Почему ребенок стесняется отвечать на уроке. Если ребенок боится отвечать на уроке

Многие родители хотят, чтобы их дети в школе были самыми умными, смелыми и востребованными. Но иногда им приходится столкнуться с ситуацией, когда ребенок не отвечает на уроках в школе , стесняется и замыкается.

Причины молчания школьника у доски

  • Некоторые дети бывают очень ранимы, и поэтому кажутся стеснительными. Они боятся быть осмеянными, показаться глупыми, что-то сказать или сделать не так. Такие школьники, даже прекрасно зная материал, боятся поднять руку и выступить перед классом.
  • Если ребенок имел негативный опыт ответа у доски, в следующий раз он может захотеть быть незамеченным учителем на уроке. Ученик может стать неуверенным в себе, думать, что никогда не сможет хорошо и интересно ответить, что он хуже остальных.
  • Если ребенок находится в конфликтной ситуации с учителем, не понимает его и боится, успешно работать в такой напряженной ситуации он не сможет.
  • Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не сп0особны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.

Как помочь ребенку?

Очень важно не отпускать на самотек сложившуюся ситуацию. Ребенку необходима поддержка и помощь близких, ведь походы в школу могут стать для него постоянным стрессом.

Конечно, готовиться к урокам следует начать вместе с ребенком. Все устные ответы нужно хорошо проговорить, попытаться предугадать возможные вопросы и подготовить к ним логичные и компетентные ответы. Отрепетировать монолог ученику следует несколько раз: как перед членами семьи, так и самостоятельно.

Для точного успеха ребенка при ответе у доски, постарайтесь вместе с ним найти дополнительную, интересную и запоминающуюся информацию по заданной теме. Школьник не только лучше запомнит материал с интересными подробностями и хорошо ответит домашнее задание. Он всегда сможет поднять руку и дополнить ответ своего одноклассника, что всегда приветствуется учителями.

Не запугивайте и не наказывайте молчащего ребенка, который боится по каким-то причинам отвечать. Постарайтесь выстроить с ним доверительный диалог и понять причину страхов. Объясните, что тоже были школьниками и боялись. Разбор ситуаций, основанных на личном примере, бывает довольно эффективен. Дайте ребенку понять, что он не один такой. Он должен знать, что даже в случае неудачного ответа он не станет плохим или нелюбимым, а совершенные ошибки можно и нужно исправить.

Как избежать этой проблемы дальнейшем

  • Чтобы страхи ученика постепенно прошли, следует не забывать хвалить его, замечая и отмечая даже самые маленькие успехи, вдохновлять на новые свершения.
  • Обязательно родители должны выстроить диалог с учителем, объяснить ему индивидуальные особенности ребенка и попросить быть к нему более внимательным.
  • Не забывайте какое-то время контролировать процесс обучения, проверяя готовность ребенка к ответу, оказывая любую помощь в подготовке и лучшем усвоении материала.
  • Если ребенку не помогли предложенные варианты решения проблемы, необходимо обратиться к школьному психологу для оказания ребенку специализированной помощи.

Здравствуйте. Моему ребенку 7 лет, учится во втором классе на 5 и 4. Сын боится на уроке дать неправильный ответ. Учитель говорит, что он дрожит как осиновый лист. Как ему помочь, сделать так, чтобы он не боялся совершать ошибки? Он хочет быть первым, лучшим. Когда что-то не получается он нервничает, ругается, бросает (дома), а в школе -на глазах слезы. Он учится в муз. школе, занимается в театральном кружке, но видно, что он не уверен в себе. Спасибо за ответ.

Здравствуйте, Анна.

Вы верно заметили, что ребенок боится совершить ошибку. Вот с этим вопросом и надо разбираться. Это совершенно не обязательно может быть вызвано низкой самооценкой.

К сожалению школьная система в целом не располагает к принятию права на ошибку.

Нужно разобраться чего именно ваш сын боится в случае ошибки. Наказания? Насмешек учителя? Криков учителя? Ощущать себя глупым? Может быть это страх , что глупых людей нельзя любить?

Страх ошибки может быть сформирован не обязательно в школе. нужно обратить внимание как окружающие взрослые относятся к ошибкам. Возможно они ругаются или просто злятся. Возможно расстраиваются. Возможно сами не принимают своих ошибок и тоже боятся ошибиться. Возможно ребенка и не ругают, но обращают на него внимание только когда он сделал что-то, за что можно похвалить и в этом случае для ребенка ошибка будет чем-то, что лишит его похвалы взрослых=любви .

Более точно можно разобраться на очных консультациях с психологом .

Но вы уже сейчас сами можете помочь своему мальчику. Просто разговаривая с ним по-душам. О его страхе, признавая его право на страх . Если он боится значит ему реально страшно. Так же любому ребенку будет полезно если его будут почаше обнимать и всячески демонстрировать ему то, что любовь родителей никак не зависит от ошибок. Что эта любовь есть что-то цельное и незыблемое. Родители любят и будут любить своего ребенка даже если он облажался.

Еще полезно разговаривая об успехах ребенка не делать акцент на похвале. гораздо эффективнее было бы поговорить о чувствах ребенка в процессе совершения чего-то что привело его к успеху. Например "О. ты сегодня первый ешил задачу, это здорово, а тебе нравится решать такие задачи? а что тебе больше всего нравится в них?" Или "О какой красивый рисунок, это что там нарисовано? а что тебе больше всего понравилось рисовать? А что было самое трудное? Что ты думал, когда рисовал вот это? Кого себе представлял?" Такие разговоры смещают ракурс восприятия с оценки на саму деятельность. А когда деятельность интересна сама по себе не так важно кто и как ее оценивает.

Еще полезно говорить об ошибках в целом. Научить ребенка любить свои ошибки. Ведь по большому счету ошибки это очень важная часть опыта. Они помогают найти правильный путь, понять где было не совсем правильно и как это можно исправить. Ошибкам можно даже радоваться.

Поддержка родителей и приятие ситуации залог уверенности в своих силах.

Филяева Ирина Викторовна, психолог в Хабаровске

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Анна.


Он хочет быть первым, лучшим.

Перфекционизм - это стремление к идеалу, стремление все доводить до совершенства, завышенный уровень притязаний, на фоне этого возникает восприимчивость к критике, т.к. она способна разрушить сформированный ребенком идеальный образ.

Как правило, перфекционизм возникает в результате воспитания. Им страдают преимущественно старшие дети в семье в результате завышенных ожиданий и перекладывании на плечи ребенка нереализованных собственных достижений. Ребенок жертвует собственными желаниями и интересами в попытке добиться недостижимой планки, которую ставят перед ним родители.

Также перфекционизм возникает в результате чрезмерной критичности и требовательности со стороны родителей.

При отсутствии родительского одобрения поступков ребенка.

Как помочь ребенку?

Дать право на несовершенство: "Не ошибается тот, кто ничего не делает"; составить список страхов и познакомиться с ними поближе; прислушиваться к своим собственным желаниям и потребностям; больше общаться со сверстниками; получать истинное удовольствие от того, что происходит прямо здесь и сейчас.

Всего доброго!

Смирнова Александра Владимировна, психолог/гештальттерапевт в Москве

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Здравствуйте.Анна.К сожалению,прежде.чем дрожать перед учителем в школе.мальчик приобрел навыки долгой жизни дрожать перед родителями.Вероятно,осуждения,критика,подавление,осмеяние,сравнение,понукания,обвинения-были характероной частью вашего воспитания.В этом случае,воспитание носит стиль контроля и надзора.Это ошибка.Воспитание-это рассказ ребенку кто он.На сколько он хорош,интересен,оригинален.Это ваши восхищения,похвала,поощрения,эмоциональный отклик на его интересы,совместные игры,разделение его чувств,прикосновения,поцелуи,ласки,объятия.А количество кружков,если основа не дана-идет только в минус.Ребенок только слышит,что он должен делать.но до сих пор не знает,кто он и на сколько хорош.Поэтому,сегодня он видит себя глупым посмешищем.Выход-в смене атмосферы воспитания.Если вновь додать все,что изъяли,в течение года уверенность ребенка восстановится.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Анна, здравствуйте! В Вашем письме видно, что вы достаточно внимательная мама, вы хорошо описываете сложности своего сына. Желание ребенка быть лучшим, первым весьма понятно, так же в общем-то ясны его проявления злости, гнева и агрессии. Все это является традиционными сложностями детского возраста. Я в практике часто сталкиваюсь с подобными случаями. Сложности ребенка связаны со страхом неудачи, неумением эффективно отреагировать свои эмоции (и положительные, и отрицательные), а также быть может с травмирующим (в психологическом смысле) опытом. Я думаю, Вашему ребенку полезно пережить опыт других отношений, где он может побыть в разных ролях (и звездой, и ребенком, который может совершить ошибку) в доверительной, дружелюбной, безопасной атмосфере. Речь идет о групповых занятиях для деток с подобными сложностями, естественно, организованными психологом . К счастью или к сожалению, дети учатся друг у друга (даже с помощью психолога) лучше, чем у нас взрослых, поэтому данный формат - идеальный вариант для деток с подобными сложностями. Что можно рекомендовать Вам? Полезно научиться делить своими переживаниями с ребенком (т.е. быть для него примером в проживании разных чувств), также полезно уметь замечать даже крохотные его успехи и отмечать их, кроме того полезно вместе с ребенком переживать его неуспех и делать его обсуждаемым, совместно делать выводы из случившейся неудачи.

Успехов ребенку и терпения вам! :)

Поддельская Яна Геннадьевна, психолог Хабаровск

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Ребенок не хочет отвечать на уроках?

Как можно помочь такому ребенку?

Причин такого поведения может быть много. Например, тревожность . У тревожных детей в большей степени затруднен процесс оперативной формулировки ответа. Любое неожиданное задание приводит к росту тревоги и ребёнок начинает "защищаться", например, вести себя пассивно или агрессивно-упрямо. Тревожность и страх на уроках мешают развитию мотивации. Страх заставляет ученика выполнить действие, имеет сиюминутный желаемый эффект, но в долговременном плане эффект отрицательный - вся ситуация учебной деятельности окрашивается негативными эмоциями, снижается мотивация в целом. Тревожные ученики с самого начала пропускают много информации, потому их мысли сосредоточены на личных переживаниях. Таким детям может п онадобиться помощь при выполнении контрольных работ. После серии неудач ученик демонстрирует аффективные реакции в ситуации учебной деятельности.

Причиной отказа от ответа может быть и замедленная врабатываемость . Такой ребенок может отвечать только с большим запаздыванием. Пока он ищет, что ответить, класс уже давно может «проехать тему». Со временем такие дети могут вообще оставить все попытки поддерживать беседу.

В любом случае, основным направлением помощи таким детям во время уроков является формирование мотивации к учебе .

Мотивирование понимается как использование системы «кнута и пряника» (внешняя мотивация), либо развитие собственных мотивов ученика, в первую очередь самоуважения в деятельности (развитие внутренней мотивации).

Важно найти общий язык со всеми учениками без деления на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе. Установки учителя проявляются во время опроса через виды задаваемых вопросов, время для ответа и поддержку, что сильно влияет на мотивацию учеников.

Для развития и закрепления желательного поведения используют «пряник» - награду, позитивное подкрепление . Важно выбрать лучший способ подкрепления, т. к. не любое поощрение успешно мотивирует. Иногда то, что мы считаем позитивным подкреплением, может восприниматься учеником как неприятное воздействие или наоборот. Жетонная программа целенаправленно использует систему подкреплений.

Наказание - средство подавления отрицательного поведения путем использования негативных санкций либо лишения поощрения. Учитель сам выбирает основной подход (соотношение количества поощрений и наказаний), который он использует, влияя на учеников. Эффект был значительным при применении всех способов воздействия с преобладанием поощрения.

Принцип предпочитаемой активности ,

    «бабушкино правило» - утверждает, что предпочитаемая активность может использоваться как награда за участие в менее желаемой: «Сначала сделай то, что я прошу, а потом делай, что хочешь».

    Придумайте множество подкреплений. Дайте школьнику возможность самому придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся. Обсудите с другими преподавателями и родителями способы подкрепления.

    Делайте упор на положительное. Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее. Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки (используйте индивидуальные нормы оценивания).

    Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе. Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником. Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.

    Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».

Будьте последовательны в применении наказания.

    Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.

    Заранее сообщите о правилах (или повесьте инструкцию на доску) и возможных последствиях их нарушения.

    Сообщая о последствиях проступка, не преувеличивайте. Убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.

    Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание. Настаивайте на действиях, а не на обещаниях.

    Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за проступком. Оценивайте только действия ученика, а не личные качества.

Делайте предупреждение в спокойной манере.

    Говорите спокойно и твердо.

    Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе скоро вы услышите его от учеников.

    Сделайте акцент на необходимости остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

Используйте наказание применительно к конкретному нарушению.

    Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе класса. Останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.

    Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.

    Если школьник ведет себя демонстративно с целью привлечь к себе внимание, удалите его на время.

    Выбирайте подходящий для конкретного ученика и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

Чтобы у учеников не возникало чувство тревожности:

    Постепенно вовлекайте ученика в пугающие его действия, если вы уверены в позитивных последствиях (например, попросите робкого объяснить то, что он хорошо знает).

    Помогайте ученикам опознавать и предотвращать пугающие ситуации. Заранее расскажите им о них.

    Соревнования используйте осторожно. Наблюдайте за работой группы, убедитесь, что никто из учеников не находится под чрезмерным давлением, не унижается товарищами. Во время соревнований убедитесь, что все вовлеченные ученики имеют шанс добиться успеха.

    Избегайте ситуации, когда очень тревожные ученики должны выступать перед большими группами. Задавайте таким детям вопросы, на которые можно просто ответить «да» или «нет», или другой короткой репликой, давайте им возможность практиковаться перед небольшими группами.

    Перед контрольной или тестированием убедитесь, что все указания ясны. Вместо простого произнесения вслух напишите пояснения к тексту на доске. Спросите учеников, все ли им понятно. Поинтересуйтесь у нескольких школьников, как они будут выполнять первое задание в упражнении. Избегайте ненужных временных ограничений.

Помните! Что при неправильном мотивировании проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности и агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.

Литература:

    Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.

    Педагогическая психология: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 361-368.

    Чирков В.И. Психология мотивации деятельности достижения. Ярославль, 1994.

Ирина Подорожняя
Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?

В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке , практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят, либо просто молчат, или тихо бормочут себе под нос, иногда плачут.

В такой ситуации необходима помощь не только ребенку , но и педагогу, так как нужно оценивать ученика.

Что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? Начинать нужно с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках .

Причины могут быть следующими :

1. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, каким тоном он говорит, какой взгляд, поза – все это сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, завышает требования к ребенку , то не стоит удивляться, что дети испытывают страх перед ответами на уроках .

2. Высокие требования к ребенку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

3. Низкий статус ребенка в классном коллективе, когда сверстники унижают его и любое действие вызывает насмешки, издевки, обзывания, иногда физическую агрессию.

4. Неуверенность в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребенка . Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не способны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.

5. Проблемы с развитием устной речи : неправильное звукопроизношение, заикание – такие нарушения приводят к тому, что ребенок комплексует , замыкается, становится неуверенным и молчаливым.

6. Незнание, непонимание учебного материала.

Чтобы устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом , можно :

Разрешить ребенку отвечать не устно , а письменно, выполнять какое-либо задание в тетради;

Предложить отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем, например, стихотворение рассказать во время перемены или после уроков ;

При недостаточном понимании учебного материала, разрешать пользоваться вспомогательными схемами-опорами , планом, таблицей, рисунками, предварительно научив ребенка этим пользоваться ;

- использовать прием : ответы «на ушко» , если у учителя с учеником доверительные отношения.

Не пытайтесь заставить такого ученика отвечать громко и полным ответом , а двигайтесь к этому постепенно : пусть сначала он просто повторяет за другими, дает односложные ответы или даже невербальный ответ с помощью поднятой руки , например : кто думает так же, поднимите руку.

Необходимо оказывать ребенку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах чаще поощрять за смелость, хвалить добрым словом, искренней улыбкой, аплодисментами.

Привлекать других детей к оказанию помощи такому ребенку , можно поручить одному из лучших учеников проверить у него задание, организовать работу в группах, парах.

При завышенных требованиях к ребенку нужно работать с его родителями, объясняя и показывая примеры последствия такого поведения, обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности.

Если у ребенка заниженная самооценка и он является «изгоем» в классе, необходима помощь психолога и социального педагога. В тяжелых случаях нужно обратиться к детскому неврологу.

Зная причины и учитывая индивидуальные особенности ребенка , можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей «молчунов» .

Публикации по теме:

Использование электронных пособий на уроке сольфеджио «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО» Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных.

Как отвечать на 1000 и 1 вопрос маленького непоседы В 3-4 года или ближе к 5 годам у детей наступает волшебный период «почемучек». Взрослым, которые находятся в поле зрения такого ребенка,.

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.

Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх - при слове Дед.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы? В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные.