими мастерами.

Главный монастырский храм - Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 г., правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011 г. в честь Рождества Иоанна Предтечи. Храм Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим Патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года. Храм «Казанской» иконы Божией Матери – освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года. Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» - освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года. Храм великомученика Пантелеимона (больничный корпус), Храм прп. Серафима Саровского на подворье монастыря. Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей.

Будучи в монастыре Коренная пустынь, что в сорока километрах от Курска, я слышал об исцелении раковых больных от купания в святых источниках и приема воды из них. А на территории монастыря Коренная пустынь их более шестнадцати. Здесь есть и источник, в котором исцелился Серафим Соровский, есть источник «Пантелеймона-целителя». Все шестнадцать святых источников стекают в реку, воды которой, протекая по заповедным местам, считаются также целебными.

Во время одного из посещений Коренной пустыни ранним весенним утром мне посчастливилось наблюдать прозрение слепой девушки при омовении на «Глазном источнике». Даже спустя несколько лет, после того как случилось это чудо, у меня в ушах стоит возглас несчастной девушки, омывавшей глаза в святом источнике: «Мама, смотри, передо мной Божья Матерь!» - и через минуту: «Мама, мама, я вижу свет». У всех наблюдавших эту сцену пробежали мурашки, а у женщин потекли слезы умиления и радости.
Замечательный церковный писатель Сергей Нилус об омовении в источнике преподобного Серафима Саровского писал: «Не дав себе времени остыть, весь как был, разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, опустился под кран, из которого серебристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: «Верую, Господи», и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены.

Первое мгновение я совсем было задохнулся: ледяная вода меня обожгла - дух захватило. Но какое дивное чувство наступило при выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы - далекая юность, казалось, вернулась вновь... Я просто радовался и любил отца Серафима, как любят врача, которому удается мгновенно утолить нестерпимую, жгучую боль в ту минуту, когда эта боль прекращается. Эта пламенная любовь, которою внезапно загорелось мое сердце, эта радость любви по вере, не были ли они моим духовным окончательным выздоровлением, которое без всякого сравнения важнее всякого телесного исцеления?»

А вот случай, опубликованный в Тверских епархиальных ведомостях в апреле 1885 г. Пишет о нем священник города Мурома Николо-Преображенской церкви Иоанн Чижов.
«Желаю описать замечательный случай, бывший с одним моим духовным сыном муромским купцом Иваном Ивановичем Засухиным в 1882 г. У него образовались опухоли за ушами и в правом паху. Опухоль в паху прорезали. Сначала она спала, а потом стала расти сильнее. Приглашенные врачи признали положение больного безнадежным и определили даже день его смерти.

Больной стал готовиться к смерти. Как истинный христианин, сердечно исповедовался и сподобился Святого Причащения. С истинным сокрушением сердца, что так рано кончается жизнь еще молодого человека, оставляющего после себя жену и пятерых малюток, я приступил к чтению отходных молитв. Кончивши молитвы и благословив его, я уже не имел надежды на благополучный исход для больного. Но на третий день слышу, что больному стало лучше. Жена рассказала, что их соседка М. Ф. Бычкова, из жалости к умирающему, предложила новое лекарство, но уже не человеческое, а Божеское. Как только, прочитав отходную, я вышел, она принесла воды, взятой из источника отца Серафима. Больной не мог открывать рот. С чайной ложки влила ему в рот несколько капель, а остальную воду вылила ему на голову. Больной уже не принимал пищи - все извергалось вон. После влитой ему воды он затих и уснул. Через несколько часов проснулся и попросил пить. Жена, растерявшись, дала ему молоко, которое ему было запрещено. Больной выпил, желудок молоко принял. Затем он стал ходить. Врачи предложили повторить операцию в паху. Но он решил поехать в Саровскую пустынь. Врачи удерживали, так как дорога была дальняя и тряская. Но он был настойчив. Жена, внимая словам врачей, взяла с собой все нужное для погребения. Взяли и детей, чтобы они могли проститься с отцом.

Приехали накануне праздника Святой Троицы, и больной пожелал быть в Церкви на всенощном бдении. Его принесли на носилках из гостиницы к Церкви и почти на руках внесли в нее.

После службы больной на костылях с помощью жены подошел приложиться к иконе праздника и получить помазание святым елеем. «Когда я приложился к иконе и получил помазание, глаза мои невольно обратились на стоящую в иконостасе святую икону Божией Матери, которая прежде была в келье старца Серафима, и в этот момент я почувствовал, что больная нога моя твердо стала на пол и без боли для меня. Не помня, что делаю, я приподнял свои костыли и без помощи их при удивлении всех предстоящих пошел на свое место. Когда служба кончилась, смело встал на ноги и вышел из Церкви, где дожидались меня мои служащие с носилками; но я не нуждался в их помощи, отдал даже и костыли и до самой гостиницы (расстояние около четверти версты) шел без всякой помощи».

Наутро после богослужения больной поспешил на источник. Почувствовав на себе холодную струю источника, заметил, что эта холодная струя возбудила в организме какой-то облегчительный жар, и сил стало больше.

«В этом монастыре я прожил несколько дней, в слезных молитвах благодаря Бога за Его дивную помощь, через Угодника Его Серафима».
В настоящее время больной здоров. Медицинских средств по сие время не употребляет».

К счастью, целебные источники не разрушены. Как и прежде, несут они свои живительные силы в Сарове и Дивееве, в Свято-Троицкой Сергеевой Лавре и Оптиной и Коренной пустынях. И по всей Матушке-Руси.

Коренная пустынь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Примерно в получасе езды от Курска (в 30 км), на берегу тихой речки Тускарь, в 13 столетии на месте обретения знаменитой иконы Божией Матери «Знамение» выстроили почитаемый в центре России необыкновенно красивый мужской монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь.

Лишь только один из них поднял ее, из этого места забил родник, увидав который, мужчина поставил икону «Знамение» Божией Матери в отверстии этого дерева. Охотник рассказал о такой невидали товарищам, которые, посоветовавшись, возвели часовню чуть выше упомянутого места (где позже был сооружен соборный храм Рождества Богородицы), в которой и поставили чудную икону. Об этом происшествии говорит скульптурный ансамбль у входа в обитель, созданный курским скульптором Вячеславом Клыковым.

Туда, где нашли икону, стали приходить многочисленные паломники. И тогда Василий Шемяка, князь рыльский, повелел перевезти ее в город Рыльск. Но не оказал князь достойных почестей чудотворящему образу и вскоре ослеп, прозрев лишь тогда, когда пообещал возвести в Рыльске храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где впоследствии хранили чудодейственную икону. Удивительным образом исчезнув из церкви, икона вернулась на то место, где нашли ее охотники. Ее не единожды пытались перевезти в город, но каждый раз икона оказывалась на месте своего появления.

В 1383 г. татаро-монголы снова налетели на землю курскую и решили спалить часовню, но, увы, она не загорелась. Тогда в ярости разрубили нечестивцы святую икону пополам. Старец Боголюб нашел оставшиеся частички и сложил вместе, и, о чудо, - они срослись.

Царь Федор Иоаннович, наслышанный о чудесной иконе, издал указ в 1597 г. возродить город Курск. А икону для поклонения перевезли в Москву, где вокруг нее соорудили специальную доску из кипариса, на которой были изображения пророков из Ветхого завета, и поместили ее в оклад из серебра с позолотой, украшенный жемчугами и ценными камнями. Царица Ирина и ее дочь княжна Феодосия собственными руками расшили золотом пелену для оклада. Икону «Знамение» Божией Матери возвратили снова в Коренную пустынь, где по указанию царя-батюшки выстроили монастырь и собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

В 18-м столетии Коренную пустынь отстроили камнем благодаря пожертвованиям фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, чуть ранее посетившего святую обитель.

Над чудодейственным источником была выстроена церковь живоносного источника, появились каменные ворота с изображениями ада и Страшного суда.

Много всяких событий пережила Коренная пустынь: разрушения, разорения, закрытие и разграбление в советские годы, Великую Отечественную войну, возрождение. И лишь в 1989 г. пустынь снова оказалось в Курско-Белгородской епархии, и через год монастырь начал новую жизнь. Сегодня, наравне с Троице-Сергиевской лаврой и нижегородской Дивеевской обителью Серафима Саровского, Коренная пустынь - третий религиозный центр в России. Здесь ведутся восстановительные работы, проводятся божественные службы, расположен действующий мужской монастырь и маленькая богадельня.

К церкви иконы «Живоносный источник» и к самому источнику каждый день приезжает огромное количество паломников за святой водой и чтобы окунуться в купели. Ведь, говорят, даже одежда, в которой ты искупался, потом лечит.

Копия иконы находится в монастыре, а подлинник - в нью-йоркской (США) Русской зарубежной православной церкви. Ее периодически привозят в обитель, чтобы российские верующие могли поклониться и прикоснуться к святыне.

Монастырь - необыкновенной красоты! После реставрации его строения, выкрашенные в голубой небесный цвет, смотрятся потрясающе!

Не так давно в центре обители воздвигли памятник Серафиму Саровскому (автор - Вячеслав Клыков), уроженцу города Курска. Исцелившись в десятилетнем возрасте от тяжелого недуга с помощью чудодейственной иконы «Знамение», преподобный позже неоднократно бывал здесь.

В курскую Коренную пустынь, кроме паломнических поездок, часто организовываются туристические экскурсии. Ведь обитель - это не только благостное священное место, но и наше прошлое, история России.

Как добраться

От курского железнодорожного вокзала ехать на любом маршрутном такси, идущем до остановки «Дубровинского», от которой до пустыни каждые 15 минут отходят «газельки» до поселка Свобода. Выходить приблизительно через 30-40 минут (лучше спросить остановку у водителя).

Энциклопедичный YouTube

История

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри. Основана в 1597 году , на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» .

Успешным в строительстве монастыря стал период начала XVIII века. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь «Живоносный Источник» - память усердия к ней первого отечественного фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева . В 1764 году монастырь стал независимым от Знаменского монастыря. К концу XVIII века пустынь имела вполне завершенный вид. По обе стороны Святых ворот расположились настоятельские и братские кельи в два этажа. В левой стороне монастыря заложена в 1797 году Всехсвятская церковь. За монастырем в 1793 году построены два гостиничных двора. Имелся большой монастырский сад. Император Павел I пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом. В начале XIX века в монастыре духовно трудилось 30 монашествующих. В 1806 году Указом Святейшего Синода было дозволено оставлять в пустыни чудотворную икону до 12 сентября. 1816 год памятен тем, что в монастыре была учреждена архимандрия. Строительство Всехсвятской церкви завершилось при иеромонахе Палладии, освящена она в 1819 году. Палладий стал первым архимандритом Коренной пустыни. С 1832 по 1835 годы в обители построены крутые каменные сходы, идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник». Они удивительно стройно вписывались в ансамбль церкви, создавая максимальные удобства для богомольцев. Со всех ступенек и площадок видна была середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение (сходы в настоящее время восстановлены в прежнем виде).

1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного архитектора К. А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви. В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. История монастыря связана с жизнью в нем одного из выдающихся просветителей прошлого - Сильвестра Медведева . Он монашествовал в Коренной с 1675 по 1678 годы, много сделал для развития книгопечатания, стал одним из выдающихся российских библиографов. Установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни иконостас - одна из самых значимых работ мастеров Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области.

Во время гражданской войны , в 1919 году , икона (большую часть года хранившаяся в курском Знаменский монастырь (Курск)) была вывезена из Курска: в