Презентации на тему обломов и штольц современности. Презентация на тему "штольц и обломов"










«Ах, Илья, Илья!.. Нет, я не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен сделать с собой и с тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя...» (2, III) «Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут с Тарантьевым или Алексеевым, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!» (2, IV) «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда, сначала за границу, потом в деревню: похудеешь немного, перестанешь хандрить, а там сыщем и дело...» (2, IV) «...Что с тобой?.. Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен. Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет... Едем же!.. Я готов силой увезти тебя! Надо жить иначе, ты понимаешь как...» (4, IX)






Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? Познакомившись с Обломовым, сформировав представление о его индивидуальности и личностных качествах, мы можем предположить и то, каким должен быть человек, чтобы ему было по силам пробудить душу Обломова. Это должен быть человек, по масштабу личности, по душевным качествам равный Обломову, которому Обломов доверяет, близкий, дорогой его сердцу.






Образ жизни Образ жизни Различия Сходства Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в своем во­ображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». Обломов и Штольц ровесники, принадлежат одному социальному слою


Отношения с родителями Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с сыном. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих мате­рях, не в силах сдержать слезы. Их матери образец нежности, заботливости дорожили сыновьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.


Отношение к учению Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать. И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.


Отношение к службе и к обществу Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от этих сфер жизни. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе. Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.




Вывод Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения.


Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспитанию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает: глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности, способность глубоко и искренне любить. Очевидно, что Штольц это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.




Характер взаимоотношений Обломова и Штольца «Был ему (Обломову) по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искренно его одного, верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц» (1, III).


«Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей.


Притом их связывало детство и школа две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом, и в нравственном отношении, а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.


Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком» (2, II).


Вывод Очевидно, что Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения глубокая душевная привязанность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.


Домашнее задание По тексту глав 2, V; 2, VI; 2, VIII; 2, IX; 2, X составьте композицию на тему: «Обломов и Ольга: пробуждение любви»; По тексту глав 3,1; 3, Ш; 3, IV; 3, VII; 3, VIII; 3, XI; 3, XII; 4, VI составьте композицию на тему «Обломов и Ольга: несбывшиеся мечты»; Подготовьте сообщение на тему «История любви Штольца и Ольги» (главы 2, V; 4, IV; 4, VIII); Подготовьте сообщение на тему «Обломов и Агафья Матвеевна» (главы 3, II; 3, Ш; 3, VI; 4,1; 4, IX; 4, X).

Разделы: Литература

Урок-исследование “И.И.Обломов и А.Штольц ”(по роману И.А.Гончарова “Обломов”). 2 часа.

В ходе урока учащиеся смогут:

  • сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
  • выработать критерии сравнения героев романа;
  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • сделать выводы и связать их в монологическое высказывание;
  • дать самооценку учебной деятельности.

Материалы к уроку:

  • текст романа И.А.Гончарова “Обломов”,
  • учебник “Русская литература 19 века. 10 класс” Ю.В.Лебедева,
  • карточки с фамилиями героев романа и философскими понятиями “взаимосвязь”,
  • “существенные связи”,“несущественные связи”,
  • задание для исследования в группах,
  • листы бумаги А-3, маркеры.

Ход урока

1. Мотивация.

Одной из составляющих характеристики литературного героя являются его взаимоотношения с другими персонажами, что помогает во многом понять этого героя. Для продолжения работы над составлением характеристики Обломова учащимся предлагается соотнести фамилии действующих лиц романа с философскими понятиями “взаимосвязь”, “существенные связи”, “несущественные связи”. Появляется схема (см. <Приложение 1>)

Учащиеся должны обосновать своё мнение, опираясь на определение философских понятий: Ильинская и Штольц могли изменить образ жизни Обломова.

Учитель ставит вопрос: “Готов ли сам Обломов изменить свою жизнь?”. Ученики приводят цитату из романа, доказывающую, что такое желание у Обломова есть: “Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…”

На данном уроке ведётся разговор об Обломове и Штольце.

Учащимся предлагается сформулировать проблемный вопрос урока. Возможны варианты:

  1. Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?
  2. А.Штольц – антипод или двойник Обломова?

Если ученики формулируют только первый (проблемный) вопрос, учитель помогает с формулировкой второго вопроса: этот исследовательский вопрос является более конкретным и помогает ответить на проблемный вопрос урока. Учащиеся записывают в тетради тему и вопросы урока.

2. Исследование. Работа в группах.

Для ответа на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

  • воспитание,
  • цель жизни,
  • содержание деятельности,
  • отношение к женщине,
  • семейная жизнь,
  • жизненная позиция.

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

  1. выбрать критерий сравнения героев;
  2. прочитать указанные страницы романа;
  3. найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);
  4. дать ответ на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?”;
  5. сформулировать ответ на проблемный вопрос урока “ Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”;
  6. оформить рабочий лист.

Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).

3. Обмен информацией.

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов (см. <Приложение 2>).

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц – в большей степени двойник Обломова (кроме группы, работавшей с критерием “воспитание”).

5. Формулировка обобщения.

Сформулированное учащимися обобщение является ответом на проблемный вопрос урока: “Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”

6. Применение.

7. Рефлексия.

На данном этапе учащиеся подводят итоги: практическая значимость урока, самооценка деятельности, умения и навыки, применённые на уроке.

Учителем даётся оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание.

Задание является пропедевтическим, мотивационным для следующего урока.

Учащиеся дают письменный ответ на вопрос: “Любила ли Ольга Ильинская Обломова? Аргументы “за” и(или) “против”.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Обломов и Штольц Друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Андрей Иванович Штольц «Штольц» (нем. Stolz) – гордый «Андрей» - храбрый, мужественный «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов…» «…его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой…» (гл. 2, части II) Значение имени Штольца усиливает противопоставление двух героев: кроткого и мягкого Ильи - упорному и несгибаемому Андрею

6 слайд

Описание слайда:

Андрей Иванович Штольц - Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

7 слайд

Описание слайда:

Андрей Иванович Штольц А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…»

8 слайд

Описание слайда:

Андрей Иванович Штольц Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Его идеал – комфорт и материальное благополучие, Штольц, – эгоист, живет только для себя Мечтал посвятить жизнь полезному делу, нужному для России, но впоследствии у него нет высоких устремлений. Штольц не мог спасти друга, т.к. не доводит дело до конца, как и Обломов Перед трудностями и Штольц пасует: «…мы не пойдем с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переждем трудную минуту…»Еще один вариант обломовщины, причем худший, т. к. у Штольца она тупая и самодовольная. Трагизм Штольца в его ненатуральности, искусственности Семейное счастье заслонило всю деловую жизнь Штольца. Они жили, «как все, как и мечтал Обломов», достигли «нормы любви», о которой он говорил. Ведомый истинной любовью, Штольц приходит к обломовскому идеалу, т.е. всякая истинная любовь приводит, по мнению автора, к спокойной тихой жизни, каким бы бурным ни было её достижение.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Андрей Иванович Штольц Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

11 слайд

Описание слайда:

Образование и воспитание Иван Богданович Штольц – управляющий имением в селе Верхлёве

12 слайд

Описание слайда:

Образование и воспитание Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за геграфической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками. Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – « в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца. Иван Богданович Штольц – управляющий имением в селе Верхлёве

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Характер Штольца Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

17 слайд

Описание слайда:

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины». Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Жизнь. Цель: Восприятие: Принципы: Любовь: Дружба: Отношения с окружающими: Больше всего боялся

20 слайд

Описание слайда:

Жизнь. Цель: “труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”. Восприятие: жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” - сказал Штольц». Принципы: иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”. Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”. Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много. Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным - его или уважают и ценят или боятся и ненавидят. Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

21 слайд

Идейно-композиционная роль Штольца в романе «Обломов»

Сравнительная характеристика: Обломов и Штольц

Завязка - «ТЕПЕРЬ или НИКОГДА»- в какой момент жизни мы можем произнести такие слова? (,)- Кто первым их произносит в романе И.А. Гончарова «Обломов»? (Штольц ---- («Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз»)

Автор во 2 части романа неслучайно вводит нового героя нового героя – Андрея Штольца. Итак, запишите тему урока (…), цель урока – определить роль образа Штольца в романе «Обломов» и сравнить героев.

Андрей Иванович Штольц появляется в романе как персонаж, которого давно ждет главный герой. Сцена этой встречи замечательно воспроизведена в фильме Н.Михалкова, снятом по мотивам романа – «Несколько дней из жизни Обломова». Давайте вместе посмотрим этот фрагмент. Обратите внимание, как ведет себя главный герой при встрече.

Ваше впечатление --- что в поведении Обломова, в его реакции на приезд друга сразу выделяет Штольца среди всех персонажей, с которыми мы встретились в 1 части романа? (…)

Очевидно, что Штольц выведен в романе как противоположность Обломову. Даже самый неопытный читатель сразу заметит, насколько разными изображает Гончаров своих героев. Являются ли они антиподами? Или в них есть нечто общее? Давайте определим гончаровскую точку зрения на этот вопрос.

Обратимся к антропонимике--- ФИО героев Мы уже говорили о символике имен у И. А. Гончарова.

Вспомним (по памяти или подсмотрим в тетради)

Илья - Древнееврейское «божья помощь» исчезнувшего.

Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции.

Обломов - обломок---Остаток чего-либо прежде существовавшего.

На доске: АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТОЛЬЦ ----

Штольц (от немецкого stolz - "гордый")

Андрей - -русское (русский по матери и немец по отцу) в переводе с греческого означающее "мужественный, храбрый"---Штольц носит имя одного из самых почитаемых святых на Руси - св. апостола Андрея Первозванного, один из его двенадцати учеников.

Иванович - русская форма древнееврейского имени Иоанн - милость Божия (сопоставьте с именем Обломова)

Прокомментируйте ФИО героев, сделайте вывод. Значение ФИО начинает противопоставление двух героев: кроткого и мягкого Ильи - упорному и несгибаемому Андрею .

Проверим домашнее задание: выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем. Слушаем ответы и заполняем вместе таблицу .

Возраст

Портрет

Родители

Воспитание

Отношение к учебе

Дальнейшее образование

Образ жизни

Ведение хозяйства

Жизненные стремления

Взгляды на общество

Отношение к Ольге

Взаимоотношения

Самооценка

У ДОСКИ по 1му называем и записываем черты характера:

Особенности характера

Инфантильность, бездеятелен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, НО : умен, мечтателен, не лишен тонких душевных переживаний, поэтичен

Деятелен, умен, ТРУДОЛЮБИВ, прагматичен, уелеустремлен, резок, предприимчив, волевой, практичен, аккуратен, любит комфорт, высокие духовные устремления, душевная тонкость, восприимчивость к красоте НО : рассудок преобладает над чувством ---- рационалист ---чем-то он напоминает машину, робота, суховатый

    Вывод: Как называется художественный прием, который использует Гончаров в обрисовке образов Обломова и Штольца? (антитеза) Таким образом, образы этих героев в романе противопоставлены почти по всем параметрам. Но нельзя сказать, что противопоставление это абсолютно строгое. Можно отметить несколько СХОДНЫХ черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве, привязанность к матери, ум и способность анализировать свои поступки.

    Для чего писатель прибегает к использованию приема антитезы ? Как это помогает читателю в восприятии героев романа? (как его появление помогает нам глубже проникнуть в суть характера Обломова. раскрыть полнее образ главного героя?). Сравните промежуток времени, описанный в 1 части романа, с тем, сколько длятся события 2 части?

    МОЖНО НАЗВАТЬ -/+? Оба героя являются личностями , внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущений. ЕСТЬ Т.З = Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.

    ВЫВОД---- Как образ Штольца связан с развитием действия романа? Запись : Штольцу отведена особая идейная роль: он открывает нам нового Обломова и показывает другую сторону «обломовщины». Причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

    Принимая во внимание все вышесказанное, мы понимаем, что Штольц создан Гончаровым как антипод не только Обломову, но и всему «легиону» вынужденных влачить свое бесцельное существование, не нашедших своего места в жизни людей. В определенном смысле Штольц – это представитель нового поколения, способного пробудить Россию от спячки, противостоять «обломовщине».

    Какой из них ближе вам, современным читателям?

    Как вы думаете, почему сам Гончаров и многие критики считали, что образ Штольца не удался писателю?

1889год - А.П. Чехов писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе осень хорошо и собой довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова (ОБЛОМОВ выглядит колоритнее, живее,а Штольц ---искусственным механизмов) Подведение итогов.

    Какой смысл скрывается за выведенной в романе антитезой «Обломов – Штольц»?

    Какова роль Штольца в романе «Обломов»?

    Можно ли назвать Штольца идеальным героем? Почему?

    Чем интересен образ Штольца нам, читателям России 21 века?

Выставление оценок,

Дом.зад. Ольга Ильинская в жизни Обломова (портрет, черты характера, жизненные цели, изменения в Обломове)

Cлайд 1

Cлайд 2

Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. …Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно.

Cлайд 3

Энергичен, активен, умен, расчетлив, благоразумен, рационалист, честен, благороден, целеустремлен, волевой, резок, бесстрастен, всегда весел, оптимистичен, предусмотрителен, сдержан, экономен, “от него веяло какой-то свежестью и силой”, тверд, физически и духовно силен.

Cлайд 4

Цель: “труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”. Восприятие: жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!”

Cлайд 5

Принципы: иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

Cлайд 6

Любовь: Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

Cлайд 7

Дружба: друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.