Полигон – это не свалка! Минэкологии обжаловало в Верховном суде запрет размещать мусор в Полетаево. Точку поставит экспертиза

Не только общественный контроль, но и внимание чиновников и даже правоохранителей сейчас требуется на новом мусорном полигоне. В Полетаево теперь отправляют отходы из Челябинска. Напомним, 1 июля городская свалка была закрыта. Кстати, на ее рекультивацию, по данным министра экологии области, потребуется 3 миллиарда рублей. Параллельно нужно расширить и действующий полигон, а еще проследить, чтобы туда не вывозили отходы без разрешения. Некоторые предприниматели уже пытаются это сделать.

Въезд на челябинскую свалку оцеплен. У ворот дежурят полицейские и инспекторы ГИБДД. Они проверяют разрешения на ввоз мусора. Несколько машин уже развернули – водители не смогли предоставить необходимые документы. Помимо полицейских, ситуацию мониторят сотрудники Росприроднадзора и Минэкологии региона.

“Свозить сюда запрещено промышленные любые отходы, промышленные отходы должны утилизироваться отдельно. На Полетаево сейчас едет часть юридических лиц, которые у нас уже перезаключили договора, часть управляющих компаний по трем районам – Металлургический, Курчатовский, Калининский”, – комментирует Виталий Безруков, советник министра экологии Челябинской области.

Челябинской свалке – почти 70 лет, она занимает 50 гектаров. Объем накопленных отходов, по некоторым данным, составляет 16 миллионов тонн. Ущерб, наносимый городу, экологи оценивают как катастрофический. В год мусорный монстр, уверяют они, выделяет десятки тонн вредных веществ, самые опасные – формальдегид, фенол и метан. К 21-му году она должна исчезнуть.

Уже совсем скоро городскую свалку начнут рекультивировать. Сначала ее огородят, накроют большим экраном, подведут трубы для отвода газа, и в конце концов, здесь появится зеленый газон.

Сейчас все отходы из Челябинска поэтапно переправляют на мусорный полигон в Полетаево. Полностью этот процесс завершится к сентябрю. Тогда же на предприятии, заявляет его руководство, построят еще одну “карту” – место для складирования ТБО. После расширения оно будет способно принимать весь челябинский мусор – это порядка четрыхсот тысяч тонн. Всего же за двое суток поток машин сюда вырос примерно на половину.

“Мощность полигона на год рассчитана в 420 тысяч тонн, это то, что было предусмотрено проектом. В настоящий момент, с учетом государственной экологической экспертизы, мы в состоянии принимать то количество отходов, которое министерство экологии готово было к нам отправить”, – заверил Захид Камилов, директор ООО “Полигон ТБО”.

По словам министра экологии, увеличение мощности уже согласовано госэкспертизой. Она прошла на прошлой неделе.

“Мы надеемся, что до сентября месяца мы переведем все потоки, сейчас все законные основания ее расширять, приводить в такое соответствие. Это международные нормы обустройства и содержания полигонов, я думаю, все будет хорошо”, – говорит Сергей Лихачев, министр экологии Челябинской области.

По словам Лихачева, мусор из Челябинска сюда будут свозить два года, после чего все отходы переработают или утилизируют. А уже в 19-м построят новый, основной полигон в Чишме. Именно сюда будет свозиться весь мусор из Челябинска.

Александр Наумов. Андрей Костарев

Стремление властей области любой ценой исполнить указание губернатора Дубровского - закрыть челябинскую городскую свалку непременно к 1 июля 2018 года, переведя огромный поток мусора на полигон в Полетаево, создает не меньше проблем и угроз для города, окрестных поселков и населения, чем решает. Эти проблемы «всплывут» во всей красе к началу саммита ШОС летом 2020 года, если не изменить отношение к ситуации прямо сейчас.

Вчера эти темы весьма эмоционально обсуждались на «круглом столе» в региональном ОНФ с участием большого количества областных и городских чиновников (включая и.о. министра экологии области Я.Куприкову), активистов и экспертов. Думаю, вскоре последует подробный релиз исполкома ОНФ, здесь же приведу несколько соображений, основанных как на содержании дискуссии, так и на личном общении со специалистами и общественниками.

О закрытии челябинской свалки говорилось много лет, она должна была быть «окончательно закрыта» 1 января 2018 года, однако местные власти оказались к этому не готовы. Скорее всего, такая ситуация продолжалась бы еще долго, если бы не президентский указ о проведении саммита ШОС в Челябинске. После этого губернатор Дубровский в категоричной форме потребовал закрыть свалку не позднее 1 июля. Однако выясняется, что настоящей готовности к этому нет, а желание отчитаться перед начальством может привести к тяжелым последствиям и спровоцировать долгосрочный социально-экологический кризис.

В чем суть проблемы?

Основной полигон для челябинских отходов предполагается создать в районе Чишмы, но там не только не приступали к инженерным изысканиям и строительству (сроки - в лучшем случае 2-3 года), но еще не проведен конкурс по выбору концессионера, дело все время откладывается из-за постоянных разбирательств в УФАС, вероятны и судебные иски. Поэтому фактически единственный полигон, на который рассчитывают власти области после 1 июля - у поселка Полетаево, в пригородном Сосновском районе.

Однако этому всерьез воспротивились местные жители, их иск рассматривается сейчас в суде. Дело в том, что полигон в Полетаево создавался ранее под объемы в 22 тыс. тонн мусора в год, а теперь ему предстоит принимать 500 тыс. тонн челябинских отходов ежегодно. Жители воспринимают это как грозящую им экологическую катастрофу, похлеще подмосковной.

Были приведены некоторые данные ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) действующей сейчас полетаевской свалки: например, при объемах мусора в 22 тыс.тонн в год, содержание сероводорода там может превышать 0,5 ПДК (именно превышение концентрации в воздухе этого вещества привело к тому, что в Волоколамске жителям выдали защитные маски). Но этот уровень предельно допустимой концентрации повысится минимум в 20 раз, если туда поступит предполагаемый объем отходов из Челябинска. Как успешно пройти экологическую экспертизу такому проекту?

Депутат из Полетаево Юлия Кудашова приводила и другие угрожающие данные (в том числе - риски загрязнения р. Миасс и питьевых водоемов Челябинска, ведь полигон расположен в паре километров от реки), все они содержатся в судебном иске. В данном случае важно то, что по увеличению мощности полетаевского полигона еще нет заключения Госэкспертизы (ожидается к концу апреля) и вовсе не факт, что оно окажется положительным. Плюс - только начавшийся судебный процесс. А челябинская свалка, напомним, должна быть закрыта 1 июля. Куда повезут тысячи тонн челябинского мусора?
Как выясняется, сколько - нибудь реалистичного «плана Б» на тот случай, если Полетаево не сможет их принять, у властей нет.

На роль такого плана робко претендует озвученная замминистра экологии Ириной Хариной возможность кратковременного складирования челябинского мусора (на срок до 11 месяцев) на некоей «предварительной» площадке в Чишме, однако это лишь гипотетическая возможность: непонятно, кто и когда ее будет строить, если концессионера еще нет (по экспертным оценкам весь процесс, включая согласования, займет не менее года) и откуда можно срочно взять на это средства?

Абсолютную неготовность «полетаевского» варианта продемонстрировали перевозчики и транспортные специалисты. Руководитель ассоциации «Чистая среда» Константин Смолин сообщил, что ежедневно мусор на челябинскую свалку вывозят от 600 до 1000 мусоровозов. Готовы ли существующее дороги принять на этом направлении такой транспортный поток? Специалисты уверены, что нет.

Яков Гуревич говорит, что п ри транспортировке челябинских отходов в Полетаево «плечо» доставки увеличится более чем вдвое, а цикл работы мусоровоза - на 60%. Соответственно, для вывоза мусора потребуется на 60% больше транспорта. Для его закупки потребуется более миллиарда рублей и минимум полгода времени. Увеличение пробега увеличит, соответственно, более чем в два раза выбросы грузовых машин.
Кроме того, пропускной способности дорог (ул. Блюхера, М5 и объездной дороги) явно недостаточно. Это увеличит пробки, дополнительно снизит скорость движения мусоровозов и потребует пропорционального увеличения их количества. Необходимо будет построить подъезд к полигону в Полетаево, так как существующая грунтовка не сможет выдержать увеличения нагрузки в 25 раз.
И все это - ради увеличения количества отравляющих Челябинск свалок с одной до двух, говорит эксперт.

Наконец, еще одно важное соображение. Экстренное закрытие челябинской свалки, которым власти региона и города не занимались толком все прошедшие годы, педалируется сейчас потому, что нужно успеть хоть как-то очистить территорию и воздух Челябинска к саммиту ШОС, который пройдет летом 2020 года. Однако может получиться, что как раз этого и не произойдет.

Именно через два года (декларируемый срок вывоза и хранения миллионов тонн челябинских отходов в Полетаево) - то есть, аккурат к лету 2020 года, полетаевская свалка окажется переполненной и начнет активно «благоухать» (про протестные настроения жителей уже не говорим). Надо отдавать себе отчет в том, что эта свалка находится довольно недалеко от Челябинска (см. карту - схему ). Расстояние от полетаевской свалки до новой жилой застройки на западном берегу Шершневского водохранилища - 12 километров. При этом роза ветров здесь такова, что все «ароматы» этой свалки челябинцы и гости города смогут ощутить (особенно летом) быстро и явственно.

Из-за розы ветров выбросы сравнительно летучего биогаза полетаевского полигона (с сероводородом и многими другими загрязнителями) смогут достигать новых густонаселенных районов Челябинска, прежде считавшихся экологически чистыми . К ним можно отнести крайние микрорайоны северо-запада - от комплекса «Рифей» до «Тополиной аллеи» (эти районы примерно одинаково удалены от новой и старой свалок).

Такие угрозы реальны и для считающихся сейчас самыми чистыми в городе зон городского бора и областной больницы. Даже центр города, удаленный от новой свалки в два с половиной раза дальше чем от старой (до 20 километров в сравнении с 8 километрами), также не застрахован от таких рисков. Объем выбросов с полетаевкого полигона при его загрузке к 2020 году, будет в разы превышать текущий объем выбросов Коркинского разреза (известно, что коркинские выбросы неоднократно преодолевали такое расстояние, активно участвуя в формировании знаменитого челябинского смога).

Эти направления экологических угроз и основные расстояния от свалок до упомянутых мест Челябинска можно видеть на представленной схеме . Однако угрозами загрязнения воздушной среды дело тут не ограничивается: синими стрелками на карте отмечены риски для реки Миасс (расстояние от полетаевского полигона менее 3 километров), далее пунктиром отмечен путь до городского водозабора, который вода преодолевает всего за 6,5 часов.
Также на карте можно видеть поселки на западном берегу Шершней, в прежде перспективной зоне развития Челябинской агломерации. Они находятся всего в 3-х километрах от полетаевской свалки и легко могут оказаться в зоне экологического бедствия.

Так ради чего весь этот огород так спешно городят? Чтобы отрапортовать Москве, что поручение выполнено? Может, лучше все же подготовить, как следует, дальний полигон ТБО в Чишме - и лишь тогда полностью закрыть челябинскую свалку, оставив полетаевцев и многих челябинцев в покое, не ухудшая качество их жизни?

На деле сейчас в Челябинске происходит ровно то, от чего категорически предостерегал президент В.Путин: одна кошмарная свалка показательно закрывается, зато поблизости тихо открывается другая, не менее вредная. Заметим в скобках, что свалка в Полетаево - частная и планов ее рекультивации после переполнения (когда, как, за чей счет) попросту нет.

Полагаю, что публичное обсуждение всего этого на площадке ОНФ выполняет важную функцию: проблемы «засвечены», замолчать их не получится. Общий вывод таков: закрывать и рекультивировать челябинскую свалку необходимо, но закрывать ее спешно, «любой ценой» к конкретной дате, закладывая тем самым серьезные угрозы для населения в ближайшем будущем, нельзя. Все риски должны быть названы, оценены и взвешены, а контроль над ситуацией должен быть публичным; ОНФ займется этим и вернется к теме примерно через месяц.

Никому не нужен здесь второй Волоколамск, да еще прямо связанный с проектом саммита ШОС: здоровье людей и репутация президентского мероприятия - не те вещи, которыми позволительно жонглировать местным чиновникам.

Почти в центре Москвы планируется построить мусороперевалочный терминал

Еще месяц назад гигантский грузовой двор Московско-Уральской железной дороги - он же Павелецкая-товарная - считался перспективной территорией под жилую или офисную застройку. А сейчас стало известно, что железнодорожный терминал остается в строю. Но перепрофилируется - под твердые бытовые отходы. В 10 минутах пешком от Садового кольца и в 320 метрах от ближайших жилых домов вскоре появится мусороперевалочный пункт. С соответствующим трафиком мусоровозов и неизменно превосходным запахом.

Адрес станции - Жуков проезд, 20. От «Павелецкой» сюда можно добраться или через Летниковскую улицу, или по Дубининской. Идти придется в любом случае пешком: трамваи на Дубининской чаще всего стоят в мертвой пробке. А по Жукову проезду не ходит никакой транспорт, да и припарковаться негде. В рабочее время - сплошной поток машин.

Первый вопрос проектировщикам мусорного терминала: учитывалось ли увеличение нагрузки на дорожную сеть? Жуков проезд - однополосный, зажатый между промзонами - уже сейчас перегружен транспортом. А если к нему добавятся десятки (или сотни?) мусоровозов каждые сутки?..

Впрочем, ворота Павелецкой-товарной - широкие и внушительные. Рядом примостились, прилепились, приросли автосервисы и шиномонтажи, стоянки и палатки с шаурмой «для своих». Внутри - уже почти полностью расчищенная от контейнеров большая грузовая площадка с навесом и погрузочными устройствами. Станция перестала принимать грузы еще в середине 2017 года.

Тут и переоборудовать-то нечего, - смеется сотрудник станции, вышедший покурить. - Я так думаю, хоть завтра можно пригонять самосвалы с мусором…

В советское время (да и вплоть до конца нулевых годов) Павелецкая-товарная была достаточно востребованной станцией: вокруг находились крупные предприятия - такие, как завод имени Владимира Ильича, фабрика «Красный суконщик», - и еще десятки более мелких. В середине прошлого века в этом районе существовала разветвленная сеть грузового трамвая, связывавшая относительно небольшие предприятия с товарной станцией. Крупные заводы и фабрики имели собственные железнодорожные терминалы.


Слухи о том, что на Павелецкой-товарной могут разместить терминал для перевалки отходов, ходили с начала осени.

Слухи о том, что на Павелецкой-товарной могут разместить терминал для перевалки ТБО, ходили в Даниловском районе с начала осени, а официально тендер на проведение инженерных изысканий был объявлен 31 октября. Появился и тендер на строительство энергосетей для мусорного кластера.

Муниципалитет Даниловского района узнал об этом объекте из новостей, - рассказала «МК» депутат районного муниципального собрания Анна Десятова. - Как я понимаю, эта территория принадлежит РЖД, поэтому ее застройка не требует муниципальных согласований или публичных слушаний. Между тем жители уже бурно реагируют на новости: обращаются с запросами в различные ведомства. Будет ли организована какая-либо протестная кампания, пока не решено.

Компания «Профземресурс», которая, по сведениям от сотрудников Павелецкой-товарной, работает на объекте, на своем официальном сайте не сообщает ни о профиле работы, ни о выполненных проектах. Телефон для связи, опубликованный на этом сайте, также не отвечает. Единственное, что компания сообщает о себе, - это юридический адрес, совпадающий с институтом «МосводоканалНИИпроект» (Плетешковский переулок, 22). Среди направлений деятельности института - в том числе разработка проектов «сооружений для систем сбора, обезвреживания, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов и отходов промпредприятий».

В Москве планируется к постройке еще несколько мусороперевалочных терминалов. В частности, они запроектированы в Некрасовке и на товарной станции Бойня (около Волгоградского проспекта). Терминал, использующий Павелецкое направление Московской железной дороги, первоначально планировался в Бирюлеве, но для обеспечения нужд центра города его было решено перенести на Павелецкую-товарную, сообщил «МК» источник в стройкомплексе Москвы.

По данным, которые публикует «Профземресурс», применяемая компанией (и разработанная «МосводоканалНИИпроектом») технология сортировки отходов предусматривает: автоматизированное разделение мусора на фракции; отбор использованных батареек, аккумуляторов, люминесцентных ламп, отходов, содержащих ртуть, в отдельные контейнеры; разделение вторичных материальных ресурсов по видам и фракциям для дальнейшего брикетирования, упаковки и подготовки вторсырья к транспортировке. На всех объектах, где идет работа с отходами, предусматриваются природоохранные меры. В частности, очистка стоков, противофильтрационный экран, препятствующий заражению грунта.

Кажется, волноваться нечего - тем более что хранение отходов на территории Павелецкой-товарной не предусматривается. Но два момента все-таки настораживают. Первый - роза ветров: Даниловский район и без мусоросортировочной станции входит в «красную» зону Москвы по загрязненности воздуха. Второй - цены на недвижимость в ближайших окрестностях.

Рынок квартир на Дубининской улице и сейчас достаточно специфический, - рассказала «МК» риелтор Светлана Концова. - Вокзал и вечно стоящая в пробках улица делают этот район не очень престижным для жизни, зато обилие офисов самого разного класса делает Дубининскую и прилегающие места хорошим местом, чтобы покупать жилье с целью последующей сдачи работающим поблизости.


Группа общественников из Сосновского района во главе с депутатом поселка Полетаево Юлией Кудашовой обратилась в Челябинский областной суд с иском к министерству экологии региона. Они требуют пересмотреть территориальную схему по обращению с отходами в части складирования на Полетаевском полигоне бытовых отходов из Челябинска, а также пересчитать тариф за вывоз мусора. По мнению депутата, чиновники недостаточно проработали схему, что может обернуться экологической катастрофой для Полетаево и непомерной платой за вывоз бытовых отходов для населения соседних районов и городов. В минэкологии региона жалобу не комментируют, поскольку суд пока приостановил рассмотрение иска и не отправил в ведомство документы для ознакомления.


В Челябинский областной суд подан коллективный иск пяти жителей Полетаевского сельского поселения «о признании территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), Челябинской области недействующей». Документ принят к рассмотрению, однако оставлен без движения. По словам одной из инициаторов иска, депутата Полетаевского сельского поселения Юлии Кудашовой, общественников обязали ознакомить с материалами иска прокурора, после чего его рассмотрение возобновят. «Министерство экологии долгое время не реагировало на наши жалобы, отправляя нас в суд. Прошло больше года безуспешной борьбы, мы собрали большое количество документов, экспертиз и теперь обращаемся в суд. Нас пытаются уверить, что все хорошо, но это не так, и мы хорошо подготовились, досконально изучили всю информацию. Я уверена, что министерство знает об этом полигоне гораздо меньше, чем мы»,- рассказала “Ъ-Южный Урал” госпожа Кудашова.

Жители Полетаево не первый год борются с проектом размещения полигона ТБО неподалеку от поселка. В феврале 2017 года полигон включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Росприроднадзора.

В исковом заявлении сказано, что территориальная схема имеет многочисленные недочеты, в частности, не просчитан объем отходов, которые будут поступать на Полетаевский полигон. Изначально, по словам депутата, не предполагалось, что туда будут свозить большую часть мусора с челябинской городской свалки, которую начнут закрывать уже в 2018 году. Госпожа Кудашова утверждает, что «не было никаких общественных слушаний, где с жителями бы согласовали такую схему», тем более что, «по некоторым данным, складирование мусора из Челябинска будет не временным, а основным». Жители считают, что полигон не справится с таким объемом мусора, который будет поступать также из соседних городов и районов, входящих в Челябинский кластер, - Южноуральска, Еманжелинска, Троицка и множества небольших поселков. Кроме того, к исковому заявлению инициативная группа прикрепила ответ из Нижне-Обского бассейнового водного управления (отдел водных ресурсов по Челябинской области Росводресурсов) на обращение госпожи Кудашовой по поводу размещения мусорного полигона на отведенных минэкологии участках. В документе сказано, что перегрузка с объемами мусора угрожает водным ресурсам - реке Миасс и Шершневскому водохранилищу, поскольку «в случае несоблюдения требований природоохранного законодательства на полигоне ТБО» есть «вероятность попадания загрязняющих веществ» в поверхностные и подземные водоемы. При паводке загрязняющие вещества «могут трансформироваться в виде диффузного стока в поверхностные водостоки в реки Биргильда и Миасс». «Считаем, что, несмотря на то, что размещение полигона ТБО в указанном месте в целом соответствует требованиям законодательства РФ, создается угроза безопасности водоснабжения при эксплуатации указанных выше водозаборов. Учитывая тот факт, что не решен вопрос о резервном источнике водоснабжения для миллионного города, расположение полигона ТБО может повлечь за собой экологическую катастрофу, которая оставит без питьевой воды 1,5 млн человек», говорится в документе.

Юлия Кудашова отметила, что тариф, который могут установить для городов, входящих в Челябинский кластер, может стать неподъемным для большинства жителей, особенно если это касается сел и многодетных семей: «Карта просто не прорисована, там все дороги - это прямые линии, то есть логистика вообще не просчитана. И на ее основании министерство тарифного регулирования будет формировать тариф для населения. Если мусор будет нужно везти за 250 км, это какой будет тариф? У нас сейчас в частных домах тариф - 81 руб. с человека, в Сосновском районе вообще тариф самый высокий - 146 руб. с человека. То есть полигон будет зарабатывать, а мы все - платить»,- считает депутат.

Пресс-секретарь минэкологии Челябинской области Екатерина Сорокина сообщила “Ъ-Южный Урал”, что в ведомство пока не поступало документов из суда. «Комментировать слухи и домыслы - не совсем правильно. Мы ждем официальные документы, чтобы ознакомиться с положениями общественников»,- отметила госпожа Сорокина.

По мнению соучредителя экологического проекта «Сделаем!» Ярослава Магазова, существующий в Полетаево полигон настолько маленький, что не сможет принять дополнительные объемы мусора из Челябинска. «Даже тот, что есть, работает с нарушениями, уже сейчас там есть локальные проблемы, которые могут сказаться на реке Миасс»,- рассказал господин Магазов “Ъ-Южный Урал”. По его мнению, решить проблему с перегрузкой существующих в Челябинской области полигонов могли бы переработка и раздельный сбор отходов. «По нашим расчетам, на данный момент уже возможно перерабатывать около 50% собираемого мусора - металла, стекла, вещей, возможно, даже органики. За счет этого объем сбора и утилизации мусора существенно сократится, и отходы не нужно будет перераспределять с закрывающихся полигонов на существующие»,- резюмировал эксперт.

В течение полугода ходят упорные слухи о том, что город Челябинск, в конце концов, остановит эксплуатацию своей свалки и повезёт сотни тысяч кубических метров мусора за город. Называются точки, где ТБО будет храниться. И точки эти находятся в пригородном Сосновском районе. Полигон ТБО в Полетаево одна из них.

Как всегда, у объекта есть сторонники, есть противники. Противники объединены, и для них не существует никаких доводов социально-экономического характера. Они просто против!

Директор полигона Валерий Ткачук провел делегацию по всем точкам объекта. Он объясняет, что от проекта до сегодняшнего дня полигон прошел несколько этапов, от государственных контролирующих, проверяющих, санкционирующих структур получены все необходимые документы. Предприниматели, в частности бизнесмен Алексей Кожевников, осваивающий промышленную площадку вблизи Полетаево, говорят о том, что полигон построен с перспективами на будущее. Это не просто место захоронения отходов. Это промышленный комплекс, в котором будет производиться сортировка бытового мусора. Такие требования поставил перед региональными властями президент страны, потребовав, чтобы с первого января 2017 года бытовой мусор перестал быть экологическим бедствием.

Владимир Ткачук, директор предприятия, и бизнесмен Алексей Кожевников показывают ангар, в котором установлена специальная установка, для сортировки мусора, для брикетирования пластиковых отходов, бункеры под бумагу, стекло, металл. По словам предпринимателей, в специальное хранилище, устроенное за километр от промплощадки, будут вывозиться органические остатки.

Как мне показалось, против сортировочного комплекса общественникам сказать нечего. Он есть, испытания его проведены, есть несколько сбрикетированных пачек с ПЭТбутылкой, есть отгруженные в бункеры картон, стеклотара, пивная и консервная банки. Повезут сюда мусор, конвейер заработает.

Хранилище карьерного типа построено по проекту. Борта и дно выстланы специальной плёнкой, сделаны дренажные отводы, переливные колодцы, вырыт специальный пруд-отстойник. Вокруг хранилища проложены промышленные рокады, насыпаны глиняные борта, способствующие природному водоотведению. Со скатов, обращенных к мусорному котловану, вода скатывается в котлован, через дренажи уходит в переливные колодцы и попадает в пруд-отстойник. Там может быть вместе со шламовыми стоками или использована в круговороте для орошения места захоронения органических отходов.

Алексей Кожевников считает, что на сегодняшний день «Полигон ТБО в Полетаево» один из немногих объектов с циклом современных и безопасных для человека и окружающей среды технологий.

Мы еще не начали работать, - говорит предприниматель, - Мы не знаем, как поведут себя органические остатки, когда их будет прессовать в котловане специальная техника, чтобы лишить воздушных прослоек и не позволить быстрого разложения. Мы предполагаем, что запаха не будет. Опасности для водных объектов не будет. Источники подземных вод мы не загрязним, так как производитель покрытия гарантирует очень долгий век этому покрытию и достаточную устойчивость от механических повреждений. А каждый метровый слой органики планируется перекрывать полуметровым слоем грунта, чтобы избежать самопроизвольных возгораний. Но чтобы начать работать эффективно, необходимо обеспечивать объемы переработки. Для предприятий переработки вторичного сырья, наших партнёров, это очень важно. Например, ПЭТ- отходы будут уходить на шрот, из которого изготавливают пластиковые трубы, канистры, добавляют в асфальтовые смеси. Стекло, возможно, пойдет на изготовление плитки.

Далее мы говорим о промышленной территории. Как и зачем вывели земли из сельхозпользования? Этот вопрос со стороны лидеров общественного движения мне не понятен. Предприниматель развивает промышленное производство, на своей площадке планирует иметь инвесторов. Да и сам полигон считается промышленным объектом, и без перевода земли из одной категории в другую просто нельзя осуществлять деятельность. Вопрос бы был актуален и понятен, если бы в Полетаево сельхозпроизводители дрались за каждый кусочек посевных площадей. Но здесь, по данным сельхозуправления, с горем пополам занимают 66 га под овощи и картофель.

Директор продолжает показывать объекты. Проводит посетителей в сторону пруда, потом подробно знакомит с помещением для сотрудников. Кстати, помещение для рабочих имеет раздевалку, сушилку для верхней одежды, туалет, душевые кабины, комнату для делопроизводства, комнату отдыха.

Вроде бы всё нормально. Дорога проложена. Карта, где планируются работы, имеет линию освещения. При ввозе мусора есть весовая и осмотровая площадки.

У несогласных остается единственный аргумент: «Воняет, и от мух летом спасения нет!» Другого ответа, почему люди так старательно борются с весьма перспективным проектом, способным улучшить экологическую ситуацию в нашем регионе, не последовало. Как может «вонять» и плодить насекомых ещё пустой отходоприёмник, осталось без ответа. Люди знают лучше, потому что тут живут.

А что же эксперты? Вот мнение некоторых из них, уже по десятку раз высказавшихся на тему работы Полетаевского полигона ТБО. В ноябре с группой журналистов по полигону ходили директор ООО «Экорешение» Анна Устименко и доктор биологических наук (экология), профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ЮурГУ Андрей Смагин. Они недочетов в проекте и технологии не нашли. Повторный выезд общественный совет Минэкологии наметил весной, чтобы промониторить утилизацию ТБО в процессе деятельности полигона.

Активисты штаба общественной поддержки губернатора Челябинской области приняли участие в экологическом контроле нового полигона твердых бытовых отходов в Сосновском районе.

Как отмечают общественники, место для размещения полигона, поселок Полетаево, выбрано удачно. Объект располагается на землях промышленного пользования в пяти километрах от населенных пунктов и четырех - от рек Миасс и Биргильда. Расстояние до границы санитарной зоны поселков и технических водных объектов составляет два километра.

Общественник Виталий Безруков, принимающий участие в экологическом контроле штаба, говорит, что данное предприятие должно решить проблему для многих посёлков Сосновского района. Необходимо избавляться от несанкционированных и необорудованных свалок, мусор размещать централизованно на спецобъектах, внедрять глубокую переработку.

И я с этим согласен. На всех новых, планируемых к строительству, и старых полигонах, существующих на территории нашего района, должна существовать глубокая сортировка, а по возможности и переработка бытовых отходов. Полигон ТБО в Полетаево может стать не просто первой промплощадкой с новым отношением к мусору, но и экспериментальной площадкой по превращению отходов в доходы.