Приложение с прямой речью. Прямая речь: схемы и знаки препинания

В русском языке, чтобы передать в тексте чьи-то слова, используется такая синтаксическая конструкция, как прямая речь. Схемы (их четыре) в наглядной форме отображают, какие знаки и где ставятся. Чтобы в этом разобраться, нужно понимать указанные в них сокращения.

Разница между прямой речью и косвенной

Сообщать чьи-то высказывания можно либо от лица того, кто их произносит (это и есть прямая речь), либо от третьего лица, и тогда она будет косвенной. В статье рассмотрим подробнее первый вариант. Схемы прямой и косвенной речи отличаются, так как по-разному оформляются и звучат в тексте, например:

  • «Сегодня я поздно буду с работы», - сказала мама . отображает сказанное матерью, передавая информацию от нее лично. В этом случае схема прямой речи делится на того, кто говорит, и непосредственно на содержание.
  • Мама сказала, что сегодня будет поздно с работы . В этом варианте слова передаются не от лица говорящего. В письменном виде косвенная речь - это в которой авторские слова идут вначале и являются ее главной частью.

Существует 4 схемы передачи прямой речи, в которых применяются следующие обозначения:

  • П - указывает на заглавную букву, с которой начинается прямая речь.
  • п - означает начало речи с маленькой буквы.
  • А - это авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы.
  • а - строчная буква.

В зависимости от того, какие используются обозначения, и где они стоят в схеме, можно построить предложение. Которое будет ей соответствовать или, наоборот, уже имеющийся текст позволит расписать схематически.

Прямая речь в начале текста

Схемы прямой речи, в которых она предшествует словам автора, выглядят следующим образом:

  • «П», - а.
  • «П?» - а.
  • «П!» - а.

Если словам автора предшествует прямая речь, правила (схема отображает это) требуют заключать ее в кавычки, а между ними ставить знак препинания, соответствующий эмоциональной окраске высказывания. Если оно повествовательное, то части разделяются запятой. При вопросительной или восклицательной эмоции в речи ставятся знаки, передающие данную стилистическую окраску предложения. Например:

  • «Мы едем летом на море», - сказала девочка.
  • «Мы едем летом на море?» - спросила девочка.
  • «Мы едем летом на море!» - радостно крикнула девочка .

В данных примерах одно и то же содержание прямой речи передается с разной эмоциональной окраской. Слова автора также меняются в соответствии с этими изменениями.

Слова автора в начале речи

Схемы прямой речи (с примерами ниже), в которых слова автора начинают синтаксическую конструкцию, применяются, когда важно указать на говорящего. Они выглядят следующим образом:

  • А: «П».
  • А: «П?»
  • А: «П!»

По схемам видно, что за словами автора, которые начинаются с заглавной буквы, так как стоят в начале предложения, необходимо ставить двоеточие. Непосредственно прямая речь с обеих сторон охватывается кавычками и начинается с заглавной буквы, как самостоятельная синтаксическая конструкция. В конце ставится соответствующий эмоциональному содержанию текста. Например:

  • Мальчик подошел и сказал тихим голосом: «Мне нужно домой к больной маме». В данном примере прямая речь располагается за словами автора и имеет нейтральную окраску, поэтому в конце ставится точка.
  • Крик возмущения вырвался из ее уст: «Как вы можете не замечать этой несправедливости!» Предложение имеет эмоционально экспрессивную окраску, передающую сильное возмущение. Поэтому прямая речь, которая стоит за словами автора и взята в кавычки, заканчивается восклицательным знаком.

  • Девочка с удивлением посмотрела на него: «Почему ты не хочешь идти с нами в поход?» Хотя в словах автора указано на такую эмоцию, как удивление, прямая речь звучит в виде вопроса, поэтому в конце стоит

Важно помнить: прямая речь, стоящая за словами автора, всегда пишется с прописной буквы и отделяется от них двоеточием.

Третья схема

  • «П, - а, - п».
  • «П, - а. - П».

По схемам видно, что прямая речь делится на 2 части словами автора. Пунктуация в данных предложениях такова, что они всегда отделяются от прямой речи с двух сторон дефисами. Если после слов автора поставлена запятая, продолжение прямой речи пишется с маленькой буквы, а если точка, то она начинается как новое предложение с заглавной буквы. Например:

  • «Я за тобой завтра заеду, - сказа Егор, садясь в машину, - не проспи».
  • «Мама приезжает ранним утром, - напомнил папа. - Нужно заранее заказать такси».
  • «Что ты здесь делаешь? - спросила Мария. - Разве ты не должен быть на лекции?»
  • «Какой ты упрямый! - воскликнула Света. - Не хочу больше тебя видеть!»

Важно: хотя в последних двух примерах начальная часть прямой речи заканчивается не запятой, а вопросительным и восклицательным знаками, слова автора пишутся с маленькой буквы.

Прямая речь между словами автора

Четвертая схема прямой речи поясняет, какие знаки ставятся, когда она стоит между словами автора.

  • А: «П» - а.
  • А: «П?» - а.
  • А: «П!» - а.

Например:

  • Диктор сказал: «Сегодня в новостях» - и почему-то запнулся.
  • Эхо принесло издалека: «Где вы?» - и снова стало тихо.
  • Брат грубо ответил: «Не твое дело!» - и быстрым шагом вышел за дверь .

Нельзя ограничиваться только перечисленными выше схемами, так как прямая речь может состоять из любого количества предложений, например:

«Как хорошо! - воскликнула бабушка, - думала, никогда не доберемся домой. Устала смертельно» . Схема данной синтаксической конструкции выглядит следующим образом:

«П! - а, - п. П».

Русский язык очень выразителен и на письме больше, чем умещается в 4 классические схемы. Зная основные понятия о прямой речи и при ней, можно составить предложение любой сложности.

Сложным называется предложение, состоящее из двух или нескольких объединенных по смыслу и интонации грамматических основ (простых предложений).

По способу связи выделяют два типа предложений: союзной и бессоюзной.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным): Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:


  • Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть .

  • ?

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложносочиненных называется сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и объединяются с помощью сочинительных союзов и, да, а, но, однако, зато, или, или … или, то … то: Не встречаются горы с горами, а братаются люди с людьми.

Между частями сложносочиненного предложения могут относиться запятая, точка с запятой и тире.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным):
Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:

  • Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение:
    Иногда в голубой вышине плыла облако или пролетала птичка .
  • Если обе части предложения однотипные (вопросительные, побудительные, восклицательные или именительный предложения):
    Во сколько собираемся и куда поедем ?

Точка с запятой ставится:

  • Если части сложносочиненного предложения далекие по смыслу или имеют в своем составе другие знаки препинания:
    То, бывало, дождь холодный сечет, а перестоять непогоды негде: то, бывает, ветер осенний пробирает до костей, а обогреться негде .

Тире ставится:

  • Если вторая часть предложения выражает следствие, противопоставление или быструю смену событий:
    Может умереть и человек и рассыпаться в прах — и горит на звездах огромное ее дело !

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненных называется сложное предложение, в котором одно предложение подчиняется другому, части предложения неравноправны и соединяются союзами подчинительные или соединительными словами: что, как, если, потому что, как, несмотря на то, перед тем как:
Стихотворения Кобзаря рождены для того, чтобы не умирать никогда.

Предложение, от которого зависит другое предложение, называется главным, а предложение, которое подчиняется главному, придаточным. Придаточное предложение может стоять после главного, перед главным, а также в середине главного.

Все придаточные части отделяются от главного предложения запятыми. Если придаточные предложения присоединяется к главному сложенными союзами (несмотря на то, потому что, вследствие того что, по мере того как …), то запятая ставится либо перед всем союзом, либо внутри него:
Теплый туман стелился по полю и налив балку до краев, так что деревья утопали в нем.

Запятая не ставится между частями придаточного предложения:

  • Если они состоят из одного слова:
    Подвязывая светлый виноград, смеется девушка не знать из чего .
  • Соединенными единичным союзом и (й), и (и), или и (или), если обе части имеют общее слово или общую часть:
    Детям казалось, что уже вечер и сейчас придет мама .

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Бессоюзным называется предложение, в котором составные части связаны в единое целое без помощи союзов и соединительных слов: Степ подбегал к обрыву и остановился — дальше бежать некуда: внизу, до самого горизонта, зеленело и менялось море. В бессоюзном сложном предложении между его частями относятся такие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире: В глубине леса стучал дятел, пищали синицы.

Прямая речь. Знаки препинания при ней

Прямая речь — это речь других, передано точно (не переменной), с соблюдением интонации от имени того, кто сказал или написал. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают, кому она принадлежит. Прямая речь может стоять после слов автора или перед ними, а может разрываться словами автора.

Знаки препинания при прямой речи:

— Бабушка! — Говорит он. — Хотел я посмотреть, очень длинный мир.
— Увы! Смотрел бы из ворот, а лезть высоко малом не годится.

  • Если реплики берутся в кавычки и записываются подряд без слов автора, то между ними ставится тире. «На добрый, ты моя дорогая» — «На добрый, мой любимый друг» — «Что сегодня снилось тебе, милая?» — «Сон приснился, и дивненький очень». — «Что же за чудо снилось тебе, милая?» — «Мне снились билии лелеет..» — «Радуйся, милая, потому Лелия — цветок чистой и любой надежды!».
  • Дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты .

    Обозначения:

    Слова автора до прямой речи

    • Точка находится за кавычками.
    Сидоров сказал: «Вернусь поздно». Волк закричал: «Ну, погоди!»

    Слова автора разрывают прямую речь

    В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же.

    «Буду поздно, - сказал Сидоров. - Ложись спокойно спать». «Ну, заяц! - закричал волк. - Ну, погоди!»

    Диалог

    Кавычек нет (даже если в одной есть слова автора). Каждая реплика начинается с новой строки, перед репликами ставится тире .

    - Кто там? - Это я, почтальон Печкин, - последовал ответ. - Принёс заметку про вашего мальчика.

    Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится тире.

    - Идём, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь? (Горький). (сравните: «Идём, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?» )

    Диалог, вытянутый в строку

    Короткие (2-3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире.

    - Кто там? - спросил дядя Фёдор. - Это я!

    Не являются прямой речью


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Прямая речь" в других словарях:

      Чье либо высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь … Большой Энциклопедический словарь

      Прямая речь - ПРЯМАЯ РЕЧЬ. См. Косвенная речь … Словарь литературных терминов

      ПРЯМОЙ, ая, ое; прям, пряма, прямо, прямШы и прямы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Прямая речь - (от лат. oratio recta) – один из способов передачи чужой речи (см.) – воспроизводимая дословно речь какого либо лица, оформленная как относительно самостоятельное предложение и вводимая в текст словами другого лица – автора этого текста, так… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

      Воспроизведение высказывания от имени того лица, которым оно было сделано, сопровождаемое авторскими словами (см. авторские слова). По отношению к авторским словам прямая речь выступает как самостоятельное предложение, только по смыслу и… … Словарь лингвистических терминов

      Синтаксический способ введения в текст чужой речи. Конструкции с прямой речью включают собственно чужую речь и слова автора, которые могут ей предшествовать, следовать за ней и включаться внутрь; в зависимости от этого конструкции по разному… … Литературная энциклопедия

      Чьё либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь. * * * ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПРЯМАЯ РЕЧЬ, чье либо высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь (см … Энциклопедический словарь

      Прямая речь - (лат. oratio recta) дословное воспроизведение чужого высказывания, сопровождаемое комментирующей репликой говорящего («словами автора»). В отличие от синтаксически организованной косвенной речи, П. р. строится по принципу паратаксиса свободного … Лингвистический энциклопедический словарь

      Чьё либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи (См. Косвенная речь), сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится:… … Большая советская энциклопедия

      прямая речь - 1) Речь другого лица, передаваемая дословно, вне зависимости от речи лица, служащего передатчиком. 2) Языковое средство, используемое в художественной речи, публицистическом, разговорном стилях, где идет ориентация на выразительные возможности… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Книги

    • Прямая речь , Селезнев Г. , В этой книге представлен замечательный портрет государственного деятеля, политика, журналиста, семьянина Геннадия Николаевича Селезнёва, созданный людьми, хорошоего знавшими. С душевной… Категория:

    Чужая речь – это высказывание другого лица, включенное в авторское повествование. Пример: «Мы в ответе за всех, кого мы приручаем», – сказал Антуан де Экзепюри.

    Прямая речь – это форма точной передачи чужой речи (см. ) с буквальным воспроизведением ее лексического наполнения и особенностей синтаксического построения. В текстах художественной литературы прямая речь используется с целью создания речевой характеристики персонажей.

    Предложение с прямой речью – это особая синтаксическая конструкция, состоящая из двух частей – из слов автора (см. ) и прямой речи (см. ). В отдельных случаях прямая речь в составе предложения с прямой речью может представлять целый текст, состоящий из нескольких предложений. Например: Немецкий лютеранский пастор рассказывал: «Когда убивали евреев, я молчал, потому что я не еврей. Когда сажали коммунистов, я молчал, потому что я не коммунист. Когда били католиков, я молчал, потому что я не католик. Когда пришли за мной, не было уже никого, кто мог бы сказать хоть одно слово в мою защиту ».(Газета.)

    Слова автора – это часть предложения с прямой речью, принадлежащая собственно автору. Слова автора выполняют вводящую функцию, они вводят прямую речь в повествование, поэтому в словах автора используются глаголы со значением сообщения, речи, мысли, вопроса (сказать, промолвить, спросил, выкрикнул, приказал и под.), а также существительные типа просьба, приказ, ответ, вопрос и т. д. Слова автора могут занимать любую позицию по отношению к прямой речи. Если слова автора стоят перед прямой речью, то вся конструкция напоминает бессоюзное предложение. Если слова автора используются в середине прямой речи, то они приобретают статус вставочной конструкции (вставки): «Нет, – отвечает Иван, – никуда идти я не намерен».

    Косвенная речь – передача содержания чужой речи в форме придаточного предложения. Главное предложение состоит из слов автора. Косвенная речь передает содержание чужой речи. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения, формы лица глаголов употребляются не с точки зрения говорящего, а с точки зрения лица, передающего содержание чужой речи. Например: Иванов представил себя: «Я учитель. Работаю в сельской школе. » – Иванов представил себя, что он учитель, работает в сельской школе.

    Несобственно-прямая речь – форма передачи чужой речи, сочетающая в себе элементы прямой и косвенной речи. В несобственно-прямой речи в той или иной степени отражаются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, сохраняется эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. В результате создается двуплановость высказывания: передается речь персонажа, его мысли и настроения, но говорит за него автор. Например: Иван воскликнул: «Как же, так я и соглашусь на это!» – Иван был против. Как же так он и согласится на это!

    Сложное синтаксическое целое

    Сложное синтаксическое целое (или сверхфразовое единство) – минимальный фрагмент текста, состоящий из нескольких самостоятельных предложений, представляющих собой тематическое единство (см. ), семантическое единство (см. ), структурное единство (см. ), функционально-смысловое единство (см. ), благодаря чему этот фрагмент может быть выделен из текста. Личная жизнь гения всегда представляет особый интерес. В ней, как в зеркале, отражаются все особенности его дарования. Личная жизнь Булгакова – не исключение. (Газета.) Слова – страшная вещь: их можно употреблять везде, но впустую употреблять нельзя. Они живые энергии и потому неизбежно влияют на душу произносящих их людей. (В.А. Степун.) Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать её. (Й. Гёте.)


    Знаки препинания при прямой речи

    Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

    Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь , первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а - слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

    Прямая речь после слов автора

    Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка - после них.

    Прямая речь перед словами автора

    Если прямая речь находится перед словами автора , то она заключается вкавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

    Слова автора внутри прямой речи

    1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора .

    2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи . Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

    «П, - а. - П». «П, - а. - П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, - думал я. - Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)

    2) «Как вы меня испугали, - сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. - О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

    «П! - а. - П». «П! - а. - П!» 1) «Стой, братцы, стой! - кричит мартышка. - Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! - с удивле­нием сказал Лжедмитриев. - Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
    «П? - а. - П». «П? - а. - П?» 1) «Куда вы? - сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. - Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? - сросил я. - Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
    «П... - а. - П». <.П... - а. - П?» 1) «Обожди... - сказал Морозко угрюмо. - Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... - высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. - Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький)

    3. В авторских словах , разрывающих прямую речь , могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи , стоящей перед словами автора , второй - к прямой речи после слов автора . В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.

    «П, - а: - П».

    1) «Нет, ничего, прекрасно, - отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: - Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

    Прямая речь внутри слов автора

    Если прямая речь находится внутри слов автора , то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

    Тире после прямой речи ставится, если:

    б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

    А: «П» - а. Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» - говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак).
    А: «П!» - а. Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» - если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский) (тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь).
    А: «П?» - а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» - когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) (тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь).
    А: «П...» - а. Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак...» - повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь).
    А: «П», а. 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно).

    Примечание . Прямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.

    Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:

    1) - Боже мой, Надя приехала! - сказал он и весело рассмеялся. - Родная моя, голубушка! (А. Чехов)

    2) Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:

    - Сколько же лет Аристарху Платоновичу?! (М. Булгаков)