Петров пост: календарь питания по дням. Питание в петров пост

В основном пост у большинства людей сопряжён лишь с воздержанием от пищи, мол попостился, отказался от мяса, молока, сладкого и очистился от грехов. Только данное определение далеко от истины. Человек, ограничивающий себя в чем-либо, меняется в характере, становится вспыльчивым и сердитым, в крайнем случае замкнутым. У некоторых, соблюдающих пост, может возникнуть чувство превосходства над остальными. Всё это от лукавого.

Пост подразумевает, кроме ограничения в приёме пищи, духовную работу над собой. В эти дни происходит наплыв искушений, поэтому необходим максимальный контроль мыслей и желаний, прежде всего (Не возжелай!). Посты существуют во всех мировых религиях. Кроме очищения и оздоровления плоти они несут главное - духовную очистку. У христиан вера делится на два основных течения: католицизм и православие.

В Русской православной церкви наибольшее количество постов, приуроченных к церковным праздникам. Есть многодневные, до 42 дней, и однодневные. Один из них - Петровский пост.

Зарождение

Когда начинается Петровский пост? Называемый иначе - Апостольным, пост приурочен к празднику в честь апостолов Петра и Павла, заканчиваясь в этот день. Праздник выпадает на 12 июля. Ранее его называли постом Пятидесятницы, практикуемого с самых ранних времён Православия. Относится к числу весьма важных постов в православном христианстве. Полностью установился он после постройки храма Петра и Павла, когда в день памяти этим святым, 29-го июня (по н. с. 12 июля), его освятили.

Данный пост подготавливает христиан к работе над собой, воздержанию от пищи и дурных мыслей, сопровождаемому молитвами к празднованию Петра и Павла. В народе этот пост называли «Петровка» или «Петровка-голодовка». Второе название обусловлено тем, что в начале лета от собранного урожая почти ничего не оставалось, а нового долго ждать.

Апостолы Пётр и Павел всегда постились перед проповедями. До того, как этот пост приурочили апостолам, его проводили, возмещая упущенное, в Великий пост. Те, кто по состоянию здоровья либо находясь в поездке или по другой какой-либо причине не смог блюсти Великий пост, могли восполнить пропущенное в Петровский, среди лета, с большим количеством овощей и фруктов.

Когда начинается Петровский пост?

Время начала поста полностью зависит от Пасхи, начинается он всегда с понедельника, через неделю от Троицы, на 50-й день после Пасхи, дата которой зависит от лунного календаря. Поэтому дата праздника Христова Воскресения получается не закреплённой. Отсюда, когда начало православного Петровского поста, сразу ответить точно сложно, он выпадает на разные числа и месяцы, в то время как конец фиксируется на праздник Петра и Павла. От этого продолжительность поста плавает в промежутке от 8 до 42 дней.

Ввиду природной потребности пищи для тела, во время отказа от неё и абсолютного контроля над собой верующий укрепляет собственную волю, столь необходимую в покорении плотских потребностей. В эти дни рекомендуется поразмышлять об подлинном смирении и своём кресте, представить и понять, какой духовный подвиг совершили апостолы Петр и Павел.

Различия в воздержании мирских с аскетами и священниками

Конечно же, воздержание в эти периоды живущих в миру разительно отличается от соблюдения поста священником или монахом. Обусловлено это может быть работой, состоянием здоровья, жизненными обстоятельствами. С другой стороны, постящийся должен видеть эти обстоятельства субъективно, избегая излишних попустительств в воздержании.

Отпечаток образа жизни наносит глубокое воздействие на восприятие мира и пути, ведущего каждое мгновение вверх или вниз. Монахи воспринимают и соблюдают правила и обычаи, заложенные в обители, или должностью в церковной иерархии. Поэтому пост у монахов в любом случае строже, нежели у мирян. У аскетов все мирские обстоятельства отпадают, приходится соблюдать устав.

Они должны постоянно молиться, часто всенощно, что изнуряет к тому же воздержание в пище. Однако монахи лишены всех мирских забот, на начальных этапах - стенами монастыря или церкви, на следующих - последователями. Благодаря этому священники глубже входят в духовную жизнь. Такое различие происходило во все времена.

Молитвы и таинства

Молитвы и другие таинства православного христианства требуется учиться читать и принимать. В высказывании «По молитве и дано будет» роль играет на текст, а само чтение. Многие, служащие Господу, прослышаны про теплоту и слёзы, указывающие, что молитва удалась. Правильная приносит благо, только, насколько возвышенна, настолько и приложить труда требует.

Предписание гласит о том, что не к сердечной теплоте со слезами надо стремиться. А стараться прочесть с каждым разом лучше и искренней, тогда благодать сама снизойдёт, соизмеримая со степенью смирения. Когда найдут слёзы с теплотой в душе и сокрушением, чтоб не возгордиться.

Что можно есть в Петровский пост?

Пост менее строгий, чем Великий, хоть и ограничено употребление подсолнечного масла и рыбы. Но всё же иногда, в зависимости от дня недели, можно позволить эти продукты. Большинство верующих желают составить себе меню на Петровский пост.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Абсолютно запрещены мясо, птица, молочные продукты, яйца и блюда из перечисленного. Не употреблять в пищу весь фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку. Распитие спиртных напитков, естественно, неуместно.

  • По понедельникам разрешено есть горячую пищу из овощей, грибов и круп. Без добавки масла.
  • По вторникам - овощи, грибы, крупы, фрукты с добавлением растительного масла, рыба.
  • По средам строгий пост. Есть можно только сырые овощи, фрукты, хлеб. Раз в день, вечером.
  • По четвергам - растительная пища (овощи, фрукты, грибы, крупы) с растительным маслом, рыба.
  • По пятницам - строгое воздержание, на ужин лишь сырые овощи и фрукты.
  • По субботам и воскресеньям разрешаются овощи, грибы, крупы, растительное масло, рыба, вино, в два приема.

Это список продуктов, разрешённых к употреблению в Петровский пост для мирян. Людям, принявшим постриг в монахи или священнослужителям, ограничения назначаются намного строже. Придерживаться их среди лета не так уж сложно, ведь в эту пору много фруктов и овощей. Даже без мяса, животных жиров и других продуктов, попадающих под запрет во время поста.

Среди лета достаточно найдётся овощей, круп и бобовых, заменяющих обычный рацион, делая его разнообразным и вкусным.

Блюда

Несколько блюд Петровского поста с весьма приятным и ароматным вкусом:

  • Гороховый суп без навара, кроме овощного и бобового.
  • Голубцы с грибами, вместо фарша из мяса.
  • Очень простой в изготовлении салат с картошкой, солёными огурцами, маринованными грибами, зеленью. Все это приправлено уксусом, специями и маслом.
  • Рыбные лепёшки с картошкой.
  • Зелёный борщ с крапивой, без навара.
  • Гречневый суп с грибами.
  • Овощное рагу.

Кроме перечисленных блюд существует множество рецептов приготовления закусок, салатов, первых и вторых блюд, десертов и напитков.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Как уже указывалось, в эти дни соблюдать необходимо не только ограничения в пище. Нужно следить за своим поведением, придерживаться определённых правил и рекомендаций. Это касается не только монахов и священнослужителей (у них ещё строже требования), но и людей, живущих в миру.

Издревле в такие дни приостанавливались все суетные дела, требовалось правильно составить питание в Петровский пост по дням, вести размышления о духовном, творить богоугодные дела и заниматься благотворительностью.

Уважительные причины послабления строгости соблюдения поста

Конечно же, не стоит лоб расшибать, как в поговорке: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!». В зависимости от образа жизни, связанного с работой, болезнью или другими уважительными обстоятельствами, необходимо придерживаться поста более мягко, в смысле еды и времяпровождения. Столько брать на себя, чтобы не надорваться.

Может статься, что у человека особенности, связанные со здоровьем. Таким людям строго поститься не следует, сам недуг - уже пост, вынуждающий придерживаться некоторого поведения и действий. Людям с ограниченными способностями передвижения это знакомо, как и тратящим много сил в течение дня (спортсмены, военные, моряки, связанные с тяжёлым физическим трудом, умственной нагрузкой, усиленным обучением). Есть общие правила, но жизненные обстоятельства у каждого свои.

Пост для детей

Особого отношения требуют дети. Тут задача родителя не ограничивать сразу и полностью, строго по всем предписаниям. Ребёнок в таком случае будет исполнять, но для него это будет тяжело физически и морально. Растущему организму требуется постоянное потребление животного, растительного белка, всех минералов и витаминов. Поэтому лучше уговорить его для начала меньше есть конфет в пост, потом исключить их полностью. Так ребёнок, когда вы договариваетесь через выдвигаемые вами аргументы, начинает осознанно работать над собой в пост, что важнее самого поста.

«Главное не то, что входит, а то, что выходит!» — наставлял Иисус Христос. Поэтому сосредотачиваться нужно не на еде, а на сердце. Что исходит от человека в окружающий мир? Ругань, раздражение, отрицательные поступки и другие действия, с эмоциями разрушающие отношения между близкими, ведут к нарушениям отношений с Богом.

Во время Петрова поста следует воздерживаться от продуктов животного происхождениям, а по средам и пятницам еще и от рыбы. Совсем строгий монастырский устав предполагает более строгие ограничения в рыбе и отказ от растительного масла в некоторые дни. Но это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся в Петров пост мягче. Традиционно установилось правило исключения животной пищи во все дни поста и рыбы по средам и пятницам.

При этом, если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено “всенощное бдение”, то в эти дни также разрешается употребление рыбы.

Также мы должны понимать, что у каждого могут быть свои личные обстоятельства, влияющие на меру поста. Такие ситуации лучше всего обсуждать со своим духовником.

Данный календарь приводится в соответствии со строгим монастырским уставом. На его основе можно понять, какие дни в пост являются более строгими, какие – менее. Но каким именно ограничением будет измеряться ваша мера строгости поста следует опредять из личного опыта, обстоятельств и посоветовавшись с духовником или знакомым священником.

Комментарий протоиерея Максима Козлова:

Протоиерей Максим Козлов, фото интернет издание “Татьянин день”

Материал по теме


Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Подробно о каждом дне Петрова поста - в нашем материале.

В ответ на вопрос «Как правильно провести Петров пост?», в первую очередь, я бы посоветовал читателям сайта “Фомы” не пропустить этот пост вовсе. Не будем делать вид, что в это время летнего поста мы также будем готовы сосредоточиться на личном покаянии, как в дни печальные Великого поста. Но это не значит, что нужно махнуть на него рукой. Здесь стоит подойти с несколько иной стороны. Найти некую цель, помимо пищевых ограничений, которые тоже должны быть согласованы с вашими силами.

Вспомним, что Петров пост посвящён памяти апостолов. Апостолы – первые проповедники христианства, первые миссионеры. Так вот, если бы мы в эти недели несколько больше сосредоточились на том, чтобы своей жизнью не давать соблазна людям, не отталкивать их от церкви – это то, что точно может сделать каждый. Постарались бы свою веру сделать более сознательной. Несколько расширили свои познания относительно церковных традиций, чтобы ответы окружающим были не от ветра головы, а от некоторого знания церковного предания. Если мы хотя бы 2-3 книжки прочитаем, которые сделают несколько глубже наше осознание православия, потрудимся немного вместо сидения в социальных сетях или перед телевизором, тогда смысл поста будет этим исполнен.

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

Петров пост следует за праздником Троица и является очень важным периодом для духовного очищения. В нашей статье вы найдете правила питания в этот пост и вкусные рецепты, чтобы разнообразить обеденный стол в этот период.

Петров пост по-другому называется апостольским и не имеет постоянной даты начала . Он не настолько строгий в пищевых ограничениях, как Великий Пост. В этот период в течение всех дней за исключением среды и пятницы позволяется есть рыбу. Самое важное в это время — молиться, посещать церковь и духовно расти, например, заняться благотворительностью.

Календарь питания в Петров пост по дням

Учитывая особенности каждого дня поста, мы распределили попадающие под запрет продукты по всем постным дням. Воздерживайтесь от них, если вы решили поститься по всем канонам этого летнего поста.

1 неделя поста:

27 июня: не употребляются яйца, молочная продукция и мясо, разрешена рыба. Каждый постящийся определяет для себя, насколько строгим будет воздержание от молока и яиц, так как те часто входят в состав хлеба или изделий из теста.

28 июня: разрешено употреблять в пищу рыбу, но не едят мясо, яйца и молочные продукты.
29 июня: первый строгий день апостольского поста. Запрещены рыба, мясо и яйца, а также любая молочная продукция. Выдерживая пост, не забывайте о молитве.
30 июня: разрешена рыба, не употребляются в пищу молочные продукты и яйца, а также мясо.
1 июля: строгий день поста, исключается прием любой пищи животного происхождения.
2 июля: позволительно вино (но в очень малых количествах), рыба. Запрещается молочная пища, мясо и яйца.
3 июля: есть рыбу позволительно, как и вино в небольших количествах, но яйца и мясо не употребляются в пищу, как и молочные продукты.

2 неделя поста:

4 июля: позволительно есть рыбу, но из рациона исключаются мясо, яйца и молочная продукция.
5 июля: из рациона исключено мясо, но рыбу употреблять можно. На молочные продукты и яйца действует запрет.
6 июля: строгий постный день. Исключается любая продукция животного происхождения, в том числе и рыба.
7 июля: рыба разрешена для приема пищи. Запрет действует на яйца, молоко и любые молочные продукты, а также на мясо.
8 июля: держится строгий пост, рыба и мясо исключаются из рациона. Также не употребляют молочные продукты и яйца.
9 июля: позволяется употреблять в пищу рыбу, но не молочные продукты и яйца. Мясо из рациона питания исключается. Можно употреблять в малых количествах вино.
10 июля: можно употреблять рыбу и вино. Запрет действует на яйца, молочные продукты и мясо.

Последний день перед разговением:

11 июля: в пищу можно употреблять рыбу. Остальная еда животного происхождения исключаются из рациона.

Сам праздник Петра и Павла , который наступает 12 июля, в пост не входит, поэтому ограничения по приему пищи перестают действовать, и можно будет разговеться.


Рецепты для Петрова поста

Запеченная рыба с картофелем

  • 400 г филе окуня;
  • 6 клубней картофеля;
  • 300 г шпината;
  • 45 мл лимонного сока;
  • 30 мл растительного масла;
  • 2 зубчика чеснока;
  • приправы: мускатный орех, соль и черный перец.
  • Возьмите филе окуня и нарежьте его ломтиками. Затем обрызгайте лимонным соком, добавьте по вкусу соль и перец. Поставьте разогреваться сковородку с растительным маслом, а в это время мелко порежьте чеснок. Когда сковородка прогреется, обжарьте на ней чеснок до золотистой корочки. Далее можно добавить шпинат. Прогрейте его на небольшом огне, накрыв сковородку крышкой. Затем добавьте мускатный орех и посолите по вкусу, можете приправить черным перцем.

    Возьмите форму для запекания и смажьте ее маслом. Теперь необходимо подготовить картофель: нарежьте его ломтиками, которые можете сразу уложить в форму. На дольки картофеля положите слой рыбы, а третьим слоем — шпинат. По вкусу можете еще раз посолить, поперчить и полить растительным маслом. Выпекайте блюдо при температуре 180 градусов около часа и перед подачей украсьте зеленью.

    Постное гумбо

    • 100 г риса;
    • 1 болгарский перец;
    • 1 репчатый лук;
    • 225г стручковой фасоли;
    • 300 мл овощного бульона;
    • 25 г пшеничной муки;
    • консервированные томаты;
    • растительное масло;
    • соус табаско;
    • соль и черный перец.

    Перед тем, как готовить это блюдо, оставьте минимум на 2 часа замачиваться фасоль. Желательно оставить ее так на ночь. Можете также заранее отварить рис.

    Разогрейте сковородку, налейте туда масла и слегка обжарьте муку, чтобы она приобрела коричневый цвет. Поставьте на огонь кастрюлю с растительным маслом, чтобы разогреть его. В это время измельчите репчатый лук и порежьте болгарский перец. Сначала обжарьте в этой кастрюльке лук, затем добавьте перец и фасоль. Немного прожарьте их.

    После того, как все прожарилось, добавьте консервированные томатов и овощной бульон, а также обжаренную муку и соус табаско. Накройте крышкой и тушите в течение 10 минут. В довершение готовки можете на свой вкус посолить и поперчить. При подаче сначала положите порцию приготовленного риса, а за темна него слоем — овощи.

    Этот период является ограничением не только в пище. Например, церковь не венчает в это время, и у многих людей появляется закономерный вопрос о том, можно ли жениться во время Петрова Поста . Всего вам доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

Петров пост в 2018 году длится от 4 июня до 11 июля. Пост перед днем Петра и Павла не очень строгий. Мы расскажем, что можно и что нельзя кушать в Петровский пост, а также предложим календарь питания по дням Апостольского поста, согласно монастырскому уставу.

Как правильно держать Петровский пост в 2018 году

Петров пост установлен, чтобы очиститься после празднования Троицы перед днем Петра и Павла. Апостольский пост не самый строгий в году. Во многие его дни можно есть рыбу, каши с растительным маслом, грибы.

Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Пост, как диету, рекомендуют даже светские врачи, отмечая, что временный отказ от животных белков и жиров оказывает благотворное воздействие на организм. Но для верующего человека любой пост, в том числе и Петровский, — это, в первую очередь, не диета, а духовный подвиг.

Петров пост в 2018 году: календарь питания по дням