Одночлены и многочлены. Многочлены от N-переменных Свойства многочленов от нескольких переменных

От нескольких переменных. Напомним сначала понятие многочлена и связанные с этим понятием определения.

Определение 1

Многочлен -- это сумма одночленов.

Определение 2

Члены многочлена -- это все одночлены, входящие в многочлен.

Определение 3

Многочленом стандартного вида называют многочлен, состоящий из одночленов стандартного вида, который не имеет подобных членов.

Определение 4

Степень многочлена стандартного вида -- наибольшая степень из степеней входящих в него одночленов.

Введем теперь непосредственно определение многочлена от двух переменных.

Определение 5

Многочлен, члены которого имеют только две различные переменные называется многочленом от двух переменных.

Пример: ${6y}^6+{13xy}^5$.

Над двучленами можно проводить следующие действия: двучлены можно складывать друг с другом и вычитать друг из друга, перемножать между собой, а также умножать двучлен на одночлен и возводить в какую-либо степень.

Сумма многочленов от двух переменных

Рассмотрим сумму двучленов на примере

Пример 1

Сложим двучлены ${xy}^5+{3x}^5$ и ${3x}^5-{xy}^5$

Решение.

Первым шагом нам необходимо записать эти многочлены как сумму:

\[\left({xy}^5+{3x}^5\right)+({3x}^5-{xy}^5)\]

Раскроем скобки:

\[{xy}^5+{3x}^5+{3x}^5-{xy}^5\]

\[{6x}^5\]

Ответ: ${6x}^5$.

Разность многочленов от двух переменных

Пример 2

Вычтем из двучлена ${xy}^5+{3x}^5$ двучлен ${3x}^5-{xy}^5$

Решение.

Первым шагом нам необходимо записать эти многочлены как разность:

\[\left({xy}^5+{3x}^5\right)-({3x}^5-{xy}^5)\]

Раскроем скобки:

Напомним, что если перед скобками стоит знак минус, то, при раскрытии скобок, знаки в скобках будут меняться на противоположные.

\[{xy}^5+{3x}^5-{3x}^5+{xy}^5\]

Приведем подобные слагаемые, в результате получим:

\[{2xy}^5\]

Ответ: ${2xy}^5$.

Произведения одночлена и многочлена от двух переменных

В результате перемножения одночлена с многочленом всегда получается многочлен.

Схема умножения одночлена на многочлен

  • составляется произведение.
  • раскрываются скобки. Для того, чтобы раскрыть скобки при умножении необходимо перемножить каждый одночлен на каждый член многочлена и сложить их между собой.
  • группируются числа с числами, одинаковые переменные друг с другом.
  • перемножаются числа и складываются степени соответствующих одинаковых переменных.

Пример 3

Умножим одночлен $x^2y$ на многочлен $(x^2y^2-x^2-y^2)$

Решение.

Составим произведение:

Раскроем скобки:

Перемножив, получим:

Ответ: $x^4y^3+x^4y\ +{x^2y}^3$.

Произведение двух многочленов с двумя переменными

Правило умножения многочлена на многочлен : Для того, чтобы умножить многочлен на многочлен, необходимо каждый член первого многочлена умножить на каждый член второго многочлен, сложить полученные произведения и полученный многочлен привести к стандартному виду.

Урок алгебры и начал анализа11-й класс

" Многочлены от нескольких переменных"

Цели: Расширить знания о многочленах с одной переменной и многочленах от нескольких переменных, о приемах разложения многочленов на множители.

Задачи:

Образовательные :

    сформировать умения представлять многочлен с несколькими переменными в стандартном виде;

    закрепить навыки разложения многочлена на множители разными способами;

    научить применять ключевые задачи не только в знакомой, но в модифицированной и незнакомой ситуациях.

Развивающие

    обеспечить условия для развития познавательных процессов;

    способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы;

    c одействовать развитию умений применять знания в нестандартных условиях

Воспитательные :

    создать условия для воспитания уважения к культурно-историческому наследию математической науки;

    содействовать повышению грамотности устной и письменной речи учащихся.

Тип урока: урок изучения новой темы

Оборудование: компьютер, проектор, экран, листы с заданиями.

План урока:

1. Организационный момент: вступительное слово учителя, (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний. (6 мин.):

3. Изучение новой темы. (7 мин)
4. Закрепление полученных знаний. (15 мин)

5.Использование исторического материала. (3 мин)

6.Контроль результатов первичного закрепления – самостоятельная работа (5 мин)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

7.Задание на дом, инструкция о его выполнении (1 мин.)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Тема “Многочлены” (многочлены от одной переменной, многочлены от нескольких переменных),актуальна, умение делить “углом” многочлен на многочлен, теорема Безу, следствие теоремы Безу, использование схемы Горнера при решении уравнений высших степеней позволит вам справиться с наиболее сложными заданиями ЕГЭ за курс средней школы.

Не надо боятся ошибиться, совет учиться на ошибках другого бесполезен, научиться чему-либо можно только на собственных ошибках. Будьте активны, внимательны.

2.Актуализация опорных знаний

Работа на листах (разложить на множители разными способами) Работа в парах

2 x (x-y) + 3 y (x-y)

a (a+ b) -5 b (a+b)

3 a (a+ z)+ (a +z)

3a +3b +c (a+b)

2 (m +n) +km + kn

by +4 (x + y) + bx

x y +xz + 6y + 6z

4a + 4 b + bx + ax

cb + 3 a + 3b +ac

cd + 2b +bd +2 c

p 2 x + p x 2

2 ac -4 bc

3 x 2 + 3 x 3 y

6 a 2 b + 3 ab 2

9 x 2 – 4 y 2

16 m 2 – 9 n 2

X 3 +y 3

a 3 – 8 y 3

m 2 + 3m -18

2 x 2 + 3x+1

3 y 2 + 7 y – 6

3 a 2 + 7 a + 2

7 n 2 + 9 n + 2

6 m 2 - 11 m + 3

a 2 +5 ab +4 b 2

c 2 - 4 cb + 3 b 2

(Взаимопроверка поставить оценку)

Все ли понятно? С какими проблемами встретились?

Как представить в виде произведения???

a 2 +5 ab +4 b 2

c 2 - 4 cb + 3 b 2

Вернемся к этому вопросу чуть позже.

3. Изучение новой темы.

Как можно назвать выражения, которые мы раскладывали на множители? Многочлен с несколькими переменными)

Стандартный вид многочлена с несколькими переменными

5 xx – 2 y x y 2 + (- 3 y ) + 45 xxyy можно ли назвать многочленом стандартного вида? Представьте в стандартном виде. 5 x 2 – 2 x y 3 + 45 x 2 y 2

(Различать многочлены с одной переменной и многочлены с несколькими переменными, представлять многочлен в стандартном виде, представлять многочлен в виде произведения))

Вы раскладывали на множители многочлены с несколькими переменными. Перечислите эти способы. (слайд)

Многочлены высших степеней с одной переменной раскладывали на множители по схеме Горнера, деление уголком, применяя теорему Безу.

Консультанты у доски объясняют двумя способами

. a 2 +5 ab +4 b 2

c 2 - 4 cb + 3 b 2

Вывод учителя: неочевидный способ, но интересный.

4.Закрепление полученных знаний

(Работа в группах № 2.2 учебника по возможности разложить на множители двумя способами, № 2.3)

2.2

2.3

5.Использование исторического материала.

Рассказы учащихся о Безу, Горнере

Связать с современностью

Самостоятельная работа

1 вариант

2 вариант

Дан многочлен f ( x ; y )= yx 5 y 2 x 2 + x 3 y 4 xy 2 -2 x 4 y (-1) y 5 y 3 y 3 x 4 +15 x 4 yx 3 y 2 + x 2 y 2 ( x 5 y - x 2 y 4 )

Дан многочлен f(a;b)= a 2 b(a 3 b-b 2 a 2 )+4a 3 (-1)b 2 a 2 -2aba 4 b+ 7ab 0 a 4 b 2 -3a 3 bab 2

А) Приведите данный многочлен к стандартному виду.

Б) Установите, является ли данный многочлен однородным.

Б)Установите, является ли данный многочлен однородным.

В) Если данный многочлен является однородным, определите его степень.

(Проверка по слайдам) выставить себе оценку

7. Задание на дом, инструкция о его выполнении №.2.1; № 2.4(в, г); №2.7(б)для всех № 2.11 (а, б) Вывести формулу сокращенного умножения «Квадрат суммы трехчлена» , разложения на множители x n - y n для n - натурального.- для желающих Алгебра и начала анализа ч.2. Задачник 11 класс. Авторы: А. Г. Мордкович, П. В. Семенов;

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Этапы урока

Время, мин

Деятель-ность учителя

Деятель-ность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образова-тельной деятель-ности-

Учебно-методи-ческое обеспече-ние

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок №13. Многочлены от нескольких переменных.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1) определение многочлена от нескольких переменных;

2) понятие симметрических многочленов;

3) формулы сокращенного умножения для старших степеней;

4) бином Ньютона;

5) метод неопределенных коэффициентов.

Глоссарий по теме

Многочлен Р(х;у) называют однородным уравнением .

Многочлен Р(х;у) называют симметрическим , если он сохраняет свой вид при одновременной замене х на у и у на х.

симметрическим , если Р(х;y) - симметрический многочлен.

Треугольник Паскаля - бесконечная таблица биномиальных коэффициентов, имеющая треугольную форму. В этом треугольнике на вершине и по бокам стоят единицы. Каждое число равно сумме двух расположенных над ним чисел. Строки треугольника симметричны относительно вертикальной оси. Назван в честь Блеза Паскаля.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Многочлены от нескольких переменных можно складывать, вычитать, перемножать, возводить в натуральную степень, разлагать на множители - это вам известно из курса алгебры 7-9-го классов. Этот урок позволит нам несколько расширить знания о многочленах.

Пример 1. Разложить на множители многочлен: 2x 2 -5xy+2y 2 .

Воспользуемся методом группировки

2x 2 -5xy+2y 2= 2x 2 -4xy-xy+2y 2 = 2x(x-2y) –y(x-2y)=

Пример 2. Выведем формулу сокращенного умножения для «квадрата суммы» (x+y+z+u) 2 .

(x+y+z+u) 2 =((x+y)+(z+u)) 2 = (x+y) 2 +2(x+y)(z+u)+(z+u) 2 = x 2 +y 2 +z 2 +u 2 +2(xy+xz+xu+yz+yu+zu).

Итак, мы получили (x+y+z+u) 2 = x 2 +y 2 +z 2 +u 2 +2(xy+xz+xu+yz+yu+zu).

Среди многочленов от двух переменных выделяют однородные и симметрические многочлены.

Многочлен Р(х;у) называют однородным многочленом n-й степени , если сумма показателей степеней переменных в каждом члене многочлена равна n. Если Р(х;у) - однородный многочлен, то уравнение Р(х;у) = 0 называют однородным уравнением .

Приведем примеры.

1) р(х; у)=2х+3у – однородный многочлен первой степени; соответственно 2х+3у=0 – однородное уравнение первой степени.

2) р(х; у)=3х 2 +5ху-7у 2 - однородный многочлен второй степени; соответственно 3х 2 +5ху-7у 2 =0 - однородное уравнение второй степени.

3) p(x; y)= x 3 +4xy 2 -5y 3 - однородный многочлен третьей степени; x 3 +4xy 2 -5y 3 =0 соответственно - однородное уравнение третьей степени.

4) p(x; y)= a n x n +a n-1 x n-1 y+a n-2 x n-2 y 2 + …+a 1 xy n-1 +a 0 y n - общий вид однородного многочлена n-й степени.

Рассмотрим еще один метод разложения многочленов на множители-

метод неопределенных коэффициентов. Суть метода неопределённых коэффициентов состоит в том, что вид сомножителей, на которые разлагается данный многочлен, угадывается, а коэффициенты этих сомножителей (также многочленов) определятся путём перемножения сомножителей и приравнивания коэффициентов при одинаковых степенях переменной. Теоретической основой метода являются следующие утверждения

  1. Два многочлена равны тогда и только тогда, когда равны их коэффициенты.
  2. Любой многочлен третьей степени имеет хотя бы один действительный корень, а потому разлагается в произведение линейного и квадратичного сомножителя.
  3. Любой многочлен четвёртой степени разлагается в произведение многочленов второй степени.

Пример 3. Разложить на множители многочлен

3 x 3 – x 2 – 3 x + 1.

Решение. Поскольку многочлен третьей степени разлагается в произведение линейного и квадратичного сомножителей, то будем искать многочлены x – p и ax 2 + bx + c такие, что справедливо равенство 3 x 3 – x 2 – 3 x + 1 = (x – p)(ax 2 + bx + c) = ax 3 + (b – ap) x 2 + (c – bp) x – pc . Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях в левой и правой частях этого равенства, получаем систему четырех уравнений для определения четырех неизвестных коэффициентов:

Решая эту систему, получаем: a = 3, p = –1, b = 2, c = –1. Итак, многочлен 3 x 3 – x 2 – 3 x + 1 разлагается на множители: 3 x 3 – x 2 – 3 x + 1 = (x – 1)(3 x 2 + 2 x – 1).

Стоит отметить, что существует достаточно изящный способ решения однородных уравнений. Поясним его суть на примере.

Пример 4. Решим уравнение x 3 +4xy 2 -5y 3 =0

Заметим, что если в заданном уравнении взять х=0, то получится у=0; это означает, что пара (0; 0) является решением однородного уравнения. Пусть теперь х. Разделим почленно обе части заданного однородного уравнения на х 3 , получим:

Введем новую переменную . Тогда уравнение примет вид 1+4z 2 -5z 3 =0.

(5z 3 -5z 2)+(z 2 -1)=0

5z 2 (z-1)+(z-1)(z+1)=0

(z-1)(5z 2 +z+1)=0

Из уравнения z-1=0 находим z=1, уравнение 5z 3 -4z 2 -1=0 действительных корней не имеет.

Если z=1, то , т.е. у=х. Это значит, что любая пара вида (t; t) является решением заданного однородного уравнения. Между прочим, и отмеченная нами ранее пара (0; 0) также входит в указанный перечень решений.

Ответ: (t; t), где t- любое действительное число.

Теперь поговорим о симметрических многочленах. Многочлен Р(х;у) называют симметрическим , если он сохраняет свой вид при одновременной замене х на у и у на х. Например, симметрическим является двучлен x 2 y+xy 2 . В самом деле, при одновременной замене х на у и у на х получится двучлен y 2 x+yx 2 , но это то же самое, что x 2 y+xy 2 . Другие примеры симметрических многочленов: xy, x+y, x 2 +y 2 , x 3 +y 3 , x 4 +y 4 и т.д. Первые два из записанных многочленов считаются основными в том смысле, что любые другие симметрические многочлены можно представить в виде некоторой комбинации многочленов х + у и ху.

Теорема. Любой симметрический многочлен Р(х;у) можно представить в виде многочлена от ху и х+у.

Например,

x 2 +y 2 =(x+y) 2 -2xy

x 3 +y 3 =(x+y) 3 -3xy(x+y)

x 4 +y 4 = 2xy(x 2 +y 2)-(x 4 +y 4)+3(xy) 2 и т.д.

Уравнение Р(x;y) = а, где , называют симметрическим , если Р(х;y) - симметрический многочлен. Мы с вами рассматривали его на предыдущем уроке.

А теперь перейдем к такому понятию как бином Ньютона.

Слово бином означает «Два числа». В математике биномом называют «формулу для разложения на отдельные слагаемые целой неотрицательной степени суммы двух переменных». Бином Ньютона - название формулы, выражающей степень двучлена в виде суммы одночленов.

Давайте вслед за Ньютоном попробуем ее вывести, чтобы затем применять.

Вы наверняка помните (или, по крайней мере, должны помнить), формулы сокращенного умножения для квадрата и куба суммы двух слагаемых (такая сумма называется «бином », по-русски – двучлен .

(a+b) 2 =a 2 +2ab+b 2

(a+b) 3 =a 3 +3a 2 b+3ab 2 +b 3

Если вы забыли эти формулы, можно их получить напрямую, раскрыв скобки в очевидных равенствах

(a+b) 2 =(a+b)(a+b)

(a+b) 3 =(a+b)(a+b)(a+b)

Может быть, вам приходил в голову вопрос: можно ли (без компьютера) получить формулы типа для биномов четвертой степени, пятой, десятой – какой угодно?

Давайте попробуем дойти напрямую хотя бы до пятой степени, а там, может быть, окажется «рояль в кустах» (для порядка будем размещать слагаемые в правой части по убыванию степени а , она убывает от максимума до нуля):

(a+b) 4 =(a+b) 3 (a+b)=(a 3 +3a 2 b+3ab 2 +b 3)(a+b)=a 4 +4a 3 b+6a 2 b 2 +4ab 3 +b 4

(a+b) 5 =(a+b) 4 (a+b)=(a 4 +4a 3 b+6a 2 b 2 +4ab 3 +b 4)(a+b)=a 5 +5a 4 b+10a 3 b 2 +10a 2 b 3 +5ab 4 +b 5

Теперь отдельно выпишем численные коэффициенты в правых частях формул при возведении бинома в заданную степень:

Легко проверить, что выписанные на численные коэффициенты – это строчки треугольника Паскаля, начиная с третьей. Этот «усеченный треугольник», в котором не хватает первых двух строк, легко сделать полным (получить строчки при n=0 и n=1 ):

n=1, (a+b) 1 =a+b

Окончательно получим:

Общая формула бинома Ньютона:

Правая часть формулы называется разложением степени бинома.

Называется биномиальными коэффициентами, а все слагаемые - членами бинома.

Треугольник Паскаля - бесконечная таблица биномиальных коэффициентов, имеющая треугольную форму. В этом треугольнике на вершине и по бокам стоят единицы. Каждое число равно сумме двух расположенных над ним чисел. Строки треугольника симметричны относительно вертикальной оси. Назван в честь Блеза Паскаля.

На самом деле, о треугольнике Паскаля было известно задолго до Паскаля - его знал живший в XI-XII вв. среднеазиатский математик и поэт Омар Хайям (к сожалению, его сочинение об этом до нас не дошло). Первое, дошедшее до нас описание формулы бинома Ньютона содержится в появившейся в 1265 г. книге среднеазиатского математика ат-Туси, где дана таблица чисел (биномиальных коэффициентов) до n=12 включительно.

Европейские ученые познакомились с формулой бинома Ньютона, по-видимому, через восточных математиков. Детальное изучение свойств биномиальных коэффициентов провел французский математик и философ Б. Паскаль в 1654 г.

В заключении рассмотрим пример, в котором использование бинома Ньютона позволяет доказать делимость выражения на заданное число.

Пример 5.

Доказать, что значение выражения 5 n +28n-1, где n – натуральное число, делится на 16 без остатка.

Решение: представим первое слагаемое выражение как 5 n = (4+1) n и воспользуемся формулой бинома Ньютона:

Полученное произведение доказывает делимость исходного выражения на 16.

Бином Ньютона применяется при доказательстве Теоремы Ферма, в теории бесконечных рядов и выводе формулы Ньютона-Лейбница

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Из данных многочленов выделите симметрические:

  1. 2х 2 -5ху+2у 2 -6
  2. 6x⁴-16xy²-6y 3 +19
  3. -3ху+6х²-5у²+8
  4. 16x 4 y²+16x²y 4 -x⁴-y⁴

Решение: к данному заданию применим определение симметрических многочленов (Многочлен Р(х;у) называют симметрическим , если он сохраняет свой вид при одновременной замене х на у и у на х). Получим, что нам подходят 1 и 4 пункты.

Верный ответ:

  1. 2х 2 -5ху+2у 2 -6
  2. 6x⁴-16xy²-6y 3 +19
  3. -3ху+6х²-5у²+8
  4. 16x 4 y²+16x²y 4 -x⁴-y⁴

(а+b) 5 = __a 5 +___a 4 b+___a 3 b 2 +___a 2 b 3 +___ab 4 +__b 5

Решение: для решения данного задания воспользуемся треугольником Паскаля

1
1 1
1 2 1
1 3 3 1
1 4 6 4 1
1 5 10 10 5 1

Нас интересует последняя строчка.

Применив ее, получим ответ:

(а+b) 5 = 1a 5 +5a 4 b+10a 3 b 2 +10a 2 b 3 +5ab 4 +1b 5

Возьмем две буквы x и y . Произведение где а – число, называется одночленом. Его степень равна k+l . Сумма одночленов называется многочленом. В отличие от многочленов с одной переменной, для многочленов с большим числом переменных нет общепринятой стандартной записи.
Так же, как и многочлены от одной переменной, многочлены от двух переменных могут раскладываться на множители. Важным разложением является разложение разности n- ых степеней, которое вам известно для n=2 и 3 :


Эти формулы легко обобщаются для произвольного n :

Сумма n- ых степеней легко раскладывается в случае, когда n нечетно. Слагаемое можно представить в виде и воспользоваться формулой разложения разности n- ых степеней.

Симметричные многочлены
Среди многочленов от двух переменных важную роль играют симметричные многочлены, т. е. многочлены, не меняющиеся при перестановке букв x и y .

Симметри́ческий многочле́н - многочлен от n переменных , не изменяющийся при всех перестановках входящих в него переменных.

Примеры

  • Основные симметрические многочлены - многочлены вида

определённые для , то есть такие:

Понятие многочлена

Определение 1

Одночлен -- это числа, переменные, их степени и произведения.

Определение 2

Многочлен -- это сумма одночленов.

Пример: ${31xy}^5+y^6+{3xz}^5$.

Определение 4

Стандартный вид одночлена -- запись одночлена в виде произведения числа и натуральных степеней переменных, входящих в одночлен.

Определение 5

Многочленом стандартного вида называют многочлен, состоящий из одночленов стандартного вида, который не имеет подобных членов.

Определение 6

Степень одночлена -- сумма всех степеней переменных, входящих в одночлен.

Определение 7

Степень многочлена стандартного вида -- наибольшая степень из степеней входящих в него одночленов.

Для понятия многочлена нескольких переменных можно выделить частные случаи: двучлен и трехчлен.

Определение 8

Двучлен -- многочлен, состоящий из двух членов.

Пример: ${6b}^6+{13aс}^5$.

Определение 9

Трехчлен -- многочлен, состоящий из трех членов.

Пример: ${xy}^5+y^6+{xz}^5$

Над многочленами можно проводить следующие действия: многочлены можно складывать друг с другом и вычитать друг из друга, перемножать между собой, а также умножать многочлен на одночлен.

Сумма многочленов

Многочлены можно складывать друг с другом. Рассмотрим следующий пример.

Пример 1

Сложим многочлены ${3xy}^5+\ {6y}^6+{13x}^5$ и ${6y}^6-{xy}^5+{3x}^5$

Первым шагом нам необходимо записать эти многочлены как сумму:

\[\left({3xy}^5+\ {6y}^6+{13x}^5\right)+({6y}^6-{xy}^5+{3x}^5)\]

Раскроем скобки:

\[{3xy}^5+\ {6y}^6+{13x}^5+{6y}^6-{xy}^5+{3x}^5\]

\[{2xy}^5+\ {12y}^6+{16x}^5\]

Видим, что результатом суммы этих двух многочленов получили также многочлен.

Разность многочленов

Пример 2

Вычтем из многочлена ${3xy}^5+\ {6y}^6+{13x}^5$ многочлен ${6y}^6-{xy}^5+{3x}^5$.

Первым шагом нам необходимо записать эти многочлены как разность:

\[\left({3xy}^5+\ {6y}^6+{13x}^5\right)-({6y}^6-{xy}^5+{3x}^5)\]

Раскроем скобки:

Напомним, что если перед скобками стоит знак минус, то, при раскрытии скобок, знаки в скобках будут меняться на противоположные.

\[{3xy}^5+\ {6y}^6+{13x}^5-{6y}^6+{xy}^5-{3x}^5\]

Приведем подобные слагаемые, в результате получим:

\[{4xy}^5+{10x}^5\]

Видим, что результатом разности этих двух многочленов получили также многочлен.

Произведения одночлена и многочлена

В результате перемножения одночлена с многочленом всегда получается многочлен.

Схема умножения одночлена на многочлен.

  • составляется произведение.
  • раскрываются скобки. Для того чтобы раскрыть скобки, при умножении необходимо перемножить каждый одночлен на каждый член многочлена и сложить их между собой.
  • группируются числа с числами, одинаковые переменные друг с другом.
  • перемножаются числа и складываются степени соответствующих одинаковых переменных.

Пример 3

Умножим одночлен $(-m^2n)$ на многочлен $(m^2n^2-m^2-n^2)$

Решение.

Составим произведение:

\[(-m^2n\)\cdot (m^2n^2-m^2-n^2)\]

Раскроем скобки:

\[\left(-m^2n\ \right)\cdot m^2n^2+\left(-m^2n\ \right)\cdot (-m^2)+(-m^2n\)\cdot (-n^2)\]

Перемножив, получим.