Основные особенности философии Канта. Рассудок и разум

(см.). Согласно учению Канта, «всякое наше знание начинается благодаря чувствам, переходит затем к рассудку и заканчивается затем в разуме». Рассудок вносит порядок, объединяет данные чувств по присущим ему самому законам. Это упорядочение материала чувств согласно априорным законам рассудка и есть познание. Познание субъективно и нисколько не отражает и не может отражать предметный мир « » (см. «Вещь в себе» и «вещь для нас»). Но наше познание стремится выйти за узкие пределы, положенные ему природой, оно стремится постигнуть вещи таковыми, каковыми они являются сами по себе.

Это - область разума. При этом разум впадает в неизбежные противоречия: он приходит к противоречащим друг другу заключениям, которые в равной мере можно обосновать и которые в то же время друг друга исключают (например, мир имеет и не имеет начала во времени и пространстве; материя может и не может быть бесконечно делима и т. д.). Кант утверждал, что переход к разумному познанию есть максимальное отдаление от опыта, от предметов внешнего мира. Тот факт, что разум впадает в противоречия, был для Канта доказательством слабости разума, неправомерности его попыток постигнуть мир «вещей в себе». Сознательное принижение разума необходимо было Канту для того, чтобы оправдать религию. Различие рассудка и разума у Гегеля выступает как различив низшего и высшего способов мышления и познания. Рассудочное мышление - это «конечное мышление», это мышление, характерное для формальной логики, для метафизики. Рассудок порождает только конечные, метафизические определения.

Он приходит к неизменным утверждениям, противостоящим друг другу. Так, для рассудка жизнь и смерть суть явления противоположные и друг с другом не связанные. Разумное мышление, по Гегелю,- это мышление диалектическое. Исследуя природу самого мышления и создаваемых им понятий, он показывает внутреннюю взаимосвязь противоположных утверждений и их взаимные переходы друг в друга. Но и рассудок и разум для идеалиста Гегеля суть только определения «духа», который «выше их обоих». Гегель вместе с тем извращает употребляемые им понятия «рассудок» и «разум», считая рассудок материалистичным, а разум - мыслящим спекулятивно, идеалистически.

Энгельс в «Диалектике природы» указывал, что в гегелевском различении рассудка и разума содержится рациональное зерно. Это зерно заключается в том, что человеку общи с животными все виды рассудочной деятельности - индукция, дедукция, анализ, синтез, разумная же деятельность, т. е. деятельность мышления, оперирующего понятиями, свойственна лишь человеку.

Разум и рассудок - понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности; философские категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие два уровня мыслительной деятельности.

Рассудочная способность отличается тем, что в её пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические «мерила» для эмпирического материала, для конструирования результатов. Отсюда - отвлечённый характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооружённый одним лишь рассудком, человек и самую свою жизнь делает всё более рассудочной - сферой утилитарной рациональности.

Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Главное отличие разума в том, что он не чужд нравственной и художественной культуре, а устремлён к соединению с ними познания ради развития самого субъекта. Если научное исследование, основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью и искусством, разум создаёт атмосферу их содружества.

Различение разума и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок — способность рассужде­ния — познаёт всё относительное, земное и конечное, то разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. У Николая Кузанского , Бруно , Якоби, Шеллинга и других сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно «схватывает» единство противополож­ностей, которые рассудок разводит в стороны.

Детальная разработка представления о двух уровнях мыслительной деятельности — разуме и рассудке принадлежит Канту . «Всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Основная функция рассудка в познании — упорядочение, систематизация явлений, материала чувст­венности. Рассудок, по Канту, привносит форму в знание, содержание которого есть результат чувственного со­зерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограничен­ный характер, поскольку конечно и ограничено содер­жание, порождаемое чувственным познанием. Вместе с тем, согласно Канту, мышлению свойственно стремление к выходу за пределы этой конечности, к поиску безуслов­ных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта. Таким мышлением является разум, стремящийся найти бесконечное, безусловное и абсолютное. Однако разум не достигает этой цели и впадает в нераз­решимые противоречия — антиномии.

Продолжая кантовскую традицию различения разума и рассудка как двух ступеней рационального познания, Гегель противопоставляет разум (как «бесконечное» мышление) рассудку (как «конечному» мышлению). Конечность рассудка обусловлена тем, что он, фиксируя ограничен­ные определения мысли, не способен выйти за пределы их содержания. Однако устойчивость, определённость и конечность рассудка лежит, согласно Гегелю, в основе систематизирующей деятельности мышления, упорядо­чивания доставляемого восприятием материала. При­знавая правомерность рассудка, Гегель вместе с тем подчёркивал, что возможности мышления не исчер­пываются рассудочной деятельностью. В отличие от Канта, Гегель признавал способность разума выполнять в познании конструктивную функцию. Достигнув ста­дии разума, мышление выступает как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная ак­тивность духа. На стадии разума мышление делает своим предметом собственные формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторон­ность, вырабатывает «разумное», или «конкретное», понятие. В разуме находит выражение диалектика по­знания: Гегель рассматривал деятельность мышления на стадии разума как развитие, конкретизацию его понятийного содержания. Однако он мистифицировал этот процесс, представив его как саморазвитие поня­тия. Ф. Энгельс отмечал, что «… гегелевское различе­ние [разума и рассудка], согласно которому только диалек­тическое мышление разумно, имеет известный смысл»; он указывал также что «… диалектическое мышление… имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий…» .

В марксизме проблема разума и рассудка решается на основе понимания человека в его целостности, единстве многообразных проявлений его деятельности. С точки зрения диалектического материализма процесс развития теоретического мышления предполагает взаимосвязь разума и рассудка. С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определённую систему. Опи­раясь на рассудок, разум выступает как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действи­тельности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создаёт новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Рассудок и разум
Рубрика (тематическая категория) Философия

Процесс познания, по Канту, предполагает, как мы уже знаем, наличие двух способностей - восприимчивости, которая доставляет чувственный материал, и спонтанности, самодеятельности, осуществляемой рассудком, который с помощью понятий объединяет чувственное многообразие. Ни чувственность, ни рассудок, взятые порознь, не могут дать знания. Кант отнюдь не оригинален, когда показывает, что именно рассудок осуществляет функцию единства в познании, это было известно и до него. Но вот тезис о том, что понятия рассудка сами по себе бессодержательны и что содержание им дает лишь чувственность, отличает кантовскую теорию познания от предшествующей. Но из такого понимания рассудка необходимо вытекает большой важности вывод˸ категории рассудка можно применять лишь в пределах опыта; всякая попытка мыслить с помощью категорий вещи, как они существуют сами по себе, ведет к заблуждениям, в которые всегда впадала метафизика.

Однако при этом Кант не считает рассудок высшей познавательной способностью˸ не говоря о том, что понятия рассудка без ощущений пусты, т.е. что рассудок нуждается в материале, для того чтобы осуществлять деятельность синтезирования, ему также недостает цели, т.е. движущего стимула, который придавал бы смысл, давал направление ᴇᴦο деятельности. Не случайно кантовская система категорий рассудка не содержит категории цели. Здесь опять-таки, надо думать, сказалось то обстоятельство, что в своем понимании познания немецкий философ ориентировался на математическое естествознание, прежде всего - механику, не признававшую телеологического подхода к природе и полностью изгнавшую понятие цели из научного обихода.

Существует ли среди наших познавательных способностей такая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели? Согласно Канту, такая способность существует, и называется она разумом . К Канту восходит то различие между рассудком и разумом, которое затем играет важную роль у всех последующих представителей немецкого идеализма - Фихте, Шеллинга и Гегеля.

Что же такое разум, согласно Канту? Вот как отвечает на этот вопрос наш философ˸ "Трансцендентальное понятие разума всегда относится только к абсолютной целокупности в синтезе условий и заканчивается не иначе, как в абсолютно безусловном... В самом деле, чистый разум все предоставляет рассудку, который имеет прямое отношение к предметам созерцания... Чистый разум сохраняет за собой одну лишь абсолютную целокупность в применении рассудочных понятий и стремится довести синтетическое единство, которое мыслится в категориях, до абсолютно безусловного. Поэтому такое единство можно назвать разумным единством явлений, тогда как единство, выражаемое категориями, можно назвать рассудочным единством".

  • - Рассудок и разум.

    Мышление человека не является его чисто природным свой­ством, а выработанная в ходе истории социума и деятельности социального субъекта, представляя их идеальную форму. Поэтому принципы, категории, законы мышления внутренне связаны с историей социальной жизни,... .


  • - Классическая немецкая философия. Философские позиции И. Канта. Рассудок и разум. Явление и «вещь в себе».

    Становление немецкой классической философии проходило на фоне радикальных социально-экономических преобразований в некоторых европейских странах, высшей точкой которых стала Французская буржуазная революция 1789-1794 гг., провозгласившая принципы свободы, равенства и... .


  • Понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности. Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические “мерила” для эмпирического материала, для конструирования результатов. Отсюда - отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооруженный одним лишь Рас., человек и самую свою жизнь делает все более рассудочной - сферой утилитарной рациональности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Гл. отличие Раз. в том, что он не чужд нравственной и художественной культуре, а устремлен к соединению с ними познания ради развития самого субъекта. Если научное исследование, основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью и искусством, Раз. создает атмосферу их содружества. Проблема Р. и р. пронизывает всю европейскую историю философии, переходя от их различения у Платона и Аристотеля к пониманию их как ступеней познания у Николая Кузанского, Бруно и Спинозы. Через Лейбница она становится предметом рассмотрения нем. классической философии. У Канта Раз. ограничен лишь “регулятивными” функциями, Фихте делал упор на Раз. как на творческую “полагающую способность”; Шеллинг же его эстетизировал. Гегель глубоко критиковал недостатки Рас., но лишь ради обожествления Раз. Нигилистическая критика Рас. - излюбленная тема иррационализма. Маркс использовал в теоретическом исследовании диалектически разумный способ, метод восхождения от абстрактного к конкретному (“Капитал”). В марксизме проблема Р. и р. решается на основе понимания человека в его целостности, единстве многообразных проявлений его деятельности.


    Смотреть значение Разум И Рассудок в других словарях

    Разум — рассудок
    ум
    здравый смысл
    Словарь синонимов

    Разум — разума, м. 1. только ед. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая Смысл и связь явлений, уяснять законы развития........
    Толковый словарь Ушакова

    Разум — м. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного........
    Толковый словарь Даля

    Разум М. — 1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. // Продукт деятельности мозга, выражающийся........
    Толковый словарь Ефремовой

    Рассудок М. — 1. Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность; разум. 2. Нормальное, обычное состояние человеческого сознания. 3. Общепризнанный здравый........
    Толковый словарь Ефремовой

    Рассудок — рассудка, мн. нет, м. 1. Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность, то же, что разум в 1 знач. (книжн.). Деятельность рассудка. Категории........
    Толковый словарь Ушакова

    Разум — -а; м.
    1. Познавательная деятельность человека, способность мыслить; ум, интеллект; рассудок. Человеческий р. беспределен. Коллективный р. Свет разума (высок.) Ребенок........
    Толковый словарь Кузнецова

    Рассудок — -дка; м.
    1. Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание, разум (1 зн.). Деятельность рассудка. Быть в полном, здравом рассудке (быть........
    Толковый словарь Кузнецова

    Разум — Это слово, имеющее значение "способность мыслить", было заимствовано из старославянского, где образовано с помощью приставки отумъ.
    Этимологический словарь Крылова

    Рассудок — - функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний.
    Юридический словарь

    Разум — ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений- высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей(рационализм). Своеобразный........

    Рассудок И Разум — соотносительные понятия философии; у И. Канта рассудок- способность образования понятий, суждений, правил; разум - способностьобразования метафизических идей. Диалектика........
    Большой энциклопедический словарь

    Разум — - ум, способность понимания и осмысления.
    Исторический словарь

    Рассудок — - способность свободного выбора реакции при условиях это допускающих.
    Исторический словарь

    Искусственный Разум (ир) — Сочетание опыта когнитивной психологии и компьютерной науки, направленное на разработку компьютерных программ, способных выполнять комплексные задачи. Сущность этого........
    Психологическая энциклопедия

    Разум — Одно из самых трудных для определения, понятие разума имеет несколько значений в психологии. С идеалистической точки зрения, разум является эфемерной (нефизической)........
    Психологическая энциклопедия

    Рассудок — (рассудок и разум) - в философско-психологической традиции - два типа работы логического мышления. , будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах........
    Психологическая энциклопедия

    Разум — - англ. reason; нем. Vernunft. 1. Форма мышления, позволяющая человеку синтезировать результаты познания, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем.........
    Социологический словарь

    Разум И Революция. Гегель И Становление Социальной Теории — ("Reason and Revolution. Hegel and the rise of social theory", 1941) - работа Маркузе. По мысли автора, "возникновение фашизма заставляет по-новому осмыслить философию Гегеля". Целью автора........
    Социологический словарь

    Рассудок — -англ. reason; нем. Vernunft. 1. Способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. 2. Здравый смысл.
    Социологический словарь

    РАЗУМ — РАЗУМ, -а, м. 1. Способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум (в 1 знач.), интеллект. 2. Ум (во 2 знач.), умственное развитие. Ни ума,........
    Толковый словарь Ожегова

    РАССУДОК — РАССУДОК, -дка, м. I. Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего-н. Деятельность рассудка. Лишиться россу дка (сойти с ума). 2. Здравый смысл, разумность.........
    Толковый словарь Ожегова

    Эммануила Канта называют "основоположником немецкой классической философии». Свобода человеческого духа и человеческой воли явились одной из центральных проблем немецкой классической философии.

    Творческую деятельность Э. Канта принято делить на два периода: докритический и критический. В докритический период философ занимался главным образом естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную» космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из существования "первоначальной туманности». В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя.

    Второй период - так называемый «критический». В работах этого периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основная работа критического периода «Критика чистого разума».

    1. Докритический или догматический период творчества

    В философии Э. Канта можно выделить два этапа развития: докритический и критический. В докритический или догматический период, который начался с окончания им Кенигсбергского университета и длился до 1770 г. Э. Канта интересовали, главным образом, натурфилософские проблемы, то есть изучение бытия природного мира посредством философии – об основаниях природного мира, о его законах бытия и развития и т.д. В решении этих проблем Э. Кант опирался на достижения естественнонаучного знания того периода и на математику. Он предлагает рассмотреть новую немеханическую картину мира. В 1755 г. в своей работе «Всеобщая естественная история и теория неба» Э. Кант выдвигает эволюционную теорию происхождения Солнечной системы. Он утверждал что солнце «есть лишь одна из звезд Млечного пути и что наш Млечный путь не есть предел строения Вселенной». Кант подчеркивает мысль, что наша звездная система, как и любые системы Вселенной, возникает на основе собственных законов, одних и тех же для любых материальных систем. Все тела во Вселенной состоят из атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Данная идея легла в основу его космогонической теории. Кант считал, что в первоначальном состоянии. Вселенная представляла собой хаос рассеянных материальных частиц (атомов) в мировом пространстве. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся по направлению друг к другу, причем рассеянные элементы с большей плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом. На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза объясняет буквально все: происхождение Вселенной и планет, и положение орбит, и происхождение движений. Более того, Э. Кант считает, что наша Вселенная постоянно изменялась во времени, то есть, имела свою собственную историю, вытекающую из естественно-природных законов. Он отвергает идею сотворения мира богом и его неизменности после сотворения. По мнению Э. Канта, Бог никакого отношения к возникновению мира не имел.

    Рассматривая процесс развития жизни и живых систем, Э. Кант подчеркивал невозможность объяснения посредством принципа механицизма происхождения жизни и ее строения. Правда, ставя вопрос об ограниченности механицизма, Э. Кант не дает обоснования других принципов объяснения и понимания возникновения жизни.

    Уже в докритический период Э. Канта заинтересовала проблема соотношения основания познания и основания бытия, которая приобрела фундаментальное значение для развития его философских взглядов. С точки зрения Вольфа и Лейбница, сторонником которых он вначале был, основания познания предмета, и основания бытия предметов совпадают. Познание и мышление лишь форма воспроизведения оснований бытия внешнего мира. Поэтому нельзя говорить об автономности и суверенности познания и мышления. Субъект познания всегда будет зависеть от предмета познания. По мысли Э. Канта, такая позиция закрывает путь к пониманию познания, познавательной деятельности человека как свободной, творческой и продуктивной. Необходимо найти собственные основания для познающего субъекта. Решение этой задачи потребовало от Э. Канта критически подойти к оценке концепций познания, распространенных в философии того времени. Поскольку зависимость субъекта познания от объекта, предмета познания невольно приводит к догматизму. Понятию «критика» Э. Кант придает значение и смысл не только как способу пересмотра, каких - либо теорий и идей, выявления в них недостатков, но и как способу достижения новых положительных, позитивных знаний творчески познающим субъектом.

    2. Критический период

    Второй период философского творчества Э. Канта получает наименование «критического периода», в рамках которого он революционным образом пересмотрел многие фундаментальные философские проблемы. Между двумя периодами был период подготовки второго. Это период между 1770 г. и 1781 г. (выпуск «Критики чистого разума»). В 1770 г. Э. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788). В первой книге Э. Кант изложил учение о познании, во второй – этику.

    Основные принципы своей новой философии в систематической форме Э. Кант изложил в «Критике чистого разума», которая вышла в 1781 году, и над которой он работал больше 10 лет. В ней он сформулировал три вопроса, которые всегда встают перед любой мыслящей личностью.

    1. Что я могут знать? – ответ нужно искать в теоретической философии.

    2. Что я должен делать? – ответ дает практическая философия.

    3. На что я могут надеяться? – ответ дает философия религии.

    Позднее к этим трем вопросам в своей работе «Антропология» (1798 год) Э. Кант добавляет четвертый вопрос: «Что есть человек?» – ответ, на который дает философская антропология.

    Поиск ответов на эти вопросы, которые, по мнению Канта, и являются единственными и подлинными целями человеческого существования, составляют прерогативу человеческого разума, стремящегося к получению положительного знания.

    У Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня - эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность знания, согласно учению Канта, обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке.

    Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также критическим, в отличие от догматического рационализма XVII века, подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.

    Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей, возникавших в науке и философии XVII - первой половины XVIII века, с которыми не сумели справиться представители докантовского рационализма и эмпиризма.

    Проблемы познания, вставшие перед немецким философом, были порождены новыми подходами к изучению природы, характерными для экспериментально-математического естествознания Нового времени. Кант пытается осмыслить тот способ познания природы, который несла с собой научная революция XVII-XVIII веков. Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного познания он усматривает не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты. При этом у Канта меняется представление о соотношении рационального и эмпирического моментов в познании. Для Декарта, Спинозы, Лейбница чувственное восприятие представало как смутное и спутанное знание, как низшая форма того, что ясно и отчетливо постигается лишь с помощью разума. Кант заявляет, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой как бы два разных ствола в человеческом знании. А отсюда следует, что научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов - чувственности и рассудка. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, говорит Кант. И весь вопрос теперь состоит в том, каким образом осуществляется этот синтез и как обосновать необходимость и всеобщность (на языке того времени - априорность) знания как продукта такого синтеза. Как возможны синтетические априорные суждения? - вот как формулирует Кант важнейшую для философской системы проблему.

    В самой общей форме кантовское понимание процесса познания можно представить следующим образом. Нечто неизвестное - вещь сама по себе, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений. Эти последние упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания - пространства и времени; располагаясь как бы рядом друг с другом в пространстве и времени, ощущения составляют предмет восприятия. Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер; для того чтобы оно превратилось в опыт, то есть в нечто общезначимое и в этом смысле объективное (объективность Кант как раз и отождествляет с общезначимостью), необходимо участие другой познавательной способности, а именно мышления, оперирующего понятиями. Эту способность Кант именует рассудком. Кант определяет рассудок как деятельность, отличая ее тем самым от восприимчивости, пассивности, характерной для чувственности. Однако при этом деятельность рассудка формальна, она нуждается в некотором содержании, которое как раз и поставляется чувственностью. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала (организованного на уровне восприятия с помощью априорных форм созерцания) под единство понятия.

    Существует ли среди наших познавательных способностей такая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели? Согласно Канту, такая способность существует, и называется она разумом. К Канту восходит то различие между рассудком и разумом, которое затем играет важную роль у всех последующих представителей немецкого идеализма - Фихте, Шеллинга и Гегеля. Рассудок, по Канту, всегда переходит от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним - безусловным, ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеку свойственно стремление обрести абсолютное знание, то есть, говоря словами Канта, получить абсолютно безусловное, из которого, как из некой первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей. Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы, говорит Кант, получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И наконец, желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще - как психических, так и физических, - наш разум восходит к идее Бога.