Общение понятие виды структура средства общения. Понятие и структура общения

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Проблема общения, рассматриваемая в качестве одной из основных психологических категорий, представляет собой неоднозначно интерпретируемое понятие. В научной литературе существует множество определений общения, что связано со сложностью и многогранностью данного феномена. Психологов и философов интересуют различные стороны его проявления (информационный обмен, психологическое взаимодействие и взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоотношение). Большое внимание уделяется рассмотрению общения как информационного процесса – приема и передачи информации. Важным направлением в реализации информационного аспекта общения является рассмотрение вопросов понимания людьми друг друга, восприятие человека человеком.

С точки зрения психологии, например, А.А. Леонтьевым, общение понимается как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. По мнению А.В. Петровского, общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Н.И. Конюхов считает, что общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой) проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Более простое определение дается М.И. Лисиной общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

Существует несколько подходов к структурированию общения. Остановимся на двух, наиболее часто встречающихся в научной литературе. Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (рис. 1.1).


Рис. 1.1 - Стороны общения по Г.М. Андреевой

Второй, основан на концепции А.Н. Леонтьева. Общение рассматривается как коммуникативная деятельность (рис. 1.2).


Рис. 1. 2 - Структура коммуникативной деятельности по А.Н. Леонтьеву

Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального исследования, Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.

Роли и задачи, которые общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения.

Б.Ф. Ломовым выделены три функции:

Информационно-коммуникативная;

Регуляционно-коммуникативная;

Аффективно-коммуникативная.

Первая состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.

Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С этой функцией связаны также явления, как подражание, внушение и убеждение.

Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.

А.А. Брудным выделяется:

Инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда);

Синдикативная (обеспечивает сплоченность групп);

Трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.

По цели общения выделяются следующие функции:

· контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);

· информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);

· побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);

· координационная (взаимное ориентирование исогласование действий в рамках совместной деятельности);

· понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);

· эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);

· установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);

· оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис.1.3).


Рис. 1.3 - Виды общения

Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии. Иногда его употребляют как синоним «коммуникация», хотя он и не вполне эквивалентен этому английскому термину. В общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. И не только эмоциональное (межличностное, но и обезличностные (общественные)). А поэтому такое толкование общения требует определённого «построения» систему его связей.

Вне общения не может быть человеческого общества. Общение выступает как основа цементирования индивидов и способ развития самих индивидов. Учитывая это, Антуан Де Сент-Экзюпери нарисовал психологический образ общения, как единственную роскошь, которая есть у человека.

Общение – это, безусловно, спутник человеческой истории.

Формы общения исторически менялись, они обусловлены различными факторами, и в различных науках – социологии, языкознании, этнографии изучается его специфика в зависимости от предмета науки. Но в главном, что объединяет эти подходы то, что они связывают общение с деятельностью.

Для того чтобы общение было эффективным, необходимо, чтобы коммуникативная сторона общения опиралась на единую систему символов в передаче информации. В интерактивной стороне общения могут присутствовать различные направления – кооперация, конкуренция, согласие, приспособление, ассоциация, но все они должны вести процесс общения к взаимопониманию.

Перцептивная сторона – «это зеркало общения», которое отражает реально процесс взаимодействия людей.

Вышеназванные стороны общения являются основными функциями общения. Хотя психологи выделяют и другие.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении выделяются и реализуются социальные отношения людей.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия между людьми, распределить функции или повлиять на настроение, поведение; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой, личностный «субъективный» смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.


2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми или экспрессивными (служить для большей выразительности речи).

Стратегии, тактики, виды общения .

Стратегии общения:

1. открытое-закрытое общение;

2. монологическое-диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, информацию. использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность позиций.

Выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрытьь истинные эмоции. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задерживали» друг друга без надобности, «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – «оттолкнут».

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общество друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймёт вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приёмы (лесть, запугивающие, обман и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь приветлив».

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знаниями правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений выслушать.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит язык.

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность произношения звуков, правильность построения фразы и её доходчивость, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций; мимика – изучает движение мышц лица, жестика – исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и т.д.

3. Проксемика исследует расположение в пространстве при общении: выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте;

Интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечёт определённые физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.;

Личная или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально зрительный контакт между партнёрами, поддерживающими разговор;

Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова. Она может усиливать, дополнять или опровергать смысл фраз. Замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.

По своей специфики взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства; светский – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица.

Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, страх, любовь и т.д.

Причём, легче всего распознаются положительные эмоции. Научно доказано, что основную познавательную нагрузку несут брови и губы. Левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

1. Жесты – иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели (указывающий перст), пиктографы, т.е. образные картины изображения (вот такого размера и конфигураций); кинетографы – движение телом; жесты – «биты» (жесты – «отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть: а) почёсывания, подёргивание отдельных частей тела; б) касания, пошлёпывания партнёра; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица).

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определённые эмоции.

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щёк, подёргивание губ и пр.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

Жесты оценки – почёсывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание;

Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

Жесты нервозности и неуверенности – переплетённые пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами;

Жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую;

Жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

Жесты отрицания – сложение руки на груди; отклонённый назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

Жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику;

Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

Жесты неискренности – жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», как более утончённая форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чём-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегущий взгляд» и др.;

Умение понимать популярные жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться и понимать людей, поможет при налаживании контактов и общении.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;

2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3. ориентировка в личности собеседника;

4. планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что скажет;

5. бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;

6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

7. корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Виды общения

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к достижению (успех возможен только при общении и взаимодействии с другими людьми), потребности во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стремление постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные отношения с ними).

Способы общения

Психический контакт между людьми может быть непосредственным (например,при встрече) и опосредованным, с использованием специальных средств и орудий(например, обмен письмами). При общении с помощью писем, телефонных переговоров тоже происходит взаимный обмен информацией и эмоциями между реальными людьми; в этом отличие чтения письма от чтения художественной литератуFры: последняя дает возможность человеку лишь приобщиться к литературе, поэзии.В последние годы все большее распространение получает способ общения через электронные средства. Его особенностью является отсутствие прямого физического контакта между людьми. Поэтому, если не имеется визуального изображения говорящих на электронных средствах, теряется бульшая часть информации,сообщаемой невербальными знаками (мимикой, жестами). Кроме того, при таком общении присутствует анонимность: общаясь с человеком через Интернет, мы можем не знать настоящее имя собеседника, его пол и возраст, его национальность и религиозную принадлежность и т. д., так же как он ничего не знает о нас. Для придания общению анонимного характера его участники используют псевдонимы.Общение с помощью электронных средств (через Интернет) часто вызвано общими интересами. Такое общение происходит через сетевые конференции и онлайнчаты. Конференция - это место виртуальной встречи людей с общими интересами.На ней собираются сообщения, объединенные определенной темой. Начинается она с того, что один из пользователей Сети посылает сообщение (называемое статьей). Другие пользователи читают эти статьи и, если хотят, отвечают на них. В результате получается дискуссия, в которой могут принимать участие многие люди.

Таких конференций в Интернете проводятся тысячи

Интернетчат - это интерактивный обмен сообщениями между двумя или боFлее участниками. В то время как в конференциях публикуются статьи, а люди посылают на них ответы через некоторое время, в чатруме ответы появляются на экранах участников немедленно. Правила эффективного общения через электронные средства:

1. Необходимо редактировать написанное. Никогда не посылайте электронFную почту, не прочитав написанное вами. Не ограничивайтесь исправлением опечаток. Соблюдайте грамматические и синтаксические правила.

2. Включайте в свое письмо те же формулировки, какие вы получили. Даже еслиобмен электронной почтой произошел в тот же самый день и даже минуту,автор не может помнить точно, что он писал вам первоначально. После ознакомления со специфическими выражениями, которые люди используютв своих сообщениях, полезно повторить или перефразировать их, прежде чем ответить.

3. Примите во внимание отсутствие значимых невербальных сигналов. Учитывайте, что партнер не видит выражение вашего лица, ваших жестов, не слышит звуков вашего голоса. Поэтому вам следует определить, какие слова могут пригодиться для заполнения пробелов в значении. Когда это уместно, добавляйте больше прилагательных. Символы, которые используются в электронной почте для выражения эмоций, называются эмотиконами.

4. Экономно используйте принятые сокращения или вообще их не используйте. Хотя использование сокращений делает сообщение короче, оно не становится от этого более ясным. Многие из тех, кто получает такие стенографические загадки, теряются, пытаясь извлечь из них смысл. Более того, некоторые получатели могут быть обижены, потому что им кажется, что вы не хотите сказать то, что думаете, а вместо этого вставляете сокращения. Некоторые обычные сокращения в электронной почте включают в себя следующие: BTW («между прочим»), FWIW («за точность не ручаюсь, хотите -верьте, хотите - нет») и IMHO («по моему скромному мнению»).

Особенно опасный прием - это использование прописных букв для подчеркивания важности сообщения. Это воспринимается как угроза. Все прописные буквы в электронной почте равносильны крику при беседе с глазу на глаз.

5. Помните, что при использовании электронной почты отсутствует тайна переписки. Сообщение, которое вы написали, скопировано и сохранено как минимум временно на многих компьютерах между вами и получателем. Если вам нужно сказать нечто конфиденциальное, лучше отправить такое сообщение в письме или передать по телефону.

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении

Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора. Разговор, ставший для людей обычным делом, подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру. Н. И. Семечкин (2004) дает следующее описание разговора.

Выделяют три типа разговора:

1) формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (например, переговоры, совещания, конференции и т. д.);

2) полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламентация, но все же какието каноны соблюдаются (светские беседы, официальные приемы)

3) неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, регулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. Эти правила довольно гибкие, изменяемые в зависимости от ситуации (например, повседневные разговоры с близкими, знакомыми, случайными собеседниками).

Выделяют также вербальное, невербальное и проксимальное общение. Вербальное общение - это общение с помощью языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех остальных видов общения, хотя и не в состоянии их заменить. Невербальное общение - это общение с использование мнеречевых средств - мимики, жестов, через сенсорные и телесные контакты. Проксимальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга. Э. Холл (Hall, 1959) установил, что расположение людей на определенном расстоянии друг от друга отражает информацию об отношениях между людьми.

Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия.:жесты,мимика.поза,походка

Общение действиями включает: 1) показ двигательных действий при обучении;

2) движения, выражающие отношение к собеседнику (например, аплодисменты);

3) прикосновения: похлопывание собеседника по плечу или по спине в знак одобрения его действий, рукопожатие, говорящее об учтивости, и т. д. Прикосновение может быть нежным или уверенным, небрежным или страстным, кратким или продолжительным. То, как мы прикасаемся к другим, может быть знаком нашей власти, эмпатии или понимания.

Предметные средства общения . К неречевым средствам общения относится обмен вещами. Вручение подарков, награждение победителей призами тоже относится к предметным средствам общения.Кодово символическое общение осуществляется при обучении и инструктировании с помощью схем, формул, графиков.

Определяя понятие « невербальные коммуникации », исследователь обращает внимание на то, что оно представляет собой систему символов, знаков, жестов, используемых для передачи того или иного сообщения, которые в той или иной степени отчуждены и независимы от психологических и социально-психологических свойств человека, имеют достаточно четкий круг значений и могут быть описаны, как лингвистические знаковые системы.

Что касается понятия « невербальное поведение », то оно, как и поведение в целом, представляет собой сочетание индивидуумных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными, для него характерно единство неинтенциональных (от лат. Intentio - стремление, порыв, направленность мышления, сознания на какой-нибудь предмет), неконвенциональных (от лат. conventio - сделка, договор), бессознательных движений с осознанными, направленными, такими, которые имеют четкие семантические границы.

Основа невербального поведения основывается на различных движениях (жесты, экспрессия лица, выражение глаз, позы, интонционально-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменениями психических состояний человека, его отношением к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения.

Речь идет об индивидуальном невербальном поведении и невербальном поведении группы лиц, которая фиксируется как совокупность невербальных интеракций (от англ. Interaction - взаимодействие). Почвой для возникновения невербальной интеракции служат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения.

5. "Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

Интеллектуальные барьеры могут возникать и в результате различной скорости протекания интеллектуальных процессов у людей, вступающих в общение. Тугодумы часто воспринимаются как люди, недостаточно интеллектуально развитые. Мало у кого хватает терпения дождаться плодов их длительных размышлений, а ведь им просто не хватает времени, отмеренного природой, чтобы потрясти мир новыми идеями. Поэтому не стоит торопиться выносить однозначный приговор.

Барьеры взаимопонимания возникают на разных этапах взаимоотношений . Иногда появлению нравственных или эмоциональных барьеров, препятствующих нормальным человеческим контактам, предшествуют годы знакомства или близких отношений. Но есть один барьер, который вырастает, как правило, при первом контакте – это эстетический барьер .

мотивационный барьер . Он появляется потому, что собеседнику не интересны высказанные соображения, которые не затрагивают его собственных потребностей, не вызывают мотива, побуждающего к пониманию.

Существует еще один барьер – эмоциональный . Чувства и эмоции людей всегда на стороне того, кто не жалеет сил и времени на реализацию целей, имеющих индивидуальный смысл и социальную ценность.

6. Структура общения
.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Общение – процесс многогранный сложный и требующий определённых навыков. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

7.Конфли́кт (от лат. conflictus ) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами

1. Партнерский, направленный на распределение ответственности наравне с партнером. Ориентирован на убеждение;

2. Прагматический ориентирован на манипуляцию;

3. Психозащитный имеет своей целью сохранение собственной ценности и внутренней интегрированности;

4. Доминантный направлен на регламентирование поведения партнера с целью завладеть инициативой и доминировать в процессе общения для достижения собственной цели;

5. Контактный основан на влиянии на соперника и направлении хода его действий в нужном направлении;

6. Самоутверждающийся выражается в обесценивании поведения партнера с целью вывести его из состояния равновесия и навязать свою волю, решение.

8. По действию на функционирование группы/организации

  • Конструктивные (функциональные)
  • Деструктивные (дисфункциональные)
  • Реалистические (предметные)
  • Нереалистические (беспредметные)

По характеру участников

  • Внутриличностные
  • Межличностные
  • Между личностью и группой
  • Межгрупповые

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

Стратегии поведения участников конфликта

  • Настойчивость (принуждение) , когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
  • Уход (уклонение) , когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
  • Приспособление (уступчивость) , когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
  • Компромисс . Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

  • Сотрудничество , когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

· Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

· Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии. Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.

· Четвертый этап - возраст 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы" - плохо и отвергается.

· На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

Эмпатийность

Эмпатия (от греч. pathos – «сильное и глубокое чувство, близкое к страданию», em – префикс, означающий «направление внутрь») – такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем.

Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Л. Н. Толстой считал, например, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший – своими чувствами и чужими мыслями. Посредине писатель располагал все разнообразие человеческих душ.

Властность

Акцентуация стремления человека к власти над другими людьми («мотив власти») приводит к такой личностной особенности, как властолюбие. Впервые потребность во властвовании стала изучаться неофрейдистами (А. Адлер ). Стремление к превосходству, социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих комплекс неполноценности. Стремление к власти выражается в склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определенных действий вопреки их желанию, контролировать их действия

Конфликтность является сложным личностным качеством, включающим в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность.

Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. Агрессивность – это склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации

В психологии толерантность (лат. tolerantia – терпимость) – это терпимость, снисходительность к кому– или чему-либо. Это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми.

Как отмечает Ф. Зимбардо (1991), застенчивость – понятие весьма расплывчатое: чем пристальнее мы в него всматриваемся, тем большее число видов застенчивости обнаруживаем. По Ф. Зимбардо, застенчивость – это черта человека, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов

Ригидность – мобильность

Это свойство характеризует быстроту приспособления человека к изменяющейся ситуации. Понятие «ригидность» сродни понятию «персеверация». Они обозначают инертность, консервативность установок, неподатливость изменениям, вводимым новациям, слабую переключаемость с одного вида работы на другой. Пластичность, наоборот, означает легкую податливость изменениям ситуации, легкую смену установок и суждений.Внешние факторы общенияСитуация общения, 2. Обстановка общения. Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. При этом в зависимости от целей общения обстановка должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки (мягкая мебель, отсутствие других людей, шума, оптимальная температура воздуха и т. д.). Для проведения деловых совещаний, обсуждения поведения подчиненного или ученика необходима строгая официальная обстановка. 3. Особенности коллектива тоже влияют на эффективность общения. Ведь каждый его член является представителем какой-то социальной группы. Если группа является зрелой в социальном отношении, то воздействия руководителя или педагога оказываются более эффективными. 4. Наличие общего тезауруса. Тезаурус – запас слов, которым обладает данный человек. Совпадение тезауруса у партнеров общения означает, что они разговаривают друг с другом «на одном языке». Особенно это важно при употреблении специальных слов, связанных с той или иной профессиейУмение слушать, что говорят другие

Слушание состоит из восприятия, осмысления и понимания. Когда мы невнимательно слушаем собеседника, один из этих психических процессов нарушается. Поэтому «слушать» и «слышать» – не одно и то же.

По существу любое влияние – это напряжение той нашей способности, которая может проявляться и совершенно спонтанно, без всякого усилия с нашей стороны. Это способность психологического излучения. Неимперативные прямые формы воздействия

К неимперативным прямым формам воздействия на субъекта относятся просьба, предложение (совет), убеждение, похвала, поддержка и утешение.

Стили общения

  • авторитарный
  • демократичный
  • либеральный

12. Коммуникация

Коммуникация - (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) -смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта). Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникации; по средствам коммуникации: речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.)

13. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информа­цией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Есте­ственно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно.

14. Стили общения

Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.

Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):

  • авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);
  • демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);
  • либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

Согласно указанных стилей лидерства - руководства описываются и стили общения.

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

За лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это - мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения - это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется.

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.

Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов.

При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

Руководитель с либеральным стилем общения характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций. О человеке либерале, можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия, типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированые сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом.

Для описания указанных стилей используются и другие названия:

  • директивный (командно-административный, авторитарный, при котором человек во взаимодействии с другими является сторонником единоначалия, подчинения их собственной воли, своим приказам, правилам, инструкциям);
  • коллегиальный (демократический, за которого человек учитывает в общении самостоятельность, инициативность, активность других, доверяет им);
  • либеральный (при котором человек практически не управляет ситуацией общения, не проявляет коммуникативных способностей, потворствует прочим, проблему если и обсуждает, то формально) ;

Как видим, у каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль общения.

Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:

  • стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;
  • стиль общения не является врожденным качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать;
  • описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;
  • социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;
  • стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.

15. Веселье

Такое поведение связано с юмором, т. е. беззлобно насмешливым отношением к кому- или чему-нибудь.

Веселое настроение выражается кроме упоминавшегося смеха в об­щем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.

7.2. Смущение

Сущность понятия. Смущение (состояние застенчивости) определя­ют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним не­знакомых людей. Дети отворачиваются, прячутся за мать. При этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их челове­ка. Характерным для смущения считается закрывание лица руками или наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека. В обы­денной речи говорят «человек сконфузился». У взрослых смущение

может вызываться как неудачей в ка­ком-нибудь деле, так и удачей.

Одним из проявлений смущения является стыд. О нем писал еще Ари­стотель в «Риторике» (гл. VI, §1): стыд - это такое неприятное чув­ство, которое ведет к дурной славе. Он отметил важный момент в по­нимании природы стыда: никто не стыдится младенцев и животных, и стыд, ощущаемый нами в присутствии других людей, соразмеряет­ся с тем уважением, которое мы имеем к их мнению. Известно, что римляне и римлянки не стыдились своих рабов. Спиноза понимал стыд как печаль, сопровождаемую представлением о своем действии

Презрение как эмоциональное состояние

Презрение как эмоциональное состояние - это социально обуслов­ленное отвращение к человеку, совершившему недостойный посту­пок. При этом человек испытывает не просто отвращение к другому, но выражает его в действиях, полных сарказма (злой иронии) или не­нависти. Спецификой такого состояния является то, что, возникнув ситуативно, оно не исчезает бесследно по окончании ситуации, ее спровоцировавшей, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т. е. в чувство презрения.

Влюбленность как состояние

Влюбленность как состояние - страстное влечение к кому-нибудь. Это явно доминантное относительно устойчивое состояние. Влюблен­ный хочет постоянно находиться рядом с обожаемым объектом и ради этого может забросить все свои дела. Воображение влюбленного пе­реполнено объектом влюбленности до такой степени, что он переста­ет замечать не только окружающих, но и самого себя.

В период влюбленности ее объект кажется прекрасным и недости­жимым. Человек рисует в своем воображении красочный и прекрас­ный образ, который может вовсе не соответствовать действительности.

Со временем влюбленность из остро переживаемого состояния ли­бо превращается в любовь, т. е. в положительное, но лишенное страс­ти отношение к возлюбленному как ценному для него объекту, либо исчезает вообще.

Состояние ревности

Состояние ревности - это сложное мучительное эмоциональное со­стояние, связанное с подозрительным отношением человека к объек­ту обожания, с сомнением в его верности либо знанием о его неверно­сти. Причиной возникновения ревности Е. Хетфилд и Г. Уолстер (Hatfield, Walster, 1977) считают ущемленную гордость и осознание нарушения прав собственности.

Ревность - самая исключительная страсть в мире

16. Коммуникативная толерантность -

это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Коммуникативная толерантность - одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления - культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления. Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность - положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это системообразующая характеристика личности, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности человека могут свидетельствовать о его психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.

Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):

1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.

2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.

3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения,коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения (Ломов ):

1. Информационно-коммуникативная функция.

2. Регуляционно-коммуникативная функция.

3. Аффективно-коммуникативная функция.

Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.

Перечень этих функций можно расширить.

4. Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности.

Так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека :

● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);

● потребность в привязанностях;

● в значимости или самоутверждении;

● в социальных ориентирах и объекте подражания;

● в самосознании, в самооценке.

Значение общения в жизни личности наиболее ярко проявляется в 3 -х критических ситуациях:

1. Отсутствие общения (“Маугли”) ==> деградация личности и резкие необратимые задержки психологического развития.

2. Дефицит общения (особенно интеллектуального или дружеского) ==> как компенсация – отклонения поведения:

§ алкоголь,

§ наркотики,

§ аутообщение (общение с самим собой) = шизофрения,

§ чрезмерная разговорчивость, привязчивость,

§ персонификация (общение с неодушевленными предметами и животными),

§ религиозность (общение с Богом заменяет общение с человеком).

3. дисгармоничное общение (частые конфликты, ссоры, неудовлетворенность своим партнером ==> (стрессы) ==> психологические заболевания: 1) неврозы; 2) сердечно-сосудистые заболевания, язвы и др.; 3) суицид.

Виды общения.

Структуру общения мы представим так:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Виды общения:

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают интерес к нему.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходится знанием его социальной роли.

4. Деловое общение , когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но дела более значимы.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенности личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят, не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Виды общения по средствам:

1. Вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2. Невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения :

1. Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2. Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1. Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2. Когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3. Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4. Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5. Мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности:

1. Непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2. Опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3. Прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4. Косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).


Похожая информация.


Общение - это одна из основополагающих форм со­циального взаимодействия людей. В структуре любого об­щения (официального или неофициального) выделяют три стороны:

Коммуникативная сторона состоит в обмене инфор­мации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении - это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сто­рона общения может проявляться в согласовании дейст­вий, распределении функций, воздействии на настрое­ние, поведение или убеждения партнера.

Перцептивная сторона - это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позво­ляющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

Идентификация (уподобление) заключается в попыт­ках поставить себя на место партнера. Близким к иденти­фикации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль игра­ют установки, приводящие к следующим психологиче­ским эффектам:

Эффект ореола - когда ранее выработанные пред­ставления о человеке мешают видеть его действительные качества.

Эффект новизны - когда в ситуации восприятия зна­комого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

Эффект стереотипизации - когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.



Виды общения:

^ вербальное - невербальное;

^ контактное - дистантное;

^ непосредственное - опосредованное;

^ устное - письменное;

^ межличностное - массовое;

^ частное - официальное (деловое);

^ искреннее - манипулятивное.

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь прин­ципов:

^ принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

^ принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

^ принцип качества информации (не ври);

^ принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

^ выражай мысль ясно и убедительно;

^ умей слушать и понять нужную мысль;

У умей учитывать индивидуальные особенности собе­седника.

Этапы общения:

^ появление потребности в общении, а также намере­ния вступить в контакт;

^ ориентировка в целях, в ситуации общения;

^ ориентировка в личности партнера;

^ планирование содержания общения (обычно бес­сознательно);

^ бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

^ восприятие и оценка ответной реакции, установ­ление обратной связи;

^ корректировка направления и стиля общения.

Средства общения:

Язык - обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто про­исходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;

Интонация - благодаря которой слова «Я тебя люб­лю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;

Мимика - движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

Позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

Взгляды, контакты глаз;

Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, инто­наций - 38%, невербального взаимодействия -. 53%.

30. Понятие о конфликте и его функциях . Структура и виды конфликтов

Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приво­дят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом.

Конфликт - это столкновение противоположно направ­ленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.

Самые распространенные из конфликтов - это меж­личностные: между супругами, между родителями и деть­ми, между соседями, сотрудниками, друзьями и т.д.

Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновременно и связующим звеном. Чем большее зависимы межличност­ные отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объе­диняет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных тенденций, быть доб­ром и злом одновременно.

Функции конфликтов:

Стабилизирующая - укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей.

Активизирующая - взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотно­шений.

Сигнализирующая - выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положе­нием дел.

Функция эмоциональной разрядки - открытое выраже­ние своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение.

Функция инновации - конфликт как средство творче­ской инициативы, побуждение к обновлению.

Профилактическая функция - своевременный кон­фликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон.

Структурные элементы конфликта:

Предмет конфликта - это реально существующая причина, из-за которой стороны вступают в противо­борство.

Конфликтная ситуация - совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств или сово­купность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта.

"Конфликтное поведение - это действия, направлен­ные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать дос­тижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.

Разрешение конфликта - это преодоление конфликт­ного поведения, конфликтных действий.

В зависимости от остроты противоречий конфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногла­сие, противодействие, раздор, вражда.

Основные виды конфликтов:

По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.

По своей значимости: конструктивные и деструктивные.

По формам столкновения: открытые и скрытые.

По масштабам и продолжительности: общие и ло­кальные, кратковременные и затяжные.

По способам урегулирования: антагонистические и ком­промиссные.