Падение вертолета на алтае 12 февраля. Версия крушения вертолета на Алтае: Управление на себя мог взять бывший чиновник, который уже попадал в авиакатастрофу

Поздно вечером 12 февраля вертолет «Робинсон» потерпел крушение в районе Телецкого озера в Турочакском районе Республики Алтай. На борту находилось пять человек.

Корреспондент АиФ-Алтай попытался обобщить все, что известно о происшествии спустя сутки.

Сигнал тревоги

Вертолет Robinson R66 перестал выходить на связь в 20:00 часов 12 февраля. Примерно в это же время местные жители сообщили, что видели, как в Телецкое озеро возле урочища Кокши упало воздушное судно.

Для проверки информации в предполагаемое место падения вертолета направилась группа спасателей из с. Турочак. Им предстояло организовать вертолетные площадки для техники, которая прибудет сюда утром 13 февраля.

В межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА) тем временем «Робинсона», и уточнили, что для этого полета не требовалось специальное разрешение.

«Каких-либо «санкций» на такую деятельность не требуется, полет в этой местности носит уведомительный характер. По нашим данным, место взлёта и маршрут полёта не проходили над территорией Алтайского заповедника», - говорится в сообщении АОПА-Россия.

Кто на борту?

Вертолетом управлял Дмитрий Ракитский - шеф-пилот компании «Авиамаркет», известный в профессиональном сообществе, как один из самых лучших пилотов России. В 2013 году Дмитрий испытывал «Робинсоны» в условиях крайнего севера, также он совершил кругосветный полет на вертолете, преодолев около 40 тысяч километров за 43 дня. Достижение занесено в Книгу рекордов России.

Вместе с Дмитрием на Алтай прилетели жена Елена и друг семьи известный парашютист Глеб Вореводин , а также гендиректор вертолетного клуба HeliClub Мария Козинцева . Компания совместила «приятное с полезным». Они отдыхали на одной из турбаз на Телецком озере и обсуждали вопросы сотрудничества между HeliClub и предприятием «Алтайавиа».

Четвертым пассажиром «Робинсона» был известный алтайский предприниматель, бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных . Примечательно, что для последнего крушение «Робинсона» стало третьей авиакатастрофой. Первый случай произошел в середине 2000-х, тогда во время падения вертолета в горах Алтая Банных получил перелом ноги. В 2009 году был в числе пассажиров вертолета Ми-8, упавшего у горы Чёрной в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Тогда погибло 7 человек, в том числе полномочный представитель Президента в Государственной Думе Александр Косопкин . Выжить удалось четверым.

«Полет на вертолете совершенно несравним с тем, к чему мы привыкли, садясь в самолет: полное ощущение свободного полета на табуретке. К тому же вертолеты маневренны, что позволяет летать в очень экстремальных местах и увидеть природу в ее первозданном виде», - говорил Анатолий Банных в интервью журналу «Стратегии успеха».

Куда летели и почему упали?

Официальной информации о том, куда летел вертолет «Робинсон» вечером 12 февраля, нет. Анна Паничева, директор по маркетингу HeliClub , сообщила ряду СМИ о том, что москвичи специально поменяли билеты на самолет с воскресенья на понедельник, 13 февраля, чтобы «посмотреть природу Алтая», «красивые места». Вероятно, Глеб Вореводин снова собирался прыгать с парашютом. Накануне он опубликовал восторженные отзывы о Горном Алтае и над Телецким озером.

Также из релиза АОПА известно, что маршрут вертолета не пролегал над территорией заповедника.

Среди причин падения вертолета следователи называют ошибку пилота, сложные метеоусловия и техническую неисправность вертолета. Версии приводит РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

Западно-Сибирским СУ на транспорте СКР по статье «нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». На место происшествия выехали опытные следователи, а также спасатели со всей Сибири.

Спасателям мешает погода. Фото: ГУ МЧС России

По последним данным, в поисково-спасательной операции . Из Новосибирской области на Телецкое озеро доставили судно на воздушной подушке, из Иркутска - подводный аппарат «Фалькон», водолазы из Абакана привезут сюда глубоководную камеру.

Вертолеты МЧС и Росавиации пока не могут приступить к поискам, так как в горах сложные метеоусловия.

Днем 13 февраля сотрудники Алтайского биосферного заповедника, который граничит с Телецким озером, . По предварительной информации, это тело Елены Ракитской, супруги пилота.

Тела остальных пассажиров и пилота пока не найдены. Поиски будут достаточно сложными, так как наибольшая глубина Телецкого озера составляет 325 метров, в районе поисков глубина достигает 200 метров.


  • © Валентина

  • © Артем Чернов

  • © Аня

  • © Любитель

  • © VVVnsk

  • © Natalyy2006

  • © sim-pilot

  • © Любитель

  • © manin

  • © svetafor

  • © Veter

  • © svetafor

  • © frolov

  • © Veter

Как выяснила «Газета.Ru», эксперты, расследующие катастрофу Robinson R-66 на Телецком озере в Республике Алтай, склоняются к версии, что крушение произошло из-за ошибки при пилотировании в плохих погодных условиях. «Возможно, что , сидевший за штурвалом, переоценил свои возможности и опыт, решив, что сможет справиться с управлением хрупкого «Робинсона», — рассказывает собеседник «Газеты.Ru», знакомый с ходом расследования. —

Либо на него надавил кто-то из пассажиров, чтобы тот поднимался в воздух».

Он отмечает, что Ракитский изначально шел на риск, когда вылетал с вертолетной площадки в Иогаче (бывшая площадка республиканской «Авиалесоохраны», которая впоследствии стала базовой для «АлтайАвиа»). «В тот день была плохая погода: шел снег и был сильный ветер, — поясняет собеседник. — А Robinson R-66 отличается тем, что в случае перепадов по ветру, когда встречаются нисходящие и восходящие потоки, может терять управляемость».

Из Иогача вертолет направился на базу Самыш. «Оттуда Ракитский забрал вице-премьера Республики Алтай Анатолия Банных, гендиректора Heli Club при компании HeliMoscow , бейсджампера Глеба Вореводина и свою жену Елену, — рассказывает источник «Газеты.Ru». — У них был запланирован экскурсионный полет над заповедником. При этом о полете не была предупреждена ни администрация заповедника (без уведомления администрации заповедника полеты запрещены), ни авиационные власти».

Между тем, как следует из отчета о происшествии (МАК), посадка в заповеднике на кордоне Кокши была вынужденной. «Вертолет R-66 приземлился на кордон примерно в 18.30. Причиной посадки стали плохие погодные условия, сильный северный ветер около 10 м/с со снегом, очень плохая видимость», — говорится в документе.

Пилот хотел переждать непогоду. Однако потом было принято решение лететь, несмотря ни на что, назад на базу Самыш.

По словам очевидцев, с кордона вертолет взлетел в 20.15, а через пять минут после вылета он стал резко снижаться и рухнул в озеро, приблизительно в километре от берега.

В отчете МАК особо подчеркивается, что, согласно сертификату, полеты вертолетов этого типа над водной гладью без установленных поплавков на удалении от береговой черты, превышающем дистанцию планирования в режиме авторотации (вращение несущего винта без участия двигателя), запрещены.

«То есть изначально весь полет проходил с нарушениями», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

В свою очередь в Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан - владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) заявили, что Дмитрий Ракитский известен как опытный пилот-инструктор, сооснователь и шеф-пилот компании «Авиамаркет» («Хелипорт Истра») — российского дилера Robinson. Он стал первым в мире летчиком, летавшим на Robinson R-66 в Арктику, участвовал в первом российском кругосветном путешествии на вертолетах.

Между тем в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте СК, который расследует крушение, также отмечают, что экипаж вертолета Robinson R-66, на котором разбились пять человек, не уведомлял органы организации воздушного движения о полете 12 февраля. Об этом говорится в официальном сообщении СК. Сейчас

следствие рассматривает три основные версии крушения: ошибка пилотирования, сложные погодные условия и техническая неисправность вертолета.

«Вместе с тем сотрудники компании, производившей техническое обслуживание вертолета, в ходе допросов показали, что вертолет находился в исправном техническом состоянии», — отмечают в ведомстве.

О том, что вертолет был исправен, говорится и в отчете о происшествии МАК. По данным авиационных экспертов, вертолет сошел с конвейера в июне 2013 года и имел заводской номер 0174. В августе 2015 года выдала на вертолет сертификат летной годности. За время эксплуатации машина ремонтов не имела. Принадлежал вертолет компании ООО «Алтайавиа». При этом арендатор R-66 «Аэроклуб АлтайАвиа», по данным специалистов МАК, сертификата эксплуатанта не имел.

Катастрофа вертолета Robinson R-66 произошла в Турочакском районе Алтая в воскресенье, 12 февраля 2017 года, примерно в 20.20 по местному времени. Сотрудники заповедника позвонили в спасательную службу и рассказали, что возле мыса Кокши над Телецким озером внезапно из вида пропали огни вертолета. Позднее стало понятно, что вертолет потерпел крушение.

На его борту находились пять человек, в том числе и бывший вице-премьер Республики Алтай , который в 2009 году был в числе пассажиров вертолета Ми-171, упавшего во время незаконной охоты на архара.

Тогда в катастрофе погибли семь человек, в том числе полпред президента в . Анатолия Банных позже привлекали к уголовной ответственности за незаконную охоту, но суд оправдал его.

Следственные органы возбудили уголовное дело по факту крушения вертолета Robinson. В связи с крушением вертолета возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), а на месте крушения была развернута поисково-спасательная операция.

13 февраля в прибрежной зоне озера Телецкое обнаружено тело , находившейся на борту вертолета в момент его крушения. Кроме того, в акватории озера в ходе поисковых работ обнаружены предметы, находившиеся на борту вертолета, а именно: откидная крышка переднего правого сидения, а также три чехла. В настоящее время они осмотрены следователем СК и переданы вместе с технической документацией специалистам Межгосударственного авиационного комитета для дальнейшего исследования. Тела остальных погибших до сих пор не найдены.

Вертолет Robinson-66 вечером 12 февраля потерпел крушение в акватории Телецкого озера Республики Алтай. По предварительным данным, на его борту находились пять человек. Рассказываем все, что известно о ЧП на данный момент.

Что произошло?

Связь с вертолетом Robinson-66, совершавшим экскурсионную поездку, оборвалась около восьми часов вечера 12 февраля. Вскоре в экстренные службы поступила информация от очевидцев, которые сообщили о падении летательного аппарата, предположительно, в акваторию Телецкого озера в Турочакском районе, в урочище Кокши. При этом в экстренных службах не исключают, что воздушное судно могло упасть на территории тайги.

В межрегиональной общественной организации пилотов и граждан – владельцев воздушных судов (АОПА) РБК сообщили, что полет не был экскурсионным, а место взлета и маршрут полета не проходили над территорией Алтайского заповедника.

По информации начальника ГУ МЧС по Республике Алтай Игоря Букина , для проведения спасательной операции сформирована группировка сил и средств в составе более 160 человек. Также в поисках будут задействованы три воздушных судна и подводный аппарат Falcon.

Удалось ли кому-то спастись?

На данный момент точное местонахождение вертолета и судьба людей неизвестны. С семи утра в Республике Алтай начались поиски.

Известно, что вертолетом управлял опытный пилот Дмитрий Ракитский, у которого за плечами было 20 лет полетов. Летчик испытывал Robinson R-66 в условиях Северного полюса во время экспедиции. Также Ракитский был первым россиянином, который на Robinson совершил кругосветный облет, преодолев за 43 дня порядка 40 тысяч километров.

Также на борту находилась его супруга Елена. В числе пассажиров был бизнесмен, бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, гендиректор крупнейшего в Европе многофункционального вертолетного комплекса Heli Port Мария Козинцева и известный российский бейсджампер Глеб Вореводин.

Основные версии трагедии

По словам очевидцев, вертолет резко потерял высоту во время взлета.

Следствие называет три возможные причины, из-за которых летательный аппарат мог потерпеть крушение, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах региона. Предположительно, причиной ЧП могла стать техническая неисправность, ошибка пилота или плохая погода.

"Там очень плохая видимость, что осложняет условия работы. Сложные метеоусловия также могли стать сопутствующим фактором аварии", - сообщил источник в экстренных службах "Интерфаксу ".

Следователи Западно-Сибирского СУ на транспорте СК России начали проверку по факту крушения вертолета на Алтае.

Robinson R66 – легкий многоцелевой пятиместный коммерческий вертолет производства компании Robinson Helicopter, США. Вертолет был разработан в 2000-х годах. Крейсерская скорость воздушного судна составляет 222 км/ч, максимальная высота полета – 4270 метров, дальность полета – 602 км, вместимость – пилот и четыре пассажира.

На Алтае продолжаются поиски рухнувшего в Телецкое озеро вертолета Robinson R66, на борту которого находилось пять человек. По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело.

Экипаж частного вертолета Robinson R66 перестал выходить на связь в воскресенье около восьми часов вечера. В это же время в экстренные службы поступила информация о падении вертолета в водоем в Турочакском районе. По словам свидетелей, перед крушением воздушное судно приземлялось на кордоне Кокши. Очевидцы утверждают, что Robinson R66 взлетел с кордона, набрал высоту и рухнул в озеро в 500 метрах от берега.

Вертолетом управлял опытнейший летчик-испытатель Дмитрий Ракитский. Коллеги говорят о нем, как об одном из лучших российских пилотов. Особенности винтокрылой машины он знал досконально. Ракитский впервые в мире посадил вертолет Robinson R66 в условиях Северного полюса, а также совершил на нем "кругосветку" за 43 дня, преодолев около 40 000 километров.

На борту разбившегося вертолета летели супруга пилота Елена Ракитская, директор компании HeliClub Мария Козинцева, известный бейсджампер Глеб Вореводин и бывший вице-премьер правительства Республики Алтай, бизнесмен Анатолий Банных. Приехавшие в Горный Алтай на деловую встречу любители малой авиации из Москвы поселились в туристическом комплексе Altay Village. По предварительной информации, они отправились на вертолете на прогулку - полюбоваться открывающимися с высоты великолепными пейзажами. Накануне трагедии пассажиры вертолета публиковали в своих социальных сетях экстремальные селфи над Телецким озером и на кордоне.

Говорят, инициатором поздней прогулки был Анатолий Банных. Кстати, экс-вице-премьер уже попадал в авиакатастрофу: в 2009 году он был в числе пассажиров вертолета, упавшего у горы Черной на Алтае во время незаконной охоты на архара. Тогда из 11 человек выжили только четверо. Семеро, в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин, погибли. Раненые более двух суток провели на 30-градусном морозе. Банных тогда отделался сломанным носом. А в 2012 году он вновь оказался в центре скандала, связанного с браконьерством. Правоохранительные органы заподозрили влиятельного экс-чиновника в охоте на лосей с вертолета в Кислухинском заповеднике.

Вполне вероятно, что воздушная прогулка на Robinson R66 тоже была незаконной. Утвержденное Министерством природных ресурсов России Положение о федеральном государственном учреждении "Алтайский государственный природный заповедник" запрещает пролет вертолетов и самолетов ниже 2 тысяч метров над заповедником без согласования с его администрацией или Росприроднадзором. Уже известно, что наземные службы не были уведомлены о данном полете.

В настоящее время следственный комитет на транспорте рассматривает три основные версии крушения.

Среди них техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия, - сообщила "РГ" старший помощник руководителя Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Яна Стрижова. - На месте происшествия работает следственно-оперативная группа и криминалисты. У авиакомпании "Алтай Авиа", в которой вертолет Robinson R66 находился на техническом обслуживании, изымается документация. Следователи опрашивают сотрудников авиакомпании. На место трагедии уже выехали специалисты Межгосударственного авиационного комитета.

Не исключено, что вертолет мог попасть в боковой ветер. В воскресенье вечером Телецкое озеро сильно штормило. Шторм в акватории продолжается до сих пор. Это значительно осложняет поиски. Тело одной из пассажирок было найдено вчера в двух километрах от места крушения - его прибило к берегу. Личность погибшей устанавливается. О судьбе других пассажиров и пилота пока ничего неизвестно.

Воздушная разведка также обнаружила на поверхности воды несколько фрагментов и обломок. Но пока добраться до них не предоставляется возможным. В поисках вертолета задействованы более 250 спасателей. На Телецкое озеро прибыли несколько вертолетов Ми-8 , судно на воздушной подушке из Бердска, барокамера с водолазами, оснащенными специальным оборудованием и снаряжением, в том числе подводным робототехническим комплексом для проведения глубоководных поисковых работ. Из Иркутска в Горный Алтай экстренно доставили телеуправляемый подводный аппарат "Фалькон". Глубина водоема в месте падения составляет более 200 метров.

"Robinson R66" - легкий многоцелевой пятиместный коммерческий вертолет производства США. Крейсерская скорость - 222 км/ч, дальность полета - 602 км. Фото: robinsonheli.com

Только факты

VIP-катастрофы с вертолетами

2000 год - на собственном вертолете разбился известный офтальмолог Святослав Федоров.

2002 год - под Абаканом разбился вертолет Ми-8. Погибли семеро, включая губернатора Красноярского края Александра Лебедя.

2003 год - в Хакасии потерпел крушение вертолет Robinson-44, на котором летели гендиректор Западно-Сибирского металлургического комбината Анатолий Смолянинов и его супруга.

2003 год - на вертолете Ми-8 погиб сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов.

2008 год - в Хабаровском крае разбился вертолет "Еврокоптер", за штурвалом которого в кресле второго пилота сидел директор самого крупного в Приморье производителя колбасных изделий "Ратимир" Александр Труш.

2009 год - на Алтае потерпел крушение вертолет Ми-171 авиапредприятия "Газпром авиа". Из 11 находившихся на борту выжили четверо. Среди погибших - полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.

2009 год - губернатор Иркутской области Игорь Есиповский погиб в результате катастрофы вертолета Bell 407.

Комментарии

Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президент МКАА "Безопасность полетов":

Увы, ситуация с Robinson R66 лишний раз подтверждает: кто игнорирует уроки безопасности, обречен на их повторение. Да, Анатолию Банных в 2009 году удалось выжить в авиакатастрофе Ми-171 авиакомпании "Газпром авиа". Кстати, и тогда командиром вертолета был пилот с большим опытом - общий налет 12 934 часа. Но нарушений было выше крыши. Полет должен был выполняться как транспортный, а стал по сути полетом по отстрелу диких животных. Экипаж дезинформировал диспетчера аэропорта Горно-Алтайска о своем местонахождении и самовольно спрямлял маршрут. Да и пассажиров взяли на борт без документального оформления.

Когда экипаж не вышел на связь с центром УВД, была организована спасательная операция: в ней участвовали 283 человека, наземные средства, 13 единиц авиатехники. На поиски ушло ни много-ни мало 22,5 миллиона рублей. И только через двое суток спасатели обнаружили разрушенный вертолет в районе горы Черная. Как потом выяснилось, вертолет снизился до недопустимо малой высоты, чтобы начать отстрел горных баранов...

Несколько человек остались живы, но сильно обморозились. Тогда эксперты подняли вопрос о том, что в подобных трагедиях часто искалеченные пилоты и пассажиры гибнут не только от болевого шока, но и как раз от обморожения. Был поставлен вопрос о том, что в соответствии со стандартом ИКАО, на каждом воздушном судне должен быть аварийный приводной передатчик (emergency locator transmitter). Поразительно: в той катастрофе второй пилот, оставшийся в живых, оказывается, не имел знаний и навыков по ручному использованию аварийной радиостанции.

Не могу не вспомнить и еще трагедию. 10 октября 2014 года не вышел в установленное время на связь Ми-8Т авиакомпании "ТуваАвиа", следовавший из района реки Соруг в Кызыл. Три члена экипажа и 11 человек погибли. Здесь тоже не сработал аварийный радиомаяк. Поиски длились очень долго. И только в августе 2015-го во время разведки лесных пожаров пропавший вертолет был обнаружен.

Эксперты не устают повторять: законы в авиации написаны кровью. Нарушать их - преступление.

Падение вертолета Robinson R66 не единственный трагический случай в акватории Телецкого озера. Фото: РИА Новости

Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, глава комиссии Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора:

Как известно, для полетов авиации общего назначения вот уже несколько лет действует принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. То есть разрешения для Robinson R66 в соответствии с новым законодательством было не нужно. Но уведомить о полете командир был обязан. Тут ума много не надо: просто сообщи по радио, во сколько взлетел, куда летишь, на какой скорости, на какой высоте и в какой пункт приземления. Уведомление было или нет? Если нет, то это грубейшее нарушение правил.

Вертолет вылетел практически ночью. Почему? Куда на вертолете лететь в темное время суток на высоте ниже низшего эшелона? К тому же погода, мягко выражаясь, была неважная...

Расследование установит причину авиакатастрофы. Комиссия МАК уже приступила к работе. Но, к сожалению, эта трагедия еще раз наглядно говорит о проблемах, которые существуют в авиации общего назначения. Например, если с 1997 по 2005 годы в гражданской авиации с воздушными судами АОН произошло лишь 2 авиационных происшествия, то с 2006 по 2015 годы - 169! В том числе 98 катастроф, в которых погибло 192 человека. Есть и еще цифры. По итогам 2015 года авиационные происшествия с воздушными судами АОН составили 71% от общего числа происшествий в российской гражданской авиации. В 2014 году аналогичное соотношение было 60%.

Вертолеты, принадлежащие авиации общего назначения, бьются с печальной регулярностью. Только в прошлом году на моей памяти произошло 7 авиакатастроф "вертушек", в которых погибли 17 человек. И вот, пожалуйста: начало года, а уже пять жертв.

Слава Богу, мы уже три года работаем без авиационных происшествий в системе транспортной гражданской авиации. Я не говорю о катастрофах в результате терактов. Но самоуспокаиваться нельзя. И ситуация с авиацией общего назначения - тому подтверждение.

Падение вертолета Robinson R66 не единственный трагический случай в акватории Телецкого озера. По данным МЧС, в озере, которое входит в число самых глубоководных озер России, случались катастрофы водных судов, автомобилей и снегоходов.

14 августа 2006 года здесь потерпел аварию частный гидросамолет типа "Корвет". На его борту находились пилот и два пассажира. Поиски продолжались более десяти дней и были прекращены в виду их бесперспективности. Не помогло даже применение барокамеры и другого оборудования для глубоководных работ. Специалисты полагают, что гидроплан унесло подводным течением.

21 января 2009 года под лед ушел снегоход "Буран", на котором находились два человека. Тело одного обнаружено в 300 метрах от места предполагаемого провала. Второй так и не был найден.

11 июля 2011 года на Телецком озере затонуло маломерное судно на глубине 203 метров. На его борту находились 13 человек. Их них 9 были спасены, четверо погибли. Работы по поиску и подъему судна длились 2 месяца. Оно было обнаружено с помощью аппарата "Фалькон". Тела погибших удалось поднять на поверхность только в середине сентября.

2009 год. На Алтае разбился вертолет Ми-171. Тогда из 11 находившихся на борту выжили четверо, в том числе Анатолий Банных. Фото: Пресс-служба МЧС по Республике Алтай / ТАСС

Ключевой вопрос

Почему так часто падают вертолеты

Сегодня в России резко увеличилось число западных вертолетов. По словам экспертов, одна из проблем западной техники в том, что она "не умеет прощать". Даже минимальных нарушений или отклонений от технических требований, правил летной и технической эксплуатации. Вообще вертолеты очень чувствительны к конструктивно-производственным недостаткам и ошибкам пилотирования.

В то же время эксперты уверены: нет никаких оснований для того, чтобы безопасность полетов вертолетов в принципе была ниже безопасности полетов самолетов. Но если с самолетами ситуация выправилась прилично, то аварийность "вертушек" продолжает расти.

Несколько лет назад специалисты ГосНИИ гражданской авиации привели любопытные цифры соизмеримости аварийности вертолетов в России и США. Оказывается, у нас на одну катастрофу тогда приходилось 3,7 происшествия, в США - 5,35. Как говорят эксперты, ситуация сегодня если и изменилась, то не на много. Что это значит? В России возникающие отклонения от штатной работы чаще заканчиваются аварией или катастрофой.

Из различных источников известно, что около 85 процентов всех воздушных ЧП происходят по вине человеческого фактора. Но это не значит, что виноваты именно пилоты! Плохое обслуживание на земле, закачка некондиционного топлива - все из этой серии. А "указивки" важных персон, которые оказываются на борту?

Например, когда разбился губернатор Александр Лебедь, на ленте "черного ящика" сохранилась запись: Лебедь настаивал на взлете в нелетную погоду, но при этом с генеральской прямотой обещал взять на себя всю ответственность за полет. Вертолетчики говорят, что если бы губернатор выжил, то не дал бы экипаж в обиду.

Лебедь погиб и не смог сдержать обещание.

Кстати, сахалинский губернатор Фархутдинов также лично приказал летчикам отклониться от маршрута. По одной из неофициальных версий, пассажиры захотели полюбоваться видами местной природы.

Экипаж, конечно, имел полное право отказаться. Но не стал этого делать. Вертолет отклонился от курса. "Летная невменяемость экипажа" - в среде экспертов этот термин, увы, уже не редкость. Это когда угроза безопасности полета отступает на второй план перед риском разочаровать VIP-пассажира.

Нет идеально надежной техники. Могут ошибиться и пилоты. Однако когда полеты без правил раз за разом уносят человеческие жизни, с этим нужно что-то делать. Правильно кто-то сказал: для начала - научиться жить по правилам.

Кстати, после катастрофы на Камчатке вертолета с сахалинским губернатором МАК предложил подумать об усилении ответственности должностных и иных лиц, инициировавших и/или допустивших несанкционированные отступления от порядка и правил полетов.

Но вот последняя трагедия. Вертолетом управлял суперпилот, который наверняка все про все знал. Что, неужели опять наступили на те же грабли?..

В ходе поисковой операции на Телецком озере, где в воскресенье потерпел крушение вертолет Robinson R-66 с пятью людьми на борту, спасатели обнаружили тело одной из пассажирок и фрагмент воздушного судна. Поисковые мероприятия осложняются тяжелыми погодными условиями.


Только с наступлением темноты сегодня были приостановлены поиски вертолета Robinson R-66, потерпевшего крушение в акватории Телецкого озера в Республике Алтай (РА). С утра в село Яйлю, которое расположено рядом с местом падения воздушного судна, были стянуты значительные силы спасателей. По словам начальника ГУ МЧС России по РА Игоря Букина, там развернулся базовый лагерь поисковой операции.

В поисках задействованы примерно 250 человек. Группы спасателей и спецтехнику присылают сибирские региональные подразделения МЧС. Десяток спасателей-водолазов и глубоководное оборудование направлены из Абакана, из Иркутска вертолетом в район поиска доставляют телеуправляемый подводный аппарат «Фалькон», из Бердска прислали катер на воздушной подушке «Арго». Над местом предполагаемого падения воздушного судна барражируют вертолеты. Для них в прибрежных поселках Артыбаш и Иогач подготовлены вертолетные площадки. Поискам, которые проходят при температуре –20°C, сильно мешает бушующая непогода: порывистый ветер поднял на не скованном льдом участке горного озера высокие волны. Кроме того, район поиска время от времени накрывали густой туман и снегопад.

Как сообщили в пресс-службе МЧС, сегодня утром одна из поисковых групп нашла фрагмент предположительно пострадавшего вертолета. По словам официального представителя Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР Яны Стрижовой, примерно в 2 км от вероятного места авиакатастрофы было обнаружено тело пассажирки вертолета. По сведениям “Ъ”, речь идет о Елене Ракитской, супруге пилота Дмитрия Ракитского.

На место крушения вертолета R-66 (RA-06375) прибыла следственная группа. Сегодня по факту авиакатастрофы правоохранительные органы возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Как сообщили в управлении СКР, в работе следователей несколько «типичных» версий - ошибка пилотирования, техническая неисправность воздушного судна и сложные метеоусловия. К расследованию инцидента подключился Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который направил на Алтай своих специалистов. Официальный представитель Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Оксана Горбунова сообщила, что надзорное ведомство проверяет аэроклуб «Алтайавиа», которому принадлежал вертолет R-66, а также одноименное ООО, на посадочной площадке которого он базировался.

Авиакатастрофа произошла 12 февраля в начале девятого вечера. Согласно показаниям егеря Алтайского государственного биосферного заповедника, ставшего очевидцем трагедии, вертолет взлетел с кордона Кокши и при наборе высоты упал в Телецкое озеро. По первоначальным сведениям, воздушное судно затонуло примерно в 1 км от берега на глубине около 200 м.

На борту Robinson R-66 предположительно находились бывший зампред правительства РА местный олигарх Анатолий Банных, а также москвичи - спортсмен Глеб Вореводин, руководитель вертолетного клуба Heli Club Мария Козинцева и шеф-пилот Heli Club Дмитрий Ракитский с супругой Еленой. Они приехали на Алтай в пятницу и разместились в отеле Altay Village Teletskoe на берегу Телецкого озера. По некоторым данным, гостиница принадлежит Сергею Розбаху, брату Анатолия Банных. Отметим, что отель входит в группу «Барнаульская сетевая компания», к которой относится и ООО «Алтайавиа».

11 февраля спортсмен-парашютист Глеб Вореводин на своей странице в соцсети написал, что попрыгать в Горном Алтае «было его заветной мечтой». «Телецкое озеро встретило не особо ясной погодой, но все равно прыгнули»,- оставил он запись в своем аккаунте.

Директор по маркетингу вертолетного клуба Heli Club Анна Паничева сообщила “Ъ”, что Мария Козинцева летала на Алтай на деловые переговоры с давним партнером компании Анатолием Банных. На воскресенье у Марии Козинцевой был обратный билет, но она перенесла вылет. Облачность сменилась ясной погодой, и Мария Козинцева согласилась на вертолетную экскурсию, чтобы осмотреть сверху живописные места. Однако в воздухе что-то пошло не так, и вертолет рухнул в ледяную воду. Местные жители рассказывают, что вечером на озеро налетел шторм. Бывшие сослуживцы авиатора Дмитрия Ракитского, летный стаж которого составляет почти 20 лет, рассказывают о нем как о профессионале самого высокого класса.

Заслуженный пилот России Вадим Базыкин в эфире “Ъ FM”: «Я вам скажу, что R-66 только сейчас пошел, буквально два года. Их несколько, только недавно получили сертификаты. В основном, конечно, используют европейские машины, то есть Eurocopter, Agusta - они более адаптированы к нашим условиям. Все эти Robinson - больше летние машины, они, конечно, не для России. Поэтому я бы не советовал никому из своих друзей использовать их».

Константин Воронов, Новосибирск