Прорыв блокады ленинграда во время великой отечественной войны. День прорыва блокады ленинграда Разрыв блокады

Блокада Ленинграда трагический период истории города на Неве, военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии. Только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.

Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) – 872 дня.


В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные – по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 – 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек.

Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города.

По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

25 марта 1942 было принято решение об очистки города от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.

В следующую блокадную зиму 1942-1943 гг. положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

Обороной города руководил вначале К.Е. Ворошилов, а после его отстранения – Г.К. Жуков, хозяйственной стороной занимался А.Н. Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) А.А. Жданова. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей.

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ) южнее Ладожского озера. Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В пробитом вдоль берега коридора за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.

К концу 1943 обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска готовились к окончательной ликвидации блокады Ленинграда. 14 января 1944 силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда. К 27 января 1944 советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину.

После снятия блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне – августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня – Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия – звание Город-герой.

Т. С. Чечвий

Стал местом многолетнего и крайне упорного сражения, которое повлияло на весь ход боевых действий. Ленинградцам и советским воинам-защитникам города пришлось действовать в крайне тяжелых условиях полной блокады, с возможностью опираться только на собственные силы и ресурсы.

Ленинградская блокада, длившаяся с сентября 1941 по январь 1944 годов, стала значимой страницей в истории города и страны. Ленинградцы смогли упорной обороной спасти город от полного уничтожения, которое угрожало ему в случае падения.

Исторические предпосылки и положение города

Заложенный как новая столица, Санкт-Петербург играл эту роль вплоть до конца существования Российской Империи. Несмотря на близость к границе, войны обходили его стороной. Революции, смена государственного строя, возврат центра управления страной в Москву отразились в переименованиях города на Неве в Петроград, затем в Ленинград, но сохранился его статус важнейшего политического, промышленного, научного, культурного и транспортного центра.

К концу 1930-х годов «северная столица» насчитывала более 3 миллионов жителей, а расположенные здесь предприятия являлись существенной составляющей оборонно-промышленного потенциала СССР. Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения.

Попытки обеспечить перенос советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были довольно активными, но не принесли успеха. По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг., несмотря на трудности первоначального этапа, СССР добился требуемого переноса границы, притом на более значительное расстояние.

«Финская война» оказала заметное влияние на жизнь Ленинграда и его население, которое первым в Советском Союзе ощутило на себе все превратности статуса «прифронтового города». Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям. А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия (светомаскировка, передача части школ под военные госпитали) сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне.

В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий (7-й, 14-й и 23-й). Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. В Ленинграде также размещалось командование Краснознаменного Балтийского флота (самого многочисленного в ВМФ СССР). Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны.

Начало войны (июнь-сентябрь 1941 года)

Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов. На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В. фон Лееба. В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот.

По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров. 10 июля было образовано Главное командование Северо-Западного направления во главе с маршалом К. Е. Ворошиловым.

Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта.

Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий (42-й и 55-й) для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев. Но после паузы на восполнение потерь немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окрестностям Ленинграда. 29 августа немцы захватили станцию Мга и перерезали основную железнодорожную магистраль.

После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона.

Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)

Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.

Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм.

Образование кольца блокады толкнуло советское командование на поспешные и несогласованные действия в рамках Синявинской операции. Снимать возникшую осаду предполагалось силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г. И. Кулика. Это наступление встретило мощное противодействие немцев и в итоге смогло продвинуться лишь на 5-10 километров.

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. К. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.

На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям.

Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.

С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу.

Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря - вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.

Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. Для служащих, иждивенцев и детей эта норма составила 125 граммов хлеба на день, для работающих граждан - 250 граммов. Только ближе к концу 1941 года удалось, нарастив ледовый покров Ладожского озера, установить транспортные коммуникации с блокированным городом.

1942 или страшный год блокады

В предновогодние дни нормы выдачи продовольствия ленинградцам были немного увеличены, но продолжали оставаться недостаточными для выживания ослабленных длительным голоданием людей. Первые зимние месяцы 1942 года сотням тысяч ленинградцев пережить не удалось. К голоду добавились аномальные холода этой зимы, в то время как центральное отопление в условиях блокады перестало существовать.

Дата введения нормы Суточные нормы хлеба в блокадном Ленинграде (в граммах)
по отдельным категориям граждан
Рабочие горячих цехов Рабочие и ИТР Служащие Иждивенцы Дети до 12 лет
11 сентября 1941 700 500 300 250 300
1 октября 1941 600 400 200 200 200
13 ноября 1941 450 300 150 150 150
20 ноября 1941 375 250 125 125 125
25 декабря 1941 500 350 200 200 200
24 января 1942 575 400 300 250 250
11 февраля 1942 700 500 400 300 300

Решающее значение для осажденного города приобрела «Дорога Жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Именно она позволяла направлять в город машины с продовольствием и вывозить из него гражданское население, прежде всего детей. Это зачастую приходилось делать под обстрелами и бомбежками. Ледовая трасса действовала вплоть до апреля 1942 года, что позволило еще несколько раз повысить нормы выдачи продовольствия остающимся в городе жителям.

В январе 1942 года советское командование предприняло новую попытку разорвать кольцо немецких войск вокруг Ленинграда. Сформированная под эту задачу 2-я ударная армия в ходе Любаньской операции смогла прорвать оборону, но для развития успеха привлеченных сил оказалось недостаточно. Весной 1942 года армия попала в окружение и после тяжелых боев была почти полностью уничтожена либо пленена.

Германское военное командование при этом понимало, что взять Ленинград в ходе весенне-летней кампании 1942 года не представляется возможным. Немцы предприняли активные попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота ударами авиации и артиллерии. Но каких-либо существенных результатов эти атаки не принесли.

В августе-сентябре 1942 года завязалось очередное сражение на 15-километровом участке германского кольца блокады, примыкающего на карте к Ладоге. Советские войска повторили попытку прорыва насыщенной немецкой обороны, и вновь безуспешно. В то же время эта атака сорвала намеченное наступление вермахта с форсированием Невы, для чего группу армий «Север» усилили 11 армией, отвлеченной с решающих направлений войны.

Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году

Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (причем такое название предложил лично И. В. Сталин). Для достижения цели в том же районе, где уже сколько раз советские войска терпели неудачи, были сосредоточены силы и средства, обеспечивающие пятикратное превосходство над противником. Операция началась 12 января, и через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав ленинградское блокадное кольцо.

Чуть более двух недель ушло на то, чтобы в пробитом к Ленинграду сухопутном коридоре запустить в действие железнодорожное и автомобильное сообщение. Этот новый путь снабжения города, по-прежнему остающегося в условиях блокады, был назван «Дорогой Победы». Вторая блокадная зима прошла в достаточно приемлемых условиях продовольственного снабжения «города Ленина».

В феврале-апреле 1943 года советские войска под Ленинградом попытались развить свой успех и разгромить немецкую группу армий «Север», но сделать это не удалось. В составе немецких войск оборонительные действия вела, в частности, испанская «Голубая дивизия», сформированная на добровольческой основе (из-за официального нейтралитета Испании во Второй мировой войне). Эта часть удерживала позиции на реке Ижора и смогла успешно отбить атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизия была отозвана к себе на родину.

Снятие блокады Ленинграда

Операция по полному деблокированию начиналась 14 января 1944 года совместными ударами Ленинградского и Волховского фронтов по флангам немецкой обороны в районах Петергофа и Новгорода. Оборонительная линия противника была прорвана, но значительная часть сил вермахта, бросив тяжелое вооружение, смогла вырваться из уготованного им окружения.

С 21 января немцы начали отвод своих войск из Мгинско-Синаявинского выступа на новые оборонительные рубежи у Нарвы и Луги. Советские войска упорными боями смогли серьезно нарушить эти планы, и после взятия Красногвардейска добиться рассечения 18-й немецкой армии на две части. По итогам этого наступления германские войска были отброшены от города, и 27 января был издан особый приказ по фронту, возвестивший об окончательном снятии блокады Ленинграда.

Дальнейшее развитие этого наступления отодвинуло линию советско-германского фронта от «северной столицы» более чем на 200 километров. В середине июня советские части отбросили финские войска, удерживающие Карельский перешеек, более чем на 100 километров в северном направлении. При этом последовательно было прорвано несколько хорошо укрепленных оборонительных линий противника.

Сколько дней длилась блокада

Неоднократно встречающаяся в различных источниках фраза о «900-дневной блокаде» является не более чем литературным образом, который был вызван стремлением «округлить» значимую цифру. Согласно мнению историков о том, сколько дней продолжалась блокада Ленинграда, эта цифра составляет 872 дня. Основными рубежными датами при этом считаются:

  1. 09.1941 - начало блокады, отсечение города от всех сухопутных коммуникаций;
  2. 01.1943 - соединение войск Ленинградского и Волховского фронтов, осуществивших прорыв блокадного кольца;
  3. 01.1944 - окончательное снятие блокады Ленинграда.

Различия в понятиях «порыв» и «снятие» блокады обусловлены фактором контроля за транспортными коммуникациями Ленинграда. Прорыв блокады не изменил их временный характер, поэтому снятием блокады признано восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой.

В целом понятие обороны Ленинграда имеет более широкие временные рамки: с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года, вплоть до окончательного освобождения от оккупантов территории Ленобласти. Ленинградская битва считается одним из наиболее продолжительных сражений Второй мировой войны.

Итоги, потери и значение

Блокада Ленинграда примечательна тем, что суровые тяготы войны, огромные жертвы и потери коснулись не только военнослужащих, но и простых граждан. Огромный город в течение двух с половиной лет подряд в практически полном вражеском окружении смог не только сражаться, но и продолжить работу своих предприятий, сохранять саму возможность проживания множеству людей.

Блокада нанесла «городу Ленина» очень чувствительные потери. Даже их определение заняло несколько лет. Самые массовые жертвы составили умершие от голода, их число оценивается в 620 тысяч человек, причем большинство этих смертей приходится на первую блокадную зиму. Немецкие артобстрелы и воздушные налеты привели к гибели примерно 17 тысяч ленинградцев из числа гражданского населения.

Потери советских войск в Ленинградской битве в целом составили около 330 тысяч только убитыми. Основная часть из них приходится на неудачные операции по прорыву блокады. Кроме того, эти прорывы, заканчиваясь попаданием атакующих советских частей в окружение, обернулись для 110 тысяч солдат и офицеров статусом «пропавших без вести».

Но понесенные жертвы оказались не напрасными. Упорная оборона советских войск под Ленинградом в 1941-1942 годах позволила сковать на этом направлении крупную немецкую группировку, исключив возможность ее использования на других участках советско-германского фронта. Кроме того, Ленинград удалось сохранить в качестве одного из основных оборонно-промышленных и научных центров страны и главной базы Балтийского флота. На протяжении всей войны вклад «города на Неве» в общую победу над фашизмом не прерывался и имел огромное значение.

Признанием величайших заслуг ленинградцев и воинов, защищавших город, Ленинграду в числе первых в стране было присвоено звание «города-героя». А дата снятия блокады Ленинграда (27 января) стала одним из Дней воинской славы, ежегодно торжественно отмечаемых всей Россией.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Мемориал «Разорванное кольцо» (Ленинградская область, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Разорванное кольцо» - мемориал, входящий в Зеленый пояс Славы, то есть комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград. Его построили в 1965-1968 гг. по инициативе поэта Михаила Дудина, человека пережившего блокаду и посвятившего этим тяжелым, но героическим годам, множество поэтических строк. Одно из главных сооружений пояса Славы, мемориал «Разорванное кольцо», расположен на западном берегу Ладожского озера , на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость. Потом им надо было проделать опасный путь обратно, он составлял расстояние в 30 км.

Описание памятника

Памятник посвящен тяжелейшей странице в истории Великой Отечественной войны. В сентябре 1941, после того, как город был окружен противником, единственным путем сообщения с ним оставалось Ладожское озеро. Оно находилось в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединенная военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой дороги не соответствовала потребностям большого города, не имевшего накануне блокады нужного для такого количества населения запаса продовольствия. Вскоре в Ленинграде начался голод. Поскольку первая блокадная зима была очень суровой, начались перебои не только с продуктами, но и с отоплением и транспортом. Жертвы исчислялись сотнями тысяч. В январе 1943 блокада была прорвана, окончательно удалось ее снять зимой 1944.

Две железобетонные полуарки высотой 7 м, символизируют кольцо блокады, разрыв между ними - Дорогу жизни, на бетонном основании - следы от автомобильных шин, уходящие в сторону озера.

Авторский коллектив, работавший над созданием памятника, положил в его основу сочетание символических средств изображения с реалистическими деталями. Мемориал производит колоссальное впечатление. В афористичной форме, языком монументальной скульптуры он рассказывает о великом подвиге города-мученика.

Более 600 тыс. человек унесла блокада, но многие выжили благодаря единственной ниточке, связывавшей город с Большой землей.

Люди, ожидавшие продовольствие, лекарства, многое другое необходимое получали его именно отсюда. Фронтовые водители, рискуя жизнью, двигались в окруженный со всех сторон город. Передать всю эту напряженную, трагическую ситуацию удалось, не прибегая к какому-либо излишнему декору или обилию деталей.

Две железобетонные полуарки высотой 7 м, символизируют кольцо блокады, разрыв между ними - Дорогу жизни, на бетонном основании - следы от автомобильных шин, уходящие в сторону озера. В этом месте блокаду удалось разорвать нечеловеческими усилиями, стойкостью и мужеством защитников города. Мемориальная композиция дополнена белыми бетонными шарами, которые имитируют прожекторные установки. Рядом установлено настоящее 85-миллиметровое зенитное орудие, в память о том, что в годы войны на спуске находилась зенитная батарея.

Разорванное кольцо

Как добраться

Адрес: Ленинградская обл., Всеволожский район, пос. Коккорево. Как добраться: на электричке с Финляндского вокзала (ст. метро «Площадь Ленина») до ж/д станции «Ваганово», далее пешком около 3 км в сторону деревни Коккорево, или до станции «Ладожское озеро», около 5 км вдоль берега Ладожского озера.

На автомобиле: в северо-восточном направлении со стороны Ржевки по Рябовскому шоссе (А 128) на Всеволожск севернее Коккорева на выезде к Ладожскому озеру. Если движетесь по КАД, съезжайте по указателю на Всеволожск.

На автобусе: № 530 от ст. метро «Площадь Ленина» (60 минут), или от ст. метро «Ладожская» № 430 (30 минут) до Всеволожска, далее автобусом № 602.

00:21 — REGNUM В этот день 75 лет назад, 18 января 1943 года, советскими войсками была прорвана вражеская блокада Ленинграда. Для ее полной ликвидации потребовался еще год упорных боёв. День прорыва блокады всегда отмечается в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Сегодня к жителям обоих регионов приедет президент России Владимир Путин , чей отец воевал и был тяжело ранен в боях на Невском пятачке.

Прорыв блокады стал результатом операции «Искра», которую осуществили войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединившиеся южнее Ладожского озера и восстановившие сухопутную связь Ленинграда с «Большой землей». В тот же день был освобожден от врага город Шлиссельбург, «запирающий» вход в Неву со стороны Ладоги. Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри.

В составе ударных группировок двух советских фронтов, которые должны были прорвать мощные оборонительные укрепления противника и ликвидировать шлиссельбургско-синявинский выступ, находились более 300 тыс. солдат и офицеров, около 5 тысяч орудий и минометов, более 600 танков и более 800 самолетов.

В ночь на 12 января позиции немецких фашистов были подвергнуты неожиданному авианалету советских бомбардировщиков и штурмовиков, а утром началась массированная артиллерийская подготовка с использованием крупнокалиберных стволов. Она была проведена таким образом, чтобы не повредить лёд Невы, по которому в наступление вскоре двинулась пехота Ленинградского фронта, усиленная танками и артиллерией. А с востока на врага перешла в наступление 2-я ударная армия Волховского фронта. Ей была поставлена задача овладеть севернее Синявино номерными рабочими поселками, превращенными немцами в укрепленные опорные пункты.

За первый день наступления наступающим советским частям с тяжелыми боями удалось продвинуться вглубь немецкой обороны на 2−3 километра. Немецкое командование, оказавшись перед угрозой расчленения и окружения своих войск, организовало срочную переброску резервов к месту намеченного советскими частями прорыва, что сделало бои максимально ожесточенными и кровопролитными. Наши войска также были усилены вторым эшелоном наступающих, новыми танками и орудиями.

15 и 16 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов вели бои за отдельные опорные пункты. Утром 16 января был начат штурм Шлиссельбурга. 17 января были взяты станции Подгорная и Синявино. Как вспоминали позднее бывшие офицеры вермахта, управление немецкими частями в местах советского наступления было нарушено, снарядов и техники не хватало, единая линия обороны была смята, а отдельные подразделения оказывались в окружении.

Нацистские войска были отрезаны от подкреплений и разгромлены в районе рабочих поселков, остатки разбитых частей, бросая оружие и снаряжение, разбегались по лесам и сдавались в плен. Наконец, 18 января подразделения ударной группы войск Волховского фронта после артиллерийской подготовки перешли в атаку и соединились с войсками Ленинградского фронта, овладев рабочими поселками №№ 1 и 5.

Блокада Ленинграда была прорвана. В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург, и весь южный берег Ладожского озера перешел под контроль советского командования, что позволило вскоре связать Ленинград со страной автомобильной и железной дорогой и спасти от голодной смерти сотни тысяч людей, остававшихся в осажденном врагом городе.

По данным историков, общие боевые потери войск Ленинградского и Волховского фронтов в ходе проведения операции «Искра» составили 115 082 человека, из них безвозвратные — 33 940 человек. Солдаты и офицеры Красной армии пожертвовали собой ради спасения не сдавшихся врагу ленинградцев от мучительной смерти. В военном отношении успех операции «Искра» означал окончательную утрату противником стратегической инициативы на северо-западном направлении, в результате чего полное снятие блокады Ленинграда становилось неизбежным. Оно произошло через год, 27 января 1944 года.

«Прорыв блокады облегчил страдания и тяготы ленинградцев, вселил во всех советских граждан уверенность в победе, открыл путь к полному освобождению города, — напомнила сегодня, 18 января, в своем блоге на сайте Совета Федерации спикер верхней палаты Валентина Матвиенко . Жители и защитники города на Неве не позволили себя сломить, выдержали все испытания, ещё раз подтвердив, что, величие духа, мужество и самоотверженность сильнее пуль и снарядов. В итоге всегда торжествует не сила, а правда и справедливость».

Как уже сообщало ИА REGNUM , в 75-ю годовщину прорыва блокады регион посетит президент России Владимир Путин. Он возложит цветы на Пискарёвском мемориальном кладбище, где упокоились многие тысячи жителей Ленинграда и защитников города, посетит военно-исторический комплекс «Невский пятачок» и музей-панораму «Прорыв», в Кировском районе Ленинградской области, встретится с ветеранами Великой Отечественной войны и представителями поисковых отрядов, работающих на местах боёв той войны.

Ветераны и блокадники Санкт-Петербурга и Ленинградской области, активисты общественных, военно-исторических и молодежных движений в полдень соберутся на торжественном митинге у мемориала «Синявинские высоты», посвященного прорыву блокады, в поселке Синявино Кировского района Ленобласти.

В 17:00 в центре Петербурга состоится церемония возложения цветов к памятному знаку «Дни блокады». В ходе мероприятия воспитанники объединения подростково-молодежных клубов «Перспектива» Центрального района прочтут стихотворения о Великой Отечественной войне, а блокадники поделятся рассказами о жизни и смерти в осажденном городе. Будут зажжены свечи в память о погибших, после чего к мемориальным доскам возложат цветы.

Блокада Ленинграда немецкими и финскими войсками продлилась 872 дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. За время блокады погибло, по разным данным, от 650 тыс. до 1,5 млн человек, в основном от голода. Блокада была полностью снята 27 января 1944 года.

История вопроса

На смену политике 90-х, когда нападению подвергалось всё, что связано с Советским Союзом, в России вспомнили о патриотическом воспитании и сохранении духовных основ, объединяющих граждан России. Важнейшее место заняла память о победе в Великой Отечественной войне как проявлении массового патриотизма и героизма советского народа.
Вместе с тем, попытки искажения военной истории продолжаются как со стороны иностранных журналистов, историков и деятелей искусства, так и внутри России. Опрос РАНХиГС в 2015 году показал, что 60% российских граждан замечают подобные искажения в отечественных СМИ, а 82,5% - в иностранной прессе.
Особо яростная борьба с наследием Великой Отечественной войны ведётся в странах, прямо или косвенно поддерживающих фашистские идеи: в первую очередь, на Украине и в Прибалтике.

Наиболее трудный и трагичный период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался с 8 сентября 1941 по 27 января 1944. В ходе Ленинградской битвы 1941—44 советские войска стойко и героически сдерживали противника на дальних, а затем и на ближних подступах к Ленинграду. 20 августа 1941 немецко-фашистских войска заняли г.Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград — Москва. К 21 августа противник вышел к Красногвардейскому укреплённому району на юге, в тот же день финляндские войска захватили г.Кексгольм (ныне Приозёрск) на западном берегу Ладожского озера. С 22 августа начались бои на ораниенбаумском направлении. Немецко-фашистских войскам не удалось сходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошёл к городу в юго-западной его части. С прорывом противника 30 августа на станции Мга была перерезана последняя ж. д., соединявшая Ленинград со страной. 8 сентября 1941 противник захватил г.Шлиссельбург, полностью прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. Началась блокада города, сообщение которого со страной поддерживалось только воздушным путём и по Ладожскому озеру. К концу сентября фронт на юго-западных и южных подступах к Ленинграду стабилизировался. Он проходил на рубежах: Финский залив, Лигово, южные склоны Пулковских высот, подступы к Колпино, берег Невы от Ивановского до Шлиссельбурга. На юго-западе фронт находился в 6 км от «Кировского завода», в районе Дачного. Передний край обороны советских войск проходил по территории современных Красносельского района, Кировского района, Московского района. На северо-западе и северо-востоке линия фронта стабилизировалась в сентября 1941 на линии старой советско-финляндской границы.

В блокированном городе (с пригородами), хотя эвакуация и продолжалась, осталось 2 млн. 887 тыс. мирных жителей, в том числе около 400 тыс. детей. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены (на 1—2 месяца). С 4 сентября противник, стремясь осуществить планы уничтожения Ленинграда, начал артобстрелы Ленинграда, с 8 сентября — массированные налёты авиации. В конце августа в город прибыла комиссия ЦК ВКП(б) и ГКО, рассмотревшая неотложные вопросы укрепления его обороны, эвакуации предприятий и населения, снабжения. 30 августа ГКО передал Военному совету Ленинградского фронта все функции, связанные с организацией отпора врагу.

В конце сентября 1941 ГКО разрешил Военному совету Ленинградского фронта самостоятельно определять объём и характер производства основных видов оборонной продукции в Ленинграде. Горком ВКП(б) занялся размещением заказов по заводам, контролировал их выполнение, с октября непосредственно руководил работой всей промышленности Ленинграда. Тяжёлый героический труд ленинградцев и чёткая организация работы промышленности позволили наладить в городе выпуск оборонной продукции. Во втором полугодии 1941 (с начала войны до 14 декабря) заводы Ленинграда изготовили 318 самолётов, 713 танков, 480 бронемашин, 6 бронепоездов и 52 бронеплощадки, свыше 3 тыс. артиллерийских орудий, около 10 тыс. миномётов, свыше 3 млн. снарядов и мин, было достроено 84 корабля разных классов и переоборудовано 186.

По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинграде продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск. Нарушение устойчивого сообщения со страной, прекращение регулярного подвоза топлива, сырья и продовольствия катастрофически отразились на жизни города. В декабре 1941 Ленинград получил электроэнергии почти в 7 раз меньше, чем в июле. Перестало работать большинство заводов, прекратились движение троллейбусов и трамваев, подача электроэнергии в жилые дома. В январе 1942 из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и канализационной сети. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован разбор деревянных зданий на топливо.

С осени 1941 в Ленинграде начался голод, от которого в декабре умерло 53 тыс. человек За январь — февраль 1942 погибло от голода около 200 тыс. ленинградцев партийные и советские органы принимали меры для того, чтобы облегчить условия жизни ленинградцев. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, в домах устанавливались кипятильники, детей помещали в детские дома и ясли. Комсомольские организации создавали специальные комсомольско-молодёжные бытовые отряды, которые оказали помощь тысячам больных, истощённых и обессилевших от голода людей.

Зимой 1941—42 было законсервировано около 270 фабрик и заводов. Из 68 ведущих предприятий оборонной, судостроительной и машиностроительной промышленности в январе 1942 действовали не в полную мощность лишь 18. Шёл ремонт танков и вооружения. В январе — марте было изготовлено около 58 тыс. снарядов и мин, свыше 82 тыс. взрывателей, свыше 160 тыс. ручных гранат.

Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В конце марта — начале апреля 1942 они выполнили огромную работу по санитарной очистке города. Весной 1942 началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения городского хозяйства. В июне вступил в строй Ладожский трубопровод, проложенный по дну Ладожского озера для подачи горючего в Ленинград, затем через 2 месяца по подводному кабелю город получил энергию Волховской ГЭС.

Постановлением Военного совета Ленинградского фронта (5 июля 1942) «О необходимых мероприятиях по городу Ленинграду» наметило пути развития промышленности Ленинграда и городского хозяйства. В военную промышленность направлялись рабочие с законсервированных заводов, из лёгкой и местной промышленности, коммунального хозяйства, служащие из управленческого аппарата, мобилизовывалось незанятое в общественном производстве население. Почти 75% всех рабочих составили женщины. К концу 1942 работа промышленных предприятий заметно активизировалась. С осени выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины — около 100 видов оборонной продукции. В декабре началось подключение к электросети жилых домов. В возрождении хозяйственной жизни Ленинграда оказывала помощь вся страна.

В январе 1943 блокада Ленинграда была прорвана советскими войсками, вдоль южного берега Ладожского озера была сооружена ж. д. через Шлиссельбург — «Дорога победы». Восстановление ж.-д. связи со страной, улучшение снабжения Ленинграда топливом и электроэнергией, а населения продовольствием позволили шире развернуть работу городской промышленности. Весной задание ГКО получили 15 ведущих заводов, задания наркоматов — 12. В июле 1943 в Ленинграде уже действовали 212 предприятий союзного и республиканского подчинения, выпускавших свыше 400 видов оборонной продукции. К концу 1943 в Ленинграде осталось около 620 тыс. человек, из которых 80% работали. Почти все жилые и общественные здания получили электроэнергию, были обеспечены водопроводом и канализацией.

В результате Красносельско-Ропшинской операции 1944 в январе — феврале блокада с Ленинграда была снята полностью. В честь полного снятия блокады был произведён в Ленинграде салют 27 января 1944.

За время блокады враг причинил Ленинграду огромный ущерб. В частности, из строя было выведено 840 зданий промышленных предприятий, повреждено около 5 млн. м2 жилой площади (в том числе 2,8 млн. м2 разрушено полностью), 500 школ, 170 лечебных учреждений. В результате разрушений и эвакуации предприятий в Ленинграде осталось лишь 25% оборудования, которым промышленность Ленинграда располагала до войны. Огромный ущерб был нанесён ценнейшим памятникам истории и культуры — Эрмитажу, Русскому музею, Инженерному замку, дворцовым ансамблям пригородов.

За время блокады в Ленинграде, только по официальным учтённым данным, умерло от голода 641 тыс. жителей (по подсчётам историков — не менее 800 тыс.), погибло от бомбёжек и обстрелов около 17 тыс. человек и около 34 тыс. было ранено.

ВЗГЛЯД ПОЭТА

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ

22 июня 1941 года его жизнь, как и жизнь всех людей в нашей стране, резко изменилась. Началась война, прежние планы оказались перечеркнутыми. Все стали работать на нужды фронта. Шостакович вместе со всеми рыл окопы, дежурил во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправлявшихся в действующие части. Естественно, роялей на передовых не было, и он перекладывал аккомпанементы для небольших ансамблей, делал другую необходимую, как ему казалось, работу. Но как всегда у этого уникального музыканта-публициста — как было с детства, когда в музыке передавались сиюминутные впечатления бурных революционных лет, — стал созревать крупный симфонический замысел, посвященный непосредственно происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Ее он успел показать самому близкому другу И. Соллертинскому, который 22 августа уезжал в Новосибирск вместе с филармонией, художественным руководителем которой был многие годы. В сентябре, уже в блокированном Ленинграде, композитор создал вторую часть, показал ее коллегам. Начал работу над третьей частью.

1 октября по специальному распоряжению властей его вместе с женой и двумя детьми самолетом переправили в Москву. Оттуда, через полмесяца поездом он отправился дальше на восток. Первоначально планировалось ехать на Урал, но Шостакович решил остановиться в Куйбышеве (так в те годы называлась Самара). Здесь базировался Большой театр, было много знакомых, которые на первое время приняли композитора с семьей к себе, но очень быстро руководство города выделило ему комнату, а в начале декабря — двухкомнатную квартиру. В нее поставили рояль, переданный на время местной музыкальной школой. Можно было продолжать работу.

В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом продвигалась медленно. Было тоскливо, тревожно на душе. Мать с сестрой остались в осажденном Ленинграде, переживавшем самые страшные, голодные и холодные дни. Боль за них не оставляла ни на минуту...

Последняя часть долго не получалась. Шостакович понимал, что в симфонии, посвященной событиям войны, все ожидали торжественного победного апофеоза с хором, праздника грядущей победы. Но для этого не было пока никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце. Не случайно позднее распространилось мнение, что финал по значимости уступает первой части, что силы зла оказались воплощенными значительно сильнее, чем противостоящее им гуманистическое начало.

27 декабря 1941 года Седьмая симфония была закончена. Конечно, Шостаковичу хотелось, чтобы ее исполнил любимый оркестр — оркестр Ленинградской филармонии под управлением Мравинского. Но он был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере: исполнению симфонии, которую композитор назвал Ленинградской и посвятил подвигу родного города, придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года. Играл оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Новосибирске (под управлением Мравинского), но самая замечательная, поистине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу — подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии — 9 августа 1942 года — все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере.

И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.