Ребенок плохо пишет диктанты что делать. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Текст, написанный красивым каллиграфическим почерком, грамотно, без исправлений — мечта каждой мамы и ее маленького ученика. Но как научить писать ребенка ручкой в тетрадке быстро и аккуратно?

Каждый родитель занимается подготовкой своего малыша к школе, используя при этом разные методики. Если с изучением букв и слогов, цифр и способов счета все понятно, то с письмом возникают вопросы.

Стоит ли самостоятельно учить малыша письменности? Не навредит ли ему это в будущем? Многие педагоги утверждают, что те малыши, которые учились этому до школы, впоследствии имели не самый красивый почерк по сравнению с теми, кто начал обучаться этому уже за школьной скамьей.

Если же вы все-таки хотите научить ребенка грамоте до 1 класса, то сначала нужно узнать, по какой методике это делается в том образовательном учреждении, в котором будет учиться ваш малыш. Также нужно подготовить тетради в косую линейку, удобную ручку (а лучше две), прописи, пособия и методички, и, конечно, запастись терпением.

Начинать процесс обучения письму нужно с печатных букв и составления простых слов. Полученные знания следует закреплять с помощью практических занятий.

Когда этот этап будет пройден, можно переходить к прописным буквам. Сначала объясните малышу, что каждый знак имеет свои составные части, а они в свою очередь имеют собственные правила написания. В качестве примера разберите несколько букв на составные части и покажите последовательность их написания. Обращайте внимание на наклон и расстояние между знаками, их размер и пропорциональность.

Выучив с ребенком несколько основных букв, принимайтесь составлять слова. Это нужно для того, чтобы малышу не стало скучно, и чтобы он понимал практическое значение начерченных в тетрадке букв. Для этих целей подойдут детские стихи, рассказы и эссе. Можете даже составить письмо подруге или бабушке и отправить его вместе.

Первое, что рекомендуют использовать педагоги в процессе обучения прописных и печатных букв — прописи. Это специальные пособия, позволяющие развить моторику и мышечную память рук, а также разобраться со всеми составляющими букв.

Объясните своему чаду, как прописи могут помочь ему освоить грамоту, упростить учебный процесс и научить красиво изображать буквы по отдельности и слитно. Помогите с первыми знаками и закорючками, продемонстрируйте восхищение успехами. Если тех строчек, которые есть в пособии, недостаточно, купите обычную тетрадку в косую линейку и продолжайте оттачивать мастерство в ней.

Часто бывает так, что родители в погоне за каллиграфическим почерком ребенка (в изображении букв) забывают о необходимости красиво изображать цифры.

Для оттачивания этого умения также рекомендуют использовать широко известные прописи и тетради в клеточку. Чтобы научиться красиво писать цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8, заставляйте ребенка переписывать условия задачи, проводите математические диктанты, делайте краткую запись условий задачи. Это позволит набить руку, и вскоре ваш малыш будет выводить аккуратные цифры и бонусом научится хорошо считать.

Не расстраивайтесь, если не все получается с первого раза — результаты ваших усилий будут видны к концу 2, а может, и 3 класса.

Как научить ребенка писать с наклоном?

Для того чтобы почерк ребенка был красивым, тетради — аккуратными и чистыми, а осанка — ровной, нужно учить писать его под наклоном. Для этих целей в младшей школе используют тетради с косыми линиями.

Чтобы привить навык такого письма, с первых занятий просите обводить линейки в каждом ряду, потом рисуйте черточки между косыми линиями, копируя правильный уровень наклона. Постепенно переходите к более сложным символам: крючкам, кругам, петлям. Постоянная практика и повторение обязательно дадут свои плоды.

Как научить ребенка писать диктант?

Диктант — сложный, но очень важный инструмент обучения и проверки знаний школьников. Они бывают разных видов:

  • буквенные;
  • слоговые;
  • словесные;
  • текстовые;
  • арифметические.

Чтоб ваше дитя научилось правильно, быстро, красиво и грамотно писать слова под диктовку, нужно будет немного потренироваться дома.

Сначала давайте малышу переписывать в тетрадь простые слова, чтобы он научился делать это быстро. Специалисты утверждают, что если школьник проговаривает тихонько текст, то это помогает ему запомнить, как правильно пишутся, а не выговариваются слова.

Следующим этапом будет диктовка. Выбирайте несложные, адаптированные для 1 класса тексты, не спешите, делайте паузы, оговаривайте начало и конец предложения. Хорошо помогает подготовиться к диктантам чтение, во время которого тренируется зрительная память. В мире существует множество случаев, когда человек, не зная ни одного правила или исключения, пишет абсолютно правильно и грамотно. Это связано с его начитанностью и хорошей памятью.

Как научить ребенка писать сочинение?

Написать самому сочинение — сложная и непонятная задача для маленького человечка. Хоть на уроке учитель всегда объясняет, как это делать, основное бремя ложится на плечи родителей.

В первую очередь расскажите малышу, что сочинение — это выражение его мыслей, чувств, эмоций и даже фантазий, и оно имеет свою структуру и тему. Чтобы в будущем у малыша не возникало сложностей с подобными заданиями, запомните эти простые правила:

  • уделяйте внимание полноте его словарного запаса (много читайте, пересказывайте);
  • развивайте умение выразить собственное мнение (отвечайте на вопросы, разворачивайте дискуссии и т. д.);
  • следите за структурой речи, не позволяйте выражать мысли хаотично;
  • гуляя или играя, подбирайте синонимы и эпитеты (пусть малыш и не понимает еще значения этих слов), характеризируйте знакомые вещи или процессы с разных сторон.

Если вы будете придерживаться этих правил, то из класса в класс (а писать ребенок будет сочинение в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классе) его словесное мастерство будет все лучше и лучше.

Изложение — это краткий пересказ текста. Малыши не всегда умеют или понимают, как это делать. Чтобы с младших классов не возникало с этим проблем (а писать изложения он будет от 1 по 8 класс включительно), нужно начинать обучение еще до поступления в школу. Прививайте чаду способность воспроизводить услышанное в устной или письменной форме, выделять основную информацию и отбрасывать ненужный материал.

Чтобы добиться нужного результата, просите отпрыска кратко описывать прочитанную книгу или рассказ, выделять главных героев, объяснять их действия и т. д.

После того как малыш освоил родную письменность и речь, можно приступать к изучению письма на английском.

Основные методики и способы обучения мало чем отличаются от аналогичных процессов на родном языке. Главное, чтобы ребенок понимал, что и зачем он изучает, а также был заинтересован в этом.

Часто педагоги проводят параллели с уже изученным материалом, демонстрируют схожести и различия в словах, буквах и цифрах разных народов.

Активно используются в этих целях прописи, тетрадки, учебники и адаптированная художественная литература, периодические издания (журналы, газеты), игры и песни.

Как научить писать ребенка-левшу?

Мама ребенка-левши должна быть готовой к тому, что может столкнуться с некоторыми сложностями, обучая его письму.

Леворуким детям стоит уделить двойное внимание к позе, в которой они сидят за партой, а также положению тетрадки. Также нужно научить малыша правильно держать ручку и карандаш в левой руке, красиво и аккуратно изображать буквы. Правильно подберите освещение, следите за наклоном букв и не удивляйтесь тому, что некоторые значки будут получаться зеркальными.

Без клякс, исправлений и ошибок не обойтись, но стоит воспринимать это как временные сложности, ведь рано или поздно даже ребенок-левша начнет красиво и грамотно писать.

Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее.

В чём суть диктанта

Со 2 класса учащиеся пишут диктанты регулярно

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

С какого возраста следует обращать внимание на грамотность

Чтобы повысить уровень грамотности ребёнка, с ним следует заниматься индивидуально

Это интересно. По данным общероссийского исследования уровня грамотности в стране, 70% школьников допускают более 4 ошибок при написании диктантов.

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

  1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
  2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.
  3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).
  4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.
  5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.
  6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе

Речевые ошибки всегда заметны, особенно – письменные. И если математический недочет воспринимается с пониманием, то неполноценная грамотность вызывает негодование или даже насмешку. Почему некоторым людям безошибочное письмо дается легко, а другие не могут совладать с орфографией? Во всем ли виноват сам ученик? Можно ли ему помочь? Как научить ребенка грамотно писать так, чтобы и во взрослой жизни он оставался мастером письменной речи?

Обучение грамотному письму – победима ли дисграфия?

Согласно статистике, семь школьников из десяти пишут с ошибками, и трое из десяти младших школьников страдают дисграфией.

Дисграфия становится причиной многих досадностей и несправедливых упреков. Ребенок, подверженный дисграфии, может знать правила лучше всех в классе, а вот пользоваться ими у него не получается.

Обучение грамотному письму должно идти единым фронтом: в школе, дома и, возможно, у логопеда. Грамотный учитель или хороши логопед способны победить дисграфию даже в средней школе. Но и дома, своими силами, вполне возможно если не избавиться полностью, то хотя бы уменьшить ее воздействие. Что могут предпринять родители детей, отличающихся множеством ошибок при письме?

  • Выгуливайте ребенка, не держите его дома. Активные игры на свежем воздухе насытят мозг кислородом, повысят работоспособность малыша, обеспечат ему полноценный отдых.
  • В дошкольном возрасте позвольте дитю играть, отложите развивающие интенсивы на потом. Игра приучает малыша к соблюдению правил, самоконтролю, дисциплине.
  • По этой же причине отдайте чадо в танцевальную секцию или в спорт. Кроме волевых качеств, спорт развивает координацию, что является крайне позитивной предпосылкой при обучении грамотности.
  • Делайте ребенку легкий массаж шеи и затылка, это позволит разгрузить позвоночник, активизирует кровоток и работу мозга.

Как научить школьника грамотно писать? К утешению родителей дисграфиков, этот «орфографический недуг» исправим. Важно обратиться к специалисту вовремя и заниматься систематически. Смогут ли родители побороть дисграфию сами? Если речь идет о диагнозе, то помощь специалиста необходима. Как распознать серьезные нарушения в письменной речи ребенка? Об этом говорят некоторые признаки…

Признаки дисграфии при безграмотном письме

Дети, подверженные дисграфии не любят писать. Их тетрадки неряшливы, почерк постоянно меняется: от плохого до совершенно нечитабельного. Если не заниматься коррекцией, это нарушение становится причиной комплексов и трудностей в письме (во время экзаменов, на работе, в быту). Между тем, недуг может поразить даже интеллектуала – нередко умные, развитые дети оказываются совершенно беспомощными, когда перед ними кладут чистый лист и шариковую ручку:

  • Ошибки в тетрадках повторяются, их много, хотя малыш старательно учит правила.
  • У школьника плохой почерк, он путает буквы, пишет их не в ту сторону, заменяет, дописывает лишнее.
  • Почерк дисграфика может зависеть от настроения и самочувствия.
  • При всех «письменных» недостатках, дисграфики могут неплохо рисовать.

Как научить ребенка писать без ошибок? Важно помнить, что причины диграфии и дислексии (нарушений чтения, которое часто сопутствует дисграфии) могут быть разными – от педагогической запущенности (и тут виновны исключительно родители) до особенностей генетики. Как видите, вины школьника и в том и в другом случае нет, поэтому он нуждается в помощи и не заслуживает упреков и порицаний.

Возможно, малыш просто не хочет учиться, может быть, ему неинтересно. И тогда необходима альтернатива. Скучный учебник с успехом заменяет увлекательное пособие, например, “Секреты орфографии”Граник Г., где правила сочетаются с заданиями для закрепления.Попробуйте начертить схемы правил или заучить их с помощью мнемонических символов. Устройте игрушечную школу с настоящими атрибутами: маленькой доской, мелом, крошечными тетрадками и дневниками.

Правильное письмо: как преодолеть ошибки

Чтобы научить ребенка писать грамотно, нужно разобраться, как происходит процесс письма и какие качества мышления необходимо развивать:

  • Память руки – в основе этого фактора лежит двигательная память. Написав трудное слово несколько раз, школьник запоминает его и может вспомнить орфографию автоматически, не задумываясь.
  • В связи с правилом, озвученным выше, возникает вторая предпосылка: нельзя допускать ошибки. Написав слово с ошибкой хотя бы один раз, мы фиксируем ее в памяти. В следующий раз мы ошибемся там же почти наверняка. Если ученик не знает, как написать слово, пусть лучше задаст вопрос или подсмотрит в книге.
  • Слух, а именно способность различить звуки речи, определять их характеристики, привязывать их к правилам – одна из главных предпосылок грамотности.
  • Орфографическая артикуляция, самодиктант, проговаривание слова так, как оно пишется, задействует сразу несколько видов памяти: слуховую, артикуляционную (двигательную), орфографическую. Кроме того, ребенок учится принимать решение, тренирует мозговые процессы, отвечающие за грамотность при письме. Это же прием можно применять и на уроках, только проговаривать нужно шепотом.
  • Письмо с комментариями – высший пилотаж правильного письма. Прежде, чем написать, школьник поясняет правило, которое собирается применить. Это упражнение способно довести орфографические навыки до полного автоматизма.

Необычные методы обучения грамотному письму

Как научить ребёнка писать без ошибок? Попробуйте с ним позаниматься сами, но не усаживайте за рабочий стол, а предложите нечто интересное и необычное.

  • В течении 5-10 минут в день (в средней школе – около 15 минут) пусть ребенок читает «как иностранец» – по слогам, выделяя ударную гласную, проговаривая так, как написано(кО-рО’–ва пО’-шла на луг ЙЭсть тра-вУ’). Темп чтения постепенно ускоряется.
  • Распечатайте орфографический словарь (найдете в конце учебника) и включите в «иностранное» чтение короткие отрывки по полтора-два десятка слов.
  • Пару раз в неделю пишите диктанты из 5-7 словарных слов. Попросите ребенка проверить свою работу и даже поставить оценку.
  • Распечатайте крупным шрифтом отрывок из классики – Бунина, Толстого, Ушинского. Дайте малышу фломастер, маркер, красную ручку, корректор – пусть сегодня вычеркнет в тексте все буквы О, в другой раз – У, и так далее. Меняйте «орудия труда», давайте посильные задания – так Вы сохраните интерес к игре, потренируете внимание и усидчивость.
  • Готовим распечатки, как сказано выше. В один из выходных дней, просим маленького школьника выполнить такое задание: прочитай; спиши, предварительно проговаривая трудные слова по слогам 2-3 раза; проверь себя (так как это задание достаточно объемное, для списывания берут небольшие тексты).

Кроме классики, существую современные пособия, разработанные опытными авторами для повышения грамотности детей:

  • сборники Узоровой О.
  • орфографические «задачники» Ахременковой Л.
  • книга “Тексты для списывания 2 класс”
  • учебник “Контрольное списывание 1 класс”, Ушаковой О.
  • вспомогательные пособия Шкляровой Т.

В Вашей семье растет отличник? — В этом немалая заслуга взрослых. Высший балл по предмету – это оценка и родительского труда также. Но не стоит унывать, если первоклашка взял не очень удачный старт и немного отстал на дистанции. Почти все нарушения можно исправить, главное стремиться к этому и быть целеустремленной командой!


Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о" .

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению . Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.

Как учить ребенка писать правильно – это очень обширная тема. Сегодня я хочу затронуть вопрос, как научить ребенка списывать без ошибок ?

Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно .

Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется, что списать текст – это очень просто?Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.

А наш малыш только , и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок?

Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.

Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время, интерес, а значит получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

Списываем слово.

1. Прочитай слово.

2. Повтори его.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.

5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

Прочитывая слово целиком и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.

Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что .

Следующим этапом будет списывание предложений. Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.

Списываем предложение.

1 Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.

Все кажется очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

Конечно, в школе всему научат. Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но это тот случай, когда лучше рано. Если ребенок научится писать без ошибок , списывать правильно , тогда у него сразу будет формироваться правильная позиция успешного ученика и .

Есть вопросы? Пишите в комментариях