Привет студент. Противостояние короля и парламента Почему возник конфликт между кромвелем и парламентом

  • Развитие феодальной государственности в Англии
  • Ленная монархия XI – XIII вв.
    • Образование новой монархии
    • Усиление королевской власти
    • Реформы Генриха II
  • Сословная монархия XIII – XV вв.
    • Сословный строй
    • Великая хартия вольностей
    • Изменения системы власти и управления
  • Абсолютная монархия XVI – середины XVII вв.
    • Политическая централизация
    • Абсолютизм и церковь
    • Королевская администрация
    • Политическая доктрина абсолютизма
  • Становление английского парламента
    • Возникновение парламента
    • Состав парламента. Начало избирательного права
    • Компетенция парламента
    • Корона и парламент
  • Развитие феодальной государственности во Франции
  • Ленная (сеньориальная) монархия Х – XIII вв.
    • Становление Французского королевства
    • Формирование королевской администрации
    • Реформы Людовика IX
  • Сословная монархия XIV – XV вв.
    • Укрепление королевской власти
    • Генеральные штаты
    • Государственная администрация
  • Завершение государственной централизации: XVI – начало XVII в.
    • Национально-политическое объединение
    • Централизация государственной системы
    • «Регулярная монархия» Ришельё
  • Развитие феодальной государственности в Германии
  • «Священная Римская империя германской нации»
    • Становление германской государственности
    • Организация ленной монархии
    • Политическое дробление империи
    • Государственная система империи XIV – XV вв.
  • Развитие территориальной государственности: Пруссия
    • Формирование Прусского государства
    • Становление абсолютизма в Пруссии
  • Развитие государственной организации в Италии: города-республики
    • Средневековые государства в Италии
    • Формирование Флорентийской коммуны
    • Государственная организация Флоренции
    • Развитие Венецианской республики
    • Институты власти в Венеции
  • Развитие феодальной государственности в Испании
    • Формирование испанских государств
    • Ранняя монархия
    • Сословная монархия
    • Утверждение абсолютизма
  • Формирование феодальных государств у славянских народов
    • Славяне в I тысячелетии
    • Становление Польского государства
    • Развитие чешской государственности
    • Болгарское царство
    • Югославянские государства
  • Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе
    • Государство и самоуправление
    • Общинное самоуправление
    • Становление земского самоуправления
    • Городское самоуправление
    • Профессионально-сословное самоуправление
  • Римское право в средневековой Европе
    • Римское право в варварских королевствах
    • Возрождение римского права. Глоссаторы
    • Комментаторы (постглоссаторы)
    • Римское право на пороге Нового времени
  • Формирование судебно-правовой системы Англии
    • Становление юстиции «общего права»
    • Принципы «общего права»
    • Суд канцлера («справедливости»)
    • Право справедливости
  • Развитие французского права в Х – XVII вв.
    • Формирование феодальных кутюмов
    • Кутюмное право
    • Королевская юстиция. Парламенты
    • Королевское законодательство
  • Развитие германского права в Х – XVI вв.
    • Становление общеимперского права
    • «Саксонское Зерцало»
    • Феодальный суд
    • Уголовное уложение Карла V
  • Становление права славянских народов
    • Развитие польского права
    • Чешское земское право
    • «Законник» Стефана Душана
  • Городское право средневековой Европы
    • Становление городского права
    • Городской строй и статус граждан
    • Имущественные отношения и коммерческое право
    • Уголовное право
  • Каноническое право римской католической церкви
    • Формирование церковной организации
    • Становление и систематизация церковного права
    • Церковная юстиция
    • Брачно-семейное право
  • Государственность Византийской империи
    • Становление и развитие имперского государства
    • Императорская власть
    • Административная система
    • Имперская бюрократия
    • Местное и военное управление
    • Государство и церковь
    • Кризис и падение Византии
  • Эволюция социально-правового строя Византии
    • Сословный строй
    • Зависимое население
    • Крестьянская община. «Земледельческий закон»
    • Государственный феодализм
  • Судебно-правовая система Византийской империи
    • Развитие законодательства
    • Суд и судопроизводство
    • Изменения в частном праве
    • Уголовное право
  • Военно-феодальные империи средневековой Азии
  • Арабский халифат
    • Возникновение и развитие арабской империи
    • Организация власти и управления
    • Судебная система
  • Монгольская военно-кочевая империя
    • Формирование Великого монгольского государства
    • Военно-политическая система
    • Гражданская администрация
  • Образование Османской империи
    • Формирование турецкой государственности
    • Система власти и управления
    • Военно-ленная система
    • Местное управление
  • Право и суд в Османской империи
    • Основы правовой системы
    • Канун-наме (кодексы)
    • Организация юстиции
    • Гражданские и имущественные отношения
    • Брачно-семейное право
    • Уголовное право
  • Развитие феодального государства в Японии
    • Формирование японской государственности
    • Феодально-ленная система. Сёгунат
    • Централизация страны. Сегунат Токугава
  • Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё)
    • Формирование древнего права
    • Административное право
    • Судопроизводство
    • Уголовное право
    • Брачно-семейное право
  • Становление международного права
    • Право войны
    • Международный договор
    • Дипломатическое право
  • Государство и право Нового Времени
  • Государство и право нового времени
  • Революция в Нидерландах и образование Республики
    • Государственный статус Нидерландов и администрация в XVI в.
    • Борьба с Испанией и становление новой государственности
    • Основы конституции
    • Организация власти и управления Республики
    • Конфедеративное устройство
  • Английская революция середины XVII в.
    • Государственно-политический кризис начала XVII в.
    • Конфликт короны и парламента
    • Долгий парламент и политические реформы
    • Крах монархии и установление Республики
    • Режим военной диктатуры. Протекторат
    • Кризис республиканской диктатуры
  • Оформление конституционной монархии в Англии
    • Реставрация монархии
    • «Славная революция»
    • Политико-юридические основы конституции
    • Доктрина «разделения властей»
    • Развитие государственно-политического строя Великобритании в XVIII-XIX вв.
  • Монархия и правительство
    • Статус Короны
    • Тайный совет
    • Правительство
    • Центральная администрация
  • Парламент и политические партии
    • Парламент
    • Развитие избирательного права
    • Институализация политических партий
  • Развитие английской юстиции и права в XVII-XIX вв.
    • Habeas corpus Act
    • Уголовная юстиция
    • Гражданская юстиция
    • Судебная реформа 1872-1875 гг.

Конфликт короны и парламента

Яков I и Карл I последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности не заседал и двух лет. Корона предпочитала обходиться без парламента, потому что встречала в нем постоянную оппозицию.

И не могла обходиться без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права» (в 1629 г. парламент прямо постановил, что «врагом английской свободы является тот, кто будет платить не утвержденные парламентом налоги»).

С 1614 г. парламент по своему составу был на 2/3 пуританским. Постоянным мотивом его занятий стало принятие разного рода резолюций о своем политическом приоритете. Это приводило, как правило, к быстрым роспускам представительства. Претензия парламента на верховенство в особенности была заявлена в резолюций от 18 декабря 1621 г.: «Все вольности, привилегии, полномочия и судебное право парламента составляют наследственное достояние каждого англичанина; парламент имеет право вмешиваться во все государственные дела, никто, кроме самой палаты, не имеет власти над каким-либо ее членом». Разгневанный Яков I лично явился в парламент и вырвал лист из протокола с этой записью, распустив затем парламент.

Неудачей окончились и первые попытки Карла I найти политическое согласие с парламентом. Созванный в 1626 г. в Оксфорде парламент (в Лондоне была чума) отказал короне в субсидиях вследствие несогласия по поводу войны с Испанией и политики правительства герцога Бэкингема. Собравшийся вновь в 1628 г. парламент предложил королю особый акт – Петицию о праве.

В петиции в основном декларировались основы исторической конституции королевства, подтверждались права парламента, в том числе на исключительное вотирование налогов, осуждались действия королевской администрации в нарушение сложившихся законов королевства. Петиция была поначалу принята королем. Но затем, опираясь на оппозицию англиканской церкви, Карл I практически аннулировал ее значение и распустил парламент.

В новом парламенте сформировалась более решительная оппозиция (вокруг депутатов О. Кромвеля, Г.Пима, Гэмпдена и др.), которая повела политическую дискуссию уже без привычного пиетета к короне: король призван помочь королевству или же парламент обойдется и без него. Объясняя причину роспуска парламента и оговорки в отношении Петиции о праве перед Палатой лордов. Карл I прямо назвал в их числе «мятежное поведение нескольких гадюк».

После роспуска парламента в 1629 г. наступило 11 лет беспарламентского правления, в течение которых кризис власти и оппозиция короне приняли формы, предвосхищавшие гражданскую войну. Правительство нового министра короля графа Страффорда действовало «напролом», не считаясь ни с традициями, ни с соглашениями в Петиции о праве. Усилилась эмиграция из страны в Новый Свет (за эти годы отправились около 20 тыс. человек, в большинстве сторонники новых религиозных течений). В 1636 г. из-за попыток короны ввести в Шотландии епископское управление и новые церковные обряды началось вооруженное Шотландское восстание, которое оказалось невозможным подавить из-за слабости внутренней армии и отсутствия на нее субсидий. По сути, в ходе восстания, переросшего в открытую англо-шотландскую войну, английский абсолютизм был фактически надломлен.

В апреле 1640 г. король созвал новый парламент (получивший название Короткого), от которого потребовал 12 финансовых субсидий. Парламент выдвинул встречные требования и был распущен. Однако собранное короной для шотландской войны рыцарство графств выдвинуло петицию о плохом состоянии королевства. Созыв нового парламента был началом революции и краха монархии в Англии.

Однако система средневековых отношений в первой трети XVII в. уже серьезно препятствовала дальнейшему развитию Англии. Власть в Англии находилась в руках феодального дворянства, интересы которого представлял король. Особенно абсолютизм укрепился в Англии в XVI в., когда парламент всецело был покорен королю, королевской власти. Действовали Тайный совет и чрезвычайные суды «Звездная палата», «Высокая комиссия». В то же время английский король не имел права собирать без разрешения парламента налоги. В случае начала войны королю необходимо было созывать парламент для получения разрешения единовременного налога и установления его размера. Палата общин

В конце XVI в. отношения между королем и парламентом обострились, потому что английские короли стремились к усилению абсолютизма, считая, что власть королю дана Богом и ее нельзя связать никакими земными законами. Английский парламент состоял из двух палат - верхней и нижней; верхняя - палата лордов - была наследственным собранием английской знати, она пользовалась правом «вето». Нижняя - палата общин - более представительная, но менее знатная. Избирательными правами пользовались только собственники, поэтому от графства в палате общин заседали дворяне. Они могли представлять и города, поскольку города находились на земле знатного и богатого дворянина.

В 1603 г. после смерти бездетной королевы Елизаветы Тюдор трон перешел к Якову VI, королю Шотландии, первому королю из династии Стюартов на английском престоле. Он был коронован королем Англии под именем Якова (Иакова ) I. Король одновременно правил и Англией и Шотландией. Без разрешения парламента Яков I стал взимать старые пошлины и вводить новые, чем нарушил установленные обычаи страны. Парламент не утверждал субсидии королю. Яков I стал прибегать к массовой продаже титулов. Так, в 1611 г. был учрежден новый титул баронета, который мог получить любой дворянин, заплативший в казну 1 тыс. ф. ст. Король защищал цеховые ограничения, запрещал новые изобретения. Вызывала неудовлетворение и внешняя политика короля, который вопреки ожиданиям борьбы с католической Испанией - соперником Англии в захватах колоний - десять лет добивался с ней союза. Противостояние парламента и короля продолжалось весь период правления короля. Король трижды распускал парламент, а семь лет вообще не созывал его.

В 1625 г. после смерти Якова I английский трон занял король Карл /, разделявший абсолютистские убеждения своего отца короля Якова I. Незаконный сбор податей (вопреки «Биллю о правах») возбудил негодование в парламенте, и в 1629 г. он снова был распущен Карлом I. После этого он в течение 11 лет правил сам, добывая деньги поборами, штрафами и монополиями. Желая ввести единую епископальную церковь, король преследовал пуританство. Большинство в палате общин парламента составляли пуритане. Недоверие к нему усилилось, когда вопреки желаниям английского общества он женился на французской принцессе, католичке, дочери короля Генриха IV. Поэтому идеологическим знаменем борьбы революционной оппозиции абсолютизму стал пуританизм, а возглавил ее парламент.

От участия в государственных делах были полностью отстранены новое дворянство, инакомыслящее духовенство, ужесточилась цензура. Неограниченный характер вновь получила торговля монополиями, что вызывало рост цен. Расстройство торговли и промышленности, усиление эмиграции - итог политики Карла I. В стране население голодало и бунтовало, начались уличные беспорядки в столице, к тому же Шотландия объявила Англии войну.

Конфликт этот был тесно связан с ростом разногласий по вопросам торгово-промышленной, финансовой и религиозной политики, непосредственно затрагивавшим интересы различных общественных классов.

Программа нового дворянства и буржуазии ярко выражена в документе, представленном палатой общин Якову I Стюарту еще в самом начале его царствования. Это так называемая «Апология палаты общин». Составители «Апологии» требуют прежде всего обеспечения права собственности на землю и, во-вторых, неприкосновенности доходов от торгово-промышленной деятельности. Первое требование имеет в виду освобождение непосредственных держателей земли от короны на условиях рыцарской службы, т. е. крупных землевладельцев, от лежавших на них феодальных служб и повинностей, превращение феодальных поместий в полную, свободную, буржуазную собственность лендлордов. Второе требование предполагает обеспечение «прав и вольностей» всех лиц, занимающихся торговлей и промышленной деятельностью, на их доходы от торговли и мануфактуры. Из этих животрепещущих экономических интересов нового дворянства и буржуазии вытекают их политические требования. В противовес абсолютистским притязаниям Якова I, развитым в его политическом трактате «Истинный закон свободных монархий», "палата общин заявляет весьма решительно в «Апологии», что король не является ни абсолютным, ни независимым от парламента главой государства. В то время как Яков I склонен был рассматривать парламент в качестве подсобного органа короля, обладающего абсолютной властью божественного происхождения и характера, авторы «Апологии» провозгласили верховным органом государства парламент, состоящий из двух палат - общин и лордов, во главе с королем, но отнюдь не короля, действующего независимо от парламента. Решительно выступая против самого принципа божественности королевской власти, палата общин заявляет в своей «Апологии», что власть смертного короля не является божественной, абсолютной и единоличной ни в духовных, ни в светских делах. Подкрепляя свою конституционную теорию ссылками на Великую хартию вольностей, авторы «Апологии» вкладывают в этот по существу феодальный документ, отражавший отношения между королем и феодалами в XIII в., совершенно новое, буржуазное содержание, выражавшее интересы и политические претензии нового дворянства и буржуазии начала XVII

в. Яков I склонен был рассматривать «права и вольности» своих подданных в качестве временной уступки им и ограничивать действие этих прав сроком заседаний того или другого парламента, полагая, что эти права должны прекратить свое существование вместе с роспуском парламента.

«Апология палаты общин» рассматривает «права и вольности» англичан не в качестве временной уступки со стороны короны, но © качестве законного, прирожденного права, вытекающего из Великой хартии вольностей и других статутов королевства, принятых парламентом, внесенных в его протоколы и получивших согласие короля. Источником прав английского народа является, по мысли составителей «Апологии», писаное ч право, фиксированное в законодательных актах, которое противопоставляется общему праву, основанному на интерпретации статутов и на судебных решениях и прецедентах королевских судов,

Из политической теории, развитой в «Апологии палаты общин», вытекают экономические и религиозные требования буржуазии и нового дворянства. Спор по вопросу о королевской прерогативе, об объеме прав и полномочий короля, принадлежащих ему в силу обладания английской короной, был для буржуазно-дворянской оппозиции парламента спором о границах прав короля над имуществом подданных; он отражал стремление оппозиции оградить буржуазную собственность от феодальной эксплуатации и абсолютизма. «Апология палаты общин» поддерживает «установленную законом» англиканскую церковь, отрицая за королем единоличное право вносить какие-либо изменения в существующую ее организацию и вероучение. Король не должен издавать без согласия парламента каких- либо новых законов, относящихся к религиозным (как и светским) делам. Дело в том, что короля подозревали в склонности к католицизму, в тайных симпатиях католической церкви и в попустительстве католикам. Стремясь оградить англиканскую церковь от какого-либо сближения с Римом, составители «Апологии» со своей стороны! заявляют, что палата общин отнюдь не стремится к каким- либо новшествам пуританского характера, к углублению реформации: ей чужд пуританский или броунистский дух и какие-либо проявления религиозного диссента, инакомыслия и индивидуализма в религиозных вопросах.

Тем не менее Яков I обвинил палату общин в сочувствии пуританизму и распустил парламент. Вместе с перерывом заседаний прекратили свое существование и «дарованные» королем «свободы и вольности». Противопоставляя временно созываемому парламенту власть короля, занимающего престол постоянно и осуществляющего свое «правосудие» независимо от парламента, Яков I пытается установить «единообразие» в религиозных делах путем издания канонов, королевских прокламаций, карающих всякое проявление религиозного диссента, инакомыслия. Король грозит отлучением от англиканской церкви всех тех, кто сомневается в истинности каких-либо ее положений, и объявляет «незаконными» всякие религиозные организации помимо государственной церкви. Религиозной смуте, расколу, диссенту, индепендентству и особенно анабаптизму была объявлена решительная война. Подобным же образом действовал Яков I и в вопросах финансовой, налоговой политики. Прервав заседание парламента,

король потребовал уплаты «импозиций» - не санкционированных парламентом пошлин на ввозимые в Англию товары.

Королевские судьи - советники короля, помогая ему осуществлять свое правосудие, заявили, что королю принадлежит бесспорное право в силу своей королевской прерогативы независимо от парламента регулировать ввоз и вывоз товаров, облагать пошлинами ввозимые в Англию товары или запрещать вывоз из страны любых товаров. Ведь все порты королевства «принадлежат» королю. Отсюда и его право на взимание таможенных пошлин. Подобно вопросам войны и мира, таможенная политика относилась, по мнению королевских судей, к области королевской прерогативы.

Такое толкование прерогативы короны в отношении таможенной политики находилось в решительном противоречии с интересами английских купцов и мануфактуристов. Идеологи буржуазии заявили, что /вопреки мнению королевских судей введение каких-либо налогов и пошлин без согласия парламента противоречит основному закону королевства - «закону собственности и частных прав». В этом законе идеологи революционных классов видели основу нового общественного порядка, складывавшегося в Англии взамен старого, феодального. Они пытались найти в прошлом развитии Англии прецеденты, подтверждавшие новые требования передовых классов. От вопроса конкретного - о праве короля вводить новые налоги и пошлины лишь с согласия парламента - идеологи нового дворянства и буржуазии, например юрист Уайтлок, переходят к существу конституционной проблемы, бывшей предметом споров между королем, защитниками его прерогативы и палатой общин. Уайтлок ставит вопрос: кому принадлежит в Англии верховная власть? И дает на него следующий ответ: королю в парламенте, т. е. королю, получившему поддержку «всего государства» - обеих палат парламента.

Власть короля в парламенте противопоставляется этим юристом его власти вне парламента, когда король действует, руководствуясь лишь собственнной своей волей, одиноко и обособленно. В речи в палате общин, произнесенной в 1611 г., Уайтлок доказывал возможность апелляции на действия короля вне парламента (например, в суде королевской скамьи, где от имени короля выступали коро левские судьи) к королю в парламенте. Власть короля в парламенте не является абсолютной, в смысле ее независимости от обеих палат парламента. Зато она является подлинно верховной и суверенной властью конституционного, опирающегося на парламент главы государства.

В противоположность этой теории власти конституционного монарха Яков I и его советники пытались «обосновать» суверенитет королевской власти - власти короля вне парламента - ссылками на божественное происхождение королевской власти, которая поэтому и является независимой от парламента. Основываясь на этом, Яков I считал «бесспорным» свое право вводить и взимать налоги, с чем палата общин была решительно не согласна. Так, в «билле против налогов», обсуждавшемся в 1610 г., помимо спора о прерогативе, нашли свое отражение реальные интересы английских купцов, настаивавших на неприкосновенности своих доходов от торгово-промышленной деятельности от произвола абсолютного монарха, действовавшего помимо парламента и вне его. Купцы и мануфактуристы были заинтересованы не менее, чем крупные землевладельцы, в освобождении рыцарского держания, в приобретении буржуазного права собственности, точнее, приближавшегося к нему сокэджа общего права (free and common socage), на свои феодальные поместья. Английские купцы, торговавшие за морем, были проникнуты убеждением, что их торговая деятельность полностью соответствует благу всего королевства, и протестовали против введения королем налогов и пошлин «без общего согласия королевства», т. е. без согласия парламента Наоборот, противодействие короля принятию «билля против пошлин» вызывает недовольство среди английских купцов и наносит ущерб всей стране.

Будучи вынужден согласиться на «билль против пошлин», Яков I всячески старается обойти его, избежать ущемления своей прерогативы в вопросах таможенной Политики.

Продолжая действовать самовластно, король раздает по своему усмотрению монополии в ущерб свободе торговой и предпринимательской деятельности, в которой идеологи буржуазии видят прирожденное право этого класса. Упорно сопротивлялся Яков I и предложениям о выкупе, освобождении рыцарского держания. «Большой договор» 1611 г. предусматривал выплату королю суммы в 200 тыс. ф. ст. в год взамен феодальных повинностей, которые несли держатели на правах рыцарской службы. Сумма, предложенная парламентом, примерно вдвое превосходила фактические доходы короля по данной статье. Тем не менее король продолжал отстаивать свою прерогативу - свои верховные права на рыцарские держания, требуя увеличить предложенную ему сумму до 300 тыс. ф. ст. в год. «Большой договор» так и не был заключен, отмена феодальных повинностей, связанных с рыцарским держанием, была произведена, как известно, лишь после победы парламентской армии над королем в 1646 г.

Яков I Стюарт пошел по иному пути: он распустил парламент, вновь созвал его на короткий срок (3 месяца) в 1614 г. По существу же за роспуском парламента 1611 г. наступает период беспарламентского правления больше чем на целое десятилетие - до 1624 г., когда английский абсолютизм принимает классические черты, приближавшие его к образцам абсолютизма континентального и вместе е тем приближавшие его катастрофу в Англии при Карле I, втором Стюарте на английском престоле.

Осуществляя на практике в период беспарламентского десятилетия тот принцип, согласно которому с роспуском парламента прекращают свое существование «дарованные» королем «свободы и вольности», Яков I вводит и взимает незаконные «импозиции», прибегает к взысканию старых, феодальных повинностей вроде «подмоги» по случаю брака королевской дочери и «добровольных пожертвований». Однако это не создает ни прочной финансовой, ни политической базы для абсолютизма Стюартов. Это была по существу новая для Англии форма абсолютной монархии, базировавшаяся на политическом трактате Якова I и на поддержке отживших сил феодального общества - остатков феодальной аристократии, уцелевших до первых десятилетий XVII в., феодального дворянства -и высокой англиканской государственной церкви. Эта политическая форма стояла в решительном противоречии с классовыми интересами нового дворянства и буржуазии - передовой силы на заре буржуазной революции.

Якову I удалось задержать, предотвратить непосредственную опасность революционного взрыва; «пролог революции» не вылился в революцию при первом Стюарте. В период беспарламентского правления Яков I сталкивался с возраставшими экономическими трудностями, которые он и его советники пытались преодолеть чрезвьь чайными средствами. Особенно эти трудности возросли с началом 30-летней войны, в которую вступает Англия, руководствуясь соображениями династической политики Стюартов.

В 1621 г. королю вновь пришлось созвать парламент и обратиться к нему за поддержкой. Однако в этот момент стюартовский абсолютизм оказывается особенно дискредитированным нелепой внешней политикой, продажностью и взяточничеством близкйх советников короля и военными неудачами. Особой остроты достигает конфликт в связи с вопросом об испанском браке престолонаследника, который Яков I также относил к области королевской прерогативы и считал его недоступным пониманию парламента. Между тем с вопросом о предполагавшейся женитьбе будущего Карла I на испанской инфанте были связаны весьма острые экономические, политические и религиозные интересы различных классов английского общества. Испанский брак наследника престола казался совершенно неприемлемым английским купцам и мануфактуристам, ревнителям пуританского благочестия, ибо он означал ущемление их коммерческих интересов. В результате брака «католическая опасность» чрезвычайно возросла бы для английских купцов и мануфактуристов, привыкших отождествлять свои классовые интересы с «национальными интересами» и даже «общим благом» Англии.

В декабре 1621 г. королю была представлена петиция и ремонстрация палаты общин с резкими выпадами против Испании и испанского короля, в котором Яков I видел не только своего будущего тестя, но и союзника в борьбе за «палатинат», за курфюршество Пфальцское-«достояние» своей дочери Елизаветы и ее мужа Фридриха Пфальц- ского. По династическим соображениям Яков I был готов идти на союз с католической Испанией, принося ей в жертву интересы английских купцов и мануфактуристов. Пуритански настроенные классы - буржуазия и новое дворянство - ненавидели Испанию и в браке Карла с инфантой видели осуществление «злокозненных» планов и «дьявольских» интриг английских и испанских папистов, которые усилили в это время свою пропаганду.

Палата общин требует от короля мер для защиты «истинной религии». В качестве условия предоставления королю финансовой поддержки палата выдвигает требование решительного изменения внешней и внутренней политики.

Крайне раздраженный сопротивлением и требованиями палаты общин, Яков I ответил на петицию парламента, написанную в верноподданническом тоне, насмешками и издевательствами. Яков I вновь развивает «теорию», согласно которой «права и вольности» парламента являются не его «наследственным достоянием», а актом королевской милости, которая может быть отнята в любой момент. Когда палата общин заявила решительный протест, указав в своем меморандуме, что обсуждение всех важнейших вопросов, касающихся короны, государства, защиты религии и англиканской церкви, является старинным и несомненным, прирожденным правом палаты, Яков I уничтожил его. На заседании Тайного совета в присутствии наследника престола, лордов и секретаря палаты общин король собственноручно вырвал из журнала палаты общин текст меморандума, чтобы устранить возможность использовать его «двусмысленные выражения» в будущем в качестве прецедента для дальнейших вторжений в область королевской «прерогативы».

Затем парламент был снова распущен и не созывался до 1624 г.- последнего года царствования Якова I. Почему же в 1624 г. Яков I был вынужден снова собрать парламент? Почему в тронной речи (февраль 1623/24 г.) король решительно изменил свой тон и просил «свободных и искренних советов» обеих палат парламента по вопросу о браке принца Уэльсского? Мало того, Яков I отрекся и от прежних своих посягательств на «законные права, вольности и привилегии парламента». Почему же король был вынужден отказаться, хотя бы на словах, от того, к чему он стремился на протяжении всего своего царствования?

Объясняется это тем, что английский абсолютизм оказался перед фактом краха нелепой внешней политики Якова I и острой финансовой нужды. Яков I искал способа выпутаться из тяжелых экономических и политических затруднений. Ему приходилось в свою очередь выслушивать уроки палаты общин, которая признала условия брачного договора с Испанией несовместимыми с честью самого короля, с безопасностью английского народа и с интересами протестантских союзников Англии.

Однако на деле оказалось, что лживый и неискренний первый представитель династии Стюартов, как и последующие ее представители, вплоть до Якова II, вел двойную игру: отрекаясь на словах - в тронной речи - от про екта испанского брака, Яков I продолжал тайные переговоры с «клевретами короля испанского». Его выдал не кто иной, как его любимый фаворит Бекингем, весьма развязно и цинично предложивший королю сделать выбор между своими подданными и испанцами и дать недвусмысленный ответ по вопросу о браке будущего Карла I и инфанты. Переписка Бекингема с Яковом I - яркий образец морального вырождения стюартовского абсолютизма. Это по существу обвинительный приговор «нелепому (grotesk) выродку», как называет Маркс Якова I*. Политические интриги, шантаж, распространение ложных слухов среди членов парламента - вот те приемы, при помощи которых Яков I старается выудить «субсидии» и финансовую поддержку парламента, не прекращая при этом угроз «сломать шею» своему последнему парламенту, как ему удалось это сделать в отношении трех первых парламентов (1604, 1614 и 1621 гг.).

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Что такое абсолютизм? Как проявлялись черты абсолютизма в Англии в конце XVI – начале XVII в.?

Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.

Черты абсолютизма в Англии в конце XVI – начале XVII в. проявились в том, что короли пытались снизить значение Парламента, лишить феодалов власти (передать местную власть и суды в руки королевских чиновников и судей), создать регулярные армию и флот и запретить феодальные армии.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Объясните смысл изображения. Как автор оценивает деятельность Кромвеля?

Смысл этого изображения заключается в том, что дуб был символом королевской власти. Подрубая его, Кромвель упразднял в монархию в Англии.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Выпишите: а) имена участников революции; 6) термины, характеризующие политические органы и политическую деятельность.

А) Карл I, О.Кромвель, Прайс. Кук.

Б) Долгий Парламент, кавалеры, круглоголовые, железнобокие, армия нового образца, «прайдова чистка», «Великая ремонстрация».

Вопрос 2. Кто такие пуритане? Покажите связь между их учением и образом жизни.

Пуритане (от лат. «пурус» - чистый) – убеждённые протестанты, стремившиеся очистить англиканскую церковь от остатков католичества. Многие пуритане придерживались учения Жана Кальвина. Главной добродетелью для пуритан являлось чувство долга. Они следили за своим поведением в обществе, старались проявлять сдержанность, вели размеренный образ жизни, вставали рано и никогда не оставались без дела. Складывался стиль жизни, при котором главной ценностью были бережливость и трудолюбие. Пуритане требовали очистить англиканскую церковь от пышных богослужений, требовавших упразднить должности епископов, обвиняя их в том, что они служат не Богу, а королю. Пуритане тщательно изучали Священное Писание, стремясь понять волю Бога, чьи законы они глубоко почитали, Многие верили и в божественное происхождение королевской власти, но для них эта власть была законна только в том случае, если она придерживалась старых английских законов и традиций, считалась с парламентом.

Вопрос 3. Составьте в тетради план по теме «Причины революции в Англии».

Новая династия;

Политическая причины: стремление короля к абсолютизму, конфликт короля и парламента;

Экономические причины: новые налоги, нарушение законов торговли;

Религиозные причины: защита англиканства и преследование пуритан;

Внешнеполитические причины: сближение с католическим Францией и Испанией;

Действия короля Карла I, усугубившие противоречия.

Созыв Долгого Парламента

Вопрос 5. Назовите силы, поддерживавшие короля, и силы, поддерживавшие парламент. Объясните такую расстановку сил.

Короля поддерживали дворяне – крупные землевладельцы, которых называли кавалерами, Парламент поддержали небогатые дворяне и городская буржуазия, которых называли круглоголовыми. Экономически более отсталые северные и западные графства стали под знамёна короля. Более развитый в экономическом отношении юго-восток поддерживал парламент.

Вопрос 6. Объясните причины победы армии парламента над армией короля.

Главной причиной стало создание единого войска – «армии нового образца» состоявшей из добровольцев, в основном крестьян, ремесленников, рабочих мануфактур. Во главе войска стоял энергичный дворянин Оливер Кромвель, который предложил новую тактику боя. Причиной стало также вера парламентской армии в то, что они избавляют страну от тирании.

Вопрос 7. Начните составление календаря событий по теме «Английская революция». Заполните таблицу «Реформы Долгого парламента». Графы таблицы: «Год», «Содержание реформы», «Значение реформы».

Задания к параграфу

Вопрос 1. Дайте оценку деятельности Карла I.

Карл I, обладавший такими чертами характера как самолюбие, вспыльчивость, неуравновешенность, лицемерие, не решил противоречий в английском обществе (между католиками и протестантами. Между англиканами и пуританами, между короной и парламентом), но во многом способствовал их усугублению. Он не признавал полномочий Парламента и традиций парламентаризма в Англии и считал, что власть короля не может быть ограничена подданными. Поэтому он считал возможным отказываться от собственных обещаний, как он сделал отказавшись соблюдать подписанную им же «Петицию о праве». Карл I еще больше обострил конфликт, распустив парламент и вводя новые налоги без его согласия. В дальнейшем Карл вновь созвал парламент, но отказался идти с ним на компромисс. И даже после поражения в гражданской войне он оставался при своем мнении и не желал примирения. Поэтому действия Карла I можно оценить отрицательно, во многом его действия стали причиной революции.

Вопрос 2. Как вы считаете, была ли казнь короля необходима для победы революции? Свою точку зрения аргументируйте.

Да, казнь короля была необходима, т.к. он не собирался идти на компромисс с Парламентом, но в то же время оставался законным королем Англии, даже если бы парламент принял решение о его низложении. К тому же у него был наследник и сторонники, для которых он всегда был бы верховным правителем, а значит, они не приняли бы власти парламента.

Вопрос 3. Проследите взаимосвязь реформ и революционных событий. Сделайте вывод.

Взаимосвязь реформ и революционных событий заключается в том, что они были направлены на ограничение монархии и укрепление полномочий парламента. Отличие заключалось лишь в радикальности преобразований (реформы предлагали более мягкие формы ограничений, революция решительно упразднила монархию и ввела республику).

Вопросы к документу

Вопрос 1. Какими причинами вызвано создание этого документа? Обсудите с одноклассниками, отвечают ли политическим традициям английского общества требования «Великой ремонстрации».

«Великая ремонстрация» - акт Парламента, представлявший собой список злоупотреблений королевской власти. Создание «Великой ремонстрации» было вызвано стремлением обосновать действия Карла I как нарушающие английские традиции и законы. Да, отвечают, т.к. король Англии традиционно не принимал политических и экономических решений, особенно связанных с налогами, без парламента.

Вопрос 2. Составьте перечень основных обвинений, предъявленных судом Карлу I. Изложите своё мнение о решении суда. Предложите иной вариант решения и докажите его возможность в данных исторических условиях.

Намерения установить и держать в своих руках неограниченную тираническую власть для управления страной по своему произволу, уничтожить права и вольности народа;

Объявил изменническую и преступную войну против настоящего парламента и народа;

Был вдохновителем и причиной того, что были убиты тысячи свободных людей.

Решение суда было политическим и не справедливым, т.к. приговор был известен до того, как был вынесен судом.

Иным вариантом могло стать изгнание короля из Англии.

Государственный строй Индепенденской республики и Протектората. 1649 - 1659

1. Король проиграл гражданскую войну и был пленен и казнен по приговору суда.

Палата общин – законодательный орган и коллективный глава гос-ва

Глава исполнительной власти – Государственный совет ответственный перед парламентом(из депутатов и руководства армии) однако настоящая власть принадлежала военному совету генералов во главе с Кромвелем.

Суды традиции (общего права и права справедливости) – провозглашались независимыми от других властей.

В республике отсутствовала стабильность из-за нарушения политико-правовой традиции. Это привело к борьбе парламента с руководством армии.

2. В декабре 1653 армия произвела гос. Переворот. Парламент разогнан. Власть передана Лорду протектору – О. Кромвелю. Который подготовил новую конст. «Орудие Управления» . Создается режим личной власти Кромвеля при сохранении республиканских институтов.

· Кромвель – глава гос-ва; гос. Совета; главнокомандующий, осуществляет зак-дат власть вместе с парламентом

· Парламент – созывается периодически; утвежд. Налоги, должностных лиц в т.ч. протектора.

· Государственный совет – помогает лорду управлять гос-вом

· Высшие должн.лица – канцлер, хранитель печати, казначей. Адмирал; губернаторы Шотландии и Ирландии

Протекторат постепенно эволюционировал в сторону монархии (право протектора назначать приемника – подготовка династии Кромвеля) однако в 1658 Кромвель умер.

Режим реставрации в Англии. Хабеас корпус акт. Сущность славной революции. Билль о правах.

1. 3 сентября 1658 года скончался Оливер Кромвель. Протектором стал его сын – Ричард, который не сумел удержать власть. В 1659 его вынудили отречься от власти в пользу республики, однако режим безвластной республики не был сколько-нибудь эффективным, поэтому парламент принял решение о реставрации монархии Стюартов.

Из Голландии приглашен сын Карла I – Карл II, который восстанавливает формулу король в парламенте

Еще до возвращения в Англию, Карл гарантировал права парламента и подданных и амнистию революционерам, подписав Бредскую декларацию, однако вскоре нарушил свои обещания.

· Революционеры и участники казни отца казнены

· Восстановлены права англиканской церкви

· Началась проверка собственнических прав мелких держателей

· Восстановление тайного совета

Все это привело к оппозиции и разделению парламента на 2 воинствующих крыла – Тори, сторонников короля, Виги – сторонники ограничения прав короля.

2. Парламент в 1679 добивается принятия конституционного акта досудебной защиты Habeas corpus act.

В установленные сроки (в теч. 3 дней обычно и в теч. 20 дней если от 20 до 100 миль) арестованный должен быть доставлен в суд, где ему объявят основания для ареста. Возможно освобождение до суда под залог. Запрещался повторный арест тех, кого не отпускали под залог. Дела тех, кого не отпускали под залог – рассматривали вне очереди. Запрещалось содержать в тюрьме в дали от места жительства или места совершения преступления.

3. Яков II абсолютист и католик – добился того, что от него отвернулся весь английский истеблишмент. В результате чего его бескровно сверг Вильгельм Оранский (протестант и либерал). На престол сели сразу 2 короля. Мария Стюарт (дочь Якова) и Вильгельм Оранский – таким образом, Славная революция обеспечила возможность проведения необходимых преобразований при сохранения правовой традиции и преемственности.

1688 – принят Билль устанавливающий свободу веру

1689 – Билль о правах (правах парламента)

· Законодательное верховенство парламента

· Прервать действие закона и отменить действие закона может только парламент

· Парламент дает согласие на налоги

· Периодический созыв парламента

· Парламентский иммунитет

1695 – Акт о законности – Король подчинен закону (значит теперь в Англии конституционная монархи)

У короля остается право абсолютного вето, однако с 1707 вето не используется, возник конституционный обычай.

Акт об устроении (о престолонаследии): парламент определил последующую королевскую династию, о подзаконности королевской власти и принадлежности короля к англиканской церкви, контрасигнатура(контроль за действиями короля) , импичмент в отношении министров короля, возможность смещения судей по решению парламента

Империя во Франции

2 декабря 1851 – гос. Переворот, разгон нац. Собрания, переход всей полноты власти к Наполеону.

10 янв. 1852 – референдумом утверждена новая конституция. Наполеон стал президентом на 10 лет.

Внесены поправки 7 ноября 1852 референдумом провозглашена империя. Власть наполеона наследственна

Режим личной власти

Император – глава гос-ва; назнач. Судей и должн лиц

Зак-дат власть – 3 палаты:

1. Гос-совет – готовит зак. Проекты – назнач. Наполеоном

2. Зак. Совет – принимает или отвергает проекты. Избирается прямыми выборами но, по утвержденным императором спискам

3. Сенат – орган конст котроля и изменений. Назнач императором.

Народный суверенитет через – выражается доверим народа к императору

В 1 период. 1852-63

Полицейщина; Цензура; контроль над церковью и образованием.

Серьезная социальная политика; поддержка крестьян и рабочих. Идея восстановления престижа Франции. Цель – разрушение Венской системы.

1859 – Кризис империи. Силу набирает либеральная оппозиция. Бизнесмены воют от чиновничьего произвола. Рабочие не поддерживают империю так как рабочее движение возглавили марксисты.

1867 оппозиция заставила прибегнуть власть в либеральным реформам. Отмена цензуры. Свобода собраний.

На выборах 1869 побеждает оппозиция.

1870 Наполеон вынужден изменить конституцию – появляется 2 палатный парламент(1 сенат – назначаемый императором) и нижняя палата прямо избираемая населением и контролирующий правительство

19 июля 1870 началась Франко – Прусская война и уже 2 сентября французская армия во главе с Наполеоном сдалась на милость победителям. Империя кончилась.

Парижская коммуна

Был избран

Глава-гос-ва – Совет коммуны (зак орган) формирует правительство и комисси по продовольствию. 1 из этих комиссий контролировала остальных.

Депутаты коммуны были руководителями округов. Т.е. отсутствовало разделение властей.

Это гос-во нового типа, предполагалось создание федерации коммун во Франции.

Соц политика коммуны:

1. Поддержка производственных кооперативов (покинутых собственниками предпритиях)

2. Рабочий контроль

4. Поддержка нетрудоспособных

Военные действия привели к созданию чрезвычайных органов

КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО СПАСЕНИЯ

РЕВ.ТРИБУНАЛ

В конце мая 1871 город был взять войсками Тьера.

Конституция 1946.

2. 2 палатный парламент – Законодательное собрание:

1. Совет республики – 6 лет, через 3 года обновляется наполовину. Прямые выборы. Полномочия узкие. Совещательный орган с правом зак. Инициативы

2. Национальная ассамблея – законодательный орган. Имеет право инициативы и примать акты. Косвенные выборы. Жители выбирают чиновников, чиновники голосуют за депутатов.

3. Президент – избираем на 7 лет. Нац ассамблеей. Все акты должны быть контрассигнованы. Назначает судей и премьера(но парламент дает кандидатуру премьера президенту)

4. Премьер – фактически глава гос-ва (избирательная инициатива; главнокомандующий) правительство фактически формирует парламент.

Режим 4 республики крайне нестабилен. За 12 лет – 21 правительство. Отсутсвтует 2 партийная система.

С целью оформить 2 партийную систему меняют избирательный закон. Вводят мажоритарную систему. Однако это не помогает. 4 республика прекращает свое существование.

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

В 1985 при президенте социалисте – Франсуа Миттеране (Миттеран оба раза до срочно распускал парламент как только избирался президентом, что бы обеспечить себя большинство на 5 лет своего президентского срока, однако оба раза, последние 2 года получал правое большинство и назначал правого премьера)

Премьер дублировал часть президентских полномочий, форма правления становилась парламементско-президентской. Режим получил название сосуществование.

В 2002 конституционные изменения. Президент и нац. Собр избираются на 5 лет. Сроки выборов сближены.

2008 – президент не более 2 сроков

Брачно-семейное право

· признание только гражданского брака.

· Брак считался не частным договором, а государственно-социальным институтом.

· Не запрещалась и церковная форма брака

· Закреплялась моногамность брака и невозможность вступить в другой брак, не прекратив предыдущего.

Условия действительности брака:

· Возраст -в 21 год для мужчин, в 16 – для женщин.

· Согласие отца невесты

· Отсутствие другого брака

· Отсутствие близости родства

· Гос.регистрация

Отношения супругов в браке регулировались традиционно, с закреплением доминирующей воли мужа. Супруги обязаны были совместно жить, соблюдать верность, поддерживать совместное хозяйство; муж обязан был предоставлять жене соответствующее ее положению содержание. Доминирующая роль мужа по-прежнему выражалась в том, что он вправе был решать по-своему все вопросы совместной жизни, выбирать местожительство. Однако такое главенство уже не было абсолютным. В частности, жена могла не подчиняться решению мужа, если оно ей представлялось злоупотреблением правом.

Женщина в браке не теряла своей дееспособности. Более того, в домашнем хозяйстве она имела преимущественное право на все действия. Сделки и юридические действия в этих пределах подразумевали согласие мужа, которое могло быть ограничено только путем специального установления опеки над женой.

· Режим общности имущества супругов

· Возможно заключение брачного договора

· В течение брака муж управлял всеми имуществами семьи, включая «внесенные» женой. Однако управлять имуществом жены муж должен был «правильно», а для распоряжения ими – испрашивать ее согласия. В полном ведении жены были ее личные вещи, включая драгоценности, а также полученное в подарок, приобретенное своим трудом или самостоятельным ведением предприятия.

· допускался только в судебном порядке

· наличии узаконенных причин (прелюбодеяние, совершение преступления, злонамеренное оставление, нарушение обязанностей брака, в т. ч. жестоким обращением с супругом).

В значительной степени условным стал институт отцовской власти в отношении детей. Мать также обязана и была вправе заботиться о личности детей. Отец мог пользоваться имуществом детей. Сохранялась возможность отца прибегнуть в отношении своего ребенка к исправительным мерам, но они налагались не произвольно, а по решению опекунского суда.

Сохранялось различие прав законных и внебрачных детей. По отношению к матери внебрачные дети считались наравне с ее законными, по отношению к отцу – родство не признавалось. Однако внебрачные дети могли требовать от своего отца алиментов до достижения ими 16 лет. Соответственно различались и наследственные права детей. Правом на обязательную долю в наследстве пользовались только законные дети.

Наследование(5-ая книга):

1) по закону

Наследование по закону происходит, если:
– завещание признано недействительным (полностью или в части);
– наследодатель не оставил завещание;
– завещание не охватывает всего наследственного имущества;
– существуют лица, имеющие право на обязательную долю.
Открытие наследства происходит по трем критериям:
1) основание (физическая смерть, признание лица умершим или безвестно отсутствующим);
2) время (момент смерти, дата вынесения судебного решения о признании лица умершим (безвестно отсутствующим);
3) место (место жительства наследодателя, место нахождения основной части его имущества).

Германский закон при наследовании по закону закреплял систему «парантелл» (линий), представлявших собой группу родственников, происходящих от общего предка.

Первую парантеллу составляли нисходящие наследники (дети, внуки, правнуки и т. д. наследодателя);
вторую парантеллу – родители и их нисходящие (т. е. родители наследодателя, их дети, внуки, правнуки); третью парантеллу дед и бабка наследодателя и их нисходящие и т. д.

Наследодатель может назначить наследника односторонним распоряжением на случай смерти (завещание, последняя воля). Наследодатель может по завещанию устранить от наследования по закону родственника или супруга, не назначая наследника.

Наследник может принять наследство или же отречься от него, как только наследство открылось. Нельзя принимать наследство или отрекаться от него, ограничиваясь какой-либо частью его.

2) По завещанию

Наследодатель вправе выбирать одну из установленных в законе форм:
– собственноручное – целиком написанное и подписанное наследодателем (личная печать);
– публичное (нотариальное) – письменное или устное (записывается нотариусом, судьей) заявление в присутствии нотариуса (или судьи) и свидетелей. Несоблюдение установленной в законе формы делает завещание недействительным.

Как правило, недействительны завещания, составленные душевнобольными, слабоумными, а также психически здоровыми людьми в состоянии аффекта. Допускается составление завещания несовершеннолетними – с 16 лет

Причины конфликта короля и парламента. Петиция о праве и Великая Ремонстрация.

В 16 веке королевская власть в Англии приобретает черты абсолютной монархии, это связано с великими гео. Открытиями и притоком средств.

Король стремится расширить свое влияние: (Власть над церковью – англиканская церковь, учреждения чрезвычайного суда – звездной палаты; тайный совет – готовивший не утвержденные парламентом акты – ордонансы; проф. Армия)

В 17 в королями становится династия Стюартов, (Католики и сторонники классич Абсолютизма, без парламента) Яков 1 издает манифест «Истинный закон свободной монархии» говоривший о том, что король может изменять право и создавать любые органы власти. Эта идея разрушения традиции правления вместе с парламентом.

В ответ, королю была заявлена «Апология палаты общин» , в которой говорилось о том, что высшая власть Англии по конституции это – Король правящий вместе с парламентом. Король нарушает конституцию и политико-правовую традицию Англии. В этом и есть конфликт.

Так же важным аспектом была церковная составляющая конфликта. Англиканская церковь во многом не устраивала новое дворянство и буржуазию, во многом состоящею из протестантов. Англиканская церковь вбирала в себя много от католичества – институт епископов, пышные церемонии. Это не и не нравилось оппозиции

2. Яков 1 и его сын Карл 1 последовательно отстаивают абсолютизм, парламент теряет свое влияние и все реже созывается (с 1611 – 1640 проработал в общей сложности 2 года)

Однако корона не могла полностью отказаться от парламента, потому что население отказывалось платить утвержденные парламентом налоги.

В 1628 созван парламент, который принимает парламентский акт: Петицию о праве (В которой декларируется невозможность нарушения конституции. Осуждается нарушения прав парламент и прав личности – через чрезвычайное судопроизводство. Запрет налогообложения без согл парламента. Король подписывает акт, но затем почти аннулировал его значение и распустил парламент

3. В 1640 году Карл терпит поражение в Шотландии. Население не поддерживает короля, не платит установленные без парламента налоги. Король вынужден собрать парламент, который сразу распускает (короткий парламент) но, оценив серьезность ситуации, тут же вынужден созвать вновь. Долгий парламент. Сразу принимает несколько актов, восстанавливающих паритет между парламентом и королем.

1. Акт запрещающий созывать парламент реже раза в 3 года

2. Акт запрещающий роспуск парламента, иначе как актом парламента

3. Акт об упразднении Звездной палаты и запрете чрезвычайного судопроизводства

А затем и закрепил эти акты Великой Ремонстрацией, в которой, ко всему прочему требовал:

1. Лишить епископов права заседать в парламенте

2. Упразднение королевских монополий

4. Ограничение полномочий Тайного совета

Король не подписал Великой Ремонстрации, что привело к тупиковой ситуации двоевластия и гражданской войне.